Территориальные социальные службы. Система социальной работы: основные характеристики

Социальное обслуживание населения:

Кто занимается всем этим?

Территориальный центр социального обслуживанияобщее название. (у нас Томский ТЦСОН). Координация, организация и практическая деятельность показания различных видов помощи детям инвалидам, престарелым граждан, инвалидам и другим. Содержание бюджетное. Подчиняется местному департаменту.

Территориальный совет по социальным услугам и система автономии и заботы о зависимости были созданы в качестве инструмента сотрудничества для артикуляции социальных услуг и содействия автономии и ухода за людьми в ситуации зависимости. Он прилагается к Министерству здравоохранения, социального обслуживания и равенства, через государственного секретаря по социальным услугам и равенству, и состоит из лица, которое является обладателем указанного министерства, которое будет его председателем, и советников, отвечающих за услуги социальной и зависимости каждого из автономных сообществ, являясь заместителем Председателя в одном из них.

Структура центра:

  1. Отделение дневного пребывания. Людей привозят или они сами приезжают. Для детей, престарелых, инвалидов. Предназначено для осуществления бытового, медицинского (работают много врачей) или культурного обслуживания пожилых. Организация их отдыха. Поддержание активного образа жизни. Рассчитано, как правило, на 25 клиентов.
  2. Социальная помощь на дому. Самая тяжкая форма работы. Для тех людей, которые не пожелали попасть в интернат для престарелых, находятся дома в своей квартире. Бытовое обслуживание. Индивид нуждается в помощи. Отделение создается для обслуживания 40 пенсионеров – в сельской местности. И 80 – в городских условиях. Задачи отделения: учет пенсионеров, организация социально-бытового обслуживания пенсионеров на дому, поддержание их социального статуса, осуществление мероприятий по представлению пенсионерам льгот и преимуществ, социальный работник должен быть в этом плане грамотным и побегать по учреждениям чтобы оформить ему соответствующие документы. Нормы: они нарушаются довольно часто. На одного социального работника 8 человек в городе, 4 в сельской местности. Зарплата не высокая. Обязанности: уборка жилья, мытье окон (2 раза в год), пенсионеры лежачие – мытье тела пенсионера, стрижка ногтей, в том числе на ногах, смена постельного и нательного белья и прочее.
  3. Служба срочной социальной помощи. Предназначена для оказания неотложной социальной помощи разового характера. Помощь не массовая, только для отдельных категорий населения. Предоставление талонов питания, постельного белья, денежная помощь, в сельской местности – помощь в сборке урожая например. Многие не знают об этих отделениях. Мотивы, почему обращаются люди: 1) желание общаться. 2) получение бесплатного или льготного питания. 3) возможность получить досуг интересный и содержательный. Посещение театров, экскурсий, танцевальных вечером и т.д. развлечений много бывает. Иногда выдают замуж или женят.

Могут быть плюс лечебно-оздоровительные заведения, комнаты (соляная пещера), какие-то комнаты для услуг реабилитационных, сестринского ухода и т.д. и даже возможно создание производственных мастерских, где можно поработать и что-то поделать, если у человека есть силы.

Кроме того, когда речь идет о вопросах, которые должны быть рассмотрены, другие представители Генеральной администрации штата или автономных сообществ могут быть включены в Совет в качестве консультантов-специалистов с голосом, но без голосования. В состав Территориального совета будет входить большинство представителей автономных общин.

Территориальный совет несет ответственность за достижение максимальной согласованности в определении и применении различных социальных стратегий, осуществляемых Генеральной администрацией и автономными сообществами, путем обмена мнениями и общего рассмотрения проблем, которые могут возникнуть, и действия, направленные на их устранение и устранение.

Кто может попасть туда?

Первоочередное право – одинокие нетрудоспособные граждане, инвалиды (и взрослые, и дети), участники ВОВ, приравненные к ним лица (участники тыла), малообеспеченные пенсионеры, семьи инвалидов и т.д. Довольно большая группа людей.

Как туда попадают? Есть разные возможности: можно получить путевку на 21 день (оплачивается государством), частная инициатива, т.е. кто-то заплатил за кого-то и др.

