Перечень объектов на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана. Пожарная охрана объектов и зданий

Мы оказываем услуги объектовой пожарной охраны. Стоимость заключения договора рассчитывается индивидуально.

Расчетное время прибытия на объект в случае чрезвычайной ситуации составляет по Москве — от 5 минут , по Московской области — от 10 минут.

В случае заключения долгосрочного договора, постоянно действующее подразделение располагается в непосредственной близости от Вашего объекта, либо прямо на его территории, при достижении соответствующих договоренностей.

Вам также может быть интересно:

БЪЕКТОВ

После серии крупных пожаров, произошедших в Московском регионе, было возбуждено несколько уголовных дел в отношении руководителей предприятий и организаций, которые не обеспечили должным образом пожарную охрану своих объектов, что и привело к трагическим последствиям. Так же были ужесточены требования по пожарному минимуму, который необходимо выполнить на предприятии, суммы штрафов удвоены, проверки стали регулярными. Нахождение пожарного подразделения непосредственно на территории Вашего объекта, автоматически снимает Вас с проверок и что самое главное, позволяет предотвратить и локализовать возгорание в самой начальной стадии, не дав огню распространиться.

Пожарная охрана объектов представляет собой перечень обязательных противопожарных мероприятий, а так же количество сил и средств, которые должны быть привлечены к действиям по предупреждению и тушению огня. Основная ответственность за выполнение данного регламента возлагается на руководителя предприятия, организации. В обязанности руководителя входит:

  • организация пожарной охраны объектов частным или добровольным подразделением пожарной охраны;
  • обеспечение полного и безусловного исполнения всех установленных положений по реализации технического регламента на всех этапах проектных и строительных работ, а так же при эксплуатации здания, помещения, предприятия;
  • выделение бюджета на приобретение необходимой техники и средств для предупреждения пожаров и борьбы с огнем.

Перечень объектов, подлежащих пожарной охране

В первую очередь необходимо обеспечить пожарной охраной стратегически важные и опасные объекты, объекты инфраструктуры, населенные пункты, леса, массовые мероприятия и места пребывания людей, среди которых особо необходимо выделить:

Пожарная охрана на предприятии

Процедура может осуществляться добровольным, ведомственным или частным пожарным формированием. Как отмечают многие руководители предприятий и органов местного самоуправления, услуги частных подразделений являются более выгодными с экономической точки зрения решением. Как говорится, за безопасность нужно платить, а за ее отсутствие – расплачиваться. С другой стороны предприятие может создать на своей базе ведомственное подразделение, но это обычно слишком накладно и трудно выполнимо. Рациональным такой подход может быть только в случае с крупными промышленными и нефтедобывающими предприятиями. Пользование услугами объектовой пожарной охраны гораздо эффективнее и экономичнее, когда речь идет о производственном объекте небольшого масштаба. Создание и содержание пожарной охраны на предприятии производится из бюджетных средств самого предприятия. Формирование ведомственных пожарных подразделений для пожарной охраны объектов и предприятий возможно только в тех структурах, которые подконтрольны государству. Например, РЖД или Аэрофлот. Коммерческие предприятия и органы исполнительной власти такой возможностью не обладают.

Задачи пожарного расчета:

  • исключение возможности возникновения пожара;
  • обеспечение пожарно-технического минимума;
  • спасение людей и материальных ценностей;
  • тушение пожара и проведение аварийно спасательных работ.

Пожарная охрана зданий, строений, помещений

Предотвращение возгорания на опасном производстве, в здании или любом другом помещении – основная задача системы пожарной безопасности объекта. Очень важно, чтобы руководители предприятий следили за следованием технологическим рекомендациям по предотвращению образования источников возгорания или горючей среды, которая могла бы вспыхнуть. Противопожарная защита здания обеспечивается с помощью различных технических средств для тушения пожаров, в том числе, пожарной сигнализации, использованием при строительстве объекта только безопасных материалов, удовлетворяющих требованиям пожарной безопасности. Руководство нефтеперерабатывающих заводов и других опасных производственных объектов, обычно, прекрасно осведомлено о требованиях пожарной безопасности. Но желание сэкономить на организации вневедомственной пожарной охраны на объекте, может стать причиной трагедии. Именно поэтому в обязанности руководства входит организовать обучение и беспрекословное следование правилам безопасности всеми работниками объекта.

Главы

администрации области

Положение
о порядке создания, организация работы и расчете обязательной
численности пожарной охраны на предприятиях,
в организациях и других объектах области

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливается общие требования по порядку создания и расчету численности пожарной охраны на предприятиях, в учреждениях, организациях, крестьянских хозяйствах, иных юридических лицах (далее - предприятиях), независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а так же на их филиалах и других структурных подразделениях, расположенных на территории Рязанской области.

1.2. Пожарная охрана на предприятиях Рязанской области в обязательном порядке создается на основании ст.ст.16 , Федерального Закона "О пожарной безопасности" от 21.12.94 г. N 69-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 13.01.96 г. N 24-2 и постановления Главы администрации Рязанской области, утверждающего это Положение.

1.3. Перечень предприятий, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, определяется распоряжением районных и городских администраций на основании постановления , утверждающего это Положение, в соответствии с приведенными в данном постановлении характеристиками предприятий и организаций.

1.4. Пожарная охрана предприятий может обеспечиваться подразделениями Государственной противопожарной службы МВД России, либо ведомственной пожарной охраной, добровольной пожарной охраной, а так же другими организациями, получившими в установленном порядке лицензии на данный вид деятельности.

