Предоставление информации по направлению деятельности. О праве граждан на получение информации при устном обращении в органы власти

Государственной Думой

Советом Федерации

В целях установления в Федеральном космическом агентстве и его территориальном органе единого порядка рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, объединений граждан, в том числе юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196; 2013, N 19, ст. 2307; N 27, ст. 3474), а также поступающих от них запросов информации о деятельности Федерального космического агентства и его территориального органа в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 776; 2011, N 29, ст. 4291; 2013, N 23, ст. 2870; N 51, ст. 6686; N 52, ст. 6961) приказываю.


Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

О ПРАВЕ ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПРИ УСТНОМ ОБРАЩЕНИИ В ОРГАНЫ ВЛАСТИ

В.В. АРХИПОВ

Архипов В.В., соискатель степени кандидата юридических наук кафедры трудового права АТиСО.

Право граждан на получение информации гарантировано ст. 24 и 29 российской Конституции. Наиболее существенная для граждан правоустанавливающая норма содержится в п. 4 ст. 29, которая гарантирует, что "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом".
В целях правильной ориентации граждан в своих правах им следует знать, что правила реализации конституционных гарантий в данной сфере их взаимоотношений с представителями власти регулирует Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (далее - Закон N 24-ФЗ). А кроме того, надо помнить о юридических различиях, подразделяющих получение информации согласно их устным запросам и на основании письменного обращения в органы власти.
Рассмотрим наиболее широко распространенные трудности, которые приходится преодолевать гражданам при получении информации по устным запросам. Для примера возьмем получение справок о регистрации в структурном подразделении какого-либо федерального или муниципального органа самоуправления, а конкретнее - получение справки о нахождении (ненахождении) на учете в центре занятости населения или какой-либо справки из ДЭЗа.
Прежде всего, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда справки выдаются только в определенные дни. Такое условие вполне правомерно, поскольку регулирующий этот спектр общественных отношений названный Закон позволяет это делать. Так, в силу п. 3 ст. 12 "порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом".
К сожалению, данный Закон, да и иные сопряженные с этой проблемой законы, не содержит ориентировочных нормативов о допустимом месте и надлежащем времени получения необходимой информации. В Законе содержится лишь общая декларативная норма, согласно которой органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствии с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций. Поэтому, например, по сроку целесообразно ориентироваться на общегражданский подход, т.е. на разумный срок выполнения обязательств (ч. 1 п. 2 ст. 314 ГК РФ). Это предполагает отсчет срока со дня обращения гражданина. Если же обязательство по предоставлению информации не исполнено в разумный срок, владелец информации обязан исполнить его (т.е. предоставить информацию) в семидневный срок с момента предъявления требования об исполнении. Такой порядок действует, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства (ч. 2 п. 2 ст. 314 ГК РФ).
Нередко чиновники требуют при выдаче справки объяснить причины ее получения и указать место ее предъявления, обусловливая это необходимостью внесения соответствующей записи в справку и в книгу регистрации выдачи справок. Вот это требование п. 1 ст. 12 Закона N 24-ФЗ, устанавливающее, что "пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом". Но в нашем случае информация с ограниченным доступом, которая определена в соответствующих законах и подзаконных актах, например о коммерческой и конфиденциальной информации, никакого отношения к рассматриваемой информации не имеет.
То же правило применимо и к требованию чиновника о выдаче информации только при предъявлении запроса от какого-либо другого органа власти. Кроме того, такое требование не соответствует правилам ст. 14 указанного Закона, в силу которой:
- граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию;
- ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами;
- владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить (обратим внимание: не преДСТавить для ознакомления, а именно преДОСТавить, т.е. по Ожегову С.И. - отдать в распоряжение, пользование) информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- отказ владельца информационных ресурсов субъекту в доступе к информации о нем может быть обжалован в судебном порядке.
Обобщая все перечисленные незаконные требования, необходимо отметить, что санкциональное законодательство содержит малоприменимую (в аспекте массового правонарушения прав граждан) разнообразную ответственность за нарушение норм, связанных с информационным обеспечением граждан. Право граждан на привлечение к ответственности лиц, произвольно применяющих нормы о гарантированном доступе к информации, закреплено Законом N 24-ФЗ, в соответствии со ст. 13 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Отказ в доступе к перечисленным информационным ресурсам может быть обжалован в суд.
Гражданам надлежит знать еще одно обстоятельство. Перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на услуги, устанавливает Правительство Российской Федерации. Но пока такого акта (касающегося выдачи справок в рассматриваемых органах) не принято, следовательно, вся подобная информация должна предоставляться бесплатно. Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 15 Закона N 24-ФЗ владелец информационных ресурсов обязан обеспечить соблюдение режима обработки и правил предоставления информации пользователю, установленных российским законодательством или собственником этих информационных ресурсов в соответствии с законодательством. Владелец информационных ресурсов несет юридическую ответственность за нарушение правил работы с информацией в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 24 Закона отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации или получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате иных нарушений прав пользователей. Руководители и другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.
Уголовная ответственность непосредственно за нарушение Закона N 24-ФЗ (кроме иной сопряженной с этим нарушением, как, например, за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) или за халатность (ст. 293 УК РФ)), предусмотрена в ст. 140 УК РФ. В соответствии с ней неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, - наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.
Административная ответственность предусмотрена в ст. 5.39 КоАП, в силу которой неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ.
Гражданская (деликтная) ответственность в случае нанесения гражданину имущественного вреда предусмотрена в ст. 1064 ГК РФ, а ее нюансы, в зависимости от статуса правонарушителя, регулируются ст. 1068 - 1071. Причем в случаях, предусмотренных законом, возможна, кроме того, компенсация причиненного морального вреда на основании общих норм ст. 151 ГК РФ.

