Нерушимость границ. Смотреть что такое "принцип неприкосновенности государственной границы" в других словарях

Этот принцип дополняет принцип территориальной целостности. Его значение определяется тем, что уважение существующих границ - необходимое условия мирных отношений между государствами. В Декларации о принципах международного права 1970г. содержание принципа излагается в разделе о принципе неприменения силы: "Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ". Следовательно, запрет ограничивается нарушением границ путем угрозы силой или ее применения. От государств не требуется взаимного признания границ и отказа от территориальных претензий. Скорее соответствующие претензии резюмируются, поскольку говорится о несиловом разрешении споров, таким образом, вопрос решен в рамках принципа неприменения силы.

9.Принцип мирного разрешения международных споров государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения спора и с учетом других принципов.Международное право предоставляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами. Важную роль в мирном разрешении меж­дународных споров играет ООН.

10.Принцип разоружения . Разоружение- комплекс мер, направленных на прекращение наращивания материальных средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. разоружения Основными источниками норм в области разоружения являются международные договоры: универсальные (например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.); региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.). Договоры можно также классифицировать по целям и объектам. МП не содержит нормы, прямо обязывающей государства разоружаться. Суть основного обязательства в данной области заключается в том, чтобы “в духе доброй воли вести переговоры... о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным межд.” (ст.VI Договора о нераспространении ядерного оружия). К настоящему времени сложился и действует свод норм, определяющих частичные меры по разоружению: запрещение и ликвидация отдельных видов ору­жия, запрещение их производства, накопления, развертывания и применения, ограничение некоторых видов вооружений, со­кращение сферы или районов размещения различных видов вооружений. Наиболее развит комплекс норм, относящихся к оружию массового уничто­жения: - по запрету испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом про­странстве и под водой (Договор 1963 г.), а также по запрету на испытания и раз­мещение ядерного оружия в отдельных пространственных границах (Договор об Антарктике 1959 г., в Латинской Америке 1967 г., на Луне и других небесных те­лах 1984 г. и т.д.); - по нераспространению ядерного оружия (между США,Россией, Великобританией, Францией и Китаем);- по регулированию ядерных стратегических вооружений - межконтинентальных баллистических ракет, тяжелых бомбардировщиков и т.д. (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г., Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г., Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991г., Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г.);



11. Принцип м.п. ответственности . Форма международно-правовой ответ-сти - способ, посредством которого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия, вследствие совершенного им международного правонарушения. Различают две формы международно-правовой ответственности - нематериальную и материальную. Нематер. (политическая, моральная) ответственность может осуществляться в виде сатисфакции, репрессалий, коллективные санкции. Сатисфакция - удовлетворение государством-правонарушителем явно выраженных им подразумеваемых требований, выдвигаемых потерпевшим гос-ством и выходящих за рамки простого восстановления (ресторации). Обычно это может выражаться в заверении пострадавшей стороны о недопущении повторения правонарушения, принесение извинения и т.д. Репрессалии - ответные насильственные действия, осущ-мые постра­давшим субъектом (напр. задержание иностранного рыболоведческого судна за браконьерство). От репрессалии следует отличать реторсию - ответную акцию в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения (напр. отзыв посла в ответ на недружественное заявление). Матер. выражается в обязанности возместить материальный ущерб. Это может реализоваться в виде репарации (реституции, субституции, ресторации). Репарация - возмещение матер.ущерба деньгами, товарами, услугами и т.д. Возмещению подлежит действительный матер.ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается. Рести­туция - восстановление положения до причинения ущерба. Субституция - замена неправомерного или поврежденного имущества, зданий, произведений искусства и т.п. сходными и равноценными предметами. Ресторация - восстановление гос-твом-правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим любых неблагоприятных последствий. Ранее была известная такой вид матер.ответ-сти как контрибуция - взимание победителем в войне с побежденного своих военных издержек. На основе договоров возникает такая разновидность матер.ответ-сти как абсолютная или объективная ответ-сть. Речь идет об ответ-сти, возникающей вне зависимости от вины причинителя ущерба, то есть за ущерб, причиненный в процессе правомерной деят-сти. Пострадавшей стороне необходимо доказать лишь непосредственную причинную связь между действием (бездействием) и ущербом. При этом в договорах обычно фиксируются ограничения ответ-сти (максимальная компенсационная сумма). Санкции и контрмеры - виды принуждения в отношении правонарушителя. Принуждение как элемент метода функц МП представляет собой не насилие, а одно из средств реализации права. Его необходимый признак - правомерность. Правомерность определяется прежде всего по соответствию основным целям и принципам МП. В доктрине существует тенденция понимать под санкциями принудительные меры, осуществляемые только межд.организациями. Что же касается гос-тв, то принимаемые ими меры следует именовать контрмерами. Контрмеры гос-в издавна было принято делить на реторсии и репрессалии. Реторсия - это меры воздействия одного гос-ва на другое, преследующие цель побудить последнее прекратить недружелюбные, несправедливые, дискриминационные, но, тем не менее правомерные действия. Чаще всего реторсии применяются гос-твом в случае дискриминации его граждан на тер-рии др.гос-ва, в случае недружественных ограничений эконом. и культурных связей и т д. Репрессалии - односторонние меры принуждения, допускаемые МП как контрмеры в случае правонарушения. Они осуществляются в соответствии с МП.

14. Принцип сотрудничества . Был сформулирован впервые в Декларации 1970 г. Он обязывает гос-тва сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем в следующих направлениях: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, пред­усмотренных ее Уставом; содействие экономическому развитию во всем мире, особенно в развивающихся странах. Принцип имеет характер идеи, так как не­возможно обязать государства сотрудничать. Гос-ва имеют право на выбор видом и форм сотрудничества, на отказ от сотрудничества. Гос-ва обязаны сотрудничать с учетом всех принипов МП, то есть равноправно, справедливо, без давления и попыток вмешательства во внутреннюю функцию гос-ва; выгода от сотрудничества должна быть взаимной и служить благу всех гос-ств. Сотрудничество должно содействовать взаимопониманию, доверию, укреплению добрососедский отношений.

15. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств государства обязаны добросовестно выполнять взятые на себя международные обязательства. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву.

