Является предметом конституционного права рф. Функции конституционного права

Опрос- устное или письменное обращение к исследуемой совокупности индивидов с вопросами по исследуемой проблеме. Два основных вида опроса: письменный и устный. Анкетный опрос заключается в письменном обращении к респондентам с опросным листом, содержащим определенным образом упорядоченную совокупность вопросов. Может быть очным, когда анкета заполняется в присутствии социолога, заочным, индивидуальным и групп..Анкета состоит из четырех частей:1) Введение:содержание, цель и правила;2) Информационная часть включает содержательные вопросы. Вопросы м/быть закрытыми;3) Классификационная часть содержит социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения о респондентах;4) содержит выражение благодарности. Интервьюирование - метод сбора соц информации, заключающийся в том что специально обученный интервьюер в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования. Стандартизированное (опросный лист с четко определенным порядком и формулировками вопросов), интервью ненаправленное , не регламентированное темой и формой беседы, личное и групповое , полуформализованное , опосредованное и др. Наблюдение. Это метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, проходящих в определенных условиях. Различают включенное , при котором получает информацию, будучи действительным участником изучаемой группы в процессе определенной деятельности, и невключенное , при котором получает информацию, находясь вне группы и групповой деятельности, полевое и лабораторное .Анализ документов - метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации. Разработаны методы качественного и количественного анализа документов Среди них следует отметить биографический метод иконтент-анализ, представляющий собой формализованный метод исследования содержания устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста (названий, суждений). Эксперимент - метод изучения соц явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые влияют на его развитие в соответствии с программой и практическими целями исследования.

Факт соц – единичное общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для общественной жизни или характерных для определенных социальных процессов. Соц факты, являющиеся коллективными представлениями и действиями нужно изучать как объекты изучения любых наук. Понятие "соц факт" употребляется в двух значениях: - В обычном смысле - это события, имевшие место в определенное время при определенных условиях. - В научном или более широком смысле такие, которые включены в совокупные научные знания об обществе и отражены в книгах, рукописях, научных докладах или зафиксированы иным способом. Наука различает три вида соц фактов: 1 . Действия, поступки людей (переход Суворова через Альпы)2 . Продукты человеческой деятельности (мат и дух: пирамида)3 . Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. (Слова сказанные Архимедом: "Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар".) Отбор и группировка фактов зависят от точки зрения исследователя, от проблемы, которую он рассматривает. Но отбор фактов зависит от жизненной позиции историка, его убеждений.



Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать . 1 . Прежде всего факт подводится под какое-либо научное понятие. Свержение власти "политическая революция". 2 . изучаются все существенные факты, из которых складывается событие, а также ситуация (обстановка), в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами. На какую-то газету резко снизилась подписка. Невозможно объяснить этот факт, не устанавливая его связь с другими: как прошла подписка на другие газеты? Что думают о газете ее читатели? Интерпретация - это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, объяснения. Только интерпретированный факт является действительно научным фактом.

Методы сбора и анализа информации в социологии ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Виды и особенности социальной информации 2. Количественные и качественные методы: область применения. 3. Методы сбора информации: анализ документов, наблюдение, опрос и эксперимент. 4. Социологическое исследование: виды, этапы, программа. ЛИТЕРАТУРА: 1. Основы прикладной социологии: учебник/ под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова. – М. : Интерпракс, 1996. – 184 с. 2. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. – М. : Изд-во «Самарский университет» , 1995. – 340 с. Вопросы по лекции 1. Охарактеризуйте источники социальной информации: достоинства и недостатки. 2. В чем отличие количественных и качественных методов? 3. Охарактеризуйте методы сбора информации: достоинства и недостатки. 4. Охарактеризуйте разделы программы социологического исследования и покажите их взаимосвязь. 1

Виды социальной информации Социальная информация - совокупность сведений об изучаем явлении, накопленных в различных источниках, которые определяют виды социальной информации Первичная Вторичная Данные собираются впервые для конкретной цели с использованием специальных исследовательских приемов и процедур Данные, используемые в социологических исследованиях, собраны ранее для целей, отличных от решаемых в данном исследовании. 2

Источники социальной информации Вторичная 1. Официальная статинформация Гомкомстата, (производитель государство), собираемая по методологии статистического наблюдения. Принимается как достоверная. 2. Официальные документы органов государственного управления (законодательные акты, постановления Правительства, ведомств, распоряжения официальных лиц и пр.) Раскрывают характер государственной политики и способы достижения целей. Принимается как достоверная 3. Результаты изучения общественного мнения (ВЦИОМ, Фонд «общественное мнение» , РОМИР и др.). Достоверный характер 4. СМИ. Нецелевой характер информации, которая обладает двойной субъективностью (СМИ дают свою субъективную трактовку и исследователь вторично интепретируют ее под свои научные цели) 5. Научные издания. Научно обработанные данные из разных источников, которые систематизированы, обобщены, достоверны. Первичная Социологиче ское исследовани е. Сбор информации требует существенны х затрат, но Информация достоверна, собрана впервые под конкретные цели и задачи. 6. Разного рода отчетность (ОУ, налоговых органов, структур управления образованием и пр.). Принимается как достоверная 3

Количественные и качественные исследования (сопоставление) Основания Количественное Качественное Цель применения Дать объяснение причин изучаемого явле ния Понять изучаемое явление (случай, процесс) Исследовательски а) измерить параметры явления; б) установить а) выявить общую картину явления; б) е задачи взаимосвязи между отдельными параметрами. ин терпретировать. Отвечают на вопросы: «кто и как отвечает» , «как часто, сколько и «что означают ответы» , «почему так как много» и пр. отвечают» . Выборка Репрезентативная, базируется на основе Не репрезентативная базируется на теории вероятности и статистических небольшом числе респондентов сведениях о большом количестве респондентов Позиция «Сторонний» наблюдатель «Сочувствующий» участник исследователя Гипотезы До начала сбора данных По мере овладения данными формулируются Исследовательски а) разрабатываются до полевого этапа; б) е инструменты формализованы (анкета) а) определяются как до полевого этапа, так и в его ходе; б) неформализованы Единицы анализа Факты, высказывания, оценки, акты сознания и поведения Субъективные индивида Представление данных исследований Стиль иссле дования Статистические рас пределения, шкальные показатели, индексы и т. п. Высказывания, документы, дискус сии и т. п. «Жесткий» «Мягкий» значения фактов для групповые 5

