Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности. Правовые основы лицензирования

Правовую основу лицензирования составляют ст. 49 ГК РФ, Закон о лицензировании, акты субъектов РФ. Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями. Действие Закона о лицензировании не распространяется на виды деятельности, перечень которых приведен в его ст. 1 (страховая, нотариальная, биржевая, кредитных организаций и др.). Порядок лицензирования данных видов деятельности определяется специальным законодательством (например, Законом о банках).

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Отнесение видов деятельности к лицензируемым осуществляется Законом о лицензировании, ст. 1 и 17 которого содержат перечни видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов РФ (например, в Москве создан Комитет по лицензированию). Осуществляя контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, лицензирующие органы имеют право проводить проверки деятельности лицензиата; запрашивать и получать необходимые объяснения и документы; составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату. С данными правами лицензирующих органов корреспондируют обязанности лицензиатов.

Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральным органом государственной власти, может осуществляться на всей территории РФ. Если же лицензия выдана органом государственной власти субъекта РФ, то она действует на территории данного субъекта РФ. На территории иных субъектов такая деятельность может вестись при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ.



В соответствии со ст. 8 Закона о лицензировании, срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. По окончании срока действия лицензии он может быть продлен по заявлению лицензиата. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

Ø заявление о предоставлении лицензии;

Ø копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или соответственно копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (нотариально заверенные или с предъявлением оригинала);

Ø копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (нотариально заверенная или с предъявлением оригинала);

Ø документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления. Размер сбора - 300 руб.;

Ø сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Кроме указанных документов, в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, необходимость наличия которых установлена соответствующими федеральными законами или принятыми в соответствии с ними иными нормативными актами.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя со всеми необходимыми документами. Законом предусмотрена возможность обжалования соискателем бездействия лицензирующего органа. Уведомление о выдаче лицензии или об отказе в выдаче направляется (вручается) соискателю. При этом в первом случае в уведомлении указываются реквизиты банковского счета и срок оплаты лицензионного сбора, а во втором - причины отказа. Основаниями для отказа в выдаче лицензии может быть наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии в размере 1000 рублей. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, то лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе ее аннулировать.

Реестры лицензий на конкретные виды деятельности ведутся лицензирующими органами. В них указываются: сведения о лицензиатах; сведения о лицензирующем органе; виды деятельности, на осуществление которых выданы лицензии; дата принятия решения о выдаче и номера лицензий; сроки действия лицензий; сведения о регистрации лицензий в реестрах, основания и даты приостановления и возобновления действия лицензий; основания и даты аннулирований лицензий; иные сведения.

Основаниями переоформления лицензии для юридического лица являются его преобразование, изменение наименования или местонахождения. Для индивидуальных предпринимателей основаниями переоформления лицензии является изменение имени или места жительства, утрата документа, подтверждающего наличие лицензии. Переоформление документа производится органом, выдавшим лицензию, куда лицензиат или его правопреемник обязаны обратиться с заявлением не позднее чем через 15 дней. Стоимость переоформления -100 руб.

Лицензирующие органы наделены правом приостанавливать действие лицензии в случаях выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в установленном законодательством порядке. Вынося решение, лицензирующий орган определяет срок для устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать шести месяцев. В случае устранения указанных обстоятельств, о чем лицензиат обязан письменно уведомить лицензирующий орган, соответствующим органом осуществляется проверка и принимается о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Аннулирование лицензии осуществляется следующими путями:

В административном порядке, т.е. самим лицензирующим органом, без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом лицензионного сбора в течение трех месяцев с момента уведомления его о выдаче лицензии.

В судебном порядке: в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ или при неустранении лицензиатом нарушений, явившихся основанием для приостановления действия лицензии, в установленный срок. С заявлением в суд может обратиться лицензирующий орган, выдавший лицензию, или орган государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии до вступления в силу решения суда.

Осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования является правонарушением и основанием для ликвидации юридического лица по решению суда. За осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ст. 14.1 КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно является преступлением и наказывается в соответствии со ст. 171 УК РФ.

Неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление определенной деятельности, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются в соответствии со ст. 169 УК РФ.

Понятие, виды и способы реорганизации хозяйствующих субъектов.

Понятие и виды реорганизации хозяйствующих субъектов.

Реорганизация представляет собой прекращение организации с правопреемством, то есть с переходом прав и обязанностей к другим лицам.

Порядок реорганизации субъектов определяется ст. 57-60 ГК РФ Закона о регистрации, а также иными нормативными актами. Например, особенности реорганизации акционерных обществ установлен Законом об АО. Реорганизация может быть добровольной и принудительной. Решение о добровольной реорганизации коммерческой организации может быть принято ее учредителями (участниками) либо органом организации, уполномоченным на то ее учредительными документами. Помимо воли юридического лица реорганизация осуществляется по решению суда или уполномоченного государственного органа. Это возможно в случаях, прямо указанных в законе (например, в соответствии со ст. 19.Закона о конкуренции на товарных рынках). В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. В том случае, если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию. В соответствии со ст. 17 Закона о конкуренции на товарных рынках, на антимонопольные органы возложено осуществление контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов в форме слияния, присоединения, преобразования, в случаях, предусмотренных данной статьей.


Академия Труда и Социальных Отношений

Социально-экономический факультет

Кафедра экономики труда и управления персоналом

Реферат

по дисциплине: «Правовые основы управленческой деятельности»

Тема: « Правовые основы лицензирования деятельности »

Выполнила: студентка 1 курса магистратуры

Очной формы обучения

Строган М.В.

Проверила: к.э.н. Арифулина Г.М.

Москва 2011

Введение ………………………………………………………….…………………3

1. История появления лицензирования……………………………………………5

2. Понятие лицензирования. Критерии и принципы лицензирования…………. 8

2.1. Понятие лицензии. Требования, условия и содержание лицензии………...11

2.2.Лицензирующие органы……………………………………………………….13

2.3. Порядок получения лицензии. Отказ в выдаче лицензии…………………..15

2.4. Порядок приостановки, возобновления и аннулирования лицензии………21

Заключение………………………………………………………………….………23

Список использованной литературы……………………………………….….…..24

Введение.

В современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема надзора государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот надзор преследует двоякую цель. В условиях стремительного развития рыночных отношений одной из главных и приоритетных целей государства является обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья людей, проживающих в Российской Федерации.

Во-первых, с помощью надзора происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей. Так, с помощью надзора, избегается создание «фирм-однодневок», не способных отвечать по своим обязательствам, тем самым государство охраняет права и свободы своих граждан.
Во-вторых, государство стремится извлечь доход для себя и защитить свои права, монополии на наиболее приоритетные виды деятельности.
Именно лицензирование , являясь одним из видов надзора, представляет собой особый вид государственной деятельности, направленной на обеспечение прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Из данного определения становится ясно, что лицензирование как вид государственного надзора защищает как публичные, так и частные интересы.

В руководящих нормативных правовых актах закреплено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (Статья 49 ГК РФ «Правоспособность юридического лица»)

Тема моего реферата я выбрала "Правовые основы лицензирования деятельности ", потому что:

Во-первых, лицензирование - это важный гражданско-правовой институт, ставящий своей задачей защиту прав граждан и безопасности страны в целом.

Во-вторых, Лицензирование представляет собой одно из средств государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Кроме того, необходимо отметить, что лицензионные сборы - занимают не последнюю строку бюджетов различных уровней.

В данной работе, опираясь большей частью, на федеральное законодательство, я раскрою такие вопросы, как: понятие лицензирования, принципы лицензирования, лицензионные требования и условия, понятие лицензии, и ее содержание, порядок получения лицензии, порядок ее приостановления и аннулирования, а также виды лицензирующих органов.

1. История появления лицензирования.

