Закон об оскорблении религиозных чувств. Что по закону является оскорблением чувств верующих? Оскорбление чувств верующих – описание и признаки оскорбления

Осквернением чувств верующих считаются громкие выступления или действия с предметами или символами веры, которые могут задевать чувства верующих людей. А также все, что способно вызвать душевную боль у таковых.

Отдельного законодательного акта о защите чувств верующих в Российской Федерации нет. Документом, защищающим граждан, которые принадлежат к той или иной религии, а также устанавливает ограничения относительно выражения своего мнения о кощунстве, неуважении к святым лицам, религиозным памятникам, обычаям и верованиям, является .

Понятие «оскорбление чувств верующих» существовало в российском законодательстве еще с 1993 по 1996 годы. На тот момент еще действовал УК РСФСР, 2 часть ст 143 которой во многом схожа с нынешней редакцией части 2 ст 148 Уголовного Кодекса РФ.

Стоит отметить, что сам законопроект о защите чувств верующих не содержит определений соответствующих терминов, однако по общим нормам прав человека, можно сделать следующий вывод:

  • под честью и достоинством понимается оценка человека с точки зрения морали как самим собой, так и окружающими, то есть уважение и самоуважение. Более четкого объяснения между понятиями «честь» и «достоинство», документ не предусматривает;
  • форма высказывания должна иметь неприличный характер, то есть не соответствующей нормам морали, которые существуют на данный момент в обществе.

Признаки, предусматривающие оскорбление чувств верующих:

  • осквернение чувств верующих должны быть совершены публично. В общем кругу единомышленников или самим с собой, можно говорить, делать и писать все что угодно;
  • деяние должно выражать явное и недвусмысленно неуважение к социуму в целом, признаки которых схожи с хулиганством;
  • основной целью виновного должно быть именно оскорбление и унижение.

29 июня 2013 г. Президент РФ, Владимир Путин, подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 148 Уголовного Кодекса Российской Федерации и дополнительные нормативно-правовые акты РФ в целях противодействия оскорблению общерелигиозных взглядов и чувств верующих».

Изменения, в законе о чувствах верующих

Настоящий Федеральный закон о защите религиозных убеждений и чувств верующих был принят участниками Государственной Думы 26 сентября 2012 г. и одобрен Советом Федерации 26 июня 2013 г. Поводом для внесения изменений стала скандальная акция известной музыкальной группы, которая сняла провокационный клип в московском Храме Христа Спасителя.

Поправки относительно чувств верующих коснулись следующих пунктов статьи 148:

  • Пункт 1. Общественные действия, которые выражают явное неуважение к обществу и совершенные в целях осквернения духовных чувств верующих, штрафуются взысканием в размере 300 000 тысяч рублей. Согласно нововведениям, данные деяния могут наказываться обязательными работами на срок до 240 часов, либо принудительными работами на 1 г., либо лишением свободы также в течение одного года;
  • Пункт 2. Публичные действия, совершенные на территории, специально предназначенной для проведения богослужения и иных общерелигиозных обрядов и церемоний, подвергаются административным взысканиям в размере 500 000 тысяч рублей. Исполнение обязательных работ на срок до 480 часов, принудительные работы на 3 г., либо лишение свободы в течение одного года;
  • Пункт 3. Незаконное препятствование в области общерелигиозных организаций или проведения богослужений наказывается штрафом в размере 300 000 тысяч рублей. Обязательные работы могут достигать 360 часов, принудительные работы на срок до 1 года или отбывание срока в тюрьме в течение полугода;
  • Пункт 4. Поступки, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, с использованием насильственных действий — наказываются взысканием в размере до 200 000 тысяч рублей. Обязательные работы могут быть назначены на срок до 480 часов, исправительные работы достигают срока до 2 лет, принудительные работы – 1 год. Данным лицам может грозить лишение свободы до 1 г., а также отстранение от занимающей должности на срок до двух лет.

Скачать текст закона о защите прав верующих

Ни одна из религий не может быть обязательной, то есть все объединения отделены от государства и равны между собой. Российская Федерация является многонациональной страной, и в ней проживают приверженцы практически всех существующий религий и конфессий. В связи с этим, Конституция РФ предусматривает права каждого гражданина выбирать себе любую веру или быть атеистом. Несмотря на то, что об оскорблении чувств верующих чаще всего говорят относительно православия, правоохранительные службы обязаны защищать и законные чувства верующих, принадлежащих к другим религиям.

Изменения в российском законодательстве, ужесточающие ответственность за оскорбление чувств верующих , оставляют немало вопросов. Что именно является оскорблением, верующие каких вероисповеданий пользуются особой защитой — четкого ответа на эти вопросы пока что нет. Тем не менее попробуем разобраться, за какие именно действия предусмотрена ответственность.