Согласовать рамки межведомственного сотрудничества для разработки Закона, предусмотренные в статье 10. Согласовать условия и объем экономических выгод, предусмотренных в статье 20, для последующего утверждения Правительством через Королевский указ и в первом дополнительном положении. Согласитесь с шкалой, которая будет оценивать способность человека выполнять различные виды повседневной жизни, с основными критериями процедуры оценки и характеристиками оценочных органов. Согласовать, при необходимости, планы, проекты и совместные программы. Принять общие критерии для действий и оценки Системы. Содействовать предоставлению общих документов, данных и статистических данных. Создать механизмы координации для случая перемещенных лиц в ситуации зависимости. Информировать государственные нормы развития о зависимости и особенно правила, изложенные в статье 1. Служить в качестве канала сотрудничества, коммуникации и информации между государственными администрациями. Принять критерии участия бенефициара в стоимости услуг. . Состав Территориального совета выглядит следующим образом.

Там хорошо кормят, развлекают, занимаются чем-то.

Возможно и снять с учета.

Основания:

  1. Истечение сроков времени обслуживания.
  2. Перевод в стационарное учреждение. Для престарелых, в лесную дачу, например.
  3. Выявление заболеваний, которые являются противопоказанными к социальному обслуживанию.
  4. Уникальные основания: агрессивность клиента, прежде всего. Неуживчивость, слабая коммуникация, особенно у тех, кто употребляет алкоголь.
  5. Нарушение договорных обязательств – в случае частной инициативы.

Социальная работа как особый вид деятельности представляет собой целостную си­стему, состоящую из следующих элементов (ком­понентов):

В соответствующих регионах особое внимание уделяется сельским районам, районам, затронутым промышленными преобразованиями, и регионам, которые сильно и постоянно находятся в неблагоприятном положении из-за природных или демографических условий, таких как самые северные регионы с очень низкой плотностью населения и островными, трансграничными и горными районами. С самого начала в Европейском сообществе имелись серьезные демографические и территориальные диспропорции, что могло бы помешать интеграции и развитию в Европе.

С самого начала Римский договор ввел механизмы солидарности в виде двух структурных фондов: Европейского социального фонда и Европейского фонда сельскохозяйственных ориентиров и гарантий. Однако эти инициативы имели очень ограниченные ресурсы в течение длительного времени.

  1. объекты и субъекты социальной работы;
  2. институты социальной работы;
  3. основные сферы социальной работы;
  4. методы и формы социальной работы.

Объектом социальной работы в ее широкой трактовке, по мнению В.П. Павленка, являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех групп и слоев населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, со­держанием социальной политики, возможностями ее реализации .

Ориентировочный раздел является одним из компонентов Европейского сельскохозяйственного руководства и гарантийного фонда. Европейский социальный фонд является одним из основных инструментов Союза по поддержке мер, направленных на предотвращение и борьбу с безработицей, развитие людских ресурсов и укрепление социальной интеграции на рынке труда. Он обеспечивает финансирование инициатив, направленных на высокий уровень занятости, равные возможности для мужчин и женщин, устойчивое развитие и экономическую и социальную сплоченность.

В более узком значении объект социальной работы в литературе характеризуется с помощью различных понятий: «трудная жизненная ситуация», «человек в проблемной ситуации, когда нарушается его жизнедеятельность». Каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию, может стать клиен­том социальной службы. Однако чаще всего под понятием «кли­ент» понимаются определенные категории населения, нуждаю­щиеся в различных видах помощи для решения их жизненных проблем.

Он поддерживает регионы, развитие которых просрочено, а также преобразование сокращающихся промышленных регионов. Фонд сплочения предоставляет финансовые взносы на проекты, связанные с окружающей средой и трансъевропейскими сетями в области транспортной инфраструктуры.

Для обеспечения эффективного использования Структурных фондов необходимо соблюдать следующие принципы. Эти ресурсы использовались для различных мер, таких как строительство дорог, охрана окружающей среды, инвестиции в инновационные предприятия, создание рабочих мест и профессиональная подготовка.

В качестве клиентов могут выступать любая отдельная лич­ность, группа, семья, социальные структуры, организации, общи­ны (например, секта) или население какой-либо территории пол­ностью или частично. Как правило, это - клиент, находящийся в трудной жизненной ситуации, который не способен решить свои проблемы самостоятельно, он исчерпал имеющиеся у него воз­можности и ресурсы и ориентирован на социальную помощь и социальные услуги. В то же время клиент службы должен обла­дать свободой выбора, нести ответственность за предоставляемые ему ресурсы и услуги, быть ориентированным на самопомощь.