  • Глава 8. Универсальные услуги связи
  • Глава 9. Защита прав пользователей услугами связи
  • Глава 10. Управление сетями связи в чрезвычайных
  • Глава 11. Ответственность за нарушение законодательства
  • Глава 12. Международное сотрудничество
  • Глава 13. Заключительные и переходные положения
  • Критерии выбора организационно-правовой формы
  • 1. Цели и виды деятельности, возможность извлечения прибыли
  • 2. Распределение прибыли
  • 3. Ответственность учредителей (участников)
  • 4. Налогообложение
  • 5. Учет и отчетность
  • 6. Минимальный размер имущества организации
  • 7. Передача имущества организации ее учредителями (участниками)
  • 8. Возможность участников получить часть имущества организации при выходе из нее и при ее ликвидации
  • 9. Управление
  • Плюсы и минусы коммерческой и некоммерческой организации
  • *** Предоставление лицензии на деятельность по телевизионному вещанию и радиовещанию
  • *** Личные имущественные права
  • *** Исключительное право на произведение
  • Не являются объектами авторского права
  • *** С татья 1314. Смежные права на совместное исполнение
  • *** Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав
  • Административная ответственность за нарушение авторских прав
  • Уголовная ответственность за нарушение авторских прав
  • «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Основные требования при обеспечении доступа к этой информации
  • Глава 3. Предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
  • Глава 4. Ответственность за нарушение порядка доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
  • Глава 5. Заключительные положения Об информации, информационных технологиях и о защите информации
  • *** Доступ к архивной информации: современные проблемы3
  • 28 Право на фирменное наименование
  • *** Закон о фирменном наименовании организаций
  • *** Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  • 2.2. Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства.
  • 2.3. Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства.
  • 2.4. Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства.
  • 1. Правовое регулирование общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации: правовых, территориальных, организационных, экономических.
  • 3. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
  • 2. Международное законодательство
  • 3. Конституция российской федерации
  • 4. Федеральное законодательство
  • 4. Законодательство субъектов российской федерации
  • 5. Муниципальные нормативные правовые акты
  • *** О внесении изменений в Избирательный кодекс Республики Татарстан
  • *** Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-фз "о политических партиях"
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Создание политической партии
  • Глава III. Государственная регистрация политической партии
  • Глава IV. Внутреннее устройство политической партии
  • Глава V. Права и обязанности политической партии
  • Глава VI. Государственная поддержка политических партий
  • Глава VII. Государственное финансирование политических партий
  • Глава VIII. Участие политических партий в выборах и референдумах
  • Глава IX. Приостановление деятельности и ликвидация политических партий
  • 1. Общие положения
  • 2. Право на аккредитацию
  • 3. Виды аккредитации
  • 4. Порядок аккредитации
  • 5. Квоты для аккредитации
  • 6. Основные направления работы с аккредитованными журналистами
  • 7. Права аккредитованных журналистов
  • 8. Обязанности аккредитованных журналистов
  • 9. Отказ в аккредитации
  • 10. Лишение аккредитации
  • Работа над композицией
  • Проверка фактического материала
  • Литературная обработка текста
  • Выбор названия
  • *** Международные принципы профессиональной этики журналиста
  • Кодекс профессиональной этики журналиста
  • I. Принципы профессиональной этики журналиста
  • *** Средства массовой информации как фактор социальной саморегуляции
  • Глава 3. Предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

