Бесплатная и льготная социальная помощь. Вступают в силу несколько федеральных законов в сфере соцзащиты населения

Раздел "Социальное законодательство" содержит подборку Федеральных законов и Указов Президента в области государственной социальной политики, устанавливающих социальные гарантии и меры социальной поддержки отдельным категориям граждан:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости"
  • Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
  • Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
  • Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы"
  • Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов"
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации"
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
  • Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"
  • Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
  • Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 128-ФЗ "О пособии детям военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в войсках, органах и учреждениях)"
  • Федеральный закон от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности"
  • Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. N 774 "О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами"
  • Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. N 775 "Об учреждении ордена "Родительская слава"
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов"
  • Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
  • Закон о материнском капитале (Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей")
  • Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами"
  • Указ Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы"
  • Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"
  • Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"
  • Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
  • Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"
  • Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
  • Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации"
  • Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"
  • Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1999 г. N 1708 "О дополнительных мерах социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы - участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов"
  • Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"
  • Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
  • Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы"
  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Закон об основах социального обслуживания в РФ от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года и вступает в силу 1 января 2015 года.

Данный закон призван заменить старые законы от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", которые соответственно с 1 января 2015 года утратят силу.

В соответствии с новым законом в сфере соц. обслуживания населения сделан упор на профилактику и индивидуальный подход.

В законе прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг. Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица. Например, частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению; наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе; внутрисемейные конфликты; насилие в семье; беспризорность несовершеннолетних; отсутствие определенного места жительства, работы и средств к существованию.

В законе не содержится понятие "трудная жизненная ситуация", как это было установлено ранее Законом 1995 г. "Об основах социального обслуживания населения". Вместо этого четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании (ст. 15 Закона):

  1. Полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  2. Наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  3. Наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
  4. Отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  5. Наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
  6. Отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  7. Отсутствие работы и средств к существованию;
  8. Наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Основанием для предоставления соц. обслуживания может быть заявление, самого гражданина, его законного представителя, а также иных лиц, например, органов и общественных объединений.

При поступлении заявления уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель должен быть проинформирован в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.

Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано только в судебном порядке, так как порядок административного обжалования законом по сути не предусмотрен.

В законе сделан акцент на профилактику нуждаемости граждан в соц. обслуживании.

В соответствии со ст. 9 гражданам гарантируется право на свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время. В этом существенное отличие от закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", где не оговаривалось вечернее время, что приводило к сильному ограничению времени посещений администрациями социальных учреждений.

Закрепляется принцип осуществления соц. обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соц. услугах. Последние могут предоставляться, как и раньше, в стационаре, полустационарных условиях и на дому.

Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соц. услуг. Это одна из новелл закона. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению (статья 16).

В соответствии со ст. 16. перед предоставлением соц. услуг должна быть сформирована Индивидуальная программа, которая является документом, в котором указаны:

  • форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг,
  • перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг,
  • мероприятия по социальному сопровождению.

Индивидуальная программа составляется исходя из потребности конкретного гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.

Так же, как и в старом законе, ограничивается предельный размер платы за соц. услуги. При этом закреплено, что новые условия предоставления соц. услуг не должны ухудшить положение тех, кто имеет право на их получение в настоящее время. В том числе это не должно привести и к повышению платы за услуги для указанных лиц.

В законе предусмотрено, что в случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие, но в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства. Это в определенной мере важная норма, так как она хоть как-то регулирует ситуацию в случаях перемены места жительства за пределы субъекта - региона получателя соц. помощи. Хотя трудно ее назвать достаточной из-за слишком большого разрыва в уровне жизни в разных регионах РФ.

Вводится понятие «социальное сопровождение», которое понимается как оказание гражданам при необходимости содействия в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе и в порядке межведомственного взаимодействия осуществляются на основе регламента межведомственного взаимодействия, определяющего содержание и порядок действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исходя из положения вышеприведенной статьи, можно сделать вывод о том, что система социального сопровождения в законе не имеет четкого регулирования. Уже на данном этапе среди работников социальных служб высказываются мнения о том, что это сильно сужает понятие социального сопровождения вплоть до простой выдачи направления или информации, где осуществляется предоставление необходимой получателю услуг социальной помощи.