Жизненная ситуация клиентов рассматривается как уникаль­ная. Действительно, каждый человек имеет только ему свойст­венные потребности, жизненный опыт, возможности и цели жиз­ни. На его судьбу оказывает влияние социальное окружение. Практика социальной работы показывает, что типичными индиви­дуальными проблемами клиентов являются семейные и внутриличностные конфликты и кризисы (потеря работы, трудности общения, конфликты с ближайшим социальным окружением). Такие проблемы, как бедность, нищета, отсутствие работы, не только порождают эмоциональные переживания, но и приводят к проблемам социальной неадекватности, нарушению нормальной жизнедеятельности клиентов.

Для обозначения общих проблем, объединяющих обративших­ся за помощью людей, введено понятие «целевая группа» как обобщенное понятие «клиент». К клиентским группам можно от­нести женщин, детей, людей пожилого возраста, инвалидов, лю­дей с различными формами зависимостей.

В практике социальной работы выделяют более 30 клиентских групп, имеющих сходные жизненные проблемы, в связи с кото­рыми им предоставляются социальные услуги.

В процессе оказания помощи социальный работник выступает как «проводник перемен». Перемены могут быть связаны с изме­нениями поведения клиента, его отношений с окружающими, обусловленными новыми жизненными ценностями. Социальный работник должен побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его жизненных проблем. Изучение условий жизни кли­ента и его личности позволяет ему более четко определить харак­тер необходимой помощи. Задачи, которые социальный работник может поставить перед клиентом, определяются следующим образом:

  1. клиент должен воспринимать социального работника как временного агента, помогающего ему в решении одной или нескольких проблем;
  2. клиент должен видеть в социальном работнике специа­листа, знания и умения которого он может использовать в своих интересах;
  3. клиент должен видеть в социальном работнике партнера в решении проблемных ситуаций.

Однако социальный работник руководит процессами оказания помощи, а не самим клиентом. Он помогает клиенту анализиро­вать различные пути решения проблемы. Окончательный вариант ее решения должен выбрать сам клиент. Ответственность за при­нятие решений социальный работник должен брать на себя толь­ко в исключительных случаях (недееспособность клиента, заболе­вание или возраст). Таким образом, объектом социальной работы выступает трудная жизненная ситуация клиента, которую он не может разрешить самостоятельно в силу отсутствия знаний, опы­та, недостаточных ресурсов или иных причин.

В качестве объектов социальной работы иногда рассматриваются сферы жизнедеятельности, среди которых важнейшими являются:

  1. сфера производства;
  2. сфера здравоохранения;
  3. сфера образования;
  4. сфера культуры;
  5. культурно-досуговая сфера;
  6. силовые структуры;
  7. пенитенциарная система;
  8. социально-этническая среда;
  9. сфера бытового обслуживания.

Субъектами социальной работы могут выступать:

  1. организации, учреждения, в том числе государство со сво­ими структурами, социальные службы различного подчи­нения; администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделе­ния;
  2. общественные, благотворительные организации и их уч­реждения;
  3. специалисты различных социальных служб, а также пред­ставители общественных, благотворительных организа­ций и частных социальных служб, профсоюзов;
  4. преподаватели социальных учебных заведений и их под­разделений;
  5. научные работники (исследователи).

В качестве ведущего субъекта социальной работы на феде­ральном уровне выступает Министерство здравоохранения и со­циального развития , которое определяет социальную политику, разрабатывает социальные программы и формирует источники их финансирования.

Среди субъектов социальной работы можно выделить админи­стративно-управленческие структуры, которые на различных ста­диях государственной иерархии формируют и осуществляют со­циальную политику.

Важное значение имеет деятельность различных обществен­ных объединений на местах, которые активно решают соци­альные проблемы как группы самопомощи.

Институты социальной работы включают в себя весь спектр социальных служб и учреждений, в которых осуществляется по­мощь населению (официального, неофициального, государствен­ного, негосударственного, добровольно-общественного характе­ра). Каждый социальный институт имеет свои специфические за­дачи.

К специально созданным институтам помощи и защиты (фор­мализованные институты социальной работы) относят: государ­ственные институты социальной защиты населения, образова­ние, здравоохранение, учреждения культуры, Вооруженные силы и т.д.

