Постановление 136. Токаревского района тамбовской области

Московский психологический журнал. №6 (интегральная психология)

http://magazine.mospsy.ru/nomer6/s6.shtml


(Два первых периода нас мало интересуют, поскольку это были периоды рождения психологии как науки.)
Третий (10-е гг. - сер. 30-х гг. XX в) - Цель жизни - функционироание: бихевиоризм, психоанализ, аналитическая психология и т.д.;

Рассмотрим подробно три последних периода.

Московский психологический журнал.
№6 (интегральная психология)
Таль Ашер. "У истоков интегральной психологии"
(термины встречающиеся в публикации: психология, развитие личности, этапы развития психологии, бихевиоризм, психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, гуманистическая психология, трансперсональная психология, психофизиологические теории, невроз, ведущая идея, определяющая ситуация, самоактуализация, самореализация, психоз, психосинтез, суфизм, интегральная психология, современная психология, Каббала, экзистенциальная психология, философия и психология)

"Мир един и единственен, и то, насколько в человеке уживается высшее и обыденное, на самом деле зависит лишь от его способности воспринимать мир с точки зрения вещей высшего порядка и одновременно во всей его обыденности."
Сегодня психологи практикуют различные, зачастую плохо стыкуемые подходы. Языки различных школ оперируют взаимонепереводимыми понятиями или, что еще хуже, используют одинаковые термины, но подразумевают различные их значения. Попытка обсуждать одно и то же явление с представителями различных направлений занятие почти обреченное на провал. С другой стороны, развитие науки за последние годы идет по пути постепенного восхождения к общим принципам. Ведь законы, описывающие те или иные явления физики, психологии или химии, - по сути, частные проявления более общих законов природы.
В той или иной форме все направления психологии ставят перед собой задачу: привести личность к более целостному состоянию, то есть интегрировать те или иные "части", которые до этого были диссоциированы. Однако в настоящих моделях исследуются конфликты только между отдельными "частями" личности и не предлагается метод общей интеграции.
К тому же, к сожалению, большинство современных психологов не ставят перед собой задачу развития личности, они озабочены практическими, прагматическими аспектами: укреплением силы эго, развитием и оптимизацией защитных механизмов личности. Они не считают, что психология должна вести человека к "высшему состоянию". А потому психологии обществом отводится роль повивальной бабки - она лишь способствует переходу от невротического страдания к решению обычных проблем повседневной жизни.
Цель этой статьи - попытка представить интегральную психологию, как одну целостную модель, применимую на практике для развития личности и построения будущих психологических методик.

Пять этапов развития психологии
Историческая перспектива здесь дана лишь для демонстрации фона на котором зарождается новая психология. В качестве основания для разделения этого процесса на этапы мной был выбран критерий цели жизни человека, которую определяет или подразумевает психология.В истории психологии я различаю пять больших периодов:

Первый (VI в. до н.э. - XVI в н э) - когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук;
Второй (XVII - нач. XIX вв). - когда в психологии формировался экспериментальный метод;
(Два первых периода нас мало интересуют,поскольку это были периоды рождения психологии как науки.)
Третий (10-е гг. - сер. 30-х гг. XX в) - Цель жизни - функционирование: бихевиоризм, психоанализ, аналитическая психология и т.д. ;
Четвертый (50-е гг. XX в. - конец XX в) - Цель жизни - рост и развитие: гуманистическая и трансперсональная психология.
Пятый (настоящее время) - Цель жизни - подъем к высшему состоянию: формирование интегральной психологии будущего.

Рассмотрим подробно три последних периода.

(Третий) Цель жизни - функционирование

Психоанализ, аналитическая, индивидуальная психология
Представления о развитии личности, личностном росте, разрабатывались в духе психофизиологических теорий о надстройке функциональных систем над физиологическими. Эта позиция видела в пациенте набор симптомов и течение синдромов, частный случай, подкрепляющий ту или иную теорию. Психоаналитические школы рассматривали личностный рост в связи с проблемами преодоления тревоги, фиксаций, неврозов, комплексов.

Бихеовиризм
Предполагалось, что путем правильного использования подкрепления при тотальном контроле из человека можно сделать все что угодно. Личность существует только как сумма паттернов поведения. На этой стадии оказалось возможным рассматривать цель жизни человека как практическую целесообразность. Подобным образом понимаемый смысл определял поведение человека приспособительными интересами, сводящим его жизнь к "функционированию".

(Четвертый) Цель жизни - рост и развитие

Гуманистическая психология
В 40-х годах К.Левин выдвигает важнейший методологический принцип: ситуация должна рассматриваться не с точки зрения абстрактного наблюдателя, а с позиции самого вовлеченного в нее человека, как она дана в его переживании, как она дана для него.
Важнейшим фактором организации поведения взрослого человека Левин считал "наличие одной ведущей идеи, которая контролирует и управляет более частными видами деятельности. Этой ведущей идеей может быть основной замысел или достижение цели". Из теории Левина У. Томас вывел представление об "определяющей ситуации", а Р. Мертон о "самовыполняющемся пророчестве". В целом отсюда выросли почти все последующие теоретические представления психологии о том, что человек не только реагирует на ту или иную ситуацию, но, более того, сам создает тот мир, в котором живет.
К. Гольдштейн первым ввел в научный оборот понятия "самоактуализация" и "самореализация": имеется в виду, что человек постоянно стремится реализовать свои врожденные потенции всеми доступными способами. Гольдштейн утверждает, что нормальный организм может временно отложить еду, сон, секс и т.д., если есть другие мотивы - любопытство или желание игры. Из этого делается вывод, что "способности организма определяют его потребности", а не наоборот.
В 1937 году Оллпорт представил теорию, согласно которой личность представляет собой открытую психофизиологическую систему, особенностью которой является стремление к реализации своего жизненного потенциала.
К. Роджерс постулирует тенденцию к самоактуализации как движение к конгруэнтности, адекватному восприятию мира и себя в мире.
В "Дальних пределах человеческой психики "Маслоу пишет, что "критерием, по которому можно судить о продвижении в правильном направлении, являюся пиковые переживания, они же являются и наградой самоактуализирующейся личности". С другой стороны, любой отказ от усилий по полной реализации потенциала чреват возникновениями патологий. Маслоу полагал, что человек, удовлетворивший свои дефициентные потребности, несомненно обратится к поиску более высоких потребностей, необходимо лишь указать ему направление поиска.
Таким образом, гуманистическая психология исходит из представления о том, что людям свойственно развиваться в "позитивном" направлении, которое характеризуется движением к самоактуализации. Однако зададимся вопросом является ли достижение самоактуализации конечным пунктом развития личности? К чему еще может стремиться человек, достигший успеха, получивший в полной мере признание и в социуме, и в семье, и в мнении экспертов? Здесь мы приходим к порогу на котором гуманистическая психология спотыкается.

