Респиратор от бетонной пыли. Элементы учебно-материальной базы

Для более точного понимания конфликта, который возник между Израилем и Палестиной, следует внимательно рассмотреть его предысторию, геополитическое расположение стран и ход конфликтных действий между государствами Израиль и Палестина. История конфликта, кратко рассматривается в этой статье. Процесс противостояния стран развивался очень долго и весьма интересным образом.

Палестина является небольшой территорией Ближнего Востока. В том же регионе находится и государство Израиль, которое образовалось в 1948 году. Почему стали врагами Израиль и Палестина? История конфликта очень длинная и противоречивая. Корни возникшего между ними противостояния лежат в борьбе между палестинскими арабами и евреями за территориальное и этническое господство над регионом.

Предыстория многолетнего противостояния

На протяжении многовековой истории евреи и арабы мирно сосуществовали на территории Палестины, которая во времена Османской империи была в составе Сирийского государства. Коренным народом в регионе были арабы, но в начале XX века еврейская часть населения стала медленно, но стабильно возрастать. Ситуация изменилась коренным образом после окончания Первой мировой войны (1918 г.), когда Великобритания получила мандат на управление территорией Палестины и смогла проводить свою политику на этих землях.

Сионизм и Декларация Бальфура

Началась широкая колонизация евреями палестинских земель. Этому сопутствовала пропаганда национальной еврейской идеологии - сионизма, что предусматривала возвращение еврейского народа на их родину - Израиль. Свидетельством этого процесса является так называемая Декларация Бальфура. Она представляет собой письмо лидеру сионистского движения от британского министра А. Бальфура, которое было написано еще в 1917 году. В Письме оправдываются территориальные претензии евреев на Палестину. Декларация имела значительный , фактически она начала конфликт.

Углубление конфликта в 20-40-х годах XX века

В 20-х годах прошлого века сионисты начали укреплять свои позиции, возникло военное объединение «Хагана», а в 1935 году появилась новая, еще более экстремистская, организация под названием «Иргун цвай Леуми». Но на радикальные действия евреи еще не решались, притеснение палестинских арабов осуществлялось еще мирным путем.

После прихода к власти нацистов и количество евреев в Палестине стало резко возрастать в силу их эмиграции из Европы. На 1938 год на палестинских землях проживало около 420 тысяч евреев, что в два раза больше, нежели в 1932-м. Конечную цель своего переселения евреи видели в полном завоевании Палестины и создании государства евреев. Об этом свидетельствует тот факт, что после окончания войны, в 1947 году, количество евреев в Палестине возросло еще на 200 тысяч, и уже становило 620 тыс. человек.

Израиль и Палестина. История конфликта, попытки решения на международном уровне

В 50-х годах сионисты только укрепились (случались инциденты террора), их идеи о создании еврейского государства получили возможность своего воплощения. К тому же их активно поддерживало 1945 год характеризуется серьезным накалом отношений между Палестиной и Израилем. Британские власти не знали выхода из такой ситуации, потому обратились к Генеральной Ассамблее ООН, которая в 1947 году взялась за решение будущего Палестины.

Выход из напряженной обстановки виделся ООН в двух вариантах. При департаменте недавно созданной международной организации был учрежден комитет, который занимался делами Палестины, состоял он из 11 человек. Было предложено создать в Палестине два самостоятельных государства - арабское и еврейское. А также сформировать между ними ничейную (интернациональную) территорию - Иерусалим. Этот план комитета ООН после долгого обсуждения был принят в ноябре 1947 года. План получил серьезное международное признание, его одобрили как США, так и СССР, а также непосредственно Израиль и Палестина. История конфликта, как все рассчитывали, должна была прийти к своему финалу.

Условия резолюции ООН по решению конфликта

Согласно резолюции ООН от 29 ноября 1947 года, территория Палестины разделялась на два независимых государства - арабское (площадь 11 тыс. кв. км) и еврейское (площадь 14 тыс. кв. км). Отдельно, как и планировалось, была создана интернациональная зона, на территории города Иерусалим. К началу августа 1948 года английские колонисты, согласно плану, должны были покинуть территорию Палестины.

Но, как только еврейское государство было провозглашено, а премьер-министром стал Бен-Гурион, радикальные сионисты, которые не признали независимость арабской части палестинских земель, в мае 1948 года начали боевые действия.

Острая фаза конфликта 1948-1949 годов

Какой была у таких стран, как Израиль и Палестина, история конфликта? С чего начался конфликт? Попробуем дать на этот вопрос развернутый ответ. Провозглашение независимости Израиля было очень резонансным и противоречивым международным событием. Очень много арабо-мусульманских стран Израиль, объявили ему «джихад» (священная война с неверными). В состав арабской лиги, которая воевала против Израиля, входили Иордания, Ливан, Йемен, Египет и Саудовская Аравия. Таким образом, начались активные боевые действия, в центре каких были Израиль и Палестина. История конфликта народов вынудила еще до начала трагичных военных событий около 300 тыс. палестинских арабов покинуть свои родные земли.

Армия арабской лиги была хорошо организованной и насчитывала около 40 тыс. солдат, в то время как Израиль располагал лишь 30 тыс. Главнокомандующим лиги был назначен Следует отметить, что ООН призвала стороны к миру и даже разработала мирный план, но обе стороны его отвергли.

В первое время боевых действий в Палестине преимущество принадлежало арабской лиге стран, но летом 1948 года ситуация кардинально изменилась. Еврейские войска пошли в наступление и в течении десяти дней отбили натиск арабов. А уже в 1949 году Израиль решительным ударом потеснил противника до границ Палестины, захватив, таким образом, всю ее территорию.

Массовая эмиграция народов

Во время завоевания евреями из палестинских земель было изгнано около миллиона арабов. Они эмигрировали в соседние мусульманские страны. Обратным процессом была эмиграция евреев из лиги в Израиль. Таким образом завершилось первое боевое столкновение. Вот такая была у таких стран, как Израиль и Палестина, история конфликта. Кто виноват в многочисленных жертвах, судить довольно сложно, так как обе стороны были заинтересованны в военном решении конфликта.

Современные отношения государств

Как сейчас живут Израиль и Палестина? История конфликта чем закончилось? Вопрос без ответа, так как конфликт не исчерпан и в наши дни. Боестолкновения между государствами продолжались на протяжении всего столетия. Об этом свидетельствуют такие конфликты, как Синайская (1956 г.) а также Шестидневная (1967 г.) войны. Таким образом, внезапно возник и долго развивался конфликт Израиля и Палестины.

Следует отметить, что прогресс по достижению мира все-таки был. Примером тому могут быть переговоры, которые прошли в Осло в 1993 году. Между ООП и государством Израиль было подписано соглашение о введении в Секторе Газа системы местного самоуправления. На основе этих соглашений в следующем, 1994 году, была основана Палестинская национальная администрация, которую в 2013 году официально переименовали на Государство Палестина. Создание этого государства не принесло долгожданного мира, конфликт между арабами и евреями еще далек от разрешения, так как его корни очень глубоки и противоречивы.

