Законодательную основу административной ответственности в рф составляет. Наложение административного наказания

Это совокупность нормативно-правовых актов в их иерархии, устанавливающих основания и порядок применения административной ответственности. В систему административного законодательства входят общие принципы и нормы международного права, Конституция РФ, Кодекс об Административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), а также законы субъектов РФ.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Основой всей правовой системы Российской Федерации является Конституция РФ. Она определяет предметы ведения федерации, ее субъектов, а также совместного ведения. Статья 72 Конституции относит административное и административно-процессуальное законодательство к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Согласно конституционному принципу, нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с правовыми актами РФ и не могут им противоречить. В случае правовой коллизии напрямую действуют нормы законодательства РФ.

Правовые акты, смягчающие или отменяющие ответственность за какое-либо правонарушение, имеют обратную силу, т.е. применяются к отношениям, возникшим до их принятия (распространяются на правонарушения, совершенные до их издания). Правовые акты, устанавливающие вновь или усиливающие административную ответственность, обратной силы не имеют.

Основным документом, устанавливающим основания и порядок применения мер административной ответственности, является КоАП РФ. Он был принят 30 декабря 2001 года. КоАП РФ состоит из 5 разделов: Общие положения (ст.ст.1.1-4.7), Особенная часть (ст.ст.5.1-21.7), Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст.22.1-23.62), Производство по делам об административных правонарушениях (ст.ст.24.1-30.11), Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 31.1-32.11). Как видно из перечня разделов, новый КоАП РФ является комплексным нормативно-правовым актом, сочетающем в себе нормы материального и процессуального права, а также положения организационно-функционального характера и исполнительного производства.

Отвечая своему юридическому назначению, КоАП РФ закрепляет важные положения, общие для применения административной ответственности как на федеральном, так и региональном уровнях. Такими положениями являются: определение компетенции Российской Федерации в лице ее органов государственной власти и представляющих их должностных лиц; закрепление единственного основания административной ответственности - административного правонарушения; установление единой системы юридического реагирования на противоправное поведение - административных наказаний, а также общих правил их назначения; распространение сферы применения административной ответственности не только на физических, но и различного рода юридических лиц; определение круга органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания; систематизированный перечень составов административных правонарушений.



Наряду с КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях составляют также законы субъектов РФ, устанавливающие административную ответственность. Четких указаний на этот счет КоАП РФ не содержит. Как известно, в соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации самостоятельно законодательствуют; органами государственной власти субъектов принимаются законы, устанавливающие административную ответственность, которые должны соответствовать основным положениям КоАП РФ.

Законодательную основу для принятия актов, которые регулируют вопросы установления административной ответственности, составляет Конституция Украины, имеющая наивысшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей (ст. 8 Конституции Украины).

Административная ответственность регулируется многими нормативно-правовыми актами, которые в своей совокупности образуют законодательство об административных правонарушениях. В его систему входят законодательные и подзаконные акты, нормы, которые включены в КоАП и которые в него не включены.

Важным источником правоохранительных норм в свое время были Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, принятые Верховным Советом СССР 23 октября 1980 г. В них впервые были кодифицированы наиболее важные материальные и процессуальные нормы, относящиеся к административной ответственности, определены задачи и закреплена система законодательства об административных правонарушениях, установлены понятие и структура административного правонарушения, виды административных взысканий, общие правила и сроки их наложения, закреплены система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, порядок исполнения, обжалования и опротестования постановлений о наложении административных взысканий.

В регулировании административной ответственности особая роль принадлежит КоАП, который принят 7 декабря 1984 г. (введен в действие с 1 июня 1985 г.). КоАП состоит из пяти разделов: I. Общие положения; И. Административное правонарушение и административная ответственность; III. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; IV. Производство по делам об административных правонарушениях; V. Исполнение

постановлений о наложении административных взысканий. Разделы содержат 33 главы, а последние - статьи.

В КоАП кодифицировано законодательство Украины об административной ответственности. Наряду с материальными нормами этот акт содержит административно-процессуальные нормы, которые регулируют производство по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

Параллельно с КоАП действуют нормы, которые устанавливают административную ответственность, но они содержатся в законодательных межотраслевых актах (Воздушный, Таможенный кодексы, законы Украины «О борьбе с коррупцией», «Об охране государственной границы», «О правовом режиме чрезвычайного положения» и др.).

