Нормативная и организационная основа обеспечения единства измерений. Необходимость правового регулирования метрологической деятельности

Организационной основой метрологического обеспечения является государственная метрологическая служба , которая связана со всей системой стандартизации в стране и представляет собой разветвленную сеть научных и испытательных организаций, способных выполнять весь комплекс научно-исследовательских и практических работ по проблемам достижения единства и требуемой точности измерений в промышленности, строительстве и в научной сфере. В настоящее время всю работу по стандартизации и метрологии в стране возглавляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). В число задач этого ведомства входят:

    руководство деятельностью Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

    установление порядка проведения испытаний и утверждения типа стандартных образцов или средств измерений, выдачи свидетельств об их утверждении, установлении и изменении срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений, а также требований к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядка их нанесения;

    установление порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке;

    установление порядка проведения обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;

    определение требований к выполнению калибровочных работ;

    определение порядка создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него и предоставления содержащихся в нем документов и сведений

Ростехрегулирование осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию деятельности в области обеспечения единства измерений в Российской Федерации; осуществляет международную деятельность по вопросам его компетенции.

В настоящее время метрологическая служба России состоит из Государственной метрологической службы , а также из метрологических служб органов государственного управления и юридических лиц.

Государственная метрологическая служба включает государственные научные метрологические центры (ГНМЦ) и территориальные органы, расположенные в субъектах Российской Федерации, (республиках, автономных областях, автономных округах, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге).

В состав Государственной метрологической службы входят следующие национальные метрологические институты: ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (ВНИИМС, г. Москва), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д.И. Менделеева» (ВНИИМ, г. С.-Петербург), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ, Московская обл.), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений» (ВНИИОФИ, г. Москва), ФГУП «Сибирский государственный научно-исследовательский институт метрологии» (СНИИМ, г. Новосибирск), ФГУП «Уральский научно-исследовательский институт метрологии» (УНИИМ, г. Екатеринбург), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии» (ВНИИР, г. Казань), а также Восточносибирский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений (ВС ВНИИФТРИ, г. Иркутск) и «Дальстандарт» (г. Хабаровск), вошедшие в 2007 г. в состав ФГУП "ВНИИФТРИ".

Органами Государственной метрологической службы являются центры стандартизации, метрологии и сертификации - ЦСМиС (их более 100), расположенные по всей территории России. В Москве расположен Российский центр испытаний и сертификации (РОСТЕСТ-Москва), в Санкт-Петербурге (Тест-С-Петербург). Органы Государственной службы проводят работы по поверке и калибровке средств измерений, осуществляют Государственный метрологический контроль и надзор за обеспечением единства измерений.

Обеспечением единства измерений заняты и другие Государственные службы: Государственная служба времени и частоты и определения параметров Земли (ГСВЧ), Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) , Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД). Ростехрегулирование осуществляет руководство этими службами и координацию их деятельностью.

Метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц создаются для выполнения работ по обеспечению единства измерений, повышения уровня метрологического обеспечения. Такие службы организуют свою деятельность на основе положений Закона РФ "Об обеспечении единства измерений", других законодательных и нормативных документов, регламентирующие вопросы метрологии. Основные задачи, права и обязанности метрологических служб государственных органов управления и юридических лиц независимо от форм собственности определены в ПР 50.732-93 "ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления и юридических лиц".

Метрологическая служба государственного органа управления представляет собой систему, образуемую приказом руководителя государственного органа управления, которая может включать:

    структурные подразделения (службу) главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления;

    головные и базовые организации метрологической службы в отраслях и подотраслях, назначаемые государственным органом управления;

    метрологические службы предприятий, объединений, организаций и учреждений.

К основным задачам метрологических служб относятся:

    обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня и развитие техники измерений в объединениях, на предприятиях;

    определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метрологическому обеспечению исследований, разработки, производства, испытаний и эксплуатации продукции или иных областей деятельности;

    внедрение современных методов и средств измерений, автоматизированного контрольно-измерительного оборудования, информационно-измерительных систем и комплексов (далее - средств измерений), эталонов, применяемых для калибровки средств измерений;

    осуществление метрологического контроля путем калибровки средств измерений, проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа, а также на поверку;

    осуществление надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.

