Письменное объяснение по делу об административном правонарушении. Доставление, административное задержание, привод: понятие, основание и порядок их применения


На данной страничке изложены основы и принципы защиты прав в суде при производстве и рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения и при обжаловании судебных решений .

Обновленная, дополненная и исправленная версия

Ваша первоочередная задача - представить в суде свою позицию по делу, изложив все недостатки и противоречия по административному материалу . Это и есть основа Вашей защиты. Следует детально и подробно изучить и проанализировать административный материал, сопоставить содержание протоколов, имеющихся в материалах дела, с копиями протоколов, полученными при возбуждении дела об административном правонарушении, и с иными документами (рапорта, объяснения, схемы и прочее), проанализировать документы как по форме, так и по их содержанию, в том числе на полноту изложения и непротиворечивость сведений, содержащихся в них. Строить защиту следует на недостатках и противоречиях, имеющихся в административном материале, на недоказанности обстоятельств, положенных в основу вменяемого правонарушения, и квалификации правонарушения, на недостатках установленных законом порядка и процедуры применения мер обеспечения производства по делу, соблюдения требований закона при составлении и оформлении процессуальных документов, с расчетом на получение нарушений процессуальных требований со стороны судей при производстве по делу, которые могли бы повлиять на законность привлечения к ответственности, на всесторонность, полноту и объективность выяснения обстоятельств по делу и рассмотрение дела , в случае, если указанные Вами недостатки и противоречия, иные доводы защиты, будут проигнорированы судьями. Целесообразно изложить свою позицию в письменном виде, например, в виде Заявления по административному материалу, и указать на несоответствия и противоречия в административном материале, иных доказательствах по делу, правильно сформулировать свои доводы с соответствующим обоснованием ссылками на нормы закона и нормативных правовых актов. В дальнейшем, при правильной организации защиты, на это можно будет ссылаться, в том числе при обосновании доводов о неполноте исследования обстоятельств дела, на нерассмотрение доводов и прочее. Важно, чтобы Ваши доводы не были голословны и основывались на материалах дела, на объективных сведениях и иных доказательствах, на нормах закона и требованиях нормативных правовых актов. Если Вы хотите привести данные, которые не можете подтвердить, то лучше это оформить в виде отдельного документа, например, в виде объяснения.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что представление того или иного довода в суде должно быть обосновано целесообразностью с точки зрения защиты и исхода дела заявления данного конкретного довода именно в той судебной инстанции, в производстве которой находится дело. В ряде случаев имеет смысл отложить представление довода до вышестоящей судебной инстанции или даже до надзора.

Формулировки по констатации обстоятельств события (объяснение для суда ) и формулировки доводов защиты (позиция по делу ), вот на что следует обратить внимание. Анализируйте материалы дела, выявляйте недостатки, противоречия и сведения о нарушении процессуальных действий со стороны ИДПС. Самому контактировать с кем-либо из участников производства по делу не целесообразно, так же как не следует самому вызывать в суд, а тем более "тащить в суд", кого бы то ни было, кроме своих свидетелей. Всё (вызов с целью опроса понятых, полицейских, запрос видеозаписи и прочее) оформляйте письменными ходатайствами на имя судьи с обоснованием необходимости и целесообразности ходатайств и соответствующих действий. Свои доказательства либо оформляйте ходатайствами о приобщении к материалам дела, либо в виде приложений к своим материалам (объяснение, заявление прочее), представляемым в суд.

Также следует заранее, при разработке стратегии защиты, продумать порядок представления материалов в суд (заявлений, ходатайств, заключений, рецензий, отзывов, возражений, справок и прочее), их содержание, способ изложения и представления.

Не следует пассивно относиться к своей защите. Мировой судья - не тот "добрый дяденька или тетенька", который пойдет Вам навстречу, все сам рассмотрит, всесторонне исследует и вынесет объективное постановление по делу. В Ваших интересах указать судье на недостатки и противоречия в административном материале, а не ждать, когда судья их выявит и установит. В подавляющем большинстве случаев судьи этим и не занимаются, а принимают представленные ГИБДД документы (доказательства) с заранее установленной силой. Забудьте о правосудии и презумпции невиновности, только наивный человек может на это надеяться. Следует изначально исходить из того, что в основе судопроизводства лежат принципы "наказание ради самого наказания", "нет оснований не доверять" (НОНД), "цель оправдывает средства" и "принцип виновности", несмотря на отсутствие в материалах дела доказательств, отвечающих требованиям закона, и принцип законности, установленный ст. 1.6 КоАП. Только активная, а порой и агрессивная, но правильно поставленная и организованная защита позволяют надеяться на благоприятный исход дела.

