Список присяжных. Суд присяжных в России

Ничего не подозревая вы открываете почтовый ящик и вам в руки падает бумажка: вы включены в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели. Это значит, что в любой момент в течение следующих четырех лет вас могут вызвать в суд для рассмотрения уголовного дела. Что это такое и зачем оно нужно?

Материалы по теме:

Присяжные заседатели - это судьи-непрофессионалы, участвующие в судебном рассмотрении уголовного дела наравне с профессиональным судьей. присяжных назначается по ходатайству обвиняемого на процессах по тяжким и особо тяжким уголовным преступлениям.

Именно присяжные принимают решение о виновности или невиновности подсудимого. На основании этого решения судья и выносит приговор по делу. Если вердикт присяжных - «невиновен», судья выносит оправдательный приговор, даже если не согласен с вердиктом присяжных. Оправдательный приговор суда присяжных может отменить только Верховный суд.

Смысл суда присяжных - в противостоянии коррупции судебной системы. Ведь судью могут «прикормить» , на него может надавить вышестоящее начальство и так далее. Повлиять такими способами на мнение 12 случайно отобранных присяжных гораздо сложнее.

Как составляются списки

Раз в четыре года в каждом субъекте Российской Федерации составляются общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели. В Москве предварительные списки составляются в префектурах административных округов. Делается это путём случайной выборки - специальная компьютерная программа в произвольном порядке отбирает установленное число граждан из списка округа.

После составления предварительного списка префектура извещает об этом население. В

течение двух недель после этого , включенные в список, имеют право обращаться в префектуру с заявлением о самоотводе. Основаниями для самоотвода могут служить следующие причины:

  • возраст моложе 25 лет и старше 65;
  • неснятая или непогашенная судимость;
  • пребывание под следствием;
  • недееспособность, признанная в судебном порядке;
  • ограниченная в судебном порядке дееспособность;
  • алкоголизм, наркомания, токсикомания - для тех, кто состоит на учете в наркодиспансере;
  • хронические и затяжные психические расстройства - для тех, кто состоит на учете у психиатра;
  • незнание или недостаточное знание языка, на котором ведется судопроизводство;
  • неспособность исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденная медицинскими документами;
  • работа на государственных или выборных должностях в органах местного самоуправления;
  • уход за ребенком до трех лет.
  • религиозные убеждения, которые делают невозможным участие в осуществлении правосудия.

Также присяжными не могут быть священнослужители, военнослужащие, судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, имеющие специальное звание сотрудники органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы , таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также имеющие лицензию частные детективы. А также лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может повлечь существенный вред общественным и государственным интересам (врачи, пилоты авиалиний и т.п.).

После уточнения списков префектуры передают их в правительство Москвы. На основании этих списков составляется единые общий и запасной список присяжных заседателей столицы, который подписывается мэром города и скрепляется печатью. После этого списки передаются в , которые по мере необходимости будут вызывать кандидатов на процессы.

Как отбирают присяжных

После того, как судья назначил подготовительное заседание по делу, которое будет рассматриваться с участием присяжных, начинается их отбор для участия в процессе.

Первичный отбор присяжных на процесс происходит путем случайной выборки из общего списка кандидатов. Секретарь судебного заседания или помощник судьи проверяет, нет ли у отобранных кандидатов обстоятельств, препятствующих их участию в процессе в качестве присяжного.

После проверки всем включенным в предварительный список высылается повестка с указанием даты и времени прибытия в суд. Повестка высылается не позже, чем за 7 суток до подготовительного заседания.

На этом заседании происходит формирование коллегии присяжных. В этом принимают участие все участники процесса: судья, обвинитель и подсудимый. Стороны могут заявлять отводы: как мотивированные — например, если кандидат скрыл, что работал судьей, так и немотивированные — если кандидат не понравился стороне. Количество немотивированных отводов ограничено: по 2 кандидата каждой стороне.

В это же время и сами кандидаты могут заявить мотивированный самоотвод. Кроме указанных выше причин, для такого самоотвода есть еще две:

  • если в течение года кандидат уже был присяжным;
  • если кандидат имеет обоснованные сомнения в своей объективности по данному конкретному делу.

После того, как сформирована коллегия из 12 присяжных и минимум двух запасных, начинается процесс. Принимать в нем участие присяжный обязан от начала до конца.

Проблемы, с которым вы можете столкнуться, если вас выбрали присяжным

1. . Разумеется, по закону работодатель обязан вас отпустить на все время процесса. По месту его основной работы сохраняются все гарантии и льготы. присяжного заседателя или перевести его на нижеоплачиваемую работу по инициативе работодателя во время исполнения обязанностей в суде запрещено статьей 11 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ». Однако на практике - сами понимаете. Если процесс длится три дня - начальство поскрипит зубами и отпустит. А если три месяца? Или год? А ведь такие случаи по особо тяжким уголовным преступлениям - не редкость.

Если работника больше некем заменить, руководитель предприятия может обратиться в суд с заявлением об освобождении этого работника от почетной обязанности присяжного. Как правило, суды в таких случаях идут навстречу.

Конечно, за откровенное нарушение закона работодателю грозит штраф, а в случае увольнения суд однозначно восстановит вас на работе. Но штраф этот - от 500 до 1000 рублей (Статья 17.5. КоАП РФ). А как комфортно вам будет работаться на старом месте после восстановления по суду - можно заранее представить. Кроме того, всем хорошо известны способы «уйти человека по собственному желанию».

2. . Законом предусмотрено вознаграждение за исполнение этой обязанности за счет средств федерального бюджета присяжному выплачивается «компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период ». Кроме того, присяжным компенсируют стоимость дороги до суда и обратно. Это выгодно тем, у кого совсем маленькая зарплата: должностной оклад судьи в Москве - чуть больше 20000, соответственно, если ваша зарплата меньше 10000, то за дни, проведенные в суде, вы получите больше, чем на работе. А вот если вы получаете львиную долю зарплаты в конверте, или в виде премии - вы окажетесь в большом минусе. Который никто не компенсирует.

