Организация проведения независимой экспертизы транспортного средства. Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства

Независимая экспертиза автомобилей, которые получили повреждения при дорожно-транспортных происшествиях, с целью объективного определения размера причиненного им материального ущерба, появилась после принятия Федерального закона «Об ОСАГО» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ.

Такая область экспертных исследований появилась в связи с тем, что страховые компании старались занижать компенсационные выплаты при наступлении страхового случаяавтомобильной аварии. Владельцам транспортных средств полученных страховых выплат не хватало для проведения восстановительного ремонта поврежденной машины.

Им приходилось обращаться в суд с целью взыскать со страховщика недостающую сумму денег, чтобы полностью восстановить автомобиль, получивший ущерб при столкновении. Для суда необходимо было реальное подтверждение обоснованности суммы, которую требовали у страховой компании автовладельцы.

Таким, объективным доказательством реального размера величины материального ущерба, причиненного поврежденному автомобилю в результате ДТП, являются результаты независимой экспертизы. Заказчик исследования имеет возможность через суд взыскать со страховой компании разницу между суммой рассчитанной экспертом и уже полученными страховыми выплатами.

Какие вопросы решает независимая экспертиза?

Под независимой экспертизой, поврежденной при автоаварии машины, понимают исследование, которые проводят незаинтересованные в его результатах специалисты. Они не только не должны быть в штате страховой компании, но даже не иметь с ней договорных отношений.

Независимое исследование автомобиля заказывается с целью:

  • рассчитать реальный размер материального ущерба, полученного в результате ДТП;
  • обнаружить скрытые повреждения и деформации машины для того, чтобы точно оценить размер причиненного материального ущерба, полученного при автомобильной аварии;
  • проверить правильность расчета суммы компенсации за нанесенный ущерб, в результате столкновения, проведенного оценщиком страховой компании;
  • определить реальную стоимость транспортного средства, побывавшего в дорожно-транспортном инциденте, для его продажи;
  • узнать реальное техническое состояние машины, перед ее покупкой;
  • определить размер ущерба причиненного автомобильному транспорту стихийным бедствием (пожаром, потопом и т.д.).

Как видите, автовладельцы могут заказывать независимую экспертизу в разнообразных ситуациях. Она поможет принять решение, как о покупке железного коня, так и о выгодной его продаже. Но статистика показывает, что в более чем 80% автовладельцы заказываю такое исследования для оценки размера ущерба причиненного автомобилю при ДТП.

Как проводят экспертизу?

Для того чтобы результаты исследования были приняты судом в качестве доказательства объективно рассчитанной суммы материального ущерба, необходимо строго придерживаться каждого правила проведения независимой экспертизы транспортного средства и соблюдать действующие законодательство.

Регулятором страхования по системе ОСАГО является Центральный Банк Российской Федерации. Поэтому, он своим Положением от 19.09.2014 г. № 433-П утвердил Порядок проведения экспертных исследований автомобиля, который побывал в ДТП.

Этим Порядком предусмотрено, что процедура независимого исследования включает восемь этапов. Мы подробно рассмотрим правила проведения каждого этапа.

Этап № 1: Консультация по телефону потенциального заказчика

Автовладелец, который желает заказать независимую экспертизу, должен знать, что на сегодняшний день согласно, внесенных изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ результаты исследования может подписывать только аккредитованный эксперт, состоящий в СРО.


Удостоверение о повышении квалификации.

Если эти условия не выполнены, то отчет независимого исследования не будет признан действительным и суд откажется его принять. Водителю придется заново заказывать независимую экспертизу, соответственно, тратить дополнительное время и деньги.

Поэтому, прежде чем окончательно выбрать компанию необходимо проверить наличие у эксперта следующих документов:

Автолюбителям предоставлена возможность самостоятельно проверять включен тот или иной специалист компании в государственный реестр аккредитованных экспертов-техников на официальном сайте Министерства юстиции РФ (http://minjust.ru/node/2229).

Первый визит в офис выбранной экспертной организации или телефонный звонок туда – это бесплатная консультация.

Сотрудников компании будет интересовать такая информация:

  1. Какой страховой полис имеет водитель – ОСАГО, КАСКО или оба.
  2. Как сильно поврежден автомобиль и может ли он самостоятельно ездить.
  3. Получил ли автолюбитель страховые выплаты, и в каком размере.

На основании такой информации будет выбрано место проведения осмотра транспортного средства.

Этап № 2: Заключение договора и оплата экспертизы

Между водителем-заказчиком и экспертной компанией заключается договор о проведении независимой экспертизы поврежденного при ДТП автомобиля в двух экземплярах. Каждой стороне остается подписанный оригинал документа. Заказчик оплачивает независимое исследование и получает на руки квитанцию об оплате услуги.


Свидетельство РКО.

На основании договора и квитанции об оплате экспертизы автолюбитель сможет взыскать со страховой компании стоимость исследования. Ему необходимо указать в досудебной претензии, что он требует уплатить дополнительные расходы на проведение независимой экспертизы. Если дело дойдет до суда, то такой пункт необходимо включить в исковое заявление.

На этом этапе автолюбитель представляет эксперту, который будет проводить исследование машины пакет документов.