Закон об оскорблении чувств верующих: вчера и сегодня

В 2013 году в ст. 148 УК РФ были внесены изменения. Ранее эта статья предусматривала уголовную ответственность только за действия, при которых чинятся препятствия проведению обрядов верующим или деятельности организаций религиозного характера. Однако позднее содержание статьи законодателем было радикально пересмотрено, и с 2013 года она действует в новой редакции. Прежний состав — это теперь лишь третья часть этой статьи, а первой частью стало указание на то, что преступными являются действия, совершенные публично, направленные на оскорбление чувств верующих и выражающие открытое неуважение к членам общества.

Необходимость в принятии такого закона — вопрос до сих пор дискуссионный. Дело в том, что в УК РФ действовали и действуют до сих пор другие статьи со схожим составом. Так, ст. 213 карает за хулиганство, то есть за действия, грубо нарушающие порядок и ставящие целью продемонстрировать отсутствие уважения к обществу — при этом п. 2 ч. 1 этой статьи специально говорит о совершении этого преступления в связи с религиозной ненавистью. Ст. 282 УК РФ говорит об ответственности за возбуждение вражды и унижение достоинства, в том числе и по мотивам вероисповедания. Наконец, если осквернению подверглось здание или имущество, используемое для религиозных целей, наступает ответственность по ст. 214 УК РФ — за вандализм.

С другой стороны, само по себе понятие «оскорбление чувств верующих» уже существовало в российском законодательстве с 1993 по 1996 годы. В еще действовавшем тогда УК РСФСР имелась ч. 2 ст. 143, чей состав во многом был похож на нынешнюю редакцию ч. 2 ст. 148 УК РФ. Единственным существенным отличием статьи из УК РСФСР было то, что в ее составе специально предусматривалось в качестве квалифицирующего признака и использование средств массовой информации, в то время как сейчас это уже не требуется. Действие ст. 143 прекратилось вместе с отказом от УК РСФСР, поскольку в 1996 году был принят УК РФ.

Кроме того, на момент принятия новой редакции ст. 148 УК РФ уже существовала административная ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан. Однако в 2013 году произошла своеобразная рокировка: это понятие было перемещено в УК РФ, а статья КОАП РФ теперь карает только за нарушение права свободы совести и вероисповедания, а также за вандализм в отношении религиозных книг, зданий и символов.

Что является преступлением?

УК РФ, говоря о наказании за оскорбление чувств верующих , предусматривает следующие признаки этого преступления:

  1. Оно должно быть совершено публично. Наедине с самим собой или в кругу единомышленников можно делать, говорить и писать все что угодно.
  2. Оно должно выражать явное и недвусмысленное неуважение к обществу в целом. В этом такое преступление очень похоже по признакам на хулиганство.
  3. Наконец, целью действий виновного должно быть именно оскорбление.

На последнем пункте стоит остановиться особо. Такой квалифицирующий признак, как цель, подразумевает, что действия, хотя и являющиеся сами по себе оскорбительными для религиозных людей, совершаются именно с целью их оскорбить. Таким образом, для применения статьи об оскорблении чувств верующих необходимо каждый раз доказывать, что преступление совершалось с прямым умыслом (т. е. виновный знал о том, что совершает оскорбление и при этом хотел именно такого результата), а не с косвенным (когда виновный о том, что творит, вообще не думал, хотя мог и обязан был понимать последствия).

Что же до самого оскорбления, то по закону под ним понимается ущерб, причиняемый чести и достоинству, выраженный в неприличных формулировках. Сам УК РФ, разумеется, не содержит определений этих терминов, но по общему смыслу норм права можно сделать вывод, о том, что:

  • под честью и достоинством надо понимать оценку человека с точки зрения морали как самим собой, так и окружающими (уважение и самоуважение) — более четко разница между понятиями «честь» и «достоинство» в праве не обозначена;
  • форма, в которой было сделано высказывание, должна быть именно неприличной, то есть не соответствующей нормам морали, существующим в данный момент в обществе.

Какие именно действия наказуемы?

Ст. 148 УК РФ говорит об ответственности за оскорбление чувств верующих . К сожалению, определить, что такое религиозные чувства, крайне сложно. На практике под ними можно понимать, например, глубокую эмоциональную привязанность к объекту поклонения в соответствующей религии, однако такое определение в законе не зафиксировано. Тем не менее можно попытаться выделить некоторые конкретные действия, за совершение которых ответственность по описываемой статье будет наступать в любом случае.