В систему законодательства об административных правонарушениях входят законы, нормы которых не включены в КоАП. Вопросы административной ответственности регулируются также указами Президента Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины. Акты, содержащие административные санкции, могут издавать сельские, поселковые, городские, областные советы по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями. Сельские, поселковые, городские советы имеют право устанавливать также правила благоустройства городов и других населенных пунктов, правила торговли на колхозных рынках, правила соблюдения тишины в общественных местах. Эти правила в КоАП не включены, но в нем за их нарушение предусмотрена административная ответственность, поэтому они тоже являются нормативной основой административной ответственности.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в соответствии со ст. 92 Конституции Украины исключительно законами Украины определяются деяния, являющиеся административными правонарушениями, и ответственность за них.

Задачами КоАП являются охрана прав и свобод граждан, собственности, конституционного строя Украины, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, установленного правопорядка, укрепление законности, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неукоснительного соблюдения Конституции и законов Украины, уважения прав, чести и достоинства других граждан, правил общежития, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом.

Выполнение этих задач зависит от правильного применения действующего законодательства об административных правонарушениях, соблюдения законности.

Роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постоянно растет. Резко увеличилось количество составов административных правонарушений, более строгими стали санкции за проступки. Установлена ответственность за действия, которые раньше вообще не относились к административным правонарушениям (неуважение к суду, коррупция, нарушение налогового законодательства и др.).

Административная ответственность вводится вместо уголовной (декриминализация). Проведенная в процессе реформы уголовного права декриминализация обусловливает расширение сферы применения мер административного воздействия.

Одновременно увеличивается и число правонарушений, за которые наряду с дисциплинарными и гражданско-правовыми мерами применяются административные взыскания (коррупция, недобросовестная конкуренция и др.).

Значительное место административное принуждение занимает в борьбе с пьянством, наркоманией, посягательствами на собственность, обеспечении нормальной деятельности представителя власти, выполнении требований должностных лиц, государственных органов, правил общественной безопасности, охраны природы.

Важным является вопрос об отграничении административных правонарушений от уголовных, дисциплинарных и гражданско-правовых. Законом предусмотрен ряд конкретных признаков, по которым уголовное правонарушение отличается от административного. В связи с этим для правильной квалификации необходимо сравнить ст. 9 КоАП Украины и ст. 11 Уголовного кодекса Украины, проанализировать их содержание и только после этого (и в соединении с фактическими обстоятельствами совершения правонарушения, с учетом последствий противоправных действий) решить вопрос о привлечении виновного лица к уголовной или административной ответственности.

Административная ответственность отличается от дисциплинарной тем, что субъект административного проступка не находится в служебной зависимости от органа или должностного лица, привлекающего его к административной ответственности. Дисциплинарный проступок является основанием для привлечения лица к дисциплинарной ответственности - это противоправное деяние (действие либо бездействие) работника, который нарушает установ-

ленный на предприятии, в организации или учреждении внутренний трудовой распорядок. Этот проступок может проявиться в нарушении служебной, в том числе трудовой, дисциплины и влечет предусмотренную законом дисциплинарную ответственность, выраженную в наложении на виновных дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарные правонарушения большей частью связаны со служебными, трудовыми обязанностями лица. Однако не всегда это условие является необходимым для отнесения проступка к дисциплинарным. Например, отдельные действия работников транспорта, совершенные при исполнении служебных обязанностей, рассматриваются как административные правонарушения (выпуск на линию транспортных средств, техническое состояние которых не соответствует установленным требованиям).

При отграничении административной ответственности от гражданско-правовой необходимо иметь в виду, что последняя наступает за нарушение обязательств, вытекающих из гражданско-правовых соглашений, т. е. соглашений, возникающих между равноправными сторонами, а административная ответственность, наоборот, предусматривает неравенство сторон отношений.

Под законодательными основами понимается система норма­тивно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавлива­ющие административную ответственность.

L Конституция РФ разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Феде­рации в области административного законодательства, в том чис­ле законодательства об административных правонарушениях.

