Что значит госслужба. Как построена система, и какие бывают виды государственной службы в РФ? Понятие и виды государственной службы РФ

Центробанк РФ продолжает политику «зачистки» банковского сектора от нарушителей финансового законодательства. 17 марта лишились лицензии три банка: Национальный корпоративный банк (Нацкорпбанк), банк «Екатерининский» и банк «1Банк» из Владикавказа. Хороший повод напомнить вкладчикам, в каком порядке они могут вернуть деньги из банка, деятельность которого была приостановлена регулятором.

Какие денежные средства подлежат страхованию?

Согласно Федеральному закону N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», обязательному страхованию подлежат средства в рублях и валюте, размещаемые физическими лицами в банке на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая причисленные проценты на сумму вклада. Не являются застрахованными денежные средства:
  • размещенные на банковских счетах лицами, имеющими статус ИП без образования юридического лица, в связи с предпринимательской деятельностью;
  • банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;
  • переданные физическими лицами банкам в доверительное управление;
  • размещенные находящихся за пределами территории РФ филиалах банков РФ (Рекомендации о порядке информирования банками вкладчиков по вопросам страхования вкладов (протокол N 48).

Когда и в каком объеме могут быть возвращены средства?

Размер страхового возмещения определен в ст. 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» и составляет 100% суммы вклада, но не более 1 400 000 рублей. Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам, но не более 1 400 000 рублей в совокупности. Если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых вкладчик имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно (ч.ч. 3, 4 ст. 11 Закона). В случае, если вклад хранился в иностранной валюте, сумма возмещения рассчитывается в рублях по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая. Страховыми случаями являются:
  • отзыв (аннулирование) у банка лицензии на осуществление банковских операций (лицензия Банка России), если не реализован план участия Агентства по страхованию вкладов в урегулировании обязательств банка в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.
Страховой случай считается наступившим со дня отзыва (аннулирования) у банка лицензии Банка России либо со дня введения моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Куда обращаться за получением страхового возмещения?

В соответствии с Федеральным законом N 177-ФЗ заявитель вправе обратиться в Государственную Корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» с требованием о выплате возмещения со дня наступления страхового случая до даты вынесения определения суда о завершении конкурсного производства (принудительной ликвидации), при введении Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов - до даты окончания действия моратория, при добровольной ликвидации банка - до даты внесения записи о банке в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с его ликвидацией (п. 6.1 Порядка выплаты возмещения по вкладам). Также ч. 6 ст. 37 Закона предусмотрено взыскание Агентством в судебном порядке денежных сумм неисполненных обязательств банков по уплате страховых взносов и пеней. Указанные суммы подлежат зачислению на счет Фонда обязательного страхования вкладов (ст.33 Закона).
Обычно денежные средства выплачивают банки-агенты, что делается для оперативного приема заявлений граждан и максимально быстрого осуществления выплат им компенсаций по вкладам. Такие организации отбираются на основании решения Правления АСВ на конкурсной основе. Узнать о том, когда начнутся выплаты и в какие банки-агенты обращаться можно на сайте http://www.asv.org.ru/insurance/insurance_cases/ , где нужно выбрать свой банк и на открывшейся странице ознакомиться с необходимой информацией.

Какие документы надо подавать?

При обращении с требованием о выплате возмещения по вкладам вкладчик (наследник) представляет:
  • заявление по форме, определенной Агентством; (См. «Порядок выплаты возмещения по вкладам» (утв. решением Правления ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 03.08.2006, протокол N 46);
  • документы, удостоверяющие его личность, а при обращении наследника также документы, подтверждающие его право на наследство или право использования денежных средств наследодателя.
Представитель вкладчика (наследника) наряду с этими документами, представляет нотариально удостоверенную доверенность. (ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ). Доверенность должна включать полномочия на представление интересов вкладчика при получении страхового возмещения либо иметь общий характер (генеральная доверенность) (п. 6.2 Порядка выплаты возмещения по вкладам).

