Какие виды ответственности за экологические.

Оглавление


Введение 2

Понятие, задачи, принципы и виды ответственности по экологическому праву 3

Виды экологических правонарушений 5

Экологические преступления и ответственность за их совершение 9

Классификация экологических преступлений 16

Экологические преступления общего характера 18

Административная ответственность за экологические правонарушения 20

Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения 23

Заключение 26

Литература 27

Данное определение размывает и без того недостаточно устоявшееся понятие юридической ответственности, вызывает смешение терминов, путаницу и дополнительные трудности в уяснении их содержания.

Ряд авторов считает, что юридическая ответственность состоит из двух аспектов: норм материального и процессуального права . Однако процессуальное право лишь регулирует порядок и условия возложения, применения ответственности, а не порождает ее. Нормы материального права закрепляют ответственность, но не являются ею.

Другие ученые полагают, что это - «система принудительных мер, применяемых к нарушителям законодательства в области природопользования и ООПС, в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения такого рода правонарушений и восстановления нарушенных прав» .

Представляется, что правы те авторы, которые считают выделение природоохранительной ответственности в значительной степени условностью, поскольку она представляет собой не что иное, как комплекс наиболее широко применяемых в сфере ООПС указанных выше видов юридической ответственности .

Основываясь на известных в законодательной практике критериях, все виды ответственности в области ООПС по основаниям возникновения можно разделить на объективную и субъективную.

К объективной относится гражданско-правовая ответственность, возникающая по факту причинения вреда при использовании источника повышенной опасности независимо от вины его владельца. Здесь факт причинения вреда деянием - объективное основание ответственности, а норма закона, ее предусматривающая - формальное основание.

Субъективной будет ответственность, возникающая только при наличии у субъекта правонарушения вины как обязательного признака состава правонарушения. С этих позиций вину можно считать субъективным основанием ответственности.

По способам воздействия выделяют ответственность: компенсационную, направленную на возмещение вреда, и репрессивную, реализующуюся в применении наказания.

К компенсационной относится, в частности, обязанность возместить причиненный вред, предусмотренная нормами гражданского и административного права.

К репрессивным видам относится, в частности, административная, уголовная, дисциплинарная ответственность.

Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение совершения им новых правонарушений (частное предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.

Ответственность за экологические правонарушения основана на принципах законности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности (за исключением обязанности по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, в порядке реализации гражданско-правовой ответственности), справедливости, гуманизма, дифференцированного ее возложения, экономии мер государственного принуждения.

Верховный суд РФ (как и Верховный суд бывшего СССР) не наделен правотворческой функцией. Хотя в постановлениях его по сути зачастую дается нормативное предписание, не предусмотренное законом, они применяются лишь при рассмотрении конкретных уголовных дел и ограничиваются сферой правосудия. К тому же не по всем вопросам разграничения экологических преступлений и проступков такие разъяснения даны. Представляется, что несовершенство закона может быть устранено только введением в соответствующие статьи УК РФ более четких критериев криминализации, а не подобными методами судебного расширительного или ограничительного толкования, которые фактически подменяют решения законодательного органа.

Ряд ученых считают объектом отношения по хозяйственному использованию природных ресурсов . Соответственно, они относят эти посягательства к хозяйственным. Можно встретить утверждения, что объектом являются сами природные богатства.

Данные позиции не отражают сущности экологических преступлений и не соответствуют ни УК РСФСР 1960 г., ни новому уголовному законодательству. В самом общем виде возражения в данном случае сводятся к следующему .

Концепция экологических преступлений предполагает в первую очередь освещение понятий экологических отношений. Они образуют единство трех основных направлений человеческой деятельности: по консервативной охране природы; рациональному использованию ее богатств как одному из способов охраны; сохранению надлежащих качественных природных условий жизнедеятельности человека (защита от загрязнения и отравления окружающей среды, шумового, теплового, вибрационного воздействия и т.п.), включая обеспечение экологической безопасности, улучшение и воспроизводство природных ресурсов.

Попытка рассматривать экологические преступления как разновидность экономических не позволяет в должной мере вскрыть специфику преступлений в сфере охраны окружающей природной среды, переносит центр тяжести с отношений экологических на материальные, стоимостные, что совершенно недостаточно с точки зрения современных представлений о взаимодействии общества и природы.

Кроме того, в собственности находятся лишь те элементы природы, которые обладают определенной вещественной формой и могут находится во власти людей. Однако уголовное право охраняет и такие элементы природной среды, которые не могут находиться ни в чьей собственности вообще, например, атмосферу, воды открытого моря, фауну и флору Антарктики. Международными соглашениями ограничивается право государств на распоряжение определенными особо охраняемыми видами птиц и зверей.

Не включает преступления в области охраны природы в круг преступлений против собственности и законодатель, иначе он поместил бы нормы экологического характера в главу Уголовного кодекса «Преступления против собственности».

В Конституции Российской Федерации (ст. 9), Законе Российской Федерации «О собственности в Российской Федерации » (ст. 6), Земельном кодексе (ст. 3), гражданском законодательстве, как и в ряде других нормативных актов, на природные ресурсы устанавливаются различные виды собственности. Но из этого не следует, что отношения собственности являются объектом экологических преступлений. Как известно, собственность рассматривается в объективном и субъективном смысле как экономическая категория и как юридическое понятие, как право собственности. В экономическом смысле собственность - это исторически обусловленная форма присвоения предметов природы, в которой выражены общественные отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. То есть собственность представляет собой прежде всего важнейшее производственное социально-экономическое отношение.

Нетрудно убедиться, что отношения в сфере экологии отнюдь не сводятся к производственным отношениям.

Отношения же в сфере экологии имеют иное содержание и участником их может быть не только собственник того или иного элемента природной среды.

Нельзя утверждать, что экологическое преступление посягает на отношения собственности и потому, что объект преступления определяется, исходя не только из экономической сущности предмета посягательства, но и из содержания, сущности общественных отношений по поводу этого предмета с учетом его социальной роли в данном отношении. Можно привести много примеров, когда воздействие осуществляется на одинаковые по своей экономической сущности предметы, но при этом затрагиваются совершенно различные общественные отношения, охраняемые законом. Так, оружие, яды, наркотики являются имуществом. Однако нарушение правил обращения с этими предметами, хищение их образуют составы преступлений не против собственности, а против общественной безопасности и здоровья населения (ст. 226, 229, 237 УК РФ).

Статья 85 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» определяет экологические преступления как общественно опасные деяния, посягающие на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Данное определение представляет интерес в плане методологического подхода к решению проблемы, но можно предложить и иное определение, более точно, на наш взгляд, отражающее сущность экологического преступления.

С позиций изложенного родовым объектом экологических преступлений следует считать охраняемые уголовным законом комплексные общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению качественно благоприятной для человека и иных живых существ природной среды и обеспечению экологической безопасности населения.

Непосредственными объектами являются конкретные общественные отношения по охране, рациональному использованию отдельных видов природных богатств и обеспечению экологической безопасности населения. Например, объектом незаконной охоты являются отношения по охране и рациональному использованию диких зверей, птиц и иных животных, а объектом загрязнения водоемов и воздуха - отношения по охране вод и атмосферы и обеспечению экологической безопасности населения.