2. Организации работы пожарной охраны предприятий

2.1. На пожарную охрану предприятий возлагаются задачи по организации предупреждения пожаров и их тушению.

2.2. Организация предупреждения пожаров включает в себя контроль за соблюдением на предприятии требований пожарной безопасности, разработку и реализацию, в пределах предоставленной компетенции, мер пожарной безопасности. Организация тушения пожаров регламентируется Боевым Уставом пожарной охраны и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

2.3. Для решения возложенных на пожарную охрану задач и получения лицензии на данный вид деятельности должны быть разработаны следующие документы:

Положение о пожарной охране предприятия, согласованное с Управлением государственной противопожарной службой УВД;

Должностные инструкции работников пожарной охраны;

График дежурства личного состава пожарной охраны;

Схемы, планы расположения на предприятии участков с указанием порядка наблюдения за их противопожарным состоянием;

Перечень пожарной техники и средств связи, порядок их эксплуатации;

Расписание занятий по начальной и последующей подготовке личного состава пожарной охраны;

Документы предварительного планирования боевых действий по тушению пожаров и взаимодействию с другими службами предприятия и подразделениями Государственной противопожарной службы УВД.

2.4. Личный состав пожарной охраны должен быть подготовлен к выполнению возложенных на него задач, пройти медицинское обследование на предмет отсутствия медицинских противопоказаний для работы в пожарной охране, а так же должен иметь необходимые знания и навыки для осуществления должностных обязанностей.

2.5. Руководитель пожарной охраны предприятия должен иметь высшее или среднее специальное образование и стаж работы в пожарной охране на должностях начальствующего состава не менее пяти лет.

2.6. Специальное первоначальное обучение и повышение квалификации личного состава пожарной охраны должны осуществляться в пожарно-технических учебных заведениях МВД России и учебном пункте УГПС УВД.

2.7. При заключении договоров на пожарную охрану с Государственной противопожарной службой функции по организации работы, подготовке и обучению личного состава пожарных подразделений возлагаются на УГПС УВД.

3. Расчет численности пожарной охраны предприятий

3.1. Для осуществления работы по предупреждению пожаров и организации за противопожарным состоянием территория предприятия, его зданий и сооружений делится на участки и контролируется с периодичностью в соответствии с таблицей N 1 .

Численность личного состава пожарной охраны, выполняющего обязанности по предупреждению пожаров, устанавливаются в зависимости от количества участков на предприятии.

Таблица N 1

Группа
сложности
объектов
предприя-
тия
Критерии отнесения объектов
предприятия к существующей
группе сложности
Периодич-
ность конт-
роля (час.)
Рекомен-
дуемая
площадь
участка
(сектора)
кв.м.
1 Объекты предприятия, более 50%


взрывопожарной и пожарной
опасности к категориям А, Б и
В1-В4, а также объекты
предприятия, имеющие открытые
технологические установки и
сооружения, в процессе


жидкости (газы); объекты
использования атомной энергии.
2 30 000
2 Объекты предприятия, до 50%
площади застройки которых занимают
здания и помещения, отнесенные по
взрывопожарной и пожарной
опасности к категориям А, Б и
В1-В4, а также объекты
предприятия, имеющие открытые
технологические установки и
сооружения, в процессе
производства которых обращаются
легковоспламеняющиеся и горючие
жидкости (газы); объекты
энергетики; открытые площадки для
хранения и переработки сгораемых
материалов; объекты культуры,
здравоохранения, социально-бытовой
сферы; научные учреждения,
гостиницы, административные
здания.
4 50 000
3 Прочие объекты 6 70 000

3.2. Для выполнения функций по тушению пожаров пожарная охрана предприятия оснащается пожарной техникой и средствами связи:

3.2.1. Количество пожарных автоцистерн определяется, исходя из расхода воды на наружное пожаротушение предприятия в соответствии с действующими правилами с учетом тактико-технических данных пожарных машин по таблице N 2.

Таблица N 2

3.2.2. Количество личного состава пожарной охраны, необходимой для тушения пожаров (одна суточная смена), определяется в соответствии с таблицей N 2 исходя из принятой для расчета численности личного состава отделения на автоцистерне. Общее количество личного состава должно предусматриваться исходя из четырех сменного варианта несения дежурства.

3.2.3. В случае, если предприятие находится в радиусе 3 км. (для города, поселка) или 12 км. (для сельской местности) от существующей пожарной части УГПС УВД, то численность личного состава, необходимого для тушения, создаваемой пожарной охраны предприятия принимается равной недостающей численности пожарной части УГПС УВД до требуемой для тушения пожара на предприятии.

3.2.4. Численность пожарной охраны предприятий, необходимая для тушения пожаров, может введена в штаты существующих пожарных частей по охране населенных пунктов, на территории которых расположены данные предприятия.

При этом личный состав, необходимый для тушения пожаров на предприятии, рассчитывается следующим образом:

а) в соответствии с действующими нормами и правилами определяется требуемый расход воды на наружное пожаротушение в населенном пункте;

б) в соответствии с таблицей N 2 определяется количество личного состава, необходимого для тушения пожаров в населенном пункте, а также недостающая численность до требуемой исходя из существующего количества личного состава службы пожаротушения, имеющихся в населенном пункте пожарных частей УГПС УВД;

в) недостающая (по подпункту "б" пункта 3.2.4.) численность личного состава пропорционально (в соответствии с балансовой стоимостью имущества предприятия) распределяется для финансирования ее содержания между предприятиями населенного пункта, на которых пожарная охрана должна создаваться в обязательном порядке.