Перечень документов, предусмотренных Порядком, включает:

  • копию справки о ДТП;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • копии документов, которые были переданы в страховую компанию для оформления дела о дорожно-транспортном происшествии;
  • другие документы, касающиеся автомобильной аварии (копии объяснительных водителей, данных инспектору ГИБДД на месте аварии);
  • направление на проведение экспертизы от страховщика (если выдавалось).

Эксперт начинает исследование с того, что внимательно изучает все переданные ему документы. Он это делается для того, чтобы представить картину дорожного происшествия. Так, он сможет понять, как произошло столкновение, а также какие скрытые повреждения и деформации могла получить машина при автомобильной аварии.

Этап № 3: Согласование места, даты и времени осмотра автомобиля


Сертификат на ПО.

Место проведения экспертного осмотра автомобильного транспорта, поврежденного при дорожно-транспортном происшествии, зависит от того, как сильно он поврежден и какие предпочтения у заказчика. Если авто не сильно повреждено, то его можно осматривать в специальном помещении офиса компании.

При серьезных повреждениях машина имеет скрытые деформации, которые можно выявить при помощи специального оборудования на СТО. Когда автомобиль настолько поврежден, что самостоятельно не может брать участие в дорожном движении, то осмотр может быть назначен в месте его хранения.

Время выбирается с учетом графика работы экспертной компании, водителя-заказчика и страховщика. Кроме того, необходимо помнить, что виновника столкновения и представителя страховой компании необходимо пригласить заранее: за три рабочих дня, тех, кто находятся в том же городе или районе, за шесть рабочих дней – иногородних.

Этап № 4: Приглашение заинтересованных лиц на осмотр машины

Правилами закреплена обязанность за заказчиком экспертного исследования, заранее письменно предупредить виновника автоаварии, и страховую компанию о проведении экспертного осмотра поврежденного авто. Это нужно сделать, отправив срочные телеграммы с уведомлением о получении.

В тексте приглашения указать, где и когда будет проведен осмотр авто. При отправке телеграмм нужно сделать их копии и заверить печатью телеграфного узла. Копии телеграмм, а также извещение об получение будут служить подтверждением того, что заинтересованные лица знали об осмотре.

Если они не придут в назначенное время, то экспертизу можно проводить без них. Кроме того, они не смогут оспорить в суде результаты исследования, ссылаясь на свое отсутствие.

Этап № 5: Экспертный осмотр поврежденного автомобиля

Процедура осмотр начинается с фотографирования машины. Правилами подробно описано, какие фотографии должен сделать эксперт. Он фотографирует автомобиль с четырех углов и сторон, так чтобы было хорошо видно номерной знак. Для подтверждения того, что на осмотре тот автомобиль, который проходит по документам, делаются фотографии VIN-кода и спидометра.

Эксперт фотографирует каждое повреждение отдельно. Потерпевший водитель следит за тем, чтобы были зафиксированы все повреждения. Приглашенный виновник ДТП и сотрудник страховой компании, в свою очередь, следят за тем, чтобы эксперт не включил в перечень повреждений те, которые не имеют отношения к конкретной автомобильной аварии.

Этап № 6: Составление акта осмотра транспортного средства

Эксперт составляет акт осмотра автомобиля на основании сделанных фотографий. В документе отображается список всех повреждений, полученных при ДТП. Специалист дает характеристику каждому повреждению и отмечает, могло ли оно быть полученным в результате аварии.

Готовый документ после согласования подписывают эксперт и заказчик.

Этап № 7: Расчет стоимости ущерба, причиненного машине при ДТП

Расчет стоимости проводится на основании подписанного акта осмотра машины с использованием специального программного обеспечения по утвержденной единой методике. Эксперту понадобится для завершения расчета калькуляции полного восстановительного ремонта примерно три дня, а при обнаружении скрытых повреждений – шесть дней.

Этап № 8: Оформление отчета независимой экспертизы и передача его заказчику

В отчете эксперт не только указывается общий список повреждений, а дает характеристику каждого повреждения с позиции сложности и возможности получения при столкновении. Обязательно должна быть описана технология ремонта, определен объём ремонтных работ и рассчитана калькуляция полного восстановительного ремонта машины.

После подписания отчета экспертом, проводившим исследование, и руководителем компании он передается водителю. По действующему законодательству отчет является собственностью заказчика исследования. Имея на руках результаты независимой экспертизы, потерпевший автолюбитель может подавать страховщику досудебную претензию. В случае необходимости обращаться в суд с исковым заявлением.

Итог

Всем автолюбителям необходимо знать об организации независимой технической экспертизы транспортных средств.

Ведь, для того чтобы результаты независимого исследования были приняты страховой компанией и судом необходимо провести экспертизу, придерживаясь Правил, утвержденных Положением Центробанка РФ от 19.09.2014 г. № 433-П.

Удачи на дорогах!

Экспресс оценка реального ущерба

Независимая техническая экспертиза транспортных средств

Уже довольно долго наблюдается практика занижения выплат при повреждении транспортных средств в ДТП. В результате полученная владельцем пострадавшего автомобиля сумма не компенсирует затрат на его ремонт. Изменить такую ситуацию поможет наша компания. В перечне услуг одной из самых востребованных является независимая техническая экспертиза автомобилей.