Метрологическая служба предприятия (научно-исследовательской, проектно-конструкторской, технологической организации и учреждения, пользующихся правами юридического лица, независимо от форм собственности) включает отдел (службу) главного метролога и (или) другие структурные подразделения и создается для выполнения задач по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению исследований, разработки, испытаний и эксплуатации продукции или иных областей деятельности, закрепленных за предприятием.

В составе метрологической службы предприятия могут создаваться самостоятельные калибровочные лаборатории, которые осуществляют калибровку средств измерений для собственных нужд или сторонних юридических лиц.

К основным задачам метрологической службы предприятия относятся:

    обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня метрологического обеспечения производства;

    внедрение в практику современных методов и средств измерений, направленное на повышение уровня научных исследований, эффективности производства, технического уровня и качества продукции, а также иных работ, выполняемых предприятием;

    организация и проведение калибровки и ремонта средств измерений, находящихся в эксплуатации, своевременное представление средств измерений на поверку;

    проведение метрологической аттестации методик выполнения измерений, а также участие в аттестации средств испытаний и контроля;

    проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нормативных документов;

    проведение работ по метрологическому обеспечению подготовки производства;

    участие в аттестации испытательных подразделений, в подготовке к аттестации производств и сертификации систем качества;

    осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.

Положение о метрологической службе предприятия утверждается его руководителем по согласованию с органом Государственной метрологической службы по месту расположения предприятия.

Метрологические службы предприятий могут быть аккредитованы на право поверки и (или) калибровки средств измерений.

Заинтересованные метрологические службы юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности этих юридических лиц по их инициативе могут быть аккредитованы на техническую компетентность в осуществлении конкретной деятельности в области обеспечения единства и требуемой точности измерений.

В строительстве и промышленности строительных материалов используется свыше 2,5 тысяч типов приборов, в основном общетехнического назначения. Большинство средств измерения специального назначения, предусмотренных государственными стандартами, в настоящее время в нашей стране серийно не выпускаются и не имеют соответствующих поверочных схем. Для многих технологических процессов в строительстве до сих пор не регламентированы показатели качества, методы и средства измерений, например для вибрационного метода контроля качества строительных конструкций при их изготовлении.

Правовые основы метрологической деятельности

Законодательство в области метрологии

Конституция Российской Федерации (статья 71) устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени. Таким образом, эти положения Конституции РФ закрепляют централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии (единицы величин, эталоны и связанные с ними другие метрологические основы).

Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" , устанавливающий правовые основы обеспечения единства измерений, регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

Закон определяет:

    основные понятия (приведены основные термины и определения в области метрологии);

    требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений;

    государственное регулирование в области обеспечения единства измерений (утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений, поверка средств измерений, метрологическая экспертиза, государственный метрологический надзор, аттестация методик (методов) измерений, аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений);

    порядок калибровки средств измерений;

    порядок аккредитации в области обеспечения единства измерений;

    порядок создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений;

    организационные основы обеспечения единства измерений (федеральные органы исполнительной власти, государственные научные метрологические институты, государственные региональные центры метрологии, метрологические службы, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению единства измерений; метрологические службы федеральных органов исполнительной власти);

    ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

    финансирование в области обеспечения единства измерений;

Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 года N 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг" утверждены:

    порядок утверждения положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц;

    порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений.

Для реализации положений Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии разработаны нормативные документы по метрологии.

Нормативные документы по метрологии

Нормативные документы г осударственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) устанавливают основные требования в области метрологического обеспечения. Первые метрологические стандарты были утверждены в 1966 г, а в 1979 г. - первые руководящие документы (РД 50- ......). В 1973 году в метрологии были введены в практику документы рекомендательного характера - МИ, получившие широкое признание и распространение.

После принятия в 1993 г Закона РФ «Об обеспечении единства измерений) были разработаны нормативные документы в виде правил (ПР), которые проходят регистрацию в Минюсте и имеют обязательный характер.

Основными объектами стандартизации (регламентации) являются:

Общие правила и нормы по метрологии;

Государственные поверочные схемы;

Нормы точности измерений;

Методики выполнения измерений;

Методики поверки средств измерений.

Основополагающие нормативные документы регламентируют практически все метрологические аспекты и виды метрологической деятельности.