3. Безопасность. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные законами РФ. Уголовный кодекс предусматривает особую ответственность за посягательство на присяжных. Для охраны присяжных могут быть приняты такие же меры, как и для защиты судей. В теории. На практике в нашей стране механизм не отработан. Так что, вынеся обвинительный вердикт суровому дяде с не менее суровыми родственниками, вы можете стать объектом их мести. Конечно, это случается не каждый день, но по крайней мере один прецедент гибели присяжного заседателя существует. Женщину, входившую в составе коллегии, вынесшей обвинительный приговор членам некой преступной группировки, вскоре сбила машина, скрывшаяся с места преступления.

4. Моральный аспект. Вы готовы решать судьбу человека? Вы сможете сделать это беспристрастно? Вы уверены, что, вынося решение, будете опираться исключительно на доказательства, исследованные на судебном заседании, а не на субъективное восприятие преступника или потерпевшего? В качестве примера для размышления можно привести исследование психологов, согласно которому красивым людям выносится на 10-15% больше оправдательных вердиктов, чем физически непривлекательным. Быть присяжным - очень большая ответственность. Наверное, каждый, оказавшийся в коллегии присяжных, хоть раз да задумался: а что чувствовали люди, вынесшие обвинительный вердикт, когда спустя лет пять всплывали новые факты и выяснялось, что преступление совершил совсем не тот человек, который с их помощью сел в тюрьму. Видимо, именно поэтому суды присяжных выносят ощутимо больше оправдательных приговоров, чем обычные суды.

Как отказаться от роли присяжного

1. Написать заявление о самоотводе, пока списки рассматриваются в префектуре. Если нет реальной причины - запаситесь медицинской справкой или сошлитесь на религиозные убеждения - их трудно проверить. Можно заручиться поддержкой работодателя - особенно если вы работаете в социально значимой сфере. Например, учитель может принести заявление от директора о том, что его не кем заменить - нельзя же оставить детей без уроков. Решение по вашему заявлению должны принять в пятидневный срок. Обжаловать его можно в суде в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

2. Далеко не всем приходят письма о включении в список кандидатов. Иногда они по разным причинам теряются, и вы сталкиваетесь сразу с повесткой в суд. Если не хотите идти - берите . Если такой возможности нет, подумайте о самоотводе. В ход могут пойти все те же религиозные убеждения.

3. Обязательно заявите о самоотводе, если вы не уверены в своей объективности. Это уже не «откос», это ваша прямая обязанность!!! Например, усомниться в себе нужно, если:

  • Вы знакомы хоть с кем-то из участников процесса: судьей, секретарем суда, подсудимым, адвокатом, потерпевшим, прокурором, следователем, который вел дело, и полицейскими, которые принимали участие в его расследовании. А также с их близкими друзьями или родственниками.
  • Если вы знаете об обстоятельствах дела из непроцессуальных источников: например, случайно услышали бурное обсуждение этого дела заинтересованными сторонами. Или даже бабушками у подъезда.
  • Если вы или кто-то из ваших близких в свое время стали жертвой аналогичного преступления. Согласитесь, сложно быть объективным, когда в памяти регулярно всплывают собственные негативные переживания.

Самоотвод заявляется в письменной форме. Если сведения, которые содержаться в заявлении, носят слишком личный характер, судья примет решение, не оглашая его причин.

4. И, наконец, последний способ «откосить» от почетной обязанности: просто не прийти в суд. Хотя участие в судебном процессе в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом, наказание за его неисполнение пока не предусмотрено. Точнее предусмотрено только для тех, кто уже отобран в присяжные и принес соответствующую клятву. Им за неявку грозит штраф до 25 МРОТ. А вот кандидаты в присяжные пока еще ничем не рискуют.

Как стать присяжным

Кто-то же должен это делать! Тем более, что суд присяжных иногда является единственным шансом невиновного человека в борьбе с бездушной, хорошо отлаженной системой. Если вы чувствуете в себе силы для участия в процессе, у вас есть время и желание - нужно лишь прийти в префектуру и написать соответствующее заявление. И тогда вас обязательно включат в список кандидатов на следующий четырехлетний период.

Процесс формирования коллегии присяжных заседателей начинается еще до начала судебного разбирательства и проходит несколько этапов.

1. Составление списка кандидатов в присяжные заседатели . Такие списки, состоящие из двух частей – общего и запасного списков присяжных заседателей , составлялись ежегодно администрацией субъектов Российской Федерации на основе имеющихся в каждом субъекте Федерации списков избирателей. После того, как был принят Федеральный Закон от 20.08 2004 (в ред. от 31.03.2005) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели , включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации.

Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

Требования, которые предъявляются к присяжным заседателя, определены в статье 3 Федерального Закона «О присяжных заседателях».

1. присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица :

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) Имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица :

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Предварительный отбор кандидатов в присяжные заседатели для рассмотрения конкретного уголовного дела . В отличи от статьи 434 УПК РСФСР статья 326 УПК РФ устанавливает порядок составления предварительного списка кандидатов в присяжные заседатели, на основе которого в последующем формируется состав коллегии присяжных заседателей. В каждом суде имеются общий и запасной список граждан, которых можно вызвать в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей. Из этих списков секретарь судебного заседания или помощник судьи путем случайной выборки должен отобрать определенное количество кандидатов в присяжные заседатели, которое не должно быть меньше, но может быть больше установленного. При этом закон наделяет секретаря судебного заседания или помощника судьи полномочием проверять наличие обстоятельств, препятствующих участию конкретных лиц в рассмотрении уголовного дела в качестве присяжного заседателя, а также, не принимали ли в течение года участия в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя. Составленный по результатам случайной выборки и соответствующий проверки предварительный список присяжных подписывается секретарем судебного заседания или помощником судьи. На основании предварительного списка выписываются извещения и направляются кандидатам в присяжные с таким расчетом, чтобы они были получены не позднее 7 суток до начала судебного заседания. В извещении о вызове лица в качестве кандидата в присяжные заседатели указывается место, дата и время начала судебного заседания. Желательно также сообщить об основных правах и обязанностях, связанных с вызовом в суд в качестве присяжного заседателя, а также порядок оплаты их труда и расходов.