При предоставлении социальных услуг теперь необходимо заключение соответствующего договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. (Статья 17)

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.

Без составления договора могут оказываться только срочные социальные услуги.

К срочным социальным услугам относятся:

  1. Обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
  2. Обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  3. Содействие в получении временного жилого помещения;
  4. Содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
  5. Содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
  6. Иные срочные социальные услуги.

А в ст. 19 определены основные условия, которые должны быть соблюдены при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:

  1. Возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;
  2. Возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
  3. Дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
  4. Дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;
  5. Оказание иных видов посторонней помощи.

Весьма важно указание в законе таких требований. Однако мала вероятность их исполнения системой учреждений социального обслуживания в ближайшие годы в полном объеме, учитывая состояние сотен таких учреждений в регионах, где органы власти даже не способны привести их в состояние, отвечающим элементарным требованиям безопасности функционирования. Думается, в данном случае нужен переходный период, иначе закон не будет исполняться вследствие необходимости колоссальных материальных вложений. В их отсутствие закон окажется мертвым

К оказанию соц. услуг привлекут негосударственные организации. Как коммерческие, так и некоммерческие. Вводится общественный контроль в сфере соц. обслуживания. Поставщиком социальных услуг может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

В государственных организациях социального обслуживания, по новому закону, должны создаваться попечительские советы. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и порядок принятия им решений определяются уставом и на основании примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания.

Состав информации о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети Интернет определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Информация о результате проверки размещается органами местного самоуправления на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети Интернет.

Статья 30. Устанавливает, что поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой. Компенсация выплачивается только поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного заказа.

Статьей 34 вводится общественный контроль в сфере социального обслуживания, которое осуществляется гражданами, общественными и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленной компетенции оказывают содействие гражданам, общественным и иным организациям в осуществлении общественного контроля в сфере социального обслуживания.

Таким образом, на федеральном уровне общественный контроль весьма условен. На региональном же уровне возможно введение более реального общественного контроля с участием граждан и общественных организаций. Однако это станет возможным только с принятием соответствующих нормативных документов. Как нам представляется, более правильным было бы конкретнее прописать порядок и механизмы общественного контроля. Особенно за стационарными социальными учреждениями.

Социальное обслуживание населения в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом . Он определяет правовые и экономические стороны данного вопроса, а также полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в данной сфере. Предписываются права и обязанности получателей и поставщиков соответствующих услуг, а также обозначаются те категории лиц, на которых распространяется действие данного закона.

Ранее действовавший в данной сфере Федеральный закон 195 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» утратил силу с принятием нового закона. ФЗ 442 был утвержден 28 декабря 2013 года, в силу вступил 1 января 2015, с данного момента перестал действовать ФЗ 195.

Действующий Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» сохраняет правопреемство предыдущего документа, однако значительно расширяет перечень рассматриваемых вопросов. Структурно в ФЗ 442 выделены следующие главы:

  • общие положения документа;
  • полномочия федеральных и региональных органов власти;
  • права и обязанности получателей регулируемых законом услуг;
  • права, обязанности, а также соблюдение информационной открытости поставщиков;
  • предоставление социального обслуживания, его организация, формы и виды услуг;
  • финансирование системы предоставляемых услуг и условия их оплаты гражданами;
  • государственный и общественный надзор и контроль.

В соответствии с общими положениями Закон ФЗ 442 определяет следующие принципы предоставления населению требуемых услуг:

  • соблюдение прав человека;
  • гуманность;
  • уважение достоинства человека и его чести;
  • равный и свободный доступ граждан к социальному обслуживанию;
  • адресная направленность;
  • близкое расположение поставщиков к месту жительства граждан;
  • формирование достаточного количества поставщиков для обеспечения потребностей населения;
  • создание привычной и благоприятной среды для человека;
  • добровольность обращения обеспечиваемыми услугами;
  • конфиденциальность и .

