Что значит публичная власть государства. Понятие и особенности публичной власти

Публичная власть - это такое особое явление, которое характеризует отношения межу людьми. Данное понятие существенно отличается от таких форм влияния, как, например, ораторский талант или «власть» выдающегося ума. Принудительным, властным путем невозможно определить желаемое поведение любого объекта, особенно с использованием природных данных или ценностных качеств явления. Указанные формы воздействия являются только побудительными мотивами поведения, имеющими стихийный, неосмысленный характер. Они не могут включить момент их осознания как власти (или общественной власти) и не воспринимаются в качестве волевого принуждения объектом.

При рассмотрении данного понятия в территориальной плоскости публичная власть представляет собой отношения подчинения и господства, осознаваемые и объектом, и субъектом. Достаточно просто и в то же время с позиции науки немецким политологом М. Вебером было сформулировано рассматриваемое понятие «власть» как предоставляемая возможность навязывать собственную волю, даже вопреки сопротивлению. Например, вызывающий восторг оратор у слушателей не проявляет осознанное волевое принуждение. При этом в нашей жизни довольно часто встречается такое принуждение. Например, навязывание своей воли в семье отцом. Или другой пример: принятие решения о выплатах советом директоров компании и т.п. Однако такая власть проявляется на базе не общественных и социальных интересов, а основана на связях иного рода: родственных или хозяйственных.

Публичная власть должна осуществляться в интересах того коллектива, воплощением которого она явилась. Но фактически это выглядит несколько иначе: зачастую ее используют доминирующие в данном обществе силы, которые могут оказывать влияние с использованием экономических, политических и идеологических рычагов. Иногда такой сможет превращаться в личную власть конкретного руководителя, а владельцы таких публичных полномочий любого коллектива могут придерживаться позиций, которые противоположны коллективным интересам. И даже в тех случаях, когда публичная власть осуществляет свои полномочия в интересах коллектива, у ее органа в виде определенных служащих, кадров или руководителей существуют собственные интересы. История показывает, разрешаются с помощью приведения в соответствие власти и воли коллектива различными способами, иногда вплоть до революции.

Переходя на высший уровень взаимоотношений власти и простых граждан, посредником между этими двумя сторонами является орган государства. Этот тип органов предназначен для управления государством в целом и обществом в частности. Структура государственных представителей представляет собой наличие власти, включающих в себя центральные и региональные, а также местного самоуправления. Именно представители этих органов осуществляют и олицетворяют публичную власть на государственной территории.

Структура и система в любом государстве должна быть определена правящей политической силой и закреплена в соответствующих нормативных актах. Так, Конституция выделяет такие органы и их институты, осуществляющие контроль за региональными, федеральными и местными организациями (например, прокуратура, различные службы финансового контроля, центральные избиркомы и т.п.). Не остается здесь без внимания и оказание определенного воздействия на граждан.

На местном и региональном уровнях количество таких органов публичной власти может варьироваться в зависимости от региональных особенностей, а также принятых указов, постановлений высших органов власти и, конечно же, регулироваться Конституцией страны.

Государственная власть является разновидностью публичной власти. Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами.

Публичная власть. Термин "власть" означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, ощущать над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Власть политической элиты осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Отличительными признаками государственной власти в отличие от др. видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной, и др.) являются: ее публичность, т.е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население; ее универсальность, т.е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; общеобязательность ее указаний.

Публичная власть в государственном и муниципальном управлении. Любой коллектив порождает отношения власти, доминирования и подчинения. Этот факт проистекает из различных сторон неравенства людей и их групп в коллективе. Первоначально это неравенство имеет естественный характер. Некоторые люди физически сильнее, умнее, более находчивы, у них прирожденные качества лидера и т.д. Другие люди добровольно или по принуждению подчиняются им. Этот личный элемент (особые качества того или иного человека) при создании определенных группировок людей, в коллективах определенного рода может приобрести общественное, социальное значение, становится предпосылкой возникновения публичной власти, отделяющейся от коллектива. Однако для возникновения публичной власти главное значение имеют не личные качества людей или их группировок.