Трансперсональная психология
С. Гроф, К. Уилбер, Т. Маккен создали Трансперсональную психологию.Т.п. сделала шаг вперед выдвинув положение о том, что мир представляет собой параллельное и одномоментное существование множества самых различных реальностей, обладающих равным онтологическим статусом. Границы между этими реальностями - это навязанная дурным воспитанием культурно обусловленная фикция в сознании человека, пребывающего в неведении, и страдающего только вследствие неведения. С. Гроф ввел новую картографию человеческой психики, в которой он показал, что большинство классифицируемых традиционной психиатрией заболеваний, таких как неврозы и психозы по сути дела являются кризисами роста, которые в определенных условиях возникают у всех людей, а не болезнями.
Однако отрицательным аспектом этой теории была проекция на уход человека от реальной жизни в фантастическую "трансперсональную" реальность. Предназначение человека видется в наслаждении жизнью, как игрой. Для достижения этой "трансперсональной" реальности оправдывалось применение галлюциногенов, наркотиков, а так же медитативных и дыхательных техник йоги, вырванных из контекста йогического учения.
Появление новой, конкурирующей ветви психологии привели не к объединению, а, наоборот, к дальнейшему умножению психологических теорий. И. Яалом пишет, "В большом шатре гуманистической психологии приют находил каждый, и вскоре там образовался хаос различных школ и течений, которые даже на экзистенциальном эсперанто едва могли объясниться между собой. Гештальт-терапия, трансперсональная терапия, группы встреч, холистическая медицина, психосинтез, суфизм и многое другое - всё это оказалось под одной крышей."
Не произошло слияния конкурирующих теорий в единую научную систему с единым понятийно-категориальным аппаратом и методологией. Складывалось впечатление, что психологи обнаружили принципиально новое деление живущих на земле людей на "человека психоаналитического", "человека бихевиорального", "гештальт-человека" и т.п., и что различия между этими "новыми видами" глубже, чем все ранее известное науке. В лучшем случае отдельные положения иной школы, другого автора заимствовались путем перевода на собственный язык; причем число таких языков отнюдь не сокращалось.

(Пятый) Цель жизни - подъем к высшему состоянию

Попытки интеграции
В последние десятилетия в психологии и социальной работе появились направления, так или иначе рассматривающие психику человека как сложную многоуровневую саморегулирующуюся систему.
По Франклу, человек похож на скульптора, который из камня ваяет свою жизнь. И поступать следует так, как поступает скульптор. Он старается уже в камне увидеть то, что из него можно сделать так, чтобы было меньше отходов. Франкл считает, что у человека всегда есть возможность выбора, и он должен нести ответственность за свой выбор. Психологически незрелый человек не дает сам себе реализовывать собственные возможности, он сам себе мешает стать таким, каким он может быть. В результате он искажает свою жизнь. Быть человеком, по Франклу, - это значит не только осознавать свое отличие от других, но также уметь становиться непохожим на себя, т.е. уметь изменяться.
В числе революционных тезисов, провозглашенных Яаломом - тезис о том, что для каждого нового клиента надо изобретать новую психотерапию, тезис, что наиболее ценным инструментом психотерапевта является он сам, а также тезис, что критерием успешности психотерапии является изменение самого терапевта.
В 1977 К.Уилбер представил "интегральный подход", согласно которому различные школы философии, психологии, антропологии, психотерапии понимаются не как конкурентные, взаимно исключающие дисциплины, а как подходы, справедливые лишь в определенных частях полного "спектра сознания". Это была смелая попытка координирования, разъяснения и концептуального обобщения разнообразных форм познания. Однако автор в основании своей концепции поставил восточную философию, оперируя такими понятиями как "мандала", "холон", "Великое Гнездо", "интерсубъективность" и т.д., ушел в теоретизирование, оторванное от научного подхода.
Российские психологи значительно продвинули интегральную психологию выдвинув принципы целостности и единства человеческой психики и предлагая интегративный подход в психологической практике.
Известны работы Ананьева и Бодалева о феномене акме - вершине развития человека, Вахромова о самоактуализации и Щербакова, представившего оригинальную кластерную теорию интеграции.
В. Козлов пишет: "Мы считаем, что психология в процессе своего исторического развития дошла до такой стадии, когда ее объединение не только возможно и желательно, но и неизбежно. Психология миновала стадии детства и юности и вступила в стадию зрелости. Это предполагает коренные качественные изменения и самой психологии в целом, и ее носителей - психологов. Развитие психологии достигло того уровня, когда стремление к единству совпадает со способностями для достижения этого."
Однако современная психология, справедливо выдвигая интегративные принципы, пока еще остается в рамках трансперсональной практики, не предлагая существенно новых методов работы.