Ад­министративное и административно-процессуальное законодатель­ство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Дей­ствует принцип: законы и иные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральным законами и не могут им противо­речить. В случае противоречия между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее совмест­ного ведения с субъектами Федерации, действует федеральный закон.

По смыслу Конституции федеральное административное и ад­министративно-процессуальное законодательство имеют форму за-"кона; субъектами Федерации могут издаваться не только законы, но и другие акты. Однако это не исключает того, что форма указан­ного законодательства субъектов РФ может быть конкретизирова­на федеральным законом.

В настоящее время обозначились две ветви законодательства об административных правонарушениях, распространяющегося на: а) физических лиц; б) коллективные образования - предприятия, учреждения и другие организации.

Основным федеральным актом, устанавливающим админист­ративную ответственность физических лиц, является КоАП. Он принят 20 июня 1984 г. и введен в действие с 1 января 1985 г. КоАП состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части конституи­руется сам институт административной ответственности, в Особен­ной части дается классификация административных правонаруше­ний с указанием конкретных видов административных взысканий за их совершение.

Специфика структуры КоАП состоит в том, что его Составны­ми частями являются также разделы, группирующие нормы, кото­рые закрепляют систему органов юрисдикции по делам об админи­стративных правонарушениях, их компетенцию и подведомствен­ность им дел; регламентируют производство по делам об админи-

243

242

стративных правонарушениях, а также исполнение постановлений о наложении административных взысканий, то есть исполнитель­ное производство.

Федеральные законы об административных правонарушениях до включения их в КоАП применяются на территории РФ непос- : редственно.

Законодательство об административных правонарушениях кол-i лективных образований не кодифицировано. Отдельные его акты и нормы определяют виды административных правонарушений и круг их субъектов.

20 декабря 2001 г. Государственной Думой принят и с 1 июля 2002 г. вводится в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Его структура незначительно отличается от той, какую име­ет КоАП РСФСР 1984 г.

В концептуальном же плане она является преемственной. Имеется в виду лишь то, что новый кодекс также включает разделы, посвященные Общим положениям, Особенной части; субъектам, уполномоченным рассматривать дела об админи­стративных правонарушениях; производству по этим делам; испол­нению постановлений по ним.

Новый Кодекс об административных правонарушениях предус­матривает, что законодательство об административных правонару­шениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним за­конов субъектов РФ об административных правонарушениях. Это, в частности, означает, что развитие федерального законодательства в данной области должно осуществляться лишь путем внесения из­менений и дополнений в КоАП и не должны применяться законы до включения их положений в КоАП.

КоАП отнес к ведению РФ установление: 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонаруше­ниях; 2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение пра­вил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ; 4) порядка производства по делам об ад­министративных правонарушениях; 5) порядка исполнения поста­новлений о наложении административных взысканий.

КоАП РФ определяет в соответствии с: а) законодательством о судебной системе подсудность дел об административных право­нарушениях судам; б) законодательством о защите прав несовер­шеннолетних подведомственность таких дел комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; в) установленной структу­рой федеральных органов исполнительной власти подведомствен­ность их федеральным органам исполнительной власти.

Субъекты РФ могут устанавливать ответственность за адми­нистративные правонарушения путем издания законов. Ими могут

быть либо обычные законы, либо кодексы субъектов об админист­ративных правонарушениях.

Законы субъектов РФ не могут противоречить КоАП. В слу­чае противоречия между ними действует КоАП РФ.

Лицо, совершившее административное правонарушение, под­лежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

В КоАП сформулировано более широкое понятие обратной силы закона, а именно: закон, смягчающий или отменяющий адми­нистративную ответственность за административное правонаруше­ние или иным образом улучшающий положение лица, совершив­шего административное правонарушение, имеет обратную силу. Закон^ устанавливающий или отягчающий ответственность за ад­министративное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, не имеет обратной силы (ст. 1.7).

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время про­изводства по указанному делу.

Согласно КоАП законодательство об административных пра­вонарушениях устанавливает административную ответственность как физических, так и юридических лиц.