По ст 19 ФЗ 442 социальное обслуживание производится на дому , полустационарно или в стационарной форме . В первом случае поставщик прибывает по месту жительства обратившегося. Полустационарные услуги подразумевают возможность получить к ним доступ в определенное время работы учреждения. Стационарность – это проживание получателя на территории учреждения, обеспечивающего предоставляемые услуги.

Виды социального обслуживания по статье 20 ФЗ 442 определяются следующими категориями:

  • бытовые услуги, нацеленные на поддержание жизнедеятельности граждан в жилищных вопросах;
  • медицинские , ориентированные на обеспечение и сохранение здоровья населения;
  • психологические , обеспечивающие адаптацию к социуму и комфортные состояние граждан;
  • педагогические , направленные на помощь в организации развития детей и устранении отклонений в их поведении и адаптации к социуму;
  • трудовые , решающие проблемы с трудоустройством;
  • правовые , обеспечивающие юридическую помощь;
  • коммуникативные , помогающие наладить контакты тем гражданам, которые ограничены в своей жизнедеятельности.

К видам социального обслуживания относят и срочную помощь в экстренных и чрезвычайных ситуациях.

Так же в РФ существует ФЗ о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Узнать больше о данном законе можно

Скачать 442 ФЗ

Скачать Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» 442-ФЗ можно . Документ представлен в последней редакции с изменениями, актуальными на август 2014 года. Текст может использоваться правозащитниками, должностными лицами, а также гражданами, углубленно изучающими свои права и обязанности.

Последние изменения

Изменения в Закон о социальном обслуживании вносились лишь один раз — 21 июля 2014 года, и вступили в силу вместе с общим текстом документа 1 января 2015 . Поправки коснулись следующих положений:

  • часть 1 ст. 7 и статья 8 соответственно дополнились пунктами 7.1 и 24.1 одного содержания: «создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания »;
  • в статье 13 Закона 442 ФЗ в ч 2 введен пункт 12.1 о проведении независимой оценки качества предоставления услуг; введена часть 4 об обеспечении технической возможности для граждан выражать свое мнение о качестве на официальных сайтах;
  • в закон добавлена статья 23.1 .

Указанная статья 23.1 ФЗ 442 регламентирует организацию и порядок проведения независимой оценки качества предоставляемого социального обслуживания. Таковая определяется как одна из форм общественного контроля над исполнением положений закона. Критериями оценки определяются такие принципы, как:

  • открытость и доступность информации;
  • комфортность условий;
  • доступность получения требуемых услуг;
  • время ожидания социального обслуживания;
  • доброжелательность, вежливость и компетентность сотрудников;
  • удовлетворенность граждан в получаемых услугах.

Проводится независимая оценка уполномоченным федеральным, региональным или муниципальным органом исполнительной власти. Контроль осуществляется в соответствии с предписанными нормами законодательства РФ.

В законе четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг.

Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица. Например, частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению; наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе; внутрисемейные конфликты; насилие в семье; беспризорность несовершеннолетних; отсутствие определенного места жительства, работы и средств к существованию.

Основанием для предоставления соцобслуживания может быть заявление как самого гражданина, так и его законного представителя, иных лиц, органов и общественных объединений.

Особый упор сделан на профилактику нуждаемости граждан в соцобслуживании. Вводится социальное сопровождение. То есть гражданам при необходимости могут оказать содействие в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Закрепляется принцип осуществления соцобслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соцуслугах. Последние могут предоставляться в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соцуслуг.

В неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным питанием, одеждой и предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и экстренной психологической помощи и др.).