Качественные методы (более 40): – исследование отдельной общности или случая (case study), связанное с с погружением в исследовательское поле (включенное наблюдение); – биографический метод и его разновидности (устная история, история жизни, история семьи) описывает субъективный опыт переживания событий, складывание социальной идентичности респондентов (нарратив, данные из семейных и других архивов и пр.); – неформализованное, фокусированное интервью, где предмет изучения субъективные переживания, воспри ятие респондента и др. ; – проективные методики; – фокус-группа (нестандартизированное интервью с группой) – дискуссия по заданной теме, при эффект группового взаимодействия; – неформализованный анализ документов и др. Количественные методы: – – анкетирование; формализованное интервью; формализованное наблюдение; формализованный метод анализа документов (контент анализ). 6

Методы сбора эмпирических данных в социологии, в том числе социологии образования: 1) анализ документов (формализованный / неформализованный); 2) наблюдение (формализованное / неформализованное); 3) опрос (интервьюирование, анкетирование, экспертный опрос, социометрический опрос); 4) эксперимент. 7

Анализ документов – метод сбора первичной информации, главным источником которой выступают документы (статистические сборники, материалы переписей, ведомственные документы, научные публикации, материалы СМИ, произведения литературы, искусства и т. д.). Виды документов различаются: 1. По способу хранения информации (письменные, иконографические, электронные); 2. По характеру источника (официальные, неофициальные) Проблема – достоверности информации и надежности документов решается в процессе отбора документов через внешний анализ (изучение обстоятельств возникновения документов) и внутренний анализ особенностей содержания документа. Виды анализа документов: 1) качественный основан на понимании текста, раскрытии его глубинного содержания и применяется в понимающей социологии; 2) количественный, или контент-анализ, основан на переводе качественной текстовой информации в количественные показатели с последующей ее статистической обработкой, применяется для анализа больших массивов документов. 8

Опрос – метод сбора информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально - психологического общения социолога (интервьюера) с опраши ваемым(респондентом) путем регистрации ответов респо ндентана вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач исследования. Познавательные возможности опроса в сфере сознания – о состоянии и уровне развития общественного, группового, индивидуального сознания и мнения; – о фактам, событиях, связанных с жизнедеятельностью социальных субъектов; – о потребностях, интересах, мотивации, настроениях, ценностях, убеждениях людей; – для перепроверки данных, полученных другими методами. Ограничения в применении – поскольку все данные, вскрывают лишь субъективное мнение опрашиваемых, то получаемая информация соответствует реальности настолько, насколько она осознаётся респондентом, насколько он может и считает возможным отразить её в вербальном (устном) или письменном виде. В отдельных случаях такая информация нуждается в контрольной проверке 9

Виды опросных методов: интервью, анкетирование, социометрическая процедура, опрос экспертов. Интервью - это метод сбора социальной информации, основанный на вербальном социально-психологическом взаимодействии интервьюера с респондентом для получения данных в соответствии с целями и задачами исследования. В журналистике надежность методики, фактов и выводов может намеренно отодвигаться на второй план. Классификация интервью: 1. По технике заполнения: неформализованное, свободное (глубинное, фокусированное) интервью, формализованное (фокусированное), полуформализованное 2. По объекту интервью: индивидуальное / групповое. 3. По способу контакта: личное / телефонное. 10

Достоинства интервью Недостатки интервью - возможность использовать одновременно метод наблюдения (получение невербальной реакции); - контроль за соблюдением порядка вопросов и возможность корректировки, объяснения непонятного вопроса; -возможность использования визуального материала; - возможность задать большое число вопросов. -большие требования предъявляются к личности интервьюера; - необходимость специальной подготовки интервьюера; - сильное влияние личности интервьюера на ход интервью (эффект интервьюера); - высокая стоимость одного интервью; - ограниченность охвата территории; -высокая трудоемкость; -сложность контроля Эффект интервьюера - это комплексное явление, включающее в себя влияние различных личностных, социально-демографических и поведенческих характеристик интервьюеров на качество получаемых ими эмпирических данных. 11

Анкетирование – это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков (анкеты). Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Анкета имеет строгую структуру и включает несколько элементов: вводную часть, основную и заключительную. Достоинства анкетирования Недостатки анкетирования - высокая оперативность получения - отсутствие личного контакта не информации; - возможностью организации массовых обследований; - сравнительно малая трудоемкость процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов; - отсутствие влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов; - отсутствие рисков субъективного пристрастия исследователя к кому-либо из отвечающих позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов; - ограниченный объем информации. 12

Достоинства интернетопроса Недостатки - низкие затраты; - высокая оперативность получения информации; - возможность использовать демонстрационные аудио/видеоматериалы; - удобная для респондента коммуникация; - глобальный охват -нерепрезентативная выборка; - при опросе на сайте (без регистрации) один и тот же посетитель может заполнить анкету многократно, повышая тем самым "вес" собственного мнения; - высокая вероятность получения недостоверной информации; -этические проблемы доступа к личной информации, риск нару шения конфиденциальности 13