В группу основополагающих стандартов, правил (ПР) и рекомендаций метрологических институтов (МИ) входят около 150 документов ГСИ. Большая часть документов ГСИ регламентирует организацию и порядок выполнения различных видов метрологических работ (поверка средств измерений, разработка и аттестация методик выполнения измерений, метрологическая экспертиза технической документации, испытания средств измерений в целях утверждения типа, государственный метрологический контроль и надзор, анализ состояния измерений, аккредитация метрологических служб, типовые положения о метрологической службе и другие вопросы).

Другая часть основополагающих документов ГСИ регламентирует методики проведения метрологических работ (оценивание погрешности измерений, установление межповерочного интервала, оценивание метрологических характеристик средств измерений, выбор средств измерений, расчет экономического эффекта от внедрения средств и методик выполнения измерении, установление значений параметров методик поверки и другие вопросы).

Еще одна часть основополагающих документов ГСИ устанавливает метрологические термины и их определения, единицы величин, классы точности и нормируемые метрологические характеристики средств измерений, формы представления погрешностей и др.

Деятельность по метрологическому обеспечению предприятий и организаций подлежит надзору со стороны Ростехрегулирования. Государственный метрологический надзор за обеспечением единства измерений осуществляют должностные лица Ростехрегулирования- государственные инспекторы. Государственный метрологический надзор осуществляется: за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм; за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Ответственность за нарушение метрологических норм и правил установлена Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений" (ст. 23 - 24). К юридическим лицам, их руководителям и работникам, индивидуальным предпринимателям, а также к должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и подведомственных им организаций, допустившим нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, применяются соответствующие положения действующего законодательства.

6.1 Необходимость правового регулирования метрологической деятельности

Метрология относится к такой сфере деятельности, основные положения которой должны быть закреплены именно законом, принимаемым в соответствии с законодательством страны. Это связано с тем, что все юридические нормы, направленные на охрану прав и законных интересов потребителей, должны регулироваться законодательными актами, принимаемыми высшим законодательным органом страны. Законодательство в области метрологии должно содействовать экономическому и социальному развитию страны путем защиты от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
Деятельность по обеспечению единства измерений (ОЕИ) осуществляется в соответствии с:

  • Конституцией РФ (ст. 71р);
  • Законом РФ «Об обеспечении единства измерений»;
  • Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 №100
  • «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг»;
  • ГОСТ Р 8.000-2000 «Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения».

6.2.Основные положения Закона РФ «Об обеспечении единства измерений»

Цели Закона :

  • защита от недостоверных результатов измерений;
  • содействие научно-техническому и экономическому прогрессу на основе использования эталонов и результатов измерений гарантированной точности;
  • создание благоприятных условий для международных и межфирменных связей;
  • адаптации российской системы измерений к мировой практике.

В отличие от зарубежных стран, где федеральные органы устанавливают только основы законодательства об ОЕИ, в РФ эти отношения регулируются лишь федеральными законодательными актами.
Основные понятия, применяемые для целей Закона
В ст. 1 приведены основные понятия, которые законода-тельно закреплены и принимаются для целей Закона. К ним относятся понятия единства и средства измерений, эталон, метрологическая служба, поверка и калибровка средств измерений, аккредитация на право поверки и др. Необходимо отметить, что эти определения соответствуют официальной терминологии Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).
Государственное управление ОЕИ
Статья 4 Закона определяет орган, который осуществляет государственное управление деятельностью по ОЕИ - ранее это был Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), который после выхода Закона РФ «О техническом регулировании» и реорганизации Правительства РФ с 2004 г называется Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). В этой же статье определена компетенция данного органа.
Единицы величин, средства измерений и выполнение измерений
Статьи 6-8 Закона посвящены единицам величин и средствам и методикам выполнения измерений. В них указывается, что в РФ допускаются к применению единицы величин СИ. Но указано, что правительством РФ могут быть допущены к применению также и внесистемные единицы величин.
В статье 9 указано, что измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методи-ками выполнения измерений (МВИ)
Метрологические службы
Закон определяет состав и компетенцию Государственной метрологической службы и иные государственные службы ОЕИ (ст.10). Государственная метрологическая служба выполняет работы по ОЕИ в масштабах страны и включает:

  • государственные научные метрологические центры (ВНИИМ, ВНИИФТРИ, СНИИМ, УНИИМ и др.);
  • территориальные органы ГМС.