Предназначена независимая техническая профессиональная экспертиза ТС для разрешения разнообразных споров. Заинтересованными лицами в таких конфликтах могут быть изготовители и продавцы транспортных средств, страховые компании, виновники ДТП, владельцы ТС, пострадавших в аварии, и пр. Результатом экспертизы автомобиля становится обоснованное заключение о состоянии ТС, наличии существенных недостатков, повреждений и дефектов. При этом выводы экспертизы принимаются судом в качестве аргументированного доказательства позиции сторон. Более того, в спорных случаях судья сам может потребовать провести экспертизу вашего ТС.

Мы окажем вам необходимую поддержку. Вам требуется независимая техническая экспертиза транспортного средства? Просто позвоните нам сейчас и мы оперативно проведём независимую техническую экспертизу. Наш адвокат по ДТП поможет подать досудебную претензию, подготовить иск в суд или оспорить вердикт суда на основании, которое даст независимая техническая экспертиза автомобиля.

Когда нужно проведение экспертизы технической автомобилей

Необходима техническая экспертиза автомобиля чаще всего в тех случаях, когда ТС пострадало в ДТП. Очень многие водители приобретают полис КАСКО и в обязательном порядке ОСАГО. Следовательно, почти всегда транспортная экспертиза проводится при участии страховщика. И в этом случае нелишним будет убедиться, что техническая экспертиза автомобилей является объективной. В этом может помочь независимая техническая экспертиза автомобиля, которую проведёт специалист, не связанный партнёрскими отношениями со страховщиком.

В соответствии с законодательством, если транспортное средство является застрахованным, то при его повреждении владелец не имеет права производить ремонт, пока не будет проведена транспортная экспертиза автомобиля, попавшего в аварию. При этом техническая экспертиза автомобилей должна быть организована страховщиком в течение пяти рабочих дней после подачи информации о происшествии. Если этого не произошло, то независимая техническая экспертиза ТС может быть заказана владельцем автомобиля самостоятельно. При этом вы можете сэкономить своё время и получить выплату в максимально короткие сроки, если независимая экспертиза транспортного средства будет произведена одновременно с оценкой, проводимой страховщиком. Расходы на организацию экспертизы транспортного средства должны быть возмещены либо виновником аварии, либо страховщиком.

Следующий повод, чтобы была проведена транспортная экспертиза, – лимит ответственности по ОСАГО превышен. Наша компания в этом случае поможет вам взыскать сумму на ремонт автомобиля с виновника ДТП. А для доказательства вашей правоты необходима транспортная экспертиза. При этом мы позаботимся о соблюдении регламента подобного осмотра и пригласим виновную сторону на эту проверку.

Ещё одна причина, по которой транспортная независимая экспертиза автомобиля сегодня весьма востребована: практически всегда сумма выплат составляет от 30 до 90% от реального размера ущерба. В таких ситуациях независимая техническая экспертиза автомобиля является единственным законным способом отстоять свои интересы. Если подвести итог, то можно сделать вывод, что требуется подобная экспертиза любых транспортных средств, пострадавших в результате аварии. И проводить её нужно в соответствии с порядком, определённым в законе. В противном случае результаты такой экспертизы ТС могут быть не приняты во внимание.

Когда важна независимая экспертиза транспортных средств

Сегодня такая техническая экспертиза ТС - это самая распространённая транспортная экспертиза, которой могут подвергаться любые средства передвижения. Значимость её обусловлена тем, что такая экспертиза вашего автомобиля позволяет установить перечень работ, необходимый для восстановления его первоначального состояния, сумму, в которую обойдётся подобный ремонт, приобретение запчастей и материалов. При этом транспортная экспертиза автомобиля нужна:

  • пострадавшим в ДТП;
  • виновникам аварии.

Единственный способ защитить свои интересы, будь то полная сумма выплаты или объективные незавышенные размеры ущерба, – техническая экспертиза ТС. Наша компания поможет в её организации. В первую очередь вам стоит прибегнуть к нашим услугам, если вы считаете, что страховщик неправильно определил реальный размер ущерба. Обращайтесь к нам и изложите свою проблему. Нашим специалистам по плечу экспертиза любых транспортных средств. И на основании полученного заключения экспертизы мы решим ваш спор со страховой компанией.

Где должна проводиться независимая техническая экспертиза транспортных средств

Проводится подобная экспертиза транспортных средств в тех случаях, когда вам нужно получить официальное заключение о реальном состоянии вашего автотранспорта. И лучше всего, если экспертиза ТС будет проведена нашими специалистами. Ведь к вашим услугам будет не только независимая недорогая техническая проверка, но и правовая помощь по защите ваших законных требований.

Мы специализируемся в области поддержки автовладельцев, попавших в сложную ситуацию. Просто позвоните нам сейчас и мы оперативно проведём независимую техническую экспертизу. Такие работы у нас выполняют квалифицированные специалисты, имеющие необходимые сертификаты, техническое оборудование и знания законодательства.