Еще по теме § 2. Законодательные основы административной ответственности:

  1. 12.4. Привлечение к административной ответственности и оспаривание решений о привлечении к административной ответственности в рамках судопроизводствав арбитражных судах
  2. Законодательные основы государственного финансового контроля в Болгарии
  3. 2.2. Нормативно-правовая база лизинговой деятельности2.2.1. Законодательная основа
  4. § 3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
  5. Контроль органов законодательной власти в административно-публичной сфере
  6. Тема 15. Административная ответственность за отдельные виды административных правонарушений
  7. 1. Подача заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  8. Тема 13. Административная ответственность и административные наказания
  9. Возбуждение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности
  10. ГЛАВА II. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  11. § 3. Административное правонарушение как основание административной ответственности

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика -

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Контрольная работа

По дисциплине «Административное право»

Тема: «Административная ответственность»

1. Понятие и основные черты административной ответственности

2. Законодательные основы административной ответственности

3. Административное правонарушение

4. Освобождение от административной ответственности

5. Ограничение административной ответственности

6. Понятия и виды административных наказаний

7. Наложение административного наказания

Список использованной литературы

1. Понятие и основные черты административной ответственности

Административная ответственность - это мера государственного принуждения, выражающаяся в неблагоприятных последствиях для лица, совершившего административное правонарушение. Это вид юридической ответственности, поэтому ей присущи общие признаки юридической ответственности.

Основными чертами административной ответственности являются:

· Основание ответственности - совершение лицом административного правонарушения.

· Правовую основу административной ответственности составляют не только законы, но и подзаконные нормативные акты, в том числе и правовые акты субъектов РФ.

· Ст. 2.1 КоАП РФ в числе субъектов административной ответственности наряду с физическими лицами называет также юридические лица.

· Следствием совершения лицом административного правонарушения является наложение на него административного взыскания.

· Административное взыскание налагается, как правило, должностными лицами государственных или муниципальных органов власти.

· Применение к лицу административного взыскания влечет за собой определенные юридические последствия. Так, например, при повторном привлечении лица к административной ответственности данный факт будет учитываться как отягчающее вину обстоятельство. Наложение административного взыскания, однако, не влечет судимости. Срок погашения административного взыскания 1 год.

· Меры административной ответственности налагаются а виновное лицо в особом административно-процессуальном порядке, отличном от уголовного, гражданского, дисциплинарного производства.

Из перечня признаков административной ответственности видно, что она обладает как общими чертами юридической ответственности, так и самостоятельными признаками.

2. Законодательные основы административной ответственности

Это совокупность нормативно-правовых актов в их иерархии, устанавливающих основания и порядок применения административной ответственности. В систему административного законодательства входят общие принципы и нормы международного права, Конституция РФ, Кодекс об Административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), а также законы субъектов РФ.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Основой всей правовой системы Российской Федерации является Конституция РФ. Она определяет предметы ведения федерации, ее субъектов, а также совместного ведения. Статья 72 Конституции относит административное и административно-процессуальное законодательство к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Согласно конституционному принципу, нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с правовыми актами РФ и не могут им противоречить. В случае правовой коллизии напрямую действуют нормы законодательства РФ.

Правовые акты, смягчающие или отменяющие ответственность за какое-либо правонарушение, имеют обратную силу, т.е. применяются к отношениям, возникшим до их принятия (распространяются на правонарушения, совершенные до их издания). Правовые акты, устанавливающие вновь или усиливающие административную ответственность, обратной силы не имеют.

Основным документом, устанавливающим основания и порядок применения мер административной ответственности, является КоАП РФ. Он был принят 30 декабря 2001 года. КоАП РФ состоит из 5 разделов: Общие положения (ст.ст.1.1-4.7), Особенная часть (ст.ст.5.1-21.7), Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст.22.1-23.62), Производство по делам об административных правонарушениях (ст.ст.24.1-30.11), Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 31.1-32.11). Как видно из перечня разделов, новый КоАП РФ является комплексным нормативно-правовым актом, сочетающем в себе нормы материального и процессуального права, а также положения организационно-функционального характера и исполнительного производства.

Отвечая своему юридическому назначению, КоАП РФ закрепляет важные положения, общие для применения административной ответственности как на федеральном, так и региональном уровнях. Такими положениями являются: определение компетенции Российской Федерации в лице ее органов государственной власти и представляющих их должностных лиц; закрепление единственного основания административной ответственности - административного правонарушения; установление единой системы юридического реагирования на противоправное поведение - административных наказаний, а также общих правил их назначения; распространение сферы применения административной ответственности не только на физических, но и различного рода юридических лиц; определение круга органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания; систематизированный перечень составов административных правонарушений.

