Взаимодействие органов государственной власти с предприятиями. Взаимодействие министерства обороны с органами государственной власти: общетеоретические и правовые аспекты

Изучение опыта построения работы по взаимодействию с органами власти и лоббизму госкорпораций представляет значительный практический и научный интерес. Являясь своего рода переходной формой от госсобственности и соответствующей организации работы к рыночной, госкорпорации не только активно используют инструменты по взаимодействию с властью, но и в силу своего особого статуса сами являются площадками для взаимодействия большого количества групп интересов.

Особое место среди всех государственных корпораций занимает госкорпорация «Ростехнологии» (Далее – ГК РТ), что обуславливается как масштабом ее деятельности, так и личностью ее руководителя.

Государственная корпорация «Ростехнологии» (далее – ГК РТ) была создана в 2007 г. в целях содействия разработке, производству и экспорту российской высокотехнологичной промышленной продукции, поддержке на внешнем и внутреннем рынке ее разработчиков и производителей, а также оздоровления и модернизации предприятий ВПК .

При изучении опыта ГК РТ в области взаимодействия бизнеса и власти следует обратить внимание на следующие особенности:

Первая – масштаб ГК РТ, куда входит 663 организации, из которых в настоящее время формируются 13 холдингов (из них восемь – в оборонно-промышленном комплексе и пять – в гражданских отраслях), а также 21 организация прямого управления. Особое внимание следует обратить на мощнейший социальный фактор деятельности ГК РТ. Многие предприятия, входящие в ее состав являются градообразующими или вторыми по численности занятых трудовых ресурсов в городе. На предприятиях ГК РТ работает свыше 900 тыс. человек.

Вторая – масштаб личности ее руководителя Сергея Чемезова. Руководитель ГК РТ является сегодня одним из сильнейших лоббистов в стране. Неоднократно С.Чемезов входил в десятку лучших лоббистов России , обладающим высоким политическим и административным весом. К примеру, С.Чемезов в докладах «Минченко Консалтинг» считается одним из членов Политбюро «Владимира Путина», а в докладе «Перезагрузка элит: 7 сценариев смены власти в России» С.Чемезова называют одним из возможных премьер-министров . Более того, нельзя рассматривать лоббистский потенциал С.Чемезова, не принимая во внимание ресурс его команды.

Третья – значение отрасли военно-промышленного комплекса для обороны, безопасности, социально-экономического и технологического развития страны. Учитывая важнейшее значение, которое руководство страны и ее граждане уделяют вопросам национальной безопасности, ГК РТ получает в руки мощнейший инструмент воздействия, как на политическую элиту, так и на общественное мнение. Сам по себе проект объединения активов оборонных предприятий на базе государственной корпорации настолько масштабен и уникален, что создает особые формы взаимодействия ГК и власти, выраженные в сильной интеграции руководства ГК во все уровни властной элиты в России. Впрочем, помимо определенных возможностей, это порождает и риски – в состав ГК РТ были включены многочисленные неприбыльные, обремененные долгами и социальными обязательствами предприятия.

Четвертая – в условиях замедления экономического роста после мирового финансового кризиса особенно остро становится вопрос активизации международной деятельности компании в целях наращивания экспорта конкурентоспособной продукции, прежде всего ВПК, но также и авиационной индустрии, вертолетостроения и т.д. В связи с этим актуализируется вопрос повышения прозрачности управления компанией, внедрения новых корпоративных стандартов, продвижения компании на международном уровне.

Сложная организационная структура госкорпорации определяет особенности организации взаимодействия с органами власти на разных уровнях управления. Можно выделить:

1) Уровень госкорпорации; 2) Уровень холдинга; 3)Уровень предприятия.

Принципиальные стратегические вопросы решаются на уровне руководителя ГК РТ С.Чемезова. На федеральном уровне, а также на уровне глав субъектов РФ стратегические вопросы взаимодействия решаются на уровне госкорпорации/холдинга, но только в том случае, если руководство холдингового предприятия уже провело реструктуризацию активов, а значит, укрепило собственную вертикаль власти. Другими словами, имеет место значительная централизация GR-функции.