Первым из них является оскорбление. О нем подробнее будет сказано ниже — заметим только, что здесь будет важен не только смысл высказывания, но и его формулировка. Собственно, даже на бытовом уровне заметна разница между высказываниями «Иванов не кажется мне слишком умным» и «Иванов — законченный дурак». Первое будет лишь оценочным мнением конкретного лица, второе становится уже оскорблением, на которое тот самый Иванов имеет полное право обидеться и подать в суд.

Помимо оскорбления религиозных чувств статья предусматривает ответственность и за препятствие работе религиозных организаций или проведению обрядов и церемоний. Так, к примеру, граждане, которые попытаются сорвать согласованный с муниципальной администрацией крестный ход, будут отвечать по закону. Если же кто-то станет это делать с использованием служебного положения или угрожая насилием, ответственность усилится.

Необходимо заметить, что уголовная ответственность наступает лишь за вмешательство в деятельность организаций. Закон в России делит объединения верующих на 2 типа:

  1. Религиозная группа — добровольное объединение людей, исповедующих одну и ту же веру. Группа не является отдельным лицом с точки зрения закона, и все имущество, которое необходимо для религиозных обрядов и церемоний группы (утварь, священные предметы, помещения для служб и т. д.) находится в собственности конкретных прихожан.
  2. Религиозная организация — надлежащим образом зарегистрированная группа, существующая не менее 15 лет и состоящая не менее чем из 10 прихожан.

Таким образом, чтобы привлечь к ответственности за оскорбление чувств верующих , приверженцы конкретной религии должны входить в организацию. В том случае, если права верующих нарушаются, а организации нет, они могут либо заявить о совершении другого преступления (к примеру, об уголовном хулиганстве, совершенном по мотивам религиозной ненависти, или причинении вреда имуществу конкретного прихожанина, если уничтожены их святые символы или здание для обрядов подверглось акту вандализма), либо защищать свои права в порядке, предусмотренном ГК РФ или КОАП РФ.

Как определить, являются ли конкретные высказывания оскорблением?

Чтобы применить закон об ответственности за оскорбление религиозных чувств и убеждений, необходимо, чтобы оскорбление имело место. А это не так просто. На бытовом уровне термины «обида» и «оскорбление» очень часто путаются, однако не каждое высказывание, которое вызвало обиду, является оскорбительным. Поэтому по делам, касающимся оскорблений, часто приходится проводить лингвистическую экспертизу.

Эксперты-лингвисты выделяют ряд признаков, при наличии которых имеет смысл говорить о том, что высказывание не просто причинило обиду, но является оскорблением в правовом смысле:

  1. Высказывание является негативным по отношению к лицу (в данном случае — религиозной общине, коллективу верующих, наконец, просто ко всем людям, разделяющим конкретные религиозные убеждения).
  2. Высказывания обращены именно к этим лицам или рассчитаны на то, что будут доведены до их сведения.
  3. Негативные высказывания характеризуют личность потерпевших.
  4. Высказывания были сделаны в неприличной форме (ругательства, матерная брань, осквернение или уничтожение символов и т. д.).
  5. Высказывания были сделаны публично (в СМИ, Интернете, официальном документе и т. п.).
  6. Содержание высказываний направлено на унижение чести и достоинства потерпевших.

При отсутствии хотя бы одного из этих признаков возбуждать уголовное дело бессмысленно.

Все ли религии равны перед законом?

Конституция РФ предусматривает, что Россия — светское государство. Никакая религия не может быть обязательной, а все объединения отделены от государства и равны. Это легко понять: наша страна самая многонациональная в мире, и в ней есть приверженцы практически всех существующих религий и конфессий. Выделение любой из них неизбежно приведет к нарушению прав всех других верующих. Более того, Конституция прямо предусматривает право каждого человека (не только гражданина!) выбирать себе любую веру или быть атеистом.

Тем не менее ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в своей преамбуле прямо говорит о том, что православие имеет особую роль и уважаются религии, которые неотъемлемо входят в историческое наследие народа. Значит ли это, что вероисповедания в нашей стране нужно делить на сорта, одни из которых имеют особый статус, а другие ютятся где-то на задворках правовой области?

Разумеется нет. Действительно, большую часть населения страны составляют русские, и среди них самая распространенная религия — это православное христианство. Но в России существует достаточно мощная исламская община, силен буддизм и уже много веков существуют иудаистские общины. Больше того, некоторые российские народы до сих пор исповедуют язычество. Следовательно, хотя об оскорблении чувств верующих чаще всего говорят применительно к православию, правоохранительные органы должны защищать и законные интересы верующих, принадлежащих к другим религиям.