Наряду с КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях составляют также законы субъектов РФ, устанавливающие административную ответственность. Четких указаний на этот счет КоАП РФ не содержит. Как известно, в соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации самостоятельно законодательствуют; органами государственной власти субъектов принимаются законы, устанавливающие административную ответственность, которые должны соответствовать основным положениям КоАП РФ.

3. Административное правонарушение

Это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Понятие административного правонарушения более подробно раскрывается через его основные признаки:

1) административное правонарушение - это, прежде всего, деяние, т.е. волевой поступок. Оно может совершаться в форме действия или бездействия. Действие характеризуется активным поведением субъекта (активное невыполнение возложенной обязанности, законного требования, нарушение запрета), а бездействие - пассивным (пассивное невыполнение обязанности). Так, изготовление или распространение анонимных агитационных материалов - действие, а непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов - бездействие. Зачастую одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием;

2) противоправность - совершается деяние, нарушающее нормы права. Могут быть нарушены не только административно-правовые нормы, но также и нормы других отраслей права (например, финансового). В данном случае важно то, что соблюдение соответствующих правил обеспечивается нормами административного права;

3) виновность - следующий признак административного правонарушения. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение субъектом установленных правил влечет административную ответственность. Данное положение отвергает возможность объективного вменения, т.е. привлечения к административной ответственности без учета наличия вины. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть;

4) наказуемость означает, что административным правонарушением может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность, т.е. предусматривается применение к нарушителю закрепленных в КоАП РФ мер административных наказаний. С одной стороны административное правонарушение - основание административной ответственности, с другой - такая ответственность - признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу;

5) общественная опасность или вредность: административное правонарушение имеет определенную степень опасности для общества, т.к. при его совершении нарушаются нормы и правила, установленные государством. Тем не менее, общественная опасность правонарушения гораздо ниже, нежели у преступления, т.к. посягательство происходит на различные объекты, значение которых для государства не одинаковое. В сфере уголовного права это прежде всего жизнь и здоровье человека, отношения собственности, безопасность государства и т.п. Под защиту же административного права поставлены отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

Рассмотрим понятие состава административного правонарушения. Под ним подразумевается совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как административный проступок. Элементами состава правонарушения являются объект, субъект, объективная и субъективная стороны. Понимание состава административного правонарушения необходимо для отграничения административных правонарушений от сходных с ними преступлений.

Объект - общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. В качестве объекта выступают конкретные нормативные предписания, законные требования, запреты.

Субъект - лицо, совершившее административный проступок. В качестве субъектов, как уже было сказано выше, КоАП РФ признает не только физических, но и юридических лиц. Физическими лицами являются граждане, иностранцы, апатриды, специальные субъекты (должностные лица организаций и государственных органов и другие категории с учетом особенностей их правового положения, выполняемых функций и т.п.). Возраст, с которого наступает административная ответственность, составляет 16 лет. Впервые КоАП РФ закрепил в качестве субъекта административного правонарушения юридическое лицо. Для характеристики юридического лица как субъекта административного правонарушения его понятие заимствовано из частного права. Юридическими лицами признаются коммерческие и некоммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, и имеющие статус юридического лица.

В настоящее время в соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ вина юридического лица признается в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Ответственность юридического лица возможна только в случаях, если она прямо предусмотрена в конкретных составах. Например, ст.5.3 КоАП РФ устанавливает наложение штрафа на юридических лиц за неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума; ст.14.7 КоАП РФ предусматривает ответственность юридических лиц в виде штрафа за обман потребителей.

В ч.3 ст.2.1 КоАП РФ закрепляется важное положение о том, что субъектом одного правонарушения могут быть одновременно и физическое, и юридическое лицо. При этом назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Одновременно привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Следовательно, орган, рассматривающий конкретное дело об административном правонарушении, должен будет доказать вину как юридического лица, так и физического.

Объективная сторона - внешнее выражение противоправного деяния. Она выражается в форме действия или бездействия, а также наступивших последствиях. Содержание объективной стороны включает в себя также такие факультативные признаки, как время, место, способ, характер совершенного деяния.