Предыстория конфликта Израиля и Палестины.

Для того чтобы разобраться, почему возник конфликт между Израилем и Палестиной, прежде всего, рассмотрим его предысторию. Палестина – это территория, которая находится возле Средиземного моря на Ближнем Востоке. История этого небольшого участка суши имеет многовековую историю. Корни сегодняшнего конфликта Израиля и Палестины лежат в прошлом в территориально-этнической борьбе между арабами палестины и евреями. Но, надо сказать, что такая напряженная ситуация между двумя народами была не всегда.

На протяжении длительного времени арабы и евреи мирно жили по-соседски в Палестине. Палестина во времена правления Оттоманской империи считалась частью Сирии. Население в ту пору в Палестине преобладало арабское. В конце 18 и начале 19 веков в Палестине, а преимущественно вокруг города Иерусалим стали появляться поселения евреев. Но надо признать, колонизация Палестины евреями шла очень медленно. По статистике в 1918 году население Палестины составляли арабы, общей численностью – 93%. Кардинальным образом картина начала меняться тогда, когда после Первой Мировой войны Британия получила право на управление Палестиной. Этот мандат вступил в силу в 1923 году в сентябре.

Началась широкая пропаганда по заселению и колонизации Палестины евреями. Эту идею выдвинул в 1917 году министр иностранных дел Британии А. Бальфур, написав письмо лидеру сионистов. В письме сообщалось об учреждении национального очага для евреев. Письмо впоследствии получило название – Декларация Бальфура.

В начале 20 века в 20 годах, создалась военная организация «Хагана», а уже в 1935 году евреями была создана организация экстремистов – «Иргун цвай Леуми». Правда, надо заметить, что поначалу вытеснение арабов с Палестины шло мирным путем.

После того, как к власти пришли фашисты, началась Мировая война, эмиграция евреев в Палестину резко возросла. Так в 1932 году в Палестине пребывало 184 тысяч евреев, в 1938 – уже стало 414 тысяч человек, а к концу 1947 года – более 600 тысяч евреев, то есть на тот момент треть количества населения Палестины. Конечной целью эмиграции евреев в Израиле многие называют – завоевание Палестинских земель и создание еврейского государства. Идея создания государства Израиль уходит в далекое прошлое, но только после второй Мировой войны воплощение этой идеи стало возможным. Идея о создании еврейского государства была поддержана мировым сообществом, большую роль в укреплении этой идеи сыграл холокост. В ноябре 1945 года в Палестине ситуация была накалена до предела. Конфликт Палестины и Израиля назревал.

Кроме того, что Палестину сотрясли столкновения арабов и евреев, в этот период активизировалось движение сионистского террора, который был направлен против британских властей. Великобритания не смогла решить эту проблему самостоятельно и вынесла решение будущего Палестины в 1947 году на рассмотрение на сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

На тот момент имелось два решения будущего Палестины. Был создан специальный комитет по делам Палестины при ООН, который в составе 11 человек подписал письмо, в котором рекомендовалось создать на территории нынешней Палестины два самостоятельных независимых государства: еврейское и арабское. И оставить между ними интернациональную зону – город Иерусалим. Иерусалим должен был получить международный статус. План раздела Палестины долго обсуждался и в ноябре 1947 года был одобрен. В числе стран, признавших и одобривших такое разделение на Палестину и Израиль были США и СССР.

По резолюции №181/11 от 29 ноября 1947 года, Палестина делилась на два самостоятельных государства – еврейское с территорией 14,1 тысяч квадратных километров, а это 56% всей площади Палестины и арабское, с площадью в 11,1 квадратный километр, что составляет 43% от площади всей территории Палестины, и Иерусалим – интернациональная зона – 1% от общей территории.

До 1 августа 1948 года английские войска должны были быть выведены из страны. Как только было провозглашено решение о создании независимого еврейского государства Израиль, сионисты начали настоящую не объявленную войну. И еще до официального провозглашения независимости Израиля 250 тысяч арабов просто таки вынуждены были уйти из Палестины. В то же время много арабских стран не признали независимость Израиля и огласили новому государству «джихад» – священную войну. В мае 1948 года начался военный конфликт в Израиле.

Новость о независимости Израиля в Палестине мгновенно облетела весь мир. Страны арабской лиги, сразу же после провозглашения премьер-министром Израиля Бен-Гурионом независимости государства Израиль начали военные действия. Египет, Иордания, Сирия, Ливан, Саудовская Аравия, Йемен, объединив все свои усилия, дружно объявили войну ново созданному государству Израиль. С этого и началась история конфликта Израиля и Палестины.

Войска арабской лиги насчитывали 40 тысяч воинов, в то время как в войсках Израиля было 30 тысяч. Войсками арабской лиги командовал в то время король Иордании. В 1948 году Организация объединенных наций призвала конфликтующие стороны к перемирию, однако тот план перемирия, который был предложен – стороны отвергли как неприемлемые для обеих сторон.

На первых порах военный конфликт между Израилем и Палестиной развивался в пользу арабской лиги, однако ход войны резко изменился летом 1948 года. В течение 10 дней еврейская армия, противостоя большей и лучше вооруженной армии арабской лиги, перешла в решительное наступление и нейтрализовала наступательный натиск арабов. В заключительном наступлении еврейской армии, которое произошло в 1949 году, израильтяне заняли всю территорию Палестины, потеснив противника до самых границ.

С Палестинской территории, которую завоевал Израиль, в то время было изгнано более 900 тысяч арабов. Они осели в разных арабских странах. В то же время из арабских стран были высланы более полумиллиона евреев, которые стали жить в Израиле.

Израиль и Палестина история конфликта – лежит достаточно глубоко. Разобраться в этом вопросе должны две стороны, ведь как говорит история Израиля и Палестины, два народа могут дружно жить на одной территории.

1. Израильско-арабский конфликт меньше, чем вы думаете.

Если вы попытаетесь закончить предложение "Израильско - арабский конфликт важен, потому что...", вы обнаружите, что у вас нет ответа. Этот конфликт - один из самых маленьких в мире. Израиль - крошечная страна, не имеющая никакого стратегического значения. Здесь нет нефти, как и в странах, окружающих Израиль. Вы слышите так много об Израиле по той единственной причине, что достаточно много людей решили, что это важно, не имея на то никаких объективных причин. Всегда, когда вы занимаетесь этим конфликтом, вы упускаете из виду реальные крупные и важные проблемы, такие, как Китай - диктатуру с более чем миллиардом населения, имеющую к тому же крупнейшую экономику в мире, кровавый и казалось бы неразрешимый конфликт в Сирии, геноцид, происходящий в Судане.

2. Мировые СМИ одержимы Израилем.