Взаимодействие на уровне ниже зависит как от личности самого руководителя предприятия, так и от масштабов деятельности / социального охвата. К примеру, руководители таких предприятий, как ИЖМаш, УралВагонЗавод сами по себе являются статусными персонами, способными осуществить эффективную коммуникацию на уровне мэра города и губернатора региона.

И, тем не менее, любая коммуникация, начиная от уровня губернатора, в обязательном порядке согласовывается с первым заместителем руководителя.

В классической линейно-функциональной структуре функции по взаимодействию с органами власти, выполняют как первые лица, так и департаменты, выполняющие обеспечивающие функции. В случае ГК РТ это Правовой департамент; Управление по региональному сотрудничеству и взаимодействию с государственными органами; Представительства в субъектах и Представительства в иностранных государствах.

Интересным представляется реализация разделения полномочий по GR между первыми лицами компании. Руководитель ГК РТ С.Чемезов является самостоятельной фигурой с сильным административным ресурсом и весом в административной иерархии, поэтому естественным образом он решает вопросы на президентском и премьерском уровне, а также на уровне глав министерств и курирующего вице-премьера.

Фигурой № 2, отвечающей за общую координацию работ по взаимодействию является первый заместитель руководителя Алексей Алешин, санкционирующий коммуникации по GR на нижестоящих уровнях.

Фигурой № 3 в ГК РТ, отвечающей за вопросы обеспечения взаимодействия с правительством РФ и реализации инновационных проектов, является бывший губернатор, а ныне Заместитель генерального директора ГК РТ Владимир Артяков, фигура, обладающая меньшим административным ресурсом, на фоне шефа, но также не менее статусная, чем первое лицо. Наиболее вероятным является делегирование господину Артякову общих функций по взаимодействию с органами государственной власти, а также с конкретными персоналиями в ведомствах, правительстве и администрации президента.

Фигурой № 4 в блоке управления, является Дмитрий Шугаев, отвечающий за вопросы международно-экономического сотрудничества. Именно под его руководством находится Правовой департамент.

Фигурой № 5 в иерархии GR ГК РТ является Владимир Кудашкин, занимающий с 2007 г. пост Начальника правового департамента, а ранее почти 10 лет курировавший работу по законодательному обеспечению деятельности «Рособоронэкспорта». В структуре Правового департамента, функцию по GR осуществляет Служба по законодательному обеспечению деятельности корпорации.

Обеспечивающую (аппаратную) функцию по взаимодействию с госорганами выполняет профильное управление – Управление по региональному сотрудничеству и взаимодействию с государственными органами.

Интересным представляется изучение ближнего круга лоббистов, работающих с госкорпорацией.

Основной лоббист С.Чемезова – член Правительства РФ, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, курировавший при В.Христенко оборонные программы и после его ухода занявший должность Министра. Помимо Минпромторговли, ГК РТ занимает лидирующие позиции Союз машиностроителей России.

Важна роль наблюдательного совета ГК РТ. Фактически коммуникация компании и ее первых лиц с госчиновниками происходит на площадке Наблюдательного совета, куда входят основные стейкхолдеры: Минпромторг (министр Д.Мантуров), ФС по ВТС (директор А.Фомин), заместители министров обороны и экономического развития, высокопоставленные чиновники Администрации президента (помощники Президента Ю.Ушаков и Л.Брычева), аппарата Правительства (первый зам.главы аппарата А.Левицкая).

На уровне Правительства РФ скорее можно говорить не о лоббистах, а о союзниках ГК РТ (новый Министр обороны С.Шойгу, курирующий вице-премьер Д.Рогозин).

На уровне Администрации Президента РФ выстроены отношения с руководителем С.Ивановым.

Основным механизмом взаимодействия с органами исполнительной власти являются соглашения о сотрудничестве по различным направлениям деятельности. ГК РТ были заключены соглашения с более чем 30 регионами, в 26 субъектах РФ были открыты свои представительства.

Ростехнологии успешно использует различные механизмы взаимодействия. На федеральном можно выделить уровне: Регуляторное лоббирование; лоббирование исполнительных решений (бюджетный процесс, Гособоронзаказ); международный GR – привлечение новых технологий, обновление производства, привлечение международных консультантов для улучшения имиджа компании и выходов на международные рынки; социальная ответственность – в том числе многочисленные образовательные проекты, открытие базовых кафедр в университетах для усиления базы поддержки; деятельность в рамках Союза машиностроителей; информационные компании.