Второй отличительный признак экологических преступлений - особый предмет посягательства.

Предметом экологических преступлений в широком смысле слова выступает природная среда в целом, поскольку все ее составные части находятся между собой во взаимодействии и во взаимосвязи они составляют единую экосистему, а в пределах конкретных участков суши или водоемов образуют единую общность организмов, растительности и т.п. - биоценоз .

Причинение вреда одной из частей экосистемы немедленно но отражается на состоянии других.

В более узком смысле предметом конкретных преступлений являются природные ресурсы: земля, ее недра, атмосфера, внутренние воды и воды открытого моря, животные, растительность.

В отдельных случаях в качестве преступного воздействия предусматриваются редкие и достопримечательные ресурсы живой и неживой природы: природные ландшафты, урочища, ущелья либо единичные объекты природы скалы, деревья, водоемы и др. (ст. 262 УК РФ).

При конструировании законодателем норм общего характера (ст. 246, 253 УК РФ, например) предмет в законе не конкретизируется.

Предмет преступления - это признак состава, который чаще всего используется для определения объекта экологического преступления. С установления предмета обычно начинается процесс выяснения характера посягательства и способов его воздействия на определенный объект. Однако поскольку одни и те же элементы природной среды могут быть вовлечены в орбиту различных общественных отношений, необходимо выяснить социальную роль предмета посягательства.

Так, по-разному будет квалифицирован незаконный вылов рыбы в реке и в прудовом хозяйстве, где рыба выращивается как товар. В первом случае это будет рыбное браконьерство (ст. 256 УК РФ), во втором - хищение. Если загрязнен воздух производственного помещения, то при наличии признаков состава преступления, это должно рассматриваться как преступное нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ). Если же загрязнена атмосфера выбросами производства - это экологическое преступление (ст. 251 УК РФ). Поэтому в экологических преступлениях предмет посягательства всегда следует рассматривать в связи с объектом и наряду с ним. Изолированный анализ предмета не позволяет уяснить то отношение, которому наносится ущерб, порождает ошибки, путаницу в квалификации преступления.

Особое значение имеет решение этого вопроса для отграничения экологических преступлений от посягательств на собственность. «Вещи, - подчеркивает В.Г. Афанасьев, - как компоненты социального целого, суть тела, предметы, вовлеченные в орбиту общественной жизни. Как социальные феномены... они не могут быть поняты сами по себе, вне человеческой деятельности. Они - продукт конкретного труда, потребительские стоимости и как таковые имеют природную основу» . При этом природное качество вещи проявляется в том материале, из которого вещь состоит, а социальное - в том что она вводится в орбиту общественных отношений».

Таким образом, чтобы определить в орбиту каких отношений - природоохранительных или собственности - попадает природный ресурс, надо установить момент, с которого он теряет свойства естественного элемента природы и превращается в вещь, в товар.

Определяя этот момент на основе учения диалектического материализма и основных положений современной экономической теории, в общей форме можно сказать, что любому природному ресурсу качество товара придает общественно необходимый труд. Это общая посылка, определяющая методологию подхода к оценке экономической сущности предмета посягательства, является господствующей не только в учебной, но и в монографической литературе.

Охрана природы невозможна в настоящее время без приложения человеческого труда. Специальными службами осуществляется охрана воздуха, вод, животного мира, растительности. Проводится работа по размножению и акклиматизации животных, разведению лесов. Все это - убедительное доказательство того, что мы находимся на этапе «очеловечивания» всей природной среды. Остается очень мало природных компонентов, к которым бы ни прикасались разум и руки человека.

Результатами труда, затраченного на сохранение и возобновление природных ресурсов, нельзя, как правило, воспользоваться сразу. Они проявляются порой через десятки лет и трудовое воздействие на природу может быть оценено лишь последующими поколениями.

Что же придает природному ресурсу товарно-денежную форму, превращает его в имущество? Материалистическая диалектика дает на этот вопрос исчерпывающий ответ: труд, вырвавший тот или иной элемент природы из естественной природной среды и переместивший его из области господства сил природы в сферу, регулируемую экономическими законами общественного производства. С этого момента элементы природной среды становятся имуществом, товаром. Такова, например, продукция рыбного, охотничьего и других добывающих промыслов.

Экологическое право, относя к экологическим отношения, возникающие в связи с возобновлением, восстановлением и улучшением природного вещества, тем самым признает, что искусственно выращенные и выпущенные в природу рыбы, звери, птицы, насаженные леса, очищенные воды и воздух есть предметы этих отношений.


Классификация экологических преступлений

Структура института уголовно-правовой охраны природы в УК РФ по-прежнему (как и в УК РСФСР 1961 г.) не совпадает с принципами его построения (кодификации). В УК РФ 1996 г. появилась специальная глава «Экологические преступления», которой не было в прежнем У К РСФСР.

Не отличается единством классификация экологических преступлений и в теории уголовного права. По-разному определяются как их круг, так и основания классификации.

Нередко к экологическим относят все те преступления, которые связаны с элементами природной среды . Конечно, в широком смысле слова практически вся материальная деятельность человека, связанная с природной средой, экологична, ибо все, чем он пользуется, берется у природы. Но с позиции общественных представлений экологически опасна не всякая преступная деятельность. Так, преступление предусмотренное ст. 358 УК РФ, хотя и связано с причинением вреда природной среде, но посягает прежде всего на отношения, обеспечивающие мир и безопасность существования человечества.

Некоторые преступления, предусмотренные УК РФ 1996 г., объективно могут быть связаны с причинением вреда природной среде, а могут и не быть. Таковы, например, деяния, предусмотренные нормами о нарушении ветеринарных правил (ч. 1 ст. 249 УК РФ) и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 ст. 249 УК РФ). Сюда же следует отнести жестокое обращение с животными (ст. 245 УКРФ).

Ответственность этими нормами предусматривается за причинение вреда элементам природы как относящимся к категории «имущество», так и не относящимся. Соответственно, в случаях причинения вреда природе ущерб терпят отношения в сфере экологии, а в иных случаях - отношения собственности, хозяйственные, в сфере общественной безопасности и иные.

Нормы, описывающие названные посягательства, являются альтернативно-экологическими, а экологические преступления, предусмотренные такими нормами, относятся к той или иной разновидности специальных экологических преступлений.

Таким образом, структура действующих уголовно-правовых норм предполагает при создании системы экологических преступлений дифференцированный подход.

Любая классификация может быть теоретически правильной и практически приемлемой, если за ее основу берется стабильный признак, выражающий качественное свойство и своеобразие классифицируемых явлений.

Систематизация норм по родовому объекту есть систематизация их по признаку, определяющему социальную (политическую, экономическую, экологическую и иную) сущность преступления.

Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания в виде: замечания, выговора, строгого выговора, увольнения от должности (ст. 13 5 КЗОТ РСФСР).

Законодательством, уставами о дисциплине и иными нормативными актами для отдельных категорий рабочих и служащих могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.

Например, в качестве дисциплинарного взыскания могут применяться: полное или частичное лишение премии либо иных средств поощрения; перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность; лишение чина или звания; объявление о неполном служебном соответствии.

При наложении дисциплинарного взыскания учитывают тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.

За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания (один год с момента наложения) меры поощрения к работнику не применяются.