Например, если освидетельствование на состояние алкогольного опьянения или медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводились при температуре окружающего воздуха, отличной от нормальной температуры, последняя согласно нормативным документам соответствует 15 °С - 25 °С, то Вам следует обосновать необходимость учета суммарной погрешности прибора, которую рассчитывают с учетом основной погрешности и дополнительной погрешности от изменения температуры окружающего воздуха, в аспекте правильности интерпретации и оценки результата исследования выдыхаемого воздуха.

Вот пример настойчивости при осуществлении защиты, когда, в конечном итоге через 3 месяца от момента совершения вменяемого правонарушения, удалось добиться справедливого рассмотрения дела: "… трижды запрашивали схему по моим настоятельным ходатайствам, все были разными, а последняя схема вообще порадовала сильно: на ней полностью отсутствовало одностороннее движение …" / Re: ст12.16 ч3 есть маленький шанс! /. Еще один пример долговременной (более 5 месяцев) настойчивой и упорной защиты с положительным исходом / 12.15ч4 /.

Ваши доводы должны быть непротиворечивыми, логичными, касаться события и состава вменяемого правонарушения, соблюдения процессуального порядка собирания и закрепления доказательств по делу, основываться на материалах дела и не должны опровергаться материалами дела. Доводы должны быть мотивированы и обоснованы ссылками на нормы закона и нормативно-правовых актов, должны вызывать сомнения в доказанности материалами дела обстоятельств события правонарушения и в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны учитывать вопросы соблюдения процессуального порядка составления административного материала, применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, производства по делу об административном правонарушении, соблюдения процессуальных норм, предусмотренных КоАП РФ, при вынесении решений по делу.

Имейте в виду, что доказательства не имеют заранее установленную силу и обстоятельства дела должны быть всесторонне, полно и объективно исследованы лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, в их совокупности. Но, в первую очередь, все обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения дела на основе закона, должны быть установлены, а противоречия в административном материале - устранены.

Не рекомендуем опережать события и представлять в суд преждевременные ходатайства, которые зачастую пропагандируют некоторые "добрые советчики" на форумах. К ним относятся: "ходатайства о не использовании...", например, "ходатайство о не использовании схемы АПН", "ходатайство о переквалификации", "ходатайство о прекращении производства по делу" и прочее. Все эти ходатайства требуют от судьи полного изучение материалов дела, рассмотрение материалов дела по существу и, в конечном итоге, вынесение решения по результатам рассмотрения со всеми вытекающими последствиями, когда Вы даже не сумеете ходатайствовать перед судом о получении дополнительных материалов, которые, возможно, могли бы помочь Вам в Вашей защите. Зачастую схема правонарушения противоречит событию правонарушения, изложенному в протоколе об административном правонарушении. И вместо того, чтобы использовать это для своей защиты, для обоснования довода о противоречивости материалов дела, "добрые советчики" рекомендуют исключать схему из числа доказательств. Допустим, что судья действительно не примет схему в качестве допустимого доказательства по делу. И что? А протокол то об административном правонарушении останется и будет доказательством правонарушения, который и будет положен в основу квалификации правонарушения и постановления по делу с вполне известным исходом рассмотрения дела.

Вопрос о необходимости, целесообразности и своевременности подачи в суд соответствующих ходатайств, иных документов, целесообразности и своевременности представления доводов, может решить только достаточно опытный защитник, имеющих большой практический опыт участия в административных делах, и преследующий вполне определенные цели подачей указанных выше ходатайств и документов, как, впрочем, и других материалов.

Рекомендуем при организации защиты по делам об административных правонарушениях, тем или иным образом связанных с нарушением требований дорожной разметки, дорожных знаков, организации дорожного движения, запрашивать через суд схему организации дорожного движения, размещения дорожных знаков и нанесения дорожной разметки участка дороги на момент совершения вменяемого правонарушения с целью объективного рассмотрения обстоятельств дела.

Не будет лишним убедиться на соответствие ГОСТ размещения дорожных знаков и нанесения разметки, а также документально зафиксировать их состояние на момент вменяемого правонарушения.

