Госдума о гуманизации ст 228 ч 2. Консультант по ст.228 УК РФ

Приобретение или хранение физическими лицами наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с целью их уничтожения не представляет общественной опасности для здоровья населения и не может квалифицироваться по ч. 1 коммент. статьи, что, однако, не исключает возможности применения ст. 167 в случае умышленного совершения противозаконных действий по уничтожению или повреждению.

Уголовный кодекс (ст 228 УК РФ в ред

наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

Статья 228 часть 2 УК РФ — последние поправки

  1. За изъятие веществ или растений, содержащих их, в значительном количестве предусмотрены до 40 тысяч рублей штрафа, до 2 лет исправительных работ или до 3 лет тюремного срока или ограничения свободы.
  2. За действия, совершенные в крупном размере, виновного ждут 3-10 лет тюремного заключения и штраф до половины миллиона рублей, а также ограничение свободы до года.
  3. Если были найденные вещества определены в особо крупном размере, наказанием станут 10-15 лет лишения свободы и штраф до полумиллиона рублей, а также до полутора лет ограничения свободы.

Гуманизация статьи 228 ук рф 2017

Следует отметить, что практически все осужденные по статье 228 УК России являются наркоманами, для которых хранение наркотика (без цели сбыта) обусловлено наличием заболевания, а следовательно болезнь является фактором, способствующим совершению преступлений.

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Так, в настоящее время преступления, связанные с хранением наркотических средств и психотропных веществ в крупном и особо крупном размерах без цели сбыта, относятся к одной и той же категории, что и аналогичные преступления, совершенные в целях сбыта – тяжким и особо тяжким преступлениям.

Изменение законодательства по наркотикам статья 228 и 228

Получается, что новые нормы, предполагаемые в Уголовном Кодекса должны теоретически выполнить задачи по борьбе с наркозависимостью и преступности в этой сфере. Выполнение такой стратегии требует времени ресурсов, именно поэтому в законопроекте было уточнено, что закон вступит в силу только через 3 месяца после его опубликования. Тем не менее, как отмечается, даже ресурсы по факту будут не нужны, так как не требуется ни постройка дополнительных институтов, ни финансирование проекта, так как по сути изменились только санкции, которые будут выносить судьи.

Гуманизация ст 228

Если я Вас правильно понял, у него статья 228.1 часть. 3.УК РФ. Она согласно статьи 15 УК РФ, относится к категории особо тяжких. Но чтобы освободиться по удо согласно статье 79 УК РФ, необходимо применять пункт г) не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,

Статья 228

5. Под незаконным хранением без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, следует понимать действия лица, связанные с незаконным владением этими средствами или веществами, в том числе для личного потребления (содержание при себе, в помещении, тайнике и других местах). При этом не имеет значения, в течение какого времени лицо незаконно хранило наркотическое средство, психотропное вещество или их аналоги, а также растения либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества. Незаконное хранение относится к длящимся преступлениям. Оконченным оно будет являться в момент пресечения или явки лица с повинной.

Статья 228 ук России: все части и сроки наказания

Нарушение составленных правил по производству, а также сбыту и пересылке психотропных веществ рассматривается и в крупных размерах. Субъекты лишаются свободы со сроком до 5 лет и обязуются к выплате штрафных сумм в размере 300 тыс. рублей. При обвинении ответчика или группировки в деяниях особо крупных размеров с использованием рабочей должности предусмотрено заключение до 8 лет, а также увеличение размера штрафа до суммы в 500 тысяч. Положения предусматриваются статьей 228 пунктом 4 из Уголовного Кодекса федерации.

Изменения в 228 ук рф 2018 году

Наказание от 2 до 5 лет за приобретение, перевозку и распространение в крупном размере снизили до 3 лет пребывания в заключении. Штраф в размере пяти ста тысяч рублей, конфискация заработной платы на протяжении трех лет и принудительные работы остались без изменения. Стоит заметить, что правки в данной части статьи вызвало негодования, поскольку лишение воли в данной части статьи провоцирует развитие коррупции.

Какова уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств

Если говорить о злодеянии, которое было совершенно впервые для личного пользования, то максимальный срок заключения под стражу составит три года. Возможно и административное наказание. Оно представляет собой взыскание в размере сорока тысяч рублей, или направление на режим исправительного характера. В случае популяризации и сбыта наркотиков, их содержания у себя в больших, чем значительный, объемах, срок будет выше даже при первичном приводе.

Статья 228 часть 2 ук рф наказание в 2017

Статья 228 УК формулирует ответственность за незаконную пересылку, реализацию (сбыт) либо изготовление наркотических, психотропных веществ и средств либо их аналогов. Преступлением считается также любое из указанных действий с растениями и их частями, в которых присутствуют данные соединения. Это общий состав деяния. Он предусмотрен в части первой. Ст. 228, ч. 2 устанавливает квалифицирующие признаки преступления. Рассмотрим их далее. Ст. 228, ч. 2 УК РФ За деяния, которые зафиксированы частью первой рассматриваемой статьи виновное лицо может получить 4-8 лет тюрьмы. При этом суд дополнительно вправе ограничить свободу осужденного на период до года. Ст. 228, ч. 2 УК РФ предусматривает два квалифицирующих признака. При их наличии санкции за преступление усиливаются. В частности, в ст. 228, ч.