Наука Каббала как основа Интегральной психологии
Каббала не является ни мистикой, ни религией, ни философией, ни наукой в том смысле, что ее нельзя полностью свести к этим феноменам. Она представляет собой современную систему описания и познания мира, с соответствующим предметом изучения, языком и понятиями. Глубочайшие знания основ мироздания, его законов, специфическую методику достижение цели творения каббала хранила на протяжении сотен лет в ожидании времени, когда человечество разовьется настолько, что сможет принять каббалистические знания и правильно использовать их.
Михаил Лайтман проанализировал, систематизировал и обобщил открытую систему мировосприятия основанную на многовековых исследованиях ученых каббалистов. Эти материалы им были впервые переведены на современный научный язык. Мы являемся свидетелями интеграции этих знаний в мировую науку, которые содержат в себе анализ открытой системы мировосприятия и сопоставление ее с современными научными данными самого широкого круга дисциплин, социальных, религиозных и философских аспектов.
На протяжении многих столетий каббала оставалась метафорическим изложением принципов управления высшего информационного слоя нашим миром. Все каббалистические книги, по сути, представляют собой методику внутренней работы и ее описание. Это аналогично описанию опытов ученого физика, химика и т.п., хотя те опираются на данные приборов восприятия, а каббалисты на постижение человека его органами восприятия. Такой подход выходит за рамки нашего классического понимания науки, но факт остается фактом: любой исследователь может воспроизвести опыт и получить те же результаты, которые описывает ученый-каббалист.
В этой статье я попытался сформулировать только основные принципы итегрального подхода, основываясь на известных работах М.Лайтмана.(5)

Концепция высшего Я
1. Человек изначально существует в своем высшем состоянии. Это состояние дано ему от природы. По определенным причинам на протяжении истории это состояние было утеряно, сокрыто от человека. Каббала как наука предлагает свой способ возвращение к этому состоянию. Он заключается в развитии у человека способности вновь его ощутить.
2. Продвижение зависит от меры тождественности свойств исследователя свойствам изучаемого объекта.
3. Человек обретает противодействующую природному эгоизму силу, называемую экраном, и становится подобным свойству высших сил. В мере подобия восприятие расширяется.

Принцип целостности
Человек сегодня оторван от своего высшего состояния. Ощущение проблем приходят, как производная от потери изначальной цельности. Именно отличие наших свойств от высших вызывает в нас ощущение страданий. Депрессии, семейные конфликты, проблемы на работе, ощущение пустоты,наркотики - все это проекция нашей "раздробленности", разъединения, несостыковки. Эту оторванность, проявляющуюся в крайних состояниях, и полярных ощущених мы должны пройти, чтобы обрести опыт и возможность ощутить всю полноту мироздания. Недостатки, раскрывающиеся в настоящем состоянии, они же и есть силы, разрушающие его. Именно из осознания всех недостатков и рождается следующее состояние. Раскрывающиеся недостатки в ощущении человека - подталкивают его к более исправленному состоянию.

Принцип движения
Хью Эверетт в его теории квантовой механики показал,что наблюдение за любым объектом является взаимодействием наблюдателя с объектом наблюдения. Причем, наблюдение немедленно меняет внутреннее состояние и объекта и наблюдателя.
Все изменения происходят только в самом наблюдателе, в его "Я" относительно высшего "Я". Движение по-вектору к высшему "Я" изменяет в сознании ощущение себя, своего существования, окружающего мира.
Вся наша работа - соединение своего сегодняшнего "Я" со своим высшим "Я". Эту работу можно разделить на два этапа: первое - осознание несовпадения, несостыковки, второе- выбор возвращения к единству: собрать все знания, впечатления, соединить и сопоставить картину единства.
Депрессия - ощущение оторванности от своей цели, от себя и будущего.
Лечение - развить в себе ощущение окружающего мира до такой остроты, чтобы вернуться к единству с миром.
Возвращение к единству - уподобление по свойствам нашей высшей ступени.
Если человек возвращается к единству с высшей ступенью он ощущает себя вне своих желаний, независимым от жизни и смерти тела, от пространства и времени.

Принцип самостоятельной работы
Цель развития личности - в самостоятельном подъеме: если человек желает достичь совершенного существования, он должен стремиться к высшему Я, чтобы внешний и внутренний законы стали тождественны. Отождествление, сравнение свойств происходит постепенно, ступень за ступенью. Раскрытие недостатков существующего приводит к движению вперед со ступени на ступень, к более совершенному состоянию, лишенному каких бы то ни было недостатков.
Поэтапное, ступенчатое сравнение свойств человека со свойством высшего Я называется подъемом по ступеням его миров, где мы приходим к полному соединению с настоящим собой. И в той мере, в которой человек меняет свои свойства на свойства мироздания, его общего закона управления, в той мере он становится руководителем себя самого. В этой мере его личность - эта система саморазвивающаяся и открытая.

Принцип групповой работы
Как мы уже определили человек изначально является частью общей высшей системы. Группа, стремящаяся сообща к высшему состоянию - это модель такой системы, это единственная лаборатория, где человек меняет себя. Работа заключается в стремлении человека стать по-настоящему интегральной частью такой группы.