10. Принцип добровольного выполнения обязательств по международному праву . В отличие от других принципов, которые складывались в процессе развития международного права, рассматриваемый принцип утверждался вместе с этим правом. Без него международное право не было бы правом, именно в нем заключен источник юридической силы международного права. Он относится к категории необходимого права. На рубеже ххв. Л.А, Комаровский и В.А Уляницкий писали: "Обязательность договоров вытекает прямо и с логической необходимостью из основных положений права, обеспечивающего мирное сожительство народов".

Принцип закрепил соглашение государств о признании юридически обязательной силы за нормами международного права. И для этого принципы сохраняет свое значение общее положение о том, что единственным способом создания юридически обязательных норм для суверенных государств является их соглашение.

После окончания Второй мировой войны не все политические силы в Западной Европе были довольны территориальным устройством Старого мира. Реализация притязаний радикальных политиков о пересмотре послевоенных границ могла бы привести к трагическим последствиям для судьбы мира.

С целью устранения каких-либо правовых оснований для подобных претензий в договоре между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г. была закреплена норма о признании нерушимости границ всех государств в Европе (ст. 3). Подобная норма вошла в текст последующих договоров, заключенных ФРГ с ПНР, ГДР и ЧССР в 1970-1971 гг.

Одной из главных целей созыва Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г. в Хельсинки было закрепление принципа нерушимости границ. В ст. ПИ Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ от 1 августа 1975 г. провозглашается: "Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы.

Они, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника"1.

Таким образом, 35 государств - участниц ОБСЕ юридически признали линии прохождения границ между ними и всеми государствами в Европе; взяли обязательство не совершать любые покушения на эти границы; отказались от каких-либо территориальных претензий друг к другу.

Итак, принцип нерушимости границ тесно связан с принципом территориальной целостности государств. Посягая на государственную границу, государство также оказывает и покушение на территориальную целостность другого государства. Поэтому соблюдение принципа нерушимости границ одновременно укреплять и территориальную целостность государств.

Есть также сходство между этим принципом и принципом неприкосновенности государственных границ. Последний означает уважение и ненарушение конкретной линии границы любого государства, проложенной на местности. Недопустимо в одностороннем порядке переносить пограничные столбы и знаки, обозначающие линию государственной границы, пересекать ЕЕ вне установленных мест и с нарушением существующих правил. Этот принцип также включает право осуществлять контроль со стороны государства за пересечением ее границ физическими лицами и транспортными средствами. Однако принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются сферой применения: первый является региональным, второй - универсальным.

Наличие указанных принципов вовсе не означает, что границы являются чем-то застывшим и несклонных к любым изменениям. Государства имеют право изменять и линию границы между ними, обмениваться определенными участками территории и передавать участок своей территории, как правило, на возмездных началах, другому государству (цессия). В то же время все эти операции должны осуществляться по взаимному согласию и на основе международного права. При этом недопустимы односторонние действия, тем более с применением силы.

Принцип территориальной целостности

Цель этого основного принципа международного права - обеспечение стабильности международной системы, поскольку ничто так не дестабилизировало международные отношения, как посягательство на территориальную целостность государств. Учитывая это, в п. 4 ст. 2 Устава ООН закреплено положение о запрете использовать силу или угрозу силой "против территориальной неприкосновенности государств". Декларация о принципах международного права 1970 г. развивает это положение и устанавливает, что "территория государства не должна быть объектом военной оккупации, что является результатом применения силы в нарушение положений Устава. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными". Аналогичные положения содержатся в ст. IV Декларации принципов Хельсинкского Заключительного акта СБСЕ.

«Международное право? Я не знаю, что это такое, обратитесь к моему адвокату…»

Данная фраза была произнесена Джорджем Бушем младшим на пресс-конференции, посвящённой американскому вторжению в Ирак в 2003 году. Прошло почти 11 лет со дня этих трагических событий. Но эхо откликается нам до сих пор.

Современный мир запутался в противоречиях, в том числе и между правом на свободное самоопределение народов и принципом нерушимости границ государств. Всё в нём противоречиво и полно, казалось бы, непредвиденными осложнениями. Возникают войны, свергаются правительства, возникают новые государства. По этой причине ломаются международные нормы, общепринятые обязательства.

Хочется отметить, что выбранную мною тему невозможно рассмотреть чисто в правовом аспекте, т.к. отношения государств, в первую очередь, строятся на политических гарантиях и обязательствах. Поэтому рассмотрение юридической стороны проблемы невозможно без политической составляющей. Международное право переживает сильнейший кризис с момента распада СССР . Сама ООН не может добиться выполнения принятых ею резолюций и решений. Одна из причин этого - в отсутствии организационного механизма, обеспечивающего реализацию решений, принятых данной организацией. Политика двойных стандартов и лоббирования интересов США через ООН практически поставили крест на данном способе регулирования межгосударственных отношений. Закон - это иллюзия для просты. Наибольший кризис последние 20 лет переживает право народов на самоопределение.

История вопроса

Не вдаваясь в историю, можно отметить, что первая реализация права народов на самоопределение произошла в 1792 году, когда по результатам плебисцита папские владения во Франции - Авиньон и Венсенн - вошли в состав Франции, ибо французское население проголосовало за это. В дальнейшем данный метод не раз применялся в мировой истории как механизм создания новых государств: объединение Италии и Германии, аншлюс Австрии, расторжение унии Швеции и Норвегии и т.д. Реальное же право народов на самоопределение воплотила советская власть в Декларации «Прав народов России» . В декларации было прямо заявлено введение «права народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства» , наряду с «равенством и суверенностью народов России, отменой всех и всяких национально-религиозных привилегий и ограничений» , а также «свободным развитием национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России» . Позже некоторые из этих положений были также продублированы в Конституции 1918 года.

История юридического аспекта

Развитие данного права на современном этапе истории берёт начало от устава ООН 1945 года, где в пункте 2 статьи 1 был закреплён принцип самоопределения: «Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов…» . Но закрепление принципа не является получением самого права, т. к. первый является основополагающей конъюнктурой, имеющую устную договорённость, при этом в само понятие никакого разъяснения не вкладывается. Принималось огромное количество попыток регулирования данного аспекта правоотношений на межгосударственном уровне в виде нормативно-правовых актов, принимаемых как ООН, так и на межгосударственном уровне.