Взыскание может быть снято досрочно применившим его органом или должностным лицом по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя или трудового коллектива, если виновный не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный работник.

По гражданскому законодательству предприятие, учреждение, организация или иной хозяйствующий субъект отвечает за вред, причиненный его работником во время исполнения своих трудовых обязанностей, перед потерпевшим (ст. 1068 ГК РФ).

В свою очередь, предприятия или иной хозяйствующий субъект имеет право предъявить в суде регрессный иск к своему работнику и взыскать с него все понесенные убытки (ст. 1081 ГКРФ).

Заключение

Правительство, министерства и ведомства демонстрируют свою несостоятельность в обеспечении реализации экологического законодательства. Ситуация осложняется распадом прежней системы государственного контроля, постоянными реорганизациями природоохранных органов, попытками ограничить либо вообще ликвидировать прокурорский надзор в сфере экологии.

На фоне постоянного роста экологических преступлений становится все менее эффективной правоприменительная практика.

Это связано с явной недооценкой общественной опасности экологических преступлений работниками правоохранительных и природоохранных органов, с недостатками следствия и дознания, низким профессиональным уровнем, отсутствием у работников природоохранных и правоохранительных органов четких представлений о сущности экологических преступлений, их классификации, разграничении со сходными преступлениями и административными правонарушениями.

Особенно тревожно, что в силу названных причин, а также при значительном общем росте преступности в стране - экономической, корыстной, насильственной, из-за нехватки сил и средств в правоохранительных органах борьба с экологическими преступлениями все больше и больше отходит на задний план. Она ведется в основном против мелких нарушителей экологических норм, те же, кто посягают на экологическую безопасность, подрывают биологические основы жизни и здоровья людей, остаются в массе своей безнаказанными .

Литература

    Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. Опыт системного исследования.-М.,1973.

    Бачило И.Л Институт ответственности в управлении. //Советское государство и право» , 1977, № 6.

    Бринчук ММ. Правовая охрана атмосферного воздуха. //Материалы общенадзорных проверок природоохранных прокуратур. - М., 1985.

    ГалаховаА.В. Уголовная ответственность за хозяйственные преступления.-М.,1987.

    Дубовик О.Л., Жалчнский А.Э. Причины экологической преступности. - М., 1988.

    Ерофеев. Экологическое право. Учебник для ВУЗов. М. 1998

    Жариков Ю.Г. Закон на страже землепользования. Предупреждение земельных правонарушений.-М.,2005.

    Жевлаков Э.Н. Общие вопросы квалификации преступлений в области охраны окружающей природной среды. - М., 1987.

    Жевлаков Э.Н. Уголовно-правовая охрана природной среды в РФ. - М., «Интел-синтез», 1997.

    Изменения преступности в России. Криминологический комментарий статистики преступности. - М.,2004.

ВОПРОС: Каково содержание экологической ответственности?

ОТВЕТ: Ответственность в области экологии - это ответственность государства, общества, человека перед обществом, настоящими и будущими поколениями людей, перед конкретным человеком и природопользователем.

Эколого-правовая ответственность - это разновидность общеюридической ответственности. Она означает обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное экологическое правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права.

Экологическая ответственность - это экономико-правовой комплекс, содержащий в себе нормы, соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде.

Экологическая ответственность выполняет три функции: 1) стимулирующую, 2) компенсирующую, 3) превентивную.

Стимулирующая функция проявляется в наличии экономических и правовых стимулов, понуждающих к охране экологических интересов; компенсирующая функция направлена на восстановление потерь природной среды в форме натуральной или денежной компенсации; превентивная функция принудительно воздействует на поведение участников экологических отношений путем применения мер наказания и взыскания ущерба.

Экологическая ответственность имеет две формы - экономическую и юридическую.

Экономическая форма базируется на правомерной деятельности и регулируется экономическими методами, прежде всего материальной заинтересованностью загрязнителя экологии в сокращении отходов. Она вытекает из общего принципа взаимоотношения общества и природы: «загрязнитель платит».

Юридическая ответственность порождается неправомерными деяниями и регулируется административно-правовыми методами. В целом эти формы образуют институт экологической ответственности.

ВОПРОС: Каковы основания экологической ответственности?

ОТВЕТ: Эколого-экономическая ответственность, в отличие от юридической, которая наступает по факту правонарушения, возникает по факту причинения вреда.

Экологическое (эколого-правовое) правонарушение - это виновное, противоправное деяние (действие, бездействие), посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения. В его состав входят: субъект (субъекты), субъективная сторона, объект, объективная сторона, последствия правонарушения и причинная связь между нарушением закона и наступившим результатом.

Экологическим преступлением следует считать виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека (статья 85 Закона РФ об охране окружающей природной среды). Узловыми пунктами содержания понятия экологического преступления являются: экологический правопорядок и вред природной среды и здоровью человека.

Экологический правопорядок - это система экологических правоотношений по реализации экологических требований природоохранительного законодательства. Иными словами, это результат действия эколого-правовых норм. Составной частью экологического правопорядка является экологическая безопасность. В соответствии со статьей 1 Закона РФ о безопасности от 25 марта 1992 г. экологическая безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека и прежде всего вытекающего из них права на чистую, здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду. Экологический правопо- рядок, экологическая безопасность в экологических преступлениях относятся к предмету преступного посягательства. Объектом экологического преступления являются материальные блага природы, т.е. охраняемые законом природные объекты и природные - комплексы, окружающая природная среда в целом. Перечень таких охраняемых объектов дана в статье 4 Закона РФ об охране окружающей природной среды: это естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух, природные ландшафты, генетический фонд, природно-заповедный фонд.

Причиняемый экологическими преступлениями вред может быть экономическим и экологическим.

Экономический вред причиняется природопользователю, его имуществу, доходам.

Экологический вред выражается в загрязнении, истощении и разрушении природной среды, ее отдельных природных объектов, природных экологических систем в целом.

При применении наказания в ряде случаев стирается разница между уголовными и административными мерами наказания за экологические правонарушения.

От экологического преступления следует отличать административный проступок, не влекущий за собой уголовной ответственности. В экологическом проступке отсутствуют признаки состава преступления. Применительно к экологическим проступкам законодательство предусматривает следующие меры воздействия: предупреждение, штраф, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискацию незаконно добытой продукции, лишение гражданина специального права на занятие определенной деятельностью.

Наиболее распространенным видом административной ответственности за экологические проступки является штраф. Цель штрафа воспитательная, предупредительная. Он не рассматривается как мера компенсации. Поэтому сумма штрафа может превышать причиненный вред или, наоборот, бьггь меньше него, или может назначаться при отсутствии какого-либо вреда. Штраф не освобождает виновного от обязанности возмещения причиненного вреда.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения является одной из форм государственного принуждения; ее задача – обеспечить реализацию экологических интересов в принудительном порядке. Наиболее успешно эта задача решается в тех субъектах Российской Федерации, которые имеют в своем составе межрайонные природоохранные прокуратуры.

Наибольшее число экономических правонарушений связано с охраной и использованием животного мира (охота и рыболовство) и с охраной атмосферного воздуха.

Общий критерий всех экологических нарушений – причинение вреда окружающей природной среде . В тех случаях, когда вред наносят не природной среде, а среде обитания человека, например, сверх нормативов загрязняют воздух в производственных помещениях, говорят о санитарных правонарушениях.