Религия на протяжении веков играет особую роль в жизни граждан. Законодательство РФ защищает право на вероисповедание. На территории федерации живут люди разных национальностей, рас и народностей, и у всех есть возможность исповедовать любую религию или быть атеистом. Когда один человек унижает другого на почве религиозных взглядов и предубеждений, использует некорректные высказывания и оскорбления в адрес чужой веры - это уголовное преступление, за которое предусмотрено наказание по статье 148 УК РФ «Оскорбление чувств верующих».

Дела о привлечении к ответственности являются довольно сложными и запутанными, поскольку в уголовном законодательстве существуют и другие статьи с похожим составом преступления. Чтобы разобраться с тем, кого и когда можно привлечь, какая мера ответственности будет применена за оскорбление религии, необходимо вникнуть в положения статьи 148 УК, проконсультироваться с опытным юристом и разработать персональный план действий.

По какой статье привлекают за оскорбление религиозных чувств

В настоящее время за оскорбление, высказанное публично и выраженное в виде открытого пренебрежения к представителям какого-либо религиозного сообщества, придется отвечать по статье 148 Уголовного кодекса. Ранее (до 2013 г.) к ответственности привлекались лишь лица, препятствующие какой-либо деятельности организаций, исполнению обрядов (к тому же за подобное правонарушение отвечали по КоАП).

Сейчас же список преступных деяний максимально расширен. Безусловно, это не единственная статья, регламентирующая ответственность за неуважение к религии и оскорбления в адрес верующих. В УК РФ также действуют и другие нормы, а именно:

  • статья 213 «Хулиганство» - в п. 2 ч. 1 говорится об ответственности за хулиганские поступки, совершенные на почве религиозных разногласий и ненависти;
  • статья 214 «Вандализм» - предусматривает наказание за осквернение и порчу собственности, предназначенной для обрядов и других религиозных мероприятий;
  • статья 282 - устанавливает меры взыскания за разжигание вражды, унижение достоинства представителей другой веры.

Согласно статье 148 УК за оскорбление чувств верующих предусмотрено наказание, строгость которого зависит от квалифицирующих признаков. Часто к лицам, допускающим некорректные высказывания в отношении религии, применяется штраф на сумму до полумиллиона рублей, а также принудительные (до 3 лет) или обязательные работы (на 480 часов), арест на 90 дней, лишение свободы на один год.

Чтобы пожаловаться на оскорбление религиозных чувств, следует обратиться в полицию и написать заявление, указав персональные данные и описав обстоятельства и детали дела. Не лишним будет привлечение свидетелей, способных подтвердить то, что указанное лицо нарушило закон и высказывалось некорректно в отношении религии потерпевшего.

Как различить оскорбление это или нет

Призвать к ответственности можно только при наличии веских оснований и доказательств того, что действия лица нанесли действительный ущерб и нарушили права и свободы граждан. Важно отличать данное преступление от других. Практика показывает, что для этого следует ориентироваться на ряд признаков, свойственных такому виду правонарушений:

  • публичность - закон не запрещает высказывать свое мнение о религии в любой форме конфиденциально, однако недопустимо действовать подобным образом при других людях;
  • конкретность - высказывания выражают явное неуважение к обществу (конфессии), возможно с помощью нецензурной лексики;
  • цель и умысел - по закону лицо, позволяющее себе утверждения против религии, делает это, чтобы оскорбить верующих.

При обвинении человека в оскорблении чувств верующих последний пункт - наиболее важный. Чтобы лицо понесло должное наказание, прокурору предстоит доказать, что гражданин осознавал и понимал, к какому результату приведут его слова и поступки, ожидал такого эффекта. Если преступление совершалось без намеренного умысла, т. е. косвенно, нарушителю правопорядка удастся уйти от ответственности или добиться смягчения наказания за оскорбления, связанные с вероисповеданием лиц.

Когда человек просто высказывает свое мнение о религии, далеко не всегда оно расценивается как оскорбление чувств верующих. Статья 148 УК будет применяться только, если выражения имеют неприличную форму, приносят вред, оскорбляя честь и достоинство, нарушают свободы граждан. Согласно судебной практике дела об оскорблении в отношении религии решаются сложно и долго, так как законодательство не дает четкой оценки этим понятиям. Выиграть судебное разбирательство удастся только при поддержке опытного адвоката по уголовным делам.

За какие проступки ждет наказание

Чтобы избежать уголовной ответственности, следует понимать, какие действия квалифицируются по статье 148 УК. Все случаи индивидуальны и требуют персонального подхода. Что конкретно подразумевается под религиозными чувствами, нормативные правовые документы не поясняют, однако за некоторые поступки, оскорбления, суждения точно ждет наказание.