В статье 11 ФЗ указан порядок материального обеспечения присяжных заседателей. За время исполнения присяжными заседателями обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

Присяжному заседателю возмещается судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняется гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Формирование коллегии присяжных заседателей проходит в закрытом судебном заседании (часть 23 статьи 328 УПК). Перед тем как приступить к формированию коллегии из числа прибывших в суд кандидатов присяжные, председательствующий должен представить им себя и стороны, сообщить, какое уголовное дело подлежит рассмотрению и какова его предполагаемая продолжительность, чтобы кандидаты в присяжные могли решить для себя возможность участия в процессе, - как принципиальную, связанную с сущностью обвинения, так и чисто техническую, связанную с наличием свободного времени. На этом этапе кандидатам в присяжные разъясняют лишь права и обязанности связанные с отбором.

Обстоятельства, препятствующие кандидату участвовать в рассмотрении дела в качестве присяжного заседателя, указаны в статье 7 ФЗ «О присяжных заседателях…», а также в статье 61 УПК. Обстоятельства, указанные в статье этого Закона, являются безусловным основанием к отводу кандидата в присяжные заседатели, другие служат основанием к отводу по заявлению кандидата. Кроме того, существуют общие основания к отводу кандидата и основания, связанные со спецификой подлежащего рассмотрению уголовного дела.

Для решения вопроса самоотвода кандидатам в присяжные заседатели задают вопросы, как председательствующий, так и стороны. По ранее действовавшему закону, стороны могли задавать вопросы кандидатам только через председательствующего, передавая их в письменном виде (статья 438 УПК РСФСР). Статья 328 УПК РФ предоставляет право сторонам задавать вопросы кандидатам в присяжные заседатели непосредственно. Хотя закон об этом прямо и не говорит, но представляется, что председательствующий вправе снять заданный стороной вопрос, если он носит некорректный, оскорбительный характер. Первым задает вопрос председательствующий, а затем стороны. Закон не установил, какая из сторон вправе задавать вопрос первой. При такой ситуации представляется, что председательствующий вправе установить очередность опроса с учетом мнения сторон.

Вопросы целесообразно задавать в следующем порядке:

а) направленные на выяснение формальных оснований отвода;

б) направленные на выявление самоотводов;

в) направленные на выявление осведомленности в деле (помимо той информации, которую сообщил судья);

г) направленные на выявление общей предубежденности (например, предубежденности в виновности каждого обвиняемого, оказавшегося на скамье подсудимых);

д) направленные на выявление предубежденности в связи с характером дела (например, отношения к смертной казни, не подвергался ли кто-либо из них нападению на улице, изнасилованию и т.п.). Форма вопроса должна быть такова: «Поднимите руку, кто из Вас…?».

Если характер ответа таков, что кандидату неудобно излагать его во всеуслышание, судья может пригласить его, а также прокурора и адвоката к своему столу и вместе обсудить основания отвода. Кандидату не обязательно сразу же сообщить, что он отведен, за исключением случаев самоотвода.

В результате ответов на данные вопросы стороны составляют и предоставляют председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. В связи с этим сторонам по их просьбе должно быть предоставлено некоторое время для подготовки письменных ходатайств об отводах, если для таковых, по их мнению, есть основания. Председательствующий на месте решает вопрос об отводах путем вычеркивания отведенных, в том числе по собственной инициативе, кандидатов из предварительного списка и сообщает об этом сторонам, передав им для ознакомления предварительный список с исключенными кандидатами. Он может довести свое решение и до сведения кандидатов. На этом процедура самоотводов и мотивированных отводов завершается.

Поскольку для формирования скамьи присяжных необходимы 12 присяжных и не менее двух запасных (часть 18 статьи 328 УПК), то, прежде чем приступить к немотивированным отводам (по два немотивированных отвода с каждой стороны), необходимо убедиться, что после мотивированных отводов осталось достаточное количество присяжных. Если их осталось менее 18, то необходимо принять меры для вызова дополнительных присяжных (часть 3 статья 327 УПК), которые также должны будут пройти процедуру отбора.

Правом заявить немотивированный отвод обладают подсудимый или защитник и государственный обвинитель. При этом как стороне обвинения, так и стороне защиты предоставляется возможность отвести не более двух кандидатов в присяжные заседатели.

Право немотивированного отвода позволяет сторонам отстранить от участия в разрешении уголовного дела лиц, которые по формальным основаниям не подлежат отводу, хотя, по мнению стороны, не смогут вынести объективное решение по делу в силу авторитарности характера, ригористичности взглядов или по иным причинам. Таким образом, институт немотивированного отвода предоставляет стороне возможность повлиять на формирование коллегии присяжных заседателей с тем, чтобы она максимально возможной степени отвечала представлениям этой стороны о справедливом, с ее точки зрения, суде.

Первым свое право на немотивированный отвод реализует государственный обвинитель, который обязан предварительно согласовать свое решение с другими участниками уголовного судопроизводства, выступающими на стороне обвинения.

Затем возможность заявить немотивированные отводы предоставляется стороне защиты. Независимо от того, сколь подсудимых и их защитников участвуют в деле, сторона защиты может отвести только двух кандидатов в присяжные заседатели. В такой ситуации реализация участниками судопроизводства на стороне защиты права на немотивированный отвод может осуществляться одним из следующих способов: по взаимному согласию, путем разделения отводимых присяжных заседателей поровну, по большинству голосов или по жребию.

В случаях, когда количество неотведенных присяжных заседателей оказалось 16 и более, председательствующий может предоставить сторонам право на заявление дополнительных немотивированных отводов равного числа присяжных заседателей.