Само право на самоопределение народов закрепляется на 403 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1952 года. Резолюция № 637 «Право народов на самоопределение» гласит: «государства-члены Организации признавали и поощряли осуществление права на самоопределение народов… причём воля народов должна быть выявлена при помощи плебисцита или других признанных демократических способов…» Данная резолюция несёт неточные формулировки, не давая ответ на вопрос, как должно происходить осуществление самого права после плебисцита: в рамках государства или вплоть до отделения?

Анализ последующих нормативно-правовых актов показал, что они в основном, в дальнейшем закрепляли права народов, которые воспользовались своим правом на самоопределение.

Например, «Международный пакт о гражданских и политических правах», принятый резолюцией 2020 А XXI Генеральной Ассамблеей ООН от 16 декабря 1966 года, закрепляет в части 2 статье 1 данного правового акта, что «Все народы… могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств… Ни один народ ни в коем случае не может быть лишён принадлежащих ему средств существования» .

Полное разъяснение права народов на самоопределение содержится в Декларации «о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций», принятый Генассамблеей ООН от 24 октября 1970 . В частности, данная декларация постановляет:

1. ​ Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие;

2. ​ Каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава;

3. ​ Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов;

4.​ Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определённого народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение;

5.​ Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, в изложении настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость;

6. ​ Ничто в приведённых выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов.

На бумаге, как говорится, проще . Право наций на самоопределение является одним из самых щекотливых принципов в международном праве. Что касается, собственно, практики, то история показывает, что никаких общепризнанных международных норм в части реализации права наций на самоопределение просто не существует - всё решается, в зависимости от исхода политической и вооружённой борьбы.

Возникает, однако, вопрос: А что подразумевается под понятием «народ, который имеет право на самоопределение»? Кто наделён этим правом? Исходя из буквы и духа Устава ООН, а также опираясь на толкования правоведов, под этим определением имеется в виду «территориальная община». Но ведь может быть территориальная община района, посёлка, деревни, улицы? Они что, тоже имеют право на «создание суверенного и независимого государства»? Нет.

26 декабря 1933 года на Седьмой Международной Конференции Американских Государств была подписана Конвенция Монтевидео «О права и обязанностях государств», которая установила признаки государства , как субъекта международного права, а это:


  • Постоянное население;

  • определённая территория;

  • правительство;

  • способность к вступлению в отношения с другими государствами.

Так же данная конвенция устанавливает, что «Политическое существование государства не зависит от признания другими государствами» . Получается, что любое государство может образоваться на территории другого государства, которое будет нарушать принцип территориальной целостности последнего.

Принцип нерушимости границ

Сейчас часто говорят о противоречии между самоопределением наций и принципом нерушимости границ. Второй принцип совершенно умозрителен - где и когда в мире за всю историю человечества была нерушимость границ? Границы изменялись и будут изменяться, пока существуют государства. Крах колониальной системы, распад СССР, Югославии, Чехословакии, объединение Германии - всё это происходило на наших глазах.

Но давайте теперь рассмотрим, как законодательно закреплялся принцип нерушимости границ на протяжении последних 60 лет. Принцип нерушимости государственных границ означает обязанность государств уважать установленные в соответствии с международным правом границы каждого иностранного государства. Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности государства.

Первым нормативно-правовым актом, который заложил основы принципа нерушимости государственных границ, является Московский договор 1970 года между ФРГ и СССР, который в статье 3 закрепил, что «Они берут на себя обязательство неукоснительно соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе в их нынешних границах…» . Этот договор положил начало разрядки отношениям в Европе в области государственно-территориальной целостности стран.

В Хельсинском Акте от 1 августа 1975 года говорится, что «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы» . Так же «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников» .

Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия. Принцип нерушимости границ, согласно Заключительному акту 1975 года, действует только в отношениях государств-участников этого акта, т.е. европейских государств, а также США и Канады. Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, поскольку является принципом общего международного права и действует на всех континентах, независимо от того, существуют или нет специальные соглашения по этому вопросу.

Реализация на практике

Что же касается практики применения права народов на самоопределение, то тут стоит обмолвиться, что это сугубо политический фактор. Одинаковые ситуации толкуются по-разному, с учётом интересов какой-либо стороны. В эти моменты международное право уходит на второй план и начинает действовать «lex gladium» . Такую политику двойных стандартов используют ЕС и США .

В начале конфликтов на территории бывшей Югославии и Европа, и США выступали за сохранение целостности федерации. Показательно, что в 1991 году премьер-министр Люксембурга, посетивший Югославию в составе миссии Европейского сообщества, посоветовал словенцам отказаться от стремления создать собственное государство, поскольку с его точки зрения, это было нецелесообразно. Но после позиция Европы и США резко изменились, апеллируя к этому «праву народов на самоопределение».

Примечательна политика двойных стандартов. Югославия , наравне со всеми странами Европы, подписала Хельсинский акт, который закреплял нерушимость границ . На самом деле же вышло, что об этих договорённостях ЕС просто-напросто забыли, потому что они им были невыгодны на данном этапе политической игры. При этом во время Кипрского кризиса и провозглашения республики Северного Кипра, Европейское сообщество называло эти действия не легитимными и апеллировало, как раз таки, к Хельсинским соглашениям.

Но внешние вторжения, даже в гуманитарных целях, нарушают демократическое право на самоопределение, национальный суверенитет и представляют собой неприемлемые вмешательства во внутренние дела других государств. Опыт бывшей Чехословакии и бывшей Югославии свидетельствует, что предоставление права на самоопределение национальным меньшинствам может привести к распаду страны .

Зимой 2008 года парламент Косова в одностороннем порядке провозгласил независимость. Конституция Сербии не даёт таких полномочий парламенту края, и в Белграде считают, что «Косово по-прежнему входит в состав Сербии, как автономный край Косово и Метохия». При этом преамбула Резолюции 1244 Совбеза ООН гласит, что «вновь подтверждая приверженность всех государств-членов суверенитету и территориальной целостности Союзной Республики Югославии и других государств региона, выраженную в хельсинкском Заключительном акте и приложении 2…»

При этом по запросу Сербии о правомерности провозглашения независимости Косова в международный суд, последний постановил, что «Международный Суд ООН, ссылаясь в своём заключении на международно-правовую практику, сложившуюся в предыдущие периоды, пришёл к выводу, что международное право не устанавливает никаких разрешительных, но одновременно также и никаких запретительных правил, касающихся вопросов сецессии или отделения. В этом смысле одностороннее провозглашение независимости не подпадает под международно-правовые нормы, а представляет собой только фактически данное обстоятельство». Как результат - по состоянию на 28 апреля 2014 года, количество стран-членов ООН, признавших независимость Косово, равняется 108.