Если оскорбление грубое, бестактное и некорректное, гражданин препятствует проведению религиозных обрядов и мероприятий, виновного можно привлечь к ответственности. Когда срыв церемонии происходит по вине должностного лица или человека, использовавшего свои служебные полномочия, наказание за преступление будет ужесточено.

Чтобы определить степень ответственности за оскорбление чувств верующих и назначить наказание, суд должен располагать максимально достоверными сведениями. Для уточнения фактов иногда применяется лингвистическая экспертиза.

Законодательство регламентировало, что все верующие в России разделены на две категории - религиозные группы и организации. Первые объединяют единоверцев, владеющих определенным имуществом на праве собственности, вторые - это группа людей более чем из 10 человек, существующая не менее 15 лет.

На практике оскорбление чувств верующих, нарушение их прав (свобод) признается уголовным преступлением, если лицо, которому высказывания нанесли моральный вред, унизили его честь и достоинство, входит в официальную организацию. Люди, состоящие в религиозных группах, могут отстоять свои права и свободы, но на основании положения Гражданского и Административного кодекса, а не уголовного законодательства.

Равноправие религий перед законодательством

Согласно Конституции все религии в стране отделены от государства. Каждая из них имеет равные права. Никто не вправе навязывать лицу вероисповедание или использовать оскорбления. В пределах федерации живут люди разной веры. Большинство россиян - православные христиане, но эта религия не выделяется среди остальных и не имеет привилегий.

Если законодательство будет выделять одну веру, это приведет к дисбалансу и серьезным последствиям, нарушению прав других жителей. Несмотря на это существует Федеральный закон от 26.09.1997 № 125, где прописано, что православие и другие религии, имеющие историческую ценность, играют особую роль для населения.

Правоохранительные органы призваны защищать права (свободы) всех жителей страны, пресекать всякие оскорбления против религиозных убеждений. Кроме христианства, в России распространены и другие мировые религии, существуют развитые общины лиц, исповедующих:

Все нормы и правила будут действовать только в отношении религий, которые признаны законными. Сатанизм, например, не считается верой, так как несет опасность и не является законным. И отстаивать свои интересы, привлекая лиц к ответственности за оскорбление религиозных чувств, сатанисты не вправе.

– У наших соседей, в Ставропольском крае, недавно случилась история, достойная не начала 21 века, а времён царя Алексея Тишайшего или испанской инвизиции. Началось всё с того, что в соцсетях поспорили верующий с атеистом. Один в качестве довода в дискуссии привёл цитату из апостола Павла, а другой ответил ему, что «Бога нет», а «Библия – сборник еврейских сказок».

Казалось бы – ну поспорили и поспорили, мало ли на просторах Сети ежедневно случается стычек на разные темы, зачастую и ещё более острых? Но на этот раз «богословский» диспут получил совершенно неожиданное продолжение – верующие участники спора написали на атеиста заявление в полицию. И началась фантасмагория – на блоггера завели уголовное дело по статье «за оскорбление чувств верующих», изъяли компьютер, а самого его следствие отправило на месячную психиатрическую экспертизу. Сейчас идёт судебный процесс. Как вы прокомментируете эту историю?

– В связи с этим мне сразу вспомнилась другая история, которую меня тоже просили прокомментировать. Недавно пронеслась новость, что Церковь, якобы, хочет запретить изучение в школе Чехова, Бунина и Куприна. Я начал искать подробности в Интернете, и выяснилось, что протоиерей Артемий Владимиров (кстати, тоже писатель, член Союза писателей России, кандидат филологических наук и человек, который безумно любит русскую литературу и является её подлинным знатоком, так что обвинить его в том, что он является каким-то невежественным обскурантом и мракобесом, очень сложно) просто предложил заменить в школьной программе несколько рассказов, темы которых касаются супружеских измен и других неоднозначных предметов, на другие.

Я потом перечитал один из этих рассказов, чеховский «Про любовь», и полностью согласился с протоиереем, без этого рассказа школьникам вполне можно было бы обойтись. Без «Дамы с собачкой» и «Вишнёвго сада» обойтись нельзя, а без этого – можно. И отец Артемий сказал всего лишь, что совершенно необязательно рекомендовать школьникам именно эти рассказы. Однако же из этих слов отца Артемия раздули огромный скандал, просто утаив часть правды и исказив слова священника, чтобы обвинить его в обскурантизме и черносотенстве.

Мне почему-то кажется, что и в этой истории со ставропольским блоггером тоже имело место что-то подобное. Потому что много кто говорил и что «Бога нет», и что «Библия – сборник сказок», но ни к кому ещё на этом основании не приходили полицейские и не изымали компьютер. Вполне возможно, что имело место что-то ещё, более серьёзное, что осталось «за кадром».