О методах работы
В бихевиористских подходах, проводится длительное воздействие на самый поверхностный поведенческий слой. В религиозной среде особое внимание уделяется формированию внешнего воздействия: выстроенное ритуалов, моления при стечении массы, пение, многочисленные аудиовизуальные эффекты. Кроме того, в религии практикуется потход вытеснения "низких" желаний. С другой стороны, психоаналитики пытаются вскрыть вытесненные желания, заглянув чуть глубже в подсознание. Гуманистический подход старается повлиять на человека через его внешние структуры: социальные желания и роли. Трансперсональные методы, основанные на использовании измененных состояний сознания - директивный и недирективный гипноз, медитативные и дыхательные техники направлены на получение непосредственного доступа к более глубоких слоям психики.
Следует отметить, что такие процессы оказывают некоторое положительное воздействие, однако требуют постоянной, сильной и длительной энергетической подкачки терапевта, который к тому же не знает как будет проходить метод реабилитации. Щербаков приводит очень оригинальное сравнение: "Работа психолога чем-то напоминает работу на компьютере оператора, имеющего очень слабое представление о том, что происходит внутри корпуса. Если на мониторе что-то не так, оператор нажимает на разные кнопки, исходя из соображений, что в прошлый раз, в похожем случае, это сработало. Иногда это помогает, иногда - нет. " (13) По этим причинам некоторые виды терапии рассчитаны на годы, многие виды отклонений психики вообще плохо поддаются воздействию.
Методика продвижения к высшему Я предусматривает работу с самым высшим уровнем сознания. Он же является и самым глубинным слоем. Именно он оказывает постоянное влияние на всю структуру личности. Все остальные структуры: сознательные, подсознательные, архетипы, перинатальные и трансперсональные - как в модели матрешки насаживаются на него. Поэтому нет необходимости работать с низшими внешними уровнями как это делают различные психологические школы.

Резюме
Целью интегральной психотерапии и методик развития личности является поэтапное, ступенчатое сравнение свойств человека со свойством высшего Я. Эта работа выстраивает все остальные структуры его личности в интегральное целое. В этом продвижении ему не обойтись без квалифицированного инструктора и группы единомышленников,стремящихся к той же цели. Эта работа заключается в постоянном внутреннем изменении, когда, несмотря на внешние и внутренние метаморфозы, человек оценивает и потому ощущает происходящее с ним, как единство с мирозданием. Вплоть до того, что человек обнаруживает, что вообще ничего не меняется, кроме его отношения к постоянному, неизменному его состоянию, в котором он создан и находится изначально и всегда.

Заключение
Эта статья является кратким вступлением в беседу об интегральной психологии. Я попытался включить в нее и обобщить наиболее глубокие открытия различных психологических школ, а также основные принципы нового потхода. Статья представляет собой лишь приглашение других присоединиться к этому обсуждению, продвигая вперед наше общее предприятие - психологию будущего.

Библиография:
1. Бодалев А. Вершина в развитии взрослого человека.(http://hpsy.ru/linka/)
2. Вахромов Е. Психологические концепции развития человека:теория самоактуализации. М., 2001
3. Гроф С. "Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые перспективы психотерапии и внутреннего исследования". М., 1995
4. Козлов В., Сивицкий В. Интегративная психология. Минск 2003 . (http://82.116.12.40/book/book7/book7_t.html)
5. Лайтман М.Статьи. 2004 (http://www.kabbalahscience.com/)
6. Майков В. Становление трансперсональной психологии. 2004
7. Майков В. Интегральная философия Кена Уилбера.(http://transpersonal.ru/wilber.htm)
8. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997
9. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. Спб., 1997
10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1998
11. Франкл В. Человек в поисках смысла.(http://hpsy.ru/link/250)
12. Уилбер К. Интегральная психология.М.2004
13. Щербаков М. Кластерная теория интеграции.(http://www.ipd.ru/articles/kti.shtml)
14. Яалом И. Краткосрочная позитивная психотерапия.(

Претерпела множество метаморфоз и изменений. Каждая эпоха, каждый новый век, каждое десятилетие привносили в психологию что-то своё, благодаря чему в наши дни существует не просто психология как самостоятельная и самодостаточная дисциплина, но психология, которая имеет всевозможные ответвления и направления. В этой статье мы поговорим о десяти наиболее популярных в нашу современность психологических направлениях. К ним можно отнести:

Ниже вкратце о каждом из этих направлений.

НЛП

Является одним из направлений в практической психологии и психотерапии, основанным на специальных техниках моделирования вербального и невербального поведения человека, успешного в какой-либо области, а также наборе особых связей между памятью, движением глаз и формами речи.

НЛП появилось в 60-х – 70-х годах прошлого столетия благодаря деятельности группы учёных: Ричарда Бендлера, Джона Гриндера и Фрэнка Пьюселика, работавших под патронажем известного антрополога Грегори Бейтсона. НЛП не признаётся академическим научным сообществом, а многие методики, согласно заключениям противников этого метода, не могут быть научно обоснованы. Однако в наше время НЛП является очень популярным, имеет огромное количество сторонников и практикуется множеством организаций во время психологических тренингов, а также различными тренинговыми и консалтинговыми компаниями.

Психоанализ

Представляет собой психологическую теорию, которую разработал австрийский невролог Зигмунд Фрейд на рубеже XIX-XX веков. Психоанализ также считается эффективнейшим методом лечения психических отклонений, основанным на этой теории. Благодаря деятельности таких учёных как К.Г. Юнг, А. Адлер, Г.С. Салливан, К. Хорни, Ж. Лакан и Э. Фромм это направление получило сильнейшее развитие. Среди основных положений психоанализа можно выделить то, что поведение, опыт и познание человека определяются, главным образом, внутренними нерациональными бессознательными влечениями; структура личности и её развитие определены событиями, произошедшими в раннем детстве; противостояние между сознательным и бессознательным может приводить к психическим расстройствам и т.д.

В современной интерпретации психоанализ состоит более чем из двадцати различных концепций человеческого развития, а подходы к лечению психических недугов посредством психоанализа столь же различны, сколько и сами теории.

Гештальтпсихология

Школа была основана в начале XX века чешским психологом и философом Максом Вертгеймером. Предвестниками её появления стали исследования восприятия, а в центре внимания находится стремление психики к организации получаемого человеком опыта в доступную для понимания единицу. Согласно идеям гештальтпсихологии, базисными психологическими данными являются гештальты – целостные структуры, которые не выделяются из общего числа компонентов, их образующих. Им присущи свои законы и характеристики.