Экологические правонарушения, не относящиеся к категории общественно опасных, именуют экологическим проступком. Если же они представляют общественную опасность, посягают на экологическую безопасность общества, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью человека, их относят к категории экологических преступлений.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002) различают следующие виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарную, административную, уголовную, материальную.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарные наказания (предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы) налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреждения за невыполнение ими своих производственных обязанностей, связанных с правовой охраной окружающей природной среды.

При этом следует учитывать два важных момента: 1) дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Так, например, нельзя привлекать к ответственности водителя за выпуск в эксплуатацию автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ превышало установленные нормы, поскольку исполнительный контроль за этот выпуск не входит в число водительских обязанностей; 2) недопустимо наказывать в дисциплинарном порядке лиц, которые нарушают экологические правила во внерабочее время.

Административная ответственность

К административной ответственности могут быть привлечены организации, предприятия, должностные лица, отдельные граждане. Административная ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие, нарушающее законодательство об охране окружающей природной среды. К их числу относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т.д.

Наиболее распространенная мера административного взыскания – денежный штраф. Согласно «Кодексу РФ об административных правонарушениях» (2001) в административном порядке за экологические правонарушения налагаются штрафы -на граждан – 1-25-кратный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленной в РФ;

  • на должностных лиц 3-200-кратный размер МРОТ;
  • на юридических лиц 30-3000-кратный размер МРОТ.

Кроме того, применяются предупреждения, общественное порицание, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой продукции и т.д.

Уголовная ответственность

За экологические правонарушения, которые отличаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т.п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодексом. Единственным основанием назначения уголовного наказания является приговор суда.

К тяжелым экологическим преступлениям относится, например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога. Менее тяжкими преступлениями считаются загрязнение водоемов и атмосферного воздуха , незаконная порубка леса, незаконная охота и некоторые другие.

Имущественная ответственность

Все предприятия и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу других граждан и народному хозяйству, обязаны возместить его в полном объеме. Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут имущественную ответственность.

Эколого-правовая ответственность является разновидностью общеюридической ответственности, но в то же время отличается от иных видов юридической ответственности.

Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:

    как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством;

    как правоотношение между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);

    как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.). Экологические правонарушения наказываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.

Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

    противоправность поведения;

    причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

    причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия – административную и гражданско-правовую.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами (ст. 82 Закона «Об охране окружающей природной среды»). К нарушителям в соответствии с Кодексом законов о труде (с изменениями и дополнениями от 25 сентября 1992 г.) могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, другие наказания (ст. 135).

Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Применение административной ответственности регулируется как природоохранительным законодательством, так и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. (с изменениями и дополнениями). Закон «Об охране окружающей природной среды» расширил перечень составов экологических правонарушений, при совершении которых виновные должностные, физические и юридические лица несут административную ответственность. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке и т.д.

Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Административные штрафы налагаются уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ. При этом постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда (ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В нем предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, загрязнение вод, атмосферы и моря, нарушение законодательства о континентальном шельфе, порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.

Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Закон «Об охране окружающей природной среды» стоит на той позиции, что предприятия, организации и граждане, причиняющие вред окружающей среде, здоровью или имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством (ст. 86).

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред в результате нарушения правовых экологических требований.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

    стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

    компенсаторную, направленную на возмещение потерь в природной среде, возмещение вреда здоровью человека;

    превентивную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания: за нарушение; нарушение, повлекшее значительный ущерб; нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия). Смерть человека вследствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию). Видами наказаний при экологических нарушениях могут быть штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

Одним из самых тяжких экологических преступлений является экоцид – массовое уничтожение растительного мира (растительных сообществ земли России или отдельных ее регионов) или животного мира (совокупность живых организмов всех видов диких животных, населяющих территорию России или определенный ее регион), отравление атмосферы и водных ресурсов (поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы), а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Общественная опасность экоцида состоит в угрозе или нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.

Экологическая катастрофа проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушении циклов сезонных изменений биотического кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экоцида может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера, совершение действий с прямым или косвенным умыслом.

Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, оптимальным сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер.