Окружающая реальность отражается в сообщениях. Обычно, чем ближе событие и чем оно драматичнее, тем больше шансов, что вы услышите о нем из средств массовой информации. Это правило не распространяется на израильско-арабский конфликт. Самое незначительное происшествие в Израиле сразу становится главной новостью всего мира. Вот один факт, который следует иметь в виду: За более чем 100 лет конфликта около 25 тысяч палестинцев потеряли свои жизни. В арабском мире более 15 миллионов человек погибли только за последние 50 лет. Вы слышали о них гораздо меньше, как и о миллионах, погибших в Африке. Одна из причин этого - то, что в Израиле очень легко работать иностранным корреспондентам. Существует современная инфраструктура, свобода слова, и журналисты чувствуют себя в безопасности. Палестинцы также чувствуют себя в безопасности. Обратите внимание, что палестинцы никогда не говорят анонимно и не закрывают лица, как делают люди, когда они боятся власти. Израиль, как и любая другая страна, не совершенен, но очень важно помнить, что даже право жаловаться на свое правительство - это привилегия, которой пользуются лишь немногие люди в нашем мире.

Это абсурдно, но европейские СМИ освещают Израиль больше, чем участие Европы в Ираке и Афганистане. Вот интересный пример. В 2011 году британская газета The Guardian упоминала Израиль свыше 1000 раз. В том году погибли 115 палестинцев, большинство из них были террористами. Ирак был упомянут 504 раза, хотя были убиты более 4 тысяч иракцев, многие из них в результате инцидентов с британскими солдатами.

Эта навязчивая идея также распространена в научном мире. На сегодняшний день существует больше всяких курсов, семинаров, книг и форумов об этом конфликте, чем о любом другом конфликте.

3. Условия жизни палестинцев хорошие!

Многие известные люди критикуют Израиль. Лауреат Нобелевской премии Сарамаго, лидер Пинк Флойд Роджер Уотерс и другие известные люди сравнивают действия Израиля с действиями нацистов. Вот некоторые факты, доказывающие противное.

Средняя продолжительность жизни на Западном берегу и в секторе Газа в 1967 году (когда Израиль занял Западный берег и сектор Газа) составляла 48 лет. Сегодня это более 75 лет - больше, чем во всех арабских странах вокруг Израиля.

В 1967 году показатель младенческой смертности был выше, чем 150 на 1000 родившихся. Сегодня он меньше 19.

Палестинцы - это самые образованные арабы на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В 1967 году на Западном берегу не было ни одного университета. На сегодняшний день существует 11 университетов и 13 колледжей.

В 1967 году только в 4 арабских селениях была проточная вода. На сегодняшний день их существует более 640. (В Аммане, столице Иордании, находящейся всего в десятках километров, водопровод работает только один день в неделю).

По данным Всемирного банка, палестинцы получили в четыре раза больше помощи, чем Европа по плану Маршалла после Второй мировой войны. Все знают, что Соединенные Штаты поддерживают Израиль. Но ни один из них не знает, что палестинцы получают больше помощи от Соединенных Штатов, Европейского Союза, Японии, арабских стран и Организации Объединенных Наций, чем любой другой народ в мире.

4. Государство Израиль было создано не в качестве компенсации за Холокост.

Утверждение, что евреи получили страну только потому, что мир был потрясен Холокостом, по меньшей мере, наивно. Мировая политика так не работает. Во время Второй мировой войны было уже полтора миллиона евреев, имеющих национальное сознание и все учреждения, необходимые для государственности - образование, здравоохранение, политическая система и так далее. Создание Израиля, как и создание десятков других стран, было больше связано с самой Второй мировой войной. После каждой мировой войны возникает новый мировой порядок. После Первой мировой войны были созданы страны - Югославия (1918), Польша (1918), Чехословакия (1918), Финляндия (1917) и Турция (1923). После Второй мировой войны были созданы многие страны - Иордания (1946), Сирия (1946), Индия (1947), Пакистан (1947), Израиль (1948), и Корея (1948). Кроме того, после холодной войны, затронувшей весь мир, также были созданы многие страны - Бывшие республики Югославии и СССР стали государствами.

Израиль был создан среди стран, созданных после Второй мировой войны. Большинство стран Ближнего Востока были созданы на французских и британских территориях, утраченных ими после войны.

5. Израиль не был создан на украденной палестинской земле.

Многие думают, что была палестинская территория, а затем пришли евреи и забрали себе эту землю. Это не так. Название Палестина происходит от слова "Pleshet". Так называли древних людей, которые, в соответствии с еврейской Библией, пришли с греческого острова Крит и поселились на южном берегу Земли Израиля. Название Pleshet, или Филистия, не использовалось, пока римский император Адриан, решив наказать евреев за восстание Бар-Кохбы, не изменил в 135 году название Иерусалима на Элия Капитолина и название Иудеи на Сирия Палестина. Название не использовалось во время мусульманских империй, правивших на Ближнем Востоке. Большая часть современного Израиля была небольшой, заброшенной и неважной частью Сирии. Иерусалим никогда в ту эпоху не был столицей. В мусульманскую эпоху важными городами региона были Каир и Дамаск. Только после того, как в Первой мировой войне рухнула Османская империя, начиная с 1917 года, под британским правлением название Палестина стало снова использоваться. Если бы англичане не пришли, не было бы никакого палестинского народа. А арабы, жившие в этом районе, были бы египтянами или сирийцами. (Прим. grimnir74 Название Палестина также широко применялось среди христиан как синоним Святой земли - также от римских времен)

Евреи жили на протяжении сотен лет в Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии. В 1860 году евреи начали покупать землю за пределами этих четырех городов. В отличие от первых белых поселенцев в Соединенных Штатах, отнявших землю у индейцев, в отличие от австралийцев, укравших землю у аборигенов, вся земля, на которой селились евреи, была куплена и оплачена до последнего цента. Начиная с 1930-х годов, англичане и Организация Объединенных Наций сделали много предложений о том, как разделить землю Израиля на два государства - еврейское и арабское, живущие бок о бок друг с другом. Евреи согласились с предложениями, но арабы - нет, и начали войну. Евреи выиграли. Многие арабы продолжали жить на территории Израиля после его победы, и сегодня 20 процентов населения Израиля составляют арабы.

6. В арабских странах нет мира между евреями и арабами.

Конечно, евреям было гораздо хуже под властью нацистов, но это не означает, что они жили в равенстве и пользовались религиозной свободой под властью арабов. Да, был золотой век мирного сосуществования, но он был коротким, и это было 800 лет назад. Во всех мусульманских странах, где жили евреи, от Марокко на востоке до Ирана на западе, от Сирии на севере до Йемена на юге, до появления сионизма евреи страдали от дискриминации, погромов, насилия и расового угнетения. После создания государства Израиль большинству евреев, живших в арабских странах, около 800 тысячам, пришлось бежать в Израиль.

7. Израильская оккупация не представляет источник конфликта.