Понятие « лицензирование », обозначающее разновидность разрешительной политики государства, относительно недавно введено в обиход отечественной административно-правовой науки и науки предпринимательского права. В деятельности исполнительно-распорядительных органов императорской (царской) России методы лицензирования применялись в период так называемой континентальной блокады (1811-1812 гг.). В этот период была ограничена внешнеторговая деятельность Англии из-за ее острого конфликта с Францией. Россия выдавала лицензии для торговли с Англией, именуемые «льготными письмами» (Freibriefe).
Однако участие Российской империи в континентальной блокаде, выразившееся во введении кратковременного лицензирования в сфере внешнеторговой деятельности России, существенно ущемляло интересы отечественных товаропроизводителей. И, как представляется, эта мера в большей степени носила политический характер, чем экономико-правовой.
Применение методов лицензирования в условиях советской правовой системы было весьма ограниченным. В сфере экспортно-импортной деятельности выдача лицензий Министерством внешней торговли Союза ССР и последующее заключение договоров государственными торговыми организациями представляли собой одну из форм реализации монополии внешней торговли. В качестве второй разновидности лицензирования, предусмотренной советской правовой системой, можно было рассматривать выдачу разрешения на использование изобретения или иного технического достижения, предоставляемого на основании лицензионного договора. В области права интеллектуальной собственности существовал и существует лицензионный договор, который, на мой взгляд, не имеет ничего общего с лицензированием как формой государственного надзора.

Развитие института лицензирования на рубеже 1991-1992 гг. обусловлено сменой экономических и правовых формаций; государство в этих условиях было заинтересовано в интенсификации частноправовой деятельности, однако ее осуществление вне государственной регламентации не представлялось возможным. Назрела необходимость введения методов действенного обеспечения защиты прав граждан и экономической безопасности России. Одним из таких методов и стало лицензирование.

Практика лицензирования получила особое развитие в 1994 г. в связи с принятием Правительством РФ базисного постановления, регламентирующего осуществление органами исполнительной власти выдачу, приостановление и аннулирование лицензий: только за период 1994-1998 гг.

Принятый в 1998 году Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» стал тем нормативным правовым актом, который подвел своеобразный промежуточный итог в становлении лицензирования как правового института. Благодаря его принятию были созданы предпосылки законодательного обеспечения конституционных гарантий граждан в сфере экономической деятельности. Но этот закон, несмотря на всю его прогрессивность, просуществовал недолго, ибо, как представляется, содержал излишнее количество лицензируемых видов деятельности. В этой связи в 2001 году назрела необходимость в сокращении их количества. Это сокращение и произошло при принятии Федерального Закона от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Современный этап развития лицензирования характеризуется сокращением числа лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает т.н. «административные барьеры», избыток которых мешает развитию государства с рыночной экономикой.

2. Понятие лицензирования. Критерии и принципы лицензирования

Прежде чем перейти к правовым основам лицензирования деятельности, определим некоторые понятия.

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе. В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость предоставления документа, подтверждающего наличие лицензии, в форме электронного документа, такой документ выдается лицензирующим органом в форме электронного документа;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Основные принципы осуществления лицензирования:

    обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

    установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

    установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

    установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом для конкретных видов деятельности;

    гласность и открытость лицензирования;

    соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Критерии определения лицензируемых видов деятельности:

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензирование определено полномочиями Правительства Российской Федерации, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:Правовые основы бухгалтерской деятельности Конспект >> Право, юриспруденция

Аудиторской деятельности . Вопрос 1. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности . Правовые основы осуществления аудиторской деятельности в... об аттестации аудиторов, лицензировании аудиторской деятельности , аккредитации аудиторских объединений. ...

  • Правовые основы предпринимательской деятельности (2)

    Закон >> Маркетинг

    Дисциплине «Организация предпринимательской деятельности» ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Работу выполнил: ... Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности . Лицензирование предпринимательства – сравнительно...

  • Правовые основы аудиторской деятельности .Профессиональная и юридическая ответственность аудито

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    ВВЕДЕНИЕ 3 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности 4 Правовые основы аудиторской деятельности 9 2. ... 2008 г. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. ...

