Субъекты рф по округам таблица. Список федеральных округов и субъектов российской федерации

Всем доброго времени суток! Сегодня речь пойдет о федерализме и связанным с ним понятии. Самым явным таким понятием является субъект РФ — это не просто так. Именно территориально-административные единицы являются составляющими целостности нашей страны, да и любой федерации. Разобраться в этой теме крайне важно, потому как неровен час на экзамене попадется что-то такое.

Понятие субъекта федерации

Субъект РФ — это территориально-административная и правая единица, на которые делится федерация. За ними признаются крайне широкие права: принимать собственные законы, иметь свои законодательные, исполнительные и судебные органы власти, которые, как правило, дублируют центральные.

Федерация образуется в основном либо из-за необходимости учета местных условий, традиций народов, либо, потому что высоко стремление к независимости его территориально-административных единиц. Для России больше характерна первая причина: наша страна издавна была многонациональной. Множество народов уживались под одной государственной властью. Именно поэтому с переходом к демократическому политичекому режиму, при котором признается право каждого народа на самоопределение, вплоть до отделения, необходим договорной характер отношений между федеральной (центральной) властью и местной.

В нашей стране роль такого договорного начала играет как Конституция, так и Федеральный договор 1992 года. В этих документах фиксируются полномочия федеральной власти, что находится в ее ведении, и что находится в ведении субъекта РФ. Однако стоит понимать, что данные законы не в полной мере отражают суть федерализма, поскольку, к примеру, Конституция РФ 1993 года относится к «сверху данным», а не к договорной.

То есть государство просто создало проект Конституции, а народ взял и проголосовал на референдуме за нее. А вот, например в США в конце 18 века после освободительной войны от колониального государства Великобритании, штаты очень рьяно спорили о своих правах и свободах, многие даже не хотели объединяться в федерацию. В итоге благодаря во многом фигуре Дж. Вашингтона и получилось объединить эти разрозненные штаты в нечто целое — в страну.

Однако также стоит понимать, что россияне всегда были инертными по отношению к своим правам в частности, и к государству в целом. Только когда это государство доводило народ до невыносимых условий, тогда народ просто менял государство по своему усмотрению.

Виды субъектов РФ

В нашей стране существуют такие территориально-административные и правовые единицы:

Республика — это и форма власти и вид субъекта. Она обычно характеризуется выборностью всех органов власти. Имеет свою Конституцию, которая не должна противоречить Конституции Российской Федерации. Это как бы государство в государстве со своим Президентом и прочими атрибутами государственности. Однако внешняя политика, понятно, ограничена. То есть республики в составе России имеют ограниченный суверенитет.

Край - это обычно крайне протяженная имеющая свой административный центр территория. Обычно у них меньше независимости, чем у республик. Области похожи на края, только меньше по территории.

Автономные области и края — выделяются уже по национально-территориальному принципу. Чтобы понять все это, крайне рекомендую прочесть пост про то, и .

Города федерального значения — обычно это столицы государств. В нашей стране к ним относится Москва и Санкт-Петербург. Сатусы субъектов могут быть и изменены по взаимному согласию федеральной и местной власти.

Полномочия федеральной власти и субъектов РФ

Лучше всего для разбора этой темы привести соответствующие положения Конституции РФ:

В ведении Российской Федерации находятся (статья 71 Конституции РФ):

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (статья 72 Конституции РФ):

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

С уважением, Андрей Пучков

Россия - великая многонациональная держава, имеющая богатую историю. На территории страны проживает множество национальностей, у каждой свой язык и традиции. Количество субъектов в РФ так велико, как ни в одном государстве мира.

Существует несколько типов: города с федеральным значением, края, автономные области и округа, республики, области. Сколько их входит в состав России? Разберемся подробнее.

Количество субъектов РФ (2014)

В состав федерации включено 85 субъектов, которые делятся по типам:

  • республики - 22;
  • края - 9;
  • области - 46;
  • автономные области - 1;
  • автономные округи - 4;
  • города федерального значения - 3.