Социометрический опрос (Дж. Морено) направлен на изучение и измерение межличностных отношений в малых группах (взаимных симпатий и антипатий) путем анализа выборов, сделанных ее членами по тому или иному критерию (личностному / деловому). «Кого из своих товарищей из группы Вы бы попросили в случае необходимости предоставить Вам помощь в подготовке к занятиям? » / «Если бы все члены вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате? ») бы Познавательные возможности поселиться в одной комнате? »). – измерить степень сплоченности – разобщенности в группе; – выявить «социометрические позиции» , т. е. соотносительный авторитет членов группы по признакам симпатии – антипатии, где на крайних полюсах оказывается лидер группы и аутсайдер; – обнаружить внутригрупповые подсистемы – сплоченные образования, во главе которых могут быть неформальные лидеры. Ограничения в применении. – должен проводиться только посторонним специалистом; – имеет ограничения с количестве опрашиваемых (желательно не более 25 -30 человек) 14

Наблюдение -метод сбора первич ной социологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения), значимых с точки зре ния целей исследования. Классификация наблюдений: 1. По степени формализованности: структурированное и неструктурированное. 2. В зависимости от позиции наблюдателя: включенное и не включенное. 3. По характеру организации: полевое и лабораторное. Познавательные возможности – позволяет получить объективную информацию, доступную восприятию и регистрируемую в виде признаков, определить их повторяемость, типичность. – используется для получения описательной информации в исследовании практически всех сфер жизнедеятельности; – сочетается со всеми методами исследования; – может применяться при разработке пробле мы, уточнении объекта и предмета, при выдвиже нии и проверки гипотез, для коррекции выводов иссле дования. Ограничения в применении – можно наблюдать только те события, которые происходят в период проведения ис следования; – риски субъективной трактовки наблюдаемых явлений и процессов; – наблюдаемые могут менять поведение в процессе наблюдения 15

Основные факторы выбора метода исследования: – познавательные возможности (универсальный метод отсутствует, так каждый метод имеет свои четко очерченные познавательные возможности); – метод выбирается относительно исследовательских задач (ее существует "хороших" и "плохих" методов, есть методы адекватные и неадекватные исследовательским за дачам); – надёжность метода (качество данных) обеспечивается соблюдением правил его применения. 16

Социологическое исследование – это изучение социальной действительности, рассчитанное на получение теоретического знания и практическое решение социальных проблем, осуществляемое на основе разработанной программы и научных методов сбора, анализа и обработки социальной информации. Это алгоритм поиска цели, набор приёмов, методов, средств, способов, принципов достижения цели. Классификация социологического исследования: 1. В зависимости от глубины анализа социальной проблемы, масштабности и сложности решаемых в ходе него задач различают: 1. 1. Разведывательное исследование нацелено на: – понимание ситуации, знакомство с проблемой, поиск, уточнение гипотез, уточнение и корректировка методического инструментария исследования (анкеты, бланка интервью, карточек наблюдения и др.); – получение оперативной социологической информации, зондаж общественного мнения по отношению к актуальным для заказчика событиям. 1. 2. Описательное исследование нацелено на получение целостного представления об изучаемом явлении, его структурных элементах. Подобные исследования проводятся, когда объект хорошо изучен. 1. 3. Аналитическое исследование – углубленный вид социологического исследования, который не только описывает, но и выявляет, объясняет причины, лежащие в основе связей социальных явлений. 17

2. В зависимости от рассмотрения явления в статике или динамике: 2. 1. Разовое (точечное). 2. 2. Повторное (мониторинговое) исследование как средство сравнительного социологического анализа, направленное на выявление динамики развития объекта. Оно основанное на единой программе и инструментарии. ♦ лонгитюдное исследование - длительное изучение одной совокупности лиц; ♦ когортное исследование - изучение лиц одного возраста (поколение) на протяжении длительного времени. Цель - анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения. Объекты исследования меняются, но люди сохраняются; ♦ трендовое исследование - исследование, проводящееся на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Цель - установление тенденций (трендов) социальных изменений. Пример - переписи населения; ♦ панельное исследование - исследование, проводящееся по единой программе, на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени. Цель - анализ динамики событий. Люди могут меняться, но объекты исследования (цех, предприятие) сохраняются. 18

2. В зависимости от рассмотрения явления в статике или динамике: 2. 1. Разовое (точечное). 2. 2. Повторное (мониторинговое) исследование как средство сравнительного социологического анализа, направленное на выявление динамики развития объекта. Оно основанное на единой программе и инструментарии. ♦ лонгитюдное исследование - длительное изучение одной совокупности лиц; ♦ когортное исследование - изучение лиц одного возраста (поколение) на протяжении длительного времени. Цель - анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения. Объекты исследования меняются, но люди сохраняются; ♦ трендовое исследование - исследование, проводящееся на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Цель - установление тенденций (трендов) социальных изменений. Пример - переписи населения; ♦ панельное исследование - исследование, проводящееся по единой программе, на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени. Цель - анализ динамики событий. Люди могут меняться, но объекты исследования (цех, предприятие) сохраняются. 19

Этапы социологического исследования: 1. Подготовительный - знакомство с литературой по проблеме исследования и разрабатка программы исследования. 2. Основной – сбор первичной социологической информации – полученные в ходе социологического исследования в различной форме необобщенные сведения (ответы на вопросы анкеты, интервью, записи в карточках наблюдения и пр.), подлежащие в дальнейшем обработке и обобщению. 3. Заключительный - подготовка собранной информации к обработке, ее обработка, анализ и интерпретация обработанной информации в форме отчета с необходимыми выводами и рекомендациями. 20

Программа социологического исследования – это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. Функции программы исследования: 1. Методологическая – определяет, что мы будем исследовать, то есть обозначается научная проблема и основы ее решения. 2. Методическая – определяет, как мы будем это исследовать, то есть намечаются средства, способы сбора данных. 3. Организационная – позволяет спланировать работу участников исследовательской группы на всех этапах исследования. . 21