Невозможно не упомянуть и Крымский прецедент .

Говоря об украинской проблеме, президент РФ подчёркивает право населения Крыма на самоопределение: «Только граждане, проживающие на той или иной территории, могут определять своё будущее» . Представитель МИД России Александр Лукашевич добавляет: «У США нет и не может быть морального права на нравоучения по поводу соблюдения международных норм и уважения суверенитета других стран. Как быть с бомбардировками бывшей Югославии или вторжением в Ирак по сфальсифицированному поводу?»

Как говорилось выше, право народов на самоопределение осуществляется путём плебисцита, происходящего на территории, стремящейся к независимости. Автономная Республика Крым заявила о своей независимости 17 марта 2014 года, на основании общекрымского референдума, на котором 96% населения высказалось «за» присоединение к России. Украина референдум не признала, ссылаясь на принцип нерушимости границ , который был закреплён в 1970 году резолюцией Генассамблеии ООН.

Но давайте обратим внимание на украинское законодательство. Статья 9 Конституции Украины гласит, что «Действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины» . Все вышеуказанные документы международного права, касающиеся самоопределения народов, Верховной Радой ратифицированы, то есть, стали частью украинского законодательства, законами Украины . А законы надо выполнять.

Конституции большинства государств, международное право определяют референдум, как важнейший инструмент прямой демократии, как непосредственное правотворчество народа. В Конституции Украины (Статья 69) сказано: «Народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и иные формы непосредственной демократии» . Решение, принятое на референдуме, как высшем и непосредственном выражении власти народа, в большинстве государств является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. При этом данное решение действует на всей территории, где проводился референдум.

Сегодня многие проводят параллель Косово-Крым. Мне же кажется, что ситуация с Крымом больше напоминает события в земле Саар , в самом центре Европы. После Второй Мировой войны Саар был оккупирован союзниками и стал французским протекторатом. Запад (США , Великобритания) прилагал политические усилия для окончательного включения Саара, вслед за Эльзасом и Лотарингией, в состав Франции . Однако жители этой небольшой территории стремились к воссоединению с ФРГ . И они добились такого права на референдуме (январь 1957 г.), результатом которого стал выход из подчинения Франции и обращение к властям Германии с просьбой включить территорию в свой состав. Таким образом, Саар стал десятой (на то время) федеральной землёй ФРГ.

Также вспоминается Будапештский Меморандум 5 декабря 1994 года, заключённый между Украиной, США, Россией и Великобританией. Один из её пунктов провозглашал «уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины». Стоит отметить, что нынешнее «правительство» в Киеве, пришедшее к власти в результате антиконституционного переворота , своей политикой, прежде всего по отношению к национальным меньшинствам, по существу само взорвало единство Украины и буквально вытолкнуло целый регион из её состава, в чём вины России совсем нет.

Да, и еще... давай Дружжить, и ? ---жми смелее сюда -->> Добавить в друзья на ЖЖ
А еще давай дружить на

Принцип нерушимости государственных границ означает обязанность государств уважать установленные в соответствии с международным правом границы каждого иностранного государства. Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности государства.

Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1 970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств – участников упомянутых договоров. В этих договорах выражены два существенных элемента: признание существующих границ и отказ от каких-либо территориальных притязаний.

Принцип нерушимости границ был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

Посягательство на государственные границы – это односторонние действия или требования, направленные на изменение линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линий границы на местности. Поэтому признание этого принципа означает также и отказ от каких-либо территориальных притязаний, т. е. государства «будут воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват или узурпацию части или всей территории любого государства-участника».

Принцип нерушимости границ тесно связан с другим принципом международного права – принципом неприкосновенности государственных границ. Последний входит в нормативную систему общего международного права, имея универсальный характер, независимо от наличия специальных соглашений по данному вопросу между конкретными государствами, поскольку непосредственно вытекает из других общепризнанных принципов международного права, содержащихся в Уставе ООН и Декларации принципов международного права 1970 г., а первый носит региональный характер. Содержание принципа неприкосновенности границ включает обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности; не допускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил; право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границы людьми и транспортными средствами.

Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия. Принцип нерушимости границ согласно Заключительному акту 1975 г. действует только в отношениях государств – участников этого акта, т. е. европейских государств, а также США и Канады. Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, поскольку является принципом общего международного права и действует на всех континентах независимо от того, существуют или нет специальные соглашения по этому вопросу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАВА

Реферат

ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ

НА ТЕМУ:

«ПРИНЦИП НЕРУШИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ»

Основные принципы закреплены Уставом ООН. Их содержание раскрывается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 19770 г., а также в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Кроме того, ряду принципов посвящены специальные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. В результате принципы утвердились в общем международном праве как общепризнанные обычные нормы Международный Суд ООН указал, что некоторые из принципов, прежде всего" принцип неприменения силы, существовали в качестве нормы обычного международного права до принятия Устава ООН. С другой стороны, обычное право приживалось под влиянием Устава, в результате ряд его положений теперь существует независимо от него. Суд также подчеркнул значение других упомянутых актов в утверждении в общем, обычном праве основных принципов.

Декларация о принципах международного права 1970 г. к числу основных принципов отнесла: неприменение силы, мирное разрешение споров невмешательство сотрудничество, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство, добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Заключительный акт СБСЕ добавил к ним еще три: нерушимость границ территориальная целостность, уважение прав человека. Из них лишь первый пока не стал частью общего международного права, основной сферой его действия является Европа. Остальные принципы опираются на содержание принципов, как оно изложено в Декларации 1970 г., и развивают его.