В 1967 году арабские государства, окружающие Израиль, пригрозили уничтожить Израиль и двинули свои войска к границам. Совершив внезапную атаку, израильская армия за шесть дней разбила все арабские армии, и размеры Израиля увеличились в три раза. Сектор Газа находился под контролем Египта, а Западный берег - Иордании. За 19 лет (1948-1967), когда палестинцы находились под контролем Иордании и Египта, никто не упоминал о них. Если бы Шестидневной войны не было, палестинцы жили бы под арабским гнетом, и никого бы это не беспокоило. Лучший пример - это палестинцы, живущие в лагерях Ливана и Сирии. Хотя условия жизни там намного хуже, чем на Западном берегу, от средств массовой информации об этом ничего не слышно.

Многие думают, что было бы лучше, если бы Израиль вывел свои войска из Западного берега, но другие считают, что это может поставить под угрозу безопасность Израиля. Есть хорошие аргументы с обеих сторон, но мысль, что оккупация виновна в конфликте, ложна. Это доказывают три соображения. Прежде всего, и наиболее очевидно то, что конфликт начался задолго до Шестидневной войны и даже до 1948 года. Арабы не желают согласиться с существованием двух государств. Второе доказательство - Ливан; хотя в Ливане нет израильских солдат, Хезболла четко выступает за ликвидацию Израиля. То же самое касается Ирана - хотя между ним и Израилем 1000 километров (около 620 миль) и две страны, хотя у персов совершенно другая культура и язык, чем у арабов Ближнего Востока, иранские лидеры призывают к уничтожению Израиля. Источник конфликта в том, что мусульмане не хотят признавать немусульманское государство на Ближнем Востоке.

8. Проблема палестинских беженцев - не источник конфликта.

Арабо-израильский конфликт окружает множество преувеличений и искажений, но есть одна большая ложь. Это ложь о "палестинских беженцах" и о "праве на возвращение". У кого только нет родителя, бабушки или дедушки, которые мигрировали из-за конфликта? Войны и другие конфликты 20-го века создали сотни миллионов беженцев. В новом мировом порядке после Второй мировой войны все население было мигрантами. Более 15 миллионов немцев были вынуждены покинуть свои дома в том, что было ранее восточной территорией Германии. Сотни тысяч людей на Балканах были вынуждены мигрировать из-за появления там новых стран. Около 65 миллионов человек в том, что было Советским Союзом, должны были мигрировать. Кто когда-либо слышал о 300 тысячах мусульман, которые были вынуждены покинуть Болгарию, или о 250 тысячах греков и турок, которые должны были покинуть свои дома после того, как турки заняли Кипр в 1974 году? Проблемы беженцев продолжаются. Около двух миллионов христиан были вынуждены эвакуироваться с Ближнего Востока из-за мусульманских атак. Но есть только одна группа, о которой вы слышите больше всех других, - палестинские беженцы.

В результате войны за Независимость 1948 года, насчитывалось около полумиллиона арабских беженцев, покинувших свои дома. Многие ушли, потому арабское руководство приказало им уйти и пообещало, что они смогут вернуться. И как во всех войнах, были некоторые случаи эвакуации. Но в отличие от Германии, которая помогла немецким мигрантам, в отличие от Индии, которая помогла индусам, Пакистана, который приветствовал мусульман, или Израиля, приветствовавшего еврейских беженцев, египтяне, сирийцы и ливанцы не помогали палестинцам, хотя они такие же люди (в 1948 году не было никакой разницы между арабской деревней на севере Израиля и арабской деревней на юге Ливана). Иордания была единственной арабской страной, предоставившей гражданство палестинцам. Организация Объединенных Наций - это часть проблемы. Немногие знают, что в ООН имеются два агентства беженцев - UNRWA - только для палестинских беженцев, и UNHCR- для других беженцев всего мира. Эти две организации по-разному определяют, кого называть беженцем. Определение БАПОР предоставляет статус беженца детям палестинских беженцев, поэтому каждый год "официальное" количество палестинских беженцев растет.

И только одна группа беженцев не привлекает никакого внимания - это еврейские беженцы из арабских стран. Евреи, покинувшие мусульманские страны, никогда не причинили никакого вреда мусульманам, но когда был создан Израиль, около 800 тысяч из них были вынуждены бежать, оставив все, что у них было, и начать новую жизнь в Израиле.

9. Вернуться к истокам.

Мы живем в пост-пост-модернистском мире. Мы стремимся понять реальность не только из обычных каналов, но также через альтернативные способы общения. Не то, что говорят лидеры, а то, что думают люди. Не из учебников истории, а от фермеров на местном рынке. Один человек пишет статью о повседневной жизни, другой делает документальный фильм о детях, живущих во время войны. Один будет транслировать оптимизм, другой - пессимизм. Все эти разные ракурсы могут помочь лучше понять конфликт, но иногда хорошо вернуться к основам, к тому, что каждая сторона говорит о себе. Израильская Декларация независимости гласит:

"Мы протягиваем руку всем соседним государствам и их народам, предлагая им мир и добрососедство".

В преамбуле к Пакту ХАМАСа говорится:

"Израиль будет существовать до тех пор, пока ислам не уничтожит его".

10. Нет никакого противоречия между еврейским и демократическим характером государства Израиль

Большинство стран представляет собой национальные государства, имеющие общий этнический и культурный знаменатель. Все арабские страны идентифицируют себя как мусульманские. Большинство европейских демократических государств также представляют национальные государства. В таких странах, как Дания, Норвегия, Польша, Исландия христианство имеет особый статус. Евреи также имеют право на свое собственное государство. На национальных флагах 29 стран изображены кресты, на 13 национальных флагах - мусульманский полумесяц, и только на одном национальном флаге - звезда Давида.

Перевод Елена Любченко

Под «арабо-израильским конфликтом» понимается противостояние между рядом арабских стран и арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения оккупированных Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль - с другой. Хотя это государство было образовано в 1948 году, фактически история конфликта охватывает более 110 лет – с 1897 года, когда в ходе проведенного в г. Базель учредительного конгресса было оформлено политическое сионистское движение, положившее начало борьбе еврейского народа за собственное государство.

В рамках этого крупномасштабного явления принято выделять региональный «палестино-израильский конфликт», обусловленный столкновением интересов Израиля и палестинских арабов, усугубляемый религиозной, культурной и межнациональной рознью.

Одна из главных спорных проблем касается принадлежности Палестины и Иерусалима, которые каждая из сторон считает своей исторической родиной и религиозной святыней. Ситуация осложнялась столкновением интересов ведущих мировых держав в регионе Ближнего Востока, ставшем для них ареной политического, а иногда и военного противостояния. О серьезности внимания Соединенных Штатов Америки к арабо-израильскому конфликту свидетельствует тот факт, что за годы существования Организации Объединенных Наций (ООН) Вашингтон использовал право вето в Совете Безопасности 20 раз, из которых 16 – в поддержку Израиля.

На ход арабо-израильского конфликта и возможности его урегулирования определяющее воздействие оказывает позиция непосредственных участников – США, европейских государств, а также ведущих стран арабского и мусульманского мира. Для понимания данной проблематики в целом и причин, которые приводили к трансформации точек зрения сторон кризиса, целесообразно привести хронологию его развития.