    1. Обнародование (опубликование) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в средствах массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

    2. Если для отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации, а в отношении отдельных видов информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления – также законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами предусматриваются требования к опубликованию такой информации, то ее опубликование осуществляется с учетом этих требований.

    3. Официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования.

    Статья 13. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая в сети Интернет

    1. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит:

    1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:

    а) наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления;

    б) сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;

    в) перечень территориальных органов и представительств государственного органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб указанных органов и представительств;

    г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;

    д) сведения о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);

    е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций;

    ж) сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления (при наличии);

    2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

    а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

    б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;

    в) информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

    г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;

    д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;

    е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов;

    3) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;

    4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

    5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;

    6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;

    7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

    а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления;

    б) сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

    в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

    8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

    а) порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;

    б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;

    в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

    г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

    д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;

    е) перечень образовательных учреждений, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;

    9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:

    а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

    б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

    в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

    2. Государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети Интернет иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.

    3. Состав информации, размещаемой государственными органами, органами местного самоуправления в сети Интернет, определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона.

    Статья 14. Перечни информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет

    1. Перечень информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и подведомственных им федеральных государственных органов утверждается Президентом Российской Федерации.

    2. Перечень информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных государственных органов утверждается Правительством Российской Федерации.

    3. Перечни информации о деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации утверждаются соответственно Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

    4. Перечень информации о деятельности судов в Российской Федерации и особенности размещения судебных актов устанавливаются Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

    5. Перечни информации о деятельности федеральных государственных органов, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации и не указанных в частях 1-3 настоящей статьи, утверждаются этими федеральными государственными органами.

    6. Перечни информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации утверждаются в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации.

    7. Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

    8. При утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, указанных в частях 1 – 3, 5 – 7 настоящей статьи, определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

    Статья 15. Присутствие на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления

    Коллегиальные государственные органы и коллегиальные органы местного самоуправления обеспечивают возможность присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на своих заседаниях, а иные государственные органы и органы местного самоуправления на заседаниях своих коллегиальных органов. Присутствие указанных лиц на этих заседаниях осуществляется в соответствии с регламентами государственных органов или иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления или иными муниципальными правовыми актами.

    Статья 16. Размещение информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, и иных отведенных для этих целей местах

    1. Государственные органы, органы местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, и иных отведенных для этих целей местах размещают информационные стенды и (или) другие технические средства аналогичного назначения для ознакомления пользователей информацией с текущей информацией о деятельности соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления.

    2. Информация, указанная в части 1 настоящей статьи, должна содержать:

    1) порядок работы государственного органа, органа местного самоуправления, включая порядок приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления;

    2) условия и порядок получения информации от государственного органа, органа местного самоуправления.

    3. Государственные органы, органы местного самоуправления вправе размещать в помещениях, занимаемых указанными органами, и иных отведенных для этих целей местах иные сведения, необходимые для оперативного информирования пользователей информацией.

    Статья 17. Ознакомление с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды

    1. По решению государственного органа, органа местного самоуправления в установленном ими порядке пользователю информацией может быть предоставлена возможность ознакомиться с информацией об их деятельности в помещениях, занимаемых государственным органом, органом местного самоуправления.

    2. Орган местного самоуправления, не имеющий возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, обеспечивает пользователям информацией возможность ознакомиться с указанной информацией в помещениях, занимаемых этим органом местного самоуправления.

    3. Ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, находящейся в библиотечных и архивных фондах, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

    Статья 18. Запрос информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

    1. Пользователь информацией имеет право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления с запросом как непосредственно, так и через своего представителя, полномочия которого оформляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    2. В запросе указываются почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо наименование организации (юридического лица), общественного объединения, государственного органа, органа местного самоуправления, запрашивающих информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления. Анонимные запросы не рассматриваются. В запросе, составленном в письменной форме, указывается также наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется запрос, либо фамилия и инициалы или должность соответствующего должностного лица.