Запомните, что в судах на исход дела прямо влияет правильность формулировок, вплоть до запятой, в том числе и не в последнюю очередь, по обстоятельствам события. От того, насколько правильно и аргументировано Вы сумеете преподнести это судье, может зависеть исход Вашего дела. Вспомните крылатое выражение для описания двух взаимоисключающих возможностей, один из известных примеров амфиболии, то есть двойственности и двусмысленности: "Казнить нельзя помиловать".

Аналогичное требование предъявляется и к доводам по защите: чем яснее и аргументированнее Ваши доводы, чем больше они обоснованы нормами закона, нормативных правовых актов, тем выше шанс положительного для Вас исхода дела.

При этом следует четко различать понятие "законность" с точки зрения соблюдения/нарушения требований материальных и процессуальных норм закона и с точки зрения практики рассмотрения административных дел в судах. Например, наличие в материалах дела акта медицинского освидетельствования, по мнению судов, никак напрямую не связано с процедурой направления на медицинское освидетельствование, а потому отсутствие понятых при направлении на медицинское освидетельствование или несоблюдение процедуры направления не влияют на законность судебных решений. В то же время, соблюдение/несоблюдение процедуры направления на медицинское освидетельствование будет играть и играет роль при отказе от прохождения медицинского освидетельствования.

Изучайте судебную практику , решения Верховного Суда (например, от 23 декабря 2010 года по делу № ГКПИ10-1458), результаты обжалования нормативно-правовых актов , ознакомьтесь с мнением заместителя председателя Мосгорсуда и с обобщением ошибок, наиболее часто допускаемых при участии в производстве по делу об административном правонарушении .

Все необходимые исходные материалы для успешной самостоятельной защиты содержатся на страничке сайта "НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, БАНК ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ, КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СТРАНИЧЕК САЙТА ".

Однако, имейте в виду, что все изложенное выше может не привести к ожидаемому результату, если судья принял решение лишить Вас прав. Но, отчаиваться не стоит, так как не факт, что вышестоящий судья подтвердит решение нижестоящего. Боритесь до конца! Подтверждением данного вывода являются положительные результаты рассмотрения надзорных жалоб в Верховном Суде РФ ("Тексты судебных решений Верховного Суда РФ ").

Уясните для себя следующий постулат: наиболее эффективна защита по нарушениям процессуальных требований КоАП со стороны судей, и обоснование недоказанности обстоятельств, на основании которых составлен административный материал и вынесены судебные решения. Следует указать, какие права или законные интересы лица были нарушены, и мотивировать, в чем состоит нарушение закона с соответствующим обоснованием этого нарушения.

Знакомьтесь с материалами дела (см. "Первое заседание суда ", информация на страничке "Медицинское освидетельствование . Введение. Наставление и памятка водителю "), сопоставляйте копии протоколов и иных процессуальных документов, полученных Вами, и оригиналы документов, имеющиеся в материалах дела, с целью выявления дописок и исправлений. Проверяйте правильность составления и оформления процессуальных документов, правильность изложения, достоверность и проверяемость сведений, содержащихся в них, правильность изложения события вменяемого административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении и его соответствие сведениям, изложенным в других документах административного материала. Основания для формулирования доводов защиты есть в любом деле, надо только уметь правильно пользоваться этими материалами и правильно использовать сведения, содержащиеся в материалах дела. Возможно, что в административном материале имеются недостатки, несоответствия и противоречия, которые позволят построить защиту в суде в надежде на положительный исход дела. Возможно, что несоответствия и противоречия по обстоятельствам события будут получены при опросе участников события, в связи с чем необходимо продумать вопрос о необходимости их вызова и опросе в суде. Возможно, что и при производстве по делу в суде появятся нарушения процессуальных требований КоАП, что также позволит надеяться на положительный исход. Ищите компетентного защитника или адвоката, специализирующихся по данного рода правонарушениям, способных провести компетентный и полный анализ материалов дела, процессуальных документов, актов, иных документов , и не поддавайтесь искушению воспользоваться услугами первого попавшегося адвоката или помощью так называемых правозащитников, даже если их имена, как говорится, "у всех на слуху". Дело в том, что мнение последних существенно отличается от практики рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах и на 99 % основывается на пустом разглагольствовании и демагогии, незнании и неправильном толковании норм закона, оторванности от практики рассмотрения административных дел в судах.