Банковский кризис заставляет волноваться вкладчиков, переживающих за сохранность своих денег. У многих возникает вопрос, как работает закон о страховании вкладов, велика ли вероятность, что деньги вернут, если у банка возникли форс-мажорные обстоятельства. Страхование вкладов физических лиц обеспечивается государством, однако банк, где частное лицо имеет депозит, должен быть участником системы по гарантированию возврата финансов физическим субъектам правоотношений. Чтобы быстро вернуть деньги, нужно знать нюансы работы системы страхования депозитов.

Что такое страхование вкладов

Чтобы избежать паники среди населения, связанной со сбоями в работе финансово-кредитных организаций, прекращением их деятельности, государство ввело страхование вкладов в банках, то есть гарантированные суммы компенсации, которые выплачиваются вкладчику. Мировая практика показывает, что государственное страхование вкладов физических лиц является надежным и эффективным механизмом, снижающим социально-экономические последствия кризиса банковской сферы.

Механизм нужен для формирования доверия физических лиц к банкам, побуждая их вкладывать средства в «длинные» депозиты, рассчитанные не на один год. Однако, поскольку Центральный Банк России (ЦБР) предпочитает не закрывать банковские структуры, а проводить оздоровительный комплекс мер по выправлению кризисной ситуации, при котором физические субъекты всегда имеют доступ к своим финансам, система страхования имеет меньшую актуальность, чем 3-5 лет назад.

Как работает система страхования вкладов физических лиц

Договор о привлечении сбережений должен гласить, что банк участвует в программе по защите накоплений населения, реализуемой государством. Это дает физическим лицам уверенность, что при наступлении форс-мажорных обстоятельств, когда финансовая структура не может выполнять своих обязательств перед вкладчиками, последние гарантированно получат свои деньги от Агентства, осуществляющего страховку вкладов. Механизм работы Агентства опирается на законодательство России, где детально прописаны права вкладчиков для получения компенсации.

Нормативно-правовая база

Компенсация по суммам страховки осуществляется в соответствии с Федеральным законом­№ 177 от 23.12.2003 г. "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", определяющим нормы, правила, размер обязательств, по которым производится страхование вкладов физических лиц. Согласно данному правовому акту, любой физический объект правовых отношений с банком может направить в уполномоченный орган ходатайство о возмещении средств, которые банк не в состоянии выплатить по своим обязательствам.

Государство гарантирует гражданам возврат денежных средств при следующих условиях:

  • Финансово-кредитная организация состоит в реестре банков, участвующих в программе компенсации денежных средств по депозитам. Согласно закону, при заключении договора о привлечении финансов, любая банковская структура должна информировать физическое лицо о своем нахождении в реестре.
  • Договор о привлечении денежных ресурсов действует на условиях, подпадающих под определение страхового случая.

Агентство по страхованию вкладов

Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов является регулятором взаимоотношений между финансовой организацией и частными лицами. Агентство работает, опираясь на 177-ФЗ, и объем средств, которые могут быть использованы для компенсации физическим лицам, составляет более 85 млрд. рублей. Это имущество Агентство получает из перечислений банков (любая финансовая структура для получения лицензии ЦБР должна перечислять фонду обязательного страхования вкладов определенный процент), или от инвестиций.

Агентство активно работает по процедурам, связанным с банкротством банковских учреждений, проводит санационные меры по их оздоровлению, оказывает поддержку добровольным инвесторам. В состав Совета директоров этой государственной корпорации входят представители Центробанка и высшие правительственные чиновники, что обеспечивает максимальную гарантию возврата денег по требованиям вкладчиков.

Банки, входящие в систему государственного страхования вкладов

На сайте АСВ можно увидеть, что в реестре участников находятся следующие финансовые структуры:

  • Сбербанк РФ;
  • ВТБ 24;
  • Альфа-групп;
  • Промсвязьбанк;
  • Райффайзенбанк;
  • Росгосстрах банк;
  • Ренессанс кредит;
  • Россельхозбанк;
  • Русский стандарт.