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Понятие, задачи, принципы и виды ответственности по экологическому праву
  • Виды экологических правонарушений
  • Экологические преступления и ответственность за их совершение
  • Классификация экологических преступлений
  • Экологические преступления общего характера
  • Административная ответственность за экологические правонарушения
  • Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения
  • Заключение
  • Литература
ВВЕДЕНИЕ Возникновение, развитие института ответственности по экологическому праву первоначально происходило в рамках традиционной правовой системы советского государства.Настоящий период характеризуется коренной ломкой социально-экономических отношений и реформой правовой системы Российской Федерации. При выборе средств государственно-правового воздействия за совершение экологических правонарушений встали две проблемы:1) максимального использования потенциала ранее созданных правовых институтов в смысле приспособления их к требованиям охраны окружающей природной среды (ООПС) в условиях рыночных отношений;2) разработки новых норм различных отраслей права ос ООПС, включая развитие нетрадиционных институтов ответственности.В комплексном виде законодательное закрепление ответственности по экологическому праву регламентируется в ст. 81 Закона РСФСР « Об охране окружающей природной среды». Он предусматривает, что за экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации -- административную и гражданско-правовую в соответствии с названным законом и иными законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.Понятие, задачи, принципы и виды ответственности по экологическому праву Статьей 6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР субъекты федерации, в частности, наделены правом устанавливать административную ответственность за нарушение: правил охоты и рыболовства; правил осуществления других видов пользования животным миром; решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, правил по карантину животных; ветеринарных правил.Юридической ответственности в научной литературе уделено много внимания. Вследствие этого определилось известное единство взглядов по ряду основных теоретических вопросов. Наряду с этим не существует единой позиции относительно ее определения, содержания, деления на виды. Так, высказывается мнение о наличии «позитивной» ответственности, под которой следует понимать обязанность совершать действия, соответствующие «объективным требованиям данной ситуации и объективно обусловленным идеалам времени» Недбайло П.Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм// Правоведение, 1971, № 3,с.51. .Данное определение размывает и без того недостаточно устоявшееся понятие юридической ответственности, вызывает смешение терминов, путаницу и дополнительные трудности в уяснении их содержания.Ряд авторов считает, что юридическая ответственность состоит из двух аспектов: норм материального и процессуального права Бачило И.Л. Институт ответственности в управлении //" Советское государство и пра-во, 1977, № 6, с. 48. . При этом процессуальное право лишь регулирует порядок и условия возложения, применения ответственности, а не порождает ее. Нормы материального права закрепляют ответственность, но не являются ею.Другие ученые полагают, что это -- «система принудительных мер, применяемых к нарушителям законодательства в области природопользования и ООПС, в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения такого рода правонарушений и восстановления нарушенных прав» Ерофеев Б.В. Советское экологическое право. Общая часть. -- М., 1988, с. 73. .Представляется, что правы те авторы, которые считают выделение природоохранительной ответственности в значительной степени условностью, поскольку она представляет собой не что иное, как комплекс наиболее широко применяемых в сфере ООПС указанных выше видов юридической ответственности Шемшученко B.C., Мунтян В.Л., Розовский В.Г Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды,-- М., 1978, с. 30. .Основываясь на известных в законодательной практике критериях, все виды ответственности в области ООПС по основаниям возникновения можно разделить на объективную и субъективную.К объективной относится гражданско-правовая ответственность, возникающая по факту причинения вреда при использовании источника повышенной опасности независимо от вины его владельца. Здесь факт причинения вреда деянием -- объективное основание ответственности, а норма закона, ее предусматривающая -- формальное основание.Субъективной будет ответственность, возникающая только при наличии у субъекта правонарушения вины как обязательного признака состава правонарушения. С этих позиций вину можно считать субъективным основанием ответственности.По способам воздействия выделяют ответственность: компенсационную, направленную на возмещение вреда, и репрессивную, реализующуюся в применении наказания.К компенсационной относится, в частности, обязанность возместить причиненный вред, предусмотренная нормами гражданского и административного права.К репрессивным видам относится, в частности, административная, уголовная, дисциплинарная ответственность.Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение совершения им новых правонарушений (частное предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.Ответственность за экологические правонарушения основана на принципах законности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности (за исключением обязанности по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, в порядке реализации гражданско-правовой ответственности), справедливости, гуманизма, дифференцированного ее возложения, экономии мер государственного принуждения.Виды экологических правонарушений По отраслям права, предусматривающим ответственность за экологические правонарушения, последние делятся на: административные, дисциплинарные, уголовные, гражданско-правовые. Так же, как и в отношении выделения видов ответственности, выделять иные виды правонарушений (международно-правовые, например) нецелесообразно, т.к. в конечном итоге они сводятся к названным четырем видам.Все экологические правонарушения (как и иные) разделяются на проступки и преступления. Проступки влекут за собой дисциплинарную, материальную или административную ответственность, а преступления -- уголовную. Гражданско-правовая ответственность может быть возложена наряду с дисциплинарной, материальной, административной или уголовной. Привлечение к этим видам ответственности не освобождает субъекта от обязанности возмещения вреда, если таковой имеется. Это объясняется тем, что взыскания, применяемые при реализации указанных видов ответственности, являются мерами наказания, а не возмещением вреда, хотя зачастую (лишение премии, штраф, конфискация) носят материальный характер. Взыскиваемые в виде наказания суммы не идут потерпевшему в счет возмещения вреда, а перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов.Объективные признаки и преступления, и проступка в них одинаковы и состоят в нарушении одних и тех же правил: рыболовства, охоты, заготовки древесины, разработки недр, соблюдения пожарной безопасности в лесах, сохранения чистоты водного и воздушного бассейнов и др. Поэтому при решении данной проблемы органы дознания, следствия и суды зачастую допускают ошибки. Так, М. сетью отловил пять, а Г. и У. девять осетров, относящихся к рыбам ценных пород. К тому же каждым браконьером был причинен крупный ущерб. Несмотря на наличие в их деяниях признаков квалифицированного состава преступления, в возбуждении уголовного дела было отказано по тем основаниям, что виновные ранее не были судимы; имеют постоянное место жительства и работу, а ущерб возмещен.Решение вопроса о разграничении экологических преступлений и проступков упрощается, когда факторы, влияющие на степень общественной опасности правонарушений, учитываются законодателем непосредственно в диспозициях правовых норм. Чаще всего в ней указываются последствия деяния, их размер, повторность преступных нарушений правил, способ действия, форма вины.Например, незаконная охота без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 166 ранее действовавшего УК РСФСР) признавалась преступной лишь в том случае, если ранее за аналогичное правонарушение лицо подвергалось мерам административного воздействия.Уголовная ответственность за загрязнение водоемов возникает, если загрязнение причинило вред здоровью людей, рыбным запасам, животному или растительному миру, лесному или сельскому хозяйству (ст. 250 нового УК РФ).Загрязнение вод, не повлекшее указанных в ст. 250УКРФ последствий, влечет административную ответственность (ст. 57 КАП РСФСР) либо дисциплинарную.Анализируя правонарушения, следует иметь в виду, что наличие в деянии признаков преступления является достаточным основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности. Так, если незаконной охотой причинен крупный ущерб либо она произведена с применением механических транспортных средств или на птиц и зверей, на которых охотиться полностью запрещено, либо на территории государственного заповедника, содеянное следует квалифицировать по ст. 258 УК РФ, хотя бы эти действия были совершены в первый раз и виновный ранее не привлекался к административной ответственности.По ст. 76 КАП РСФСР наказуемо «уничтожение или повреждение леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем, а также нарушение требований противопожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара либо распространение его на значительной площади». Сопоставление ее со ст. 261 УК РФ не позволяет с достаточной четкостью отличить преступление от проступка. На наш взгляд, позволило бы это сделать указание в ст. 261 УК РФ на причинение пожаром существенного по размеру вреда.