Публичная власть возникает не во всяком коллективе. Родительская власть в семье или власть главаря преступной банды имеет не публичный, а персональный, личный характер. Публичная власть возникает в публичном коллективе, члены которого связаны не родственными или иными персональными, а общественными отношениями. Непосредственно публичная власть связана с двумя факторами, о которых говорилось выше: общие интересы, на определенном этапе становящиеся общественными, и социальная (а не персональная) асимметрия. В силу указанных причин государственная власть возникает в обществе страны, муниципальная - первоначально в коллективе людей, осевших на месте для общей жизни. Эти две разновидности публичной власти обладают многими общими характеристиками. Они отделены от общества (исключением является, например, принятие решений сельским сходом в мелких муниципальных образованиях), органы публичной власти обладают правом устанавливать общеобязательные для данного коллектива (общества, муниципального образования) общие правила и применять принуждение. Обе они обладают особым аппаратом - коллективом людей, как бы выделенных из общества и профессионально занимающихся управлением (и принуждением) - государственным и муниципальным.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Публичная власть

один из важнейших признаков государства. Марксистско-ленинская теория государства рассматривает П. в. как специфическая разновидность общественной принудительной власти, возникшую с расколом общества на антагонистические классы. Сменила присущую первобытному родо-племенному строю общественную власть, служившую интересам всего общества (рода, племени, союза племён).

П. в. ≈ политическая власть господствующего класса, независимо от конкретных государственных форм её организации и проявления. Основные функции П. в. ≈ подчинение (в т. ч. подавление сопротивления др. классов), организация общества, управление им в соответствии с экономическими, политическими и духовными интересами этого класса. В классово антагонистическом обществе П. в. по сути своей ≈ диктатура господствующего класса, орудие эксплуатации трудящихся. Аппарат П. в. состоит из вооруженных сил, разведки, органов управления, дипломатической службы и т.д. П. в. эксплуататорских государств, политически и организационно отчуждённая от общества, содержится за счёт трудящихся: налоги и займы ≈ материальная основа и признак П. в.

В социалистическом государстве П. в. служит интересам народа, выражает его волю и связана с ним многообразными демократическими формами, которые совершенствуются по мере развития социализма.

государственный муниципальный управление власть

Управление всегда является реализацией некой власти. Без властных полномочий управление объектом невозможно, не состоится. В наиболее общем, философском смысле, власть представляет собой способность влиять на подвластного индивида в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство.

Государственная власть, очевидно, не является единственным видом власти, существующим в обществе. Власть присутствует в семье, в различных общественных организациях, в государственных институтах и учреждениях.

Из определения сущности власти становится очевидным, что она имеет свою структуру, состоящую из ряда компонентов:

1) субъекта и объекта, т.е. двух сторон властных отношений.

2) ресурса. Таким термином объединяются все необходимые свойства, прежде всего, субъекта власти - способность его к волевому воздействию на объект, а также возможность совершить это воздействие. Такая возможность предопределяется наличием у субъекта средств, инструментария для навязывания своей воли.

Из огромного многообразия видов власти выделяется власть публичная. В отличие от непубличных видов власти, она:

Опирается на публичное право;

Имеет публичный характер осуществления;

Не зависит от личных характеристик носителя (безлична).

В отличие от непубличных видов власти (к примеру, власть родительская или криминальная), публичная власть предсказуема, ее границы и объем указаны в публичных правовых актах, она осуществляется от имени группы населения. Объем полномочий носителя публичной власти зафиксирован в публичном праве и не зависит от того, какие личные характеристики носитель имеет.

Публичная власть включает в себя государственную и муниципальную власть.

Государственная власть - право, возможность и способность государства оказывать воздействие на отношения и действия людей с помощью различных средств и методов.

Государственная власть обладает рядом особенностей:

1. Публичность власти. Власть выступает от имени народа и имеет публичную основу для своей деятельности (казенное имущество, собственные доходы и налоги с населения).

2. Аппаратность власти. Власть имеет механизм осуществления власти в лице различных государственных органов: законодательных, исполнительных, судебных, правоохранительных и так далее. Соответственно реализация властных отношений в государстве осуществляется с помощью: властных структур - органов государства, властных институтов - политических учреждений и процедур.