Согласно данным АСВ, реестр насчитывает более 850 финансовых организаций. Если частному вкладчику при заключении договора банковского депозита не предъявляют официальные данные о том, что финансовое учреждение осуществляет страхование вкладов физических лиц, то он столкнулся с мошенниками. Любой банк должен обязательно принимать участие в программе компенсации депозитов частным лицам.

Страхование банковских вкладов – особенности процедуры

Согласно 177-ФЗ любые средства, помещаемые физическим субъектом правоотношений в банк, с открытием банковского счета, для приобретения выгоды в виде процентных отчислений, а также проценты, «набегающие» за время пользования финансовым учреждением этими деньгами, считаются застрахованными. К таким депозитам относятся и рублевые, и валютные сбережения частных лиц. Максимальная сумма страхования вкладов, согласно поправке от 19.12.2014 г., установлена в 1,4 млн. рублей. Застрахованными считаются следующие виды финансовых средств, которые подлежат возврату:

  • отправленные на разные депозиты, срочные и до востребования, в рублях и иностранной валюте;
  • размещенные на счетах, предусматривающих выплаты зарплат, пособий, пенсий физическим субъектам правовых отношений;
  • предназначенные для нужд частных предпринимателей;
  • размещенные на счетах опекунов, попечителей для передачи средств их подопечным;
  • имеющиеся на счетах типа эскроу, которые предназначены для осуществления сделок физических лиц по купле-продаже недвижимости;
  • находящиеся на дебетовых физических пластиковых носителях, эмитированных данным финансовым учреждением.

Какие средства физических лиц не подлежат обязательному страхованию

Следует знать, что законодательство оговаривает исключения, по которым некоторые виды денежных сумм, хранимые объектами правовых взаимоотношений в банках, не подлежат компенсации, и страхование вкладов физических лиц на них не распространяется. К ним относятся:

  • Суммы на счетах граждан, осуществляющих юридическую помощь частным лицам (адвокатов, нотариусов), если эти деньги расходуются на рабочие нужды.
  • Банковские депозиты, оформленные на предъявителя.
  • Финансы, которые частное лицо передает банку для инвестиций по доверительному управлению.
  • Деньги, находящиеся в зарубежных филиалах российских банков.
  • Средства, для перечисления которых не открывается дебетовый счет (электронные платежи).
  • Дополнительные денежные суммы на номинальных металлических обезличенных счетах.

Страховые случаи

Согласно законодательству, страхование сбережений физических лиц осуществляется в следующих случаях:

  • Если ЦБР отзывает выданную им лицензию у банка. Участник реестра подлежит введению внешнего управления, больше не имеет права осуществлять свою работу с физическими и юридическими лицами, распоряжаться финансами, выполнять свои обязательства перед клиентами.
  • При введении ЦБ моратория на требования кредиторов. Такая ситуация возникает при проведении процедуры банкротства кредитного учреждения с целью реструктуризации долгов. Следит за проведением моратория АСВ, длиться такое состояние может 12 месяцев, после чего принимается решение или о его прекращении, или о пролонгации на полгода.

Отзыв лицензии ЦБР

Главный банк забирает выданную им лицензию на осуществление банковской деятельности у финансовой организации при таких обстоятельствах:

  • если банк превышает свои полномочия и осуществляет рискованные операции по выдаче крупных невозвратных кредитов;
  • снижении уставного капитала ниже заявленной в учредительных документах суммы;
  • если финансовая структура целенаправленно и постоянно не выполняет требования ЦБ РФ;
  • при невозможности удовлетворить требования кредиторов и претензии клиентов по обязательствам банка;
  • при выявлении мошеннических схем отмывания денег, предоставлении неправильных данных отчетности;
  • неисполнении решений судов;
  • критическом сокращении остатков денежных средств ниже 2%.

