Сценарий день правовой помощи детям в школе. Всероссийский День правовой помощи детям


























Административная ответственность ответственность наступает с 16 лет (до этого возраста отвечают родители), НО бывают наказания: лет – спецшкола лет – спецпрофучилище с 14 лет – исключение из школы


Перечень нарушений: приобретение, хранение, употребление наркотических средств жестокое обращение с животными повреждение транспортных средств повреждение гос.имущества распитие спиртных напитков нарушение правил дор.движения нарушение устава школы мелкое хулиганство и т.д.




Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за особо опасные преступления с 14 лет К преступлениям относятся: грабежи, разбои, хищение умышленное убийство действия сексуального характера угон автотранспортных средств ложное сообщение об акте терроризма и т.п.


Кто прав? Мама: Сколько раз тебе говорила – после 20 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша музыка действует всем на нервы. Сын: Но мама! Ты все равно не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.




Прав ли ученик? Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам на уроки ходить не буду. Зачем мне химия, если я шофером буду? Учитель: Предмет химия входит в учебный план. Не будешь учить химию, за год получишь двойку и останешься на второй год в этом же классе. Да и как ты смеешь со мной так разговаривать? Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня знаете как касается, меня за Вашу двойку знаете как наказали?






В действиях Петрова усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ (побои), однако по данному факту в возбуждении уголовного действия будет отказано в связи с тем, что Петров не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность. А вот в действиях родителей усматривается состав административного правонарушения, который влечет за собой штраф. При этом ребенка ставят на учет в полиции.


Министерство юстиции Новосибирской области Права человека – принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государствами, обеспечивающие возможность человеку действовать по своему усмотрению или получать определённые блага. Права человека предполагают законодательно закрепленную возможность получать человеком материальные, духовные и иные блага, свободы – действовать по своему решению без чьей- либо санкции. Права человека – важнейшая общечеловеческая ценность. Слайд 3


20 ноября 1989 года была принята Конвенция о правах ребёнка! Что такое конвенция ООН о правах ребёнка? «Конвенция» – это, по-русски, международный Договор. Конвенция о правах ребёнка состоит из статей о правах ребёнка, которые обязаны соблюдать во всех странах. Следят за соблюдением Конвенции специальные люди – Уполномоченные по правам ребёнка, которые есть не только в столицах, но и в разных городах каждой страны. Так что, в любой момент, тебе есть кому заявить о нарушении твоих законных прав! Твои права отражены в конституции. Министерство юстиции Новосибирской области Слайд 4




12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации Что такое Конституция Российской Федерации? Конституция Российской Федерации – это основной закон России, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Твои права, обязанности и свободы определены положениями Конституции Российской Федерации. Министерство юстиции Новосибирской области Слайд 6


Министерство юстиции Новосибирской области Статья Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция РФ Слайд 7


Министерство юстиции Новосибирской области Статья В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты Конституция РФ (Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь.) Слайд 8


Министерство юстиции Новосибирской области Статья 19. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, и имущественного положения. Конституция РФ (Все дети равны) Слайд 9








Министерство юстиции Новосибирской области Статья 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Конституция РФ (Все дети имеют право на частную жизнь) Слайд 13


Министерство юстиции Новосибирской области Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Конституция РФ (Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание, одновременно ребенок должен уважать мнение других детей, в том числе и детей) Слайд 14


Министерство юстиции Новосибирской области «Уважение к человеку – вот пробный камень Если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они неизбежно придут к созданию такой социальной, экономической политической системы, которая сделает это уважение непреложным законом». Антуан де Сент-Экзюпери Слайд 15


Министерство юстиции Новосибирской области Статья Материнство и детство, семья находятся под защитой государства Конституция РФ Слайд 16


Министерство юстиции Новосибирской области Статья Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей Конституция РФ (Защита интересов ребёнка являются предметом заботы семьи) Слайд 17