    3. При составлении запроса используется государственный язык Российской Федерации. Использование при составлении запроса в государственный орган или орган местного самоуправления республики в составе Российской Федерации государственного языка этой республики определяется законодательством данной республики. Возможность использования при составлении запроса в государственный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления других языков народов Российской Федерации определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

    4. В случае поступления в государственный орган или орган местного самоуправления запроса, составленного на иностранном языке, этот запрос может быть рассмотрен в порядке, установленном соответствующим органом.

    5. Запрос, составленный в письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления в государственный орган, орган местного самоуправления. Запрос, составленный в устной форме, подлежит регистрации в день его поступления с указанием даты и времени поступления.

    6. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.

    7. Если запрос не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые он направлен, то в течение семи дней со дня регистрации запроса он направляется в государственный орган или орган местного самоуправления, к полномочиям которых отнесено предоставление запрашиваемой информации. О переадресации запроса в этот же срок сообщается направившему запрос пользователю информацией. В случае, если государственный орган или орган местного самоуправления не располагает сведениями о наличии запрашиваемой информации в другом государственном органе, органе местного самоуправления, об этом также в течение семи дней со дня регистрации запроса сообщается направившему запрос пользователю информацией.

    8. Государственные органы, органы местного самоуправления вправе уточнять содержание запроса в целях предоставления пользователю информацией необходимой информации о деятельности указанных органов.

    9. Требования настоящего Федерального закона к запросу в письменной форме и ответу на него применяются к запросу, поступившему в государственный орган, орган местного самоуправления по сети Интернет, а также к ответу на такой запрос.

    Статья 19. Порядок предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу

    1. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. В ответе на запрос указываются наименование, почтовый адрес государственного органа или органа местного самоуправления, должность лица, подписавшего ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата).

    2. При ответе на запрос используется государственный язык Российской Федерации. Использование при ответе на запрос, поступивший в государственный орган или орган местного самоуправления республики в составе Российской Федерации, государственного языка этой республики определяется законодательством данной республики. Возможность использования при ответе на запрос, поступивший в государственный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, других языков народов Российской Федерации определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

    3. При запросе информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной в сети Интернет, в ответе на запрос государственный орган, орган местного самоуправления могут ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

    4. В случае, если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. В случае, если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, государственный орган или орган местного самоуправления обязан предоставить запрашиваемую информацию, за исключением информации ограниченного доступа.

    5. Ответ на запрос подлежит обязательной регистрации государственным органом, органом местного самоуправления.

    Статья 20. Основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

    1. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если:

    2) в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;

    3) запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос;

    6) в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

    2. Основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности судов в Российской Федерации, устанавливаются Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

    3. Государственный орган, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена в сети Интернет.

    Статья 21. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предоставляемая на бесплатной основе

    Пользователю информацией предоставляется на бесплатной основе информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:

    1) передаваемая в устной форме;

    2) размещаемая государственным органом, органом местного самоуправления в сети Интернет, а также в отведенных для размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления местах;

    3) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного пользователя информацией;

    4) иная установленная законом информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также иная установленная муниципальными правовыми актами информация о деятельности органов местного самоуправления.

    Статья 22. Плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

    1. Плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления взимается в случае ее предоставления по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством Российской Федерации объем информации, предоставляемой на бесплатной основе. Порядок взимания платы устанавливается Правительством Российской Федерации.

    2. В случае, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, пользователем информацией оплачиваются расходы на изготовление копий запрашиваемых документов и (или) материалов, а также расходы, связанные с их пересылкой по почте.

    3. Средства, полученные в качестве платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

    4. Государственный орган или орган местного самоуправления, предоставившие информацию, содержащую неточные сведения, обязан безвозмездно по письменному заявлению пользователя информацией, которое должно быть мотивировано, устранить имеющиеся неточности.

    (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 108-ФЗ)

    Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации -

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

    Комментарий к статье 5.39

    1. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

    Поскольку право граждан на предоставление информации определено Конституцией РФ, его ограничение в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ возможно только федеральным законом. Таким образом, под «законом», упомянутым в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, а также в комментируемой статье, подразумевается именно федеральный закон, но не закон субъекта Федерации.

    Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции РФ сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

    2. Под предоставлением гражданину документов, материалов подразумевается пользование гражданином информационными ресурсами, порядок которого определен Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Согласно данному Федеральному закону под информацией подразумеваются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; документом (документированной информацией) является зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

    В соответствии со ст. 12 — 14 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» пользователи — граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения — обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

    Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов. Перечни видов информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют пользователям бесплатно.

    Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствии с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций. Порядок накопления и обработки документированной информации с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней определяются органами государственной власти, ответственными за конкретные вид и массивы информации, в соответствии с их компетенцией либо непосредственно ее собственником в соответствии с законодательством.

    3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Отказ в доступе к данным информационным ресурсам может быть обжалован в суд.

    4. Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь по основаниям, предусмотренным федеральными законами. Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    5. Согласно ст. 13 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» необоснованный отказ в доступе к государственному банку данных о детях, предоставление заведомо недостоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, сокрытие такой информации и другие неправомерные действия, нарушающие право граждан на получение указанной информации или создающие препятствия к осуществлению такого права, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

    6. В соответствии со ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

    Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.

    Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным ст. 61 Основ.

    7. Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

    8. Условия предоставления пользователям (потребителям) информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационной продукции установлены ст. 17 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», согласно которой информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров в соответствии с указанным Федеральным законом и законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды.

    Информация общего назначения доводится до пользователей (потребителей) в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (потребителей).

    Специализированная информация предоставляется пользователям (потребителям) на основе договоров.

    Росгидромет обязан информировать пользователей (потребителей) о составе предоставляемой информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих информационное обслуживание пользователей (потребителей).

    9. В соответствии с п. 4 ст. 19 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» Минюст России ежегодно публикует перечень политических партий и их региональных отделений по состоянию на 1 января в общероссийских периодических печатных изданиях и размещает этот перечень на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования с указанием даты регистрации каждой политической партии и каждого регионального отделения политической партии. На указанном сайте ежегодно размещаются также сводные финансовые отчеты политических партий, контактные телефоны постоянно действующих руководящих органов политических партий и их региональных отделений и иная открытая информация о политических партиях.

    10. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.

    11. Обязанности органов государственной власти, их должностных лиц по предоставлению информации установлены п. 15 ст. 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому участковая комиссия не позднее чем за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей, участников референдума для ознакомления избирателей, участников референдума и его дополнительного уточнения.

    12. Правительство РФ и другие федеральные органы исполнительной власти обязаны обеспечить доступ граждан и организаций к информации о своей деятельности. С этой целью Правительство РФ устанавливает перечень сведений о своей деятельности и деятельности федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования (см. п. 18, 47 Перечня сведений о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 98. Указанные сведения соответствуют дефиниции персональных данных, установленной Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»). К указанным сведениям отнесены данные о правовых актах, принимаемых Правительством РФ, федеральным министерством, ведомством, и о других организационно-правовых формах деятельности. К ним относятся также и персональные данные о Председателе Правительства РФ, членах Правительства РФ, руководителях федеральных органов исполнительной власти, его территориальных органов, а также о других должностных лицах (фамилии, имена, отчества и по согласованию с указанными лицами — биографические данные).

    Данные информационные отношения обусловлены властными полномочиями Правительства РФ, обязывающего федеральные министерства, ведомства формировать общедоступные информационные ресурсы, и регулируются административным правом. Обязанность по обеспечению доступа граждан к указанным сведениям предусмотрена Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации»; неисполнение, ненадлежащее исполнение указанной обязанности квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей.

    К указанному правонарушению относится, например, несвоевременное или нерегулярное размещение информационных ресурсов в сети «Интернет» и в других информационных системах общего пользования. По смыслу комментируемой статьи предоставление гражданину доступа к информации не связано с ее содержанием, но обусловлено регламентацией данного права в федеральном законе. Таким образом, гражданам должна быть предоставлена не только информация, непосредственно затрагивающая их права и свободы, но и иная информация, к которой и относятся сведения о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.

    13. Корреляция данного административного правонарушения и преступления обусловлена общественно опасными последствиями деяния. Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, квалифицируются как преступление (ст. 140 УК).

    14. См. п. 5 комментария к ст. 5.38.



    Просмотров