3. Власть поддерживается законом, государство есть юридическая форма осуществления власти.

4. Суверенитет власти. Власть не зависит, ни от какой иной власти (внешней или внутренней, будь то другое государство, партия или церковь).

Важно подчеркнуть еще одну особенность государственной власти. Ее источником является народ, население страны. Однако понятно, что народ же является и объектом государственного управления (процесса реализации власти). Такая концепция государственной власти выявляет обязательный для учёта при рассмотрении властных отношений механизм обратной связи. Поскольку население выступает в данном случае источником власти, восприятие им властных решений становится не менее важным, нежели сами эти решения.

Государственная власть характеризуется:

Наличием специального аппарата принуждения;

Универсальностью ввиду разносторонности решаемых задач;

Легальностью и легитимностью.

Государственную власть характеризуют термины «легальность» и «легитимность». Под легальностью принято понимать юридическую правомерность возникновения, организации и деятельности власти. А под легитимностью - общественное признание этих решений и степень их одобрения большинством населения.

Государственная власть в целях повышения результативности консолидируется с другими видами власти, присутствующими в обществе: родительской (семейной), церковной (религиозной), хозяйственной (производственной), корпоративной, партийной, школьной.

Чтобы охарактеризовать тот или иной вид власти, используется анализ ряда ее черт (рис. 1) Рассмотрим черты государственной власти.

Источники власти - ее основания, виды ее происхождения у носителей. Источниками государственной власти могут служить традиции (например, в монархиях власть традиционно передается в рамках конкретной семьи), харизма (власть получает тот, кто сумеет стать привлекательным в глазах подвластных людей, например, на выборах), закон (на основании законных процедур государственную власть получают, к примеру, должностные лица в демократических государствах). Издавна одним из основных источников государственной власти была сила (более сильное государство захватывало менее сильное и устанавливало свою власть и т.п.). Важнейшим источником является воля, выраженное, деятельное желание, в частности, основным источником власти в демократических государствах является воля народа.

Субъекты власти - те, кто является ее носителем, кто осуществляет ее. Для государственной власти мы можем выделить следующих носителей: государство в целом и его органы, являющиеся основными носителями государственной власти, а также политические партии и политичсекие лидеры.

Объекты государственной власти, т.е. те, на кого она может распространяться, к кому быть применена. Объектом государственной власти может стать отдельный человек (например, при принятии судебного решения государственным органом - судом, в отношении конкретного человека). Может быть объектом власти отдельная социальная группа (к примеру, при проведении государственной политики в отношении социальной группы инвалидов и др.). Наконец, объектом государственной власти может стать все общество (например, при проведении государством каких-либо реформ, затрагивающих большинство граждан, при принятии общеобязательных законов и т.д.).

Рис. 1.

Ресурсы власти - потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы для достижения ее целей, но, в то же время, могу ограничить свободу ее действий либо определить объем властных полномочий. Среди ресурсов власти выделяется насилие, принуждение. Только государственная власть обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества. Также государственная власть может опираться на мифы и убеждения, имеющие силу в обществе, для того чтобы реализовывать свои цели. К примеру, убеждение общества в наличии «внешнего врага» издревле считается мощным инструментом в руках власти для проведения агрессивной политики. Важнейшим ресурсом власти и основным в демократическом государстве является право. Государство опирается на правовую систему общества, на его законы для легитимации своей политики.

Не менее важен финансовый ресурс власти, который можно назвать также ограничителем ее решений.

Функции власти - роль, которую государственная власть играет в обществе, суть и смысл ее существования. Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно-контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни, выполняя классические функции управления (прогнозирование, планирование, учет, регулирование, контроль). Также власть реализует присущие ей функции: господство (обществу организационно и психологически требуется наличие властного субъекта, подчинения ему), упорядочения, а также, безусловно, самосохранения.

Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

Важно подчеркнуть, что в современном понимании, государственная власть представляет собой безличную обобщенную силу, принадлежащую обществу, которое общество передает для централизованной реализации в его (общества) интересах государству, специальному институту осуществления государственной власти через процесс государственного управления. Именно такое понимание происхождения и сути государственной власти обуславливает формирование ряда принципов ее организации в демократических государствах.