Министерство юстиции Новосибирской области 21 век - Век ребёнка 2001 – 2010 г.г. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты 1 июня - Международный день защиты детей 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии 4 ноября - День народного единства 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка 10 декабря День прав человека 12 декабря – День Конституции Р Ф Слайд 18


Министерство юстиции Новосибирской области Статья 39. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституция РФ (Все дети имеют право на наилучшую заботу) Слайд 19


Министерство юстиции Новосибирской области Центр экстренной психологической помощи МЧС России +7 (495) – телефон горячей линии (круглосуточно – анонимно – консультация бесплатна) – единый номер телефона доверия (служб экстренной психологической помощи) для детей, подростков и их родителей (круглосуточно – анонимно – консультация бесплатна) – единый номер телефона доверия по вопросам опеки и попечительства, защиты прав детей (круглосуточно – анонимно – консультация бесплатна) – телефон доверия Срочной психологической помощи (круглосуточно – анонимно – консультация бесплатна) + 7 (383) – телефон Уполномоченного по правам ребенка при Губернаторе Новосибирской области (с 9.00 до – анонимно – консультация бесплатна) Слайд 20


Министерство юстиции Новосибирской области Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Конституция РФ (Каждый ребенок имеет право получать медицинскую помощь и лечение любым способом, который поможет им сохранить здоровье) Слайд 21






Министерство юстиции Новосибирской области Статья 44. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Конституция РФ (Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятию искусством) Слайд 24


Министерство юстиции Новосибирской области Статья 45. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод Статья 48. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи Конституция РФ (Все взрослые всегда должны поступать так, что обеспечить интересы детей) Слайд 25


Министерство юстиции Новосибирской области Статья 52. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба Конституция РФ (Каждый ребенок имеет право на защиту и помощь)в любой сложной ситуации) Слайд 26




Министерство юстиции Новосибирской области Статья 54. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Конституция РФ (Все дети, поступившие плохо, даже совершившие преступление, имеют право на справедливое отношение к ним со стороны общества и государства) Слайд 28


Министерство юстиции Новосибирской области Дети определяют будущее, потому что они уже живут будущим. Владимир Путин – Президент Президент Российской Федерации Слайд 29 «В мире мудрых мыслей» Дмитрий Медведев – Председатель Правительства Российской Федерации



Дата празднования Всемирного дня ребенка была выбрана в честь принятия ООН в этот день в 1959 году Декларации прав ребенка. В этот же день, но в 1989 году была принята также Конвенция о правах ребенка. Именно поэтому дата 20 ноября считается днем, посвященным всем детям мира.

К этой дате были приурочены следующие мероприятия по правовому просвещению.

1. На официальном сайте ОУ размещена по защите прав ребенка и контактные данные, в том числе контактные данные Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в школе.

2. В классах начального звена правовые уроки были проведены в увлекательной для малышей игровой форме. На школьной доске выросло волшебное дерево прав ребенка, на котором каждое право было обозначено своим символом. Кроме того, ребятам предстояло решить нелегкие задачки викторины "Нарушение прав в сказочном королевстве", в которой герои всеми любимой сказки "Приключения Буратино" сталкивались с нарушением прав ребенка. Занятия проводились школьным омбудсменом совместно с классными руководителями.




Учащиеся 4 класса совершили увлекательное путешествие в страну прав ребенка, обсудили вместе со школьным омбудсменом важные вопросы о том, что такое права ребенка, какие они бывают, для чего нужны, в каких случаях нарушаются и кто может помочь их восстановить.




3. В среднем и старшем звене уполномоченным было проведено анкетирование "Мои права и обязанности", направленное на конкретизацию правовых знаний, повышение интереса к правовым вопросам, после чего занятие продолжилось обсуждением на тему: "Знаю ли я свои права?"