Программа социологического исследования – это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. Функции программы исследования: 1. Методологическая – определяет, что мы будем исследовать, то есть обозначается научная проблема и основы ее решения. 2. Методическая – определяет, как мы будем это исследовать, то есть намечаются средства, способы сбора данных. 3. Организационная – позволяет спланировать работу участников исследовательской группы на всех этапах исследования. . 22

Структура (разделы) программы: 1. Методологический раздел. – Постановка и обоснование проблемы. – Определение объекта и предмета. – Описание целей и задач исследования. – Интерпретация основных понятий. – Выдвижение рабочих гипотез. 2. Методический раздел. – Определение объема и структуры генеральной совокупности. – Конструирование выборочной совокупности. – Описание и обоснование методов сбора эмпирических данных. – Логическая схема обрабо тки информации Организационный раздел. – Сроки проведения исследования. – Распределение во времени различных видов работ и определение ответственных за каждый из них. 23

Виды исследований: Сплошное – требует полного охвата объекта, всех его элементов без исключения Выборочное - на основе изучения некоторой части объекта можно сделать правильное умозаключение о всех его элементов без исключения (всей генеральной совокупности). Монографическое (разновидность несплошного наблюдения), детальное изучение либо одной, отдельно взятой единицы (деревня, город, завод, колхоз и др.), либо части объекта. Качество выборки - важнейший критерий точности и качества социологического исследования. Генеральная совокупность – это вся совокупность единиц, составляющих объект исследования (к примеру, все учащиеся школы). Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом. Главное требование к выборке – репрезентативность: состав выборки должен отражать в полной мере структуру генеральной совокупности. 24

Виды выборок (способов отбора): Простая случайная - строится с помощью таблиц случайных чисел. Систематическая - производится через интервал в перечне объектов. Стратифицированная (районированная) - случайная, с любой техникой, процедуре отбора предшествует выделение в генеральной совокупности однородных групп (страт). Гнездовая - случайная, в качестве единиц отбора выступают не отдельные респонденты, а группы (гнезда), которые могут быть представлены студенческой группой, бригадой, школьным классом и т. п. В выделенных гнездах проводится сплошной опрос. Неслучайные или направленные выборки: Квотная - строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) распределения изучаемых признаков. Целевая - не репрезентативная, используется для исследования уникальных событий, групп, когда трудно осуществить случайный отбор из-за отсутствия полной информации о совокупности в целом или ее труднодоступности. 25

2.1 Методики сбора первичных данных

В начале конкретного социологического исследования, на его разведывательном этапе, когда социолог приступает к знакомству с объектом, он должен получить первичные сведения о деятельности исследуемого коллектива. Источником такой информации может служить документация, с изучением которой, как правило, начинается конкретное социологическое исследование проблемы.

Анализ документов - один из широко применяемых методов сбора первичной информации. К документам в социологии труда относятся печатные, рукописные и другие материалы, созданные для хранения и передачи социологической информации, которая накапливается в результате деятельности исследуемого объекта.

Социологи используют в своей работе огромное количество различного рода документов: государственные и правительственные акты, речи политических руководителей, статистические сборники и многие др.

Круг социологических документов очень широк и, чтобы хорошо ориентироваться в их многообразии, необходимо знать их классификацию.

Так, по статусу документы классифицируются на официальные и неофициальные.

По форме фиксирования информации документы классифицируются на письменные (рукописные, печатные, машинописные), иконографические (кино, фото, картины), фонографические (магнитофонные записи, грампластинки).

По целевому назначению документы классифицируются на специальные (анкеты, тесты, протоколы наблюдений и др.) и косвенные (справочная и др. литература).

По выполняемым функциям документы классифицируются на информационно-регулятивные (служебная документация), коммуникативные и культурно-воспитательные (материалы общественно-политических организаций).

По источнику информации документы классифицируются на первичные (отчеты конкретных социологических исследований) и вторичные (монографии, учебные пособия).

Существует множество методов анализа документов. Все они могут быть разделены на два основных вида: традиционный (классический) и качественно-количественный (формализованный) анализ.

Традиционный анализ основывается на механизме глубокого понимания текста, направленного на интерпретацию сути информации, содержащейся в документах. Его можно подразделить на внешний (проверка подлинности документа, анализ "исторического контекста" документа и тех обстоятельств, которые сопутствовали его появлению) и внутренний (чтение содержания документа, выявление социальных факторов, обусловивших его появление).

Косвенно-количественный анализ используют для преодоления субъективности традиционного анализа, более глубокого понимания содержания документа, а также при работе над документами, содержащими большие массивы информации. Он основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели, что делает измеримым качественное содержание документа, и результаты анализа становятся достаточно объективными.

Информацию о трудовой ситуации и поведении в ней работников можно получить, используя метод наблюдения. Наблюдение - это целенаправленное визуальное восприятие и регистрация социальной действительности, ее наиболее важных событий, процессов, явлений.

В зависимости от места нахождения исследователя относительно исследуемого объекта наблюдение подразделяется на два вида: включенное (участвующее) и невключенное (неучаствующее). При включенном наблюдении исследователь непосредственно включается в изучаемый социальный процесс, входит в изучаемую социальную среду, выполняет функции изучаемых им работников и анализирует происходящие в наблюдаемой группе события как бы изнутри.

При не включенном наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта и события, регистрируются со стороны без вмешательства наблюдателя в их ход.

В зависимости от степени осведомленности исследуемой группы о факте проведения исследования различают открытое и скрытое (инкогнито).

В зависимости от степени формализации процедуры, то есть жесткости предписаний относительно того, что и как наблюдать, наблюдения делятся на свободные (бесструктурные) и стандартизированные (структурные). Свободное наблюдение характеризуется отсутствием жестко установленного предписания извне. Стандартизированное наблюдение отличается от свободного своей строгой регламентацией процедуры наблюдения, времени и избранного объекта.

По принципу регулярности во времени наблюдения делятся на систематические и эпизодические.