Проверка следствия

— лицом с использованием своего служебного положения (п. «б»). Это означает, что при совершении указанных в комментируемой статье деяний лицо использовало предоставленные ему по службе или по занимаемой должности полномочия, управленческие функции в коммерческих организациях, возможности государственного или муниципального служащего или иные возможности, обусловленные его служебным положением. Достаточно установить, что служебное положение позволяет такому лицу использовать свое положение для выполнения действий, образующих объективную сторону преступления. Это могут быть врачи, медсестры, фармацевты, работники предприятий, производственная деятельность которых связана с наркотическими средствами или психотропными веществами. В каждом случае необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей такого лица, закрепленных в законодательных и иных нормативных правовых актах, в уставах, положениях, инструкциях и т.п., поскольку в отношении должностных лиц требуется дополнительная квалификация действий виновных по ст. 285 УК;

Статья 228 УК РФ Наркотики и Закон

Во внимание также на суде берется речь адвоката. Осуждать должны за меньшее правонарушение, чтобы уменьшить срок, как это сделать – это и должен решить адвокат (сейчас существует много частных специалистов, а также юридических контор таких как Антисуд и т.д.). Данный совет говорит о том, что главное – доказать не значительные объемы изъятого вещества (наркотики в малых количествах).

Информация для родственников осужденных по статье 228 УК

По итогам заседания президиума Госсовета по вопросу реализации государственной антинаркотической политики, состоявшегося 17 июня прошлого года, об изменении санкций за преступления, предусмотренные ст. 228 УК РФ, президент Путин подписал перечень поручений по изменению вектора российской наркополитики с губительно репрессивной,на лечебно — реабилитационную. Глава государства назвал проблему одной из к национальной безопасности России и предложил выработать консолидированную позицию перед специальной сессией Генассамблеи ООН по наркотикам, которая состоялась весной нынешнего года.

Будьте всегда в курсе главного! Подписаться Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её. Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться Документы

  • Федеральный закон от 28.12.2016 N 491-ФЗ «О внесении изменений в статью 82.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по вопросу отсрочки отбывания наказания осужденным, признанным больным наркоманией»
  • Уголовный кодекс Статья 82.1.

Проверка следствия. продлить арест станет сложнее.

Госдума ha изменения в ук ст 228 1 последние новости 2017 год К оглавлению Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

  • Загрузить (53,66 КБ)

Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» Социальные и экономические последствия политики, осуществляемой государством в области экономики посредством установления уголовного закона и применения уголовной репрессии, сегодня является одной из наиболее острых проблем общественного развития. Уровень криминализации государством деятельности в сфере предпринимательства является избыточным.

Статья 228 часть 2 ук рф — последние поправки

Внимание

Стоит отметить: новые изменения будут приняты в течение 3 месяцев с момента опубликования поправок – по состоянию на август они еще не приняты. Употребление наркотических веществ не только негативно отражается на здоровье гражданина, но и является уголовным преступлением, даже несмотря на то, что гражданин вредит сам себе, а не продает средства другим.


За это преступление отвечает статья 228 УК РФ: она предусматривает до 15 лет лишения свободы и штраф до половины миллиона за преступление.

Гуманизация статей за наркотики (статья 228 ук рф и статья 228.1 ук рф).

Идею расширения применения нового вида наказания одобрила правительственная комиссия Власть, Работа власти, Судебная система 04.07.2017 02.07.2017 Арестантов с тяжелыми заболеваниями выпустят из СИЗО на лечение Власть, Право, Уголовное право 01.07.2017 Власть, Право, Уголовное право 26.06.2017 Власть, Право, Уголовное право 20.06.2017 В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий отсрочку наказания для осужденных наркоманов.

Как поправки в ук рф в 2017г затронут ст. 228 ч. 2?

В связи с изложенным информируем, что предусмотренная нормативными правовыми актами Российской Федерации процедура исполнения и снятия с контроля поручения Президента Российской Федерации соблюдена. Начальник отдела Д.В. Катыков ОБРАЩЕНИЕ ПУТИНУ В.В. Уважаемый Владимир Владимирович! Граждане Российской Федерации просят Вас принять меры о внесении изменений в ст.


82.1 и 228

Инфо

УК РФ и ст. 398 УПК РФ. По Вашему поручению в 2014 году разработан законопроект, направленный на изменение санкций за преступления, предусмотренные ст. 228 УК РФ с учетом степени их общественной опасности. Однако, по настоящее время данный законопроект утвержденный постановлением правительства РФ от 15.04.2014 г.


№ 299 находится в стадии доработки, что соответственно позволяет говорить о волоките и не исполнения обязанностей правительства РФ.

Госдума рф изменения в ук ст 228 1 последние новости 2017 год

Соответственно к таким лицам необходимо применять комплексное лечение (реабилитацию), более активно применять механизмы правового пробуждения к отказу от наркопотребления с целью своевременного возвращения наркопотребителей к нормальному здоровому образу жизни и привлечению к общественному труду на благо России. По результатам опроса осужденных следует, что практически все изъявили желание пройти курс лечения (реабилитации) взамен отбывания срока наказания.