4. В старших классах проводились групповые обсуждения и дискуссии на тему «Можно ли быть свободным без ответственности». Ребят интересовали вопросы ответственности за нарушение права на образование, закрепленные в законодательстве РФ, расширение прав несовершеннолетних, достигших возраста 16 лет.

5. В классах начального, среднего и старшего звена прошли тематические классные часы, посвященные Всемирному дню ребенка, на которых обсуждались права детей, права и обязанности школьника, случаи нарушения прав ребенка в семье, школе, обществе. Темами для бесед с ребятами стали «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Российское законодательство о защите прав детей», «Право на образование и обязанности школьника»

На классных часах в начальной школе учителя знакомили детей с Конвенцией о правах ребёнка. Были проведены беседы о правах и обязанностях школьника с помощью плакатов "Декларация о защите прав детей"," Права и обязанности школьника". Дети приняли активное участие в обсуждении, было проведено анкетирование. Наши малыши неплохо разбираются в этом вопросе,т.к. на эту тему проходит не первый классный час, дома проводятся подобные беседы. За выходные дети нарисуют рисунки, а на следующей неделе будет проводиться выставка рисунков по данной теме. "Просто потому что интересно!" - слова детей.




Самые младшие учащиеся были увлечены просмотром занимательных "Уроков смешариков", посвященных теме прав ребенка.

В классах среднего звена творческие группы учащихся сами подготовили информацию о Всемирном дне защиты прав ребенка, изобразили эмблему этого дня: на зеленом фоне, символизирующем гармонию, рост, плодородие и свежесть, изображен символ Земли, вокруг которого расположены стилизованные фигурки людей - желтая, красная, белая, синяя и черная. Эти человеческие яркие фигурки символизируют терпимость и разнообразие. Символ Земли, находящийся в самом центре флага, является знаковым символом нашего общего дома. 20 ноября - праздник, принадлежащий детям всей планеты.

Для привлечения интереса обучающихся к правовым вопросам активно использовались современные средства мультимедиа: демонстрировались видео-ролики и презентации, посвященные правам ребенка, а также традиционные формы представления наглядно информации - стенды, плакаты


6. С обучающимися 5В класса проводили беседы сотрудники правоохранительных органов, напомнив ребятам как важно соблюдать права других людей, какие последствия могут ждать несовершеннолетних в следствии совершения ими правонарушений. Тема беседы: "Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних"


7. В течение правовой недели на переменах в рекреациях транслировались видеоролики о правах детей, где освещение правовых вопросов проходило в интересной, яркой форме, привлекая внимание ребят.



Тема мероприятия: Всероссийский День правовой помощи детям

Цель: познакомить учащихся с основными правами несовершеннолетних.

Задачи:

Повышение уровня правовой культуры школьников;

Развитие правовой грамотности и правосознания обучающихся;

Профилактика правонарушений обучающихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход классного часа.

I . Организационный момент.
Всероссийский День правовой помощи детям
PPT / 1.55 Мб

II . Этап формирования мотивации. - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались в честь праздника Всероссийского дня правовой помощи детям, чтобы обсудить проблемы детей во всем мире, а также обратить внимание на взаимоотношения между миром взрослых и миром детей.

Огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми. Россия многонациональная здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, т.е. законы, которые люди придумали для себя сами. Основной закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». В нём говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Есть и другие законы: Семейный Кодекс РФ; Закон «Об образовании»; Жилищный кодекс, Уголовный кодекс и много других законов.

В нашем государстве, впрочем, как и в любой другой стране, законами защищены и взрослые и дети. Особенно дети. Дело в том, что дети не всегда могут защитить себя сами, хотя зачастую находятся в очень тяжелом положении. В каких же трудных жизненных ситуациях могут оказаться дети?

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Безнадзорные и бездомные дети

Дети-инвалиды

Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, стихийных бедствий

Дети - жертвы насилия

Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы.

III . Этап усвоения знаний об основных правах и обязанностях детей.

Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство".