Стратегия защиты разрабатывается на основе анализа административного материала. Тактика защиты определяется обстоятельствами рассмотрения дела об административном правонарушении и материалами дела. Определитесь с терминологией, устраните примитивизм и голословность, старайтесь убедить суд точно и четко сформулированными доводами, построенными на основе полного и объективного анализа административного материала, обстоятельств дела, других материалов, и обоснованными нормами закона и нормативных правовых актов.

Особенности ведения защиты при вменении выезда на полосу встречного движения и разбор типичных ситуаций изложены на страничках "Встречка ", "Лишение прав за выезд на встречку при развороте " и "примеры дорожных ситуаций и типовые примеры допускаемых правонарушений с разъяснениями Департамента ОБДД МВД "

Вопросы составления административного материала, судебного производства и защиты по делам об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность за оставление, покидание или скрытие с места ДТП (статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием), рассмотрены на страничке "Оставление места ДТП ".

Тем, кто уже прошел первую судебную инстанцию, возможно, будет полезным ознакомиться с материалами, изложенными на страничках "Апелляционная жалоба " и "Надзорная жалоба ".

Ознакомиться с практикой рассмотрения аналогичных дел различными судебными инстанциями вплоть до Верховного Суда РФ, узнать мнение и позицию Верховного Суда РФ по аналогичным делам, Вы можете, воспользовавшись ссылками на страничке "

Лица, содействующие производству по делу

1. Лицо, в отношении отлого ведется производство по делу об административном правонарушении . Права - знакомиться с материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства, представлять доказательства, заявлят отводы, пользоваться услугами защитника, право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении. 2. Потерпевший . Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен имущественный или моральный вред. 2 точки зрения˸ 1) если правонарушение посягает на публичный порядок, то потерпевшим не признается, страдают интересы государства (точка зрения таможенных органов); 2) потерпевший- любое лицо, чьим имущетсвенным интересам причинен вред вследствие совершения правонарушения. (Винницкий сторонник 2 точки зрения) 3. Законные представители физического лица. Родители, опекуны, попечителя, усыновители. Осуществляют защиту интересов физического ица в рамках производства п делу об адм правонарушения в случаях, в случае если данные лица являются несовершеннолетними, либо по своему физическому или психическому состоянию лишены возможности самостоятельно реализовывать предоставлены ого права. Полномочия представителя должны быть документально оформлены (например, свидетельство о рождении). 4. Законные представители юридического лица . Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об адм правонарушении или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляет ᴇᴦο законный представитель. Законом или учредительными документами ЮЛ могут быть предусмотрены иные лица, которые могут быт представителями. Производство по делу в отношении ЮЛ, очные рассмотрение, осуществляется с участием ᴇᴦο руководител, законного представителя или защитника. В отсутствии указанных лиц рассмотрение по делу возможно в следующих случаях˸ Если имеются доказательства надлежащего уведомления ЮЛ. Руководителем ЮЛ было подано ходатайство об отложении рассмотрения дела и данное ходатайство оставлено без удовлетворения. Судья, орган или ДЛ вправе признать явку руководителя, законного представителя обязательной. 5. Защитник и представитель . Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу, должна быть привлечен защитник, а для оказания помощи потерпевшему - представитель. Особых требований не установлено. Защитник и представитель допускаются до производства по делу с момента возбуждения производства по делу. 6. Свидетели . Свидетелем признается лицо, которому могут быт известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Права свидетелей˸ не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников (статья 51 Конституции); Давать показания на родном языке или на языке, которым он владеет Пользоваться бесплатной помощью переводчика Давать замечания по поводу правильности вынесения ᴇᴦο показаний в протокол. Опрос свидетеля не достигшее но 14 лет проводится в присутствии психолога или педагога. в присутствии законных представителей при необходимости. Свидетель должен быть предупрежден об адм ответственности за дачу заведомо ложных показаний, за отказ или уклонение от дачи показаний. 7 .Понятой . В качестве понятого должна быть привлечено любое незаинтересованное лицо. Число понятых- не менее 2-х случаи, в которых присутствие понятых обязательно, устанавливаются КоАПом (принятие мер обеспечения производства по делу).

Арендный блок

Субъекты производства по делу об административном правонарушении образуют несколько групп в зависимости от их процессуальной роли.