Средства, предназначенные на содержание осужденных по ст. 228 УК РФ можно с пользой потратить на лечение и реабилитацию наркопотребителей. В связи с вышеизложенным, просим Вас ускорить процесс принятия законопроекта о внесение изменений в ст 82.1 и ст.

» Пояснительная записка к проекту Введение указанного квалифицирующего признака позволит устранить существенный разрыв в размерах наркотических средств и психотропных веществ между действующими в настоящее время крупным и особо крупным размерами, утвержденными Постановлением № 1002 от 10.

Статья 228 УК РФ

Кроме того, необходимо учитывать решения Комиссии ООН о наркотических средствах об отнесении новых веществ к наркотическим средствам или психотропным веществам, принятые после издания этого Перечня (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»).

Статья 228 ук России: все части и сроки наказания

Любой способ приобретения таких препаратов (покупка, дарение, присвоение) считается противоправным. Процесс хранения, во время которого вещества находятся в распоряжении ответчика, считается умышленным. Даже покупая наркотики «для себя», к субъекту допускается применение ст. №228.

Внесение изменений в ук рф 2018 ст 228

Юристы по, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам. Там И за коррупцию расстреливают, а нас: у нас мелкие воры сидят а министры и пр неподсудны, маньякам и убийцам дают меньшие сроки чем зелёным пацанам за наркотики Согласна на все 200%, тоже прошла через эту тягомотину, соболезную.

Изменения в 228 ук рф 2018 году

Наказание от 2 до 5 лет за приобретение, перевозку и распространение в крупном размере снизили до 3 лет пребывания в заключении. Штраф в размере пяти ста тысяч рублей, конфискация заработной платы на протяжении трех лет и принудительные работы остались без изменения. Стоит заметить, что правки в данной части статьи вызвало негодования, поскольку лишение воли в данной части статьи провоцирует развитие коррупции.

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Следует отметить, что практически все осужденные по статье 228 УК России являются наркоманами, для которых хранение наркотика (без цели сбыта) обусловлено наличием заболевания, а следовательно болезнь является фактором, способствующим совершению преступлений.

Статья 228 УК РФ Наркотики и Закон

Статья 228 УК РФ предусматривает смягчающие обстоятельства. Примечание к Закону четко определяет, что если лицо добровольно сдало заранее нелегальные наркотики (вещества), то решение о возбуждении дела принято не будет (согласно прим. срок можно получить только за вещества, изъятые при конфискации).

Изменение законодательства по наркотикам статья 228 и 228

Логика проглядывается на самом деле предельно простая. Ранее за крупный размер максимальный срок был 10 лет. А минимальный срок за особо крупный тоже 10 лет. Таким образом, если разница всего лишь в несколько граммов, то суд мог прийти к выводу, что преступления по степени тяжести на самую малость выше и дать минимальный срок, предусмотренный в санкции. Получается, что если максимальный срок изменился до 5 лет, то нужно как минимум сместить минимальный в части 3, так как при несущественной разнице в размерах может измениться состав преступления с квалифицированного, на особо квалифицированный, а человек может получить за практически такое же деяние минимум на 5 лет больше, что не совсем справедливо.

С февраля 2018 поправки по статье 228

в абзаце втором части второй слова «от трех до десяти лет» заменить словами «от двух до пяти лет»; б) в абзаце втором части третьей слова «от десяти до пятнадцати лет» заменить словами «от пяти до пятнадцати лет». Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Проверка следствия

На заседании президиума Госсовета по вопросу реализации государственной антинаркотической политики, который состоялся 17 июня 2015 года губернатор Ростовской области озвучил страшные цифры:за 5 лет, с 2010-го по 2014-й годы, в России совершено более миллиона преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Из них 813 тысяч -тяжкие и особо тяжкие. Тяжкие и особо тяжкие преступления подразумевают наказание в виде реального лишения свободы на срок от трех до 20 лет. А отличаются они от нетяжких зачастую исключительно весом изъятой смеси с наркотическим веществом, из которого даже не выделяется сам наркотик.

Статья 228

Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, изъятие их при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию. Добровольная сдача наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, означает выдачу лицом таких средств или веществ представителям власти при наличии у этого лица реальной возможности распорядиться ими иным способом. Выдача лицом наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, по предложению следователя, например перед началом производства в помещении выемки или обыска, не должна исключать уголовной ответственности, но может быть рассмотрена судом как смягчающее обстоятельство при назначении наказания (ст. ст. 61, 62 УК).

Рассмотрение поправок по статье 228 в госдуме 2018 году

Проект закона вносит изменения в статью 173.1 Уголовно-исправительного кодекса. Предполагается, что административный надзор будет устанавливаться над осужденными, которых признали виновными в «двух и более преступлениях», предусмотренных частью 1 статьи 228 УК, статьей 228.3 УК (незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств), частью 1 статьи 231 УК (незаконное культивирование растений, содержащих наркотические вещества(и частью 1 статьи 234 УК (незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта).

