Что включает в понятие правовая система. Правовая система российской федерации

Правовая система - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, взаимодействующих социально однородных юридических средств, с помощью которых государственная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений.

Правовая система образуется в связи с правом и базируется на нем, отсюда ее название. Однако она не сводится только к праву, а значительно шире его. Правовая система - комплексное образование.

В каждой правовой системе можно выделить свои системы и подсистемы, узлы и блоки. При этом элементы, входящие в правовую систему, неодинаковы по своему значению, содержанию, юридической природе, удельному весу в рамках цельной правовой системы, самостоятельности, степени воздействия на иные компоненты и др.

Правовая система является частью общесоциальной системы. В современном мире существует большое многообразие различных правовых систем, каждая из которых отличается какими-либо особенностями.

Правовая система включает в себя все, что имеет правовую (юридическую) окраску. К ее основным элементам относятся:

  • 1) действующие правовые нормы и система источников права;
  • 2) особенности правосознания и правовой культуры, правовые понятия, юридическая наука и правовая идеология, правовая политика;
  • 3) система правоотношений, состояние правопорядка и законности;
  • 4) юридическая практика;
  • 5) юридическая техника.

В рамках теории государства и права при изучении понятия "правовая система" выделяют следующие правовые категории: национальная правовая система, правовая семья и группа правовых систем.

Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

В правовой системе воедино слились естественные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации.

При изучении правовой системы общества обычно целесообразно использовать системный подход, который позволяет различать пять уровней: субъектно-сущностный; интеллектуально-психологический; нормативно-регулятивный; организационно-деятельностный; социально-результативный.

Субъектно-сущностный уровень выделяется для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы. Именно человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и его объединения (общественные организации и движения, акционерные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации и государство в целом), обладающие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы.

На интеллектуально-психологическом уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание (индивидуальное и общественное). Совокупность таких, казалось бы, разнокачественных явлений, как знания, эмоции, чувства, идеологические и религиозные взгляды и догмы, нравственные постулаты, позволяют человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение к ней, а также выявляют мотивы правового поведения.

Исследование нормативно-регулятивного уровня правовой системы позволяет сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают и нормы права. Они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым, так или иначе, сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое.

Правовые нормы выступают одновременно в качестве аккумуляторов и проводников государственной воли народа, возведенной в закон, т.е. в качестве источников той политико-правовой энергии, которой заряжена вся масса нормативного ядра системы. Выступая носителем подобной энергии, они, будучи элементами правовой системы, притягивают к себе и заставляют работать все иные компоненты, в результате чего образуются структурно-функциональные блоки уже иного порядка. Норма первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование правовой системы. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым, так или иначе, сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое.

В статическом состоянии правовая система выступает как совокупность юридических норм, принципов и институтов (нормативная сторона системы), совокупность правовых учреждений (организационный элемент) и совокупность правовых взглядов, идей и представлений, свойственных данному обществу (идеологический элемент).

Нормативный срез высвечивает основную социальную функцию правовой системы - регулирование общественных отношений, а также основные цели и направления правового воздействия на развитие общества.

Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.

Социально-результативный уровень правовой системы характеризует, с одной стороны, то, насколько человек как субъект права освоил правовую действительность, как он «живет» в ней, а с другой - то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода режимы и состояния, позволяющие представить себе определенные результаты действия юридических норм (правовая культура, законность, правопорядок). На этом уровне заложенные в праве свободы, возможности и требования органично вплетаются в социальную и политическую материю. Здесь наиболее четко проявляются сущностные качества правовой системы, имеющие важное значение для формирования и функционирования политической системы общества.

Структура правовой системы включает в себя право, правовую идеологию, правосознание, юридическую практику и др.

Правовая система может пониматься в двух смыслах.

В широком смысле правовая система представляет собой правовую организацию общества, «совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей».

В узком смысле правовая система сводится к объективному праву и рассматривается как «целостное единство правовых актов и норм национального права, разделённых на основе внутреннего согласования на части (правовые институты и отрасли права) в соответствии с предметом и методом правового регулирования, связанные между собой иерархическими и координационными отношениями и имеющие своим центром правовые принципы, в концентрированной форме выражающие сущность, цель, основные задачи и функции права».

Правовая картина мира складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они в той или мере взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают, хотя и в разной степени, воздействие друг на друга.