– А как вы считаете, принятие закона о защите чувств верующих – это позитивное явление? Он действительно нужен верующим?

– Я уже не раз говорил, что, по-моему, как раз неверующие люди больше нуждаются в защите своих чувств, чем верующие. У нас почему-то принято считать, что религиозные чувства верующего оскорбить намного легче, но, на мой взгляд, дело обстоит совершенно наоборот. У верующего есть выход на перспективы Вечности. Он понимает, что если его здесь и сейчас кто-то безнаказанно оскорбляет и обижает, то в конечном итоге Бог всё расставит по своим местам. А у атеиста возможности такой апелляции нет. Для него остаётся только земной суд и закон, и только государство может защитить его чувства. Поэтому я считаю, что законы о защите чувств должны работать в обе стороны.

А вообще то, что граждане обращаются в суд – это нормальное явление. Что здесь плохого? Суды и законы нужны для правового регулирования отношений между людьми. А если закона не будет, то эти люди начнут сами регулировать свои отношения, и возможно самым нежелательным образом. Как пример можно привести того же Энтео и ему подобных. Я сторонник того, чтобы люди решали свои разногласия цивилизованным способом, в суде, а не варварскими методами на улицах.

При этом хочу ещё раз подчеркнуть, что законы не должны действовать однобоко. Если они будут защищать исключительно интересы верующих и игнорировать права неверующих, то это будет неправильно.

– А вправе ли христианин вообще писать какие-либо жалобы и обращаться в суд? Не говоря уже о том, чтобы доказывать свою правоту кулаками? Ведь если он настоящий христианин, то должен следовать словам Христа, который говорил в Нагорной проповеди: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». А если он не следует заповедям Христа, то он по факту не является христианином, и тогда о каких оскорблённых христианских чувствах можно вообще говорить?

– Во-первых, у человека не могут быть отобраны гражданские права на основании того, что он – христианин. А право обратиться в суд – неотъемлемое право любого человека. Заповеди же Христа следует воспринимать как некий эталон, которого могут достичь далеко не все. И любовь к врагам, и ответ добром на зло – это высшие христианские ценности. А многие из нас не дошли ещё и до самых азов христианства.

Христос говорил: «Раздай имение своё нищим и следуй за Мной». При этом далеко не все христиане готовы отказаться от имущества, от собственности, и пойти в монахи. Но нельзя же им на этом основании отказать в звании христианина. Христос сказал, что если будете иметь веру, то сможете переставлять с места на место горы. Мы не можем переставлять горы, но это же не значит, что у нас совсем нет веры. Так и здесь – многие православные не готовы обращать другую щёку просто по причине своего несовершенства.

– А настоящий христианин, такой, каким он должен быть, например, кто-нибудь из Святых Отцов, не стал бы в аналогичном случае подавать в суд?

– Думаю, что скорее он написал бы какое-нибудь апологетическое сочинение, или сказал бы «Прости им, Господи, не ведают, что творят».

– Включая святого Николая Мирликийского, который, по церковной легенде, доказывал на Никейском соборе свою правоту еретику Арию затрещинами, или Иоанна Златоуста, призывавшего «освятить руку»?

– Есть все основания считать, что описание «заушения» святителем Николаем Ария – не более чем легенда, вставленная в жития святого не ранее XVI века. Ни в каких более ранних источниках – ни в житии, написанном в X веке Симеоном Метафрастом, ни «Четьях Минеях» этого эпизода нет.

Что же касается святого Иоанна Златоуста – во-первых, из его жития следует, что сам он, вопреки своим словам, никогда руку подобным образом не «освящал», а во-вторых, цитата эта, выдернутая из контекста того времени и тех культурно-исторических реалий, совершенно неправильно понимается и трактуется современными «энтео». На самом же деле речь идёт не столько о наказании, сколько о вразумлении богохульника, которым его можно спасти от наказания по действующим законам того времени, которое могло быть гораздо более тяжким. Как в наше время родители делают строгое внушение своему непослушному ребёнку, с тем, чтобы отвратить его от вещей, могущих принести ему большие проблемы в будущем. А телесные наказания для детей в ту эпоху были общепринятой практикой, и вопрос о правомерности или неправомерности их применения даже не стоял.

– Закон о защите чувств верующих был принят после приснопамятного панк-молебна группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. Мнения православных по поводу этой выходки разделились. Большинство были за самые тяжкие кары для кощунниц, но другие, как например, Андрей Кураев выступили против их уголовного преследования и тюремных сроков. А на чьей стороне вы?