4. Порядок создания пожарной охраны

4.1. Распоряжениями (постановлениями) районных, городских администраций в соответствии с постановлением Главы администрации Рязанской области, утвердившем это Положение, определяются предприятия и организации района, города, на которых в обязательном порядке должна создаваться пожарная охрана и вид пожарной охраны.

4.2. Предприятия, на которых должна создаваться пожарная охрана, производят расчет численности и оснащенности пожарной охраны в соответствии с разделом 3 настоящего Положения и согласовывают его с Государственной противопожарной службой.

Добровольная и ведомственная пожарная охрана создается приказом руководителя соответствующего предприятия.

При создании военизированной пожарной охраны МВД РФ предприятием заключается договор на пожарную охрану с УГПС УВД.

4.3. При принятии решения о создании пожарной охраны в соответствии с п.3.2.4. настоящего Положения устанавливается следующий порядок введения недостающей численности в штаты существующих пожарных частей УГПС УВД:

Предприятия заключают договоры с соответствующей районной, городской администрацией о долевом финансировании предприятием численности пожарной охраны, рассчитанной в соответствии с п.3.2.4. настоящего Положения;

Районные, городские администрации, в свою очередь, заключают договор на пожарную охрану соответствующего территориального образования с УГПС УВД.

5. Расчет (рекомендуемый) недостающей численности Государственной противопожарной службы (далее - ГПС), содержащейся в обязательном порядке организациями и предприятиями__________________________________района 1. Расчет требуемой численности состава ГПС для тушения пожаров в _______________ районе - N личн. сост. треб. 1.1. В соответствии с табл. 5 СНиП 2.04.02.-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" при численности населения в райцентре ____________ района - ______________ тыс. человек расчетное количество одновременных пожаров в (п.г.т.) ______________ составляет n пож. = _______ (см. табл. 5), а требуемый расход воды на наружное пожаротушение, согласно указанного документа, на каждый из пожаров составляет - Q наруж. = ____________ литр/сек. Пояснение: 1. Для сельских населенных пунктов, согласно пояснения к табл. 6 СНиП 2.04.02-84, допускается принимать расход воды на один пожар 5 литр/сек. С учетом тактико-технических характеристик расход воды через ствол "Б" составляет 32.5 литр/сек., поэтому следует принимать окончательный расход на наружное пожаротушение - Q наруж. = 7 литр/сек. 2. При численности населения города (п.г.т.), находящейся в интервале значений, предусмотренных табл. 5 СНиП 2.04.02-84, возможен дифференцируемый подход к определению расхода воды. Например, по табл. 5 при числе жителей в населенном пункте от 10 до 25 тыс. человек и застройке три этажа и выше принимается 2 одновременных пожара с расходов воды на наружное пожаротушение на один пожар 15 литр/сек., а фактически число жителей в населенном пункте составляет 14.5 тыс. человек. Получается, что при 25 тыс. чел. допускается 15 литр/сек. на один пожар, тогда при 14.5 тыс. чел. Q наруж. составит - 8.7 литр/сек. (14.5 х 15: 25 = 8.7 л/с), в итоге на два одновременных пожара получим Q общ. = 8.7 х 2 = 17.4 литр/сек., а не 30 литр/сек., которые приняли бы по табл. 5 СНиП 2.04.02-84. 1.2. С учетом расчетного количества пожаров и требуемого расхода на наружное пожаротушение каждого из них общий расход воды на наружное пожаротушение в райцентре ______________ района составляет: Q общ. = Q наруж. х n пож. = _______ литр/сек. (см. пояснение к п.1.1.). 1.3. В соответствии с табл. 2 вышеуказанного Положения, требуемое нормативное количество личного состава для райцентра _____________ района составит: N лич.сост.треб. = Q общ. : Q отдел. х N личн.сост.отдел. х n деж.смен. = (для примера см. данные пояснения 2 п.1.1.) = 17.4/7 х 5 х 4 = 50 чел., где Q отдел. = 7 литр/сек. - максимальный расход воды на тушение пожара, который может обеспечить отделение на пожарном автомобиле; N лич.сост.отдел. = 5 чел. - максимальная фактическая численность личного состава подраздления ГПС области; N деж.смен. = 4 - количество дежурных смен. 2. Расчет недостающей численности состава ГПС до требуемого для тушения пожаров в райцентре _______________ района: N лич.сост.треб. - N лич.сост.треб. - N лич.сост.сущ. = Х чел., где N лич.сост.сущ. - существующая штатная численность личного состава боевых расчетов подразделений ГПС, расположенных в райцентре и на расстоянии до 12 км от него. Пояснение: В штатной численности боевых расчетов учитываются сотрудники (работники) ГПС и ведомственной пожарной охраны, несущие непосредственно боевое дежурство суммарно во всех 4-х сменах (начальники караулов, пом. начальников караулов, командиры отделений, ст. пожарные, пожарные и водители), без учета подменных водителей (пожарных), ст. водителя и других сотрудников (работников) подразделения ГПС.

Вывод: Для успешного тушения пожаров в райцентре ___________ района необходимо увеличение численности личного состава боевых расчетов подразделений ГПС райцентра на Х человек.