Принципы организации государственной власти в современных демократических государствах:

1. Разделение властей

2. Подчиненность праву, законность

3. Безличность

4. Предельность влияния на общество

5. Легитимность

Таким образом, можно сказать, что государственная власть является потенциалом, возможностью для осуществления государственного управления, которое, в свою очередь, можно представить как процесс реализации государственной власти ее носителями.

Публичная власть - особое явление, состояние и отношение. Как явление она коренным образом отличается от различных форм влияния, воздействия, например, от «власти» выдающегося ума или ораторского таланта. Ценностные качества явления, природные данные (острый ум, талант, чарующая красота) не определяют властным, принудительным путем желаемое поведение объекта, а являются лишь частью побудительных мотивов поведения. Такие мотивы имеют стихийный, часто не осмысленный характер, они не включают момент осознания их как власти и тем более общественной власти, не воспринимаются объектом как волевое принуждение. Напротив, в публичном территориальном коллективе власть - это отношения господства (долженствования) - подчинения (послушания), которые осознаются и субъектом, и объектом. Это «присвоение чужой воли» (К. Маркс). В науку с теми или иными уточнениями вошел тезис немецкого политолога М. Вебера: власть - это возможность проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению. Покоряющая красота, команды дрессировщика в отношении циркового зверя или восторг слушающих оратора не обладают качествами осознанного волевого принуждения.

Вместе с тем элементы волевого принуждения могут иметь место и в других коллективах, не имеющих публичного характера. Свою волю проводит отец в семье, применяя в определенных случаях принуждение, использует свою власть, принимая решения о выплатах (в пределах полномочий), совет директоров акционерного общества, Священный синод православной церкви, лишая сана священников, баллотировавшихся в Государственную Думу (палату парламента России) вопреки его запрету. Однако такая воля (и власть) складывается на базе не социальных, общественных интересов (как в публичном коллективе), а на основе иных связей (родственных, хозяйственных, духовных и т.д.).



Публичная власть призвана действовать прежде всего в интересах коллектива, эманацией (воплощением, произведением) которого она является. На деле это не всегда бывает так: ее часто присваивают и используют в своих интересах силы, которые доминируют в данном коллективе экономически, политически, идеологически. В определенных ситуациях она может превратиться в личную власть руководителя, а носители публичных полномочий коллектива могут занимать позиции, прямо противоположные интересам коллектива. Но и в том случае, когда публичная власть действует в целом в интересах коллектива, у органов публичной власти, ее кадрового состава, служащих, руководителей общественных объединений есть также собственные интересы. В конечном счете это противоречие разрешается путем приведения публичной власти в соответствии с волей коллектива (при этом используются самые различные способы вплоть до революций).

Как состояние публичная власть тоже отличается от частной корпоративной власти, применяемой в непубличных коллективах. Общие социальные интересы и цели порождают «общие дела» социального характера, совместные общественные (а не частного рода) мероприятия. Для их реализации, для выражения интересов коллектива вовне необходимо какое-то руководство. Оно появляется естественно, в силу возникающего разделения труда: все не могут заниматься всем. Труд по управлению коллективом отделяется от другого труда. Органы и должностные лица, создаваемые публичным коллективом, призваны выражать, осуществлять и защищать его общие, не частные, а общественные интересы, на базе которых и складывается публичный коллектив. Для защиты этих интересов состояние публичной власти всегда предполагает возможность принуждения, имеющего в своей основе общественный характер: в конечном счете оно проистекает из власти коллектива. Однако наряду с общими (общественными) интересами члены публичного коллектива имеют собственные личные и групповые (группы внутри коллектива) интересы. В результате наряду с определенным единством коллектива в нем появляются различия и, следовательно, противоречия. Последние могут иметь иногда и форму противоположностей (в государственно организованном обществе страны). Эти противоречия нужно регулировать, согласовывать, нивелировать те различия, которые не являются имманентно присущими данному коллективу, смягчать и устранять (если это возможно) противоположности, иначе коллектив распадется. Если не ввести борьбу противоположностей в обществе какой-либо страны в определенные рамки, это может привести к анархии и взаимному истреблению. Данное обстоятельство, наряду с отмеченными «общими делами», также ведет к необходимости создания в публичном коллективе особых органов публичной власти. Эти органы, обособляясь от коллектива, обладают правом осуществлять от его имени публичное принуждение по отношению к членам коллектива и его группировкам (если они есть). Его может осуществлять как сам коллектив, так и, что бывает чаще, созданные им органы. Публичное принуждение, таким образом, призвано в любом случае служить интересам коллектива, его сохранению, укреплению. Однако у членов коллектива (в том числе у руководства) есть личные и групповые интересы, которые не всегда полностью совпадают (а чаще в чем-то не совпадают) с интересами коллектива. Поэтому хотя публичное принуждение по идее служит для защиты общих интересов коллектива (в том числе когда применяется для ликвидации противоречий и подавления их экстремистских носителей, чтобы сохранить коллектив), эти органы нередко применяют принуждение и в целях собственных, даже своекорыстных интересов (например, для того, чтобы укрепиться у власти). Конечно, нужно иметь в виду, что государственное принуждение (вплоть до смертной казни) - совсем не то, что принуждение в общественной организации (крайняя мера - исключение из данной организации).