Если вы попали в ДТП и столкнулись с необходимостью определения размера ущерба, квалифицированная экспертиза техническая - это именно то, что вам нужно. Просто наберите наш номер телефона и убедитесь – ваши интересы в надёжных руках.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРАВИЛАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

На основании статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224) настоящим Положением утверждаются правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства.

1. Объектами независимой технической экспертизы (далее - экспертиза) являются:
транспортное средство потерпевшего или остатки транспортного средства потерпевшего;
иные представленные для экспертизы транспортные средства, причастные к дорожно-транспортному происшествию;
иные объекты, причастные к дорожно-транспортному происшествию, в котором транспортному средству потерпевшего был причинен вред и исследование которых необходимо для установления обстоятельств и причин повреждений транспортного средства.

2. Экспертиза проводится на основании:
регистрационных документов на транспортное средство;
документов о дорожно-транспортном происшествии, переданных потерпевшим страховщику (либо их копий);
справки о дорожно-транспортном происшествии (при ее наличии);
направления на экспертизу в случае наличия договора на экспертное обслуживание, заключенного между экспертной организацией (экспертом-техником) и страховщиком;
иных документов, оформленных по факту и обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия.

3. Для проведения экспертизы страховщик , потерпевший, получивший направление на экспертизу у страховщика или заказывающий проведение экспертизы самостоятельно в случае, когда страховщик не организовал экспертизу транспортного средства потерпевшего в установленный срок, либо заказавший повторную экспертизу, привлекает эксперта-техника (экспертную организацию) на основании соответствующего договора.

4. Первичная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего). В случае несогласия страховщика (потерпевшего) с выводами первичной экспертизы повторная экспертиза проводится иным, не проводившим первичную экспертизу экспертом-техником (экспертной организацией), по тем же вопросам и основаниям.

Дополнительная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего) для исследования дополнительных вопросов или обстоятельств, которые не были рассмотрены в первичной экспертизе или повторной экспертизе.

5. При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) имеет право: запрашивать у страховщика (потерпевшего) информацию, необходимую для проведения экспертизы; получать от страховщика (потерпевшего) разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления экспертизы; привлекать к участию в проведении экспертизы других экспертов-техников (экспертные организации) и специалистов.

6. При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) обязан (обязана): сообщать страховщику и потерпевшему о невозможности своего участия в проведении экспертизы в случае возникновения обстоятельств, препятствующих проведению экспертизы; обеспечивать сохранность документов и объектов исследования, получаемых от страховщика (потерпевшего) и третьих лиц в ходе проведения экспертизы; не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе проведения экспертизы, и результаты экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

К обстоятельствам, препятствующим проведению экспертизы экспертом-техником (экспертной организации), относятся случаи, когда:
эксперт-техник (экспертная организация) является учредителем, собственником, акционером, страхователем (клиентом) или должностным лицом страховщика;
эксперт-техник или хотя бы один из экспертов-техников экспертной организации состоит в близком родстве с потерпевшим;
страховщик (потерпевший) является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом экспертной организации.

7. Расходы, связанные с организацией и проведением повторной экспертизы, оплачиваются за счет инициатора ее проведения, если соглашением между страховщиком и потерпевшим не установлено иное. При организации повторной экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) должен быть уведомлен (должна быть уведомлена) инициатором ее проведения о наличии уже проведенной экспертизы, а другая сторона (страховщик или потерпевший) в письменном виде заблаговременно уведомлены о месте и времени проведения повторной экспертизы. Если у инициатора экспертизы (страховщика или потерпевшего) нет возражений по содержанию уже имеющегося акта осмотра поврежденного транспортного средства, то экспертиза может быть проведена без осмотра транспортного средства, на основании имеющегося акта, с обязательным указанием на это в экспертном заключении.

8. Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме. Экспертное заключение должно включать:

полное наименование, организационно-правовую форму, место нахождения экспертной организации/фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;
порядковый номер и дату составления;
основание для проведения экспертизы транспортного средства (с реквизитами);
фамилию, имя, отчество (при наличии) потерпевшего - физического лица, или полное наименование и место нахождения потерпевшего - юридического лица;
перечень и описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования в ходе экспертизы, а также полные данные транспортного средства, включая пробег и дату начала эксплуатации;
дату повреждения транспортного средства (дату дорожно-транспортного происшествия);
данные транспортного средства страхователя (с указанием на факт его осмотра либо указанием документа, из которого получена информация о транспортном средстве);
сведения о документах, в том числе о страховых полисах обязательного страхования гражданской ответственности потерпевшего и виновного в дорожно-транспортном происшествии, рассмотренных в процессе экспертизы, и полные наименования страховых организаций, их выдавших;
вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы;
перечень нормативного, методического, информационного, программного и другого обеспечения, использованного при проведении экспертизы;
описание проведенных исследований;
ограничения и пределы применения полученных результатов экспертизы;
выводы об обстоятельствах, по которым эксперту-технику (экспертной организации) не были поставлены вопросы, но которые им (ею) были установлены в процессе проведения экспертизы;
выводы в целом по экспертизе и каждому из поставленных вопросов.