К иным государственным службам ОЕИ относятся:

  • Государственная служба времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ);
  • Государственная служба стандартных образцов состава и свойств вещества и материалов (ГССО);
  • Государственная служба стандартных справочных данных и физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).

Государственная метрологическая служба подчиняется по вертикали только Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии, в рамках которого она существует обособленно и независимо.
Метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц (ст.11) создаются в необходимых случаях для выполнения работ по ОЕИ.
При выполнении работ в некоторых сферах деятельности в соответствии со ст.13 Закона (здравоохранение, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности труда, торговые операции, оборона и др.) создания метрологических служб является обязательным.

6.3 Государственный метрологический контроль и надзор

В ст. 12 определены виды государственного метрологи-ческого контроля и надзора (ГМКиН): государственный метроло-гический контроль (ГМК) и государственный метрологический надзор (ГМН).
Сферы распространения ГМКиН, которые осуществляются с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, указаны в ст.13 Закона. Все разрабатываемые, производимые и находящиеся в эксплуатации СИ делятся на две группы:

  • применяемые в сферах распространения ГМКиН;
  • не применяемые в сферах распространения ГМКиН.

Средства измерений первой группы могут применяться только после утверждения типа, проведения их первичной поверки и последующих периодических поверок в процессе эксплуатации. Для СИ второй группы надзор со стороны государства не проводится.
Государственный метрологический контроль (ГМК) включает:

  • утверждение типа СИ;
  • поверка СИ;
  • лицензирование деятельности на право изготовления, ремонта, продажи и проката СИ.

Утверждение типа СИ - решение (уполномоченного на это государственного органа управления) о признании типа СИ узаконенным для применения на основании их испытаний государственным научным метрологическим центром или другой организацией, аккредитованной на этот вид деятельности Решение утверждается и удостоверяется сертификатом. Утвержденный тип СИ вносится в Государственный реестр СИ.
Поверка СИ - установление органом ГМС (или другим официально уполномоченным на то органом, организацией) пригодности СИ к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установленным обязательным требованиям.
Перечни групп СИ, подлежащих поверке, утверждаются в установленном порядке. Право поверки СИ может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. Порядок аккредитации определяется Правительством РФ. Поверка осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя органом Государственной метрологической службы. Положительные результаты поверки СИ удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством о поверке. Поверительное клеймо может наноситься как на приборы, так и на сопроводительные документы на приборы (паспорта, технические описания и т.п.). Различают несколько видов поверки:

  • первичная поверка, которой подвергаются СИ, изготовленные и отремонтированные в РФ или ввезенные по импорту;
  • периодическая поверка, которой подлежат приборы, находящиеся в эксплуатации;
  • внеочередная поверка проводится в некоторых случаях (повреждение поверительного клейма, ввод в эксплуатацию СИ после хранения и т.п.);
  • инспекционная поверка - это поверка при осуществлении ГМН.

Лицензирование - выполняемая в обязательном порядке процедура выдачи лицензии на осуществление деятельности на какой-либо вид деятельности. Деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СИ, применяемых в сферах распространения ГМКиН, может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь при наличии лицензии. Основанием для выдачи лицензии служит заявление юридического или физического лица и положительные результаты проверки условий осуществления лицензируемого вида деятельности.
Государственный метрологический надзор (ГМН) осуществляется за:

  • выпуском, состоянием и применением СИ;
  • соблюдением метрологических правил и норм;
  • количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций (переход материальных ценностей от одного лица к другому);
  • за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их фасовке и продаже.

Основная цель ГМН - защита интересов граждан и госу--дарства от отрицательных последствий, вызванных недостоверными результатами измерений. Функции ГМН возложены на органы Государственной метрологической службы. ГМКиН осуществляют должностные лица Госстандарта - госу-дарственные инспекторы по ОЕИ, права и обязанности которых изложены в ст. 20 Закона.