Остановить массовое уничтожение Российской молодежи! Народная инициатива по, 228

В своем выступлении на итоговом заседании Коллегии ФСКН России 18 февраля 2016 г. «Об итогах оперативно-служебной деятельности Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в 2015 году и задачах на 2016 год» Иванов сказал: «ФСКН России была создана 13 лет назад целевым образом как спецслужба, главной задачей которой является ликвидация транснациональной организованной наркопреступности. За 2015 год судами было вынесено 4250 судебных решений в отношении организаторов наркобизнеса, из них 3611, – по материалам уголовных дел ФСКН России». Из порядка 130 тысяч уголовных дел, возбужденных по наркостатьям лишь 2,8 %, реальные торговцы.

Статья 228 часть 2 УК РФ — последние поправки

  1. Если гражданин добровольно сдаст приобретенные или хранимые им вещества и будет активно сотрудничать со следствием, он будет освобожден от уголовной ответственности. Однако изъятие этих веществ в ходе следствия или обыска не считаются добровольной сдачей;
  2. Полный список всех веществ, растений и их аналогов, а также их количество для каждого случая утверждены правительством.

Статья 228 ук рф гуманизация

Предметами преступного посягательства помимо наркотических средств или психотропных веществ являются вещества, инструменты или оборудование, используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ и находящиеся под специальным контролем. Вещества, используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящиеся под специальным контролем, называются прекурсорами и включены в Список IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации ангидрит уксусной кислоты, ацетон, эфедрин, толуол, перманганат калия, соляная и серная кислоты, красный фосфор и др.

Молодежь России уничтожают под предлогом борьбы с наркотиками?

В России более 3 % молодых людей имеют судимости в связи с незаконным оборотом наркотиков. При этом, по данным безвременно ликвидированной ФСКН, порядка 30 миллионов человек в России так или иначе касается эта проблема. Полицейские методы ведения войны с наркотиками грозят необратимыми социальными последствиями. Между тем затормозился процесс гуманизации законодательства в данной сфере.

По итогам заседания президиума Госсовета по вопросу реализации государственной антинаркотической политики, состоявшегося 17 июня прошлого года, об изменении санкций за преступления, предусмотренные ст. 228 УК РФ, президент Путин подписал перечень поручений по изменению вектора российской наркополитики с губительно репрессивной,на лечебно - реабилитационную. Глава государства назвал проблему одной из к национальной безопасности России и предложил выработать консолидированную позицию перед специальной сессией Генассамблеи ООН по наркотикам, которая состоялась весной нынешнего года.

После этого в октябре 2015 года ФСКН России внесла на рассмотрение законопроект, направленный на изменение санкций за преступления, предусмотренные статьей 228 Уголовного кодекса, с учётом степени их общественной опасности. Речь шла о снижении санкций за преступления, предусмотренные частями второй и третьей статьи 228 УК. Кроме того, предлагалось распространить положения статьи 821 УК России на лиц, осужденных к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных не только первой, но и второй частью статьи 228 УК России. Проект прошел все необходимые циклы, начиная с общественного обсуждения, получил поддержку независимой антикоррупционной экспертизы. Но в апреле 2016 года ФСКН была расформирована. Полномочия ведомства перешли к МВД России. И уже в мае МВД внесло на рассмотрение в правительство …устаревший проект ФСКН от октября 2014 года. В том проекте предполагалась возможность отсрочки наказания для впервые осужденных к лишению свободы по не тяжким преступлениям. Под данную статью попадают исключительно осужденные по ч.1 ст. 228. То есть те, кто в 99% случаев и так попадает по решению суда под условный срок. Фактически этот проект МВД к поручению президента отношения не имеет, он был подготовлен раньше. Ни о каком изменении в сторону гуманизации законодательства речь теперь уже не идет. В чем причина? Это ошибка нового контролирующего органа, не до конца осознавшего ответственность и поручения данные по данной тематике? Или точный и холодный расчет? Не исключено, что ставка опять сделана на показатели раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений. А показатели эти силовики будут давать снова на обыкновенных наркоманах, которых так просто задержать с помощью сотрудников ППС на улицах городов.

На заседании президиума Госсовета по вопросу реализации государственной антинаркотической политики, который состоялся 17 июня 2015 года губернатор Ростовской области озвучил страшные цифры:за 5 лет, с 2010-го по 2014-й годы, в России совершено более миллиона преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Из них 813 тысяч -тяжкие и особо тяжкие. Тяжкие и особо тяжкие преступления подразумевают наказание в виде реального лишения свободы на срок от трех до 20 лет. А отличаются они от нетяжких зачастую исключительно весом изъятой смеси с наркотическим веществом, из которого даже не выделяется сам наркотик.

При этом статья 228 в Уголовном Кодексе России считается исключительно молодежной, возраст осужденных колеблется в пределах от 16 до 30 лет в большинстве. Молодежи в России в этом возрасте насчитывается более 30 миллионов человек... Получается, каждый 30-й молодой человек нашей страны имеет судимость по статье о наркотиках. Чего же добиваются власти страны подобной политикой? Пока очевидно то, что растет число судимых молодых людей. При этом формально растет и статистика раскрываемости преступлений категорий тяжкие и особо тяжкие?

Но имеет ли это отношение к реальной борьбе с преступностью?