На региональном уровне: лоббирование исполнительных решений (поддержка от субъекта); социальная ответственность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность по GR в ГК РТ очень четко систематизирована и централизована на уровне госкорпорации и первых лиц, а потому и успешна, в отличие от остальных госкорпораций, и некоторых компаний крупного российского бизнеса. Имеются профильные подразделения, осуществляющие аппаратные функции, но не принимающие самостоятельных решений. Возможно, вследствие постепенной реализации политики на укрепление самостоятельности холдингов, некоторые функции по GR будут делегированы на уровень ниже, но с сохранением координации этой деятельности на уровне ГК РТ.

Литература

1)Официальный Сайт Госкорпорации «Ростех» // [Электр. ресурс]:http://www.rostec.ru/about/ (дата обращения: 10.09.2013);

2)Официальный сайт «Независимая газета». [Электр. ресурс]:http://www.ng.ru/ideas/2012-09-21/5_lobbi.html (дата обращения: 10.09.2013);

3)Сайт коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» // [Электр. ресурс]: http://www.minchenko.ru/press/press_2697.html (lата обращения 10.09.2013);

4)Омельченко Н.А., Яхшиян О.Ю. Размышления на актуальную тему, или к вопросу о месте и роли административной этики в системе государственной власти и управления // Вестник университета (Государственный университет управления). 2008. т. 1. № 22. с. 139-149;

5)Соколов Н.Н. Разработка и принятие эффективных управленческих решений // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 4. С. 167-171.

Как смотреть местные каналы на «цифре»?

Узнать ответ

Вы перешли на просмотр 20 телеканалов цифрового эфирного телевидения, но не можете смотреть местные каналы: «Ямал-Регион» и «Вестник Надыма»? Это поправимо! Потому что до сих пор эти каналы идут в аналоге.

При использовании отдельной телевизионной приставки DVB-T2, которая подключена к телевизору, необходимо разделить сигнал с антенны на два устройства – на телевизионную приставку и сам телевизор. Здесь возможно два варианта.

Вариант 1. Если приставка имеет два антенных RF-разъёма (входной и выходной).

На входной разъём подаётся сигнал с антенны, а со второго разъёма необходимо подать сигнал на ваш телевизор.

Вариант 2. Если приставка имеет только один входной антенный вход.

Для разделения сигнала с вашей антенны и подачи входного сигнала на телевизор необходимо использовать разветвитель телевизионного сигнала (RF-тройник).

Также для обоих вариантов дополнительно понадобится антенный
RF-кабель для подачи сигнала на телевизор от выходного RF-разъёма приставки либо от RF-тройника.

Получить дополнительно квалифицированную консультацию продавцов и приобрести RF-кабель и RF-тройник можно в специализированных магазинах нашего города

После того, как Ваш телевизор и приставка будет подключен к антенне, Вы сможете смотреть местные телеканалы, которые остались в «аналоге».

Алгоритм просмотра следующий:

При просмотре телеканалов в «цифре» через приставку телевизор должен быть переключен на режим изображения с телевизионной приставки (в зависимости от способа подключения - режим «AV» или «HDMI»).

Для просмотра «аналоговых» телеканалов телевизор необходимо переключить в штатный режим приёма телевидения (режим «TV»). При необходимости, используя инструкцию к телевизору, произвести настройку приёма аналоговых каналов.

Если Вы не используете отдельную телевизионную приставку, скорее всего, у Вас современный телевизор со встроенным приёмником DVB-T2. Для просмотра аналоговых каналов, используя инструкцию к телевизору, произведите настройку телевизора для приёма цифровых и аналоговых каналов.

Чем цифровое эфирное телевидение лучше аналогового?

Узнать ответ

Цифровое эфирное телевизионное вещание позволяет существенно повысить качество изображения и звука, расширить число доступных населению телеканалов, экономить частотный ресурс, а также предоставляет возможность развития новых современных услуг.

Зачем Россия переходит на цифровое эфирное телевидение?