ЗАРОЖДЕНИЕ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА. АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ВОЙНЫ

Официальной датой зарождения арабо-израильского конфликта принято считать 29 ноября 1947 года, когда Генассамблея ООН приняла резолюцию 181 о разделе Палестины (в тот период находилась под мандатным управлением и об образовании на ее территории двух государств – арабского и еврейского. При этом предусматривалось выделение Иерусалима в самостоятельную административную единицу с особым международным статусом.

Арабские страны, не признав резолюцию 181, провозгласили лозунг о «защите национальных прав палестинских арабов». Весной 1948 года семь арабских государств ввели контингенты своих вооруженных сил на бывшие подмандатные территории и начали против евреев масштабные боевые действия. Резкое обострение ситуации в результате арабо-израильской вооруженной конфронтации вынудило около 400 тыс. палестинцев стать беженцами и покинуть места своего постоянного проживания. Арабо-израильский конфликт тем самым приобрел качественно новый характер, его рамки существенно расширились. Арабские войска так и не смогли добиться поставленных перед ними целей, а война завершилась в 1949 году заключением соглашений о перемирии.

Итогом этих событий стало появление на карте Государства Израиль, в то время как арабское государство создано не было. 40% предназначавшейся для палестинцев территории в соответствии с резолюцией 181 отошли к Израилю, остальные 60% - к Египту (Сектор Газа - СГ) и Иордании (Западный берег р. Иордан - ЗБРИ). Иерусалим был поделен между израильтянами (западная часть, составлявшая 73% городской площади) и иорданцами (восточная часть – 27%). В ходе войны еще 340 тыс. палестинцев стали беженцами.

В октябре 1956 года арабо-израильский конфликт разгорелся с новой силой. Великобритания, Франция и Израиль предприняли совместную военную акцию против Египта в качестве реакции на национализацию президентом Г. Насером Суэцкого канала. Под международным давлением коалиция была вынуждена вывести свои войска с захваченного Синайского п-ова.

В июне 1967 года Израиль, мотивируя свои шаги военными приготовлениями в ряде арабских государств, начал боевые действия против Египта, Сирии и Иордании («шестидневная война»). Им были оккупированы в общей сложности 68 тыс. кв. км арабских земель (что почти в 5 раз превышало размеры его собственной территории) – Синайский п-ов, СГ, ЗБРИ, Восточный Иерусалим и Голанские высоты.

По итогам «шестидневной войны» Совет Безопасности ООН 22 ноября 1967 года принял резолюцию 242, в которой подчеркивалась «недопустимость приобретения территории путем войны», содержалось требование вывода израильских вооруженных сил с земель, оккупированных во время «шестидневной войны» (1967), и достижения справедливого урегулирования проблемы беженцев, указывалось на необходимость уважения и признания суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства на Ближнем Востоке, их права жить в мире. Фактически эта резолюция стала отправной точкой формулы «территории в обмен на мир», которая легла в основу дальнейшего мирного процесса по урегулированию арабо-израильского конфликта.

В октябре 1973 года Египет и Сирия предприняли попытку вернуть потерянные в ходе «шестидневной войны» территории, добились некоторых успехов на первом этапе боевых действий (египтяне, в частности, форсировали Суэцкий канал), однако не смогли закрепить их и не достигли поставленных целей, потеряв в конечном итоге еще ряд районов. Данный конфликт получил название «октябрьская война». Принятая 22 октября того же года СБ ООН резолюция 338 способствовала прекращению боевых действий и призвала все заинтересованные стороны начать практическое выполнение резолюции 242 путем вступления в переговоры.

Зоной военных действий неоднократно становилась также территория Ливана. Израиль проводил военные операции на территории этой страны, ссылаясь на «необходимость борьбы с терроризмом, исходящим от находящихся там палестинцев, и обеспечения безопасности своих северных территорий». Особенно масштабными были военные кампании 1978 и 1982 годов.

Проблема беженцев является одним из основных противоречий палестино-израильского конфликта. К настоящему времени общее число палестинских беженцев (включая лиц, родившихся в изгнании) составляет, по разным оценкам, 3,6-3,9 млн. человек. С 1967 года на оккупированных территориях было создано в общей сложности более 230 израильских поселений с числом жителей около 370 тыс. человек (учитывая население израильских поселений в районе Восточного Иерусалима).

ПОПЫТКИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

Среди международно-правовых документов, внесших вклад в ближневосточное урегулирование, следует выделить резолюцию 3236 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1974 года. Она подтвердила неотъемлемые права арабского народа Палестины (в том числе на национальную независимость и суверенитет, на возвращение к своим очагам и своему имуществу) и признавшую Организацию освобождения Палестины (ООП, создана в мае 1964 года) в качестве его единственного законного представителя. Кроме того, в резолюции 425 СБ ООН от 19 марта 1978 года содержалось требование безоговорочного вывода израильских войск из Южного Ливана.

Взгляды руководства разных арабских стран на пути урегулирования арабо-израильского конфликта сильно отличались, а в 70-е годы приобрели антагонистический характер. В частности, президент Египта А. Садат совершил в 1977 году официальный визит в Иерусалим. В сентябре 1978 года он заключил с Израилем соглашения в Кэмп-Дэвиде (США), а в марте 1979-го подписал мирный договор. Египтянам удалось вернуть контроль над Синайским п-овом и выйти из общеарабской конфронтации с Израилем. Подавляющее большинство арабских государств и палестинцы негативно восприняли шаг Каира. Египет оказался в фактической изоляции в арабском мире. После покушения на А. Садата и его гибели в октябре 1981 года отношения этой страны с другими государствами постепенно нормализовались. Каир вновь стал играть важную роль в продвижении мирного процесса на Ближнем Востоке.

После Кэмп-Дэвида подходы арабской и израильской сторон конфликта к ближневосточному урегулированию стали более реалистичными. Арабы отказались от категорического непризнания права Израиля на существование. В свою очередь, в израильском обществе созрело понимание необходимости прекращения ближневосточного противостояния и урегулирования палестинской проблемы на условиях взаимоприемлемого компромисса.

Принципиально новый этап в урегулировании арабо-израильского конфликта начался в 1991 году, когда 30 октября – 1 ноября удалось созвать Мадридскую мирную конференцию, значительную роль в которой сыграли СССР и США. Формат конференции предусматривал начало переговоров между Израилем и отдельными арабскими сторонами, а также проведение многосторонних переговоров, призванных рассмотреть некоторые общерегиональные проблемы: контроль над вооружениями и региональная безопасность, беженцы, экономическое развитие, водные ресурсы, экология и ряд других. Согласие на участие в работе конференции дали Сирия, Ливан, Израиль, и Иордания. Наряду с ними на это мероприятие были приглашены представители двух региональных организаций – Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и Союза арабского Магриба, а также европейских стран. Роль ООН из-за возражений Израиля ограничилась участием представителя ее генерального секретаря.

Вслед за Мадридской конференцией начались двусторонние арабо-израильские (по палестинскому, иорданскому, сирийскому и ливанскому направлениям) и многосторонние (по общерегиональной проблематике) переговоры.