В последнее время гештальтпсихология сменила свои позиции по отношению к сознанию человека и утверждает, что анализ этого сознания должен в первую очередь быть направлен не на отдельные элементы, а на целостные психические образы. Вместе с психоанализом и феноменологией гештальтпсихология стала основой гештальттерапии, где основные идеи перенесены с процессов восприятия на общее миропонимание.

Расстановки по Хеллингеру

Системно-семейные расстановки являются феноменологическим методом системной семейной терапии, основные важные открытия в котором были сделаны немецким философом, психотерапевтом и богословом Бертом Хеллингером. Сам метод предназначен для коррекции системных семейных травм, называемых системными динамиками, и устранения их последствий.

Терапевты, работающие по этой методике, определили, что многие проблемы людей связаны с семейными травмами, имевшими место в прошлом, такими как убийства, суициды, ранние смерти, изнасилования, переезды, разрывы семейных отношений и т.п. Расстановки по Хеллингеру отличаются от других подобных методов тем, что они являются кратковременными и используются лишь один раз. В своих книгах Хеллингер относит эту методику не столько к психотерапевтическим направлениям, сколько к духовным практикам.

Гипноз

Гипнозом называют измененное состояние сознания, которое характеризуется одновременно как признаками бодрствования, так и сна, во время которого могут происходить и сновидения. Благодаря гипнозу в одно и то же время могут параллельно сосуществовать два состояния сознания, которые в обычной жизни являются взаимоисключающими. Первые сведения о гипнозе датируются ещё третьим тысячелетием до нашей эры – гипноз практиковался в Древней Индии, Египте, Тибете, Риме, Греции и других странах.

Идея гипноза базируется на двойственности природы психики, в которой есть сознательное и бессознательное. И случается так, что бессознательное оказывает больше влияния на психику, нежели разум. Поэтому в настоящее время при помощи гипноза опытные специалисты разрешают всевозможные проблемы людей, которые не удаётся устранить более традиционными методами.

Позитивная психотерапия

Метод позитивной психотерапии является одним из основных в своей сфере. Он был основан немецким неврологом и психиатром Носсратом Пезешкианом в 1968 году, но Европейской ассоциацией психотерапии был признан в 1996 году, а Всемирным советом психотерапии — лишь в 2008 году.

Эта психотерапевтическая методика относится к разряду транскультурных, психодинамических психотерапевтических методик с гуманистической позицией. Согласно ей, важнейшей данностью человеческой природы являются способности (как врождённые, так и приобретённые). А сама методика построена таким образом, что включает в себя рациональный и сугубо научный западный подход, а также восточную мудрость и философию. В 2009 году основатель позитивной психотерапии номинировался на Нобелевскую премию за заслуги в физиологии и медицине.

Клиент-центрированная терапия

Клиент-центрированная терапия в качестве психотерапевтического метода была предложена американским психологом Карлом Роджерсом как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Изначально автором была представлена гипотеза, согласно которой человек в силах самостоятельно изменить себя, а психотерапевт выполняет лишь роль наблюдателя, контролирующего процесс. Однако позже был сделан уклон на улучшении методов, которые помогут специалисту лучше понять состояние клиента и изменения в нём в ходе терапии. Именно благодаря основной идее метода (прийти к пониманию самовосприятия человека) метод и получил своё название. Есть и ещё один важный момент: в клиент-центрированной терапии главнейшая роль отводится построению взаимоотношений между пациентом и терапевтом как залога достижения успеха в лечении.

Арт-терапия

Арт-терапия представляет собой особый вид психологической коррекции и психотерапии, который основывается на творчестве и искусстве. В более узком понимании арт-терапию можно назвать лечением посредством изобразительного творчества, целью которого является воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

Сам термин, обозначающий «лечение искусством», был введён в 1938 году британским художником и терапевтом Адрианом Хиллом в то время, когда он описывал свою работу в медицинских учреждениях с больными туберкулёзом. Затем метода была применена в США в работе с детьми, которые были вывезены из концлагерей фашистов во время Второй мировой войны. С течением времени арт-терапия набирала всё больше приверженцев, а в 1960 году в США была основана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

Телесно-ориентированная терапия

Телесно-ориентированная психотерапия является терапевтической практикой, которая позволяет работать с неврозами и проблемами людей посредством телесного контакта. Основателем этого направления считается ученик Зигмунда Фрейда американский и австрийский психолог Вильгельм Райх, отошедший в своё время от психоанализа и акцентировавший внимание на теле.

В основе этой терапии лежит понятие «мускульного (характерологического) панциря», согласно которому мышечные зажимы формируются как защита от беспокойств, возникающих у детей на основе сексуальных желаний и сопровождающихся страхом быть наказанными. Со временем подавление этого страха становится хроническим, в результате чего образуются специфические черты характера, которые и образуют этот панцирь.

Позже идеи Райха были продолжены Идой Ролф, Гердой Бойесен, Мэрион Розен и Александром Лоуэном. В России к данному направлению психотерапии часто относят метод Фельденкрайза.

Коучинг

Коучинг — это сравнительно недавно появившийся метод тренинга и консалтинга, отличающийся от традиционных тем, что в нём отсутствуют жёсткие рекомендации и советы, но присутствует совместный с клиентом поиск решения проблем. Также коучинг отличается ярко выраженной мотивацией на достижение определённых целей и результатов в деятельности и повседневной жизни.

Основоположниками коучинга считают американского коуча и создателя концепции внутренней игры Тимоти Голви, британского автогонщика и бизнес-тренера Джона Уитмора и основателя Университета коучей и других коуч-организаций Томаса Дж. Леонарда.