Составление окончательного списка присяжных заседателей осуществляется секретарем судебного заседания или с помощником судьи по указанию председательствующего. Список составляется в той последовательности, в какой кандидаты в присяжные заседатели, оставшиеся после удовлетворения самоотводов и отводов, были ранее включены в предварительный список. Включению в окончательный список подлежат 14 присяжных заседателей, первые 12 из которых образуют коллегию присяжных заседателей, управомоченную выносить вердикт по делу, а двое остальных участвуют в судебном заседании в качестве запасных присяжных заседателей. Если в предварительном списке кандидатов в присяжные заседатели после производства отбора осталось 14 человек, председательствующий, учитывая характер и сложность дела, может распорядиться о включении в окончательный список большего числа запасных присяжных заседателей.

Результаты отбора присяжных заседателей заносятся в протокол судебного заседания и объявляются председательствующим в слух с указанием фамилий, имен и отчеств присяжных заседателей, вошедших в состав коллегии и оказавшихся запасными.

Следует обратить внимание на еще одно правило, касающиеся формирования коллегии присяжных заседателей. Относится оно к ситуациям, когда в суде с участием присяжных заседателей подлежит рассмотрению уголовное дело, в котором содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Согласно общему порядку, установленному статьей 21 Закона «О государственной тайне», возможность доступа к такого рода сведениям может быть предоставлена только лицам, получившим для этого специальный допуск. Очевидно, однако, что распространение такого порядка на деятельность суда с участием присяжных заседателей могло бы привести к тому, что-либо рассмотрение подобного рода уголовных дел оказалось бы практически невозможным, либо коллегию присяжных заседателей пришлось бы формировать не по методу случайной выборки, а путем целенаправленного подбора. С учетом этого в части 24 статьи 328 УПК закреплено положение, согласно которому в случаях, если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, у присяжных отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отстраняется от участия в деле и заменяется запасным присяжным заседателем.

Сформированный на основе изложенных требований состав коллегии присяжных заседателей может быть в дальнейшем изменен только в том случае, если участие в судебном заседании кого-либо из входящих в состав коллеги присяжных заседателей окажется невозможным. Причинами этого могут стать: болезнь, выявление оснований для отвода, нарушение присяжным заседателем обязанностей, перечисленных в части 2 статьи 333 УПК, и другие обстоятельства. При невозможности дальнейшего участия в судебном заседании члена коллегии присяжных заседателей он заменяется запасным присяжным заседателем, идущим следующим по списку. Если окажется, что число выбывших членов коллегии превышает число запасных присяжных заседателей, проведенное судебное заседание признается недействительным, и суд возвращается к этапу формирования новой коллегии присяжных, после чего слушание дела продолжается в обычном порядке.

Сомнения в способности уже отобранных присяжных вынести объективный вердикт могут возникнуть по самым различным мотивам. Например, по делам об изнасиловании в коллегии могут оказаться либо одни женщины, либо одни мужчины. В регионах с напряженной ситуацией, связанной с обострением межнациональных или религиозных отношений, сомнения в объективности и беспристрастности коллегии могут возникнуть в связи с преобладанием в ее составе представителей иной национальности или иных религиозных убеждений, чем подсудимый. И тогда у какой либо из сторон могут возникнуть обоснованные сомнения в способности коллегии в целом поставить объективный вердикт.

Ходатайство о роспуске сформированной коллегии ввиду ее тенденциозности нужно заявлять крайне аккуратно, поскольку это может незаслуженно обидеть присяжных. Нужно корректно объяснить присяжным, что при наличии уголовного дела, по которому невозможно создать нетенденциозный состав коллегии присяжных заседателей им, возможно, будет сложно оставаться объективными и беспристрастными, и риск при этом очень большой.

Если председательствующий примет решение о роспуски коллегии, то он также должен объяснить присяжным, что это вынужденная мера ни в коем случае не ставит под сомнение их личные качества. Решение принимается в совещательной комнате и оформляется мотивированным постановлением. Если коллегия буде распущена, то необходимо заново провести подготовку к судебному заседанию и процедуру формирования скамьи присяжных заседателей.

Сформированная коллегия присяжных заседателей должна избрать из своего состава старшину. Из смысла части 1 статьи 333 УПК и пункта 1 статьи 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №9 в голосовании по избранию старшины участвуют и запасные заседатели, но старшина может быть избран только из основного состава присяжных заседателей. Об избрании старшины составляется протокол, в котором указываются результаты голосования. Протокол подписывается всеми присяжными, оглашается и приобщается к делу.

Старшина выполняет лишь организационные функции и не имеет никаких преимуществ при решении вопросов, возникающих при рассмотрении дела и вынесении вердикта. На него распространяются все права и обязанности присяжных.

Все свои организационные проблемы присяжные решают через старшину: обращаются с различными просьбами, сообщают о попытках оказать на них давление и т.д. Функции старшины особенно ответственны при обсуждении присяжными поставленных перед ними вопросов. Поскольку зачеркивания в вопросном листе нежелательны, нужно проявлять особу внимательность при подсчете голосов и заполнении вопросного листа. Старшина должен следить за временем, отведенным для принятия единогласного решения. Старшина провозглашает вердикт после того, как он буде проверен председательствующим и возвращен ему для провозглашения.

После того как присяжные изберут старшину и возвратятся в зал судебного заседания, судья должен обратиться к ним и сказать, что сейчас он должен привести их к присяге. После этого председательствующий оглашает текст присяги, называет по очереди каждого присяжного, в том числе запасного, который, принимая присягу, должен сказать: «Я клянусь…».

После принятия присяги присяжные заседатели приобретают права, предусмотренные статьей 333 УПК.

Установленный порядок формирования коллегии присяжных заседателей позволяет сформировать законный состав коллегии. Лица, не имеющие право осуществлять функции правосудия, могут быть исключены из списка кандидатов в присяжные заседатели.

По вопросу тенденциозности состава коллеги присяжных заседателей, мы предлагаем внести изменения в статью 330 УПК, дополнив ее частью 4 следующего содержания:

“4. При невозможности создания нетенденциозного состава коллеги присяжных заседателей, председательствующий должен решить вопрос о рассмотрении уголовного дела иным составом суда”.