Со временем возможно изменение количества субъектов РФ. В 2014 году в состав была включена Республика Крым. Тогда же появился еще один город, имеющий федеральное значение, - Севастополь. С 2003 года законодательно было закреплено 83 субъекта. Теперь их стало 85. Количество может меняться в связи с экономическими возможностями региона, численностью населения.

Каждый субъект имеет свои особенности. Так, республика обладает статусом страны, у нее есть собственная конституция, свои исполнительные, законодательные органы. В краях, городах федерального значения, областях имеются собственные краевые органы законодательной власти. Однако все принимаемые законы не должны идти вразрез с конституцией и законами нашей страны.

Чем субъекты отличаются друг от друга?

Все субъекты РФ (количество общее - 85) относятся к одному из типов, которые различаются по следующим показателям:

  • плотность и численность населения;
  • национальный состав;
  • размер территории.

Показатели эти не являются абсолютными и могут изменяться со временем. Динамику экономического состояния и миграцию учитывают в регулярной переписи населения. четко разграничивает компетенцию между субъектами и РФ:

  • исключительное ведение РФ;
  • совместное ведение РФ и субъектов;
  • самостоятельное ведение субъектов.

Общие положения

Все единицы, входящие в общее количество субъектов РФ, имеют равные права на основании Конституции. Субъектами называют территориальные единицы верхнего уровня. Их сейчас в Российской Федерации числится 85. Сюда включаются края, автономные области, республики, автономные округа, области, города федерального значения.

В каждом субъекте помимо федеральных ветвей власти действуют исполнительные (глава, губернатор), законодательные (региональный парламент) и судебные (уставный, конституционный суд). Субъект имеет собственный устав или конституцию, свое законодательство, которое принимает региональный парламент.

В Совете Федерации присутствует два представителя от одного субъекта. Все субъекты РФ имеют равные права во взаимоотношениях с органами государственной федеральной власти. У субъектов нет права на выход из РФ. Они уполномочены решать вопросы, которые Конституция относит к ведению субъекта.

Статусы субъектов

Как уже говорилось выше, количество субъектов РФ в настоящее время остановилось на отметке 85. В зависимости от того, какой они имеют правовой статус, их разделяют на три большие группы:

  • республики (со статусом государства);
  • автономные образования (автономные области, автономные округа);
  • области, города с федеральным значением, края.

Республики

В общее количество субъектов РФ включается 22 республики, каждая из которых имеет государственно-правовой статус. В РФ это унитарные демократические правовые государства, в Конституции РФ они так и позиционируются. В отличие от остальных субъектов, республика имеет собственную конституцию, она имеет право устанавливать собственный государственный язык наряду с русским, который будет использоваться в государственных учреждениях. Республика имеет право ввести свое гражданство.

Без согласия республики ее территория не может быть изменена. Есть собственная символика: гимн, флаг, герб, а также столица. Отношения с Федерацией строятся на основании федеративного договора, Конституции РФ, двустороннего договора о разграничении полномочий. Первый прецедент подписания был в 1994 году между Республикой Татарстан и Российской Федерацией. В федеративном договоре говорится о суверенитете республики. В их конституциях такая формулировка дублируется. Однако Конституция РФ не указывает республики суверенными и не признаёт за ними право на выход из состава Федерации.

Города федерального значения, края, области

Данные субъекты считаются государственно-территориальными единицами. Статус их определяет Конституция РФ и устав - учредительный акт субъекта. Большую часть из количества субъектов РФ составляют именно эти территориальные образования (областей - 46, краев - 9, городов федерального значения - 3). Устав субъекта принимают соответствующие представительные органы, он обладает наивысшей юридической силой в отношении правовых актов и законов территориального образования. Данные единицы, в отличие от республик, не могут иметь своего гражданства. На территориях государственным языком считается общефедеральный - русский. Края, города, области имеют право на установление собственной символики - гимна, герба и флага.