Субъективная сторона - психическое отношение лица к противоправному действию или бездействию и наступившим последствиям. Действия лица могут быть как умышленными, так и неосторожными. Следовательно, лицо, совершившее правонарушение либо умышленно, либо по неосторожности, признается виновным в его совершении. КоАП РФ не допускает возможность объективного вменения, т.е. привлечения к ответственности лица за невиновное причинение им вреда. Умысел лица предполагает, что оно осознавало противоправность своих действий, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий и желало или допускало их наступление. Неосторожное административное правонарушение подразумевает, что лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (легкомыслие), или не предвидело, но по обстоятельствам дела могло и должно было их предвидеть.

Факультативными признаками субъективной стороны административного правонарушения являются мотив и цель его совершения.

4. Освобождение от административной ответственности

КоАП РФ называет случаи, когда лицо, совершившее правонарушение, формально содержащее признаки административного проступка, освобождается от административной ответственности. Среди них совершение правонарушения в условиях крайней необходимости (ст.2.7 КоАП РФ), в состоянии невменяемости (2.8), освобождение от административной ответственности в силу малозначительности совершенного деяния (2.9), а также освобождение от административной ответственности несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет по усмотрению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч.2 ст.2.3). Рассмотрим эти основания более подробно.

1. Освобождение от административной ответственности за совершенное деяние в условиях крайней необходимости. Крайняя необходимость является важным условием защиты личности и прав человека, охраняемых законом интересов общества и государства, способствует развитию социальной активности людей в охране правопорядка.

Законодатель, раскрывая понятие крайней необходимости, указывает на три условия, при которых противоправное деяние не является административным правонарушением:

1) причинение вреда охраняемым законом интересам для устранения непосредственно угрожающей опасности. То есть опасность должна быть не мнимой, а реальной, и не в будущем, а в настоящий момент;

2) опасность, угрожающая охраняемым интересам, не могла быть устранена иными средствами, т.е. не было возможности избрать другие меры для защиты, не причиняющие вреда. Орган (должностное лицо), рассматривающий данное дело, с учетом конкретных обстоятельств должен решить вопрос о том, являлось ли совершение противоправного деяния единственной возможностью для предотвращения вреда;

3) причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный. При оценке предотвращенного и причиненного вреда следует учитывать значимость интересов, которые защищались и которые были нарушены. Бесспорно, что интересы, связанные с жизнью, здоровьем человека, более значимы, чем имущественные интересы. Если речь идет об имущественных интересах, то здесь должен быть применен оценочный критерий - стоимость вреда предотвращенного и причиненного.

При наличии всех этих условий причинение лицом вреда охраняемым законам интересам признается уполномоченным органом (должностным лицом) крайней необходимостью, т.е. не является правонарушением и не влечет административной ответственности.

2. Освобождение от административной ответственности лица, действовавшего в состоянии невменяемости. Под понятием невменяемости законодатель подразумевает невозможность физического лица осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. В рассматриваемом понятии указаны два критерия невменяемости: медицинский и юридический.

Медицинский критерий указывает на различные формы болезненных расстройств психической деятельности. В статье указаны четыре такие формы: а) хроническое психическое расстройство - т.е. когда динамика болезненного процесса имеет длительный характер и тенденцию к прогрессированию, например, шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и т.д.; б) временное психическое расстройство - кратковременное расстройство психики человека, протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением, например, алкогольный психоз (белая горячка), реактивные симптоматические состояния, такие как патологический аффект, т.е. расстройство психики, вызванное тяжелым душевным потрясением; в) слабоумие - дефект психики, проявляющийся в слабости интеллекта, который может быть врожденным - олигофрения - или приобретенным в результате изменений мозга при различных заболеваниях - деменция; г) иное болезненное состояние психики - различные заболевания, которые сопровождаются временным расстройством психики, но не относятся собственно к психическим расстройствам.

Юридический критерий невменяемости состоит в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) - интеллектуальный момент и руководить ими - волевой момент.