№58. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность прокуроров и следователей, порядок наделения их полномочиями.

Прокурор . Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Прокурором не может быть лицо:

    имеет гражданство иностранного государства;

    признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

    лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

    имело или имеет судимость;

    имеет заболевание, препятствующее исполнению служебных обязанностей

    состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому

Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает присягу прокурора.

Должность прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров – не моложе 25 лет, стаж работы прокурором или следователем не менее 3 лет, назначаются на должность сроком на 5 лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчётны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору.

Должность прокурора субъектов РФ, приравненных к ним прокурорам – не моложе 30 лет, стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет, назначаются на должность сроком на 5 лет Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами гос. власти субъектов РФ, подотчётны Генеральному прокурору.

Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом – УПК.

В прокуратуре следователей уже нет, в итоге в ФЗ «о прокуратуре РФ» информации нет. Цензы такие же, как и к прокурору, только не требуется достижения 25 летнего возраста и стажа работы следователем или прокурором.

59. Администратор суда: его роль, порядок назначения на должность и основные

обязанности. Какой закон решает перечисленные вопросы?

Администратор суда организационно обеспечивает деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа или районного суда.

Администратор верховного суда субъекта РФ назначается на должность и освобождается от должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда - начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда.

Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

Функции и полномочия Администратора Суда:

    принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

    взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;

    принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;

    обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;

    осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;

    организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;

    организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда;

    разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (отдел) Судебного департамента;

    осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Бывает такое, что нежданно-негаданно гражданин получает письмо, повестку или телеграмму о том, что он обязан явиться в суд в качестве судебного заседателя. Некоторые воспринимают это как и безоговорочно исполняют возложенные на них обязанности. Другие же в силу различных причин не хотят или не могут участвовать в судебном процессе.

Кто это?

Итак, для начала необходимо узнать кто же такие судебные присяжные заседатели? Под этим термином понимаются судьи (но не профессиональные), которые включены в списки присяжных заседателей и привлечены к участию в судебном рассмотрении уголовных дел в установленном законом порядке.

Важно знать, что с участием присяжных могут рассматриваться только дела уголовные и только по тем преступлениям, которые относятся к категориям тяжких и особо тяжких. Сам же суд присяжных может быть назначен исключительно по инициативе самого обвиняемого.

При исследовании уголовных дел профессиональными судьями решаются вопросы, требующие специальных юридических познаний и квалификации. Непрофессиональные судьи (отбор присяжных заседателей происходит случайным образом из числа обычных граждан) выносят вердикт о виновности или отсутствии вины подсудимого в рассматриваемом деянии. При этом свои решения присяжные принимают исходя из субъективной оценки происходящего и независимо от позиции и мнения квалифицированных судей.

Суд присяжных окончательный вердикт не выносит. То есть они не могут определить срок наказания, квалификацию содеянного и прочие юридически значимые моменты. Указанные полномочия возлагаются только на квалифицированный судейский состав.

Немного истории

История суда присяжных в России уходит своими корнями еще в 1767 год. Именно в этом году было принято решение об учреждении указанного суда. Окончательно вопрос об организации указанного института был принят только в 1864 году. Во многом этому способствовала проводимая тогда

Когда к власти в стране пришли большевики, суд присяжных был немедленно упразднен. И его существование прекратилось в 1917 году. И только спустя большое количество десятилетий данный институт был возрожден и доработан. Именно тогда было установлено, что суд присяжных будет состоять из двенадцати присяжных заседателей (плюс два запасных на случай болезни или иной непредвиденной ситуации, возникшей у присяжного из основного состава).

Выбор присяжных заседателей

Получить повестку об участии в суде в качестве присяжного заседателя могут далеко не все. Кандидаты выбираются случайным образом из заранее подготовленных списков. Данные списки формируются один раз в четыре года. Их составлением занимаются местные исполнительные органы власти. При этом всегда составляются два списка: общий и запасной (на случай невозможности участия гражданина из основного списка).

Председатель соответствующего областного судебного органа ежегодно информирует администрацию о том, какое количество присяжных заседателей может понадобиться для нормального функционирования и осуществления правосудия. На основании предоставленных сведений органы исполнительной власти подбирают необходимое количество претендентов.

Требования к кандидатам

В соответствии с Федеральным законом № 113 от 20 августа 2004 года «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» кандидатом на указанную должность становятся граждане РФ:

  • Постоянно проживающие на территории страны.
  • Достигшие 25-летнего возраста.
  • Не состоящие на учете в наркологических и психиатрических диспансерах.
  • Являющиеся полностью дееспособными.
  • Не являющиеся на момент составления списков подозреваемыми и обвиняемыми.

Обязанности

Лица, привлеченные к судебному слушанию по уголовному делу, наделяются следующими полномочиями и обязанностями:

  • Изучение всех обстоятельств совершенного преступления, исследование вещественных доказательств (в том числе прослушивание аудио- и видеозаписей, осмотр предметов и орудий преступления).
  • Присутствие при проведении следственных мероприятий, необходимость в которых может возникнуть в ходе разбирательства в суде.
  • Оглашение вопросов по существу уголовного дела (через председательствующего).
  • Ведение записей, которые впоследствии понадобятся для принятия решения в совещательной комнате.
  • Требование разъяснений норм действующего законодательства, оглашаемых в суде документов (также не напрямую, а через председательствующего).

Полномочия

Главной функцией (основным полномочием) присяжных заседателей является установление виновности либо невиновности лица в инкриминируемом ему преступлении.

Решение (на юридическом языке - вердикт) выносится указанными участниками судебного процесса в совещательной комнате, по итогам исследования материалов уголовного дела, изучения всех вещественных доказательств, заслушивания потерпевших, и обвинения, защитников самого обвиняемого, а также мнения государственного обвинителя.

Важно знать, что присяжные заседатели не наделены правом принимать решение о виде и размере самого наказания. Они отвечают только на вопрос, виновен подсудимый или нет.