Новая редакция УК: антинаркотические статьи
Лев Левинсон

21 ноября Государственная Дума приняла в третьем чтении федеральные законы "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и "О приведении Уголовно-процессуального кодекса и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", внесенные Президентом. 26 ноября закон одобрен Советом Федерации, 8 декабря подписан Президентом РФ. 16 декабря официальные тексты опубликованы в "Российской газете".

Будучи по существу новой редакцией УК, этот закон включает, в числе прочих важных новелл, существенные изменения уголовных и административных положений, устанавливающих ответственность за деяния, связанные с наркотиками.

Работа над изменением уголовного законодательства о наркотиках продолжалась почти семь лет. Действовавшие все эти годы нормы служили криминализации и пенализации сотен тысяч наркозависимых, сотен тысяч потребителей запрещенных веществ и сотен тысяч случайных людей, перемалываемых жерновами наркорепрессий. Следуя давнему правилу, Российская Федерация все это время соревновалась и продолжает соревноваться с Америкой по количеству заключенных за наркотики. Поскольку в основном это люди не старше 30 лет, происходящее вполне может считаться геноцидом молодежи.

Первая попытка выправить законодательство, подойти к проблеме дифференцированно была предпринята еще в 1998 году. Тогда депутатом Госдумы второго созыва Валерием Борщевым был внесен законопроект о внесении изменений в статью 228 УК. Было очевидно, что основная задача исправления уголовного закона в части, касающейся наркотиков, - отмена не имеющей юридической силы Сводной таблицы размеров Постоянного комитета по контролю наркотиков, использовавшейся по всем уголовным делам для превращения небольших размеров - в крупные и особо крупные. Проектом Борщева предлагалось устанавливать размеры федеральным законом. Но эта идея, в целом правильная, не могла быть поддержана, так как оперативное обновление таблицы, имеющей статус закона, было бы затруднительно, и таким образом вновь синтезируемые вещества оставались бы вне пределов контроля. А такой вариант - пусть все это и надуманные проблемы - был непроходным.
В 2000 году при Комитете Госдумы по законодательству была создана рабочая группа под руководством зампреда Комитета депутата Валерия Воротникова, в которую вошли, помимо депутатов, представители Верховного Суда, Генпрокуратуры, МВД, НИИ наркологии, Института государства и права РАН. Группой было забраковано более 20 внесенных разными субъектами законопроектов, предусматривающих (за исключением проекта Борщева) ужесточение наказания вплоть до смертной казни и уголовной ответственности за потребление. И после продолжительных дебатов и согласований была предложена новая редакция соответствующих статей, которая и была внесена в Думу весной 2002 года большой группой депутатов.

Параллельно в президентской администрации под руководством Дмитрия Козака готовилась обновленная версия УК, направленная на смягчение карательной политики. В группу Козака вошел и депутат Александр Баранников, предложивший включить в президентский законопроект подготовленные в Думе изменения (в работе над ними сам Баранников изначально принимал самое живое участие). Таким образом, новый вариант статьи 228 и других норм УК и КоАП, касающихся наркотиков, стал частью гуманизации уголовного закона, предложенной Президентом.

Почему президентская администрация пошла на этот шаг - на смягчение УК в целом и наркотических статей в частности? Ответов на этот вопрос несколько: и удачная команда либеральных экспертов, и непосильно высокая цена наказания в бюджетном измерении, и Европейский суд, признавший условия в переполненных СИЗО пыточными. Относительно наркотиков немаловажно и то, что федеральное руководство практически потеряло контроль за тем, что происходит внизу - на районном, областном уровнях, где на почве "борьбы с наркобизнесом" разрослась чудовищная коррупция. Похоже, получаемые таким образом незаконные доходы не поступают на верхние этажи правоохранительного руководства, которое поняло, наконец, что пора хоть как-то и в чем-то сузить поле для произвола и злоупотребления правом.
Статью 228 УК, совмещающую в действующей редакции ответственность за сбыт и деяния, не связанные со сбытом наркотиков (приобретение, хранение, перевозку, изготовление), а также за нарушения правил законного оборота (часть пятая статьи 228) заменяют в новой редакции три статьи: 228 "Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов", 228-1 "Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов" и 228-2"Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ".

При этом основным содержательным изменением является примечание 2 к статьям 228, 228-1 и 229, устанавливающее критерии отнесения обнаруженных в незаконном обороте средств и веществ к крупному и особо крупному размеру. Крупным размером, в соответствии с примечанием 2, признается количество, превышающее размеры средней разовой дозы потребления в 10 и более раз, а особо крупным размером - в 50 и более раз. Размеры доз утверждаются Правительством РФ. Аналогичное примечание добавляется и в статью 231 в части размеров запрещенных к возделыванию растений. Поскольку для издания соответствующего правительственного постановления требуется время, статьи 228, 228-1 и 228-2 в новой редакции вступают в силу не с момента опубликования закона, как все прочие нормы, а через три месяца со дня публикации (т.е. с 16 2004 года).

Таким образом, приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка (без цели сбыта) наркотиков в количестве менее десяти доз не будет являться (с момента вступления этих положений в силу) уголовным преступлением, становится административным правонарушением (статья 6.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в новой редакции) с санкцией в виде штрафа от 5 до 10 МРОТ или до 15 суток административного ареста. В настоящее время статья 6.8 ареста не предусматривает. Путем небольшого усиления административного взыскания по значительному кругу действий исключается уголовное наказание.