Согласно закону платность соцуслуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, базируется на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода. Ограничивается предельный размер платы за соцуслуги. При этом закреплено, что новые условия предоставления соцуслуг не должны ухудшить положение тех, кто имеет право на их получение в настоящее время. В том числе это не должно привести и к повышению платы за услуги для указанных лиц.

Бесплатно соцуслуги оказываются следующим категориям. Во всех формах - несовершеннолетним детям, а также пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. На дому и полустационарной форме бесплатно могут получать соцуслуги граждане, чей среднедушевой доход ниже установленной величины. Размер предельного среднедушевого дохода для предоставления соцуслуг бесплатно будут определять региональные власти (но не менее 1,5 регионального прожиточного минимума).

Прописаны права и обязанности поставщиков и получателей соцуслуг, предусмотрено ведение реестра поставщиков и регистра получателей.

К оказанию соцуслуг привлекут бизнес. Вводится общественный контроль в сфере соцобслуживания.

Теперь родителям тяжелобольных детей будут выплачивать пособие до достижения детьми 18 лет, а не 15, как это было ранее.

В России вступают в силу несколько законов, вносящих серьезные изменения в сферу социальной защиты граждан. Среди них законы, продлевающий на три года выплаты родителям тяжелобольных детей, а также распространяющий бесплатное получение соцуслуг, на граждан с доходом до 1,5 прожиточных минимума.

Как рассказали ТАСС в пресс-службе Минтруда, «вступил в силу федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», который определяет правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания, полномочия органов власти, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг». Кроме государственного сектора, в сферу соцобслуживания будут привлекаться коммерческие и некоммерческие организации, которым будет оказываться поддержка со стороны государства.

В этих целях для организаций, оказывающих услуги в сфере социального обслуживания, будет установлена нулевая ставка налога на прибыль. Также в 2015 году впервые из федерального бюджета будут выделены средства в размере 168,5 млн рублей на субсидирование проектов привлечения частного инвестора в сферу соцобслуживания.

Кроме того, по ранее действовавшему законодательству граждане, имеющие денежный доход ниже прожиточного минимума, имели право на бесплатное получение социальных услуг. Новый закон устанавливает, что «порог отсечения будет на уровне полутора прожиточных минимумов», сказали в Минтруде. Это увеличит количество людей, имеющих право на получение бесплатной социальной помощи. «Законом предусматривается индивидуальный подход к каждому нуждающемуся в помощи. Он предполагает разработку и реализацию индивидуальной программы, с помощью которой человек сможет преодолеть тяжелую жизненную ситуацию», — отметили в министерстве. Также планируется создание реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг. Это позволит наладить более тесное взаимодействие между различными территориями. Еще предусмотрено формирование единых минимальных социальных стандартов социальной помощи по всей стране и примерного перечня социальных услуг. Они будут утверждаться правительством России и могут быть уточнены на уровне региона.

Кроме того, с этого дня вступает в силу федеральный закон, распространяющий обязательное социальное страхование на случай болезни, рождения ребенка на иностранных граждан, временно пребывающих на территории России. В настоящее время иностранцы имеют право на получение декретных пособий только после приобретения ими статуса временно или постоянно проживающих на территории РФ. «Данным федеральным законом работающим иностранным гражданам, временно пребывающим на территории РФ, предоставляется право на получение пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов в Фонд социального страхования (ФСС) РФ за период не менее шести месяцев», — разъяснили в Минтруде. Также устанавливается обязанность работодателей уплачивать за таких работников страховые взносы в ФСС России в размере 1,8% от начисленных в их пользу выплат.

В четверг начинает свое действие еще один закон в сфере соцзащиты. Теперь родителям тяжелобольных детей будут выплачивать пособие по временной нетрудоспособности до достижения детьми 18 лет, а не 15, как это было ранее. «Речь идет о детях-инвалидах, детях с ВИЧ-инфекцией, онкологическими заболеваниями, а также о случаях, когда болезнь ребенка связана с поствакцинальным (после прививки) осложнением», — пояснили в Минтруде.



Просмотров