Основная идея коучинга состоит в том, чтобы переместить человека из области проблемы в область её эффективного решения, позволить ему увидеть новые способы и пути максимального раскрытия своего потенциала, а также помочь наладить дела в различных сферах своей жизнедеятельности.

Конечно, представленные описания не могут вместить в себя всю полноту этих психологических направлений, так же, как и не могут раскрыть все их особенности. Но нашей задачей было лишь познакомить вас с ними, представив очень краткую характеристику. А в каком направлении развиваться вам – это уже дело вашего личного выбора.

Мы будем рады, если вы поучаствуете в нашем небольшом голосовании. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какое из описанных направлений показалось вам наиболее интересным?

Немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832-1920) в Лейпциге создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную затем в институт.

Занимаясь физиологией, Вундт пришел к программе разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии (разделом которой ее было принято считать).

В своей первой книге "Материалы к теории чувственного восприятия" (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой был изложен в его "Лекциях о душе человека и животных".

План включал два направления исследований:

а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувства ми, представлениями;

б) изучение "психологии народов", т.е. психологических аспектов культуры языка, мифов, нравов.

Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек (тогда как прежде эксперименты ставились только на животных), психология может разрабатываться как самостоятельная наука. Полученные результаты были им изложены в книге "Основы физиологической психологии" (1873-1874), ставшей первым главным трудом, по которому обучались не только у самого Вундта, но и в других центрах, где появились специалисты по новой дисциплине – экспериментальной психологии.

Задача психологии, как и всех других наук, состоит, по Вундту, в том, чтобы :

а) выделить путем анализа исходные элементы;

б) установить характер связи между ними

в) найти законы этой связи.

Анализ означал расчленение непосредственного опыта субъекта. Это достигается путем интроспекции, которую не следует смешивать с обычным самонаблюдением. Интроспекция – особая процедура, требующая специальной подготовки. При обычном самонаблюдении человеку трудно отделить восприятие как психический внутренний процесс от воспринимаемого предмета, который является не психическим, но данным во внешнем опыте.

Испытуемый должен уметь отвлекаться от всего внешнего, чтобы добраться до исконной "материи" сознания. Последняя состоит из элементарных, далее неразложимых "нитей составных частей".

Им присущи такие качества, как модальность и интенсивность. К элементам сознания относятся также чувства (эмоциональные состояния).

Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения:

а) удовольствия – неудовольствия,

б) напряженности – расслабленности,



в) возбужденности – успокоения.

Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах. Эта гипотеза породила множество экспериментальных работ, в которых наряду с данными интроспекции были использованы также объективные показатели изменений физиологических состояний человека при эмоциях.

Стремясь отстоять самостоятельность психологической науки, Вундт доказывал, что у нее имеются собственные законы, а изучаемые ею явления подчинены особой "психической причинности".

К этим законам Вундт относил:

Принципы творческого синтеза,

Закон психических отношений (зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов),

Закон контраста (противоположности усиливают друг друга)

И закон гетерогенности целей (при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив).

Вслед за философом А. Шопенгауэром, Вундт утверждал, что первичной абсолютной силой человеческого бытия является воля, на которую возлагалось объединение всех элементов сознания в целостность по закону "творческого синтеза". Отводя воле роль главенствующего начала в структуре сознания, Вундт стал на позиции волюнтаризма.

В дальнейшем, оставив эксперимент, Вундт занялся философией и разработкой "второй ветви" психологии, посвященной психическому аспекту создания культуры различных народов. Он пишет десятитомную "Психологию народов", отличающуюся обилием материалов по этнографии, истории языка, антропологии.

Согласно Вундту, экспериментальному изучению подлежат только элементарные психические процессы (ощущения, простейшие чувства). Что же касается более сложных форм психической жизни, то здесь эксперимент со всеми его преимуществами, доказанными-прогрессом науки, непригоден.

Это убеждение Вундта было развеяно дальнейшими событиями в психологии. От Вундта принято вести родословную психологии как самостоятельной дисциплины. Он создал крупнейшую в истории этой науки школу. Вундт сыграл важную роль в консолидации сообщества исследователей, ставших психологами-профессионалами.

11. Предпосылки и проявления «скрытого кризиса» ассоцианизма

12. Основные направления зарубежной психологии периода «открытого кризиса» (общий очерк)

Постановление Правительства РФ от 26.02.2016 N 136 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1184"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N "О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 1, ст. 199; N 39, ст. 5269; 2013, N 48, ст. 6259).

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ

1. Наименование после слов "федеральных органов исполнительной власти" дополнить словами ", государственных корпораций, наделенных соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг,".

2. Пункт 1 после слов "федеральных органов исполнительной власти" дополнить словами ", государственных корпораций, наделенных соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг,".

3. В пункте 2:

а) абзац шестой после слов "федеральных органов исполнительной власти," дополнить словами "государственных корпораций, наделенных соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг,";

б) абзац седьмой после слов "федеральными органами исполнительной власти," дополнить словами "государственными корпорациями, наделенными соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг,".

4. Абзац третий пункта 3 после слов "федеральных органов исполнительной власти," дополнить словами "государственных корпораций, наделенных соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг,".

5. Абзац первый пункта 4 после слов "Федеральным органам исполнительной власти" дополнить словами ", государственным корпорациям, наделенным соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг,".

6. В Правилах обеспечения перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде при предоставлении государственных услуг, утвержденных указанным постановлением:

а) наименование после слов "федеральных органов исполнительной власти" дополнить словами ", государственных корпораций, наделенных соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг,";

б) пункт 1 после слов "федеральным органам исполнительной власти" дополнить словами ", государственным корпорациям, наделенным соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг,";

в) абзац второй пункта 3 после слов "федеральных органов исполнительной власти," дополнить словами "государственных корпораций, наделенных соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг,";

г) в пункте 14 слова "федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации," заменить словами "федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, наделенными соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг,".