Каждая страна строит правовую систему, беря во внимание свои индивидуальные особенности исторического развития. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику для обществ с весьма различными структурами, правилами и вероисповеданиями. Поэтому правовые системы различных государств отличаются друг от друга и имеют свои характерные черты. Эти отличия бывают очень значительными.

В современном мире обычно различают следующие правовые массивы: национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем.

Национальная правовая система - это конкретно-историческая система права, законодательства, юридической практики и правовой идеологии отдельной страны, государства. Национальная правовая система - составная часть того или иного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

Предназначение "национальной правовой системы" заключается в отображении целостного комплекса правовых явлений конкретного общества, обусловленного объективными закономерностями его развития, осознаваемого и воспроизводимого людьми и их организациями.

Вследствие наличия большого многообразия видов правовых систем, в современном мире их принято классифицировать по различным критериям. При этом существуют разные подходы к вопросу об их классификации.

В основе сравнительно-правового анализа национально-правовых систем, их особенностей лежат определенные признаки, к которым чаще всего относят:

  • - происхождение правовых систем (их генезис), включая исторические предпосылки;
  • - источники права;
  • - роль судов и судебной системы в целом;
  • - правосознание и правовую культуру; и др.

Особенно важно подчеркнуть, что существует множество оснований классификации правовых систем, поскольку каждый исследователь принимает за основу разные критерии классификации. В силу того, что во многих государствах мира, включая Россию, международно-правовые нормы объявлены составной частью их правовых систем или права, в состав нормативной компоненты понятия "национальная правовая система" должны быть включены не только нормы внутреннего права соответствующей страны, но принципы и нормы международного права. Сюда же следует отнести и нормы права иностранных государств, в случае их применения на территории данной страны в рамках коллизионного метода регулирования.

Учёные давно доказали тот факт, что человек является прежде всего социальным существом. Это означает - все люди могут существовать исключительно в среде, где присутствуют им подобные. В данном случае большую роль играет общение и психологический контакт. Представленная особенность существует из-за одного ключевого фактора, которым люди обладают в силу своего физиологического отличия. Этим фактором является сознание. Благодаря ему каждый из нас может думать и принимать решения, решать сложные задачи и т. п. Но постоянный социальный диалог в человеческой среде вызывает потребность в регулировании возникающих общественных отношений.

На протяжении многих столетий люди пытались найти максимально эффективный способ их регулирования. В процессе этих поисков было найдено множество решений, начиная от насилия и заканчивая народными собраниями. Проблема заключалась в том, что все подобные решения не были достаточно эффективными. Однако ответ все же был найден. На сегодняшний день нет лучшего отношений, чем право. Развитость этого социального явления настолько велика, что право стало основой целых структур, одной из которых является правовая система. В бытует множество мнений и теоретических наработок по этой теме. В статье мы попытаемся проанализировать, а также предоставить понятие правовых систем, дать характеристику их структурам.

Что такое правовая система?

Нужно заметить, что понятие правовых систем варьируется в зависимости от научного подхода и принципов конкретной юридической школы. Вдобавок к этому большое значение имеют правовые особенности конкретного государства. Но в данной статье мы будем основываться на информации отечественной школы теории государства и права. На сегодняшний день общее понятие правовой системы гласит, что это структура, присущая каждому конкретному государству и состоящая из трёх элементов: системы права, права реализации, правовой культуры. Представленное понятие является наиболее «классическим», если можно так утверждать. В иных государствах понимание этой структуры может видоизменяться из-за правовых особенностей самой страны. В данной статье мы для примера охарактеризуем структуру и понятие российской правовой системы.

Путаница терминов

Очень часто понятия "правовая система" и "система права" путают. В этом случае нужно быть предельно внимательным. Невзирая на то, что термины идентичны, с логической точки зрения их смысл в юридической области знаний абсолютно противоположный. Чтобы дифференцировать их, нужно понимать: является лишь одним из элементов правовой системы. Путаница также возникает, когда анализируется понятие правовой системы и правовой семьи. Об особенностях данных структур будет рассказано далее в статье. Но следует оговориться, что правовые семьи - это структуры, элементами которых являются национальные правовые системы тех или иных государств. Таким образом, для преодоления непонимания того или иного термина нужно знать, какой смысл он несёт в науке.