  • Правовые основы государственного и муниципального управления

    Курсовая работа >> Маркетинг

    Порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования деятельности , сертификации продукции, предоставления... Организация предпринимательской деятельности . Учебное пособие, 2004 2. Правовые основы финансовой деятельности государства и органов...

  • Ключевые слова

    Контрольные вопросы

    1. Дайте понятие и назовите признаки СКС.

    2. Дайте понятие правового обеспечения СКС и туризма.

    3. Какова система регулирования СКС и туризма?

    4. Назовите принципы и способы государственного регулирования туризма.

    6. Дайте характеристику Федеральной службы по туризму РФ.

    7. Укажите компетенцию Департамента международного сотрудничества и туризма Администрации Приморского края.

    8. Перечислите нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность.

    9. Охарактеризуйте Закон об основах туристской деятельности.

    10. Какова система международных договоров в сфере туризма?

    11. Назовите основные понятия, закрепленные в Законе об основах туристской деятельности.

    Тема 2. лицензирование, Стандартизация, подтверждение соответствия и классификация в туризме и социально-культурном сервисе

    2.1. Правовые основы лицензирования.

    2.2. Стандартизация в туризме.

    2.3. Подтверждение соответствия.

    2.4. Классификация объектов туристской индустрии.

    Лицензия, лицензирование, стандарт, международный стандарт, ГОСТ, ГОСТ Р, СТП, подтверждение соответствия, добровольная сертификация, классификация.

    С 01.01.2007 года отменено лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, однако для осуществления ряда смежных видов деятельности по-прежнему требуется наличие лицензии. Вместе с тем, для осуществления целого ряда услуг в сфере СКС также необходима лицензия.

    Лицензия - ϶ᴛᴏ специальное разрешение на осуществление кон­кретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензи­онных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

    Лицензирование – вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Оно предусматривает осуществление мероприятий, связанных с выдачей лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением ли­цензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

    К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущер­ба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться ины­ми методами. Отнесение видов деятельности к лицензируемым осуществляет­ся Федеральным законом ʼʼО лицензировании отдельных видов деятельностиʼʼ, ст. 1 и 17 которого содержат перечни видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. К ним относятся, к примеру: фармацевтическая деятельность; перевозки морским транспортом пассажиров; деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в т.ч. с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино); медицинская деятельность и т.д.

    Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов РФ. Осуществляя контроль за соблюдением лицензиатом лицен­зионных требований и условий, лицензирующие органы имеют право проводить проверки деятельности лицензиата; запрашивать и полу­чать необходимые объяснения и документы; составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений; выно­сить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нару­шения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату.

    Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральным органом государственной власти, может осуществляться на всœей территории РФ. В случае если же лицензия выдана органом государственной власти субъекта РФ, то она действует только на территории данного субъекта РФ. На территории иных субъектов такая деятельность мо­жет вестись при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ.

    Срок действия лицензии не должна быть менее чем пять лет. По окончании срока дей­ствия лицензии он должна быть продлен по заявлению лицензиата. По­ложениями о лицензировании конкретных видов деятельности должна быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

    Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя со всœеми необходимыми документами. Законом предусмотрена возможность обжалования соиска­телœем бездействия лицензирующего органа. Уведомление о выдаче лицензии или об отказе в выдаче направляется соискате­лю. Основаниями для отказа в выдаче лицензии бывают наличие в документах, представленных соискателœем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соиска­теля лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Отказ в выдаче лицензии мо­жет быть обжалован. Выдача документа͵ подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соис­кателœем документа͵ подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии в установленном законом размере. В случае если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, то лицензиру­ющий орган вправе аннулировать лицензию.