3.Освобождение от административной ответственности лица в силу малозначительности содеянного. Поскольку ст.2.9 КоАП РФ устанавливает не обязанность, а возможность судьи, органа, должностного лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, то, соответственно, решение будет принято по усмотрению этого лица. Однако в данном случае усмотрение должно быть основано на учете всех обстоятельств совершения правонарушения, оценке его последствий, личности правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Лишь оценив всю совокупность указанных обстоятельств, уполномоченные органы и должностные лица могут принять решение об освобождении от ответственности.

5. Ограничение административной ответственности

Ограничение административной ответственности предполагает наличие каких-либо специальных условий, при которых меры административного воздействия применяются не в полном объеме. В данном случае ограничиваются либо взыскания, либо основания их применения.

Ограничение перечня взысканий имеет место, когда к определенному субъекту не может быть применено то или иное взыскание из предусмотренных за данное правонарушение. Например, административный арест не может назначаться беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп (ст.3.9 КоАП РФ).

Ограничение оснований для применения административных взысканий установлено в отношении различных категорий субъектов. Среди них военнослужащие, судьи, работники прокуратуры, лица, пользующиеся депутатской, консульской и иной неприкосновенностью. Так военнослужащие за административные правонарушения несут ответственность по Дисциплинарному уставу ВС РФ.

6. Понятие и виды административных взысканий

Административное наказание является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения. Оно назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения.

Сущность наказания как меры административной ответственности определяется целями его применения. Оно применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение (ст.3.4 КоАП РФ) - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме;

2) административный штраф (3.5) - денежное взыскание;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (3.6) - принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (3.7) - принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (3.8);

6) административный арест (3.9) заключается в содержании правонарушителя в условиях изоляции от общества на срок до 15 суток;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (3.10) заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации;

8) дисквалификация (3.11) заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

7. Наложение административного наказания

Глава 4 КоАП РФ предусматривает порядок назначения административного наказания.

Административное наказание должно назначаться с учетом всех положений Общей части КоАП РФ. Прежде всего, должны быть соблюдены все принципы административной ответственности (законность, равенство всех перед законом, справедливость, принцип презумпции невиновности и др.).

Основополагающим правилом наложения наказания является законность его применения. Это означает, что административное наказание налагается в пределах, установленных КоАП. Пределы для каждого административного наказания определяются путем указания их в санкции нормы, устанавливающей конкретный вид и размер наказания. Руководствуясь данной статьей, орган (должностное лицо), судья не вправе выйти за пределы, установленные законодателем в санкции правовой нормы.

Санкция может содержать указание на возможность применения как основного, так и дополнительного наказания. За конкретное административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное наказание.

При назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения. Характер административного правонарушения является категорией качественной. При определении данного вопроса имеют значение способ и мотивы совершения правонарушения, формы вины, квалифицирующие признаки, социальная значимость охраняемых общественных отношений, а, следовательно, и степень общественной опасности.

Степень общественной опасности зависит от противоправного деяния и определяется обстоятельствами, связанными с признаками данного правонарушения, которые в конкретном случае могут быть выражены по-разному. На степень общественной опасности оказывают влияние квалифицирующие признаки административного правонарушения, имеющие большое значение при назначении наказания в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ. К таким признакам относится повторность, длительность.

Наказание назначается конкретному лицу. Индивидуализация административного наказания зависит от многих факторов. При назначении административного наказания учитывается личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. При назначении некоторых административных наказаний имеют особое значение совершение административного правонарушения несовершеннолетним, состояние здоровья, а также социальные характеристики, например, имущественное и финансовое положение правонарушителя.

При назначении наказания учитываются смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Наряду с обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, в КоАП РФ предусмотрены и условия, при которых возможно усиление административной ответственности. Таковыми признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст.4.6; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Перечень обстоятельств, усиливающих административную ответственность, является исчерпывающим.

С писок использованной литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

2. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (под ред. Ю.М.Козлова) - Юристъ, 2002.

3. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. М.: “БЕК”, 1993.

Подобные документы

    Административная ответственность: понятие, характеристика, основные черты и законодательные основы. Основания административной ответственности. Применение административного наказания как завершающий элемент в структуре административной ответственности.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    Понятие и основные черты административной ответственности. Объективная и субъективная сторона административного правонарушения. Схема субъектов административной ответственности. Физические лица в качестве субъектов административной ответственности.