Понятие правовой системы общества - три подхода теоретического осмысления

Правовая система, понятие, характеристика которой будут представлены в этой статье далее, совершенно по-разному осмысливается различными учеными в отечественной школе теории государства и права. Существует всего три основных подхода, а именно:

1. Приверженцы первого подхода утверждают, что правовая система общества, понятие и структура которой представлены в данной статье, является совокупностью всех без исключения актов государственного нормотворчества. Иными словами, рассматривается исключительно форма выражения и закрепления норм. Тут большое значение играет иерархичность нормативных актов и их юридическая сила.

2. Второй подход характеризует правовую систему не только через призму позитивного права, но также и через некоторые сопутствующие элементы юридической действительности. Как правило, к числу сопутствующих элементов относится правовая идеология и судебная практика. На просторах Российской Федерации этот подход не нашёл большой поддержки.

3. Третий можно назвать наиболее стандартным. Согласно ему, все правовое поле государства входит в понятие правовой системы. Основные правовые системы при этом являются, по сути, ключевыми признаками государства. Таким образом, любые юридические элементы прямо относятся к правовой системе.

Из чего следует вывод. Наличие стольких теорий свидетельствует о том, что учёные все еще пытаются разработать наиболее стандартное понятие правовых систем.

Элементы

Понятие и систем полностью зависят от их структурных элементов. Существует множество научных подходов к пониманию структуры той или иной юридической структуры. Однако, как правило, выделяют три основных элемента, которые присутствуют абсолютно во всех системах. К ним относятся: система права, правовая культура и реализация права. Каждый из представленных элементов несёт собственный эффект на общественные отношения, другими словами, они по-своему регулируют все социальные процессы. Помимо этого, следует отметить, что все элементы, в свою очередь, также являются структурированными.

Понятие системы права

Ранее мы указали, что правовая система общества, понятие и структура которой представляется в этой статье, сильно зависит и даже в некоторых случаях путается с понятием «система права». Следует помнить, что последняя - это один из структурных элементов национальной юридической системы. Помимо этого, данный элемент отображает внутреннее строение права вообще. Другими словами, система права - это юридическая иерархия существующих норм. Но не следует путать эту иерархию с системой нормативных актов. Потому что НПА - это позитивное право, а для системы права имеют значение все нормы и обычаи, санкционированные государственной властью. Таким образом, правовая система, понятие и структура которой представлены в статье, характеризуется внутренним строением элементов правореализации, а именно - системой права.

Структура системы права

Следует отметить, что система права является структурой из взаимодополняющих друг друга элементов. То есть её анализ идёт «сверху», от наиболее значимых или же больших структур, до самых маленьких элементов. Анализ системы легко проводить потому, что практически в любом государстве она одинакова. Таким образом, выделяют следующие элементы: отрасль права, институт и норма права.

1. Если брать во внимание систему права Российской Федерации, то тут отрасли права представляют собой совокупность правовых норм и институтов, которые объединены общим предметом регулирования. Иными словами, отраслями регулируются однородные общественные отношения. Примером отрасли права являются гражданское, уголовное, жилищное, семейное право и т. п.

2. Институты права - это составляющие элементы отраслей. Но они, в свою очередь, состоят из похожих правовых норм. Потребность в институтах возникает в тех случаях, когда какое-либо общественное явление регулируется большим количеством норм. Отличным примером института можно назвать брачный договор в семейном праве.

3. Норма права является самым «маленьким» элементом системы права. Однако данный факт не умаляет его значение. В нормах права прописан сам предмет правового регулирования.

Правовая культура общества

Понятие правовых систем, а точнее, структура этой категории, включает в себя такой элемент, как правовая культура общества. Следует отметить, что это одна из главных структурных составляющих любой страны и, в частности, Российской Федерации. Правовая культура прежде всего свидетельствует о развитости населения и его отношения к праву в целом. Это проявляется в степени правопорядка и законности. Ведь правовая культура проявляется в конкретных поведенческих признаках. В вере людей в эффективность юридических норм. Таким образом, правовая культура общества - это определённого рода система ценностей, идей правового характера, навыков, традиций и поведенческих стереотипов, которые являются приемлемыми в отдельных социальных группах. Как правило, перечисленные факторы используются в указанных группах для внутреннего регулирования отношений между её членами.