В октябре 1994 года был заключен мирный договор между Израилем и Иорданией. В качестве границы между двумя государствами была определена линия, установленная в свое время английскими мандатными властями.

После закрытых палестино-израильских контактов при норвежском посредничестве Израиль и ООП, признав друг друга, подписали 13 сентября 1993 года в Вашингтоне Декларацию о принципах организации временного палестинского самоуправления («Осло-1»). В ней была зафиксирована договоренность о пятилетнем переходном периоде, который должен был начаться с передислокации израильских войск из СГ и Иерихона (район на западном берегу Иордана) и закончиться определением окончательного статуса палестинских территорий. Россия и США подписали эту Декларацию в качестве свидетелей.

4 мая 1994 года в Каире палестинская и израильская стороны заключили соглашение «Газа-Иерихон» (свидетели - Россия, США, Египет), в соответствии с которым Израиль осуществил вывод войск из этих районов к концу мая 1994 года. Подразделения израильской армии остались только для охраны еврейских поселений в Секторе Газа. Эта договоренность одновременно положила начало пятилетнему переходному периоду.

28 сентября 1995 года в Вашингтоне было заключено Временное соглашение между ООП и Израилем по Западному берегу реки Иордан и Сектору Газа («Осло-2»). Свидетельские подписи под этим документом поставили представители России, США, Египта, Иордании, Норвегии и ЕС. Временное соглашение предусматривало расширение сферы палестинского самоуправления на Западном берегу реки Иордан и избрание Палестинского совета в составе 82 человек на пятилетний переходный период (начиная с даты подписания соглашения «Газа-Иерихон»). Переговоры по окончательному палестино-израильскому урегулированию, включая проблемы Иерусалима, беженцев, поселений, границ, меры безопасности, отношения с соседними странами и ряд других, должны были начаться не позднее 4 мая 1996 года и привести к выполнению резолюций 242 и 338 СБ ООН.

Вся территория Западного берега реки Иордан была поделена на три зоны:

  • зону А (около 3% территории), где вводился полный контроль Палестинской национальной администрации (ПНА) в гражданской сфере и по вопросам безопасности (шесть городов: Дженин, Калькилия, Тулькарм, Вифлеем, Рамалла и Наблус, а также Иерихон, где передислокация уже была осуществлена);
  • зону В (районы с самой высокой плотностью населения, около 27% территории), где ПНА контролирует гражданскую сферу, а Израиль – безопасность;
  • зону С (территории Западного берега р. Иордан вне зон А и В; незаселенные земли; районы, имеющие стратегическое значение для Израиля; еврейские поселения, около 70% территории, кроме территорий, вопрос о которых будет обсуждаться на переговорах об окончательном статусе), где израильский контроль должен постепенно, по мере передачи, переходить к палестинцам.

Выполняя Временное соглашение, подразделения израильской армии к концу декабря 1995 года ушли из зоны А и с большей части зоны В. 17 января 1997 года, сразу после подписания специального Протокола по Хеврону, израильские силы были выведены из этого города (зона А). В соответствии с протоколом израильтяне сохранили военный и гражданский контроль над районом проживания еврейской общины в этом городе (около 450 человек), включая священную для иудеев «Гробницу патриархов».

23 октября 1998 года ПНА и Израиль под давлением США подписали Уай-Меморандум, регламентирующий пошаговое осуществление дальнейшей передислокации. Предполагалась передача палестинцам 13% зоны С (1% в зону А и 12% в зону В). Кроме того, 14,2% зоны В предполагалось перевести в зону А. Израильтяне осуществили только первый этап передислокации, в результате которого 2% зоны С было передано в зону В, а 7,1% зоны В - в зону А. После этого Израиль заморозил реализацию меморандума, аргументировав такой шаг тем, что палестинцы, по его мнению, не выполнили ряд договоренностей, и прежде всего в сфере безопасности.

После победы на выборах в Израиле Партии труда Э. Барака появились перспективы для активизации переговоров. 4 сентября 1999 года в египетском городе Шарм аль-Шейх Э. Барак и Я. Арафат подписали меморандум, в котором были согласованы новые сроки осуществления предусмотренных прежними соглашениями промежуточных мер, намечено проведение переговоров о постоянном статусе палестинских территорий с достижением рамочного соглашения в феврале и окончательного - в сентябре 2000 года. Многие положения этого документа были претворены в жизнь. В частности, был завершен второй этап передислокации израильской армии на Западный берег р. Иордан. В результате Палестинская национальная администрация (ПНА) стала осуществлять управление на большей части Сектора Газа (кроме приграничных зон и израильских поселений) и 39,7% территории Западного берега (в том числе под полным контролем ПНА находилось 18% территории, под частичным - 21,7%). В 1999 году израильские власти освободили в общей сложности более 400 палестинских заключенных. Был открыт южный маршрут безопасного коридора между Западным берегом и Сектором Газа. Кроме того, были приняты меры для начала строительства морского порта в Газе, а также для решения ряда экономических и финансовых вопросов.

Тем не менее ситуация на палестино-израильском направлении оставалась сложной. На фоне серьезных разногласий сторон по ключевым проблемам урегулирования (возвращение территорий и беженцев) переходный процесс был заморожен. Не удалось достичь к намеченным срокам (февраль 2000 года) рамочного соглашения о статусе палестинских территорий и соответствующего окончательного соглашения (сентябрь 2000-го). Руководство ПНА заявило, что при таком развитии событий оно пойдет на одностороннее провозглашение независимого палестинского государства в сентябре – ноябре 2000 года. В свою очередь, Израиль выступил с угрозой предпринять жесткие «ответные меры». В итоге к установленным срокам ПНА воздержалась от самопровозглашения.

В середине мая 2000 года арабо-израильский конфликт вспыхнул с новой силой: на оккупированных территориях произошли массовые выступления палестинского населения, вылившиеся в столкновения с израильскими силами безопасности. Поводом к ним послужил отказ Тель-Авива освободить очередную группу палестинских заключенных.

Эти события вновь осложнили обстановку в регионе. В создавшихся условиях израильское правительство отложило выполнение принятого накануне кнессетом (израильский парламент) решения о передаче под полный палестинский контроль трех населенных пунктов в пригородах Иерусалима.

В январе 2000 года в г. Шепардстауне (США, штат Мэриленд) были возобновлены сирийско-израильские переговоры. Делегации возглавляли министр иностранных дел Сирии Ф. Шараа и премьер-министр Э. Барак. Однако переговоры были прерваны из-за отсутствия между сторонами взаимопонимания. Сирийцы настаивали на том, чтобы Израиль взял на себя обязательство отвести войска на линию 4 июня 1967 года. Тот же отказался принимать такой посыл, настаивая на решении вопроса о судьбе сирийских Голанских высот в ходе прямых переговоров. Сирийско-израильское направление урегулирования ближневосточного конфликта продолжало находиться в «замороженном» состоянии.