1)Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определять движение и судьбу дела

2) Субъекты, имеющие личный интерес в деле

3) Лица и органы, содействующие осуществлению производства

Правовое положение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, регламентировано гл. 25 КоАП РФ.

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами .

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении . В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях назначения АН без составления протокола, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения .

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу .

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным .

Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо .

2. Потерпевший

Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред . Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего . В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Потерпевший может быть опрошен.

3. Законные представители физического лица

Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители . Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители . Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом . Законные представители имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП в отношении представляемых ими лиц . При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица .

4. Законные представители юридического лица

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица . Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами , удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника . В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях назначения АН без составления протокола, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица .

5.Защитник и представитель

Для оказания юридической помощи лицу , в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник , а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель . В качестве защитника или представителя допускается адвокат или иное лицо . Полномочия адвоката удостоверяются ордером , выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом . Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении . Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Свидетель

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению . Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания .

Свидетель вправе : 1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; 2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; 3) пользоваться бесплатной помощью переводчика; 4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога . В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля .

Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний . За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, свидетель несет административную ответственность.

7. Понятой

В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух . Присутствие понятых обязательно в случаях применения мер обеспечения производства . Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе . Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий . Замечания понятого подлежат занесению в протокол. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве .

8. Специалист

В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств . В отличие от эксперта специалист может и не обладать специальными познаниями по существу фактов и обстоятельств рассматриваемого дела об административном правонарушении. В отличие от эксперта специалист дает пояснения, а эксперт представляет, как правило, письменное заключение.

9. Эксперт

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения .

10. Переводчик

В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении . Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении .

11. Прокурор

Прокурор в пределах своих полномочий вправе:

1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении; 2) участвовать в рассмотрении дела , представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; 3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные действия.

2. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним , а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора .

10. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу .

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Административное право

Административное право – разновидность публичного права, обладающая своим предметом, который составляют государственно – управленческие отношения, т.е. те отношения, которые регулируются государством с целью их упорядочивания. Источники российского административного права. ОИВ - орган исполнительной власти; ФОИВ - Федеральный орган исполнительной власти

К данному материалу относятся разделы:

Понятие, особенности и значение Административного Права как отрасли права

Принципы и функции административного права

Предмет административно-правового регулирования

Метод административно-правового регулирования

Система административного права

Соотношение Административного права с Конституционным правом, Гражданским правом, Уголовным правом, Финансовое право и процессуальными отраслями права

Акты правосудия

Общая характеристика административного законодательства

Понятие административно-правовых норм и их особенности

Виды административно-правовых норм и способы их реализации

Понятие и основные черты административно-правовых отношений

Виды административно-правовых отношений

Субъекты административно-правовых отношений

Понятие и особенности административной правосубъектности граждан

Административно-правовой статус гражданина (общая характеристика прав и обязанностей в административном праве)

Понятие и виды органов исполнительной власти

Организационная структура ОИВ: понятие, признаки, особенности, виды структурных подразделений

Компетенция органов исполнительной власти

Правительство РФ: понятие, состав, структура, организационно-правовые формы деятельности, компетенция

Система федеральных органов власти: понятие, значение, нормативная основа, структура

Правовое положение федеральных министерств

Правовое положение федеральной службы

Правовое положение федеральных агентств: понятие, функции, организационная структура, полномочия

Система ОИВ субъектов РФ

Система государственной службы в РФ

Государственные должности в РФ

Понятие, принципы, признаки и особенности государственной гражданской службы

Понятие, принципы и особенности военной службы

Понятие, принципы и особенности правоохранительной службы

Должности государственной гражданской службы. Реестр должностей

Военные должности и должности правоохранительной службы

Формы деятельности государственной администрации

Понятие, признаки, виды и процедуры принятия индивидуальных административных актов

Понятие, признаки, виды и процедуры принятия нормативных административных актов

Правительственные и ведомственные административные акты: понятие, значение, регулятивные свойства, порядок принятия и опубликования

Методы деятельности государственной администрации

Поощрение в деятельности государственной администрации

Дисциплинарное принуждение в деятельности государственной администрации

Понятие и общая характеристика административно-правового принуждения: цель, основания, признаки, меры

Административно-предупредительные и административно-восстановительные меры принуждения: понятие, виды, особенности