Проявление правовой культуры общества

Чтобы общественные отношения подчинялись тенденциям определённых были выработаны конкретные виды их непосредственного проявления. Ведь правовая культура, по сути, ничего не значит, если не несет реальный эффект. Выделяют четыре основных вида её проявления, а именно:

Правовые институты, нормы;

Правовые идеи;

Правовые учреждения;

Правовые проступки.

Следует отметить тот факт, что общественная правовая культура также зависит от развитости правовой инфраструктуры государства, эффективной юридической деятельности и законодательства, которое прежде всего должно отвечать конституционным нормам.

Реализация права

Правовая система общества, понятие и структура которой представлены в статье, содержит в своём составе такой важный элемент, как правореализация. По сути, эта часть системы отвечает за фактическую реализацию конституции, законов и иных нормативных актов в Российской Федерации. В теоретическом смысле реализация права - это фактическое возложение норм правовых актов государства на его граждан, для исполнения положений этих актов в реальной жизни. С целью повышения эффективности действия правовых норм той или иной отрасли в теории права разработаны специальные формы правореализации.

Формы реализации национального права

В классическом варианте учёные выделяют три основные формы реализации права, а именно:

1. Использование, то есть реализация субъектами права своих возможностей. Иными словами, использование личных правомочий.

2. Исполнение - это деятельность по реализации обязывающих норм, когда субъект права действуют по строгим предписаниям закона.

3. Соблюдение является пассивной категорией. Оно проявляется в сохранении действующего в государстве и воздержании от совершения правонарушений.

Таким образом, посредством представленных норм граждане России могут своими активными или же пассивными действиями поддерживать правовую систему государства.

Правовые семьи

Следует отметить тот факт, что правовая система, понятие и структура которой представлены в статье, является уникальной. Поэтому в мире не существует абсолютно идентичных структур подобного типа. Тем не менее, если сравнить эти категории, то можно увидеть некоторые неизменные особенности. Таким образом, учёные выяснили, что в нескольких правовых системах можно найти общие закономерности. Дабы как-то охарактеризовать ряд однотипных систем, были придуманы такие категории, как правовые семьи. Таким образом, правовая семья - это ключевое понятие сравнительного правоведения, которое представляет собой совокупность похожих национальных правовых систем, на определённой территории. Как правило, в единую семью входят системы, которые объединяют общие источники, история формирования, структура, функции и т. п. На сегодняшний день выделяют следующие виды правовых семей, а именно:

Англосаксонская;

Романо-германская;

Религиозная правовая семья;

Семья традиционного права.

Заключение

Итак, в статье мы раскрыли понятие системы правового регулирования в Российской Федерации. На сегодняшний день данная проблематика является одной из ключевых в теории государства и права. Потому что наработки в этом направлении помогут повысить эффективность права как основного регулятора правоотношений в нашем государстве.

В. К. Бабаев

1. Понятие правовой системы.

2. Элементы правовой системы и их характеристика [юридическая наука, правовые понятия, юридическая техника - правовые аксиомы, конструкции, символы, презумпции, фикции].

1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Понятием «правовая система» отечественное правоведение оперирует примерно с середины 80-х годов, но к настоящему времени эта категория, наряду с категориями экономической, политической, социальной систем, прочно вошла в научный и повседневный обиход. Она объединяет все элементы правовой материи, позволяет увидеть связи между ними, степень их разработки, нацеливает правотворческие, правоприменительные и правоохранительные органы на решение практических задач.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Правовая система образуется в связи с правом и базируется на нем, отсюда ее название. Однако она не сводится только к праву, а значительно шире его. Правовая система - комплексное образование. Она включает все, что имеет правовую (юридическую) окраску. По верному замечанию американского юриста Лоуренса Фридмэна, «именно структура правовой

86_В. К. Бабаев

системы - ее скелет или каркас - является длительно существующей частью, придает форму и определенность целому» .

К ее основным элементам относятся:

1) явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика);

2) право и выражающее его законодательство;

3) правовые отношения;

4) юридическая практика;

5) юридическая техника.

Правовая система является важнейшим инструментом общественно-экономического развития и преобразования многих сторон социальной жизни.

В этой связи правовая система современной России в соответствии с потребностями развития общества требует существенной переработки и обновления.