Узнать ответ

Федеральная целевая программа решает в первую очередь важную социальную задачу – делает доступными и бесплатными для всех жителей России 20 федеральных телеканалов в высоком «цифровом» качестве. Сделать это на базе аналогового телевидения нельзя по причине высоких затрат на его содержание и модернизацию, а также по причине ограниченности свободного радиочастотного ресурса. Для миллионов россиян цифровое эфирное телевидение будет означать улучшение качества жизни и устранение информационного неравенства.

Сколько времени занимает прохождение диспансеризации?

Узнать ответ

Прохождение обследования первого этапа диспансеризации, как правило, требует два визита. Первый визит занимает ориентировочно от 3 до 6 часов (объем обследования значительно меняется в зависимости от Вашего возраста). Второй визит проводится обычно через 1-6 дней (зависит от длительности времени необходимого для получения результатов исследований) участковым врачом для заключительного осмотра и подведения итогов диспансеризации.
Если по результатам первого этапа диспансеризации у Вас выявлено подозрение на наличие хронического неинфекционного заболевания или высокий и очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск, участковый врач сообщает Вам об этом и направляет на второй этап диспансеризации, длительность прохождения которого зависит от объема необходимого Вам дополнительного обследования.

Службы по связям с общественностью в органах власти, предполагают организацию и поддержание равноправного диалога между гражданами и властью, притом, что главной целью этого диалога является совместный поиск путей решения проблем, волнующих граждан.

Воздействие характера государства и принципов организации государственной службы на организацию работы служб по связям с общественностью находит отражение, прежде всего в тех целях и задачах, которые ставят соответствующие властные структуры перед службой по связям с общественностью на уровне проектирования этих служб.

Перевод целевых назначений служб по связям с общественностью на язык политической социологии и учет их представления в преамбулах проанализированных автором Положений по связям с общественностью 31 субъекта Российской Федерации выявили следующую картину.

Перечень таких целей и задач содержится в Положениях о службах по связям с общественностью, которыми она призвана руководствоваться в своей деятельности.

В качестве основных целей деятельности служб по связям с общественностью названы: (% от числа обследованных субъектов):

  • 1. обеспечение гласности, открытости в работе администрации - 30%;
  • 2. обеспечение связей с гражданами и их объединениями - 91 %;
  • 3. содействие сотрудничеству с гражданами и их объединениями в разработке и реализации программ и решений - 38%;
  • 4. содействие реализации законодательства - 32%;
  • 5. содействие становлению институтов гражданского общества - 10%.

Как свидетельствуют полученные данные, в Положениях о службах по связям с общественностью субъектов Российской Федерации почти повсеместно присутствует только одна целевая функция - обеспечение связей с гражданами и их объединениями.

Функциональные особенности деятельности служб по связям с общественностью в органах государственной власти определяют их организационное устройство. Как показывает практика, чаще всего структуры, которые в государственных структурах занимаются связями с общественностью, состоят из четырех подразделений.

  • · Информационно-аналитический отдел.
  • · Отдел по информационным коммуникациям.
  • · Отдел по работе с политическими партиями и общественными организациями.
  • · Организационно-правовой отдел.

Анализ деятельности современных российских государственных структур по связям с общественностью показывает, что распределение обязанностей между этими подразделениями, как правило, происходит следующим образом.

Задачи информационно-аналитического отдела:

Задачи отдела по информационным коммуникациям:

  • 1. Формирование объективного общественного мнения о деятельности органа государственной власти.
  • 2. Информирование о деятельности и разъяснение принимаемых решений и практических действий органов власти.
  • 3. Аккредитация и обеспечение журналистов при государственном учреждении, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
  • 4. Подготовка и распространение заявлений, сообщений, пресс-релизов и других официальных информационных материалов органов государственной власти.
  • 5. Проведение разъяснительных мероприятий с использованием различных форм (рекламные проспекты, информационные стенды, листовки, бюллетени, опросы общественного мнения и др.).
  • 6. Проведение анализа публикаций в печати, радио- и телеинформации, писем и обращений граждан, запросов редакций средств массовой информации. Подготовка на основе анализа и писем, обращений граждан, публикаций прессы и теле- и радио информации, запросов средств массовой информации предложений по обеспечению информационных мероприятий органа государственной власти.
  • 7. Подготовка и распространение официальных опровержений в случае публикации несоответствующих действительности сведений о деятельности администрации.
  • 8. Организация взаимодействия с печатными и электронными средствами массовой информации в подготовке публикаций и теле- и радиопередач, посвящённых деятельности структурных и территориальных подразделений органа власти.
  • 9. Выпуск печатной, теле-, радио- и видео продукции, посвящённой деятельности органа государственной власти и направленной на повышение инвестиционной привлекательности региона.
  • 10. Взаимодействие с РR- и рекламными сообществами.
  • 11. Курирование деятельности пресс-секретарей двойного подчинения отраслевых и территориальных органов исполнительной власти