Приложение N _________

к постановлению (распоряжению)

главы _________________ района

от ________________N__________

Образец заполнения

Перечень
организаций и предприятий района, расположенных
расстоянии до 12 км. от райцентра, на которых в обязательном
порядке должна создаваться пожарная охрана, и их долевое участие
в содержании недостающей численности ГПС

N
п/п
Наименование
организации,
предприятия
Балансо-
вая стои-
мость
имущест-
ва орга-
низации,
предп-
риятия
млн.руб.
(с точ-
ностью
до сотых
Доля (%) от
общей балан-
совой стои-
мости иму-
щества ор-
ганизации и
предприятий,
участвующих
в долевом
содержании
ГПС (с точ-
ностью до
тысячных
Количество
единиц не-
достающей
численности
ГПС, которое
должна со-
держать ор-
ганизация,
предприятие
(с точностью
до тысячных)
Стоимость
содержания
расчетной
численности
ГПС (по
графе 5)
руб. в год
1. ТОО "Межлес-
хоз"
4.46 8.577 0.772 1837
2. ТОО "Горняк" 1.15 2.212 0.199 4675
3. ТОО "ПМК-3" 2.30 4.423 0.398 9350
4. ЗАО "Рязань-
Лес"
15.87 30.519 2.747 64535
5. ОАО "Темп" 5.7 10.962 0.987 23188
6. МП "Водока-
нал"
12.32 23.692 2.132 50087
7. СМАО "Лесст-
рой"
10.20 19.615 1.765 41465
Итого: 50.00 100% 9 211437

Примечание:

1. Стоимость содержания одного работника ГПС в год составляет 23 493 рублей (сотрудника мл. нач. состава - 43 599 рублей), включая затраты на вещевое и прочие виды довольствия, без учета затрат на материально-техническое обеспечение одного работника ГПС в год - 19 553 руб. (сотрудника - 39 826 руб.).

2. Пожарная охрана в организациях и на предприятиях создается лишь в том случае, если все указанные характеристики одновременно соответствуют приведенным значениям в прил. 1 НПБ 201-96.

Неофициальная редакция

ПОЖАРНАЯ ОХРАНА ПРЕДПРИЯТИЙ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

INDUSTRIAL FIRE BRIGADES

GENERAL REQUIREMENTS

НПБ 201-96

Дата введения 1996-07-01

Разработаны ГУГПС МВД России (Молчанов В. П., Дешевых Ю. И.) и ВНИИПО МВД России (Болодьян И. А., Угорелов В. А., Борисов В. Н.).

Внесены и подготовлены к утверждению отделом пожарной охраны объектом ГУГПС МВД России.

Утверждены Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.

Вводятся впервые.

Внесено Изменение № 1, утвержденное Приказом ГУГПС МЧС Российской Федерации № 65 от 31.12.2002 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящие нормы устанавливают общие требования пожарной безопасности, подлежащие выполнению при создании и функционировании пожарной охраны предприятий.

1.2. Создание и содержание пожарной охраны предприятий осуществляется за счет их собственных средств, а также в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

(Измененная редакция, Изм. № 1)

1.3. Задачи пожарной охраны предприятия выполняются объектовыми подразделениями Государственной противопожарной службы (ГПС) МВД России (по договорам), ведомственной пожарной охраной и дружинами (командами) добровольной пожарной охраны, а также другими организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности.

1.4. Допускается обслуживание одним подразделением пожарной охраны нескольких предприятий. При этом общая численность и техническая оснащенность определяются в соответствии с требованиями настоящих норм с учетом производственных характеристик каждого предприятия.

1.5. В нормах используются следующие основные термины:

личный состав пожарной охраны – сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие, работники ГПС и ведомственной пожарной охраны, а также члены дружин (команд) добровольной пожарной охраны и персонал предприятий, выполняющий задачи пожарной охраны;

объекты предприятия – здания, помещения, наружные установки, сооружения и территория предприятия;

последующая подготовка – боевая и специальная подготовка личного состава пожарной охраны;

тренировка – выполнение упражнений, моделирующих действия личного состава пожарной охраны по тушению пожара;

пригодность личного состава пожарной охраны – отсутствие физических, медицинских и возрастных противопоказаний для работы в пожарной охране;

документы предварительного планирования боевых действий – типовые схемы, планы боевых действий личного состава пожарной охраны, разработанные на основе прогнозирования развития пожара на предприятии;

эксплуатация пожарной техники – работы, связанные с ее использованием, техническим обслуживанием, ремонтом, учетом и хранением.

2. Организация работы пожарной охраны предприятия

2.1. На пожарную охрану предприятий возлагаются задачи по организации предупреждения пожаров и их тушению.

2.1.1. Организация предупреждения пожаров включает в себя:

контроль за соблюдением на предприятии требований пожарной безопасности;

разработку и реализацию в пределах предоставленной компетенции мер пожарной безопасности.

2.1.2. Организация тушения пожаров регламентируется Боевым уставом пожарной охраны и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

2.2. Тушение пожаров пожарной охраной предприятия, не оснащенной мобильной пожарной техникой в соответствии с настоящими нормами, осуществляется имеющимися на предприятии средствами пожаротушения.

2.3. Для решения возложенных на пожарную охрану предприятия задач должны быть разработаны необходимые документы, в том числе:

положение о пожарной охране предприятия, согласованное с ГПС;

должностные инструкции личного состава пожарной охраны;

график дежурства личного состава пожарной охраны;

схемы, планы расположения на предприятии участков (секторов) с указанием порядка наблюдения за противопожарным состоянием объектов предприятия;

перечень пожарной техники и средств связи, а также порядок их эксплуатации;

расписание занятий по последующей подготовке личного состава пожарной охраны;

документы предварительного планирования боевых действий по тушению пожаров и взаимодействию со службами предприятия и подразделениями гарнизона пожарной охраны.

2.4. Документы, регламентирующие организацию деятельности пожарной охраны предприятия, рекомендуется разрабатывать применительно к нормативным и иным актам ГПС.

2.5. Численность пожарной охраны предприятия определяется в соответствии с настоящими нормами с учетом сменности работы личного состава, необходимости его подмены на период отпусков и болезней.