Это и происходит в настоящее время по следующим направлениям: осмысление юридической наукой происходящих процессов и их прогнозирование; существенное обновление и переработка действующего законодательства, создание нормативно-правовой базы рынка; развитие и углубление демократических, гуманистических и нравственных начал в жизни общества; защита личности и собственности; максимальная увязка правовой системы с экономической, политической, социальной и другими системами, что позволит эффективнее использовать потенциальные возможности юридических средств.

Правовую систему не следует смешивать с юридической надстройкой.

Юридическая надстройка - составная часть правовой системы, включающая в себя правовые взгляды, правовые нормы, правовые отношения и правовые учреждения. Юридическая надстройка призвана показать место правовых явлений по отношению к экономике, производственным отношениям, подчеркнуть вторичность правовых явлений и первичность, определяющую роль отношений базисных. Понятие же правовой системы шире по объему (количеству входящих в нее

Правовая система общества_87

элементов) и иное по своему функциональному назначению, так как служит выражению внутренних связей правовых явлений, их структуры и организации. В настоящей лекции относительно подробно рассматриваются те элементы правовой системы, которые обойдены вниманием в учебниках по теории государства и права, но в науке, в законодательстве и при его применении играющие значительную роль. Ряд элементов (таких, как право, правоотношение, правовая культура и др.) основательно рассмотрен в последующих главах курса.

Понятие "правовая система" употребляется в двух значениях. Во-первых, для характеристики историко-правовых и этнокультурных особенностей национального права разных государств и народов, а во-вторых, для характеристики совокупности национальных правовых систем, объединенных общими чертами и признаками. В настоящее время в юридической науке в большинстве случаев наиболее верным признается второй подход и под правовой системой понимают совокупность национальных правовых систем, которые базируются на общих для них принципах правопонимания, правотворчества и правоприменения.

Правовая система – совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации (правоотношений).

Правовую систему не следует отождествлять с понятием системы права, которая является лишь частью правовой системы.

В современном мире каждое государство имеет свою правовую систему, возможны даже случаи, когда в одном и том же государстве действует несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные отношения.

Каждая национальная правовая система уникальна, однако, сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом, формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями или правовыми кругами.

Наиболее известной является классификация правовых систем французского ученого Р. Давида, в соответствии с которой выделяются:

  • – романо-германская правовая семья;
  • – англо-саксонская правовая семья;
  • – религиозная (восточная) правовая семья;
  • – славянская (социалистическая) правовая семья;
  • – другие правовые семьи.

Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы большинства стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основным источником права в национальных правовых системах, входящих в эту семью, является нормативный акт.

В результате колонизации романо-германская система распространилась на обширные территории. Вместе с тем происходила и ее добровольная рецепция, в результате которой данная правовая система получила распространение в ряде стран, которые не находились под господством европейцев, но куда проникали европейские идеи и были сильны прозападные тенденции. Вне Европы относящиеся к романо-германской семье правовые системы обрели некоторые ее специфические черты, которые требуют их отнесения к различным подгруппам. Но во всех этих странах существовала еще до рецепции собственная цивилизация, имевшая свои правила оценки поведения и свои институты. Рецепция поэтому во многих случаях была лишь частичной: определенная часть правоотношений (и особенно правовой статус личности) регламентировалась традиционными нормами.

Источниками права романо-германской правовой системы выступают законы, за которыми признается доминирующая роль в регулировании общественных отношений, а также обычаи, общие принципы права, судебная практика и правовая доктрина, которые играют незначительную роль и в основном оказывают влияние на формулирование норм права, которые впоследствии закрепляются в нормативных правовых актах.

К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и Новой Зеландии. Прародительницей этой правовой семьи является Англия, которая, будучи колониальной державой, оказывала огромное влияние на формирование правовых систем зависимых государств.

В основе регулирования общественных отношений в этой правовой семье лежит принцип stare decisis (лат. – стоять на решенном), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Таким образом, основным источником права в данной правовой семье является общее право (Common Law), которое в различные исторические этапы развития Англии дополнялось правом справедливости (Equity Law), которое сформировалось в связи с развитием товарного производства и также является прецедентным, и статутное право (Statue Law), которое имеет парламентское происхождение.

В США судебные прецеденты также являются довольно значимым источником права и оказывают большое влияние на формирование законодательства. Однако, в США, во-первых, право отражает его федеративное устройство, где действует федеральное право и право штатов, а, во-вторых, установлено свободное действие прецедентов, т.е. суды не связаны ни своими решениями, ни решениями вышестоящих судов. Кроме того, в США законодательство и нормативные правовые акты органов исполнительной власти также играют немаловажную роль в регулировании общественных отношений.