Как подчеркивается в документах о принципах, все они взаимосвязаны - содержание одного переплетается с содержанием другого. Поэтому содержание каждого принципа можно выяснить лишь в контексте других. Так, Международный Суд ООН подчеркивал тесную связь принципов неприменения силы невмешательства и уважения суверенитета. Между принципами нет какого-либо формального соподчинения. Но реальное значение принципов не одинаково. Очевидно, что на первое место должен быть поставлен принцип неприменения силы, играющий главную роль в обеспечении мира. А вот принцип мирной разрешения споров является дополнением к нему. Особое значение придается принципу уважения прав человека.

Внешняя политика -- это общий курс государства в международных делах. Важнейшим способом осуществления внешней политики является дипломатия. Осуществление внешней политики и дипломатия должны следовать международному праву. Учредители ООН ставили перед собой задачу “создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права” (преамбула Устава ООН).

Международное право испытывает влияние внешней политики, проводимой государствами. С другой стороны, международное право среди прочих факторов оказывает непосредственное влияние на внешнюю политику государств в том смысле, что они должны сообразовываться со своими обязательствами по международному праву.

Сегодняшний уровень цивилизации и правосознания позволяет говорить о первичности международного права среди других факторов, влияющих на международные отношения.

Международное право выполняет координирующую и регулирующую функцию. Также в нем сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств, так что можно говорить об охранительной функции международного права.

Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка.

Нормообразование в международном праве происходит через заключение международных договоров и через формирование обычаев. Большое значение приобрели резолюции и решения международных организаций, в первую очередь ООН.

Система международного права состоит из:

общепризнанных принципов;

норм международного права;

решений международных организаций;

решений международных судебных органов;

института международного права.

Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного. Наиболее значимые нормы международного права называются принципами МП. Нарушение каким-либо государством принципа международного права рассматривается другими государствами как посягательство на международный правопорядок.

«Конституцию» международного права образуют его основные принципы. Они представляют собой основополагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридической силой. Все остальные международно-правовые нормы и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов.

Принципы международного права носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность.

Все принципы международного права имеют первостепенную важность и должны неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других.

Принципы взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д.

Поскольку основные принципы международного права представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного права.

Первоначально эти принципы выступали в форме международно-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно-правовую форму. Так, семь принципов международного права (суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее применения и др.) содержатся в Уставе ООН. При этом ст. 103 Устава предусматривает, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязательствами по какому-либо международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

Содержание основных принципов было подробно раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), других международных документах. Применительно к европейским условиям содержание основных принципов было конкретизировано актами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в частности, хельсинкским Заключительным актом 1975 г., Итоговым документом Венской встречи 1989 г. и др.

Принципы международного права выполняют две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию,

Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Широко признано, что принципы Устава ООН не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению.

Принципы мирного сосуществования, в частности, территориальной целостности государств и нерушимости границ, являющиеся основой внешней политики СССР, получили широкое международное признание и включены в десятки международных документов, в том числе в Заключительный акт общеевропейского Совещания в Хельсинки. Принципы территориальной целостности и неприкосновенности государств и нерушимости границ закреплены в Конституции СССР 1977 г. (ст. 29) и в принятом Верховным Советом СССР 24 ноября 1982 г. законе «О государственной границе СССР», в преамбуле которого подчеркнуто их органическое единство: «Союз Советских Социалистических Республик неуклонно проводит ленинскую политику мира, выступает за упрочение безопасности народов, исходит из принципа нерушимости государственных границ, являющихся воплощением территориальной целостности, политической независимости, суверенитета и единства государства». Согласовав внутреннее законодательство с международно-правовыми актами, регламентирующими рассматриваемые принципы, СССР еще раз доказал верность своим международным обязательствам.

Социалистическая доктрина международного права уделяет значительное внимание изучению принципов территориальной целостности и неприкосновенности государств и нерушимости границ. Вместе с тем еще недостаточно исследована их взаимосвязь и нормативное содержание. Усилия западной доктрины чаще всего направлены на доказательство правомерности акций империалистических государств и реакционных режимов, которые приводят к ограничению территориальных прав других государств. Так, получила распространение интерпретация принципа нерушимости границ как международно-правовой нормы, запрещающей только насильственные посягательства на границы. С помощью концепций «естественных границ», «эффективного владения», «безопасных, гарантированных границ», «мирного преодоления границ» и других пытаются оправдать ограничения территориального верховенства государств, нарушения их территориальной целостности.

По мнению ряда советских и зарубежных авторов, существует два самостоятельных принципа международного права: территориальной целостности государств и территориальной неприкосновенности государств. Однако четких критериев указанного разделения нет. Так, в учебнике международного права, изданном Московским государственным институтом международных отношений в 1981г., говорится, что «принцип территориальной неприкосновенности означает запрещение наряду с аннексией любых других посягательств на чужую территорию». Этот же принцип «охраняет территориальное верховенство каждого народа и государства», Характеризуя принцип территориальной целостности, авторы также указывают, что он запрещает аннексию. Нормой о территориальной целостности обеспечивается и территориальное верховенство государств, поскольку оно нарушается при всяком нарушении целостности или неприкосновенности государственной территории.

Понятия «территориальная неприкосновенность» и «территориальная целостность» в официальных текстах Устава ООН уравниваются. Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН, «все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций». Под территориальной неприкосновенностью в Уставе ООН понимается полный и исключительный суверенитет государства пал, своей территорией, исключающий какое бы то ни было иностранное вооруженное или невооруженное вмешательство и воздействие вне зависимости от того, имеет или нет такое посягательство целью отторжение части государственной территории -- т. е. охраняется и территориальная целостность, и территориальная неприкосновенность государств.

Сторонники расчленения принципа целостности и неприкосновенности государственной территории ссылаются на Хельсинкский акт, в котором названа только территориальная целостность государств. Этот довод неубедителен.

В Заключительном акте 1975г. указано: стороны «будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной». В Заключительном акте, таким образом, содержатся новые по сравнению с Декларацией принципов 1970 г. положения, а именно: территория государств не должна быть объектом любых (а не только военной оккупации или насильственного приобретения) прямых или косвенных мер использования силы; впервые формулируется принцип территориальной целостности государств, чем подчеркивается его самостоятельный характер. Столь полного комплекса юридических предписаний в отношении территории других государств еще не было в международном праве.

Особого внимания заслуживает требование к государствам уважать территориальную целостность друг друга, что обеспечивается обязанностью воздерживаться от применения силы или угрозы ею, от любых действий, представляющих собой посягательство на государственную территорию и направленных против единства государств, которое самым тесным образом связано с территориальной целостностью государств.