Задачи отдела по работе с общественными объединениями:

  • 1. Поддержка деятельности и взаимодействие с общественными объединениями, обеспечение деятельности органов по взаимодействию с общественными объединениями, участие в организации и проведении консультативных совещаний с политическими партиями и движениями.
  • 2. Представление органа власти на официальных мероприятиях: митингах, собраниях, совещаниях и т.п. Участие в организации и проведении общегородских мероприятий по плану деятельности органа власти, а также участие в организации и проведении мероприятий организуемых общественными объединениями. Представление администрации на мероприятиях, проводимых общественными объединениями.
  • 3. Организации проведения исследований общественного мнения по важнейшим проблемам жизни страны, субъекта РФ.
  • 4. Сбор и анализ информации социально-политического характера, связанной с осуществлением политической и экономической деятельностью Правительства Российской Федерации и региональных органов исполнительной и законодательной власти.
  • 5. Обеспечение службы по связям с общественностью текущей, аналитической, прогностической информацией, связанной с оценкой состояния общественного мнения и характера социально-политических процессов.
  • 6. Выработка рекомендаций по информационному обеспечению деятельности органа власти, распространению информации и осуществлению информационного обмена, в интересах формирования полной, достоверно положительной оценки результатов деятельности администрации.
  • 7. Взаимодействие с депутатами законодательной власти различных уровней, а также депутатами муниципальных советов по вопросам, относящимся к компетенции подразделения.
  • 8. Согласование заявок от общественных объединений и инициативных групп граждан о проведении массовых гражданских акций (пикеты, митинги, шествия, демонстрации).
  • 9. Организация деятельности по распределению средств бюджета в форме грантов для реализации наиболее социально значимых проектов общественных объединений. Подготовка проектов договоров (контрактов) с победителями соответствующих конкурсов.

Задачи организационно-правового отдела:

  • 1. Организация и осуществление правовой экспертизы документов, издаваемых или переданных в службу по связям с общественностью для утверждения или согласования; руководство экспертизой, ведением и регистрацией хозяйственных договоров.
  • 2. Организация и проведение пресс-конференций, брифингов, «круглых столом» с участием сотрудников администрации с представителями средств массовой информации. Организация и освещение мероприятий, проводимых с участием первых лиц, визитов официальных делегаций, а также оказание содействия в организации, проведении и освещении массовых общественных мероприятий и акций.
  • 3. Обеспечение решения вопросов размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в регионе, взаимодействие с организациями и предприятиями, работающими в данной сфере.
  • 4. Заказ и приобретение в установленном порядке печатной продукции, информационно-технологического оборудования, программного обеспечения, оргтехники для осуществления деятельности службы по связям общественностью. Организация и проведение необходимых конкурсных процедур на размещение заказа на подрядные работы для государственных нужд по курируемым управлением статьям бюджета.
  • 5. Руководство обеспечением деятельности сотрудников службы по связям с общественностью оргтехникой, мебелью и канцелярскими товарами, а также учетом и контролем материальных ценностей.
  • 6. Организация работы с персоналом и кадровое делопроизводство, обеспечение работы приемной руководителя PR-службы.
  • 7. Привлечение к своей деятельности руководителей и сотрудников других подразделений государственного учреждения, а также в соответствии с действующим законодательством специалистов на договорных условиях для решения вопросов, находящихся в компетенции подразделения.
  • 8. Организация и контроль за проведением конкурсов на размещение заказа на подрядные работы для государственных нужд по курируемым подразделением статьям бюджета: проведение конкурсных и иных преддоговорных процедур, подготовка проектов договоров, а также контролирование их исполнения при расходовании средств бюджета по целевым статьям.
  • 9. Обеспечение подготовки обращений в государственные и муниципальные органы власти по вопросам компетенции деятельности управления.