На следующий день после отзыва лицензии ЦБ вводит внешнее управление для приведения в порядок финансовой структуры и ее последующей ликвидации. Физические лица могут претендовать на возмещение средств, лежащих на депозитах в данной банковской организации, через 2 недели после фиксации наступления данного страхового случая, при условии, что их средства были застрахованы.

Введение ЦБ моратория на удовлетворение требований кредиторов банка

Данная мера является временной по отношению к кредитно-финансовой организации, и устанавливается для упорядочения ее функционирования. Мораторий дает право физическим лицам на получение не только вложенной суммы, но и на процентов по ней при наступлении страхового случая. Компенсация процентов происходит отдельно, они рассчитываются исходя от 2/3 ключевой ставки ЦБ РФ.

Обращаться в агентство, занимающееся выплатами, нужно через 2 недели после наступления моратория, но не позже, чем за 2 недели до его прекращения. Если вкладчик не обратился в АСВ по уважительным причинам за указанные сроки, то деньги могут быть ему выданы в индивидуальном порядке, при предъявлении нужных документов. При прекращении действия моратория возможны два варианта:

  • у банка отзывается лицензия, и он прекращает существование;
  • проведенные санационные меры благоприятно сказываются на финансовом состоянии организации, и она продолжает работу в прежнем режиме.

Страховое возмещение по вкладам

Согласно закону о страховании вкладов физическому участнику правоотношений, при обращении в АСВ 100% страховки выплачивается по депозиту. Если у частного лица было несколько депозитов в данной организации, то размер взносов пересчитывается пропорционально каждому вкладу. Однако, следует знать, что закон о страховании предусматривает максимальный размер компенсации 1,4 млн. рублей, и, если сумма по всем вкладам совокупно превышает эту цифру, то компенсация разницы по взносам определяется на суде согласно списку кредиторов 1-й очереди.

Компенсация по счетам эскроу производится в 100% -ном объеме, если не превышает сумму в 10 млн. рублей. Выплаты по данному страховому случаю производятся Агентством в отдельном порядке, после рассмотрения всех документов по открытию данного счета. Деньги можно получить непосредственно в отделении АСВ, через банки-агенты, назначенные фондом, или по почте.

Размер выплат

В законодательстве, устанавливающем правила по страхованию физических лиц, оговаривается отдельно ситуация, при которой владелец вклада одновременно имел депозит в банковской организации, и брал кредит там же, который, к моменту наступления страхового случая, не был погашен полностью. Сумма компенсации будет рассчитываться как разница между дебетовым и кредитным счетом, с учетом всех сумм обязательств дебитора и кредитора.Страховые взносы выплачиваются при этом в индивидуальном порядке.

Валюта возмещаемой суммы

Компенсация по вкладам производится в рублях, поэтому для всех вкладов в валюте осуществляется пересчет согласно курсу ЦБ по данной валюте на момент наступления страхового случая. Если вклад размещен в валюте, то проценты по валютным депозитам рассчитываются, исходя из данных Центробанка по средним процентным ставкам на данный вид банковского депозитного продукта.

Если был введен мораторий, и не хочется получать компенсацию в рублях по валютному вкладу, то можно запастись терпением и подождать окончания санационных мер. Финансовая организация начнет работу в прежнем режиме и будет удовлетворять претензии по вкладам пропорционально депозитным договорам. Однако, в такой ситуации есть вероятность не получить вообще внесенной вкладчиком суммы, если банк прекратит существование после окончания моратория.