9. Выводы экспертного заключения излагаются в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой они были поставлены. На каждый из вопросов должен быть дан ответ по существу в формулировках, не допускающих неоднозначного толкования, либо указаны причины невозможности дать ответ. Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту-технику (экспертной организации) не были поставлены вопросы, но которые им (ею) были установлены в процессе исследования, излагаются в конце заключения.

10. Экспертное заключение подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу. Экспертное заключение, подготовленное экспертной организацией, подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу, утверждается руководителем этой организации и удостоверяется ее печатью. Экспертное заключение прошивается (с указанием количества сшитых листов) и передается инициатору экспертизы под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении. Копии экспертных заключений и другая документация, связанная с проведением экспертизы, подлежат хранению экспертом-техником (экспертной организацией) в течение трех лет.

11. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 16 сентября 2014 года N 27) вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 года N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 17, ст. 1619).

I. Общие положения

1. Настоящие Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (далее - Правила) разработаны в целях реализации статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

и регламентируют процедуру, последовательность, методики и технологии проведения независимой технической экспертизы (далее - экспертиза) колесных транспортных средств (далее - ТС) при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца ТС.

2. Основной задачей Правил является обеспечение полноты, точности, доказательности, воспроизводимости и сходимости результатов экспертизы за счет применения единой методической основы.

3. Положения Правил могут применяться при проведении экспертизы при других видах страхования и не страховых случаях в той части, в которой они не противоречат Федеральному закону от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

4. Субъектами экспертизы являются: страховщик или потерпевший, заказывающий проведение экспертизы самостоятельно в случае, когда страховщик не организовал экспертизу в установленный срок (далее - заказчики), потерпевшие, получившие направление страховщика, участники дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП), другие заинтересованные лица, привлекаемые к участию в экспертизе (далее - участники) и эксперты-техники (экспертные организации). Эксперт-техник может осуществлять экспертизу самостоятельно, как индивидуальный предприниматель, или по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

5. Объектами экспертизы являются ТС заказчика и представленные им документы и материалы.

6. Для проведения экспертизы заказчик обращается к любому эксперту-технику (экспертной организации) с письменным заявлением, форму которого эксперт-техник (экспертная организация) определяет самостоятельно, включая в нее необходимую исходную информацию, том числе:

Данные объекта экспертизы для его полной и однозначной идентификации;

Данные по событию, имеющему признаки страхового, и документам, которыми зафиксированы его обстоятельства;

Вопросы, на которые эксперт-техник должен ответить в ходе экспертизы.

7. Основанием для проведения экспертизы является договор. Страховщик вправе заключить с экспертом-техником (экспертной организацией) договор об экспертном обслуживании. В случае наличия договора на экспертное обслуживание основанием для проведения экспертизы, наряду с договором, служит направление на экспертизу.

8. В ходе экспертизы, исходя из поставленных перед экспертом-техником вопросов, осуществляются следующие операции:

Установление ТС, как объекта экспертизы, и проверка соответствия идентификационных параметров и характеристик данным, содержащимся в регистрационных и иных документах;

Исследование обстоятельств наступления события, имеющего признаки страхового;

Установление наличия и характера повреждений ТС;

Установление причин возникновения повреждений ТС для определения перечня повреждений, обусловленных одним событием, имеющим признаки страхового;

Определение методов и технологии ремонта повреждений ТС;

Установление объема (трудоемкости) ремонта ТС;

Расчет стоимости ремонта (устранения повреждений) ТС, обусловленных одним событием, имеющим признаки страхового;

Расчет размера восстановительных расходов, необходимых для приведения ТС в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая, рассчитанных с учетом износа частей, узлов, агрегатов и деталей, заменяемых при восстановительном ремонте ТС (к восстановительным расходам не относятся дополнительные расходы, вызванные улучшением и модернизацией ТС, и расходы, вызванные временным или вспомогательным ремонтом);

Установление ограничений и пределов применения полученных результатов.

Компетенция эксперта-техника определяется кругом вопросов, которые он уполномочен разрешать в соответствии с настоящими Правилами на основе специальных знаний в соответствии с квалификационными требованиями и программой образовательной подготовки, по которой он прошел обучение.

9. Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме. Форма экспертного заключения определяется экспертом-техником (экспертной организацией) самостоятельно. Типовая форма экспертного заключения может быть разработана и введена профессиональным объединением экспертов-техников.

10. Каждому вопросу, решаемому экспертом должен соответствовать определенный раздел заключения. При необходимости одновременного исследования двух вопросов и более, тесно связанных между собой, ход и результаты исследования могут излагаться в одном разделе.

11. Итоговая часть заключения «Выводы» излагается в виде ответов на поставленные вопросы, причем в той последовательности, в которой они поставлены во вводной части заключения. На каждый из поставленных эксперту вопросов должен быть дан ответ по существу либо указаны причины невозможности дать ответ.

Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту не были поставлены вопросы, но которые им были установлены в процессе исследования, излагаются в конце заключения.

II. Осмотр поврежденного ТС

12. После заключения договора на проведение экспертизы или выдачи страховщиком направления потерпевшему в случае заключения договора на экспертное обслуживание эксперт-техник проводит осмотр, время и дату которого страховщик согласовывает с потерпевшим с учетом графика работы страховщика и эксперта-техника.