В зависимости от количества наблюдаемых объектов наблюдения делятся на сплошные и частичные.

По месту проведения и способу организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные. Полевые проводятся над реальными социальными группами и коллективами в естественных условиях их жизнедеятельности.

В чистом виде рассматриваемые типы наблюдений в конкретном социологическом исследовании не встречаются.

Преимуществом метода наблюдения является то, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Недостатком метода наблюдения является прежде всего трудоемкость его осуществления.

Опрос самый популярный метод сбора первичной информации. Он основан на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкетирование) социально-психологическом взаимодействии исследователя с респондентом. Он позволяет исследователю имитировать любые ситуации для того, чтобы получить информацию непосредственно от самого человека о его реальных поступках в настоящем и прошлом, о планах и намерениях на будущее, о фактах конкретной деятельности, ее мотивах, результатах, субъективном состоянии, чувствах, склонностях, суждениях.

На основе опроса выясняют мнение членов коллектива по различным вопросам коллективной деятельности и прежде всего тем, что не нашли отражения в официальных документах, результатах наблюдений и других методов исследования. Надежность информации, получаемой при опросе, зависит от содержания и характера планируемой информации, техники опроса, уровня компетентности респондента.

На практике чаще всего встречаются три разновидности опроса: анкетирование, интервью и эксперт-опрос.

Анкетирование - это письменный опрос на основе анкеты, с помощью которой опосредуется взаимодействие исследователя и респондента. Он чаще всего используется для сбора информации о массовых социальных явлениях.

Анкетирование может использоваться при исследовании любой социальной проблемы, если для ее решения требуется информация о явлениях общественного и индивидуального сознания: потребностях, интересах, мотивах, установках, мнениях, ценностных ориентациях отдельных индивидов или целых социальных групп, а также объективных социальных фактах (организации труда и быта, образовании и квалификации, материальном стимулировании и т.п.).

Анкета представляет собой строго упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов и высказываний, которые направлены на раскрытие содержания проблемы. Она имеет определенную структуру и состоит, как правило, из трех частей: вводной, основной и демографической («паспортички»).

Достоинствами метода анкетирования являются возможность получения в относительно короткий срок значительного объема эмпирической информации, а также обеспечение анонимности ответов; недостатком - невозможность проконтролировать ситуацию формулировки ответа, его самостоятельность, полноту.

Для более глубокого изучения проблемы, выяснения неточностей, противоречий, обнаруживающихся при обработке результатов анкетирования, может использоваться интервью как дополнение к анкетному опросу.

Интервью - метод сбора информации об исследуемом объекте в процессе личного общения с респондентом по специально составленному опроснику. Опросник может содержать прямо поставленные вопросы, ответы на которые позволят получить непосредственную информацию об интересующем явлении, а также суждения о возможных вариантах решения проблемной ситуации.

По своей форме интервью бывает свободное (длительная в течение нескольких часов беседа по общей программе) и стандартизированное (проводится по детально разработанному плану, конкретизирующему содержание, последовательность вопросов и даже варианты возможных ответов).

В случае, если необходимо быстро изучить мнение по тому или иному вопросу, применяется телефонное интервью.

Интервью позволяет получить малодоступную для других методов исследования информацию. Преимущество его в том, что благодаря непосредственному контакту с респондентом имеется возможность видоизменять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, ставить дополнительные вопросы, уточняя ответы, и тем самым обеспечивать получение более глубокой информации.

Часто в практике социологической работы возникают ситуации, когда необходимо дать оценку таким сторонам объекта, по которым самооценка может оказаться искаженной или даже невозможной. Источником подобной информации могут служит компетентные лица - эксперты, имеющие глубокие знания об объекте исследования. Выявление в результате применения метода опроса суждений компетентных лиц по определенной исследуемой проблеме называется эксперт - опросом, а сами суждения - экспертной оценкой.

К основным видам экспертного опроса следует отнести: анкетирование и интервью, "мозговую атаку", дискуссии, советы, деловые игры. Желаемый эффект достигается путем использования различных его видов.

В социологическом исследовании объектом изучения является некоторая социальная общность - группа, коллектив. Часто сведения о социальной общности приходится получать путем анализа таких характеристик, как социальные ориентации, мнения, стереотипные суждения. Для этого используются методики, разработанные в психологии. Наиболее часто в социологических исследованиях используется тестирование.

Тест - задание стандартной формы словесного характера или в виде рисунков. Тестированием называется кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности отдельных или совокупности социально-психологических свойств личности. Тестирование используется для того, чтобы установить наличие или отсутствие уже известных социально-психологических особенностей у тех или иных исследуемых.

В прикладном социологическом исследовании используются три вида тестов:

· проективные, позволяющие выявить наличие определенных социально-психических свойств данного человека;

· оценки, позволяющие провести относительные измерения способности, уровня развития и т.д.;

· профессиональности, позволяющие выявить степень готовности к определенной деятельности.

По предмету исследования различают общеличностные тесты, с помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств личности, личностные - специальные тесты, предназначенные для диагностики той или иной черты, характеристики, свойства субъекта (например, умственного развития, профессиональных и творческих способностей, уровня общей ответственности, самоконтроля и др.), и групповые, предназначенные для диагностики групповых психических процессов - уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового социально-психического климата, межличностного восприятия и т.п.

Особенно широко используются в социологических исследованиях групповые тесты, к числу которых можно отнести социометрию, которая как разновидность психологического теста на опросе и является своеобразным методом диагностики, количественного измерения и анализа взаимоотношений малых, полностью сформировавшихся, социальных групп.

Изучение характера взаимоотношений членов трудового коллектива - одна из самых актуальных задач социологии труда. Социология позволяет измерить степень сплоченности (разобщенности) группы; выявить "социометрические позиции", то есть соотносительный авторитет членов группы по признакам симпатии (антипатии); обнаружить внутригрупповые сплоченные образования, лидеров и т.д.