– Как я уже сказал, то, что верующие обратились за защитой своих чувств в суд – это нормальное явление. Но наказание, конечно, как я считаю, было чрезмерно строгим. Суд мог ограничиться штрафом или обязать принести извинения за свои действия. Подчеркну – не за свои атеистические взгляды, а за оскорбительный для других людей поступок.

То же самое касается и верующих. Я, например, тоже могу невзначай оскорбить чем-нибудь неверующего человека. И тогда я попрошу за это прощения. Это не будет означать, что я от этого принимаю его позицию и тоже становлюсь неверующим, я буду просить прощения лишь за то, что сказал или сделал что-то такое, что этого человека обидело.

– Один из оскорбившихся словами ставропольского блоггера на судебном заседании не смог вспомнить названия храма который он посещает, имя своего духовника, время и место последнего причастия, а также Символ Веры. Можно ли назвать такого человека христианином?

– Конечно, нет. И если так, то речь идёт не о конфликте верующего с атеистом, а о том, что какой-то сумасшедший подал в суд на другого такого же.

– Рискую подпасть под закон о защите чувств верующих, но всё же задам вопрос: а разве не является сказкой книга, в которой фигурируют великаны, говорящие животные, колдуны и прочие атрибуты этого жанра?

– А произведения, например, Булгакова, Пелевина или Стругацких можно с этой точки зрения назвать сказкой?

– Думаю, что да.

– Но они помогают что-то понять, в чём-то лучше разобраться?

– Без сомнения.

– Вот и верующим людям определённые символические и аллегорические трактовки каких-то явлений, событий и исторических фактов помогают лучше разобраться в предмете своей веры.

– Но произведения Пелевина не претендуют на то, чтобы быть истиной в последней инстанции.

– А кто сказал, что исторические книги Ветхого завета, например, на это претендуют?

– В таком случае, где в Священном Писании проходит та грань, где заканчивается аллегория и начинается объективность?

– В церковном Предании и в богословии на это существуют разные взгляды. Креационисты, например, утверждают, что Бог создал землю за семь дней, в буквальном смысле, и произошло это семь с половиной тысяч лет назад. Другие же, здравомыслящие и не менее верующие люди говорят, что не надо понимать книгу Бытие так буквально. И что вообще, в древнееврейском языке, на котором писались библейские тексты, многие слова имели не совсем то значение, как мы понимаем их в современных переводах, а зачастую и совсем не то. В этом нам помогают разобраться такие науки, как экзегетика и герменевтика.

Боговдохновенность же библейских книг совершенно не означает, что пророки или апостолы были некими медиумами. Было, конечно, и такое, что пророки транслировали слова Бога буквально. Но это не значит, что другие библейские книги, например, Пятикнижие Моисеево было написано в буквальном смысле «под диктовку» свыше. Кроме заповедей и прямых Божьих предписаний там присутствуют и легенды, и сказания, и мифология древнееврейского народа.

– Но если мы встаём на путь аллегорического толкования библейских текстов и принимаем допотопных великанов или Валаамову ослицу, которая говорит человеческим голосом, за аллегорию, то что мешает пойти дальше и считать, что таковой же является и Непорочное зачатие, и Боговоплощение, и Воскресение с Вознесением?

– Всё это уже было в истории богословия. Возникающие ереси заставляли Церковь яснее и чётче формулировать своё кредо и выкристаллизовывать догматы. И даже в границах ортодоксии ещё в 3 и 4 веках были разные традиции понимания ветхозаветных сюжетов у отцов Александрийской и Антиохийской богословских школ (соответственно, аллегорическая и буквальная). В нашем Символе Веры догматизируются всё же, в основном, события не ветхозаветной, а новозаветной истории. Поэтому человека, который подвергает сомнению, что каждый день творения равнялся 24 часам и человеческой истории семь с половиной тысяч лет, но при этом признаёт вочеловечение Сына Божия, можно назвать христианином, а того кто верит во все десять египетских казней, но отрицает воскресение Христа, увы, нет.

Проблема в том, что если человек с его несовершенным разумом остаётся один на один со священными текстами, то ошибки и непонимание неизбежны. Но не надо забывать о том, что есть Бог, который может вразумлять человека и помогать ему. Есть также двухтысячелетний опыт святых отцов, который мы называем Преданием. И, что немаловажно, понимание Писания – это ещё и область индивидуальных отношений человека с Богом, где работает евангельский принцип «Чистые сердцем Бога узрят». А сказать кому-то, что вот, тебе, а также всем остальным, надо понимать прочитанное в Библии именно так, а не иначе, нельзя.