В ст. 77--79 КАП РСФСР предусмотрена ответственность за превышение нормативов ПДК выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, нарушение правил эксплуатации сооружений и оборудования для очистки воздуха, ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха. Частью 1 ст. 251 УК РФ за загрязнение воздуха или изменение его природных свойств предусмотрена уголовная ответственность. По смыслу закона она наступает независимо от степени превышения ПДК загрязняющих веществ, наступления или создания реальной возможности наступления опасных последствий, в частности, за сам факт загрязнения воздуха без превышения ПДК.Те же действия, причинившие вред здоровью человека, наказываются по ч. 2 ст. 2 51 УК, а повлекшие смерть человека -- по ч. 3 данной статьи.Применение части 1 ст. 251 УК РФ в строгом соответствии с ее буквальным содержанием означало бы практически полную остановку всех промышленных предприятий, существенное осложнение политической ситуации в стране, особенно в условиях кризиса экономики, привлечение к уголовной ответственности за деяния, по сути являющиеся административным проступком, и искажение уголовной политики в области охраны окружающей природной среды. Аналогичную конструкцию имела и ст. 223 в прежнем УК РСФСР.С учетом таких обстоятельств Пленум Верховного Суда СССР в п. 6 постановления от 7 июля 1983 г. «О практике применения судами законодательства об охране природы» Бюллетень Верховного Суда СССР 1983 г. № 4, с. 7. подверг ч. 1 ст. 223 УК РСФСР ограничительному толкованию и разъяснил, что (как и при загрязнении водоемов) загрязнение воздуха может быть признано преступлением только тогда, когда в результате превышения установленных нормативов выбросов причинен вред или создана реальная опасность причинения вреда здоровью людей, рыбным запасам, животному или растительному миру, сельхозпроизводству. Очевидно в таком же смысле следует понимать к ч. 1 ст. 251 У К РФ.Указанные рекомендации Пленума Верховного Суда СССР, хотя и служат делу совершенствования законодательства, но не снимают проблемы законодательного разграничения преступлений и проступков Изменения преступности в России. Криминологический ком-ментарий статистики преступности. -- М.,1994. С.91. .Верховный суд РФ (как и Верховный суд бывшего СССР) не наделен правотворческой функцией. Хотя в постановлениях его по сути зачастую дается нормативное предписание, не предусмотренное законом, они применяются лишь при рассмотрении конкретных уголовных дел и ограничиваются сферой правосудия. К тому же не по всем вопросам разграничения экологических преступлений и проступков такие разъяснения даны. Представляется, что несовершенство закона может быть устранено только введением в соответствующие статьи УК РФ более четких критериев криминализации, а не подобными методами судебного расширительного или ограничительного толкования, которые фактически подменяют решения законодательного органа.Экологические преступления и ответственность за их совершение Понятие экологических преступлений в уголовном законодательстве отсутствует. Между тем формулирование его значимо для достижения многих важных целей.Представление о совокупной общественной опасности экологически вредных деяний необходимо для правильного определения их круга, выделения правонарушений, которые следует признать преступными. Отсюда правильное определение экологического преступления может служить методологической базой нормотворческого процесса.Вне правильного представления о сущности общественно опасного деяния невозможно построение санкций, определения целей действия уголовно-правовой нормы, объема и задач профилактической работы.Оценка эффективности уголовной ответственности и применяемых уголовно-правовых санкций неизбежно связана с анализом противоправного поведения, четким уяснением его модели.Общее понятие экологического преступления есть не что иное, как его родовое понятие, включающее в себя ряд родовых признаков. В литературе встречаются определения данных посягательств в соответствии с общими признаками преступления, указанными в уголовном законе. Как правило, они связаны либо вытекают из определения объекта преступного воздействия и строятся по схеме: «преступлением в сфере охраны природы признается деяние, посягающее на такие-то отношения (следует их изложение)». Многие авторы считают, что этого достаточно.Поскольку среди ученых мнения по поводу объекта преступления против природы весьма различны, то неодинаковы и их определения. Одни считают, что рассматриваемые преступления посягают на отношения собственности Ляпунов Ю.М. Уголовно-правовая охрана природы органами внутренних дел. М., 1974, С. 17. .Ряд ученых считают объектом отношения по хозяйственному использованию природных ресурсов Повелицына П.Ф. Уголовно-правовая охрана природы в СССР -- М., 1981, С. 7. . Соответственно, они относят эти посягательства к хозяйственным. Можно встретить утверждения, что объектом являются сами природные богатства.Данные позиции не отражают сущности экологических преступлений и не соответствуют ни УК РСФСР 1960 г., ни новому уголовному законодательству. В самом общем виде возражения в данном случае сводятся к следующему Жевлаков Э.Н. Экологические преступления (поня-тие, виды, квалификация). -- М., 2005; Экологические преступления и экологическая преступность. -- М., 2006. С. 117. .Концепция экологических преступлений предполагает в первую очередь освещение понятий экологических отношений. Они образуют единство трех основных направлений человеческой деятельности: по консервативной охране природы; рациональному использованию ее богатств как одному из способов охраны; сохранению надлежащих качественных природных условий жизнедеятельности человека (защита от загрязнения и отравления окружающей среды, шумового, теплового, вибрационного воздействия и т.п.), включая обеспечение экологической безопасности, улучшение и воспроизводство природных ресурсов.Попытка рассматривать экологические преступления как разновидность экономических не позволяет в должной мере вскрыть специфику преступлений в сфере охраны окружающей природной среды, переносит центр тяжести с отношений экологических на материальные, стоимостные, что совершенно недостаточно с точки зрения современных представлений о взаимодействии общества и природы.Кроме того, в собственности находятся лишь те элементы природы, которые обладают определенной вещественной формой и могут находится во власти людей. При этом уголовное право охраняет и такие элементы природной среды, которые не могут находиться ни в чьей собственности вообще, например, атмосферу, воды открытого моря, фауну и флору Антарктики. Международными соглашениями ограничивается право государств на распоряжение определенными особо охраняемыми видами птиц и зверей.Не включает преступления в области охраны природы в круг преступлений против собственности и законодатель, иначе он поместил бы нормы экологического характера в главу Уголовного кодекса «Преступления против собственности».В Конституции Российской Федерации (ст. 9), Законе Российской Федерации «О собственности в Российской Федерации » (ст. 6), Земельном кодексе (ст. 3), гражданском законодательстве, как и в ряде других нормативных актов, на природные ресурсы устанавливаются различные виды собственности. Но из этого не следует, что отношения собственности являются объектом экологических преступлений. Как известно, собственность рассматривается в объективном и субъективном смысле как экономическая категория и как юридическое понятие, как право собственности. В экономическом смысле собственность -- это исторически обусловленная форма присвоения предметов природы, в которой выражены общественные отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. То есть собственность представляет собой прежде всего важнейшее производственное социально-экономическое отношение.Нетрудно убедиться, что отношения в сфере экологии отнюдь не сводятся к производственным отношениям.Отношения же в сфере экологии имеют иное содержание и участником их может быть не только собственник того или иного элемента природной среды.Нельзя утверждать, что экологическое преступление посягает на отношения собственности и потому, что объект преступления определяется, исходя не только из экономической сущности предмета посягательства, но и из содержания, сущности общественных отношений по поводу этого предмета с учетом его социальной роли в данном отношении. Можно привести много примеров, когда воздействие осуществляется на одинаковые по своей экономической сущности предметы, но при всём этом затрагиваются совершенно различные общественные отношения, охраняемые законом. Так, оружие, яды, наркотики являются имуществом. При этом нарушение правил обращения с этими предметами, хищение их образуют составы преступлений не против собственности, а против общественной безопасности и здоровья населения (ст. 226, 229, 237 УК РФ).Статья 85 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» определяет экологические преступления как общественно опасные деяния, посягающие на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека.Данное определение представляет интерес в плане методологического подхода к решению проблемы, но можно предложить и иное определение, более точно, на наш взгляд, отражающее сущность экологического преступления.С позиций изложенного родовым объектом экологических преступлений следует считать охраняемые уголовным законом комплексные общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению качественно благоприятной для человека и иных живых существ природной среды и обеспечению экологической безопасности населения.Непосредственными объектами являются конкретные общественные отношения по охране, рациональному использованию отдельных видов природных богатств и обеспечению экологической безопасности населения. Например, объектом незаконной охоты являются отношения по охране и рациональному использованию диких зверей, птиц и иных животных, а объектом загрязнения водоемов и воздуха -- отношения по охране вод и атмосферы и обеспечению экологической безопасности населения.