6.4 Калибровка СИ

Средства измерений, не подлежащие поверке, могут подвергаться калибровке.
Калибровка СИ - совокупность операций, устанавливающих соотношение между значением величины, полученным с помощью данного средства измерений и соответствующим значением величины, определенным с помощью эталона с целью определения действительных метрологических характеристик этого СИ.
Особенности калибровки :

  • подвергаются СИ, не подлежащие ГМКиН;
  • добровольная процедура;
  • выполняется любой метрологической службой;
  • необязательность (добровольность) аккредитации на право калибровки;
  • следствие разгосударствления процессов контроля за исправ-ностью СИ - отказ от всеобщей обязательности поверки СИ.

Калибровка может проводиться любой метрологической службой. Это добровольная процедура, однако для ее проведения необходимы определенные условия. Основное условие - прослеживание измерений, т.е. обязательная передача размера единицы от эталона к рабочему средству измерений.
Появление калибровки является следствием процесса разгосударствления процесса контроля за состоянием СИ, своего рода либерализация метрологического контроля.
В РФ создана Российская система калибровки (РСК ), в которую входят государственные научные метрологические центры, органы ГМС, метрологические службы юридических лиц, объединенные целью ОЕИ в сферах, не подлежащих ГМКиН.
РСК базируется на принципах:

  • обязательность передачи размеров единиц от государственных эталонов к рабочим СИ;
  • профессионализм и техническая компетентность;
  • самоокупаемость.

6.5 Ответственность за нарушение законодательства по метрологии

В Законе предусмотрена юридическая ответственность за нарушение метрологических правил и норм (ст.25). Устанавливают-ся меры пресечения или предупреждения нарушений:

  • запреты на применение и выпуск СИ;
  • погашение поверительных клейм и аннулирование свидетельств о поверке;
  • изъятие СИ из эксплуатации;
  • выдача обязательных предписаний об устранении нарушений.

Это разновидность административных взысканий , которые применяют государственные инспекторы Госстандарта.
Наряду с этим устанавливаются административная ответственность в отношении должностных лиц, в частности, денежные штрафы от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Гражданско-правовая ответственность наступает в ситуациях, когда причиняется имущественный или личный ущерб (возмещение ущерба).
Уголовная ответственность наступает, когда имеются признаки состава преступления, предусмотренные УК. К ним относятся: халатность, нарушение правил метрологии, выпуск или продажа товаров (услуг), не отвечающих требованиям безопасности.
Дисциплинарная ответственность определяется админи-страцией предприятия на основании Кодекса законов о труде.

6.6 Международные организации по метрологии

Обеспечение единства измерений является также и задачей различных международных организаций по метрологии. В качестве примера ниже кратко рассмотрены две наиболее крупные международные организации по метрологии.
Международная организация мер и весов (МОМВ ) - межправительственная организация, в состав которой входит Международное бюро мер и весов (МБМВ), основной задачей которого является хранение, совершенствование и сличение национальных и международных эталонов, совершенствование метрической системы измерений и т.п. Например, принятие международной системы единиц (СИ), нового определения секунды и метра.
Международная организация законодательной метроло-гии (МОЗМ) учреждена в 1956 г., объединяет более 80 государств. Цель ее - разработка общих вопросов законодательной метрологии: установление классов точности СИ, порядок поверки и калибровки СИ, гармонизация методов сличения, поверок и аттестации эталонов, выработка оптимальных форм организации метрологи-ческих служб и т.п.
Решения МОЗМ носят рекомендательный характер. Россия отвечает в ней за определенные области метрологии -ведет два технических комитета (ТК): «Средства измерений ионизирующих излучений» и «Приборы для физико-химических измерений».

6.7 Метрологическое обеспечение радиационного контроля

Основные вопросы метрологического обеспечения радиаци-онного контроля изложены в ГОСТ Р 8. -2001 Метрологическое обеспечение радиационного контроля. Основные положения.

Область применения - метрологическое обеспечение радиа-ционных измерений с целью соблюдения принципов радиационной безопасности и требований нормативов, а также с целью наблюдения за состоянием и изменением радиационной обстановки.
Основные определения:
Радиационные измерения - измерения величин и парамет-ров, характеризующих источники и поля ионизирующих излучений, а также радиационное облучение объектов (включая людей).
Радиационный контроль - радиационные измерения, выполняемые с целью определения степени соблюдения принципов радиационной безопасности, требований нормативов или с целью наблюдения за состоянием контролируемого объекта.
Метрологическое обеспечение радиационного контроля (МО РК) - установление и применение научных и организационных основ, технических средств, норм и правил, необходимых для получения достоверной измерительной информации о значениях радиационных характеристик контролируемых объектов.
Основные задачи МО РК:

  • обеспечение единообразия применяемых при РК величин и их единиц и основных понятий;
  • получение достоверных результатов РК с корректной оценкой неопределенности измерений;
  • надлежащий контроль качества измерений при РК.