Правительство решило вводить соцнормы потребления электроэнергии. В Госдуме сомневаются. 25 февраля 2014 г. Премьер Министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о внесении изменений в акты правительства РФ по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности). Социальная норма должна быть введена не позднее 1 июля 2016 года. 27 февраля 2014 года в Государственной Думе состоялось совещание с участием Председателя Комитета по энергетике Ивана ГРАЧЕВА, членов Консультативного Совета и представителей пилотных регионов, где уже стартовал проект. Участники совещания отметили, что, не смотря на то, что эксперименты по введению соцнорм потребления проводились в ряде регионов, уровень подготовленности к введению соцнорм весьма низкий.

Правительство России приняло « О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)»

Проект постановления «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» (далее - социальная норма) разработан Минстроем России в соответствии с протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года №ДМ-П9-2пр .

Документом вносятся изменения в Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года №614 , а также в ряд актов Правительства Российской Федерации в части:

Уточнения требований к величине устанавливаемой социальной нормы; к предельным минимальным и максимальным уровням цен (тарифов) в пределах и сверх социальной нормы;

Увеличения размера социальной нормы для домохозяйств, отнесённых к категории многодетных семей, домохозяйств, имеющих в своём составе инвалидов, и домохозяйств, имеющих в своём составе детей-инвалидов;

Совершенствования информационного обмена между органами власти и организациями по вопросам установления и применения социальной нормы.

Кроме того, постановлением предоставляется субъектам Федерации право принятия решения о введении социальной нормы, исходя из необходимости её введения не позднее 1 июля 2016 года.

Мероприятия по введению социальной нормы осуществляются в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 .

Социальная норма является относительно новым институтом, затрагивающим интересы всех граждан Российской Федерации.

Постановление подготовлено с учётом результатов реализации пилотных проектов по введению социальной нормы.

Применение социальной нормы в ряде регионов показало, что наряду с главными целями - стимулированием энергоэффективного потребления ресурса и социальной поддержкой отдельных категорий граждан путём установления тарифа в пределах социальной нормы - социальная норма также может способствовать сокращению объёмов перекрёстного субсидирования.

Целью постановления является корректировка экономической модели социальной нормы и механизма её введения с учётом имеющегося практического опыта таким образом, чтобы, сохранив ожидаемый эффект от её реализации, сделать её гибкой для применения с учётом различных региональных условий.

Некоторые подробности:

При регулировании тарифов потребления по соцнорме применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1. Сверх соцнормы повышение тарифа до 40% от уровня установленной для социальной нормы.

Имеются ограничения применения соцнорм для различных категорий населения.

Тарифы соцнорм сохраняются на все потребление для одиноких пенсионеров;

Через год после введения, применяется соцнорма с коэффициентом 1,5.

многодетных семей

в семьях, имеющие в своем составе инвалидов и детей - инвалидов:

в семьях, отнесенных к категории замещающих семей, имеющих в своем составе детей, оставшихся без попечения родителей.

Краткие комментарии на сайте Правительства России:

Д. МЕДВЕДЕВ: тотального введения соцнормы энергопотребления не будет
"Постановлением предоставляется субъектам федерации право принятия решения о введении социальной нормы, исходя из необходимости ее введения не позднее 1 июля 2016 года. Мероприятия по введению социальной нормы осуществляются в рамках исполнения указа президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600", - указывается в сообщении.

"Целью постановления является корректировка экономической модели социальной нормы и механизма ее введения с учетом результатов пилотных проектов таким образом, чтобы, сохранив ожидаемый эффект от реализации социальной нормы, сделать ее гибкой для применения с учетом различных условий", - говорится в документе.
В нем отмечается, что проект постановления был разработан Минстроем России в соответствии с протоколом совещания у председателя правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года №ДМ-П9-2пр.

Д. МЕДВЕДЕВ: нельзя допустить неконтролируемый рост тарифов на газ и электроэнергию
Документом вносятся изменения в положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденное постановлением правительства РФ от 22 июля 2013 года №614, а также в ряд актов правительства.

В частности, уточняются требования к величине устанавливаемой социальной нормы и к предельным минимальным и максимальным уровням цен (тарифов) в пределах и сверх социальной нормы. Кроме того, увеличивается размер социальной нормы для домохозяйств, отнесенных к категории многодетных семей, домохозяйств, имеющих в своем составе инвалидов, и домохозяйств, имеющих в своем составе детей-инвалидов. Также совершенствуется информационный обмен между органами власти и организациями по вопросам установления и применения социальной нормы.

Как отмечается в сообщении на сайте правительства, "социальная норма является относительно новым институтом, затрагивающим интересы всех граждан Российской Федерации", и подписанное премьер-министром "постановление подготовлено с учетом результатов реализации пилотных проектов по введению социальной нормы".
"Применение социальной нормы в ряде регионов показало, что наряду с главными целями - стимулированием энергоэффективного потребления ресурса и социальной поддержкой отдельных категорий граждан путем установления тарифа в пределах социальной нормы - социальная норма также может способствовать сокращению объемов перекрестного субсидирования", - указывается в документе.

Что такое социальная норма потребления электроэнергии?
В сентябре 2013 года в шести регионах России была введена социальная норма потребления электроэнергии для населения. В пределах нормы потребления устанавливается более низкий тариф на электроэнергию. Если потребитель превысил норму, то разницу между соцнормой и фактическим расходом электроэнергии он будет оплачивать по более высокому тарифу. Предполагается, что эти тарифы будут различаться более чем на 30%. Также под соцнорму должно подпадать не менее 70% фактического объема поставки электроэнергии населению в регионе.