Второй отличительный признак экологических преступлений -- особый предмет посягательства. Предметом экологических преступлений в широком смысле слова выступает природная среда в целом, поскольку все ее составные части находятся между собой во взаимодействии и во взаимосвязи они составляют единую экосистему, а в пределах конкретных участков суши или водоемов образуют единую общность организмов, растительности и т.п. -- биоценоз Жариков Ю.Г. Закон на страже землепользования. Предупреждение земельных правонарушений.--М.,1985. С. 192. .Причинение вреда одной из частей экосистемы немедленно но отражается на состоянии других.В более узком смысле предметом конкретных преступлений являются природные ресурсы: земля, ее недра, атмосфера, внутренние воды и воды открытого моря, животные, растительность.В отдельных случаях в качестве преступного воздействия предусматриваются редкие и достопримечательные ресурсы живой и неживой природы: природные ландшафты, урочища, ущелья либо единичные объекты природы скалы, деревья, водоемы и др. (ст. 262 УК РФ).При конструировании законодателем норм общего характера (ст. 246, 253 УК РФ, например) предмет в законе не конкретизируется.Предмет преступления -- это признак состава, который чаще всего используется для определения объекта экологического преступления. С установления предмета обычно начинается процесс выяснения характера посягательства и способов его воздействия на определенный объект. При этом поскольку одни и те же элементы природной среды могут быть вовлечены в орбиту различных общественных отношений, необходимо выяснить социальную роль предмета посягательства.Так, по-разному будет квалифицирован незаконный вылов рыбы в реке и в прудовом хозяйстве, где рыба выращивается как товар. В первом случае это будет рыбное браконьерство (ст. 256 УК РФ), во втором -- хищение. Если загрязнен воздух производственного помещения, то при наличии признаков состава преступления, это должно рассматриваться как преступное нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ). Если же загрязнена атмосфера выбросами производства -- это экологическое преступление (ст. 251 УК РФ). Поэтому в экологических преступлениях предмет посягательства всегда следует рассматривать в связи с объектом и наряду с ним. Изолированный анализ предмета не позволяет уяснить то отношение, которому наносится ущерб, порождает ошибки, путаницу в квалификации преступления.Особое значение имеет решение этого вопроса для отграничения экологических преступлений от посягательств на собственность. «Вещи, -- подчеркивает В.Г. Афанасьев, -- как компоненты социального целого, суть тела, предметы, вовлеченные в орбиту общественной жизни. Как социальные феномены... они не могут быть поняты сами по себе, вне человеческой деятельности. Они -- продукт конкретного труда, потребительские стоимости и как таковые имеют природную основу» Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. Опыт системного исследования. 1973,с.101-102. . При этом природное качество вещи проявляется в том материале, из которого вещь состоит, а социальное -- в том что она вводится в орбиту общественных отношений».Таким образом, чтобы определить в орбиту каких отношений -- природоохранительных или собственности -- попадает природный ресурс, надо установить момент, с которого он теряет свойства естественного элемента природы и превращается в вещь, в товар.Определяя этот момент на основе учения диалектического материализма и основных положений современной экономической теории, в общей форме можно сказать, что любому природному ресурсу придает общественно необходимый труд. Это общая посылка, определяющая методологию подхода к оценке экономической сущности предмета посягательства, является господствующей не только в учебной, но и в монографической литературе.Охрана природы невозможна сегодня без приложения человеческого труда. Специальными службами осуществляется охрана воздуха, вод, животного мира, растительности. Проводится работа по размножению и акклиматизации животных, разведению лесов. Все это -- убедительное доказательство того, что мы находимся на этапе «очеловечивания» всей природной среды. Остается очень мало природных компонентов, к которым бы ни прикасались разум и руки человека.Результатами труда, затраченного на сохранение и возобновление природных ресурсов, нельзя, как правило, воспользоваться сразу. Они проявляются порой через десятки лет и трудовое воздействие на природу может быть оценено лишь последующими поколениями.Что же придает природному ресурсу товарно-денежную форму, превращает его в имущество? Материалистическая диалектика дает на этот вопрос исчерпывающий ответ: труд, вырвавший тот или иной элемент природы из естественной природной среды и переместивший его из области господства сил природы в сферу, регулируемую экономическими законами общественного производства. С этого момента элементы природной среды становятся имуществом, товаром. Такова, например, продукция рыбного, охотничьего и других добывающих промыслов.Экологическое право, относя к экологическим отношения, возникающие в связи с возобновлением, восстановлением и улучшением природного вещества, тем самым признает, что искусственно выращенные и выпущенные в природу рыбы, звери, птицы, насаженные леса, очищенные воды и воздух есть предметы этих отношений.Классификация экологических преступлений Структура института уголовно-правовой охраны природы в УК РФ по-прежнему (как и в УК РСФСР 1961 г.) не совпадает с принципами его построения (кодификации). В УК РФ 1996 г. появилась специальная глава «Экологические преступления», которой не было в прежнем У К РСФСР.Не отличается единством классификация экологических преступлений и в теории уголовного права. По-разному определяются как их круг, так и основания классификации.Нередко к экологическим относят все те преступления, которые связаны с элементами природной среды Советское уголовное право. Часть Особенная. М., 1979, с. 263 . Конечно, в широком смысле слова практически вся материальная деятельность человека, связанная с природной средой, экологична, ибо все, чем он пользуется, берется у природы. Но с позиции общественных представлений экологически опасна не всякая преступная деятельность. Так, преступление предусмотренное ст. 358 УК РФ, хотя и связано с причинением вреда природной среде, но посягает прежде всего на отношения, обеспечивающие мир и безопасность существования человечества.Некоторые преступления, предусмотренные УК РФ 1996 г., объективно могут быть связаны с причинением вреда природной среде, а могут и не быть. Таковы, например, деяния, предусмотренные нормами о нарушении ветеринарных правил (ч. 1 ст. 249 УК РФ) и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 ст. 249 УК РФ). Сюда же следует отнести жестокое обращение с животными (ст. 245 УКРФ).Ответственность этими нормами предусматривается за причинение вреда элементам природы как относящимся к категории «имущество», так и не относящимся. Соответственно, в случаях причинения вреда природе ущерб терпят отношения в сфере экологии, а в иных случаях -- отношения собственности, хозяйственные, в сфере общественной безопасности и иные.Нормы, описывающие названные посягательства, являются альтернативно-экологическими, а экологические преступления, предусмотренные такими нормами, относятся к той или иной разновидности специальных экологических преступлений.Таким образом, структура действующих уголовно-правовых норм предполагает при создании системы экологических преступлений дифференцированный подход.Любая классификация может быть теоретически правильной и практически приемлемой, если за ее основу берется стабильный признак, выражающий качественное свойство и своеобразие классифицируемых явлений.Систематизация норм по родовому объекту есть систематизация их по признаку, определяющему социальную (политическую, экономическую, экологическую и иную) сущность преступления.Экологические преступления общего характера нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами (ст. 247);нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253);нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).Данные преступления посягают на отношения по обеспечению экологической безопасности, охране и рациональному использованию компонентов природной среды в их совокупности.В зависимости от содержания предмета и непосредственного объекта посягательства они делятся, в свою очередь, на подгруппы:1) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования земли, недр и обеспечения экологической безопасности:--порча земли (ст. 254);-- нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);2) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира (фауны):-- незаконная добыча водных животных (ст. 256);-- нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);-- незаконная охота (ст. 258);-- нарушение ветеринарных правил (ч. 1 ст. 249);-- уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);3) преступления, посягающие на общественные отношения по охране и рациональному использованию растительного мира (флоры):-- незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260);-- уничтожение или повреждение лесов (ст. 261);-- нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 ст. 249);-- незаконная добычаводных растений (ст. 256).4) преступления, посягающие на общественные отношения по охране и рациональному использованию вод и атмосферы, а также обеспечению экологической безопасности:-- загрязнение вод (ст. 250);-- загрязнение морской среды (ст. 252);--загрязнение атмосферы (ст. 251).