Поскольку оккупация является одним из наиболее серьезных видов нарушения и территориальной целостности, и территориальной неприкосновенности государства, особое значение имеет положение Заключительного акта, гласящее: «...государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права...» Следовательно, речь идет об обязанности воздерживаться от любых действий, не только несовместимых с целями и принципами Устава ООН, т. е. от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости государств, но и направленных против единства любого государства-участника.

Анализ Хельсинкского документа позволяет сделать вывод, что наименование «принцип территориальной целостности государств» не адекватно содержанию, отражает лишь одну из двух близких, но не тождественных сторон принципа целостности и неприкосновенности государственной территории. Во взаимоотношениях государств-участников запрещается «превращать территорию друг друга в объект» не только военной оккупации, но и «других прямых или косвенных мер применения силы», а также «в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы применения таких мер». Несомненно, что насильственные или косвенные посягательства на территорию государств включают в себя и действия, не имеющие целью отторжение части или всей территории государств-участников.

По нашему мнению, два элемента, составляющие принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств: целостность территории и неприкосновенность территории настолько глубоко проникают друг в друга, что их следует (рассматривать как части одного принципа. Положение о территориальной целостности включает требование не допускать посягательств на территорию, угрожающих ее целостности и единству государств, т. е. ведущих к отторжению части территории. Норма о территориальной неприкосновенности предписывает воздерживаться от всех, в том числе косвенных посягательств на территорию других государств, запрещает наряду с аннексией любые, посягательства на чужую территорию, прежде всего различные формы неоколониализма.

Для анализа соотношения принципа целостности и неприкосновенности государственной территории с принципом нерушимости границ необходимо исследовать три основные группы связей: генетическую, функциональную, структурную, сопоставляя, кроме того, их нормативные элементы. Совпадают объект регулятивного воздействия, функциональная направленность международно-правового регулирования, целенаправленность этих принципов. Оба выполняют важную охранительную функцию, объектами которой являются территория государств, их единство, государственные границы.

Суверенитет, независимость, территориальная целостность, невмешательство во внутренние дела декларировались буржуазией в период буржуазных революций на Западе и особенно в период французской революции конца XVIII в. в качестве основных начал отношений между государствами.12 Принцип территориальной целостности государств получил закрепление в конституциях, иных законодательных актах буржуазных государств, в международных договорах и соглашениях. Однако в процессе международного общения государств эксплуататорского типа данный принцип имел ограниченное применение. Эффективность его использования была низкой, в частности в силу признания государствами «права» на войну.

В современном международном праве принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств, предусматривающий недопустимость всех насильственных прямых и косвенных посягательств на территорию других государств, имеет более широкое правовое содержание, чем принцип территориальной целостности государств и дооктябрьском международном праве. Последний охватывал обязательства государств воздерживаться от нарушений, угрожающих исключительно целостности территории (захват, отторжение части территории, присоединение территории других государств), и не содержал требования не допускать косвенных посягательств на территорию, не ведущих к изменению ее границ.

Нельзя согласиться с мнением Г.В. Шармазанашвили, что «нарушение территориальной неприкосновенности возможно лишь при применении вооруженной силы». Действия, нарушающие неприкосновенность государственной территории, могут быть как военными, так и невоенными, с использованием силы и угрозы ее и ненасильственными (например, полеты иностранных военных судов в воздушном пространстве других стран без разрешения последних, морской промысел в территориальных водах иностранных государств и т. д.).

Возникновение принципа нерушимости границ относится к другому историческому периоду. Практика развития международных отношений после второй мировой войны потребовала дальнейшего уточнения и развития принципа целостности и неприкосновенности государственной территории, прежде всего применительно к европейскому континенту. Норма о нерушимости границ, выдвинутая по инициативе социалистических стран -- участниц Варшавского Договора, после признания ее рядом государств и закрепления в договорах и соглашениям дву- и многостороннего характера стала самостоятельным принципом, международного права. Выдвижение принципа нерушимости границ, диктовалось необходимостью исключить возможность превращения их в объект вооруженных конфликтов и территориальных споров, обеспечить безопасность, прочность, устойчивость и полную неприкосновенность границ в Европе и во всем мире.

Одна из важных теоретических проблем, еще не решенных в советской науке международного права, -- определение правовой основы принципов территориальной целостности и неприкосновенности государств, нерушимости границ. Юридической основой первого является принцип уважения государственного суверенитета, поскольку территориальное верховенство, составляющее часть понятия государственного суверенитета, закрепляет осуществление государством полной власти; на своей территории, что влечет обязанность других субъектов международного права уважать эту власть, не допускать посягательств на территориальную целостность и политическую независимость государства. Принцип целостности и неприкосновенности государственной территории вытекает из принципа уважения государственного суверенитета также и потому, что нарушение целостности территории приводит к изменению объема территориального суверенитета государства.

Правовая основа принципа нерушимости границ -- принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств, на базе которого он возник как выражение объективной потребности усилить неприкосновенность и стабильность границ и по отношению к которому выполняет обеспечительную функцию, имея тот же предмет регулятивного воздействия -- территорию и границы, конкретизируя, углубляя, дополняя и актуализируя его правовое содержание.

Именно во взаимосвязанности и взаимодополняемости состоит взаимодействие рассматриваемых принципов. Их формулировки, данные Общеевропейским Совещанием в Хельсинки, содержат положение о запрещении прежде всего посягательств на территориальную целостность государств. Так, принцип нерушимости границ предписывает воздерживаться, в частности, «от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника». Принцип территориальной целостности государств включает обязательство воздерживаться от любых действий, ведущих к нарушению территориальной целостности государства-участника. Территориальная целостность государств должна соблюдаться в пределах существующих границ.