Как отношение публичная власть характеризуется не родственными связями (семья, племя), не подчинением главе преступной организации ее членов, не зависимостями производственного характера (предприятие, бригада, артель старателей), а общественными, социальными отношениями, возникающими на базе общественных интересов, связанными с осуществлением публичной власти. Волевые отношения имеют не частичный характер (дивиденды в акционерном обществе, общие религиозные обряды в религиозной организации), а общий, относящийся к публичному коллективу в целом, его интересам, его роли в обществе. Эти общественные интересы реализуются в сотрудничестве и борьбе (состязательности) различных социальных сил в публичном территориальном коллективе. В то же время существование наряду с общими частных и групповых интересов порождает различия, а следовательно, противоречия, которые не должны развиваться до стадии противоположностей. Все это осложняет отношения в публичном коллективе. Отношения в нем - это союз и состязательность (борьба) одновременно.

Обладая некоторыми наиболее общими признаками, публичная власть в разных публичных коллективах неодинакова. Можно, видимо, выделить четыре основные ее разновидности, внутри которых могут быть свои градации. Во-первых, это международная публичная власть международного сообщества, межгосударственная власть. Она имеет особый характер, поскольку в международных отношениях участвуют суверенные государства. Тем не менее Совет Безопасности ООН при определенных условиях (например, в случае агрессии, в борьбе против международного терроризма) может применять в отношении суверенных государств обязательные решения. Такая практика известна (например, в 2002-2003 гг. в отношении Ирака). Своя разновидность международной публичной власти существует в региональных международных объединениях (например, в Европейском союзе). Ее пределы определяются договорами. Во-вторых, это публичная власть государства, государственная власть (в федерациях - государственная власть федерации и каждого из ее субъектов)1. Государство, его власть и органы выступают как представители всего государственного организованного общества (в субъектах федерации - общества субъекта федерации). В-третьих, это политическая негосударственная власть территориальной автономии (во многих странах автономные образования принимают местные законы в пределах своих полномочий). В-четвертых, это политическая негосударственная власть муниципального образования. Это власть обычно сравнительно небольшого территориального коллектива, которой подведомственны вопросы местного значения. Она имеет ограниченный характер, ее полномочия определяются государством. В-пятых, элементы публичной власти имеют некоторые общественные объединения. Такая власть действует в пределах объединения и регулирует отношения в нем на основании его устава, а основные отношения объединения вовне регулируются законом (государством).

В конкретных публичных коллективах, относящихся к одной и той же разновидности, публичная власть неодинакова. Полномочия Совета Безопасности ООН отличаются от полномочий органов Организации африканских государств, государственная власть в Великобритании не та, что в Анголе, в субъекте Российской Федерации - Ивановской области иная, чем в штате Айдахо в США, в муниципальном образовании - французской общине (коммуне) местное самоуправление отличается от самоуправления в английской общине (приходе), корпоративная власть в партии авторитарного типа иная, чем в демократической партии, и т.д.



Просмотров