Первая часть статьи 228 УК (под которую подпадают вышеперечисленные деяния, не связанные со сбытом), сохраняя санкцию до трех лет лишения свободы, включает теперь и альтернативные виды наказания - штраф до 40 тысяч рублей или исправительные работы на срок до двух лет. При этом появляется возможность более широкого применения исправительных работ: если сегодня они назначаются по месту работы осужденного и, следовательно, только в случаях, если такая работа имеется (что в случае статьи 228 большая редкость), то, по новой редакции, исправительные работы будут назначаться осужденным, не имеющим основного места работы, и отбываться в районе их места жительства в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Наказание состоит в том, что из заработка осужденного производятся удержания в пределах от пяти до двадцати процентов.

Следует обратить внимание, что в рассматриваемой редакции изготовление, переработка и перевозка приравниваются к хранению и приобретению без цели сбыта, а не к сбыту, как в настоящее время. Вводится новое понятие "производство", под которым подразумевается коммерческое серийное изготовление (изготовление для продажи). Таким образом, изготовление (для личного употребления) размежевывается с "предпринимательским" производством.

Появляется ответственность за приобретение, хранение и иные действия, не связанные со сбытом, в особо крупном размере (т.е. более 50 доз). Санкция - от 3 до 10 лет со штрафом до 500 000 рублей. Это дополнение объясняется исключением такого состава преступления как "цель сбыта", имеющегося в частях второй, третьей и четвертой действующей редакции статьи 228. Авторы исходили из того, что хранение в таком количестве, даже если сбыт не доказан, фактически предполагает исключаемую из Кодекса "цель сбыта". В проекте, внесенном депутатами в 2002 году, особо крупным размером предлагалось считать 100 и более доз (и в таком случае хранение особо крупного размера можно было бы с большими основаниями квалифицировать как идентичное сбыту). Однако при доработке проекта с ведомствами эта величина была уменьшена вдвое.

Статья 228-1 устанавливает ответственность за производство, сбыт, а также пересылку. Часть первая (перечисленные деяния в небольших размерах) влечет от 4 до 8 лет. Формально срок увеличивается: по действующему УК, сбыт в небольших размерах (часть вторая) наказывается от 3 до 7 лет. Но поскольку часть вторая на практике не работала, а небольшими размерами (до 10 доз) становятся признаваемые сегодня крупными и особо крупными, наказание за сбыт в небольших размерах в действительности смягчается (действующая редакция части четвертой, карающей за особо крупный, а на самом деле - любой размер, устанавливает от 7 до 15 лет). Вторая часть новой статьи 228-1 (от 5 до 12 лет) включает производство, сбыт и пересылку группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере, а также в отношении несовершеннолетнего (при этом субъект преступления - совершеннолетний). Наконец, наиболее строгое наказание предусматривает третья часть статьи 228-1 (от 8 до 20 лет с возможным штрафом до миллиона рублей) за те же действия, совершенные в особо крупном размере, организованной группой, лицом с использованием служебного положения (например, милиционером) либо в отношении подростка, заведомо не достигшего 14-ти лет.

Отказ от института неоднократности (т.е. исключение статьи 16 и корреспондирующих ей положений Специальной части) - одно из концептуальных положений обновленного Кодекса. Под преступлением, совершенным неоднократно, в действующем УК понимается совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи УК. Неоднократность рассматривается сегодня как обстоятельство, отягчающее наказание, и во многих случаях (в том числе по части третьей статьи 228) служит квалифицирующим признаком, предусматривающим более высокие санкции. При этом неоднократными считались как многоэпизодные преступления, за которые лицо впервые привлекается к ответственности (например, по одному обвинению в совершении нескольких краж), так и наличие обвинительного приговора по той же статье, по которому человек уже отбыл наказание. Иными словами, ужесточение наказания возникает вследствие формальных признаков, препятствует суду индивидуально подходить к каждому обвиняемому. Представляется, что отмена неоднократности - решение правильное, несмотря на то, что взамен предлагается использовать институт совокупности, т.е. назначения наказания за каждый эпизод как за отдельное преступление. При этом, если в настоящее время при назначении наказаний по совокупности преступлений принцип поглощения менее строго более строгим мог применяться только по преступлениям небольшой тяжести, то по действующей редакции этот принцип действует и в случае, если вмененные преступления являются небольшой и средней тяжести.

Следовательно, по части первой статьи 228 в новой редакции (преступление средней тяжести) действует принцип поглощения наказания: в случае, если обвиняемому инкриминируется несколько эпизодов по этой части, наказание может быть назначено как в пределах 3 лет лишения свободы, так и путем частичного или полного сложения. При этом максимальный размер наказания не может превышать более чем наполовину максимальный срок или размер наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое из совершенных преступлений, т.е. в случае части первой, даже при наличии нескольких эпизодов - максимальный срок четыре с половиной года. В данном случае, действительно, заложено некоторое увеличение санкции применительно к многоэпизодным преступлениям (что не есть хорошо). Однако при этом минимальный срок лишения свободы по всем составам, где не имеется нижнего порога санкции, снижается с существующих шести месяцев до двух (нижний порог отменяется практически по всем преступлениям средней тяжести - по небольшой его и не было, т.е. будет составлять теперь два месяца).