Автономная область и автономный округ

Из общего количества видов субъектов РФ выделяется 4 автономных округа и лишь одна автономная область. По сути, это сложившиеся национально-территориальные формы самоопределившихся народов в составе страны. Эти образования равноправны с другими субъектами РФ. Основной особенностью данной группы является то, что каждое образование территориально включается в какой-либо другой субъект РФ (область или край). Исключение составляют округ и Еврейская Они непосредственным образом входят в состав РФ.

Статус субъекта как автономный определяет Конституция РФ, а также устав самой автономии. Федеральный закон об автономной области, автономном округе может приниматься по представлению местных органов власти. Отношение автономии с областью или краем, в состав которых она включена, регулируется федеральным законодательством, а затем двусторонним договором между областью, краем и автономным округом. В Конституции РФ не содержится аналогичных норм, касающихся автономной области. Как и другие субъекты, автономные единицы имеют свои органы государственной власти, официальную символику, законодательство, элементы правосубъективности.

Органы власти

Каждая единица из общего количества субъектов в составе РФ, независимо от имеющегося государственного статуса, имеет право создавать свои органы государственной власти. Структуру их можно создавать самостоятельно, но при этом обязательно учитывать общероссийские принципы организации власти. Такая система включает в себя представительные, а также исполнительные органы, входят сюда и судебные власти (суды).

Фактически представляют собой местный парламент и названия носить могут разные: в Республике Хакасия - Верховный совет, в Татарстане - Государственный совет, в Тверской области, Красноярском крае - Законодательное собрание, в Московской области - Дума и другие. Формирование представительных органов происходит на основе прямых выборов, которые проводятся посредством тайного голосования. Чаще всего они избираются на срок в четыре года. В некоторых местах существуют двухпалатные органы власти (к примеру, Свердловская область).

Что входит в их полномочия?

  • Принятие устава, Конституции.
  • Утверждение программ социального, экономического, культурного развития регионального уровня.
  • Принятие бюджета, отчетов о его исполнении.
  • Налоги и сборы субъекта.
  • Решение об изменении статуса региона.
  • Контроль над работой органов исполнительной власти, должностных лиц.

В РФ количество субъектов федерации достаточно велико, и в каждом есть собственная представительная и исполнительная власть. Последняя отличается разнообразием органов. В республиках министерство, комитеты и другие. Де-факто возглавляет республику президент.

В остальных типах субъектов разнообразие органов еще больше: администрация (иногда именуется правительством), главные управления, управления, департаменты, комитеты. В этой сфере действует исполнительная вертикаль, все ведомства подчиняются вышестоящим федеральным министерствам. Высшее должностное лицо здесь - губернатор или глава администрации, в Москве - мэр.

Органы судебной власти субъектов РФ

Мы выяснили, какое количество субъектов в РФ, на какие типы они делятся, какие органы власти работают. Что касается судебных властей, то здесь стоит сказать, что на всей территории РФ действуют разные суды:

  • Верховный суд республики.
  • Суд автономной области.
  • Областной, краевой.
  • Суд автономного округа.
  • Районный.
  • Арбитражный.

Три вида судов относятся к органам судебной власти:

  • Конституционный суд республики. Это действующее звено функционирует в большинстве республик. В суде разрешаются дела о соответствии актов деятельности местного самоуправления и государственной власти.
  • Уставной суд области, края, автономного округа, автономной области, города федерального значения. Иногда создается для того, чтобы рассмотреть вопрос о толковании устава, а также о соответствии местного законодательства и устава субъекта.
  • Мировые судьи числятся в составе общей юрисдикции. Данное звено в органах судебной власти находится в настоящий момент в стадии становления.