Практическая необходимость точной квалификации нарушений целостности и неприкосновенности территории и нерушимости границ, требует более полного и глубокого раскрытия нормативного содержания данных принципов, выработки комплекса их юридических предписаний и перечня императивных требований, запрещающих определенные действия. Целесообразно сконструировать модель структуры исследуемых принципов. В содержании принципа целостности и неприкосновенности государственной территории можно выделить следующие нормативные элементы:

1) уважение целостности государственной территории;

2) обязательство государств воздерживаться от вторжения, нападения, захвата, аннексии и оккупации чужих территорий;

3) недопустимость любых, прямых или косвенных, посягательств на, государственную территорию;

4) обязательство государств воздерживаться от применения силы и угрозы ею против территориальной целостности и неприкосновенности государств;

5) недопустимость любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности и единства государства;

6) неприкосновенность границ;

Принцип нерушимости границ включает:

1) признание существующих границ;

2) неприкосновенность границ;

3) обязательство государств воздерживаться от применения силы и угрозы ею с целью нарушения или изменения границ других государств;

4) недопустимость любых прямых и косвенных посягательств на границы;

5) стабильность границ и в основе своей их неизменяемость;

6) обязательства государств воздерживаться от выдвижения территориальных требований и претензий;

7) обязательство государств воздерживаться от разжигания пограничных конфликтов и совершения пограничных провокаций.

Следовательно, принципы территориальной целостности государств и нерушимости границ имеют одинаковую предметную направленность--обеспечение безопасности и целостности территории и неприкосновенности границ, а также ряд совпадающих нормативных элементов. Принцип нерушимости границ в большей степени, чем принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств обеспечивает неприкосновенность и особенно стабильность границ, обязывая не оспаривать их и не требовать изменений, что отвечает интересам укрепления мира и развития добрососедских отношений между государствами.

«Нерушимый» означает устойчивый, непоколебимый, стойкий, надежный, неразрушаемый, ненарушаемый, крепкий. Согласно формулировке принципа нерушимости границ в Заключительном акте 1975г. «государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут соответственно воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника».

Ключевым в формулировке принципа нерушимости границ является положение о том, что государства «рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе», т. е. как участников, так и не участвовавших в совещании государств. Ряд советских юристов-международников и ученых других социалистических стран считают, что Заключительный акт содержит признание нерушимости лишь европейских границ. Однако материалы совещания дают основание утверждать, что нерушимыми признаны как европейские, так и неевропейские границы США, Канады, Турции, Советского Союза.

В содержании принципа нерушимости границ следует выделить и такой нормативный элемент, как юридическое предписание для государств воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на границы. Выражение «любые посягательства» относится к воздействиям на границы в любой форме и под любым предлогом: военные, невоенные, прямые, косвенные, развязывание пограничных конфликтов, совершение пограничных провокаций, подстрекательство к пересмотру границ, поощрение к нарушению границ, подрывная деятельность с целью добиться изменения границ между государствами, реваншистская пропаганда, действия, направленные на подрыв международных договоров, закрепляющих границы.

Предписание воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника, устанавливает прямую связь принципа нерушимости границ с принципом территориальной целостности и неприкосновенности государств. Термин «узурпация» означает овладение, противозаконный захват, присвоение себе чужих прав на что-либо, в данном случае на государственную территорию. В то же время предполагается запрещение применения силы с целью изменить границы, ибо это приводит к возникновению вооруженного конфликта, локальной войне, серьезно угрожающих сохранению всеобщего мира и безопасности. Сила и угроза ею -- наиболее опасное средство, с помощью которого отдельные государства пытаются «регулировать» и «решать» свои территориальные проблемы.

Государства, принимая обязательство соблюдать принцип нерушимости границ, тем самым признают окончательный характер этих границ, установленных в соответствии с нормами международного права, а следовательно, и принадлежность территорий, находящихся под их суверенитетом. Предусмотрена недопустимость аннулирования признания в отношении указанных границ.

Новым и особенно ценным положением в содержании принципа нерушимости границ является запрещение выдвигать территориальные требования и претензии, поскольку они представляют собой опасный и наиболее распространенный вид посягательств на границы, идеологическую подготовку к прямой агрессии, вооруженному конфликту, разжиганию территориального спора, совершению пограничной провокации. Полный отказ от территориальных претензий содействует реальному укреплению целостности и неприкосновенности территории конкретных государств, обеспечению нерушимости их границ. Признание государствами нерушимости границ означает, что в настоящее время, с точки зрения этих государств, не существует каких-либо обстоятельств, оправдывающих территориальные требования и претензии на пересмотр границ. Государства обязаны аннулировать требования на территории других государств Европы, запретить всякую реваншистскую деятельность, не допускать создания организаций, стремящихся добиться пересмотра границ. Это особенно актуально в связи с активизацией деятельности реваншистских организаций в ФРГ.

Государство, ставшее объектом такого рода посягательств, вправе рассматривать их как враждебные действия, нарушающие его права и законные интересы. Следовательно, из содержания принципа нерушимости границ вытекает невозможность легализации территориальных требований и претензий.

Новым аспектом действия принципа территориальной целостности и неприкосновенности государств, имеющим практическую важность, является обязательство воздерживаться от инспирирования и поддержки сепаратистских движений, которые противоречат юридическому требованию этого принципа не осуществлять насильственного (навязываемого извне) расчленения территории какого-либо государства, ведущего к его ослаблению и в конечном итоге подчинению крупнейшим империалистическим державам или проявляющим гегемонистские устремления реакционным режимам.

Новым в формулировке принципа территориальной целостности государств в Заключительном акте выступает именно предписание, запрещающее «любые действия, несовместимые с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника». Действия против единства государств квалифицируются как нарушение принципа территориальной целостности государств. Подлежит уточнению точка зрения Б. М. Клименко, согласно которой «территориальным конфликтом является и сепаратизм». Поощряемые извне сепаратистские движения -- своеобразный вид посягательства на целостность территории других стран, направлены на ее раздел и, следовательно, против единства государств.

Еще одна важная теоретическая проблема -- определение пространственных пределов действия принципа нерушимости границ. Вывод И.П. Блищепко, что этот принцип «носит универсальный характер и подлежит применению на всех континентах», преждевремен. Вместе с тем анализ международных договоров, заключенных государствами, расположенными на разных континентах, обобщение практики межгосударственных отношений дают основания утверждать, что по своим юридическим свойствам и постоянному расширению сферы действия нормативной регламентации принцип нерушимости границ постепенно приближается к статусу универсального общепризнанного принципа международного права. Имеется достаточно правовых предпосылок для его универсализации. Так, Заключительный акт подписан и такими странами, часть или вся территория которых находится вне Европы; государства-участники признали нерушимыми все границы друг друга -- как европейские, так и неевропейские; многие элементы принципа нерушимости границ уже получили закрепление в содержании общепризнанных и общеобязательных принципов международного права и отражены в ряде двусторонних правовых актов государств различных регионов и т. д.