Вообще вопросы для присяжных формулируются таким образом, чтобы на них можно было дать однозначный положительный или отрицательный ответ. В процессе судебного разбирательства они отвечают на следующие вопросы:

  1. Было ли само преступление?
  2. Совершил ли его подсудимый?
  3. Виновен ли он?

Особые полномочия

Почему же многие подсудимые ходатайствуют о рассмотрении уголовных дел через суд присяжных? Окончательный вердикт, по мнению большинства из них, в данном случае будет мягче, так как присяжные наделены полномочиями по снисхождению.

Согласно уголовно-процессуальному законодательству подсудимый имеет право на снисхождение в связи с наличием смягчающих обстоятельств. Решение о снисхождении принимает с учетом мнения присяжных заседателей.

Так как указанные участники судебного процесса не являются профессиональными судьями и во многих случаях не обладают специальными юридическими познаниями, решение о снисхождении чаще всего принимается ими исходя из субъективной оценки и отношения к личности подсудимого. По этой причине большинство обвиняемых рассчитывают на гуманность указанных непрофессионалов и надеются на смягчение приговора.

Что нельзя делать?

Присяжные заседатели - это полноправные участники уголовного судопроизводства. В связи с этим на них распространяется ряд строгих ограничений, к которым относятся запреты:

  • покидать зал в процессе судебного слушания;
  • на сбор информации по существу уголовного дела вне зала суда;
  • на выражение субъективного мнения по делу вне стен совещательной комнаты (то есть присяжный заседатель не имеет права высказывать свое личное мнение по обстоятельствам дела в процессе судебного следствия);
  • на нарушение тайны совещания и голосования (то есть присяжный не должен разглашать информацию о том, кто и каким образом из заседателей проголосовал и кто какое мнение по делу высказывал).

Вознаграждение

Итак, получат ли за свою работу какие-либо денежные средства присяжные заседатели? Зарплата выдается за исполнение функций заседателя или нет? Ответ на эти вопросы однозначный и регламентированный законом.

За исполнение своих обязанностей получают вознаграждение присяжные заседатели. Зарплата выплачивается за счет средств регионального бюджета. Величина указанного вознаграждения рассчитывается исходя из половины должностного оклада судьи. При этом вознаграждение не может быть меньше средней зарплаты гражданина по месту его официальной работы (пропорционально времени, затраченному на слушание).

Помимо этого, присяжным компенсируются транспортные расходы, связанные с судебным разбирательством, а также возвращаются командировочные затраты (в соответствии с законодательством, регламентирующим аналогичные положения для судей).

Также законом предусмотрено, что в период нахождения гражданина в судебном разбирательстве в качестве присяжного на основном месте работы его не могут уволить (по инициативе руководителя) либо перевести на нижестоящую или менее оплачиваемую должность. За присяжным сохраняются абсолютно все льготы и гарантии по его основному месту работы.

Гарантии

Так как присяжные рассматривают уголовные дела, относящиеся к категориям тяжких и особо тяжких, на них и членов их семей может оказываться моральное или физическое давление.

Являясь полноценными участниками заседатели попадают под защиту государства. Они становятся неприкосновенными, а правоохранительные органы обязаны охранять жизнь и здоровье самого присяжного, членов его семьи и сохранность его имущества.

По заявлению указанных лиц о давлении или угрозах, связанных с рассмотрением конкретного уголовного дела, государственные органы незамедлительно берут присяжного заседателя под свою защиту на весь период судебного следствия.

Также на законодательном уровне запрещается вмешиваться в деятельность присяжных при отправлении ими правосудия.

На присяжных во время исполнения возложенных функций распространяются конституционные положения, которые применяются к судьям. Так, к примеру, им гарантируется неприкосновенность и независимость.

Можно ли отказаться?

Несмотря на то что исполнение вышеуказанных функций является гражданской обязанностью гражданина, закон о присяжных заседателях предусматривает возможность отказа.

После того как человек получил соответствующее уведомление о явке в суд, ему необходимо в течение четырнадцати дней обратиться с письменным заявлением к председателю суда. В заявлении нужно указать конкретные причины, по которым лицо не может принимать участие в судебных заседаниях.

Итак, если гражданина все же выбрали в присяжные заседатели. Как отказаться? Существует ряд фиксированных ситуаций, при которых можно избежать подобной участи.

Отказ от участия в суде присяжных может быть принят в следующих законодательно установленных случаях:

  1. У гражданина имеется неснятая или непогашенная судимость.
  2. Лицо в судебном порядке признано недееспособным.
  3. Гражданин числится на учете в наркологическом или психиатрическом лечебном учреждении (диспансере).
  4. Не знает языка, на котором ведется судебное разбирательство.
  5. Возраст - 65 лет и старше.
  6. Наличие заболевания или иного физического недуга (обязательно подтвержденного документально), которое мешает участию в процессе.
  7. Гражданин работает судьей, прокурором, следователем, дознавателем, нотариусом, адвокатом, сотрудником службы судебных приставов, таможенных органов, органов уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность.
  8. Лицо является военнослужащим или священнослужителем.

Во всех вышеуказанных случаях закон о присяжных заседателях позволяет отказаться от исполнения соответствующих обязанностей присяжного.

Кроме того, председателем суда или председательствующим судьей могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устному или письменному заявлению следующие граждане:

  • лица старше шестидесяти лет;
  • женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.

Вас выбрали в присяжные заседатели? Как отказаться (по каким основаниям) можно еще?

  • По религиозным убеждениям.
  • Если отлучение лица от его основных рабочих обязанностей может нанести существенный вред общественным и государственным интересам (врачи, пилоты авиалиний и прочие).

Не хочу, не буду

Что делать, если все же выбрали в присяжные заседатели? Как отказаться, если законных оснований на то не имеется?

Практика показывает, что в суд достаточно представить медицинскую справку, свидетельствующую о физической невозможности участия в разбирательстве (получить подобную справку легко у любого участкового врача, назвав некоторые симптомы, к примеру головные боли, боли в сердце, общее плохое самочувствие). В суде достоверность указанной справки проверить будет достаточно сложно (да и вряд ли кто-то будет этим заниматься).