Как получить страховые выплаты по вкладам

Чтобы не пострадать в результате банкротства банковского учреждения, и вернуть средства, следует предпринять следующие шаги:

  • Проверить установленный законодательством перечень застрахованных средств и узнать, относятся ли ваши сбережения к ним.
  • На сайте АСВ убедиться, что данный банк является участником ССВ;
  • Из СМИ, банковских уведомлений, сообщений вкладчикам узнать, какой банк-агент был назначен АСВ для проведения выплат.
  • Выбрать самый удобный способ получения выплаты компенсаций – наличными, безналичным перечислением, почтовым переводом.
  • Написать заявление о выплате страховки в банк-агент и прийти туда лично с требуемыми документами.
  • В течение 3 рабочих дней получить указанным способом требуемую сумму.
  • Если размер вклада превышает максимальную ставку страховой выплаты, то для компенсации разницы, которую не покрывает страхование, обратиться в суд наравне с прочими кредиторами банка.

Документы для подачи в АСВ

Возмещение выплачивается АСВ при предъявлении следующих документов:

  • Заявления вкладчика по установленной форме. Если выбран способ получения денег по почте, то заявку придется заверить у нотариуса.
  • Паспорта или иного удостоверения личности, о котором есть данные в общем реестре клиентов банковской организации.
  • При обращении не самого вкладчика, а его представителя требуется заверенная нотариусом доверенность на право требования выплат.
  • Если за выплатой возмещения обращается на само физическое лицо, заключавшее договор об его открытии, а наследник вкладчика, то требуется представить документы, свидетельствующие о его праве на наследство.

Видео

Понятие государственной службы определяется Федеральным Законом 58 «О системе госслужбы РФ».

Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

    Российской Федерации,

    федеральных органов государственной власти,

    субъектов Российской Федерации,

    органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

    лиц, замещающих государственные должности РФ, а также государственные должности субъектов РФ.

Система гос. службы включает в себя следующие виды государственной службы:

      государственная гражданская служба

      военная служба

      правоохранительная служба

1. Государственная гражданская служба - вид госслужбы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Государственная гражданская служба РФ подразделяется на:

    федеральную государственную гражданскую службу

    государственную гражданскую службу субъектов РФ.

Различия между государственной гражданской службой РФ и службой субъекта РФ заключается в осуществляемой российским гражданином трудовой функции в интересах Российской Федерации в целом или отдельного региона. Кроме того, должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а должности государственной гражданской службы субъектов РФ - их законами или иными подзаконными нормативно-правовыми актами.

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

    Конституцией РФ;

    ФЗ-58 "О системе государственной службы РФ";

    ФЗ-79 "О государственной гражданской службе РФ";

    указами Президента РФ;

    постановлениями Правительства РФ;

    конституциями (уставами), законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ;

    нормативными правовыми актами государственных органов.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ФЗ-79, то применяются правила международного договора.

2. Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.

Военная служба осуществляется:

    в Вооруженных Силах РФ (т.е. в органах, учреждениях, войсках, подчиненных Министерству обороны РФ);

    во внутренних войсках МВД России;

    в железнодорожных войсках;

    в органах ФСБ России, пограничных войсках;

    в воинских формированиях системы МЧС России;

    в иных войсковых формированиях.

Для военной службы главная цель - защита страны от посягательств других государств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность, военный и экономический потенциал страны. Военнослужащие готовятся к обороне и осуществляют оборону, охраняют государственную тайну, государственную границу и другие важные для страны объекты.

Отличие военной службы от любой другой публичной службы состоит в том, что она комплектуется не только на добровольной основе, но и на основе призыва. По этому критерию военная служба делится на два вида: службу по контракту и службу по призыву.

К гражданам, зачисляемым (поступающим) на военную службу, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, образованию, уровню профессиональной подготовки, морально-психологическим качествам, выполнению нормативов физической подготовки.

3. Правоохранительная служба - вид федеральной госслужбы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Правоохранительную деятельность осуществляют служащие:

    подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности МВД России;

    таможенных органов РФ;

    противопожарной и иных служб МЧС России;

    органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков;

    Федеральной службы судебных приставов;

    Федеральной службы исполнения наказаний;

    Государственной фельдъегерской службы РФ.