Религиозная правовая семья – это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. В основе религиозной правовой системы лежит какая- либо система вероучения.

Так, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами, она содержит и установления нормативно-юридического характера. Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка и представляющее собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма – третий источник мусульманского права – комментарии ислама, составленные его толкователями – докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

Мусульманское право сформировалось в глубоком Средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Характерные черты этого права – архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов – продуктов деятельности государства.

Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно распространяется практически на всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией – индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности – почти две тысячи лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности, индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих нор наиболее ощутимо – семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.д.

Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной правовой системы имеет определенную новизну и поэтому нуждается в дополнительном обосновании.

Особенностью приведенного варианта совокупности правовых систем, включающих самостоятельную семью славянского права, является стремление отразить подход уже известных типологий, выделяющих в отдельную – славянскую правовую семью, связанную с изменениями на карте современной Европы. Из представленной классификации не выпадает (в отличие от некоторых современных трактовок) правовая общность, образуемая странами в основном славянского этнического происхождения, относимыми в свое время к социалистической правовой семье. Конечно, здесь идет речь о государствах бывшего социалистического содружества – СССР, ГДР, СФРЮ, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Румынии, которые составляли, в частности, по мнению французского компаративиста Р. Давида, особую семью социалистического права.

Основанием для выделения этой правовой общности в качестве отдельной, специфичной правовой семьи были, в свое время, социально-экономические и идеологические критерии, находившие концентрированное выражение в понятиях "общественно-экономическая формация", "социальный строй общества", которые с помощью права стремилась утвердить и развивать государственная (политическая) власть названных стран. В традиционной для нашей науки классификации правовых семей на семьи общего, романо-германского (континентального), традиционно-обычного, религиозного и социалистического права использовалось сразу несколько, довольно разнохарактерных критериев – от технико-юридических до социально- экономических и идеологических. Такая классификация соответствовала устоявшимся научным подходам и главное – государственно-правовым реалиям мира. Поэтому она была общепризнанной в советской юридической литературе.

В настоящий период данная типология нуждается в определенных уточнениях, вытекающих из новой политической, социально-экономической и духовной ситуации, сложившейся в правовом мире в связи с распадом СССР, европейской социалистической системы, эволюцией общественно-политического строя стран, входивших в зону социалистического права.

Фундаментальные изменения, происшедшие в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в восточноевропейских странах, появление на политической карте мира новых государств – независимой России, объединенной Германии, самостоятельных Чехии, Словакии, Хорватии, Македонии, Украины, Белоруссии и других – свидетельствует о необходимости теоретического анализа положения, сложившегося в правовом пространстве некогда единого социалистического сообщества Восточной Европы.

Главный вопрос: какова природа национальных правовых систем стран бывшего социалистического лагеря? Какими критериями необходимо пользоваться, чтобы с достаточной точностью выразить их правовую природу и соотнести ее со спецификой уже имеющихся правовых общностей?

По сути дела, речь идет о новой политической, социально-экономической и, соответственно – законодательно- юридической ориентации государств, вошедших в полосу своего социального обновления. Эта ориентация имеет стратегически важное значение для национальных государственно-правовых систем России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Казахстана, других ныне независимых и самостоятельных стран, их правовых культур.

Поэтому данный вопрос уже сейчас представляет собой большую не только теоретическую, но и геополитическую, идеологическую, международно-практическую сложность. Правовой аспект этой проблемы в современной юридической литературе только еще начинает осознаваться и обсуждаться.

Существует точка зрения, согласно которой правовые системы стран, входивших в социалистическое содружество, ранее принадлежали к романо-германской правовой семье и поэтому сейчас речь идет лишь об их "возвращении" в это сообщество. Надо сказать, что на этой позиции основана сейчас официальная юридическая политика подавляющего большинства новых государств, включая Россию, их внешнеполитические ориентации, концепции реформирования социально-экономического уклада.

Однако принятие данной позиции будет означать, что бывшие социалистические страны и прежде всего республики СССР – ныне самостоятельные государства, должны постепенно (или как можно быстрее) интегрироваться в западный мир: его политику, идеологию, экономику, систему духовно-нравственных ценностей без учета особенностей своего исторического развития, что представляется не верным и не очевидным.