Давая общую характеристику современного российского федерализма, следует отметить, во-первых, что Российская Федерация - конституционная федерация. В основе нашей федера­ции находится Конституция РФ и Федеративный договор 1992 г., ряд двусторонних договоров, соглашений между орга­нами государственной власти РФ и субъектов РФ. Они, тем не менее, не меняют конституционной пр ироды РФ. Они не учреждают федерацию, предметы ведения, полномочия РФ и субъектов РФ. Пункт 1 части 4 раздела второго Конституции РФ установил приоритет конституционных норм над нормами договоров.

Во-вторых, несуверенный статус субъектов РФ предопределен конституционным характером РФ и выражается в том, что субъек­ты РФ не образуют федерацию, а находятся в ее составе, не обладая правом на сецессию (односторонний выход из состава РФ). Отсутствие у субъектов РФ государственного суверените­та подтвердил Конституционный Суд РФ в постановлении от 7 июня 2000 г. Суд указал, что Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает существования в РФ какого-либо иного госу­дарственного суверенитета, помимо суверенитета РФ.

В-третьих, Российская Федерация - асимметричная, национально-территориальная федера­ция. РФ включает в свой состав субъекты с разным конститу­ционно-правовым статусом. Среди них только республики определены как государства (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Они обладают рядом прав, отсутствующих у других субъектов (на­пример, установление собственных государственных языков). Республики, автономная область, автономные округа выделе­ны по национально-территориальному признаку. Они созданы для обеспечения национального самоопределения титульных для них народов. Остальные субъекты федерации являются территориальными образованиями. Таким образом, асиммет­ризм РФ проистекает и из ее одновременного построения на территориальной и национально-территориальной основе.

Соотношение компетенции РФ и субъектов РФ. В России конституционно установлены перечни предметов исключитель­ного ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ) и совместного ве­дения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Совмест­ное ведение РФ и субъектов РФ - сфера отношений, регули­рование которой отнесено Конституцией РФ к компетенции РФ и к компетенции ее субъектов. Предметы ведения субъек­тов РФ определяются по остаточному принципу. Вне пределов собственного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъ­ектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государствен­ной власти (ст. 73 Конституции РФ).

Законодательная децентрализация. Согласно ст. 76 Консти­туции РФ субъекты РФ вне пределов ведения РФ вправе осу­ществлять собственное законодательное регулирование. При этом в силу частей 5, 6 статьи 76 Конституции РФ федераль­ные законы обладают приоритетом в сферах собственной ком­петенции РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, а в сфере собственной компетенции субъектов РФ при столкнове­нии актов РФ с актами субъектов большей юридической си­лой обладают нормативные правовые акты последних. Часть 6 статьи 76 Конституции РФ оговаривает меньшую юридиче­скую силу только лишь федеральных законов, однако если данное правило адресовано федеральным законам, то оно, безусловно, распространяется и на подзаконные федеральные акты (акты палат Федерального Собрания РФ, Президента и Правительства РФ).

Россия – многосоставное государство. В ст. 5 Конституции Российской Федерации дана характеристика России как федеративного государства. Разнообразие форм составляющих федерацию образований - результат исторического развития России, особенностей её национального состава. Российская Федерация состоит из 6 разновидностей субъектов.

Субъект Российской Федерации - это родовое (обобщающее) понятие, используемое для обозначения многосоставности государственной территории Российской Федерации, характеристики ее статуса, способа образования. 1

Республики (государства) - являются национально-государственными образованиями, в границах, которых самоопределились национальные общности, отличающиеся своеобразием языка, культуры и быта.

Края - это полноправные субъекты федерации, государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ.

Области - они такжеявляютсясубъектами федерации это крупные государственно-территориальные образования в составе РФ.

Города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) - представляют собой территориально-государственные образования с достаточно однородным, преимущественно русским населением.

Автономная область и автономный округ - национально-государственные образования в составе РФ, являющиеся политической формой, обеспечивающей малочисленным народам Крайнего севера и Сибири возможность их сохранения и развития.

Автономия - широкое внутреннее самоуправление региона (регионов) государства, а также особые права в области культуры, предоставляемые законом разрозненно проживающим этническим группам. Автономия может быть: областной (территориальной); национально-территориальной; национально-культурной.