"Обязаловки" не будет
"Решение о введении социальной нормы, ее корректировке регион должен принимать самостоятельно, с учетом реального состояния дел в регионе: климата, доходов населения, состояния жилищного фонда", - подчеркнул премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
"Обязаловки" и тотального введения нам сейчас допускать нельзя, потому что у нас нет абсолютно точных данных, чего и как будет происходить", - пояснил Медведев.
Одновременно он сообщил, что социально незащищенных граждан могут освободить от обязанности ориентироваться на соцнормы энергопотребления.
По его словам, в субъектах РФ, участвующих в эксперименте по введению соцнормы энергопотребления, перекрестное субсидирование в данной сфере сократилось почти 3 млрд рублей. "Это - выгода от появления социальной нормы, и эти выгоды должны быть прочувствованы представителями малого и среднего бизнеса", - сказал глава кабмина.
Он заявил о необходимости отказаться от поддержания "искусственного ценового перекоса в электроэнергетике, когда плата для населения сохраняется невысокой только за счет увеличения тарифов для промышленности".
Он напомнил, что социальную норму потребления коммунальных услуг предлагается ввести для того, чтобы, во-первых, снизить плату за ЖКХ для большинства населения, во-вторых, для сокращения объема перекрестного субсидирования, а также для развития энергоэффективности.

С 1 сентября 2013 года в некоторых регионах России стартовал эксперимент по переходу к «социальной норме» энергопотребления, в соответствии с которым населению выделяется определенный объем потребления энергии, на который установлена фиксированная цена, а за расход сверх «социальной нормы» потребителям придется платить значительно дороже. Эта инициатива вызвала широкий общественный резонанс.

Депутат Иван ГРАЧЕВ считает подобное нововведение нецелесообразным, поскольку в первую очередь это приведет к повышению цен за электроэнергию. Свое мнение высказали и представители тех регионов, где уже прошел «эксперимент».

Большинство считают норму 70 киловатт-часов - недостаточной. Если включить одну лампочку мощностью 100 ватт, и она будет работать 24 часа/сутки в течение месяца, то за месяц нагорит 70 киловатт-часов. Но сутки лампочка не горит, а горит примерно 4 часа (в зависимости от региона) и соответственно составляет 12 киловатт-часов. Остаются 58 киловатт-часов на всю остальную технику - электроплиту, холодильник, чайник, стиральную машину и т.д. Только электроплита потребляет 6 квт, стиральная машина - 2,5 - 3 киловатта, холодильник - 1,5 киловатта. 70 киловатт -часов- это одна лампочка плюс десять дней работы холодильника. А все остальное жизненно необходимое по завышенному тарифу? Стоит привести данные на установленную соцнорму:

  1. Владимирская область - 50 кВт.ч/1 чел/1 мес (2,98/3,76 р.);
  2. Нижегородская область - 50 кВат.ч./1 чел/1 мес (2,72/4,84 р.);
  3. Забайкальский край - 65 кВт.ч./1 чел/1 мес (2,28/3,78 р.);
  4. Красноярский край 75 кВт.ч на человека в месяц, но не менее 110 кВт.ч на абонента в месяц (1,83/2,97 р.);
  5. Ростовская область - 96 кВт.ч./1 чел/1 мес (3,50/3,89 р.);
  6. Самарская область -150 кВт.ч./1 чел./1 мес (2,80/3,50);
  7. Орловская область - 190 кВт.ч./1 чел/1 мес (2,96/3,68 р.).

Вместе с тем, новые правила не допускают субсидирования потребления электроэнергии населением за счет организаций. Как считают некоторые эксперты, ликвидация перекрестного субсидирования приведет к росту тарифов на электроэнергию для населения. В своем сообщении депутат Андрей КРУТОВ подчеркнул, что, например, в Иркутской области наблюдается самый высокий уровень роста тарифов, и это несмотря на то, что в этом регионе преобладают металлургические предприятия, которые платят за электроэнергию в несколько раз меньше, чем жители области. В чем же тогда эффективность соцнорм для населения?

По мнению члена Общественной палаты РФ Анатолия ЛИБЕТА проект нуждается в доработке. Необходимо выработать механизм для корректного расчета социальной нормы после того, как региональные власти определят ее величину, энергетикам потребуется от потребителей более полная информация об условиях проживания в отдельных регионах в соответствии с указанными в российском постановлении требованиями.

Но социальные нормы на электричество - не ноу-хау российских властей, подобные меры давно действуют практически во всех развитых странах. К слову, в Европе размер соцнормы не сильно отличается от того, который собираются ввести в России: он составляет от 100 до 150 кВт*ч в зависимости от государства. Однако соцнормы там работают в едином комплексе. Например, чтобы сократить потребление воды, экономные европейцы моют посуду только в посудомоечной машине. Чтобы сэкономить на электричестве, покупают современную технику с самым продвинутым классом энергопотребления. Кроме того, нельзя забывать о климатических особенностях и техническом состоянии всей коммунальной инфраструктуры.

С замечаниями относительно социальной незащищенности некоторых категорий граждан выступил Руководитель оргкомитета Консультативного Совета Рашид АРТИКОВ . Он считает, что в первую очередь пострадают малообеспеченный слой населения. Ведь они, как правило, не могут позволить купить себе экономичный телевизор, холодильник класса «А» или энергоэффективные лампочки.

Может нововведения связаны с тем, что россияне слишком много тратят электроэнергии? К слову сказать, по данным Института проблем естественных монополий, средний житель нашей страны потребляет 935 кВт-ч в год. Немец - 1730, англичанин - 1878, китаец - 3700, американец 4587.

В ходе совещания проект введения «Социальных норм» одобрения со стороны участников собрания не получил. Более того, внедрение такой системы, несомненно, подорвет авторитет правительства, считают некоторые эксперты. И чтобы избежать последствий, решение на введение соцнорм, которые планируется ввести с июля этого года, необходимо отменить на данном этапе.

Более подробно с Постановлением Правительства России приложении к данной заметке



Просмотров