А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. На территории Российской федерации Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Декларация - образец-призыв. Конвенция - договор, обязательный для выполнения.

А кого считают ребенком? Ребята, как вы думаете, до скольких лет согласно Конвенции ООН, человек считается ребенком?

до 21 года.

Как видите, голоса разделились. В соответствии с первой статьей Конвенции ООН ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Так что все вы на самом деле еще дети и имеете право на особую заботу и помощь со стороны государства.

Конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция включает в себя группы:

1) основные права - на жизнь, на имя;

2) обеспеченное семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях);

3) свободное развитие личности ребенка (свобода мысли, совести, религии);

4) здоровье детей (право на медицинское обслуживание);

5) образование детей и их культурное развитие;

6) защита ребенка от экономической и др. эксплуатации.

Главное право каждого человека - право на жизнь , это первое, что записано в Конвенции. Послушаем наших виртуальных друзей..

“Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу... Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам; строить больницы, где врачи помогут маленькому гражданину, спасут и вылечат его”.

- В Конвенции говорится, что каждый имеет право на имя и фамилию . У каждого из вас имеется свой первый в жизни документ, в котором записаны ваши имя, отчество, фамилия, данные об отце и матери, место рождения. Как называется этот документ? Свидетельство о рождении. (Идет представление данного документа учащимися.)

- Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за вас. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.

« Каждый из нас имеет право на бесплатное образованием , и мы этим правом действительно пользуемся, потому, что каждый день ходим в школу. Этим самым мы помогаем нашей стране выполнять обещание (по Конвенции) о гарантии права на всеобщее бесплатное образование»

Учеба - это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность. В каком документе определены ваши права и обязанности в школе? Правильно, в Уставе школы.

- Мы с вами имеем право не только на образование, но и право на отдых . Родители не должны забывать о том, что право на отдых, на игры, на праздники. Это записано в Конвенции о правах ребенка. Лучший отдых - это отдых со своей семьей.

Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь , на свою личную неприкосновенность , право на неприкосновенность и невмешательство в личную жизнь. Ребенок сам может выбирать себе друзей, никто не имеет право указывать ему с кем дружить, какую музыку любить, думать только так, а не иначе...

« Да, это действительно, верно. Но мы все уверены в том, что нашим родителям небезразлично, с кем мы общаемся, дружим, где бываем... К мнению взрослых стоит прислушаться. У них большой жизненный опыт. Взрослый может многое посоветовать, многому научить, в чем-то помочь разобраться. Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека, а жизнь ребенка тем более. Нас нужно направлять и поправлять в наших делах и поступках.»

- Для счастья и достойной жизни нужно многое, прежде всего, мир. Право на мирную жизнь, право на ЗОЖ, также записано в Конвенции о правах ребенка. В этом документе говорится о том, что все страны, чьи правительства подписали данное соглашение, обязаны предоставить убежище ребенку, который вынужден бежать от войны или насилия.

IV . Обязанности детей.

Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - основная обязанность каждого человека.

Существуют и другие обязанности:

Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование; эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15-летнего возраста.

Несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе; после достижения 18-летнего возраста подлежат призыву на военную службу.

Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны; также полный запрет введен на кастеты и холодное оружие.

Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны, ведь ваши права «заканчиваются у кончика вашего носа».

V . Ответственность.

Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки - административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.

На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14 лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.

Ложный звонок.

Ребята инсценируют правонарушения.

Без всякого предупреждения в класс вбегает первый «правонарушитель»:

Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы…

Ложное сообщение о готовящемся террористическом акте - это статья Уголовного кодекса Российской Федерации...

Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание! Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Нанесение побоев.

К «сообщившему о теракте» подходит ученик и условно бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 МРОТ, или принудительными работами, или арестом до трех месяцев.

Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?

В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Осквернение зданий и транспорта.

В класс вбегают мальчишки:

А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

Клево, вот люди порадуются!

Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Ст. 214 УК - вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.

А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.

Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.

Ребята, отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважайте чужие права!

VI . Рефлексия.

Сегодня вы живёте с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья - самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему навредить. Но о детях заботятся не только в семье. Существуют различные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Эти организации следят за тем, как соблюдаются права на жизнь, получение образования, выбор будущей профессии и т. д.

Чтобы несправедливости в отношении маленьких членов общества становилось меньше, в России появился институт Уполномоченного по правам ребенка .

Кто знает как зовут Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (Анна Юрьевна Кузнецова)?

Кто является Уполномоченным по правам ребенка в Мордовии (Юткина Наталья Евгеньевна)?

Ребята, вы поняли и убедились, что в мире и обществе вы не одиноки. Каждый ребенок охраняется и оберегается законами и правовыми нормами.

Ролевая игра «Юридическая Консультация»

Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Кон-венции "О правах ребенка"...»

Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей :

Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является ка-ждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Маугли. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и об-ращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорбле-ниям.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих спо-собностей.

Классный руководитель. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в ус-ловиях, не унижающих его достоинства.

А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.

Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок име-ет право на личную жизнь, на тайну переписки.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок име-ет право на уважение его достоинства.

ВЫВОД: Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу - единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.

Завершая разговор о правах детей, предлагаю послушать стихотворение - пожелание и подумать, о реализации какого вашего права в нем говорится.
В этот день хочу я пожелать,
Чтобы каждого ребенка в мире
Ждали дома и отец и мать,
Опекали, холили, любили.

Пусть не будет брошенных ребят,
Каждому - семью, отца и маму,
Дом, в котором мир всегда и лад,
Дом, в котором не бывает брани.

Пусть из окон льется детский смех,
Детские улыбки пусть сияют.
Поздравляю я сегодня всех,
От души, от сердца поздравляю!
(Право на воспитание в семье).

МБОУ Поповская ООШ

Классный час «Азбука прав ребенка»

Панфиловой И. С.

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с основными правами ребенка,

провозглашенными Конвенцией ООН и способами их реализации.

способствовать воспитанию чувства уважения к семье.

ФОРМА: урок – презентация.

Ход мероприятия:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

Что люди могут делать?

Что они обязаны делать?

На что они имеют право и на что не имеют?

Очень долго решались эти вопросы, а когда их решили, появились законы, которые помогали устранить все трудности.

Что же такое – законы?

Законы – это правила , которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года .

С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

В Конституции записаны права наших граждан (право на образование, Охрану здоровья, отдых, труд и пр.). Кроме прав у граждан России есть и обязанности (сохранять и беречь природу, защищать Родину и пр.)

О каких обязанностях должен помнить каждый школьник?

А что же такое право?

(Слайд 1) Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством и определяют отношения людей в обществе.

Права ребёнка - свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка.

(слайд 2) Сегодня Оксана принесла интересную книгу. Кто из вас прочитает её название?

Кто знает сказку " Золотой ключик или приключение Буратино" А. Толстого?

Послушайте фрагмент из этого произведения (зачитывается отрывок о событиях в кукольном театре).

Как Карабас Барабас обращается с куклами?

С детьми порой тоже обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ - Конвенция о правах ребенка, где записаны основные права детей. Конвенция принята единогласно Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

(слайд 3) Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 года в соответствии со статьей 49. Она ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года и вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.

Конвенция -это закон, соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу, для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Как вы думаете, какие же права имеют дети?

Давайте все вместе послушаем песенку Смешариков.

(Просмотр видеоклипа. Слайд 4 ) - О каких правах вы услышали в песенке Смешариков?

(О праве на имя, на развитие, на равенство, на заботу, на любовь).

Как вы считаете, до скольки лет, согласно Конвенции, человек считается ребенком (предлагаются варианты ответов:

а) до 14 лет б) до 16 лет в) до 18 лет г) до 21 года?)