Автономные области создаются с учетом этнических, языковых, бытовых и других особенностей компактно проживающих групп населения. Примером областной автономии с широкими правами территориальных единиц может служить Италия, конституция которой устанавливает, что составляющие страну области являются автономными организациями с собственными правами и функциями. Примером национально-территориальной автономии с ещё более широкими правами является Испания, на территории которой образованы автономные сообщества (Каталония, Страна Басков и др.)

Такая форма, как национально-культурная автономия означает предоставление национальным меньшинствам, не составляющим значительных компактных групп в населении страны, а то и вовсе разрозненным, живущим вперемешку с другими этническими группами, прав и возможностей использования своих культурных традиций, языка, религии и др. Эта форма широко используется в ряде европейских государств для обеспечения прав национальных меньшинств (например, принятый в 1993 году Советом Европы Протокол о правах национальных меньшинств, дополняющий Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод).

Существовавшие раньше в СССР автономные национальные образования, края и области, получили по Конституции РФ 1993 г. статус субъектов Российской Федерации и соответственно имеют более широкие права, чем те которые дает автономия. В такой многонациональной стране, как Россия, чрезвычайно важна роль национально-культурной автономии. В советский период было 5 пять автономных областей, в настоящее время сохранилась одна - Еврейская автономная область.

Автономные округа, появились в 30-е годы и рассматривались в качестве административно-территориальных единиц с национальной спецификой, имеющие своей целью способствовать сохранению самобытности и развитию отдельных компактно проживающих малочисленных народов. Фиксация названных форм в юридическом смысле предполагает, что субъекты РФ могут существовать в ней, облекая свою государственность в одну из таких форм.

Формально различаясь, субъекты Российской Федерации (их список приводится в ст. 65 Конституции РФ) в конституционном отношении, по сути, одинаковы. Понятие «субъект Российской Федерации» впервые появилось в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Оно подчеркивает общность республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. При сохранении прежних государственно-правовых форм они обрели новое качество, став субъектами федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации субъекты равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5), а также в отношении иных атрибутов конституционно-правового статуса: в правах иметь конституцию или устав, собственные органы государственной власти, законодательство, свою территорию, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания и др. Вместе с тем в науке конституционного права существует мнение, что в правовом положении субъектов Российской Федерации неравноправны между собой.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Для эффективного участия в тендерах (госзакупках) необходимо сузить круг поиска информации о проводимых торгах до определенного региона или области.

Для чего это нужно сделать? Во-первых , в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru ) представлена информация о проводимых торгах по всем субъектам РФ и отслеживать появление новых данных по всем регионам — трудоёмкое и бесполезное занятие; во-вторых , нужно учитывать свои возможности (возможности компании) по исполнению договорных обязательств в случае вашей победы. Предположим, ваша компания находится в Москве, а Заказчик в Сахалинской области, сами понимаете, что это дополнительные расходы на транспортировку, командировочные расходы и т.д. В-третьих , сами Заказчики довольно скептически настроены к участникам закупок (поставщикам) из других регионов и делают все возможное, чтобы контракт достался «своим». Поэтому нужно четко для себя определить, где вы будете участвовать и не распылять понапрасну свои силы и время на обработку всей остальной информации.

Ниже я привел данные о федеральных округах и входящих в их состав субъектах РФ. Надеюсь, эта информация будет вам полезна, т.к. это является основным навигационным инструментом для поиска информации в единой информационной системе (ЕИС).