Особенно это касается ветхозаветных текстов, чтобы их воспринимать, нужно иметь определённую подготовку. И помнить при этом, что для христианина Новый завет первичен, а Ветхий завет лишь подготавливает человека к принятию Христа.

Вот такая беседа состоялась у нас с настоятелем Калачёвского Свято-Никольского храма. Интересная, содержательная, и ещё раз подтвердившая, что верующий с атеистом вполне могут вести диалог спокойно и конструктивно, без перебранок, метания друг в друга кожурой от бананов и судебных тяжб.

В 2013 году в российский Уголовный кодекс были внесены изменения, в результате которых оскорбление чувств верующих стало уголовно наказуемым деянием. До этого данное правонарушение преследовалось исключительно по нормам административного права.

Данные поправки вызвали немало споров среди населения, но, хотя и ограничивали права граждан на свободное волеизъявление, были направлены, в первую очередь, на защиту религиозных чувств и свободу вероисповедания. Согласно Конституции за россиянами закреплено право на свободу исповедания, свободного выбора религиозных убеждений, их распространения и пр. Если указанные конституционные права нарушаются, то предусмотрена ответственность по нормам 148 ст. УК РФ.

Принуждение лица к совершению религиозного обряда в состав преступления не попадает.

Преступление относится к правонарушениям с формальным составом. Оно считается оконченным с момента совершения деяния. Причем неважно, достиг ли правонарушитель своей цели: смог ли он воспрепятствовать совершению обряда или нет.

В мире уголовные преследования за оскорбления чувств верующих не очень распространены. Например, в США и Великобритании считается, что ответственность за оскорбление чувств противоречит свободе слова, поэтому такое деяние не преследуется. В некоторых мусульманских странах действует даже казнь за оскорбление религиозных чувств верующих, так как основные законы базируются на религии. Таким образом, в мире наказание варьируется от смертной казни до отрицания состава преступления.

Ответственность за оскорбление чувств верующих

Ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих наступает по нормам ст.148 УК РФ. Она предполагает наказание в виде:

  • штрафа;
  • обязательных работ;
  • принудительных работ;
  • лишения свободы.

Согласно ч.1 ст.148 УК РФ наказание за публичные действия, которые выражают явное неуважение к обществу и совершаемые для оскорбления религиозных чувств, грозят:

  • штрафом до 300 тыс. р. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного до 2 лет;
  • обязательными работами до 240 часов;
  • принудительными работами до года или лишением свободы до года.

Квалифицирующим признаком является совершение его в специальных местах, которые предназначены для богослужений и других обрядов и церемоний (то есть в церквях, храмах).

При наличии таких отягчающих обстоятельств наказание будет более строгим:

  • штраф в размере до 500 тыс. р. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного до 3 лет;
  • принудительные работы до 3 лет;
  • лишение свободы до 3 лет с ограничением свободы до года или без него.

Воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений (обрядов, церемоний) преследуется по ч.3 ст.148 УК РФ. Если лицо препятствует деятельности религиозных организаций, то ему грозит:

  • штраф до 300 тыс. р. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного до 2 лет;
  • обязательные работы до 360 часов;
  • исправительные работы до года;
  • арест до 3 месяцев.

Под религиозными обрядами понимаются, например, богослужения, участие в молитвах, венчание, крещение, отпевание, паломничество и пр. Они могут совершаться в культовых зданиях, жилых помещениях, на кладбищах и крематориях и пр.

Наиболее суровое наказание предусмотрено за деяние, совершенное лицом с использованием служебного положения, либо сопряженное с применением насилия ( его применения). При наличии таких отягчающих факторов преступнику грозит по ч.4 ст.148 Ук РФ:

  • штраф до 200 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного до года;
  • обязательные работы до 480 часов;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • принудительные работы до года;
  • лишение свободы до года с запретом на право занятия определенных должностей или на срок до 2 лет.

Несмотря на то что указанная уголовная норма относительно новая, она уже не один раз использовалась в судебной практике. Дела об оскорблении чувств верующих всегда имеют большой общественный резонанс.

В зависимости от совершенного преступления, оно может квалифицироваться по нескольким основаниям. Например, при применении по ч.4 ст.148 и по статье за причинение вреда здоровью.

Таким образом, за оскорбление религиозных чувств в России предусмотрена уголовная ответственность по ст.148 УК РФ. Это относительно новая правовая норма, которая была введена в 2013 году. Она предполагает ответственность за публичное оскорбление чувств верующих в религиозных местах или за их пределами, препятствование совершению обрядов и церемоний, с применением насилия или без такового. На правонарушителя может быть наложен штраф до 200-500 тыс. р., а при наличии отягчающих обстоятельств – лишение свободы до 2 лет.



Просмотров