2.6. В зависимости от штатной численности личного состава в организационную структуру пожарной охраны предприятия могут входить группы (структурные подразделения) по предупреждению пожаров, пожаротушению и ресурсному обеспечению.

При численности личного состава группы 8 чел. и более в штат подразделения пожарной охраны вводят должность заместителя руководителя по указанным направлениям.

При численности личного состава пожарной охраны, находящегося на дежурстве, 2 чел. и более вводят должности старших смен (начальников караулов).

Примерная организационная структура пожарной охраны предприятия приведена в приложении Б.

2.7. Структура и штаты объектовых подразделений ГПС определяются с учетом требований настоящих норм и типовых штатов, утвержденных в установленном порядке.

2.8. Численность группы, выполняющей задачи по предупреждению пожаров, определяется в соответствии с разделом 4 настоящих норм.

2.9. Количество и тип пожарных машин, другой пожарной техники, средств связи, а также необходимая численность личного состава пожарной охраны предприятия, осуществляющего дежурство на пожарных машинах, определяются в соответствии с разделом 5 настоящих норм.

2.10. Порядок введения в структуру пожарной охраны группы ресурсного обеспечения, состоящей из финансовых, кадровых работников, специалистов по обслуживанию пожарной техники и средств связи, определяется в соответствии с существующими нормативами.

2.11. При наличии в пожарной охране предприятия двух подразделений и более исходя из местных условий создаются отряды пожарной охраны и службы пожаротушения.

3. Требования к личному составу пожарной охраны

3.1. Личный состав пожарной охраны должен быть пригоден к выполнению возложенных на него задач и иметь необходимые знания и навыки для осуществления должностных обязанностей.

3.2. Личному составу пожарной охраны необходимо проходить медицинское освидетельствование на предмет отсутствия физических и медицинских противопоказаний для работы в пожарной охране.

3.3. Личный состав пожарной охраны должен пройти соответствующее специальное первоначальное обучение по программам, утвержденным ГПС.

Личный состав пожарной охраны, не прошедший первоначальное обучение, к самостоятельной работе не допускается.

3.4. Последующая подготовка личного состава пожарной охраны осуществляется руководителем пожарной охраны предприятия. Программа последующей подготовки согласовывается с начальником гарнизона пожарной охраны.

В ходе последующей подготовки личный состав должен изучать документы, регламентирующие организацию работы по предупреждению пожаров и их тушению, эксплуатации пожарной техники, а также пожарную опасность обслуживаемых объектов предприятия и правила по охране труда.

Программа последующей подготовки должна предусматривать проведение теоретических и практических занятий.

3.5. Последующая подготовка должна планироваться таким образом, чтобы весь личный состав пожарной охраны не менее одного раза в квартал практически отрабатывал действия по тушению условных пожаров на предприятии с использованием имеющейся в его распоряжении пожарной техники.

Подразделения пожарной охраны предприятия должны участвовать не реже одного раза в год в тренировках в составе гарнизона пожарной охраны.

3.6. Руководитель пожарной охраны предприятия должен иметь:

высшее или среднее специальное образование пожарно-технического профиля;

высшее или среднее специальное образование и стаж работы в пожарной охране на должностях начальствующего состава не менее пяти лет.

3.7. Руководящему составу пожарной охраны необходимо проходить обучение на курсах повышения квалификации не реже одного раза в пять лет.

3.8. Специальное первоначальное обучение и повышение квалификации личного состава пожарной охраны должны осуществляться в пожарно-технических учебных заведениях МВД России, учебных центрах и пунктах ГПС за счет средств предприятий.

3.9. Личный состав пожарной охраны, выполняющий работы по эксплуатации пожарных машин, изолирующих противогазов и средств связи, должен иметь соответствующую квалификацию.

4. Предупреждение пожаров

4.1. Личным составом пожарной охраны для осуществления работы по предупреждению пожаров организуется наблюдение за противопожарным состоянием объектов предприятия.

4.2. Для организации наблюдения за противопожарным состоянием территории предприятия, его здания и сооружения делятся на участки (секторы). Маршруты обхода участков (секторов) следует планировать таким образом, чтобы периодичность контроля объектов предприятия не превышала времени, указанного в таблице 1.

Таблица 1

Порядок организации наблюдения за противопожарным состоянием объектов предприятия

Группа сложности объектов предприятия

Критерии отнесения объектов предприятия к соответствующей группе сложности

Периодич-

ность контроля, ч

Рекомен-

дуемая площадь участка (сектора), м 2

1 2 3 4
1 Объекты предприятия, более 50% площади застройки которых занимают здания и помещения, отнесенные по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям А, Б и В1-В4, а также объекты предприятия, имеющие открытые технологические установки и сооружения в процессе производства которых обращаются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости(газы); объекты использования атомной энергии 2 30 000
2 Объекты предприятия, до 50% площади застройки которых занимают здания и помещения, отнесенные по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям А, Б и В1-В4, а также объекты предприятия, имеющие открытые технологические установки и сооружения, в процессе производства которых обращаются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости(газы); объекты энергетики; открытые площадки для хранения и переработки сгораемых материалов; объекты культуры, здравоохранения, социально-бытовой сферы; научные учреждения, гостиницы, административные здания 4 50 000
3 Прочие объекты 6 70 000

4.3. Периодичность контроля объектов предприятия, оборудованных автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации, может увеличиваться на 50 % установленного.

4.4. Для наблюдения за противопожарным состоянием объектов предприятия допускается использование не более 30 % численного состава, осуществляющего дежурство на пожарных машинах.