Также можно сослаться на свои религиозные убеждения и мировоззрение, по которым гражданин не может принимать участие в решении судьбы другого человека.

Важно, что гражданин становится присяжным заседателем только после того, как приносит соответствующую клятву в зале суда. С указанного момента он занимает эту должность официально и в случае неявки в судебный процесс может быть подвергнут административному наказанию в виде штрафа, размер которого составляет 25 минимальных размеров оплаты труда.

Однако до того момента, пока лицо не произнесло указанную клятву, оно является просто кандидатом на данную должность. А для кандидатов законодательство никакой ответственности не предусматривает.

Таким образом, если гражданина все же выбрали в присяжные заседатели, как отказаться - вопрос довольно несложный и имеющий решение как на законадательном уровне, так и на практическом.

Итог

Суд присяжных - это своеобразная форма судебного разбирательства, при которой в принятии решения о вине подсудимого принимают участие не только квалифицированные судьи, но и обычные граждане.

Указанный институт несет в себе все принципы демократии, согласно которым, простые граждане страны получают право официально и законно высказывать свое мнение по существу уголовного дела.

Несмотря на то что быть присяжным заседателем - это гражданский долг гражданина, он имеет полное право отказаться от исполнения возложенных на него функций. Итак, если выбрали присяжным заседателем, как отказаться, вы уже знаете.

Круг оснований, по которым лицо освобождается от должности заседателя, законодательно закреплен и достаточно обширен. Однако если гражданин не принес соответствующую клятву и является всего лишь кандидатом на указанную должность, никакую ответственность за неявку в суд он нести не будет.

Для некоторых исполнение вышеназванных обязанностей будет интересной и почетной миссией, которая к тому же принесет приятное денежное вознаграждение. Поэтому каждый гражданин вправе самостоятельно решать вопрос о том, стоит ли ему возложенные государством, или отказаться от их исполнения.

Как выбирают присяжных заседателей? Суд присяжных в нашей стране стал использоваться достаточно часто. Давайте с вами рассмотрим, по какому принципу выбираются присяжные заседатели. Сразу же нужно сказать о том, что принцип выбора присяжных – случайный.

Присяжные заседатели представляют собой своеобразную коллегию. В нашей стране данная коллегия состоит из 12 человек. Это обычные граждане, которые принимают участие в рассмотрении дела, причем наравне с судьей. Суд присяжных считается самым демократичным способом разрешения многих сложных дел. В тоже время, нужно учитывать, что присяжные не являются специалистами, и их решение будет напрямую зависеть исключительно от убедительности доводов сторон. Мнение суда присяжных считается объективным, кроме всего прочего, оно является более независимым. Так как, чем больше человек принимает участие в деле, тем менее значительны шансы воздействия на общее решение.

Как производится процесс выбора присяжных заседателей?

Итак, сразу же нужно сказать о том, что присяжные могут избираться исключительно случайно. То есть, изначально формируется специализированный список, после чего, программа выбирает определенных присяжных на определенное дело – случайным образом. Следует заметить, что к присяжным также предоставляются определенные требования. Присяжным не может быть профессиональный юрист, который занимает определенную юридическую или же государственную должность. Все присяжные в своей квалификации должны быть равны.

Кто не включается в список присяжных:

  1. Лица, имеющие судимость;
  2. Лица, которые подозреваются или же обвиняются в преступлении;
  3. Недееспособные лица и лица с ограниченной дееспособностью;
  4. Лица, стоящие на учете в психоневрологической клинике или же в наркологическом диспансере;
  5. От обязанностей присяжных освобождаются военнослужащие.
Что касается оплаты, то присяжные получают оплату, как за день работу судьи. При этом присяжным также компенсируются затраты, которые напрямую связаны с явкой в суд и пр.

Зачем нужны присяжные?

Как мы уже сказали ранее, присяжные позволяют более объективно оценить ситуацию и не предвзято подойти к вопросу рассмотрения дела. Коллегия присяжных используется в рассмотрение серьезных уголовных дел. Вердикт, выносится путем открытого голосования и определяется большим количеством голосов, когда присяжные в течение трех часов так и не смогли прийти к единому мнению. Определим сразу же то, что решение, которое принимается судом присяжных не полежит последующему обжалованию.

Присяжные изначально определяют виновность подсудимого на основании предоставленных доказательств. То есть, они решают вопросы факта, а вот вопросы права решает исключительно суд. Если присяжные признают ответчика виновным, то именно судья назначает ему вердикт в виде срока наказания.


Как обжаловать действия судебного пристава? Все достаточно просто. В первую очередь подается жалоба к вышестоящему приставу. Далее – можно подать жалобу в прокуратуру и даже...


Кто такие присяжные заседатели? Это участники судебного процесса, которые рассматривают дело наряду с судьей и принимают решение по его результатам. Судебные присяжные не...


Как стать судьей арбитражного суда? Вопрос достаточно сложный. Ведь изначально, не каждый человек имеет возможность получить такую должность. Тут нужно специальное образование,...


Суд как социальный институт – это исторический сложившаяся, созданная форма организации, которая является необходимой и обязательно совместимой жизнедеятельностью людей. Социальн123

    СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

    М.Т. ТАЩИЛИН, Т.В. КОСТЫЛЕВА

    Статус присяжного заседателя, закрепленный в п. 30 ст. 5 УПК РФ, как лица, привлеченного в установленном уголовно-процессуальным законом порядке для участия в судебном заседании, явно принижен и не отвечает его сути. С данным определением статуса присяжного заседателя трудно согласиться. Присяжные заседатели являются не просто участниками судебного разбирательства уголовного дела, а его основной составляющей. Именно к ним обращено внимание всех участников судопроизводства, на них ориентируются стороны при исследовании представленных доказательств, к ним обращается с напутственным словом председательствующий судья.
    Присяжный заседатель в составе коллегии равных в значительной степени определяет результаты рассмотрения уголовного дела и параметры судейского усмотрения в назначении уголовного наказания. Конституция Российской Федерации (ч. 5 ст. 32) видит в присяжном заседателе не лицо, привлеченное для участия в судебном заседании, а гражданина, участвующего в отправлении правосудия.