Правовая система - понятие сложное и многоплановое, она содержит в себе целый комплекс компонентов, оказывает нормативно-организационное воздействие на общественные отношения. Элементы правовой системы объединены общей целью, задачами, они исполняют некоторые общие функции, что, между прочим, не свидетельствует об однородности и идентичности последних. Правовая система приоритетно и чаще всего рассматривается в контексте связи с государством как основным носителем публичной власти. И сравнительное правоведение, являясь составной частью общетеоретической юридической науки, обращенной к государственно-правовым явлениям современного мира, на основе проводимого сопоставления выделяет по различным основаниям сложившиеся виды правовых систем государств или их правовые семьи. Соответственно в тени либо недостаточно исследованными остаются иные аспекты, непосредственно вытекающие из сути правовой системы как объективно сложившейся и исторически обусловленной совокупности взаимосвязанных правовых явлений и институтов не только конкретного государства, но и иных образований, имеющих место в современном мире. И потому принципиально важно оговорить следующее: правовые системы выделяют не только на уровне государства. Вполне обоснованно рассматривать как государственные правовые системы, так и внутригосударственные

Такое выделение типов правовых систем представляется обоснованным, хотя и неполным. Государственно-организованные образования самого различного типа являются элементами публичного устройства обществ или сообществ на протяжении практически всего их развития в последние пять с половиной тысячелетий. Не менее половины из современных государств были колониями под управлением европейских стран, а XX столетие дает нам многочисленные примеры государств, не признаваемых международным сообществом (в том числе РСФСР и СССР в первые 10 - 15 лет их существования). Все они обладают нормативно-организованной системой, основанной на собственном праве и правореализующей деятельности специальных учреждений. Если попытаться обобщить имеющиеся в теории государства разновидности современных государственно-организованных образований, то, на наш взгляд, практически ими являются:

Государства, представляющие собой особые организации суверенной публичной власти, распространяющие ее посредством права на всю территорию и население страны;

Внутригосударственные образования как пользующиеся определенной самостоятельностью части единого союзного государства;

Зависимые территории, находящиеся под властью метрополии, но обладающие собственными властными структурами, которые организуют непосредственное управление населением посредством нормативных предписаний;

Государственноподобные образования, которые являются так называемыми непризнанными государствами.

Правовые системы государств:

Государства с одноуровневыми правовыми системами, под которыми понимается совокупность права, правовой культуры и юридической практики отдельно взятого так называемого простого унитарного государства, в котором вся территория делится на административные единицы, чей государственно-правовой статус полностью определяется и регулируется правовой системой данного государства (таковыми являются, например, правовые системы Эстонии, Польши или Беларуси);

Государства с двухуровневыми правовыми системами, которые возникают и оформляются в странах со сложным государственно-правовым устройством, учитывающим, в частности, юридические особенности автономных образований в иных унитарных государствах (Дания, Украина или Молдова) или специфику субъектов федераций (Канада, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия);

Государства с трехуровневыми правовыми системами, уникальным и единственным примером которых служит Российская Федерация, где помимо федеральной и региональных правовых систем функционируют двойственные системы ряда краев и областей (Красноярский край или Тюменская область), в которые входят автономные округа (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Таймырский и др.);

Государства с параллельными (дуалистическими) правовыми системами, представленные странами, в которых помимо официальных правовых систем существуют и оказывают значительное воздействие на национальное право системы, построенные на религиозных воззрениях, обычаях, традициях или образе жизни народа (примером может быть Индия, где действуют индийское право как нормативная система государства, отраженная в официальных источниках, и индуистское право как неофициальная нормативная система, веками оказывающая заметное влияние на большую часть коренного населения страны).

Внутригосударственные образования или регионы - реальность административно-территориального устройства современных стран. В мире насчитывается свыше 300 региональных структур, входящих на правах самоуправляющихся единиц в состав унитарных или федеративных государств.

Все эти образования объединяет проведение ими в определенной степени самостоятельной и в то же время согласованной с центральной властью правовой политики в пределах региона, наличие собственных законодательных, исполнительных и судебных органов, принимающих и/или реализующих правовые акты на территории образования. Они включают в себя определенные конструктивные элементы региональной правовой системы, такие как: совокупность правовых ценностей, отражающих культурно-исторические, религиозные, национальные, бытовые и иные особенности того или иного региона; правотворчество как нормативно урегулированный процесс создания, изменения или отмены правовых актов данного образования; иерархически организованный правовой массив территориально действующих актов общерегионального значения; реальный процесс правоприменения на территории данного региона.