13. В ходе осмотра осуществляются следующие действия:

Фиксация идентификационных параметров и обозначений объекта экспертизы, в том числе его комплектации;

Сверка записей в регистрационных документах ТС с данными ТС;

Фиксация пробега ТС или запись о невозможности фиксации с указанием причин этого;

Определение и фиксация дефектов эксплуатации, повреждений доаварийного характера, следов ранее проведенного ремонта, а также других факторов, влияющих на результаты экспертизы и величину восстановительных расходов;

Фиксация повреждений, полученных в ходе рассматриваемого ДТП;

Установление принадлежности повреждений ТС к событию, имеющему признаки страхового;

Предварительное определение и фиксация способа устранения повреждений и трудозатрат на выполнение не нормированных производителем ТС ремонтных воздействий;

Определение, в необходимых случаях, состояния и износа ТС, либо его годных остатков;

Фотосъемка и\или видеозапись.

14. Осмотры подразделяются на первичные и дополнительные, проведенные в стационарных условиях и выездные.

15. Перед осмотром эксперт-техник должен проинформировать участников об их правах и обязанностях, порядке действий.

В случае необходимости эксперт-техник информирует участников о классификации повреждений и о необходимых ремонтных воздействиях.

Доведение до участников осмотра расчетных формул, коэффициентов и нормативных показателей в обязанности эксперта-техника не входит.

16. При первичном осмотре повреждения ТС, как правило, фиксируются по результатам внешнего осмотра без проведения демонтажных работ.

При необходимости применяются инструментальные методы с использованием технических средств измерения и контроля или диагностического оборудования.

17. По результатам осмотра составляется акт, в котором должны быть зафиксированы все исходные данные или указаны однозначные ссылки на документы, достаточные для проведения исследования и оформления экспертного заключения.

Акт осмотра может быть составлен в рукописной форме (почерк должен быть разборчив) или с использованием технических средств, в том числе специализированных расчетно-программных комплексов.

18. Дополнительный осмотр ТС проводится в том случае, если в процессе ремонта (проверки, дефектовки) ТС обнаружены скрытые повреждения. По результатам такого осмотра составляется Акт дополнительного осмотра ТС. Акт дополнительного осмотра оформляется по общей форме с обязательной ссылкой на первичный Акт.

19. Требования к проведению фотографирования поврежденного ТС приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.

20. В случаях, когда осмотр ТС невозможен (ТС находится в отдаленном или труднодоступном месте, утилизировано, реализовано и т.п.) экспертиза может быть проведена без осмотра ТС по прямому указанию заказчика, если это предусмотрено договором - на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фото-, видеоматериалов). В этом случае эксперт должен сделать в экспертном заключении запись о том, что ТС не осматривалось (с указанием причин), а экспертиза проводилась по представленным материалам (документам), и указать перечень представленных ему для проведения экспертизы материалов с приложением их копий к экспертному заключению.

21. Установление ТС, как объекта экспертизы, осуществляемое в основном во время осмотра, проводится с целью определения соответствия идентификационных характеристик и параметров ТС данным, содержащимся в регистрационных и иных документах, и включает следующие действия:

Установление по внешнему виду, фактическим конструктивным, функциональным и эксплуатационным характеристикам ТС его марки, модели, модификации, цвета окраски, комплектности, наличия внесенных изменений в конструкцию ТС;

Проверка соответствия установленных идентификационных характеристик и параметров данным, содержащимся в регистрационных и иных документах;

Установление наличия регистрационных знаков и проверка их соответствия данным, содержащимся в регистрационных документах;

Установление маркировки ТС и его элементов и проверка соответствия ее конструктивным и функциональным характеристикам объекта экспертизы, данным, содержащимся в регистрационных и иных документах;

Установление принадлежности отдельных элементов (остатков) ТС объекту экспертизы;

Формулирование выводов экспертизы по результатам выполненных действий.

22. Эксперт-техник рассматривает имеющиеся на ТС повреждения на предмет их отнесения к одному ДТП - событию, имеющему признаки страхового, и определяет границы зоны аварийных повреждений, если для этого не требуется производства автотехнической или транспортно-трассологической экспертизы.

Повреждения, не имеющие причинно-следственной связи с рассматриваемым ДТП, например, расположенные вне зоны локализации, или не соответствующие по направлению и/или глубине механизму ДТП, следы ремонта и дефекты эксплуатации, наличие которых может повлиять на размер затрат по устранению последствий ДТП, фиксируются в соответствующем разделе Акта с подробным описанием и указанием их основных характеристик (месторасположение, объем (размер), классификация, направление и т.д.).

Эксперт-техник выясняет, подвергалось ли ТС восстановительному ремонту ранее и каков его объем, характер и качество, производилась ли замена частей, узлов, агрегатов и деталей.

По зафиксированным повреждениям, не относящимся к ДТП, эксплуатационным дефектам, произведенным заменам эксперт-техник должен принять решение, связанное с последующим определением восстановительных расходов, и зафиксировать его в разделе «Заключение эксперта».