    реферат , добавлен 17.04.2011

    Понятие административной ответственности. Основания административной ответственности. Меры административной ответственности. Ограничение и освобождение от административной ответственности.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2004

    Понятия и основания административной ответственности. Отличие от других видов юридической ответственности. Законодательные основы. Освобождение от административной ответственности. Административное наказание: понятие и виды, правомерность их применения.

    контрольная работа , добавлен 30.09.2007

    Понятие и основные принципы административной ответственности. Законодательные основы и меры административной ответственности. Совершение административного правонарушения. Порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

    реферат , добавлен 24.02.2015

    Административная ответственность как необходимый стимулятор правомерного поведения. Принципы административной ответственности. Анализ видов административного наказания. Состав административного правонарушения и основания привлечения к ответственности.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Понятие административной ответственности как вида юридической ответственности. Основания для освобождения от административной ответственности. Общественные отношения, возникающие в сфере привлечения юридических лиц к административной ответственности.

    курсовая работа , добавлен 31.12.2015

    Общее понятие, принципы, цели и функции административной ответственности. Юридическая сущность и признаки административного правонарушения. Применение административного наказания как завершающий элемент в структуре административной ответственности.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2015

    Принципы административной ответственности, ее основные черты. Физические лица как субъекты административной ответственности. Условия привлечения к административной ответственности, основания освобождения от нее. Административные взыскания и их виды.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2015

    Обстоятельства, при которых лицо освобождается от административной ответственности. Малозначительность правонарушения как основание освобождения от административной ответственности. Амнистия и отмена закона, установившего административную ответственность.

Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Конституция РФ административное и административно-процессуальное законодательство, в том числе об административных правонарушениях, относит к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Действует принцип: законы и иные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить. В случае противоречия между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует федеральный закон.

По смыслу Конституции РФ федеральное административное и административно-процессуальное законодательство имеют форму закона; субъектами РФ могут издаваться не только законы, но и другие акты. Однако это не исключает того, что форма указанного правового акта субъектов РФ может быть конкретизирована федеральным законом.

Федеральным законом, регулирующим административную ответственность в РФ, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 июля 2002 г. КоАП РФ включает пять разделов:

1) Общие положения. Они содержат нормы, которые выделяют административную ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности с присущими ей особенностями. Здесь определяются система законодательства об административных правонарушениях, административное правонарушение как основание административной ответственности, система и сущность административных наказаний, порядок их назначения и содержатся нормы, регулирующие общие вопросы административной ответственности.

2) Особенная часть. Здесь дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов наказания за их совершение.

3) Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. В этом разделе систематизированы нормы, которые закрепляют систему субъектов юрисдикции об административных правонарушениях, их компетенцию и подведомственность им дел.

4) Производство по делам об административных правонарушениях. В этом разделе определяются задачи и принципы производства, участники производства, их права и обязанности, стадии производства.

5) Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. В этом разделе сосредоточены правовые нормы, определяющие как общие начала производства по исполнению постановлений об административных наказаниях, так и о назначении конкретных административных наказаний.

КоАП РФ предусматривает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.


Это, в частности, означает, что развитие федерального законодательства в данной области должно осуществляться лишь путем внесения изменений и дополнений в КоАП РФ и не должны применяться законы до включения их положений в КоАП.

КоАП РФ отнес к ведению РФ установление: 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; 2) перечня видов администра

тивных наказаний и правил их применения; 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ; 4) порядка производства по делам об административных правонарушениях; 5) порядка исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

КоАП РФ определяет: а) в соответствии с законодательством о судебной системе подсудность дел об административных правонарушениях судам; б) законодательством о защите прав несовершеннолетних подведомственность таких дел комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; в) установленной структурой федеральных органов исполнительной власти подведомственность их федеральным органам исполнительной власти. Субъекты РФ могут устанавливать ответственность за административные правонарушения путем издания законов. Ими могут быть либо обычные законы, либо кодексы субъектов об административных правонарушениях.

Законы субъектов РФ не могут противоречить КоАП РФ. В случае противоречия между ними действует КоАП РФ.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

В КоАП РФ сформулировано понятие обратной силы закона, а именно; закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение или иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, не имеет обратной силы (ст. 1.7).

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Согласно КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность как физических, так и юридических лиц.



Просмотров