I. Центральный федеральный округ (административный центр – г. Москва)

1. Белгородская область

2. Брянская область

3. Владимирская область

4. Воронежская область

5. Ивановская область

6. Калужская область

7. Костромская область

8. Курская область

9. Липецкая область

10. Московская область

11. Орловская область

12. Рязанская область

13. Смоленская область

14. Тамбовская область

15. Тверская область

16. Тульская область

17. Ярославская область

18. Город федерального значения Москва

II. Южный федеральный округ (административный центр – г. Ростов-на-Дону)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Адыгея

2. Республика Калмыкия

3. Краснодарский край

4. Астраханская область

5. Волгоградская область

6. Ростовская область

III. Северо-Западный федеральный округ (административный центр – г. Санкт-Петербург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Карелия

2. Республика Коми

3. Архангельская область

4. Вологодская область

5. Калининградская область

6. Ленинградская область

7. Мурманская область

8. Новгородская область

9. Псковская область

10. Город федерального значения Санкт-Петербург

11. Ненецкий автономный округ

IV. Дальневосточный федеральный округ (административный центр – г. Хабаровск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Саха (Якутия)

2. Камчатский край

3. Приморский край

4. Хабаровский край

5. Амурская область

6. Магаданская область

7. Сахалинская область

8. Еврейская автономная область

9. Чукотский автономный округ

V. Сибирский федеральный округ (административный центр – г. Новосибирск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Алтай

2. Республика Бурятия

3. Республика Тыва

4. Республика Хакасия

5. Алтайский край

6. Забайкальский край

7. Красноярский край

8. Иркутская область

9. Кемеровская область

10. Новосибирская область

11. Омская область

12. Томская область

VI. Уральский федеральный округ (административный центр – г. Екатеринбург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Курганская область

2. Свердловская область

3. Тюменская область

4. Челябинская область

5. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

6. Ямало-Ненецкий автономный округ

VII. Приволжский федеральный округ (административный центр – г. Нижний Новгород)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Башкортостан

2. Республика Марий Эл

3. Республика Мордовия

4. Республика Татарстан

5. Удмуртская Республика

6. Чувашская Республика

7. Кировская область

8. Нижегородская область

9. Оренбургская область

10. Пензенская область

11. Пермский край

12. Самарская область

13. Саратовская область

14. Ульяновская область

VIII. Северо-Кавказский федеральный округ (административный центр – г. Пятигорск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Дагестан

2. Республика Ингушетия

3. Кабардино-Балкарская Республика

4. Карачаево-Черкесская Республика

5. Республика Северная Осетия - Алания

6. Чеченская Республика

7. Ставропольский край

IX. Крымский федеральный округ (административный центр – г. Симферополь)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Крым

2. Город федерального значения Севастополь


Россия - это многонациональная страна с богатой историей. На территории нашей страны проживает множество народностей, которые имеют свои традиции и свой язык. В России существует несколько типов субъектов: республики, области, края, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Давайте разберемся, сколько субъектов в составе РФ всего и может ли это значение изменяться.

Субъекты РФ

В состав Российской Федерации входят 85 субъектов:

Подробный список можно посмотреть, например, на сайте органов госвласти РФ . Количество субъектов может меняться с течением времени. Это связано с изменением численности населения и экономическими возможностями территорий, выделенных в отдельный субъект.

Так, 14 марта 2014 года в состав РФ вошел новый субъект - Республика Крым - и появился новый город федерального значения - Севастополь. Таким образом, на сегодняшний день количество субъектов в РФ - 85. До этого в составе РФ было 83 субъекта, законодательно закрепленных с 2003 года.

В зависимости от значения, каждый из субъектов обладает определенными особенностями. Например, республика имеет статус страны в стране и обладает собственной конституцией, а также законодательными и исполнительными органами. Области, края, города федерального значения имеют собственные краевые законодательные органы. Все законы, которые принимаются субъектами РФ, не должны противоречить конституции страны и федеральным законам.

Чем субъекты отличаются друг от друга?

85 субъектов РФ отличаются друг от дуга по следующем показателям:

  • численность населения и его плотность;
  • размер территорий;
  • национальный состав.

Каждый из выделенных показателей не являет абсолютным и меняется с течением времени. Динамику миграций и экономического благосостояния субъекта частично отражают переписи населения.



Просмотров