23. В ходе осмотра эксперт-техник производит описание повреждений, и проводит предварительное определение способа устранения повреждений, руководствуясь следующими положениями:

20.1. при наименовании частей, узлов, агрегатов и деталей используется порядок, по которому вначале указываются их вид (например, крыло), затем подвид и расположение относительно переда/зада, левой/правой стороны ТС. При наличии возможности нумерации (кодирования) частей, узлов, агрегатов и деталей производится такая нумерация (кодирование) с указанием источника информации (печатного издания или расчетно-программного комплекса).

Для правильного наименования части, узла, агрегата и детали используются каталоги запасных частей производителя ТС или профильных (специализированных) организаций.

20.2. по каждому повреждению фиксируются полные данные: место расположения, вид, характер и объем (степень).

Объем (степень) повреждения определяется линейными размерами (глубиной, шириной, длиной) либо отношением площади поврежденной части к общей площади детали (в % или частях).

20.3. для каждой поврежденной части, узла, агрегата и детали определяется вид, а при необходимости, объем предполагаемого ремонтного воздействия.

Необходимый и достаточный набор (комплекс) работ по ремонту автомобиля устанавливается в зависимости от характера и степени повреждения отдельных частей, узлов, агрегатов и деталей на основе технологии предприятия-изготовителя, с учетом особенностей конструкции частей, узлов, агрегатов и деталей, подвергающихся ремонтным воздействиям, выполнения в необходимом и достаточном объеме вспомогательных и сопутствующих работ по разборке, регулировке, подгонке, окраске, антикоррозийной обработке и т.д., для обеспечения доступа к заменяемым и ремонтируемым частям, узлам, агрегатам и деталям, сохранности сопряженных частей, узлов, агрегатов и деталей и соблюдения требований безопасности работ.

Решению о замене двигателя, коробки передач, раздаточной коробки (коробки отбора мощности), ведущих мостов, межосевых дифференциалов, колесных редукторов, рулевого механизма, гидроусилителя руля, топливного насоса высокого давления и т. п., а для специализированного транспорта - агрегатов и механизмов, размещенных на шасси базового автомобиля, должна предшествовать, как правило, их дефектовка с разборкой.

Замена кузова легкового автомобиля, автобуса, кабины грузового автомобиля назначается в том случае, если они не соответствуют требованиям на приемку в ремонт или не поставляются в розничную сеть.

При необходимости замены частей, узлов, агрегатов и деталей, имеющих иные нормативы износа, чем ТС (АКБ, шины и т.п.), или наличии повреждений и дефектов, не характерных для ТС с аналогичными параметрами, следует отдельно зафиксировать их состояние, год выпуска или, если это невозможно, указать износ, либо состояние.

При назначении окрасочных работ необходимо исходить из возможности одного из вариантов окраски частей, узлов, агрегатов и деталей в зависимости от вида и объема ремонтного воздействия: наружная (наружная с торцами), частичная (если такая окраска предусмотрена, возможна

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24-04-2003 238 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАВИСИМОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (2019) Актуально в 2018 году

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ РЕШЕНИИ ВОПРОСА О ВЫПЛАТЕ СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ ПО ДОГОВОРУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

1. Настоящие Правила разработаны во исполнение статьи 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720).

2. Целью проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (далее именуется - экспертиза) является установление следующих обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства:

а) наличие и характер технических повреждений транспортного средства;

б) причины возникновения технических повреждений транспортного средства;

в) технология, объем и стоимость ремонта транспортного средства.

Установление лица, допустившего нарушение правил дорожного движения, повлекшее технические повреждения транспортного средства, и его вины в этом нарушении целью проведения экспертизы не является.

Проведение экспертизы может быть организовано независимо от экспертизы, назначаемой и проводимой в соответствии с гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным, уголовным процессуальным законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (далее именуется - судебная экспертиза).

При наличии в выводах судебной экспертизы сведений, позволяющих страховщику решить вопросы, необходимые для выплаты страхового возмещения, экспертиза может не проводиться.

3. Экспертиза организуется и проводится в отношении транспортного средства потерпевшего или страхователя, признаваемых таковыми Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

4. Проведение экспертизы организуется страховщиком в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", а в случаях, указанных в пункте 4 статьи 12 этого Федерального закона, - потерпевшим.

5. Для проведения экспертизы привлекается эксперт-техник или экспертная организация.

Экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям и внесенное в государственный реестр экспертов-техников (далее именуется - государственный реестр).

Порядок проведения профессиональной аттестации (в том числе требования к эксперту-технику) устанавливается совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции, в области внутренних дел и в области трудовых отношений.

Экспертной организацией признается юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее одного эксперта-техника, для которого эта организация является основным местом работы, а проведение экспертизы является одним из видов деятельности, предусмотренных в учредительных (статутных) документах указанной организации.

6. Страховщик (потерпевший) самостоятельно определяет эксперта-техника (экспертную организацию), с которым заключает договор о проведении экспертизы. Страховщик вправе заключить с экспертом-техником (экспертной организацией) договор об экспертном обслуживании.