Основные величины в РК (приложение Б)
Средства измерений в РК:

  • деление по функциональному назначению (для представления официальных результатов - группа А и поисковые - группа Б);
  • использование нестандартизованных СИ и их МО;
  • калибровка СИ группы Б;
  • особенности поверки (в ограниченном диапазоне измерений и с корректировкой МХ);
  • содержание свидетельства о поверке.

Методическое обеспечение РК включает:

  • методики радиационного контроля (МРК);
  • методики выполнения измерений радиационных параметров (МВИ).

Возможно объединение этих методик в методике выполнения измерений при РК (МВК).
Правила и процедуры контроля и поддержания качества измерений излагаются в «Руководстве по качеству».

6.8. Государственная система обеспечения единство измерении (ГСИ)

Состав и деятельность ГСИ регламентируется ГОСТ Р 8.000 2000 «государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)». Ниже рассмотрены основные положения и структура указанного стандарта.
Основные определения
В разделе 2 ГОСТ приведены основные термины и сокращения, которые применяются в данном стандарте.
Общие положения
В разделе 3 указывается, что эта деятельность осуществля-ется в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об обеспечении единства измерений» и нормативными документами ГСИ. Уста-новлены следующие уровни ГСИ: государственный, федеральных органов исполнительной власти, юридического лица. ГСИ состоит из следующих подсистем: правовая, техническая, организационная.
Цель ГСИ - создание общегосударственных правовых, нормативных, организационных и экономических условий для решения задач по ОЕИ.
Основные задачи ГСИ :

  • научные исследования по воспроизведению и передачи размеров единиц;
  • установление систем единиц, основных понятий и терминов метрологии;
  • создание и совершенствование эталонов и систем передачи размеров единиц;
  • осуществление ГМНиК;
  • аккредитация метрологических служб.

Состав ГСИ:
ГСИ включает в себя следующие подсистемы:
Правовая подсистема - комплекс взаимосвязанных законодательных и подзаконных актов по ОЕИ
Техническая подсистема :

  • совокупность эталонов единиц величин;
  • совокупность стандартных образцов свойств вещества;
  • совокупность исследовательских, эталонных, измерительных, поверочных лабораторий.

Организационная подсистема :

  • государственная метрологическая служба;
  • иные госслужбы ОЕИ;
  • метрологические службы федеральных органов.

Организационной основой метрологического обеспечения является государственная метрологическая служба , которая связана со всей системой стандартизации в стране и представляет собой разветвленную сеть научных и испытательных организаций, способных выполнять весь комплекс научно-исследовательских и практических работ по проблемам достижения единства и требуемой точности измерений в промышленности, строительстве и в научной сфере. В настоящее время всю работу по стандартизации и метрологии в стране возглавляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). В число задач этого ведомства входят:

    руководство деятельностью Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

    установление порядка проведения испытаний и утверждения типа стандартных образцов или средств измерений, выдачи свидетельств об их утверждении, установлении и изменении срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений, а также требований к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядка их нанесения;

    установление порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке;

    установление порядка проведения обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;

    определение требований к выполнению калибровочных работ;

    определение порядка создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него и предоставления содержащихся в нем документов и сведений

Ростехрегулирование осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию деятельности в области обеспечения единства измерений в Российской Федерации; осуществляет международную деятельность по вопросам его компетенции.

В настоящее время метрологическая служба России состоит из Государственной метрологической службы , а также из метрологических служб органов государственного управления и юридических лиц.

Государственная метрологическая служба включает государственные научные метрологические центры (ГНМЦ) и территориальные органы, расположенные в субъектах Российской Федерации, (республиках, автономных областях, автономных округах, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге).