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности.

Однако, несмотря на свои особенности и различия, эти правовые системы имеют и общие черты, которые позволяют их объединить в так называемые правовые семьи. Понятие «правовая семья» используется лишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем современности. На сегодняшний день различия между правом разных стран значительно уменьшаются, идет процесс их сближения, который обусловлен интеграционными процессами в современном мире.

Правовые семьи образуют объединение нескольких правовых систем различных государств, которые имеют общие корни возникновения и исторического развития, основаны на одних и тех же правовых принципах и нормах, имеют одну и ту же форму выражения. Эти правовые системы имеют одну и ту же общность принципов правового регулирования, которые определяют их содержание. В этих правовых семьях обычно используют тождественные или сходные по своему значению юридические понятия, термины и категории, что объясняется единством их происхождения, распространением (или же рецепцией) целых правовых институтов и норм правовой системы одной страны на другую.

К вопросу о типологии правовых систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься различные критерии - идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и т.д. Юридическая типология позволяет учитывать конкретно-исторические, юридико-технические и иные особенности различных правовых систем.

В научной литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В основу классификации правовых систем современности могут быть положены разные критерии. Так, известный французский ученый по сравнительному правоведению Р. Давид выделяет два критерия классификации: идеологический (факторы культуры, религии, философии, экономической и социальной структуры) и критерий юридической техники. Он указывает, что оба они должны быть использованы «не изолированно, а в совокупности». Исходя из этого, Р. Давид выделяет три главные группы правовых систем: романо-германскую правовую семью, семью общего права и семью социалистического права Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М., 1996. С. 20 - 21.. Эта классификация наиболее популярна в современной юридической науке.

Известный германский юрист К.Цвайгерт в качестве критерия классификации правовых систем берет понятие «правовой стиль», учитывающий пять факторов: происхождение и эволюцию правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природу источников права и способы их толкования; идеологические факторы.

С учетом этих факторов К. Цвайгерт различает следующие правовые системы: романскую, германскую, скандинавскую, англо-американскую, социалистическую, право ислама, индусское право Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. - М., 1995. С. 11. .

В рамках правовой семьи возможна классификация правовых систем и на более мелкие группы. Например, в романо-германской правовой семье выделяют группу французского (романского) права и группу германского права, в правовой семье общего права - группу английского права и группу американского права и т.п. Более расширенную внутрисемейную классификацию дает В. Кнапп, различая, например, в романо-германской правовой семье следующие сферы (группы) правовых систем: французское право, австрийское право, германское право, швейцарское право, сферу права скандинавских стран, смешанные системы права, каноническое право. Самый подробный перечень правовых систем современности представлен в Международной энциклопедии сравнительного права.

При классификации основных правовых систем современности учитываются следующие группы факторов:

Исторический генезис правовых систем;

Система источников права;

Структура правовой системы - ведущие правовые институты и отрасли права.

Классификация правовых семей во многом определяется характером ее источников: юридических, духовных и культурно-исторических. В качестве основного различия между романо-германской системой права и семьей общего права выступают характер и форма источников права. Если романо-германская правовая система является писанным, кодифицированным правом и правоприменитель решает дело, лишь сравнивая конкретную ситуацию с общей нормой, то англосаксонская система общего права характеризуется тем, что в ее основе лежит судебный прецедент, то есть она представляет собой систему некодифицированного права.

На характер формирования источников права, на форму их выражения во многом влияют сложившиеся правовые традиции и культура, образ юридического мышления. Например, для романо-германской правовой системы характерно рассмотрение дел на основе общих, абстрактных норм права, а для английского права - однажды вынесенное судом решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом.

В научной литературе принято выделять следующие основные правовые семьи:

Англосаксонскую;

Романо-германскую;

Мусульманскую;

Социалистическую;

Индусскую.

В отечественной юридической науке, помимо названных правовых семей, выделяют и славянскую правовую систему (Россия, Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия). Названую группу правовых систем, входящих в славянскую семью права, с уверенностью можно отнести к романо-германской правовой системе, так как у них есть много схожих признаков и характерных черт.



Просмотров