4.5. Общая численность состава пожарной охраны, выполняющего обязанности по предупреждению пожаров, устанавливается в зависимости от количества участков на предприятии.

5. Пожарная техника

5.1. Для выполнения функций по тушению пожаров пожарная охрана предприятия оснащается пожарной техникой и средствами связи.

Перечень необходимой для этих целей техники и ее виды определяются предприятием в соответствии с настоящими нормами.

При оснащении пожарной техникой объектовых подразделений ГПС учитываются также утвержденные в установленном порядке нормы положенности пожарной техники, средств связи и другого оборудования.

5.2. Пожарная охрана оснащается пожарными машинами при: удаленности объектов промышленного предприятия от места дислокации территориальных подразделений ГПС на расстояние*, превышающее установленное СНиП 11-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий";

* Расстояние определяется по пути следования от места дислокации подразделения пожарной охраны до наиболее удаленного здания сооружения предприятия по дорогам общего пользования или проездам.

удаленности объектов предприятий (не отнесенных к категории промышленных) от места дислокации территориальных подразделений ГПС на расстояние более 3 км в городах и более 12 км – в сельской местности;

отсутствии в гарнизоне пожарной охраны количества пожарных машин, необходимого для обеспечения подачи воды на нужды пожаротушения на предприятии.

Методика определения требуемого количества пожарных машин приведена в приложении В.

5.3. Количество пожарных машин, необходимое для тушения пожаров на объектах предприятия, определяется исходя из расхода воды на наружное пожаротушение в соответствии с действующими нормами и правилами с учетом тактико-технических данных пожарных машин**, приведенных в таблице 2.

** Тактико-технические данные пожарных машин приведены с учетом их оснащения типовым комплектом пожарно-технического вооружения.

Таблица 2

Тактико-технические данные пожарных машин

5.4. Для тушения пожаров на предприятиях, на которых в технологических процессах обращаются взрывопожароопасные, пожароопасные вещества и материалы, требуются повышенный расход воды и применение огнетушащих порошков и/или газов. В целях обеспечения работы личного состава на высоте пожарная охрана должна быть оснащена специальными пожарными машинами: пожарной автонасосной станцией, рукавным пожарным автомобилем, пожарным автомобилем водопенного тушения, автомобилем порошкового пожаротушения, пожарным автомобилем газового тушения, пожарной автолестницей (автоподъемником).

5.5. Количество и тип специальных пожарных автомобилей, тактико-технические данные пожарных машин, не указанных в таблице 2, определяются по согласованию с территориальными органами управления ГПС.

5.6. Численность личного состава пожарной охраны, необходимая для работы на пожарных машинах, определяется исходя из тактико-технических данных находящихся на вооружении пожарных автомобилей.

5.7. При численности находящегося на дежурстве личного состава пожарной охраны предприятия 3 чел. и более для выполнения работ по эвакуации людей и тушению пожара в не пригодной для дыхания среде личный состав должен быть обеспечен изолирующими противогазами или противогазами на сжатом воздухе.

Количество противогазов определяется с учетом возможностей их индивидуального или группового использования и 100 %-го резерва.

Порядок эксплуатации противогазов должен соответствовать рекомендациям (инструкциям) предприятий-изготовителей.

5.8. Для организации управления пожарной охраной на предприятии создается система связи, которая должна обеспечивать:

немедленный вызов личного состава пожарной охраны для тушения пожара;

передачу распоряжений личному составу пожарной охраны, получение информации с места пожара;

руководство тушением пожара и взаимодействие с гарнизоном пожарной охраны.

Для этого на предприятии должен быть организован пункт связи, личный состав пожарной охраны оснащен достаточным количеством средств радиосвязи (мобильные и носимые радиостанции, пейджеры и т. п.).

5.9. Пункт связи должен быть обеспечен прямым каналом связи (телефон, радио) с центром управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны. Персонал, выполняющий обязанности по обеспечению связи, должен знать правила ее эксплуатации и порядок действий в случае получения информации о пожаре.

5.10. Пожарные автомобили должны быть обеспечены мобильной и двумя носимыми радиостанциями. Носимыми средствами связи должны быть обеспечены также руководитель тушения пожара и личный состав, осуществляющий дежурство и по условиям работы находящийся вне места постоянной дислокации пожарной охраны предприятия.

5.11. Личный состав пожарной охраны, находящийся на дежурстве, должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты, а также ручным пожарным инструментом, групповыми и индивидуальными электрическими фонарями.

Исходя их местных условий личный состав пожарной охраны обеспечивается приборами радиационной разведки и дозиметрического контроля, а также химического контроля и газового анализа.

5.12. Пожарная техника, имеющаяся на вооружении пожарной охраны предприятий, должна размещаться и эксплуатироваться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.009-83 "Пожарная техника для защиты объектов".

5.13. Пожарные машины должны быть размещены в пожарных депо, выполненных в соответствии с НПБ 101-95 "Нормы проектирования объектов пожарной охраны". Размещение пожарных депо и их количество должны соответствовать требованиям СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий".

Примерная организационная структура пожарной охраны предприятия

Приложение 2

(справочное)

Методика определения количества пожарных машин, требуемых для обеспечения подачи воды на нужды пожаротушения

Исходные данные:

нормативный расход воды на наружное пожаротушение для рассматриваемого предприятия Q норм, л/с, – в соответствии с действующими нормами, регламентирующими расход воды на наружное пожаротушение (в частности, СНиП 2.04-02-84, СНиП 2.11.06-91, СНиП 2.05.07-91, СНиП 2.11.01-85, СНиП 2.11.03-93, ВУПП-88 и др.);

линейная скорость распространения горения U , м/мин, для рассматриваемого объекта – табл.1;

требуемая интенсивность подачи воды на тушение пожара J тр, л/м 2 ×с, – табл. 2;

дислокация подразделений гарнизона пожарной охраны – с указанием расстояний до предприятия, количества и типов пожарных машин.