В состав Государственной метрологической службы входят следующие национальные метрологические институты: ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (ВНИИМС, г. Москва), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д.И. Менделеева» (ВНИИМ, г. С.-Петербург), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ, Московская обл.), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений» (ВНИИОФИ, г. Москва), ФГУП «Сибирский государственный научно-исследовательский институт метрологии» (СНИИМ, г. Новосибирск), ФГУП «Уральский научно-исследовательский институт метрологии» (УНИИМ, г. Екатеринбург), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии» (ВНИИР, г. Казань), а также Восточносибирский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений (ВС ВНИИФТРИ, г. Иркутск) и «Дальстандарт» (г. Хабаровск), вошедшие в 2007 г. в состав ФГУП "ВНИИФТРИ".

Органами Государственной метрологической службы являются центры стандартизации, метрологии и сертификации - ЦСМиС (их более 100), расположенные по всей территории России. В Москве расположен Российский центр испытаний и сертификации (РОСТЕСТ-Москва), в Санкт-Петербурге (Тест-С-Петербург). Органы Государственной службы проводят работы по поверке и калибровке средств измерений, осуществляют Государственный метрологический контроль и надзор за обеспечением единства измерений.

Обеспечением единства измерений заняты и другие Государственные службы: Государственная служба времени и частоты и определения параметров Земли (ГСВЧ), Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) , Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД). Ростехрегулирование осуществляет руководство этими службами и координацию их деятельностью.

Метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц создаются для выполнения работ по обеспечению единства измерений, повышения уровня метрологического обеспечения. Такие службы организуют свою деятельность на основе положений Закона РФ "Об обеспечении единства измерений", других законодательных и нормативных документов, регламентирующие вопросы метрологии. Основные задачи, права и обязанности метрологических служб государственных органов управления и юридических лиц независимо от форм собственности определены в ПР 50.732-93 "ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления и юридических лиц".

Метрологическая служба государственного органа управления представляет собой систему, образуемую приказом руководителя государственного органа управления, которая может включать:

    структурные подразделения (службу) главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления;

    головные и базовые организации метрологической службы в отраслях и подотраслях, назначаемые государственным органом управления;

    метрологические службы предприятий, объединений, организаций и учреждений.

К основным задачам метрологических служб относятся:

    обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня и развитие техники измерений в объединениях, на предприятиях;

    определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метрологическому обеспечению исследований, разработки, производства, испытаний и эксплуатации продукции или иных областей деятельности;

    внедрение современных методов и средств измерений, автоматизированного контрольно-измерительного оборудования, информационно-измерительных систем и комплексов (далее - средств измерений), эталонов, применяемых для калибровки средств измерений;

    осуществление метрологического контроля путем калибровки средств измерений, проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа, а также на поверку;

    осуществление надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.

Метрологическая служба предприятия (научно-исследовательской, проектно-конструкторской, технологической организации и учреждения, пользующихся правами юридического лица, независимо от форм собственности) включает отдел (службу) главного метролога и (или) другие структурные подразделения и создается для выполнения задач по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению исследований, разработки, испытаний и эксплуатации продукции или иных областей деятельности, закрепленных за предприятием.

В составе метрологической службы предприятия могут создаваться самостоятельные калибровочные лаборатории, которые осуществляют калибровку средств измерений для собственных нужд или сторонних юридических лиц.

К основным задачам метрологической службы предприятия относятся:

    обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня метрологического обеспечения производства;

    внедрение в практику современных методов и средств измерений, направленное на повышение уровня научных исследований, эффективности производства, технического уровня и качества продукции, а также иных работ, выполняемых предприятием;

    организация и проведение калибровки и ремонта средств измерений, находящихся в эксплуатации, своевременное представление средств измерений на поверку;

    проведение метрологической аттестации методик выполнения измерений, а также участие в аттестации средств испытаний и контроля;

    проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нормативных документов;

    проведение работ по метрологическому обеспечению подготовки производства;

    участие в аттестации испытательных подразделений, в подготовке к аттестации производств и сертификации систем качества;

    осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.

Положение о метрологической службе предприятия утверждается его руководителем по согласованию с органом Государственной метрологической службы по месту расположения предприятия.

Метрологические службы предприятий могут быть аккредитованы на право поверки и (или) калибровки средств измерений.

Заинтересованные метрологические службы юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности этих юридических лиц по их инициативе могут быть аккредитованы на техническую компетентность в осуществлении конкретной деятельности в области обеспечения единства и требуемой точности измерений.