Негосударственные формализованные институты социальной работы включают в себя: церковь, общественные организации, благотворительные фонды, производственные предприятия.

Как неформальные институты помощи рассматриваются семья (родственники), соседство, приятельство, частные благотворители. Они могут действовать как самостоятельно, так и оказывать со­действие государственным и негосударственным организациям.

Существует и другое деление институтов социальной работы - на общепрофильные и специализированные.

К общепрофильным институтам относят учреждения, открыва­емые для обслуживания жителей конкретной общины, коммуны, муниципалитета и других малых административно-территориаль­ных единиц (коммьюнити центры в США, бюро социальных услуг в Швеции, социальные отделения в Германии, отделы социальной защиты в России). Цель и задачи данных учреждений - оказывать первичную социальную помощь всем нуждающимся, находясь в непосредственной близости к месту проживания населения.

Специализированные учреждения предоставляют социальные услуги определенным категориям населения с учетом специфики их проблем (социальные гостиницы, дома ночного пребывания, консультационные центры и т.д.).

Специалисты социальных служб призваны решать различные задачи. Поэтому формы социальной помощи могут носить харак­тер как отдельных социальных акций, так и долгосрочных про­грамм. В эти программы могут быть включены меры по защите трудоспособного и нетрудоспособного населения; сохранение рабочих мест, поддержка многодетных и неполных семей, детей- сирот, инвалидов, лиц пожилого возраста и т.д.

Основные сферы социальной работы - это те области, где выполняются конкретные задачи по оказанию помощи и поддерж­ки населению. Так, социальная работа активно развивается в здравоохранении, в Вооруженных силах, в сфере производства, в образовании, в сфере культуры, в пенитенциарной системе, в социально-этнической среде и т.д. В каждой из этих сфер решаются вопросы создания нормальных условий жизнедеятельности, осуществления позитивной социализации различных групп и сло­ев, отдельных личностей, их социальной защиты и поддержки.

Методы и формы социальной работы с клиентами включают в себя методы, ориентированные на создание условий для реше­ния задач социальной работы. Решение основных задач социаль­ной работы непосредственно связано с необходимостью органи­зации взаимодействия социального работника с клиентом. Спосо­бы взаимодействия существенно различаются в зависимости от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Со­ответственно, выделяются методы индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.

В системе социальной работы принято выделять различные уровни, от которых зависят ее задачи, формы и методы решения проблем клиентов. Выделяются следующие уровни практической социальной работы:

  1. макроуровень - социально-административный;
  2. мезоуровень - групповой;
  3. микроуровень - индивидуальный.

На микроуровне социальная работа строится на основе за­просов клиентов по конкретному случаю (case work). Здесь соци­альная работа рассматривается в большей степени как практиче­ская психосоциальная деятельность.

На мезоуровне реализуется территориальная (коммунальная, общинная) социальная работа совместно с органами местного самоуправления. Она разворачивается на базе профильных соци­альных служб, осуществляющих социальное обслуживание про­блемных групп населения. Данный уровень предполагает ее со­вмещение с территориальной социальной политикой, направлен­ной на реализацию конкретных социальных программ местного масштаба. Приоритеты социальной поддержки могут устанавли­ваться отдельными благотворительными организациями.

На макроуровне социальная работа выступает как социальная политика. Перед специалистами макроуровня стоят задачи целе­направленного влияния на формирование и реализацию социаль­ной политики на всех уровнях (от муниципального до федераль­ного) с целью обеспечения социально здоровой среды жизнеобитания и жизнедеятельности населения. Эффективность реализа­ции социальных программ обеспечивается взаимодействием госу­дарственных, общественных, благотворительных учреждений в сфере социальной защиты граждан.

На макроуровне социальная работа связана с социальным ад­министрированием, с решением вопросов законодательного ха­рактера, с организацией инфраструктуры помощи, определения комплекса мер по регулированию социальных проблем. Важней­шими направлениями деятельности являются:

  1. обеспечение должного уровня благосостояния населе­ния;
  2. развитие системы социального обслуживания;
  3. профилактика социальных отклонений и патологий;
  4. проведение социально-политических акций, направлен­ных на регулирование общественных отношений в ситу­ациях социальной напряженности.

Условием действенного влияния социальных служб на обще­ственные процессы является активное вторжение в социальную среду с целью раннего выявления социальных недугов и реализа­ции профилактических мер по их предупреждению.



Просмотров