5 марта 2000 года Израиль в соответствии с резолюциями 425 и 426 СБ ООН принял решение о завершении к июлю того же года вывода своих войск из Южного Ливана независимо от того, будут ли достигнуты соответствующие договоренности с ливанцами и сирийцами. Дамаск и Бейрут настороженно восприняли это решение. 24 мая израильские власти досрочно завершили эвакуацию национального воинского контингента с ливанской территории. В освобожденных районах были дислоцированы части Временных сил ООН в Ливане. Рубежи, на которые Израиль отвел свои войска, были определены экспертами ООН и получили условное название «голубая линия» (по географическим параметрам она близка к признанной международным правом границе).

Вместе с тем сохраняются проблемы, периодически вызывающие обострение арабо-израильского конфликта в Ливане и вокруг него. Бейрут оспаривает правильность прохождения «голубой линии» на отдельных участках, в частности в районе Шебаа, расположенном у подножия горы Хермон на стыке ливано-сирийско-израильских линий перемирия. Ливанская сторона настаивает на уходе израильтян из этого района и заявляет, что в противном случае она не может рассматривать вывод израильских войск как выполнение резолюции 425 СБ ООН. Дамаск разделяет позицию Бейрута в этом вопросе. В свою очередь, Тель-Авив утверждает, что полностью вывел свои войска с территории Ливана, а район Шебаа рассматривает как часть сирийских Голанских высот. Согласно решениям ООН спорный район также считается частью оккупированных сирийских Голан и подпадает под действие резолюции 242 СБ ООН. Другим пунктом разногласий между этими двумя странами является вопрос о разделе водных ресурсов пограничных рек. Ливан тоже настойчиво добивается решения проблемы палестинских беженцев на основе реализации их права на возвращение.

В сентябре 2000 года на фоне стагнации в палестино-израильских переговорах ситуация на палестинских территориях серьезно обострилась. После посещения лидером оппозиционной партии «Ликуд» А. Шароном мечети «Аль-Акса» (одна из главных исламских святынь) массовые волнения палестинцев вылились в ожесточенные столкновения с израильской полицией и армией, которые получили впоследствии название «Интифада Аль-Акса». В ответ израильтяне ввели блокаду территорий ПНА, нанесли удары по палестинским объектам с применением полевой артиллерии, танков и авиации. В ходе вооруженного противостояния погибли более 3,7 тыс. человек (около 2,8 тыс. палестинцев и почти 1 тыс. израильтян).

В январе 2001 года в египетском городе Таба прошли закрытые палестино-израильские переговоры по проблемам окончательного статуса. В отличие от всех предыдущих переговоров в ходе обсуждений сторонам удалось приблизиться к наиболее продвинутым вариантам решений по трем позициям:

  • территориальный вопрос – израильтяне впервые проявили готовность вести переговоры с учетом принципа возвращения к границам 1967 года на основе резолюции 242 СБ ООН, палестинцы дали согласие на определение окончательных границ;
  • проблема Иерусалима – город провозглашался «общей и открытой столицей» двух государств;
  • беженцы – справедливое решение этой проблемы в соответствии с резолюцией 242 могло бы привести к выполнению резолюции 194 Генеральной Ассамблеи ООН.

В марте 2002 года в Бейруте прошел XIV саммит ЛАГ, на котором была утверждена мирная инициатива саудовского наследного принца Абдаллы («арабская мирная инициатива»). В принятой по итогам совещания декларации предусматривается установление нормальных отношений между арабскими странами и Израилем в рамках всеобъемлющего мира в обмен на его уход со всех оккупированных в 1967 году территорий.

В течение 2002 года Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции по ситуации на Ближнем Востоке - 1397, 1402,1403 и 1405. В них к сторонам арабо-израильского конфликта обращен призыв прекратить насилие, сотрудничать с представителями России, США, ЕС и ООН («ближневосточный квартет»), приветствуются усилия этих международных посредников «по установлению всеобъемлющего, справедливого и прочного мира в регионе». Ключевое значение для современного этапа урегулирования арабо-израильского конфликта имеет резолюция 1397, где впервые СБ ООН подтвердил необходимость достижения в перспективе мирного сосуществования суверенных Израиля и Палестины в рамках безопасных и признанных границ.

Летом 2002 года Израиль приступил к строительству «разделительной стены» на палестинских территориях. К настоящему времени возведено более 200 км заграждений. Сооружение «стены» происходит со значительными изъятиями палестинских земель и охватом ряда израильских поселений. 21 октября 2003 года на чрезвычайной спецсессии ГА ООН подавляющим большинством голосов была принята резолюция ES-10/13 с требованием к Израилю прекратить строительство «разделительной стены», которое противоречит международному праву.

С целью возобновления мирных усилий «квартет» международных посредников 30 апреля 2003 года разработал свой мирный план «дорожная карта» о поэтапном урегулировании палестино-израильского конфликта в течение трехлетнего периода и графике создания палестинского независимого государства к 2005 году. 19 ноября 2004 года СБ ООН резолюцией 1515 одобрил этот план, придав ему международно-правовой статус. Палестинская сторона так же утвердила план, а израильское правительство одобрило его в целом, оговорив свое право в ходе будущих переговоров придерживаться и отстаивать внесенные им поправки (всего 14 поправок). Однако полностью «дорожная карта» так и не была реализована.

26 октября 2004 года израильский кнессет утвердил план А. Шарона об одностороннем размежевании с палестинцами, впервые законодательно закрепив ликвидацию поселений и вывод своих войск с палестинских территорий, оккупированных во время «шестидневной войны». Это создало прецедент для возобновления движения к миру на основе «дорожной карты» ближневосточного урегулирования. В результате осуществления упомянутого плана в течение месяца были эвакуированы 8,5 тыс. израильтян из 21 поселения в СГ и четырех - в северной части ЗБРИ. Из Сектора Газа были также выведены все израильские военнослужащие. Так завершилась его 38-летняя оккупация.

27 ноября 2007 года в г. Аннаполис (США, штат Мэриленд) прошла Международная конференция по Ближнему Востоку с участием представителей 50 государств и международных организаций. В ходе двусторонней встречи глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас и премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт достигли договоренности начать переговоры о создании к концу 2008 года независимого палестинского государства. Переговорный процесс был прерван в связи с проведением Израилем военной операции в Секторе Газа «Литой свинец» в декабре 2008 – январе 2009 года в ответ на возобновление ракетных обстрелов израильской территории палестинскими боевиками. В ходе нее были убиты более 1,4 тыс. палестинцев.

В сентябре 2010 года в Вашингтоне прошел первый раунд прямых палестино-израильских переговоров, возобновившихся после почти двухлетнего перерыва. Делегации конфликтующих сторон возглавляли премьер-министр Израиля Биньямин Нстаньяху и глава ПНА Махмуд Аббас. Израильский и палестинский лидеры договорились начать выработку рамочного соглашения по проблеме окончательного статуса и впредь регулярно проводить двусторонние встречи.