Допущения:

пожар обнаруживается в момент его возникновения;

локализация пожара обеспечивается при равенстве нормативного и фактического расходов воды на наружное пожаротушение;

динамика изменения площади пожара при недостаточной интенсивности подачи воды такая же, как при свободном развитии пожара.

1. По номограмме по требуемой интенсивности подачи воды J тр и нормативному расходу на наружное пожаротушение Q норм определяют расчетную площадь пожара F рас.

2. По полученному значению расчетной площади тушения и линейной скорости распространения горения рассчитывают время, необходимое для сосредоточения требуемого количества пожарных машин, по формуле

t соср = (F рас /pU 2) 0,5 .

3. Принимая скорость движения пожарных машин v дв = 40 км/ч, определяют радиус и количество подразделений пожарной охраны, способных прибывать на предприятие за t соср

T = v дв ×t соср.

Номограмма определения расчетной площади пожара

4. Суммируя тактико-технические данные пожарных машин, используемых для подачи воды на нужды пожаротушения, определяют фактический расход Q факт.

5. Проводят сопоставление Q норм и Q факт. Если Q норм > Q факт, то пожарная охрана предприятия оснащается пожарными машинами в соответствии с требованиями раздела 5 настоящих норм.

Таблица 1

Объекты, материалы

Линейная скорость распространения горения U , м/мин
Административные здания 1,0-1,5
Предприятия здравоохранения, здания I-III степеней огнестойкости 0,6-1,0
Жилые здания, гостиницы, здания I-III степеней огнестойкости 0,5-0,8
1,0-3,0
Материальные склады:
лаков, красок, растворителей 0,6-1,0
текстильных изделий 0,3-0,4
бумаги в рулонах 0,2-0,3
синтетического каучука 0,6-1,0
1,7-3,2
Научные учреждения 0,5-0,8
Предприятия культуры 1,0-3,0
1,0-1,6
Электротехнические сооружения, вычислительные центры, объекты энергетики (при горении кабелей) 0,2-0,4
Древесина (доски в штабелях при толщине 2-4 см) при влажности, %
8-10 4,0
16-18 2,3
18-20 1,6
20-30 1,2
более 30 1,0
Круглый лес в штабелях 0,6-1,0
1,0-1,2
7,0-8,0
Примечание – Для объектов, не вошедших в данную таблицу, линейная скорость распространения горения должна приниматься по нормативно-технической документации либо определяться экспериментально.

Таблица 2

Объекты, материалы

Интенсивность подачи воды на тушение пожара J , л/м 2 ×с
Административные здания 0,08-0,1
Предприятия здравоохранения, здания II-III степеней огнестойкости 0,08-0,1
Жилые здания, гостиницы, здания II-III степеней огнестойкости 0,08-0,1
Производственные цехи с помещениями категорий А, Б, В 0,06-0,2
Материальные склады:
лаков, красок, растворителей 0,1-0,15
текстильных изделий 0,1-0,15
бумаги в рулонах 0,15-0,2
синтетического каучука 0,1-0,15
Сгораемые покрытия больших площадей (включая пустотные) 0,08-0,15
Научные учреждения 0,08-0,1
Предприятия культуры 0,1-0,3
Открытые технологические площадки (склады)
Древесина (доски в штабелях при толщине 2-4 см) при влажности, %:
8-10 0,1-1,0
16-18 0,1-1,0
18-20 0,1-1,0
20-30 0,1-1,0
более 30 0,1-1,0
Круглый лес в штабелях 0,16-0,35
Резинотехнические изделия (штабели на открытых площадках) 0,15-0,2
Волокнистые материалы во взрыхленном состоянии 0,08-0,1
Электротехнические сооружения, вычислительные центры, объекты энергетики при горении:
кабелей 0,06-0,1
маслонаборного оборудования 0,2-0,3
Объекты транспорта 0,05-0,1
Объекты переработки нефти и газа 0,2-0,3
Объекты хранения нефти и нефтепродуктов (в резервуарах) 0,5-1,0
Примечание. Для объектов, не вошедших в данную таблицу, интенсивность подачи воды должна приниматься по нормативно-технической документации либо определяться экспериментально.

Приложения 1, 2 (Измененная редакция, Изм. № 1)


1. Общие положения

2. Организация работы пожарной охраны предприятий

3. Требования к личному составу пожарной охраны

4. Предупреждение пожаров

5. Пожарная техника

Приложение 1. Примерная организационная структура пожарной охраны предприятия.

Приложение 2. Методика определения количества пожарных машин, требуемых для обеспечения подачи воды на нужды пожаротушения.

Текст документа по состоянию на июль 2016 года

Документ утратил силу

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 24-2 от 13.01.96 г. "Об утверждении перечня особо важных и режимных предприятий, организаций, пожарная охрана которых осуществляется специальными подразделениями государственной противопожарной службы МВД Российской Федерации, и перечня предприятий, организаций, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана", в целях совершенствования системы пожарной безопасности на территории г. Твери и области постановляю:

1. Утвердить перечень предприятий и организаций Тверской области, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (приложение).

2. Руководители предприятий и организаций, не имеющие пожарной охраны, при ее создании должны согласовать вид пожарной охраны с УГПС УВД.