Признание принципа нерушимости границ служит обеспечению падежной безопасности государственной территории и границ. Завершением процесса всеобщего признания этого принципа и придания ему четкой правовой формы должна стать всесторонняя и детальная разработка и подписание универсального Договора о нерушимости границ.

Принципы международного права формируются, как правило, обычным и договорным путем. Принципы призваны выполнять две функции:

1) стабилизационную - помогать приводить в определенный порядок международные отношения при помощи ограничения их определенными нормативными рамками;

2) фиксирующую - закреплять все новшества практики международных отношений.

Характерной чертой принципов международного права является их универсальность, которая понимается как распространение на всех субъектов международного права без исключения требования соблюдения принципов международного права, поскольку любое их нарушение будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международных отношений. Таким образом, принципы международного права являются своеобразным критерием законности всей системы международно-правовых норм, а действие принципов распространяется даже на те области отношений субъектов, которые по каким-либо причинам не урегулированы конкретными нормами.

Список использованной литературы

"ПОНЯТИЕ "ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА" В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (М.А. Амирова)

("Международное публичное и частное право", 2006, N 4)

"АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ДОГОВОРОВ И ПРИНЦИПОВ ЕВРОПЕЙСКОГО ДОГОВОРНОГО ПРАВА" (Р.И. Мазаев)

("Налоги" (газета), 2006, N 20)

"МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОБЫЧАИ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА В ПРАКТИКЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СПОРОВ (ИКСИД)" (С.А. Войтович)

("Налоги" (газета), 2006, N 19)

"ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕТОРОЖДЕНИЯ - КОНСТИТУЦИОННЫЙ И ОТРАСЛЕВОЙ ПРИНЦИП СОВРЕМЕННОГО СЕМЕЙНОГО ПРАВА КИТАЯ" (И.А. Косарева)

("Международное публичное и частное право", 2006, N 3)

"ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИХ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ" (И.А. Мухин)

("Международное публичное и частное право", 2006, N 2)

"СИРАКУЗСКИЕ ПРИНЦИПЫ ТОЛКОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ И ОТСТУПЛЕНИЙ ОТ ПОЛОЖЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ПАКТА О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ" И ДРУГИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ОФИЦИАЛЬНОГО СТАТУСА: ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ" (С.В. Пчелинцев)

("Юрист-международник", 2006, N 1)

"РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ И КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ" (В.А. Бережной)

("Социальное и пенсионное право", 2006, N 1)

"О ПРИНЦИПАХ ТОЛКОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОГЛАШЕНИЙ ВТО ТРЕТЕЙСКОЙ ГРУППОЙ И АПЕЛЛЯЦИОННЫМ ОРГАНОМ" (Т.В. Вахания)

"ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ НОВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КЫРГЫЗСТАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ДОСТИЖЕНИЯ И УПУЩЕНИЯ" (В.Г. Татарян)

("Международное публичное и частное право", 2006, N 1)

"ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА НА ДИССЕРТАЦИЮ ЦВЕТКОВА АЛЕКСЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА НА ТЕМУ "ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КАК ЧАСТЬ РОССИЙСКОЙ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ" (А.П. Кузнецов)

("Международное публичное и частное право", 2006, N 1)

"ПРЕСЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА НА ОСНОВАНИИ ПРИНЦИПА УНИВЕРСАЛЬНОСТИ" (В.Н. Русинова)

"КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ОТ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ ДО УСТАВА ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМПАНИИ" (М.В. Кадлец)

("Международное публичное и частное право", 2005, N 6)

"КОНСТИТУЦИОННЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (О.Ю. Остапенко)

("Конституционное и муниципальное право", 2005, N 5)

"ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ КАК ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА" (О.Ю. Ручкин)

("Международное публичное и частное право", 2005, N 4)

"ПРИНЦИП ТЕСНОЙ СВЯЗИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ" (В.В. Кудашкин)

(Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2004)

"СУД И ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА" (Т.Н. Нешатаева)

("Вестник ВАС РФ", N 3, 2004)

Подобные документы

    Понятие и сущность государственной границы. Юридические признаки государственного суверенитета. Правовая природа территории в международном публичном праве. Государственные границы и проблема соблюдения принципа нерушимости государственных границ.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2010

    Принцип неприменения силы, мирного разрешения споров, уважения прав человека, суверенного равенства, невмешательства, территориальной целостности, нерушимости границ, равноправия и самоопределения народов, сотрудничества.

    реферат , добавлен 19.02.2003

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Понятие юрисдикции государства и ее виды. Толкование и применение принципов международного права. Принципы суверенного равенства государств, неприменения силы и угрозы силой, нерушимости государственных границ, невмешательства во внутренние дела.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2010

    Понятие, предмет и основные функции международного права. Основные принципы современного международного права, его источники и субъекты. Международное сотрудничество государств в сфере прав человека. Ответственность государств в международном праве.

    контрольная работа , добавлен 20.08.2015

    Принципы территориальной целостности, равноправия и самоопределения народов, их роль в обеспечении и поддержании международного правопорядка. Роль ООН в формировании и реализации норм международного экономического права. Торговые соглашения с участием РБ.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2013

    Понятие и роль основных принципов международного права. Их классификация и характеристика: неприменения силы, мирного разрешения споров, уважения человека, суверенного равенства, невмешательства, территориальной целостности, выполнения обязательств.

    реферат , добавлен 02.10.2014

    Принципы трудового права как общие начала, исходные положения, определяющие и выражающие сущность трудового права. Содержание основных принципов трудового права с примерами из судебной практики. Законодательное закрепление принципов трудового права.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2015

    Ознакомление с историей зарождения и развития международного права как отрасли права и науки. Исследование роли, места и задач международного права в развитии многофункциональных отношений Российской Федерации с Содружеством Независимых Государств.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2015

    Неприкосновенность права собственности как фундаментальный принцип гражданского права и законодательства. Формирование системы права под влиянием факторов (исторических, экономических социальных). Соотношение принципа права и начала законодательства.



Просмотров