В начале декабря 2010 года прямые переговоры по урегулированию арабо-израильского конфликта зашли в тупик, после того как Израиль отказался возобновить мораторий на строительство еврейских поселений на оккупированных и спорных территориях. США не смогли убедить Тель-Авив возобновить мораторий. Более того, израильское руководство во время визита в страну вице-президента США Д. Байдена демонстративно объявило об утверждении плана застройки Восточного Иерусалима (палестинская часть города) и приступило к практическим работам.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

В феврале 2011 года по инициативе группы арабских стран СБ ООН предпринял попытку принять специальную резолюцию, осуждающую политику Израиля по строительству новых поселений на оккупированных территориях. Маневры Вашингтона, направленные на то, чтобы М. Аббас отозвал проект резолюции, провалились. Европейские союзники США при голосовании отказались высказаться против или хотя бы воздержаться. В сложившихся условиях Соединенные Штаты остались в одиночестве, а их посол при ООН С. Райе получила указание воспользоваться правом вето.

Тем не менее в настоящее время статут независимого палестинского государства (полностью или частично) признают более 100 стран. Если в период с 2005 по 2009 год его признали только Парагвай, Черногория, Коста-Рика и Кот-д"Ивуар, то в 2010-м - начале 2011-го к ним присоединились Бразилия, Аргентина, Эквадор, Боливия, Чили, Гайана и Перу, а Уругвай и Суринам заявили о готовности принять аналогичное решение. Из европейских государств палестинцев признал пока только Кипр, но Ирландия уже повысила статус своей дипломатической миссии в г. Рамалла до уровня посольства. Кроме того, руководство Норвегии объявило о планах стать первой страной ЕС, которая признает Палестину в границах 1967 года. Однозначно против такого положения выступают США, Япония, Великобритания и большинство стран Евросоюза. Администрация М. Аббаса рассчитывает до сентября 2011 года заручиться признанием не менее 150 субъектов международных отношений, что позволит им провозгласить собственное независимое государство.

В плане прогноза относительно дальнейших перспектив развития ближневосточного урегулирования необходимо учитывать позиции ключевых участников конфликта и других заинтересованных сторон, в том числе основных посредников мирного процесса. Наибольший интерес представляют подходы к урегулированию арабских стран, Израиля, США и Российской Федерации.

Арабские государства придерживаются согласованной позиции, сформулированной в одобренной в марте 2002 года на саммите ЛАГ в Бейруте «Арабской мирной инициативе». Их подход базируется на понимании того, что ни одна из сторон не способна добиться для себя мира и безопасности военным путем, а также на необходимости выполнения норм международного права, к которым относятся резолюции 242 и 338 СБ ООН и выработанный Мадридской международной мирной конференцией принцип «мир в обмен на территории».

В связи с этим арабские страны обращаются к Израилю с предложением пересмотреть внешнюю политику и провозгласить достижение справедливого мира своей стратегической целью. Для этого евреям необходимо отступить с оккупированных территорий до границ 4 июня 1967 года (исходные позиции перед началом «шестидневной войны»), обеспечить выполнение резолюции 194 СБ ООН по возвращению палестинских беженцев и согласиться с созданием независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме.

Выполнение Израилем перечисленных требований арабские страны будут расценивать как окончание конфликта и достижение состояния мира. В этом случае они берут на себя заботу о мирном сосуществовании в регионе и установят нормальные отношения с этим государством в рамках всеобъемлющего мира. Кроме того, даются гарантии, что палестинцы не выдвинут никаких дополнительных требований, выходящих за рамки данной мирной инициативы.

По мнению руководства Израиля, выполнение любого из предъявляемых арабским сообществом требований, особенно касающихся вопроса границ и беженцев, грозит фактически утратой независимости. Возвращение почти 4 млн палестинцев для шестимиллионной страны, где еврейское население составляет 83 %, означает тотальное изменение этнического состава населения, что неизбежно повлечет за собой политические и экономические катаклизмы.

Другой болевой точкой арабо-израильских отношений является статус Иерусалима. Свое нежелание передать палестинцам восточную часть города израильские власти объясняют принципом неделимости столицы еврейского государства (в Иерусалиме находятся резиденция президента, кнессет, правительственные учреждения и т. д.), опасением того, что эти районы могут превратиться в центр террористической деятельности палестинских экстремистских организаций, а также тем, что там сосредоточены религиозные реликвии иудаизма.

Израильское правительство отказывается от возвращения Голанских высот Сирии по соображениям безопасности. Тель-Авив связывает отвод своих войск оттуда с прекращением сирийской поддержки организации «Хезболлах» и радикальных палестинских группировок, в то время как Дамаск настаивает на передаче оккупированных территорий без каких-либо предварительных условий. Израильтяне опасаются, что сирийцы могут позволить Ирану развернуть на этом стратегически важном плацдарме свои вооруженные силы.

Палестинское направление воспринимается в Тель-Авиве как часть и результат общего арабо-израильского противостояния. Поэтому все переговоры по созданию независимого палестинского государства израильтяне жестко обставляют тремя предварительными условиями:

  • во-первых, демилитаризация будущего палестинского государства, включая отказ от собственной военной авиации и фактический контроль Израиля над его воздушным пространством (что означает ограничение палестинского суверенитета);
  • во-вторых, признание палестинцами «еврейского характера государства Израиль»;
  • в-третьих, отказ от Восточного Иерусалима, рассматриваемого в качестве «единой столицы государства Израиль», а также от возвращения палестинских беженцев на израильские территории.

Для администрации США очень важным является сам регион, к которому принадлежит Государство Израиль. Это объясняется тем, что Соединенные Штаты зависят от импорта нефти с Ближнего Востока, где сосредоточена значительная часть мировых запасов «черного золота». Белый дом поддерживает финансовую заинтересованность арабских государств в поставках нефти на Запад, что исключает возможность их отказа от сотрудничества с США и другими странами. Кроме того, в Вашингтоне полагают, что Израиль, являясь единственной страной на Ближнем Востоке с политической системой, аналогичной западной демократической модели, должен и впредь оставаться форпостом и проводником американских идей и ценностей в регионе. Необходимо также отметить чрезвычайно важную роль, которую играет произраильское лобби в США. Будучи одним из самых эффективных на политической карте Соединенных Штатов, оно оказывает сильное влияние на принятие решений, связанных с Израилем. Это обусловлено высокой концентрацией евреев среди электората важнейших штатов и тем, что произраильскому лобби удается мобилизовывать граждан, по каким-либо причинам поддерживающих израильское направление внешней политики американской администрации. По этим причинам Израиль продолжает оставаться единственным стратегическим партнером США в Ближневосточном регионе.

По проблеме арабо-израильского конфликта Российская Федерация занимает взвешенную позицию, исходя из необходимости скорейшего разблокирования палестино-израильского конфликта и возобновления политических переговоров. При этом считается, что в основу мирного процесса должны быть положены мадридские принципы, резолюции 242, 338, 1397 и 1515 СБ ООН, формула «территории в обмен на мир», имеющиеся соглашения и договоренности, а также арабская мирная инициатива, принятая на саммите ЛАГ в 2002 году.



Просмотров