Что касается вводимого назначения наказания по совокупности по тяжким и особо тяжким преступлениям (т.е. в нашем случае, по части второй статьи 228, статье 228-1 и другим), то оно исчисляется судом, по новому закону, путем частичного или полного сложения наказаний, с тем же условием - максимальный срок не может превышать верхний предел наиболее строгого из назначаемых наказаний более чем наполовину.
В отличие от примечания 2, делающего закон либеральнее, примечание 1 об освобождении от ответственности лица, добровольно сдавшего наркотики и активно способствовавшего раскрытию или пресечению наркопреступлений, переработано в противоположном направлении. В действующем виде это примечание предоставляет широкие возможности для освобождения от ответственности независимо от фигурирующих по делу количеств наркотика. В новой редакции, во-первых, освобождение от ответственности допускается только по статье 228 (т.е. за деяния, не связанные со сбытом). Во-вторых, уточняется, что изъятие наркотиков при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию не может признаваться добровольной сдачей. В таком виде добросовестное применение примечания 1 станет невозможным, и оно будет использоваться исключительно для выведения из-под статьи агентуры. Хотя при разработке поправок предлагалось, напротив, расширить возможности неприменения уголовного закона в случае сдачи или содействия милиции, результат в данном случае оказался противоположным. Справедливости ради заметим, что правоохранители пользовались примечанием, в основном, как удачным прикрытием вымогательства у задержанных "отступных" и крышевания наркобизнеса.

В статьях 228 и 228-1 упоминаются теперь и "аналоги", незаконный оборот которых (как в целях, так и без цели сбыта также будет преследоваться). Согласно Федеральному закону "О наркотических средствах и психотропных веществах", "аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в РФ вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят". Появление столь туманных субстанций на правовом поле изначально вызывало возражения как позволяющее привлекать к ответственности за использование препаратов (в том числе природных!), в некоторой степени (неизвестно, в какой) сходных по химической структуре и свойствам с наркотиками, воспроизводящих (также без уточнений, насколько воспроизводящих) их действие. Включение данного понятия в Федеральный закон неизбежно повлекло его копирование в Уголовном кодексе, как только тому представилось время. Настояло на этом МВД.

Новая статья 228-2 касается нарушений правил законного оборота работниками соответствующих производств (ныне это часть пятая статьи 228). Состав преступления в данном случае расширен за счет включения нарушений условий культивирования растений, используемых для производства наркотических средств или психотропных веществ. Однако в диспозицию статьи 228-2 включено существенное дополнение: в отличие от действующей части пятой статьи 228, нарушение правил производства, изготовления и других действий с наркотиками, совершенные лицом, в обязанности которого входит соблюдение таких правил, признается преступлением, только если это повлекло их утрату. Кроме того, для указанных действий установлены отягчающие обстоятельства (совершение нарушений из корыстных побуждений, либо если оно повлекло причинение вреда здоровью или иные тяжкие последствия). Только при наличии таких признаков нарушения законного оборота наказываются лишением свободы до 3 лет. В иных случаях предусмотрены штраф с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо без такового. Сегодня трехлетний срок лишения свободы прописан за любые нарушения правил производства, хранения, учета и других предписаний, касающихся наркотиков, инструментов и оборудования, используемых для их изготовления и находящихся под специальным контролем, независимо от того, к каким последствиям это привело.

Изменения касаются и других "наркотических" статей. Так, из статьи 229 ("Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ") исключается не только неоднократность (пункт "б" части второй), но и квалифицирующий признак - совершение деяния "лицом, два или более раза судимым за хищение либо вымогательство" (пункт "г" части третьей). По действующей редакции, наличие у обвиняемого судимости за некоторые преступления против собственности влечет, в случае осуждения его за хищение наркотиков, от 8 до 15 лет с конфискацией имущества, независимо от размеров похищенного и обстоятельств дела. С учетом изъятия пункта "г" кража наркотиков ранее судимым за аналогичные преступления будет составлять от 3 до 7 лет (по части первой статьи 229).

В части первой статье 230 ("Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ"), равно как и по другим статьям, устанавливающим наказание за преступления средней тяжести, снимается нижний предел санкции (сегодня - от двух до пяти лет, в новой редакции - от двух месяцев до пяти лет). Особого внимания заслуживает примечание к этой статье, включенное в текст во втором чтении в результате одобрения поправки депутатов Александра Баранникова и Михаила Задорнова: "Действие настоящей статьи не распространяется на случаи пропаганды применения в целях профилактики ВИЧ-инфекции и других опасных заболеваний соответствующих инструментов и оборудования, используемых для потребления наркотических средств и психотропных веществ, если эти деяния осуществлялись по согласованию с органами исполнительной власти в области здравоохранения и органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ". Речь идет о программах снижения вреда от употребления наркотиков, включающих обучение потребителей наиболее безопасным методам применения, обмен шприцев, раздачу дезинфекционного инструментария. Это первое законодательное признание российских программ снижения вреда - фактически, их легализация на федеральном уровне. Значение этого не только в том, чтобы защитить сотрудников проектов снижения вреда от уголовного преследования, потенциальную опасность которого, без этой оговорки, нельзя было исключать, но и в стимулировании процесса согласования с ведомствами внедрения таких проектов на федеральном уровне. Посыл примечания, адресованный Минздраву и Госнаркоконтролю внятен: обмен шприцев и другие элементы "сниженческих" программ могут быть (а по смыслу нормы, и должны быть, так цель данных проектов четко выражена в примечании) ими санкционированы. Важно, что в новой норме содержится закрытый перечень органов, согласование с которыми требуется: милиция в их число не входит.