Результаты социометрических исследований по каждому из критериев фиксируется в специальной таблице - шахматке, которая называется социоматрицей. Результаты социометрического исследования можно интерпретировать графически и количественно (социометрические индексы, статистический анализ).

Будучи простой в употреблении, социометрия широко используется социологами-практиками для диагностики групповой сплоченности, выявления лидеров. Вместе с тем была доказана ограниченность данной процедуры, ибо с ее помощью фиксируются поверхностные, не глубинные взаимоотношения. Для разработки мероприятий по управлению развитием взаимоотношений в обследуемых группах следует прибегнуть еще к другим методам исследования, позволяющим выявить специфику групп, их ценностно-нормативное единство, мотивацию сделанных социометрических выборов.

В практике социологических исследований зачастую используется метод изучения продуктов деятельности - сбор информации при анализе материализованных результатов трудовой деятельности. При этом объектом исследования выступают не люди и не их отношения, а продукты их предшествующей трудовой деятельности.

В современных условиях хозяйствования в прикладном социологическом исследовании для анализа действий законов функционирования и развития социальных систем в осуществлении трудового процесса все шире используются математические и статистические методы - теории корреляции, кибернетического моделирования, теории игр и т.д. но эти методы выполняют лишь функции инструментария в анализе, осуществляемом целым комплексом рассмотренных выше специальных методов.

2.2 Гипотеза как форма развития. Классификация

Достоверному познанию в научной или практической области всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляемого наблюдением фактического материала. Эта мыслительная деятельность сопровождается построением различного рода догадок и предположительных объяснений наблюдаемых явлений. Вначале объяснения носят проблематичный характер. Дальнейшее исследование вносит поправки в эти объяснения. В итоге наука и практика преодолевают многочисленные отклонения, заблуждения и противоречия и достигают объективно истинных результатов.

Решающим звеном в познавательной цепочке, обеспечивающей становление нового знания, является гипотеза.

Гипотеза - это закономерная форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

Важнейшими среди отмеченных в определении будут следующие характерные черты гипотезы.

Гипотеза - это всеобщая и необходимая для любого познавательного процесса форма развития знаний. Там, где есть поиск новых идей или фактов, закономерных связей или причинных зависимостей, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логический переход от прежнего неполного и неточного знания к новому, более полному и более точному.

Таким образом, внутренне присущее процессу познания развитие предопределяет функционирование в мышлении гипотезы в качестве необходимой и всеобщей формы такого развития.

(2) Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений. Оно всегда имеет ослабленную эпистемическую модальность: является проблематичным суждением, в котором выражено неточное знание.

Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлежит научной и практической проверке. Протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода процесс проверки гипотезы приводит в итоге к опровержению либо подтверждению и дальнейшему ее доказательству.

Итак, гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятное знание. Доказанное же на ее основе положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание.

(3) Возникающее при построении гипотезы предположение рождается в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений. Важную роль в возникновении плодотворной гипотезы играет интуиция, творческие способности и фантазия исследователя. Однако научная гипотеза - это не просто догадка, фантазия или допущение, а опирающееся на конкретные материалы рационально обоснованное, а не интуитивно и подсознательно принятое предположение.

Отмеченные особенности дают возможность более четко определить существенные черты гипотезы. Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат - предположение. Она включает также логическую обработку исходных данных и переход к предположению. Завершающий этап познания - проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.

Виды гипотез.

В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объекту исследования.

1. По функциям в познавательном процессе различают гипотезы: (1) описательные и (2) объяснительные.

(1) Описательная гипотеза - это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос:

«Что представляет собою данный предмет?» или «Какими свойствами обладает данный предмет?»

Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава или структуры объекта, раскрытия механизма или процедурных особенностей его деятельности, определения функциональных характеристик объекта.

Так, например, возникшая в теории физики гипотеза о волновом распространении света была гипотезой о механизме светового движения. Предположение химика о компонентах и атомных цепочках нового полимера относится к гипотезам о составе и структуре. Гипотеза политолога или юриста, предсказывающая ближайший или отдаленный социальный эффект принятого нового пакета законоположений, относится к функциональным предположениям.

Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого-либо объекта, которые называют экзистенциальными гипотезами. Примером такой гипотезы может служить предположение о некогда совместном существовании материка западного (Америка) и восточного (Европа и Африка) полушарий. Такой же будет и гипотеза о существовании Атлантиды.

(2) Объяснительная гипотеза - это предположение о причинах возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно выясняют: <-Почему произошло данное событие?” или “Каковы причины появления данного предмета?”

Примеры таких предположений: гипотеза о Тунгусском метеорите; гипотеза о появлении ледниковых периодов на Земле; предположения о причинах вымирания животных в различные геологические эпохи; гипотезы о побудительных причинах и мотивах совершения обвиняемым конкретного преступления и другие.

История науки показывает, что в процессе развития знаний вначале возникают экзистенциальные гипотезы, выясняющие факт существования конкретных объектов. Затем возникают описательные гипотезы, выясняющие свойства этих объектов. Последняя ступень - построение объяснительных гипотез, раскрывающих механизм и причины возникновения исследуемых объектов. Последовательное усложнение гипотез в процессе познания - о существовании, о свойствах, о причинах - отражение присущей процессу познания диалектики: от простого - к сложному, от внешнего - к внутреннему, от явления - к сущности.

2. По объекту исследования различаю гипотезы: общие и частные.

(1) Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях. Примерами общих гипотез могут служить: развитая в XVIII в. М.В. Ломоносовым гипотеза об атомистическом строении вещества; современные конкурирующие гипотезы академика О.Ю. Шмидта и академика В.Г. Фесенкова о происхождении небесных тел; гипотезы об органическом и неорганическом происхождении нефти и другие.

Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

(2) Частная гипотеза - это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других 4)актов и если оно недоступно непосредственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.