(слайд – 5) (статья1 Конвенции ООН гласит: ребенком является каждое человеческое существо до достижении 18 – летнего возраста)

Т.к. ваш возраст не достиг такового, вы еще дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны своего государства. Сейчас наши «юристы» расскажут вам о ваших основных правах и путях их реализации.

(слайд – 6) ПРАВА ребенка не трудны!

И нам они вот так нужны!

(сайд – 7) Право на жизнь

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Каждый маленький ребенок

Вылезая из пеленок

Должен знать свои П Р А В А

(слайд –8) Право на имя и досуг

Тебе должно дано быть имя:

Алена, Паша или Дима.

Оно дано тебе одно

Но знай же ты – оно твое!

Ты гордо с ним вперед шагай

Храни его и прославляй!

Право участвовать

В играх и развлекательных мероприятиях,

В культурной жизни,

Заниматься искусством, спортом и техническим творчеством.

Для реализации этих прав вам достаточно записаться в любой из кружков «Детского дома творчества» или в секцию спортклуба.

(слайд – 9) Право на отдых и семью

Мама, папа, я – дружная семья.

Если грянет вдруг беда,

Друг друга выручим всегда.

(слайд – 10) Право даже на родню

(слайд – 11) Право мыслить нам свободно

И учиться, где угодно

Право на получение образования, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

Это значит, что мы с вами, реализовав свое право на получение бесплатного среднего образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество еще более гуманным и счастливым.

(слайд – 12) Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения.

Для реализации своего права на бесплатную медицинскую помощь вам следует не забывать о медицинском страховании.

(слайд – 13) Защита от насилия

Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического и психологического насилия.

А это значит, что если вас кто-то обижает, унижает, избивает или оказывает на вас психологическое воздействие, т.е. убеждает вас сделать то, что вы считаете для себя недопустимым, пожалуйста, не ищите выхода из этого трудного, а порой и унизительного положения самостоятельно, а обратитесь за помощью к старшим, например, к классному руководителю. Поверьте, они найдут способ помочь вам в этой беде.

(слайд 14-16) Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ

Все те, кто предлагает вам наркотические или психотропные препараты, нарушают Уголовный кодекс РФ и подлежат уголовной ответственности за свои действия. А если кто-то из «друзей» ваших знакомых наркоманов попросит вас передать «другу» чек или таблетки, то учтите, что, ввязавшись в это грязное дело, вы становитесь соучастником преступления.

Учитель: (слайд – 17) Ребята, сегодня вы познакомились лишь с некоторыми статьями «Конвенции ООН о правах ребенка».

Порою жизненные ситуации так трудны, что у человека просто опускаются руки, и ему начинает казаться, что он загнан в угол и выхода нет. Поверьте мне, все проходят через подобные испытания.

И здесь главное – не замыкаться в себе и не оставаться один на один со своей бедой, а идти к людям.

Ты права все эти знай

И почаще вспоминай.

Будет легче тебе жить.

Родине своей служить.

Физкультминутка

Каждый школьник имеет право на отдых и занятия спортом. Давайте

Сделаем зарядку и отдохнём.

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире.

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

Игра «Разрешается – запрещается»

Сейчас мы с вами поиграем в игру «разрешается-запрещается», я буду читать вам стихотворение и на тех местах где я останавливаюсь, вы должны будете хором сказать либо разрешается, либо запрещается. Итак начинаем!

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребёнка … (строго запрещается)

Слушать мнение ребёнка … (разрешается)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить (разрешается)

Этот трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа … (запрещается)

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться … (разрешается)

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина … (строго запрещается)

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить …(разрешается)

Спасибо. Все молодцы.