Актуальным для конституционно-правовой науки и практической реализации является вопрос взаимодействия и функционирования органов исполнительной власти друг с другом, а также с иными органами государственной власти. Важным аспектом такого взаимодействия выступают вопросы построения, компетенции и процедура деятельности органов государственного аппарата, юридического оформления порядка работы составных частей аппарата, контроля общества за нею. Правовая государственность предполагает наличие демократического режима правления, реализацию принципа разделения властей, развитой правовой системы.

Исходя из общетеоретических аспектов понимания государственной власти с функциональной точки зрения, необходимо выделять определенные функции государственного управления. Государственная власть имеет три базовые формы своего осуществления: посредством принятия законов, посредством их исполнения, посредством судопроизводства. Данные формы своего существования полностью реализуются Министерством обороны Российской Федерации. При этом, функционирование Минобороны России в системе органов государственной власти осуществляется через ряд правовых закреплений, позволяющих вести речь об «особом» положении данного органа. Такое положение определяется конституционными закреплениями п. "з" ст. 83 Конституции Российской Федерации, где указывается, что только Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации, также глава государства является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ч. 1 ст. 87 Конституции Российской Федерации). Президентом назначается и освобождается высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 87 Конституции РФ Президент Российской Федерации наделен полномочием в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии, вводить на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение. А согласно ст. 88 Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом в обоих случаях Совету Федерации и Государственной Думе.

Правовое регулирование порядка, сроков, режима военного и чрезвычайного положения регулируется федеральными конституционными законами от 30 января 2002 г. и 30 мая 2001 г.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти утверждаются Указом Президента Российской Федерации , а приложение к указу Президента № 636 устанавливает, что некоторые министерства находятся в ведении Президента РФ. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", дан исчерпывающий перечень таких органов. К ним отнесено - Министерство обороны Российской Федерации.

Обращая внимание на п. «д» ст. 114 Конституции РФ, заметим, что «Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению обороны страны, публичной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации». Возникает вопрос о дублировании полномочий между главой государства и главой исполнительной власти. Однако Президент РФ несет конституционные обязанности, выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека. Сфера обороны, как раз выступает ключевой в обеспечении стабильности государственного развития и безопасности страны и прав граждан, меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности.

Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности заключаются в организации оснащения вооружением и военной техникой, обеспечении материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечение выполнения государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям, обеспечении социальных гарантий для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации, а также в принятии мер по охране Государственной границы Российской Федерации и руководству гражданской обороной. Основными направлениями деятельности Правительства РФ в данной сфере являются прямое управление и осуществление контроля.

Осуществляя свои полномочия, Правительство РФ принимает множество правительственных программ по самым разнообразным вопросами. Такая деятельность Правительства РФ направлена на ориентирование органов исполнительной власти в проводимой политике в стране. В то же время властные полномочия Правительства РФ по отношению к Министерству обороны РФ подразумевают применение конкретных обязывающих положений действующего законодательства, распространенных на те или иные отношения.

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные функции, установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ функции в этой области. Минобороны России действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 г. № 10821.

Непосредственное руководство Министерством обороны осуществляется министром обороны. При этом данный орган осуществляет свои полномочия на всей территории Российской Федерации. Такие полномочия осуществляются как в отношении Вооруженных Сил, часть которых может входить в состав объединенных вооруженных сил или находиться под объединенным командованием, так и в соответствии с международными договорами и соглашениями - на территории других государств.

Основным ключевым принципом взаимодействия Министерства обороны с иными органами власти, а также реализация властных полномочий по отношению к данному органу строится на основе принципа разделения властей. Система правовых принципов организации и деятельности государственных органов включает в себя производные принципы, которые базируются на системообразующих принципах и закладывают правовую основу для организации и деятельности отдельных звеньев государственного аппарата, в том числе Минобороны России. Так, принцип выборности и назначаемости вытекает из принципа народовластия. К числу этих же принципов относятся принципы коллегиальности и единоначалия, составляющие основу функционирования государственных органов . Применительно к вспомогательным государственным органам Б.С. Эбзеев выделяет также принцип единства. То есть они не существуют отдельно от основного органа, деятельность которого они обеспечивают. . В отношении Минобороны к таким органам относятся:

1. Служба безопасности полетов авиации ВС РФ, деятельность которой регламентируется Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 801 «О Службе безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации». На Службу безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации возложен государственный контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полетов.