Частные гипотезы выдвигаются как в естествознании, так и в общественно-исторических науках. Археолог, например, выдвигает гипотезу о времени происхождения и принадлежности обнаруженных при раскопках предметов. Историк строит гипотезу о взаимосвязи между конкретными историческими событиями или действиями отдельных лиц.

Частными гипотезами являются и предположения, которые выдвигаются в судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках отдельных людей, отдельных фактах, причинно связанных с преступным деянием.

Наряду с терминами “общая” и “частная гипотеза” в науке используется термин “рабочая гипотеза”.

Рабочая гипотеза - это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.

Специфика рабочей гипотезы - в условном и тем самым временном ее принятии. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора фактов.

Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:

  • анализ документов ;
  • социологическое наблюдение ;
  • опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос);
  • социальный эксперимент ;
  • некоторые социально психологические методики (групповые тесты ).

Сбор социологической информации

Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования.Документом в называют специально созданный автором (коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы)предмет, предназначенный для фиксации , передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.

Документы одновременно содержат в себе два рода информации:

  • информацию о фактах, событиях, результатах деятельности;
  • авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения.

Основное назначение метода - извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте,зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.

Существуют определенные правила работы с документами , которые должен знать социолог:

  • следует отделить факты от оценок в документе;
  • необходимо проверить достоверность источника и информации из него;
  • следует проверять выводы, полученные из информации, собранной методом анализа документов с помощью использования нескольких источников документальной информации, либо применяя другие методы сбора социологических данных.

Метод социологического наблюдения — метод сбора первичной социологической информации , осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такие события называются единицами наблюдения . Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем , а не опрос свидетелей совершившегося события.

В зависимости от положения (позиции) наблюдателя различают следующие разновидности этого метода.

  1. наблюдения, в процессе которых наблюдатель не вступает в общение с членами группы, а регистрирует события как бы со стороны. Это простое наблюдение ;
  2. наблюдатель может частично вступать в общение, действия группы, сознательно ограничивая контакты. Это промежуточная разновидность наблюдения;
  3. включенное наблюдение имеет место тогда, когда наблюдатель включается в действия группы полностью , т. е. имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события изнутри. Включенное наблюдение может производиться открытым способом или же инкогнито. Возможен еще один вариант — так называемое стимулирующее наблюдение, в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку, с целью выявить такие состояния объекта, которые в обычной ситуации не наблюдаются;
  4. самонаблюдение - наблюдатель регистрирует факты своих действий , состояний. Практикуется, как правило, для изучения поведения людей в совершенно новых, необычных условиях.

Метод опроса представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально-психологического общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом)путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом , вытекающие из целей и задач . Таким образом, опрос — это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации.

Основное назначение метода - получение информации о состоянии общественного, группового, индивидуального мнения , а также информации о фактах и событиях, отраженных в сознании опрашиваемого.

Основной областью применения опроса является изучение сферы сознания людей. Опрос также применяется в исследовании таких явлений и процессов, которые мало доступны непосредственному наблюдению. В качестве объекта исследования может выступать социальная общность, группа, коллектив или индивид . Если группа, коллектив или индивид выступают как данность, которую социолог может отобрать для изучения, то социальная общность формируется самим социологом.

Необходимо учитывать, что данные опроса в любом случае выражают лишь субъективное мнение опрошенных . Из этого факта вытекают ограничения в применении данного метода. Выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, которые характеризуют объективное состояние изучаемых явлений. Необходим учет смещений, связанных с особенностями отражения социальной жизни в сознании индивидов, социальных групп, выступающих в качестве респондентов.

В зависимости от ролевых позиций того, кто опрашивает (исследователя) и того, кто отвечает (респондента) выделяют две разновидности опроса -анкетный опрос и интервью. Несколько особняком стоит метод экспертного опроса . Основание выделения этого вида — качество респондентов.

Анкетирование

В случае анкетного опроса процесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Проводит опрос анкетер . Его функция состоит в том , что, получив от социолога-исследователя инструкцию, он ведет себя в соответствии с ней, создавая положительную мотивацию респондента по отношению к опросу. Существуют специальные приемы формирования такой мотивации, например, апелляция к гражданскому долгу, к личным мотивам и др. Анкетер также объясняет правила заполнения анкеты и ее возврата.

Существуют различные виды анкетирования. По числу опрашиваемых выделяют групповое и индивидуальное анкетирование. В зависимости от ситуации и аудитории различают анкетирование по месту работы, в целевой аудитории (например, в библиотеке) или на улице. Важное значение имеет способ доставки анкет. Здесь различают следующие разновидности:

  • раздаточное (курьерское) анкетирование. Позволяет одному анкетеру одновременно опрашивать много человек путем раздачи анкет в аудитории;
  • почтовое анкетирование, при котором анкета доставляется респонденту по почте;
  • прессовый опрос. В этом случае анкета публикуется в средствах массовой информации. Данный метод имеет ограниченные возможности, поскольку социолог не формирует выборочную совокупность, не в состоянии спрогнозировать, кто ответит на анкету. Применяется в журналистике.

Каждая из перечисленных разновидностей метода имеет как преимущества, так и недостатки. Например, в случае почтового анкетирования возникает проблема возврата анкет, а в случае прессового опроса невозможно распространить результаты исследования на всю изучаемую совокупность (подписчиков газеты), поскольку здесь только респондент решает, принимать ему участие в опросе или нет.

Основной инструментарий анкетирования - анкета. Качество анкеты во многом определяет надежность, достоверность результатов исследования. Социологическая анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта и предмета анализа. Существуют определенные правила и принципы конструирования анкеты. Отметим, что существуют разные типы вопросов, выполняющих различную функцию. Вопросы в анкете формируются в блоки, например блок вопросов об объективных характеристиках респондентов.