Определив, какие из преступлений следует отнести к экологическим, возможно сформулировать и понятие экологической преступности. Как известно, определений преступности в криминологической, правовой, социологической, философской литературе множество.Административная ответственность за экологические правонарушения Административная ответственность за экологические правонарушения применяется компетентным органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом.Она может быть возложена как на физических, так и на юридических лиц. Перечень административных экологических правонарушений дается в ст. 84 Закона об охране окружающей природной среды, отраслевом природоресурсном законодательстве и в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, где они в основном группируются в главе «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры».В своей совокупности административно-наказуемые экологические нарушения по видам составляют одиннадцать групп:загрязнение окружающей природной среды;превышение предельно допустимых биологических, радиационных, физических и иных вредных воздействий;нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;несоблюдение экологических требований при складировании, переработке, уничтожении, захоронении промышленных и бытовых отходов, радиоактивных, химических и иных вредных веществ;нарушение правил транспортировки, хранения, применения химических средств;нарушение установленного порядка добывания, сбора, заготовки, продажи, приобретения, ввоза и вывоза за границу объектов животного и растительного мира, природного сырья, ботанических, зоологических и минералогических коллекций;порча, повреждение, уничтожение природоохранных территорий и комплексов, а также естественных экологических систем;невыполнение обязательных мер по восстановлению окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;невыполнение требований государственной экологической экспертизы и предписаний специальных государственных органов экологического контроля;незаконное расходование бюджетных средств государственных экологических фондов на цели, не связанные с охраной природной среды;нарушение правил охраны природно-заповедных объектов и особо охраняемых территорий.За совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.Административные взыскания делятся на основные и дополнительные. Основными являются такие, которые заключают в себе основную карательно-воспитательно-предупредительную функцию и не могут назначаться в дополнение к другим видам взысканий. Дополнительные выполняют вспомогательные функции в достижении целей наказания. Возмездное изъятие и конфискация предметов могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных административных взысканий. Другие взыскания, перечисленные выше, могут применяться только в качестве основных.Орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить в качестве дополнительного только то административное наказание, которое названо в статье нормативного акта, устанавливающего ответственность за конкретное административное правонарушение. Например, в качестве дополнительного взыскания конфискация предусмотрена в санкции ст. 85 КАП РСФСР об ответственности за нарушение правил охоты, рыболовства и осуществления других видов пользования животным миром.Лишение права охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным источником существования в связи с их трудовой деятельностью.Предприятия, учреждения, организации, предприниматели -- физические лица привлекаются к административной ответственности за экологические правонарушения в случаях. если нарушение связано с процессом производственной иле иной хозяйственной деятельности.Должностные лица подлежат ответственности за несоблюдение требований экологического законодательства, обеспечение и выполнение которых входит в их служебные обязанности.По действующему законодательству к должностным лицам могут быть применены лишь два вида административных взысканий -- предупреждение и штраф. Поскольку противоправное поведение должностных лиц в силу выполняемых ими функций может причинить больший вред, нежели административные правонарушения других лиц, то Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливается в отношении должностных лиц повышенная административная ответственность в виде штрафа от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной заработной платы, установленной в РФ.Отраслевым природоресурсовьш законодательством предусматриваются иные размеры штрафа. Так, в ст. 29 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», указывается, что за совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Штраф налагается постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя в размере:-- на должностных лиц -- не более суммы трехмесячного дохода;-- на работающих граждан -- не более суммы месячного дохода;-- на неработающих граждан -- не более 50 рублей.Другие лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специального законодательства о прохождении службы и дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях -- административную на общих основаниях.Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды, ненадлежащую эксплуатацию очистных установок и сооружений и за нарушение иных требований природоохранительного законодательства при исполнении своих обязанностей по службе или работе (ст. 82 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»).Отличительным признаком состава дисциплинарного проступка является то, что невыполнение требований экологического законодательства одновременно является невыполнением работником своих обязанностей, обусловленных занимаемой должностью или договором Жевлаков Э.Н. Общие вопросы квалификации преступлений в области охраны окружающей природной среды. -- М., 1987. С. 119. .Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания в виде: замечания, выговора, строгого выговора, увольнения от должности (ст. 13 5 КЗОТ РСФСР).Законодательством, уставами о дисциплине и иными нормативными актами для отдельных категорий рабочих и служащих могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.Например, в качестве дисциплинарного взыскания могут применяться: полное или частичное лишение премии либо иных средств поощрения; перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность; лишение чина или звания; объявление о неполном служебном соответствии.При наложении дисциплинарного взыскания учитывают тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.В течение срока действия дисциплинарного взыскания (один год с момента наложения) меры поощрения к работнику не применяются.Взыскание может быть снято досрочно применившим его органом или должностным лицом по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя или трудового коллектива, если виновный не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный работник.По гражданскому законодательству предприятие, учреждение, организация или иной хозяйствующий субъект отвечает за вред, причиненный его работником во время исполнения своих трудовых обязанностей, перед потерпевшим (ст. 1068 ГК РФ).В свою очередь, предприятия или иной хозяйствующий субъект имеет право предъявить в суде регрессный иск к своему работнику и взыскать с него все понесенные убытки (ст. 1081 ГКРФ).Заключение Правительство, министерства и ведомства демонстрируют свою несостоятельность в обеспечении реализации экологического законодательства. Ситуация осложняется распадом прежней системы государственного контроля, постоянными реорганизациями природоохранных органов, попытками ограничить либо вообще ликвидировать прокурорский надзор в сфере экологии.На фоне постоянного роста экологических преступлений становится все менее эффективной правоприменительная практика.Это связано с явной недооценкой общественной опасности экологических преступлений работниками правоохранительных и природоохранных органов, с недостатками следствия и дознания, низким профессиональным уровнем, отсутствием у работников природоохранных и правоохранительных органов четких представлений о сущности экологических преступлений, их классификации, разграничении со сходными преступлениями и административными правонарушениями.Особенно тревожно, что в силу названных причин, а также при значительном общем росте преступности в стране -- экономической, корыстной, насильственной, из-за нехватки сил и средств в правоохранительных органах борьба с экологическими преступлениями все больше и больше отходит на задний план. Она ведется в основном против мелких нарушителей экологических норм, те же, кто посягают на экологическую безопасность, подрывают биологические основы жизни и здоровья людей, остаются в массе своей безнаказанными Шнайдер Г.И. Криминология. - М., 1980. Стр. 125 .Литература 1 Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. Опыт системного исследования.--М.,1973.2 Бачило И.Л Институт ответственности в управлении. //Советское государство и право» , 1977, № 6.3 Бринчук ММ. Правовая охрана атмосферного воздуха. //Материалы общенадзорных проверок природоохранных прокуратур. - М., 1985.4 ГалаховаА.В. Уголовная ответственность за хозяйственные преступления.--М.,1987.5 Дубовик О.Л., Жалчнский А.Э. Причины экологической преступности. - М., 1988.6 Ерофеев. Экологическое право. Учебник для ВУЗов. М. 19987 Жариков Ю.Г. Закон на страже землепользования. Предупреждение земельных правонарушений.--М.,2005.8 Жевлаков Э.Н. Общие вопросы квалификации преступлений в области охраны окружающей природной среды. -- М., 1987.9 Жевлаков Э.Н. Уголовно-правовая охрана природной среды в РФ. -- М., «Интел-синтез», 1997.10 Изменения преступности в России. Криминологический комментарий статистики преступности. -- М.,2004.11 Комментарий к УК РФ. Под редакцией Ю.Н. Скуратова М.,2007.12 Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая Среда и человек. - М.: 2006.13 Уголовное право. Особенная часть. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1998.



Просмотров