Меры административного пресечения: понятие, виды, особенности

Специальные меры административного пресечения: применение физической силы, специальных средств, оружия

Административно-правовые споры: понятие, признаки, виды

Административная жалоба: понятие, признаки, виды. Процедуры разрешения административных жалоб

Понятие и признаки административной ответственности

Законодательство об административных правонарушениях. Общая характеристика КоАП РФ

Правила назначения административных наказаний: обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность, сроки давности назначения и погашения административных наказаний

Множественность административных правонарушений: понятие, виды, порядок назначения административных наказаний

Производство по делам об административных правонарушениях: общая характеристика (понятие, нормативная основа, задачи, принципы)

Правовое положение и виды органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях. Подведомственность дел

Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях

Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика, понятие, система, нормативная основа

Доставление, административное задержание, привод: понятие, основание и порядок их применения

Личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств, осмотр помещений и территорий, изъятие вещей и документов, временный запрет деятельности: понятие, основание и порядок их применения

Отстранение от управления транспортным средством, его задержание и запрещение эксплуатации: понятие, основание и порядок применения

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении: общая характеристика

Протокол об административном правонарушении: понятие, структура, содержание, должностные лица, уполномоченные на составление протокола

Стадии рассмотрения дела об административном правонарушении: общая характеристика

Постановление по делу об административном правонарушении: понятие, виды, основания для вынесения, структура, содержание

Особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах

Стадия пересмотра дела об административном правонарушении: общая характеристика

Особенности пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах

Надзорный пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции

Стадия исполнения постановления по делам об административном правонарушении: общая характеристика

Процессуальные документы в производстве по делам об административных правонарушениях: понятие, структура, виды

Исполнение постановлений о назначении предупреждения, административного штрафа, конфискации, лишения специального права

Исполнение постановлений о назначении административного ареста, административного выдворения, дисквалификации, административного приостановления деятельности, обязательных работ

ДМИТРО ДОРОШЕНКО Мої Спомини Про Давнє-Минуле (1901-1914 роки) НАКЛАДОМ ВИДАВНИЧОЇ СПІЛКИ ТРИЗУБ Винипеґ, Манітоба 1949

Общие формы построения отдельных занятий в процессе физического воспитания

Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществляются на основе полной добровольности. Способы организации деятельности занимающихся на уроке

PR и Интернет как профессиональные сферы деятельности

PR и Интернет как профессиональные сферы деятельности представляют собой системы коммуникаций, которые различаются тем, что PR – это система коммуникаций в гуманитарном смысле, а Интернет – в технологическом.

Автоматизированные информационные системы (АИС)

Дипломная работа. Полностью автоматизированная информационная система или АИС - это совокупность различных программно-аппаратных средств, которые предназначены для автоматизации какой-либо деятельности, связанной с передачей, хранением и обработкой различной информации.

Христианская культура и культура западноевропейского средневековья

Западноевропейская культура. Ранний период. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством. Каролингское Возрождение. Схема романского храма. Искусство. Образование в период развитого средневековья

То, что административное судопроизводство имеет свои особенности, известно уже давно, именно поэтому на территории РФ был введен отдельный нормативно-правовой акт – Кодекс административного судопроизводства РФ. Подробнее об этом в нашей статье.

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца.

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу. Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии. Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания.

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости. Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику. Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица.

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются:

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения. Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства. При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации.

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора. Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно. В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия. На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней. В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

Статья 25.2. Потерпевший

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего КодекСтатья 25.3. Законные представители физического лица

1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.

2. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

3. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

4. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.

5. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

Статья 25.4. Законные представители юридического лица

1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

2. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

3. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

Статья 25.5. Защитник и представитель

1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.

2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 25.6. Свидетель

1. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

2. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

3. Свидетель вправе:

1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

5. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, свидетель несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

Примечание. В настоящей статье под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Статья 25.7. Понятой

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.

2. Присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 настоящего Кодекса. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.

3. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе.

4. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.

5. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Статья 25.8. Специалист

1. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

2. Специалист обязан:

2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

3. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.

4. Специалист вправе:

1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.

5. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, специалист несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

Статья 25.9. Эксперт

1. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

2. Эксперт обязан:

1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

3. Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

4. Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

5. Эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, эксперт несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

Статья 25.10. Переводчик



Просмотров