    Лицензирующие органы могут приостанавливать дейст­вие лицензии в случаях выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Вынося решение о приостановлении действия лицензии, лицензирующий орган определяет срок для устранения обстоятельств, повлекших такое приостановление, но не более 6 месяцев. В случае устранения ука­занных обстоятельств, о чем лицензиат обязан письменно уведомить лицензирующий орган, соответствующим органом осуществляется проверка и принимается решение о возобновлении действия лицензии. В случае если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

    Лицензия теряет юридическую силу автоматически в случае ликвидации юриди­ческого лица или прекращения его деятельности в результате реорга­низации, за исключением преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

    Аннулирование лицензии осуществляется следующими путями:

    1. В административном порядке, ᴛ.ᴇ. самим лицензирующим органом, без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом лицензион­ного сбора в течение трех месяцев с момента уведомления его о выда­че лицензии.

    2. В судебном порядке: в случае, в случае если нарушение лицензиатом ли­цензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопаснос­ти государства, культурному наследию народов РФ или при неустране­нии лицензиатом нарушений, явившихся основанием для приостанов­ления действия лицензии, в установленный срок.

    За осуществление лицензируемого вида деятельности без лицен­зии либо с нарушением лицензионных требований и условий (ст. 14.1 КоАП РФ), предусмотрена административная ответственность в виде штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производ­ства и сырья или без таковой. Также это может послужить основанием для ликвидации юридического лица по решению суда. В случае если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно является преступлени­ем и наказывается исходя из статьи 171 УК РФ.

    Неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление опре­делœенной деятельности, в случае если эти деяния совершены должностным ли­цом с использованием своего служебного положения либо в нарушение вступившего в законную силу судебного акта͵ а равно причинившие крупный ущерб, наказываются исходя из статьи 169 УК РФ.

    Ключевые слова

    Контрольные вопросы

    1. Дайте понятие и назовите признаки СКС.

    2. Дайте понятие правового обеспечения СКС и туризма.

    3. Какова система регулирования СКС и туризма?

    4. Назовите принципы и способы государственного регулирования туризма.

    6. Дайте характеристику Федеральной службы по туризму РФ.

    7. Укажите компетенцию Департамента международного сотрудничества и туризма Администрации Приморского края.

    8. Перечислите нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность.

    9. Охарактеризуйте Закон об основах туристской деятельности.

    10. Какова система международных договоров в сфере туризма?

    11. Назовите основные понятия, закрепленные в Законе об основах туристской деятельности.

    Тема 2. лицензирование, Стандартизация,
    подтверждение соответствия
    и классификация в туризме
    и социально-культурном сервисе

    2.1. Правовые основы лицензирования.

    2.2. Стандартизация в туризме.

    2.3. Подтверждение соответствия.

    2.4. Классификация объектов туристской индустрии.

    Лицензия, лицензирование, стандарт, международный стандарт, ГОСТ, ГОСТ Р, СТП, подтверждение соответствия, добровольная сертификация, классификация.

    С 01.01.2007 года отменено лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, однако для осуществления ряда смежных видов деятельности по-прежнему требуется наличие лицензии. Кроме того, для осуществления целого ряда услуг в сфере СКС также необходима лицензия.

    Лицензия – это специальное разрешение на осуществление кон­кретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензи­онных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

    Лицензирование – вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Оно предусматривает осуществление мероприятий, связанных с выдачей лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением ли­цензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

    К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущер­ба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться ины­ми методами. Отнесение видов деятельности к лицензируемым осуществляет­ся Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 1 и 17 которого содержат перечни видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. К ним относятся, например: фармацевтическая деятельность; перевозки морским транспортом пассажиров; деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино); медицинская деятельность и т.д.


    Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов РФ. Осуществляя контроль за соблюдением лицензиатом лицен­зионных требований и условий, лицензирующие органы имеют право проводить проверки деятельности лицензиата; запрашивать и полу­чать необходимые объяснения и документы; составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений; выно­сить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нару­шения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату.

    Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральным органом государственной власти, может осуществляться на всей территории РФ. Если же лицензия выдана органом государственной власти субъекта РФ, то она действует только на территории данного субъекта РФ. На территории иных субъектов такая деятельность мо­жет вестись при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ.

    Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. По окончании срока дей­ствия лицензии он может быть продлен по заявлению лицензиата. По­ложениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

    Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя со всеми необходимыми документами. Законом предусмотрена возможность обжалования соиска­телем бездействия лицензирующего органа. Уведомление о выдаче лицензии или об отказе в выдаче направляется соискате­лю. Основаниями для отказа в выдаче лицензии могут быть наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соиска­теля лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Отказ в выдаче лицензии мо­жет быть обжалован. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соис­кателем документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии в установленном законом размере. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, то лицензиру­ющий орган вправе аннулировать лицензию.

    Лицензирующие органы могут приостанавливать дейст­вие лицензии в случаях выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Вынося решение о приостановлении действия лицензии, лицензирующий орган определяет срок для устранения обстоятельств, повлекших такое приостановление, но не более 6 месяцев. В случае устранения ука­занных обстоятельств, о чем лицензиат обязан письменно уведомить лицензирующий орган, соответствующим органом осуществляется проверка и принимается решение о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

    Лицензия теряет юридическую силу автоматически в случае ликвидации юриди­ческого лица или прекращения его деятельности в результате реорга­низации, за исключением преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

    Аннулирование лицензии осуществляется следующими путями:

    1. В административном порядке, т.е. самим лицензирующим органом, без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом лицензион­ного сбора в течение трех месяцев с момента уведомления его о выда­че лицензии.

    2. В судебном порядке: в случае, если нарушение лицензиатом ли­цензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопаснос­ти государства, культурному наследию народов РФ или при неустране­нии лицензиатом нарушений, явившихся основанием для приостанов­ления действия лицензии, в установленный срок.

    За осуществление лицензируемого вида деятельности без лицен­зии либо с нарушением лицензионных требований и условий (ст. 14.1 КоАП РФ), предусмотрена административная ответственность в виде штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производ­ства и сырья или без таковой. Также это может послужить основанием для ликвидации юридического лица по решению суда. Если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно является преступлени­ем и наказывается в соответствии со ст. 171 УК РФ.

    Неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление опре­деленной деятельности, если эти деяния совершены должностным ли­цом с использованием своего служебного положения либо в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются в соответствии со ст. 169 УК РФ.


    Закрепляя приоритет прав и свобод человека над интересами государства, Конституция РФ гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).
    Однако право частной собственности и свобода предпри-нимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не являясь абсолютными, могут быть ограничены законом. Так, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данная норма продублирована в п. 2 ст. 1 ГК РФ.
    Одним из методов государственного ограничения прав и свобод человека и гражданина для достижения перечисленных публично-правовых целей является лицензирование.
    В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии. Таким образом, несмотря на либерализацию частноправовых отношений, ГК РФ целенаправленно ограничивает гражданские права человека.
    Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, установлен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Однако данная норма действует в том случае, когда международный договор ратифицирован Российской Федерацией путем принятия специального федерального закона.
    Под лицензией следует понимать не только специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, но и официальный документ, подтверждающий это разрешение.
    Под лицензированием понимают проведение одной из следующих процедур либо комплекса мероприятий, связанных с:
    предоставлением лицензий;
    переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий;
    приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий;
    возобновлением или прекращением действия лицензий;
    аннулированием лицензий;
    контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
    ведением реестров лицензий;
    предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
    Лицензирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование. Определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, и установление видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, отнесено к компетенции Правительства РФ. Определение органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих лицензирование (лицензирующих органов субъектов РФ), отнесено к компетенции субъектов РФ.
    Лицензирующими органами ведется реестр лицензий, который представляет собой совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверж-дающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.
    В соответствии с названным Федеральным законом можно привести, например, несколько видов деятельности, подлежащих лицензированию:
    деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией;
    торговля вооружением и военной техникой;
    торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия;
    торговля патронами к оружию;
    деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения;
    деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом;
    фармацевтическая деятельность;
    изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан;
    деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
    заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;
    заготовка, переработка и реализация лома черных металлов и т.д.
    Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный указанным Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

    Просмотров