Правоохранительная служба призвана защищать права и свободы граждан и организаций, обеспечивать общественную безопасность, вести борьбу с преступлениями и административными правонарушениями. Как представители власти сотрудники правоохранительных органов наделены широкими властными полномочиями, и в том числе правом применять принудительные меры, пресекать неправомерные действия (требовать прекращения неправомерных действий, доставлять, задерживать граждан, изымать имущество и документы, применять оружие и т.д.). Они имеют специальные удостоверения, знаки отличия, форменную одежду, а во многих случаях и огнестрельное оружие.

Виды государственной службы РФ представлены несколькими большими группами государственных органов, должностей и обязанностей, объединенных общими признаками. Какими видами государственной службы РФ располагает система госслужбы России, разберемся в этой статье.

Понятие и виды государственной службы РФ

Служба - это осуществление человеком определенных действий, направленных на исполнение закрепленных за ним трудовых обязанностей. Государственная служба - это применение гражданами своих трудовых профессиональных навыков в сфере реализации полномочий и задач госорганов различных уровней. Этот вид трудовой деятельности выполняется работниками, именуемыми госслужащими.

Госслужба РФ регламентирована, в первую очередь, Федеральным законом «О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 года № 58-ФЗ. В соответствии с ним система госслужбы представлена следующими видами:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба.

Каждый вид государственной службы, в свою очередь, регламентирован и конкретизирован отдельным пакетом нормативных актов, принятых как на федеральном, так на региональном уровнях.

Принципы госслужбы

Основные принципы чего-либо - это руководящие положения, ведущие особенности устройства. Основные принципы устройства и осуществления функций всех видов государственной службы, входящих в общую систему, сформулированы в статье 3 закона «О системе госслужбы РФ».

К принципам устройства и функционирования госслужбы относятся:

  • федерализм, то есть одновременное единство системы госслужбы и разграничение полномочий ее органов;
  • соответствие законам (законность);
  • верховенство прав и свобод человека;
  • единый законодательный подход к организации госслужбы;
  • гласность и доступность госслужбы публичному контролю;
  • грамотность и подготовленность госслужащих на должном уровне;
  • некоторые другие.

Основные принципы устройства госслужбы РФ призваны обеспечить единообразие, постоянство и эффективность функционирования системы госслужбы.

Система государственной службы РФ

Слово «система» переводится с древнегреческого как что-то единое, составленное из элементов. То есть система - это однородная структура взаимодействующих друг с другом частей.

Система государственной службы Российской Федерации включает в себя все многообразие государственных органов власти различных уровней. Государственные органы власти РФ делятся на федеральные органы и органы госвласти субъектов федерации. При этом госорганы различных уровней как разграничены, так и связаны между собой. Реализуемые в рамках своих полномочий функции госорганов также призваны решать вопросы федерального и регионального значения. Кроме того, существуют вопросы совместного ведения федеральных и региональных органов.

Осуществляя свои трудовые функции в рамках должностных обязанностей, госслужащие ничего не производят в материальном плане, но от этого их деятельность не перестает быть менее значимой. Исполняя функции госорганов, госслужащие производят информацию и, в глобальном плане, осуществляют функционирование такой значительной общности людей, как государство.

Государственная гражданская служба

Государственная гражданская служба - это один из видов государственной службы РФ. Регулируется законом о государственной гражданской службе РФ. Представляет собой перманентное последовательное и качественное исполнение функций и задач госорганов людьми, работающими на соответствующих должностях (госслужащими).

В юридической научной литературе, касающейся института государственной службы, определено 6 признаков, присущих гражданской службе как виду государственной службы. Это:

Гражданская служба осуществляется в госаппаратах органов власти (представительной, судебной, исполнительной) и в других органах, исполняющих от имени государства его задачи и причисленных федеральным и региональным законодательством к органам госвласти.