Учитель: В Конвенции учтены необходимые нормы, касающиеся прав ребёнка, и дано их толкование, принимая во внимание, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения". Человек родился, как сложится его судьба, какую жизнь он проживёт, кем станет, зависит от людей, окружающих его с самого рождения. Мама и папа выбирают имя для малыша с первых дней жизни. Полное развитие ребенка как духовное, так и физическое происходит в семье. Только в семье мы чувствуем себя в безопасности, окружены любовью и заботой. Семья нас учит толерантности в отношениях с людьми разных национальностей, уважению к людям разных национальностей.

Что такое семья?

Это слово понятно всем как слова "хлеб", "вода".

Семья для каждого из нас - самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло - это настоящее счастье.

Случается иногда так, что у детей нет родителей по разным причинам. Тогда заботу о них берёт на себя государство. Оно также как настоящая семья заботится о детях, делает всё, чтобы дети развивались и духовно и физически. Ребята живут в детских домах.

Последнее время наше государство взяло курс на то, чтобы таких домов стало меньше, а дети находили семьи, где их будут любить и заботиться о них.

Ученик 1.

Семья - людей святой оплот

Надежду жить она дает,

Дает простор, дает тепло

Проблемам и беде назло.

Семья дает поддержку нам,

С ней все по силам, по зубам,

Все по плечу и по судьбе -

Семья, святой поклон тебе!

Ученик 2.

В семейном кругу мы с вами растем

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом.

Ученик 3.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Ученик 4.

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Ученик 5.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Ученик 6.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле

Ученик 7.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

Ученик 8.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Ученик 9.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Ученик 10.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Ученик 11.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Ученик 12.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

(Появляется карта России. Слайд № 18)

Учитель. Расскажите о ваших семьях.

(Заслушиваем выступления учащихся). После рассказа о своей семье ребёнок прикрепляет семейную фотографию на карту России.

Дети, посмотрите, наши семьи образуют большую страну - Россию, чем крепче семья, тем сильнее и богаче Россия. Недаром наше правительство заботится о детях и семьях, в которых растут ребята. Ведь дети - это будущее нашей страны.

Ученик 13.

Если скажут слово "Родина"

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Ученик 14.

У реки березка - скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной верхнедонской район.

Ученик 15.

Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Учитель. - Да, ребята, Родина также как и мать одна. Как мама заботиться о детях, так и Родина заботиться о своих гражданах.

Путешествие по стране Правознания

А сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие по стране Правознания.

1. - Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет

народная мудрость – сказки. Отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права

других героев, уничтожают и обижают их. Поможет нам брошюра «Конвенция ООН о правах ребёнка» (учащиеся отвечают на вопросы и находят соответствующую статью Конвенции):

1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за

вознаграждение, держал кукол в рабстве?

2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался

Попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное

перемещение на метле?

4. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность?

5. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища?

6. В какой сказке нарушено право на отдых и досуг?

2. – Перед вами 3 плаката с надписями:

· Право на бесплатное образование

· Право на свободный труд, защиту от безработицы

· Право на неприкосновенность жилища

Остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино».

Выберите правильный ответ.

1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они

нарушили? (ответ №3)

2. Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы,

потому что он не имел какого права? (ответ №2)

3. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом? (ответ №1)

Обсуждение ситуации

Давайте вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Все ли

обитатели

птичьего двора имели одинаковые права?

Почему обижали маленького утёнка?

Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке, думает по-другому?

Подведение итогов

Что нового вы узнали сегодня? Какие слова были новыми?

Какие выводы вы для себя сделали?__

Конвенцию о правах ребенка. На территории Российской Федерации Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.

О каких правах узнали?

А почему вы должны знать права свои?

Кто помогает в соблюдении ваших прав?

Как вы должны относиться к своим товарищам, чтобы не нарушать их права?

Молодцы, я думаю, что всё сказанное вы запомните. А на следующем классном часе мы поговорим о ваших обязанностях.

Рефлексия.

Покажите смайлик, который отражает ваше настроение.

(Слайд 19) Спасибо за сегодняшнее сотрудничество.



Просмотров