3. Подразделения пожарной охраны содержатся за счет собственных средств предприятий, организаций, объектов и на добровольных началах.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области В.А. Плешакова.


Губернатор области В.И.ПЛАТОВ


ПЕРЕЧЕНЬ

предприятий и организаций Тверской области, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана


1. Предприятия нефтегазоперерабатывающей промышленности:

Комбинат "Красная заря", общая вместимость резервуарного парка более 100 тыс. куб. м.

Газокомпрессорная станция Торжокского ЛПУМТ "Лентрансгаз", суммарная мощность агрегатов 123,8 тыс. кВт.

Газокомпрессорная станция Ржевского ЛПУМГ "Лентрансгаз", суммарная мощность агрегатов 126 тыс. кВт.

2. Предприятия химической и нефтехимической промышленности:

НИМ синтетического волокна, в производстве применяется более 700 тонн взрывопожароопасных веществ в год.

ОАО "Торжокский завод полиграфических красок", в производстве применяется 2623,7 тонн взрывопожароопасных веществ в год.

3. Предприятия электротехнической промышленности:

Калининская АЭС, мощность 2000 МВт.

АО "Конаковская ГРЭС", мощность 2400 МВт.

4. Государственные архивы:

Государственный архив Тверской области, фонд хранения 1555 тыс. дел.

Тверской центр документации новейшей истории, фонд хранения 906 тыс. дел.

5. Объекты культурного наследия народов РФ:

Тверская областная картинная галерея.

Тверской государственный объединенный музей.

6. Аппаратно - студийные комплексы телерадиокомпаний:

Государственная телерадиокомпания "Тверь", балансовая стоимость имущества 250000 мин. зарплат.

7. Промышленные предприятия:

ОАО "Калашниковский электроламповый завод", доля пожаровзрывоопасных помещений составляет более 25 %, балансовая стоимость 1950458 мин. зарплат.

ОАО "Вышневолоцкий МДОК", доля пожаровзрывоопасных помещений составляет 26 %, балансовая стоимость 1782850 мин. зарплат.

ОАО "Вышневолоцкая трикотажная фабрика", доля пожаровзрывоопасных помещений составляет 70 %, балансовая стоимость 812395 мин. зарплат.

ОАО "Вышневолоцкий текстильщик", доля пожаровзрывоопасных помещений составляет 75 %, балансовая стоимость 560037 мин. зарплат.

АО "Электромеханика", доля пожаровзрывоопасных помещений составляет 26 %, балансовая стоимость 890099 мин. зарплат.

ООО "Светотехника", доля пожаровзрывоопасных помещений составляет 52 %, балансовая стоимость 769631 мин. зарплат.

ОАО "Ржевмебель", доля пожаровзрывоопасных помещений составляет 70 %, балансовая стоимость 35928 мин. зарплат.

АООТ "САВМА", доля пожаровзрывоопасных помещений составляет 26,7 %, балансовая стоимость 3665868 мин. зарплат.

АО "Элтра", доля пожаровзрывоопасных помещений составляет 29 %, балансовая стоимость 155728 мин. зарплат.

Нелидовский завод гидравлических прессов, доля пожаровзрывоопасных помещений составляет 32 %, балансовая стоимость 2243382 мин. зарплат.

АО "Нелидовский завод пластмасс", доля пожаровзрывоопасных помещений составляет 80,7 %, балансовая стоимость 659114 мин. зарплат.

ОАО Строительный комбинат "Нелидовский", доля пожаровзрывоопасных помещений составляет 72,9 %, балансовая стоимость 350000 мин. зарплат.

ПО "ВОЭК", доля пожаровзрывоопасных помещений составляет 52,6 %, балансовая стоимость 1006766 мин. зарплат.

ООО "Корм", доля пожаровзрывоопасных помещений составляет 80 %, балансовая стоимость 220718 мин. зарплат.

Тверская хлебная база N 20, доля пожаровзрывоопасных помещений составляет 98 %, балансовая стоимость 241389 мин. зарплат.

ОАО "Ржевский комбинат хлебопродуктов", доля пожаровзрывоопасных помещений составляет 70 %, балансовая стоимость 1437125 мин. зарплат.

ОАО "Тверской вагоностроительный завод", доля пожаровзрывоопасных помещений составляет 52,7 %, балансовая стоимость 5487473 мин. зарплат.

АО "Тверской мелькомбинат", доля пожаровзрывоопасных помещений составляет более 25 %, балансовая стоимость более 10000 мин. зарплат.

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров. Тушение пожаров в перечень услуг, оказываемых частной пожарной охраной не входит. Тушение пожаров производится на тех же условиях, что и остальными видами пожарной охраны.

К категории частной пожарной охраны следует относить и подразделения пожарной охраны, создаваемые юридическими лицами - хозяйствующими субъектами, основанными на праве частной собственности, которые защищают собственника без заключения договора. Относить такие формирования к ведомственной пожарной охране ошибочно. Подразделения частной пожарной охраны включаются в расписание выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ после согласования с руководителями организаций (собственниками).

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.


Ведомственная пожарная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации является составной частью ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта (федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации»). К её подразделениям относятся пожарные поезда и пожарные команды.

Отличие ведомственной пожарной охраны от частной пожарной охраны заключается в том, что подразделения ведомственной охраны не заключают договоров на оказание услуг в области пожарной безопасности. При этом ведомственная охрана Федерального агентства железнодорожного транспорта (ведомственная пожарная охрана входит в её состав) оказывает услуги физическим и юридическим лицам на договорной основе.



Просмотров