2. Военно-оркестровая служба ВС РФ, призванная содействовать духовному и культурному развитию военнослужащих и гражданского персонала ВС России, готовить квалифицированные кадры военных дирижёров и музыкантов.

3. Военно-геральдическая служба ВС РФ. Данная служба предназначена для реализации полномочий Министерства обороны в сфере обеспечения проведения единой государственной политики в области геральдики в Вооруженных Силах Российской Федерации.

4. Служба по надзору за оборотом оружия в ВС РФ. Основной задачей данного органа является осуществление контроля за оборотом оружия и боеприпасов в Вооруженных Силах на всех этапах их эксплуатации

5. Гидрометеорологическая служба ВС РФ. Основная задача этой службы - планирование и организация гидрометеорологического обеспечения применения Вооруженных Сил в интересах обороны страны и безопасности государства.

К числу органов военного управления относятся также органы управления военных округов, флотов, командования объединениями, соединениями и воинскими частями, начальники и коменданты гарнизонов.

По мере развития конституционного законодательства стало очевидно, что невозможно и радикально разделить ветви власти, делая одну полностью изолированной и независимой от двух других, при этом наделение особым статусом или особой компетенцией, возвышение или умаление одних органов над другими, ломали всю систему государственной власти, сводили на «нет» принцип разделения властей. Поэтому, в конечном счете, взаимодействие органов власти в целом и в частности Министерства обороны подразумевает, что каждая ветвь (орган) будет владеть неограниченной властью лишь в строго отведенной ей области компетенции. По этой причине конституционные системы установили формулы взаимного контроля и сотрудничества среди трех ветвей власти, и внутри каждого органа власти. Следовательно, механизмы и степени разделения отношений среди них в различных конституционных режимах .

В современной российской науке предпринимается попытка применить к теории разделения властей принцип субсидиарности, под которым Н.А. Гаганова понимает следующее: «когда ресурсы одного субъекта недостаточны для выполнения тех или иных функций, достижения определенных целей, другой субъект дополняет его ресурсы своими до необходимого и достаточного уровня, либо берет выполнение на себя его функций». По ее мнению, перекладывание в плоскость горизонтальных отношений принципа субсидиарности дает следующее:

1) недопустимо вторгаться в компетенцию других (властных) субъектов;

2) недопустимо контролировать деятельность субъектов «своего» уровня;

3) субъекты одного уровня должны обеспечивать друг другу помощь и поддержку .

По мнению Р.В. Енгибаряна, тезис о взаимодействии властей стоит дополнить требованием субсидиарности ветвей власти: «смысл этой формулировки состоит в том, что, если у одной ветви власти недостает полномочий (или способностей) для осуществления своих функций, другая ветвь власти помогает ей своими средствами, если это разрешает конституция и нет возражений со стороны первой ветви власти» .

Иллюстрацией же принципа взаимодействия властей (а не субсидиарности) может стать следующий пример:

1) Министр обороны РФ, не обладает правом законодательной инициативы. Но часто именно он представляет через главу государства те или иные законопроекты, касающиеся обороны и безопасности страны. Именно в недрах Минобороны происходит основной процесс разработки военной доктрины, состоящей из Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» , а также различных законодательных документов (Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»; Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1- ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»; Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»; Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»; Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и ряд других). В свою очередь через представителя Президента РФ действует Министерство обороны, при рассмотрении Федеральным Собранием РФ законопроектов, затрагивающих вопросы обороны (хотя отчасти это является нарушением принципа разделения властей).

2) заключение совместных соглашений о взаимодействии и сотрудничестве между Минобороны России (исполнительная власть) и ЦИК России (избирательная власть).