    Предлагаем п. 30 ст. 5 УПК РФ изложить в следующей редакции: "Присяжный заседатель - это лицо, в установленном законом порядке и под присягой участвующее в отправлении правосудия", чем заметно повышается и закрепляется статус присяжного заседателя как одного из основных участников уголовного судопроизводства.

    Общеизвестно, что качественный состав судей и присяжных заседателей является залогом справедливого разрешения уголовного дела. Однако если в отношении судей существует серьезный отбор их кандидатов и допуск к отправлению правосудия, то действующий порядок отбора присяжных заседателей не только неудачен, но изначально обрекает суд, как правило, на некачественное разрешение уголовного дела.

    Проблемы начинают возникать с момента составления списков кандидатов в присяжные заседатели (далее - списков). Они составляются на основе банка персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", сформированного на основе возрастных, социальных, статусных и иных особенностей, определенных пассивным избирательным правом граждан Российской Федерации, и совершенно не учитывает законодательного запрета на участие некоторых избирателей в отправлении правосудия.
    Кроме этого, граждане при составлении списков кандидатов в присяжные заседатели участия не принимают, а чиновники районных (городских) органов муниципальной власти, на которых возложена обязанность по составлению списков, ответственности за итоги своей работы не несут.
    В результате списки составляются настолько случайно, что они включают в себя значительное количество граждан, умерших, осужденных, не проживающих на соответствующей территории, а также не подлежащих включению в списки в соответствии с требованиями закона. Реально в списках, направленных в суды, остается менее половины граждан, которые в принципе могут принимать участие в отправлении правосудия.
    Если учесть высокий уровень латентной преступности и большой удельный вес граждан, привлекаемых к административной ответственности, то следует задуматься, кому мы поручаем вершить справедливое правосудие в качестве присяжных заседателей и можем ли мы (а, может быть, вправе ли) ожидать от них справедливого разрешения уголовного дела.

    Предлагаем принять новый федеральный закон "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", которым принципиально изменить существующий порядок составления списков кандидатов в присяжные заседатели.
    В новом законе следует предусмотреть то, что списки должны составляться и утверждаться комиссией, созданной законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.
    Практическое формирование списков проводит муниципальная комиссия, которая должна быть наделена полномочиями по реальной проверке данных о личности граждан, подлежащих внесению в списки кандидатов в присяжные заседатели, включать в состав одного из руководителей муниципального органа власти, психологов, представителей правоохранительных органов, общественных и партийных организаций и т.п.
    На первом этапе муниципальная комиссия на основе информационных ресурсов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" должна сформировать предварительный список граждан, которые по закону могут быть присяжными заседателями, и тем самым сформировать банк данных ГАС РФ "Правосудие". При этом в список не должны включаться граждане, которые по закону не могут осуществлять правосудие в качестве присяжного заседателя.
    Такой круг лиц должен быть четко определен законом. В список не могут включаться лица:
    1) не имеющие гражданства Российской Федерации;
    2) не достигшие 25-летнего возраста или достигшие возраста 70 лет;
    3) являющиеся инвалидами второй или первой группы;
    4) имеющие не снятую или не погашенную судимость;
    5) признанные судом недееспособными или ограниченными в дееспособности;
    6) состоящие на учете за незаконное употребление наркотических средств и психотропных веществ;
    7) являющиеся священнослужителями;
    8) работающие судьями, прокурорами, следователями, дознавателями, адвокатами, нотариусами, судебными приставами, частными детективами, имеющие специальные звания сотрудников Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов внешней разведки, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также по истечении пяти лет после прекращения профессиональной деятельности;
    9) занимающие государственные или выборные должности в органах местного самоуправления.
    На основе предварительного списка муниципальная комиссия направляет предложения в трудовые коллективы, партийные и иные общественные организации и объединения, по месту жительства граждан провести на альтернативной основе избрание на своих собраниях кандидата в присяжные заседатели.
    На собраниях по выборам кандидата в присяжные заседатели из числа лиц, включенных в ГАС "Правосудие", коллектив на альтернативной основе избирает кандидата в присяжные заседатели в муниципальный список. При этом собрание исключает из списка лиц: имеющих заранее сформировавшееся предубеждение о деятельности правоохранительных органов; обвиняемых и подозреваемых; не владеющих или недостаточно владеющих языком, на котором ведется судопроизводство; для которых исполнение обязанностей присяжного заседателя сопряжено с крайними финансовыми трудностями; с психическими и физическими недостатками, подтвержденными медицинским заключением, затрудняющими качественное участие в отправлении правосудия (глухота, слепота и т.п.); с невозможностью замены по основному месту работы: врачей, учителей, пожарных, осуществляющих уход за престарелыми и больными, родителей, имеющих детей дошкольного возраста; состоявших друг с другом в родстве и т.п.

    Законом необходимо предусмотреть, чтобы избранный кандидат в присяжные заседатели приносил присягу коллективу о добросовестном исполнении обязанностей присяжного заседателя и был подотчетен ему.
    Протокол избрания кандидата в присяжные заседатели должен направляться в муниципальную комиссию, которая формирует муниципальный список и направляет его созданной комиссии органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
    Окончательный список кандидатов в присяжные заседатели составляется комиссией органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основе муниципальных списков, при этом количественный состав кандидатов в присяжные заседатели, составляющий общий и запасной списки, должен соответствовать решению высшего органа судебной власти субъекта Российской Федерации.
    Списки кандидатов в присяжные заседатели должны публиковаться в ГАС "Правосудие" без указания сведений о месте жительства и контактного телефона, а в суд направляются списки, содержащие дополнительные сведения о месте жительства и работы, контактных телефонах и адресе электронной почты.
    Предложенный порядок составления общего и запасного списков, ранее известный нашим гражданам, гарантирует более качественное отправление правосудия.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.



Просмотров