В строительстве и промышленности строительных материалов используется свыше 2,5 тысяч типов приборов, в основном общетехнического назначения. Большинство средств измерения специального назначения, предусмотренных государственными стандартами, в настоящее время в нашей стране серийно не выпускаются и не имеют соответствующих поверочных схем. Для многих технологических процессов в строительстве до сих пор не регламентированы показатели качества, методы и средства измерений, например для вибрационного метода контроля качества строительных конструкций при их изготовлении.

Правовые основы метрологической деятельности

Законодательство в области метрологии

Конституция Российской Федерации (статья 71) устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени. Таким образом, эти положения Конституции РФ закрепляют централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии (единицы величин, эталоны и связанные с ними другие метрологические основы).

Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" , устанавливающий правовые основы обеспечения единства измерений, регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

Закон определяет:

    основные понятия (приведены основные термины и определения в области метрологии);

    требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений;

    государственное регулирование в области обеспечения единства измерений (утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений, поверка средств измерений, метрологическая экспертиза, государственный метрологический надзор, аттестация методик (методов) измерений, аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений);

    порядок калибровки средств измерений;

    порядок аккредитации в области обеспечения единства измерений;

    порядок создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений;

    организационные основы обеспечения единства измерений (федеральные органы исполнительной власти, государственные научные метрологические институты, государственные региональные центры метрологии, метрологические службы, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению единства измерений; метрологические службы федеральных органов исполнительной власти);

    ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

    финансирование в области обеспечения единства измерений;

Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 года N 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг" утверждены:

    порядок утверждения положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц;

    порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений.

Для реализации положений Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии разработаны нормативные документы по метрологии.

Нормативные документы по метрологии

Нормативные документы г осударственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) устанавливают основные требования в области метрологического обеспечения. Первые метрологические стандарты были утверждены в 1966 г, а в 1979 г. - первые руководящие документы (РД 50- ......). В 1973 году в метрологии были введены в практику документы рекомендательного характера - МИ, получившие широкое признание и распространение.

После принятия в 1993 г Закона РФ «Об обеспечении единства измерений) были разработаны нормативные документы в виде правил (ПР), которые проходят регистрацию в Минюсте и имеют обязательный характер.

Основными объектами стандартизации (регламентации) являются:

Общие правила и нормы по метрологии;

Государственные поверочные схемы;

Нормы точности измерений;

Методики выполнения измерений;

Методики поверки средств измерений.

Основополагающие нормативные документы регламентируют практически все метрологические аспекты и виды метрологической деятельности.

В группу основополагающих стандартов, правил (ПР) и рекомендаций метрологических институтов (МИ) входят около 150 документов ГСИ. Большая часть документов ГСИ регламентирует организацию и порядок выполнения различных видов метрологических работ (поверка средств измерений, разработка и аттестация методик выполнения измерений, метрологическая экспертиза технической документации, испытания средств измерений в целях утверждения типа, государственный метрологический контроль и надзор, анализ состояния измерений, аккредитация метрологических служб, типовые положения о метрологической службе и другие вопросы).

Другая часть основополагающих документов ГСИ регламентирует методики проведения метрологических работ (оценивание погрешности измерений, установление межповерочного интервала, оценивание метрологических характеристик средств измерений, выбор средств измерений, расчет экономического эффекта от внедрения средств и методик выполнения измерении, установление значений параметров методик поверки и другие вопросы).

Еще одна часть основополагающих документов ГСИ устанавливает метрологические термины и их определения, единицы величин, классы точности и нормируемые метрологические характеристики средств измерений, формы представления погрешностей и др.

Деятельность по метрологическому обеспечению предприятий и организаций подлежит надзору со стороны Ростехрегулирования. Государственный метрологический надзор за обеспечением единства измерений осуществляют должностные лица Ростехрегулирования- государственные инспекторы. Государственный метрологический надзор осуществляется: за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм; за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Ответственность за нарушение метрологических норм и правил установлена Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений" (ст. 23 - 24). К юридическим лицам, их руководителям и работникам, индивидуальным предпринимателям, а также к должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и подведомственных им организаций, допустившим нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, применяются соответствующие положения действующего законодательства.



Просмотров