Взаимодействие между Министерством обороны и другими органами власти осуществляется не только на федеральном уровне. В основном такое взаимодействие происходит между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Так, на региональном и местном уровнях соответствующих органов власти, для Минобороны обеспечивается выполнение мероприятий по реализации тех или иных государственных программ, в том числе по оборудованию территории всей необходимой инфраструктурой в целях обороны и безопасности. Органы местного самоуправления согласно законодательству организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации. В случае мобилизации или в военное время согласно нормам Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» за органами государственной власти и местного самоуправления происходит бронирование граждан из числа работающих в данных органах. МВД России и его территориальные подразделения в целях взаимодействия с Министерством обороны РФ осуществляют учет и мобилизационную подготовку транспортных и других технических средств. Ряд общественных организаций (например ДСАФ и т.д.) так же имеют ряд соглашений на осуществление взаимодействия с Минобороны в рамках организации сотрудничества по военно-патриотическому воспитанию граждан, физическому развитию, спорту. Органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают решение вопросов социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (устанавливают для данной категории дополнительные льготы, содействуют в трудоустройстве и т.д.).

Совместно с органами военного управления, органы исполнительной власти и местного самоуправления участвуют в разработке и обеспечивают выполнение планов перевода (мобилизационных планов) экономики страны на работу в условиях военного времени, а также планов и заданий накопления материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов в организациях, имеющих мобилизационные задания на военное время, участвуют в планировании и обеспечивают выполнение мероприятий по гражданской и территориальной обороне, обеспечивают выполнение государственного оборонного заказа организациями в пределах своих территорий, координируют и согласовывают свою работу в области обороны с органами военного управления.

Поэтому по нашему мнению саму по себе государственную власть не следует делить между государственными органами. Осуществление государственной власти связано с разделением определенных функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, и они самостоятельны лишь в осуществлении этих функций, закрепленных за ними Конституцией и законами.

Главными формальными правовыми гарантиями взаимодействия органов государственной власти являются правовые, представленные, главным образом, в виде нормативных правовых документов, договоров разного уровня (как например: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года или Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1531 «Об утверждении Правил взаимодействия между Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии при организации геодезических и картографических работ, выполняемых в целях обеспечения обороны Российской Федерации») - они реализуются на всех уровнях правовой системы Российской Федерации.

Подводя итог, отметим, что нами под взаимодействием Министерства Обороны РФ и органов государственной власти, понимается совместная взаимосвязь и сотрудничество, основанное на нормативных правовых актах или соглашениях, имеющих четкие разграничения компетенции, возникающей на основе различных функций, полномочий, взаимных обязательств с целью повышения эффективности государственного управления по обороне и безопасности в стране.

Взаимодействие Минобороны России с другими органами государственной власти должно осуществляться в строгом соответствии с нормами законов, и подзаконных актов, регулирующих как совместную деятельность, так и порядок функционирования каждого органа в отдельности. При этом основой любого взаимодействие должна являться норма статьи 10 Конституции РФ о принципе разделения властей. А также такие конституционные принципы, как принцип единства системы федеральных исполнительных органов власти; принцип защиты прав и свобод человека и гражданина; принцип гласности; принцип демократизма в принятии решений; принцип законности, который приводит в «состояние упорядоченности общественные отношений, основанные на праве и законности, то есть к правопорядку»; немаловажным является принцип ответственности за принятые решения.

В целом взаимодействие органов государственной власти и Министерства обороны РФ является одним из ключевых элементов в реализации конституционного принципа разделения властей, направлен- ного на повышение эффективности всего механизма государственного управления.

Список литературы

1. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / под ред. Б.Э. Эбзеева, А.С. Прудникова. М.: Юнити-Дана, - 2013. - 980 с.

2. Станских С. Н. «Особенности конституционного принципа разделения властей». Конституционный вестник № 1(19) / 2008. – С.2.

3. Гаганова Н.А. Концепция разделения властей и идея субсидиарности. // Государство и право. 2003.№ 3. С. 90.

4. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. М., 2007. С. 239.

5. ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001. № 3-ФКЗ // СЗ РФ 4.06.01г. № 23. ст. 2277

6. ФКЗ «О военном положении» от 30.05.2001. № 3-ФКЗ // СЗ РФ 4.06.01г. № 23. ст. 2277

7. Указ президента РФ от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета 12.03.2004 г.

8. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации от 4 января 2016 г. N 1 (часть II) ст. 212.



Просмотров