Виды государственной гражданской службы

Из всех перечисленных ранее видов государственной службы гражданская служба воспроизведена наиболее обширно, потому что замыкает на себе как федеральные, так и региональные институты власти.

Итак, гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов федерации. Очевидно, что федеральная гражданская служба реализуется госслужащими в федеральных органах госвласти. Этот вид службы имеет отношение к решению вопросов, находящихся в компетенции Российской Федерации, а также в совместном ведении федерации и регионов.

Государственная гражданская служба субъектов федерации реализуется в пределах функций и полномочий конкретного региона. Кроме того, как уже упоминалось, она включает работу по принятию решений по вопросам совместного ведения.

Кроме перечисленных видов государственной службы, в гражданской службе можно обозначить так называемую специальную гражданскую службу, в которой можно выделить отдельные группы организаций и учреждений. Специальная гражданская служба нужна государству для решения отдельных задач, объединенных в различные группы. К специальной гражданской службе можно отнести работу органов таможни, налоговой, финансово-кредитных, дипломатических и иных организаций.

Военная служба

Военная служба - особый, по назначению и функциям, вид государственной службы. Военная служба, в отличие от гражданской, направлена на реализацию оборонных и охранительных функций государства. Основная задача военной службы - вооруженная защита государства от покушения других стран на конституционное устройство, независимость, территориальную целостность, ресурсы страны. Военная служба представляет собой реализацию гражданином своих профессиональных навыков на госслужбе путем замещения воинских и, в некоторых ситуациях, не воинских должностей. Военная служба в нашей стране возможна в 2 формах: на добровольных началах (по контракту) и по призыву.

Военная служба характеризуется, в первую очередь, особым статусом военнослужащих. Правовое положение военнослужащих регламентировано законами «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ и, конечно же, «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ.

Для военнослужащих определены:

  • особые условия работы (риск для жизни, ненормированный график, непостоянное место несения службы);
  • жесткие требования при приеме на службу (возраст, физическое и психическое здоровье, специальные знания);
  • специальная система званий и связанные с ней строгая дисциплина и субординация;
  • досконально регламентированные условия не только работы, но и жизни, формы одежды, правил поведения в той или иной ситуации;
  • особый порядок привлечения к юридической ответственности (свои органы судов, прокуратуры, исполнения наказания и т. п.).

Граждане несут военную службу в войсках, подчиненных Министерству обороны России, в войсках Министерства внутренних дел России, органах Федеральной службы безопасности, в отрядах Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, железнодорожных, пограничных и иных войсках.

Правоохранительная служба

Правоохранительную службу нужно отличать от остальных видов государственной службы и, в первую очередь, от военной службы. В чем же различие? Правоохранительная служба - это реализация гражданином своих профессиональных навыков путем замещения должностей в госорганах, организациях и учреждениях, исполняющих функции охраны безопасности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступности, защиты прав и свобод других граждан.

Из определения правоохранительной службы и анализа законодательства видно, что присутствует некоторая схожесть с другими видами государственной службы и, в частности, с военной. Но существуют и различия.

Сходство - в строгом (хотя и менее, чем в военной службе) регламенте профессиональной деятельности по реализации функций правоохранительной службы; в наличии званий и субординации, формы одежды; в особенных требованиях к физическому и психическому состоянию здоровья гражданина при приеме на работу и т. д.

Основное различие состоит в том, что военная служба, направленная на защиту государства, преследует целью охрану интересов общности людей и, в большинстве своем, интересов внешних. Правоохранительная служба нацелена на защиту внутренних интересов безопасности граждан. Можно сказать, что правоохранительная служба более индивидуальна в своем подходе по охране чьей-либо безопасности.

Муниципальная служба

Рассматривая виды государственной службы Российской Федерации, нельзя обойти вниманием муниципальную службу. В законе о системе госслужбы РФ среди видов госслужбы муниципальная служба отсутствует. Более того, не могут прийти к единому мнению по вопросу отнесения муниципальной службы к госслужбе и ученые.