7. Для проведения экспертизы страховщик (потерпевший) обращается к эксперту-технику (экспертной организации) с письменным заявлением, в котором наряду с предложением о заключении договора о проведении экспертизы обязательно указываются:

полное фирменное наименование и место нахождения страховщика, фамилия, имя, отчество, дата, место рождения, место жительства потерпевшего - физического лица или полное наименование и место нахождения потерпевшего - юридического лица;

вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы.

8. Эксперт-техник (экспертная организация) не может проводить экспертизу (участвовать в проведении экспертизы), если:

является учредителем, собственником, акционером, страхователем или должностным лицом страховщика;

эксперт-техник или хотя бы один из экспертов-техников экспертной организации состоит в близком родстве или свойстве с потерпевшим;

страховщик (потерпевший) является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом экспертной организации;

имеет прямую или косвенную заинтересованность в результатах экспертизы.

9. Срок проведения экспертизы устанавливается экспертом-техником (экспертной организацией) по согласованию со страховщиком (потерпевшим) с учетом требований статей и Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

10. Оплата услуг эксперта-техника (экспертной организации), а также возмещение иных расходов, понесенных им в связи с проведением экспертизы, производятся за счет страховщика (потерпевшего) в соответствии с заключенным договором.

11. Эксперт-техник (экспертная организация) обязан вести регистрацию и учет всех заключенных договоров о проведении экспертизы и выданных экспертных заключений. Копии экспертных заключений и другая документация, связанная с проведением экспертизы, подлежат хранению экспертом-техником (экспертной организацией) в течение трех лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.

12. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору эксперт-техник (экспертная организация) несет ответственность, предусмотренную гражданским законодательством Российской Федерации и договором.

13. За составление заведомо ложного экспертного заключения эксперт-техник несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

14. По каждому заключенному договору о проведении экспертизы руководитель экспертной организации назначает эксперта-техника, ответственного за проведение этой экспертизы.

15. Экспертиза должна проводиться в соответствии с нормативными, методическими и другими документами, утверждаемыми в установленном порядке.

Нормативные, методические и другие документы, используемые при проведении экспертизы, утверждаются совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции и в области внутренних дел.

16. При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) имеет право:

запрашивать у страховщика (потерпевшего) и третьих лиц информацию, необходимую для проведения экспертизы;

получать от страховщика (потерпевшего) разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления экспертизы;

привлекать с письменного согласия страховщика (потерпевшего) к участию в проведении экспертизы других экспертов-техников (экспертные организации) и специалистов.

17. При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) обязан:

сообщать страховщику (потерпевшему) о невозможности своего участия в проведении экспертизы вследствие возникновения обстоятельств, указанных в пункте 8 настоящих Правил;

обеспечивать сохранность документов и объектов исследования, получаемых от страховщика (потерпевшего) и третьих лиц в ходе проведения экспертизы;

не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе проведения экспертизы, и результаты экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

18. Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме.

19. В экспертном заключении должны быть указаны:

полное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения экспертной организации, фамилия, инициалы, должность и государственный реестровый номер эксперта-техника, которому руководителем этой организации было поручено проведение экспертизы, либо фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, государственный реестровый номер эксперта-техника (в случае если договор на проведение экспертизы был заключен непосредственно с экспертом-техником);

дата составления и порядковый номер экспертного заключения;

основание для проведения экспертизы;

полное фирменное наименование и место нахождения страховщика;

фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность потерпевшего - физического лица, или полное наименование и место нахождения потерпевшего - юридического лица;

перечень и точное описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования и оценки в ходе экспертизы;

нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении экспертизы;

сведения о документах, в том числе о страховом полисе об обязательном страховании гражданской ответственности, рассмотренных в процессе экспертизы;

описание проведенных исследований (осмотров, измерений, анализов, расчетов и др.);

обоснование результатов экспертизы, а также ограничения и пределы применения полученных результатов;

выводы по каждому из поставленных вопросов.

Выводы экспертизы должны быть понятны и не должны содержать формулировки, допускающие неоднозначное толкование.

20. Экспертное заключение, выполненное экспертной организацией, подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу, утверждается руководителем этой организации и удостоверяется ее печатью. Экспертное заключение, выполненное экспертом-техником, подписывается им и заверяется его личной печатью.

Экспертное заключение прошивается (с указанием количества сшитых страниц) и передается страховщику (потерпевшему) под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении.

21. В случае несогласия страховщика (потерпевшего) с выводами экспертизы им может быть организовано проведение повторной (в том числе комиссионной) экспертизы с привлечением другого эксперта-техника (экспертной организации). Расходы, связанные с назначением и проведением повторной (в том числе комиссионной) экспертизы, оплачиваются за счет средств инициатора проведения такой экспертизы, если страховщик и потерпевший между собой не договорились об ином.

22. Страховщик (потерпевший) вправе уведомить орган (должностное лицо), проводивший профессиональную аттестацию эксперта-техника, на основании которой этот эксперт-техник включен в соответствующий государственный реестр, о факте некачественной подготовки им (или с его участием) экспертного заключения. К указанному уведомлению должны быть приложены копии заключений первоначальной и повторной (в том числе комиссионной) экспертизы.



Просмотров