Альтернатива лишению свободы в виде штрафа до 80 тысяч рублей, обязательных и исправительных работ появляется в статье 233 ("Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ"). В существующем виде статья предусматривает только лишение свободы на срок до двух лет.
В санкции статьи 234 ("Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях их сбыта"), содержащие в настоящее время только наказание в виде лишения свободы, добавлены штраф, обязательные работы, исправительные работы. Обязательные работы, формально значащиеся в УК с 1997 года, но отложенные применением, должны быть введены в действие в 2004 году. Обязательные работы - это бесплатный общественно полезный труд (не свыше четырех часов в день) в свободное от основной работы или учебы время. К сожалению, в рассматриваемом блоке обязательные работы появились только в статьях 233 и 234.

Другой значимый блок изменений, касающихся потребителей наркотиков - отмена принудительных мер медицинского характера, назначаемых судом людям, признанным виновными в совершении преступления и нуждающимися в лечении от алкоголизма и наркомании (статьи 97 и 99 УК). Принудительное лечение в исправительных колониях не только доказало свою неэффективность, но и стало средством воспрепятствования представлению осужденных к замене наказания более мягким, применению условно-досрочного освобождения, амнистии, помилования.

При этом, в соответствии с изменениями, вносимыми так называемым "сопутствующим" законом ("О приведении в соответствие…") в статью 18 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, больным алкоголизмом или наркоманией медицинской комиссией может быть назначено обязательное лечение в исправительном учреждении. Казалось бы то, что лечение от наркомании будет назначаться не судом, а медицинской комиссией, снижает гарантии прав направляемых на лечение. В данном случае, однако, это не совсем так. Различие принудительного лечения по приговору суда и обязательного лечения, назначаемого комиссией врачей в колонии, в том, что отмена такого лечения не требует судебной санкции, а само проведение лечения не должно, как представляется, служить основанием для отказа в досрочном освобождении от наказания. Достоинство этого изменения подтверждается и тем, что в большинстве случаев суд, постановляя приговор, назначает принудительные меры, руководствуясь формальными экспертизами на наличие в крови наркотика, что никоим образом не отражает наличия реальной наркозависимости. Исправительное учреждение вынуждено формально исполнять такие приговоры и создавать видимость медицинского вмешательства. Принятие решения о назначении лечения к ведению медицинских комиссий, работающих в колониях, вне всякого сомнения приведет к значительному сокращению "юридических наркоманов" и более адекватному и индивидуальному подходу. Связано это и с вынужденной экономией пенитенциарной системой бюджетных средств, выделяемых в количествах, не покрывающих потребностей.
Специального упоминания заслуживает дополнение статьи 122 ("Заражение ВИЧ-инфекцией") примечанием, на основании которого человек, поставивший партнера в опасность заражения либо заразивший его ВИЧ-инфекцией освобождается от уголовной ответственности, "если другое лицо, поставленное в опасность заражения либо зараженное ВИЧ-инфекцией, было своевременно предупреждено о наличии у первого этой болезни и добровольно согласилось совершить действия, создавшие опасность заражения". Такое дополнение освобождает людей, признанных ВИЧ-положительными, от угрозы наказания, которая довлеет даже над супружескими парами, если один из супругов имеет такой статус, а другой считается здоровым.
Как следует из статьи 10 УК, уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу в том числе и на тех, кто отбывает наказание или уже отбыл его, но имеет судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Применительно к ответственности за действия, связанные с наркотиками, это означает необходимость пересмотра большинства уголовных дел. Прежде всего, уголовные дела должны будут пересматриваться в зависимости от размера проходящих по делу наркотиков с учетом новых критериев. Однако возможно это будет спустя три месяца со дня официального опубликования закона. Что касается принудительных мер медицинского характера, то вопрос об их отмене можно ставить перед судом сразу же после опубликования закона, поскольку на эти изменения отлагательный срок не распространяется. В соответствии со статьями 396, 397 и 399 УПК РФ вопросы об освобождении от наказания или о смягчении наказания вследствие издания закона, имеющего обратную силу, рассматривает суд по месту отбывания наказания по ходатайству осужденного.

Любой закон - результат компромисса и, если он принимается не в революционной ситуации, не может не основываться на неком балансе политических, да и ведомственных интересов. Принятые думой законы - не исключение. Несомненно, облегчая - и значительно облегчая - бремя уголовного преследования за наркотики, улучшая положение многих людей, вводя декриминализацию использования наркотиков в небольших количествах, без намерения их сбыта, изменения в УК содержат и некоторые положения, на которые авторы проекта вынуждены были согласиться, рассчитывая на то, что в целом новый УК меняет положение дел к лучшему.



Просмотров