Интервью

Интервью предполагает иной вид контакта социолога с респондентом, опосредуемого не анкетой и анкетером, а интервьюером. Роль интервьюера — не просто раздача анкет и обеспечение их заполнения респондентами, но как минимум озвучивание вопросов анкеты. Функции интервьюера зависят от вида интервью. Более высокая роль интервьюера в исследовании предъявляет к нему повышенные требования. Поэтому интервьюер должен пройти более сложную подготовку, чем анкетер.

Интервью можно классифицировать по тем же основаниям, что и анкетный опрос. Помимо этого важное значение имеет разграничение видов интервью по степени формализации его процедур , что дает наиболее жесткое разграничение познавательных возможностей. Возможные варианты располагаются здесь между неформализованным и формализованным видами интервью.

В формализованном интервью интервьюер здесь как бы озвучивает анкету; конструкция вопросов схожа с теми же в анкете и поэтому поддается процессу квантификации, опирающемся на принципы измерения социальных характеристик. Потому имеется возможность применить количественную обработку такой информации. Порядок вопросов в этом случае жестко фиксирован, их последовательность менять нельзя. Формализованное интервью предполагает, что интервьюер, задавая вопрос, следит за психологическим контекстом интервью и может что-либо объяснить, повторить вопрос или ускорить темп. Однако все это делается по жесткой инструкции. Чем выше степень формализации, тем меньше ошибок, связанных с личностью интервьюеров.

Неформализованное интервью представляет противоположную разновидность интервью. Наиболее свободное, не стандартизированное интервью называют клиническим, наротивным (повествовательным). Интервьюер и респондент здесь как бы меняются местами. Сам интервьюер должен быть исследователем, а не просто вспомогательным персоналом в КСИ. Его функция состоит в том, чтобы задать импульс беседе, а далее он должен лишь стимулировать поток сознания от респондента. Однако роль интервьюера при этом очень велика. Задавая наротивный импульс, исследователь задает направление беседе. Иногда социолог заранее готовит вопросы, однако в ходе интервью он их не зачитывает и не перебивает собеседника во время рассказа. После того как опрашиваемый сам все рассказал, социолог может задать дополнительные вопросы.

Между этими двумя видами интервьюирования располагаются промежуточные варианты. Это свободное интервью, интервью с открытыми вопросами (с путеводителем), фокусированное (направленное) интервью, интервью со свободными ответами. Каждый из видов имеет свои особенности, область применения и инструментарий.

Еще один вид опроса - экспертный опрос. Его отличительная черта заключается в том, что в качестве респондентов выступают эксперты — специалисты в определенной области деятельности. Процедура получения информации от экспертов называется экспертизой . Она может включать самостоятельное решение экспертами поставленных перед ними задач в ходе КСИ. Все зависит от выбранного вида экспертного опроса.

Основным назначением метода экспертного опроса следует признать выявление наиболее существенных, важных аспектов исследуемой проблемы, а также повышение надежности, достоверности, обоснованности информации благодаря использованию знаний и опыта экспертов.

Социально-психологические методы в социологии. Наряду с социальной общностью социальная группа — наиболее распространенный объект изучения в социологии. Часто получается так, что сведения об объекте приходится получать путем анализа данных об индивидах, ее составляющих. Суммарные сведения об индивидах (их социальные ориентации, мнения, стереотипы мышления и прочее) — это существенные характеристики социального целого. Поэтому социологи активно используют методики, разработанные в психологии. Их можно разделить на две группы: методики, с помощью которых измеряютличностные свойства, и методики, измеряющие групповые свойства .И те и другие называют тестами.

Тест - это кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятий) групп и коллективов.

В социологии применяются социометрические тесты, которые направлены на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов группы связей, предпочтений в ситуациях выбора. Основное назначение социометрического теста — диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Социометрия выполняет следующие функции :

  • позволяет измерить степень сплоченности-разобщенности группы;
  • выявляет соотносительный авторитет членов группы по признаку симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются неформальный лидер группы и отвергнутый;
  • проявляет внутригрупповые подсистемы (сплоченные образования со своими неформальными лидерами).

В социометрическом тесте единицей анализа и измерения является выбор - установка индивида относительно взаимодействия с членами своей группы в определенной ситуации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и виды социально-экономических процессов. Социологические исследования как инструмент изучения социально-экономических и политических процессов. Алгоритм организации социологических исследований социально-экономических и политических процессов.

    реферат , добавлен 01.10.2012

    Методологические основы сбора информации о социальных явлениях и процессах. Анализ социологических методов научного исследования, используемых в практике экономических, социальных, политических и психологических исследований; отличительные черты опросов.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2013

    Миссия Независимого института социально-экономических и политических исследований. Продвижение ценностей демократии и рыночной экономики, содействие формированию в Беларуси гражданского общества посредством изучения социальных и политических процессов.

    реферат , добавлен 02.10.2014

    Классификация методов и техник эмпирических социологических исследований. Методы сбора первичной информации. Анкетирование как вид опроса. Виды интервью, наблюдения, анализа документов. Несоциологические методы, применяемые в социологическом исследовании.

    практическая работа , добавлен 10.08.2009

    Теоретические аспекты социально-экономических и политических процессов. Основные подходы к исследованию социально-экономических и политических процессов, их анализ и оценка. Разновидности управленческих решений и их эффективность в данной сфере.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2012

    Понятие социальных, экономических и политических процессов. Типы и типология политических изменений. Теоретико-методологические основы методов социально-экономического прогнозирования. Гипотеза как форма развития. Классификация методов прогнозирования.

    курсовая работа , добавлен 03.09.2010

    Основные понятия системного подхода в отношении сферы общественных отношений. Специфика системного подхода в исследовании социально-экономических политических процессов. Построение модели системного анализа. Выявление источников развития системы.

    контрольная работа , добавлен 21.02.2011



Просмотров