По мнению одних исследователей, и государственная и муниципальная службы - это разновидности публичной службы, однако муниципальная служба видом госслужбы не является. Другие ученые считают, что муниципальная служба естественно включена в систему госслужбы России, и законодательное оформление этого факта - лишь дело времени.

В любом случае стоит знать, что и государственная, и муниципальная службы в своей деятельности переплетены очень тесно. Однако квалификационные требования при поступлении на муниципальную службу устанавливаются каждым муниципальным образованием самостоятельно. При приеме на муниципальную службу с гражданином заключается трудовой договор, а не служебный контракт. Вместе с тем, стаж муниципальной службы засчитывается как стаж госслужбы.

Обусловлены специализацией, которую определяют цели, уровень и функции соответствующих органов. Под этим понятием понимается особая профессиональная работа, направленная на обеспечение предоставленных законом полномочий аппарату власти.

Различные виды государственной службы возникли в связи с устройством РФ, имеющим федеративный характер. На эти разграничения повлияло также разделение властей и особенности различных секторов и сфер, относящихся к исполнительному аппарату.

Служба субъектов государства, которые находятся в его ведении;

Федеральная.

Совместным ведением государства и его субъектов являются только кадры, относящиеся к правоохранительным и судебным органам.

Также подразделяют виды государственной службы на:

Гражданскую;

Общеадминистративную;

Специализированную;

Правоохранительную;

Военную;

Войсковую;

Военизированную.

Госслужба обладает многоцелевым функциональным характером. Ее основной задачей является обеспечение исполнения всех полномочий, которые возложены на аппарат управления обществом. Именно это многообразие функций диктует специализацию и дифференциацию профессиональной служебной деятельности государственных органов. Глубокое понимание структуры этого механизма способствует решению проблемы модернизации и совершенствования работы всех его подразделений с целью повышения эффективности их функционирования.

Виды государственной службы, которые классифицируются в зависимости от можно разделить на несколько категорий. К ним относят:

Парламентскую службу;

Работу исполнительных органов (правительственную);

Судебную деятельность.

Различные элементы структуры государственной службы обладают специфическими особенностями и функциональными возможностями, которые зависят от предмета деятельности и компетенции соответствующего аппарата власти.

К управленческим или общеадминистративным органам относят:

Службу Президента и его Администрации;

Парламентские органы;

Правительственную службу;

Исполнительные органы.

Вид государственной службы, являющийся специализированным, решает задачи по реализации особых полномочий. Они предоставляются служащим со специфической профессиональной подготовкой. Как правило, их целью является регулирование определенной однородной деятельности. Служба в специализированных государственных подразделениях относится к гражданскому виду. Деятельность таких госорганов основана на правовых актах, которые издаются для их функционирования. К ним можно отнести:

Дипломатическую службу;

Налоговые органы;

Правозащитный аппарат;

Службу контроля и надзора;

Финансово-кредитные госорганы;

Являющуюся альтернативной;

Избирательные комиссии.

Понятие и виды государственной службы со специальными компетенциями и функциями включают в себя также органы, которые решают правоохранительные задачи. Их деятельность основана на применении мер воздействия юридического характера, которые соответствуют действующему законодательству. Такая служба осуществляется в органах:

Прокуратуры;

Налоговой полиции;

Внутренних дел;

Таможни;

Юстиции;

Нотариальной службы.

По своей специфике к правоохранительной службе тесно примыкает военная. Это особый вид, отличающийся от гражданской рядом особенностей:

Условиями труда, сопряженными с риском;

Специфическими профессиональными особенностями;

Должностными обязанностями, в основе которых - защита здоровья и жизни граждан, а также обеспечение их безопасности;

Наличие дисциплинарного устава;

Особыми условиями приема на службу и порядком ее прохождения.



Просмотров