Управление лодкой в нетрезвом состоянии. Приплыли под градусом

За управление водными судами в нетрезвом состоянии могут ввести такую же уголовную ответственность, как и за пьяную езду на автомобиле.. В столичном МЧС поддержали идею уголовного наказания за повторное управление судном в пьяном виде. Начальник отдела Андрей Печенин пояснил, что сейчас нарушителям грозят небольшие штрафы. Судовладельцы сомневаются в эффективности уголовного преследования.

"Количество маломерных судов, которые имеют высокие скоростные качества, стремительно растет. Они уже являются активными участниками движения. И здесь, конечно, нужно регулирование ", - заявил Михаил Брячак.

По словам депутата, Госдума может рассмотреть этот вопрос уже в сентябре, на одном из первых заседаний комитета после каникул. "Нужно сделать процедуру аналогичную той, которая прописана в законе о безопасности дорожного движения", - подчеркнул он.

Напомним, что с 1 июля автомобилистов, которые были повторно задержаны за езду в нетрезвом виде или повторно отказались от освидетельствования, ждет уголовная ответственность. Максимальное наказание – два года лишении свободы и лишение прав на три года. За ДТП со смертельным исходом водителям грозит от двух или четырех лет тюрьмы.

В столичном управлении МЧС также выступили за введение уголовной ответственности для пьяных капитанов. "Возможно ввести уголовную ответственность за повторное управление судном в состоянии алкогольного опьянения, либо если оно привело к серьезным последствиям", - сказал начальник отдела безопасности людей на водных объектах ГУ МЧС по Москве Андрей Печенин.

Сегодня за управление маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения предусмотрен штраф в 1500-2000 рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет (п.1 ст. 11.9. КоАП РФ). "Как правило, судовладелец – человек сравнительно обеспеченный. Штраф в 2000 рублей для них несущественный. В этом году у нас зафиксировано 13 случаев управления судами в состоянии алкогольного опьянения. Все дела направлены на рассмотрение в суд", - пояснил Печенин.

Инциденты с управлением суднами в пьяном виде случаются нередко. В 2014 году в подмосковном Серпухове моторная лодка наехала на полицейского, который купался в Оке в свободное от службы время. Водитель лодки находился в нетрезвом состоянии. В Санкт-Петербурге пьяный капитан катера выбросил за борт двух человек. Пытаясь впечатлить пассажиров, он сделал несколько резких маневров, в результате чего пострадавшие не смогли удержаться и оказались в Неве. Несколько лет назад чемпионку мира и Европы по парусному спорту Екатерину Скудину задержали на Химкинском водохранилище за управление маломерным судном в пьяном виде. От медицинского освидетельствования она отказалась, объяснив тем, мастер парусного спорта может управлять судном в любом состоянии.

Председатель коллегии адвокатов "Отчерцова и партнеры" Ольга Отчерцова отмечает, что за управление судном в пьяном виде предусмотрен штраф, но если "водная прогулка" закончилась гибелью человека, то действия судоводителя уже квалифицируются нормами Уголовного кодекса.

"Так, причинение смерти человеку при управлении маломерным судном, предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Или до 7 лет, если погибли двое и более человек", - сказала Отчерцова.

При этом факт алкогольного опьянения по действующему УК не является самостоятельным отягчающим обстоятельством. Хотя и всегда учитывается в совокупности доказательств, отметила юрист.

Генеральный директор компании "Речфлот" Александр Землянский идею уголовного наказания для пьяных судоводителей не поддерживает. По его словам, будет достаточно трудно должным образом доказать факт алкогольного опьянения. Ведь на водных артериях нет стационарных постов с необходимым оборудованием.

"Процедуры на автодороге четко регламентированы. Есть освидетельствование, соответствующие передвижные лаборатории. Непонятно, где это все будет происходить на реке", - отметил эксперт. По его словам, нарушителями могут оказаться и профессиональные капитаны, и владельцы маленьких катеров.

Добавим, что на данный момент уголовное наказание за повторную езду в пьяном виде возбудили одно уголовное дело против автомобилиста. Лишение свободы грозит еще .

Виталий Воловатов

1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Комментарий к статье 11.9

1. См. п. 2, 3, 5 комментария к ст. 11.7.

По смыслу данной статьи опьянение может быть обусловлено употреблением спиртных напитков, наркотических средств или психотропных веществ (об установленных законодательством дефинициях «спиртные напитки», «наркотические средства», «психотропные вещества» см. соответственно п. 2 комментария к ст. 6.10, п. 1 комментария к ст. 6.8).

2. Совершение правонарушения в состоянии опьянения относится к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность (см. комментарий к ст. 4.3).

Состояние опьянения должно быть подтверждено медицинским экспертным заключением.

3. При квалификации данного правонарушения необходимо установить факт осведомленности лица, передающего управление судном, о состоянии опьянения судоводителя.

Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, утверждены Приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308 (зарегистрирован в Минюсте России 21 июля 2003 г. N 308). К указанным критериям относятся:

Запах алкоголя изо рта;

Неустойчивость позы;

Нарушение речи;

Выраженное дрожание пальцев рук;

Резкое изменение окраски кожных покровов лица;

Поведение, не соответствующее обстановке (см. приложение N 6 к указанному Приказу Минздрава России).

Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения освидетельствования на состояние опьянения выражается в пассивной форме — в бездействии нарушителя, не исполняющего требование должностного лица, либо в активном противодействии нарушителя, оспаривающего данное требование. См. также п. 3 комментария к ст. 12.8.

О правовых последствиях совершения лицензиатом рассматриваемых административных правонарушений см. п. 5 комментария к ст. 11.6.

4. Рассматриваемый проступок квалифицируется в момент установления факта правонарушения.

Причиненный имущественный ущерб подлежит возмещению нарушителем в полном объеме независимо от его привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.7).

5. О должностных лицах, рассматривающих дела о комментируемых административных правонарушениях, см. п. 12 комментария к ст. 11.8. Кроме указанных должностных лиц дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, также рассматриваются:

Начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями — в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

Начальниками линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместителями — согласно п. 2 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

Начальниками дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальниками линейных пунктов милиции — в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23.3 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.3 КоАП.

Указанные должностные лица вправе передавать дела о соответствующих правонарушениях на рассмотрение судьям (см. п. 9 комментария к ст. 11.5).

МЧС России поддержало инициативу профильного комитета Госдумы об ужесточении наказания владельцев маломерных судов, которые регулярно позволяют себе злоупотребление алкоголем за штурвалом. Но в российском спасательном ведомстве призывают подходить к вопросу дифференцированно и не переносить автоматически меры наказания для автовладельцев на судовладельцев.

Главные вопросы преткновения, которые должны, по мнению МЧС, наиболее внимательно обсуждаться - уголовная ответственность за пьянку и нормы промилле. К тому же непонятно, как проводить освидетельствование на реке. Куда и как возить пьяных рыбаков и где делать штрафстоянки для их лодок?

Дискуссия вызвана недавними высказываниями первого зампреда Комитета Госдумы по транспорту Михаила Брячака. В эфире федеральной радиостанции депутат озвучил позицию своего комитета по наказаниям за пьянку для владельцев катеров и лодок. Смысл его предложения понятен и прост - для владельцев маломерных судов должны действовать такие же наказания, как и для владельцев автотранспортных средств.

А они для пьяных водителей с 1 июля изменились в сторону ужесточения. В частности, водители, пойманные сотрудниками ГИБДД в состоянии алкогольного опьянения, по решению суда получают от 10 до 15 суток административного ареста. Такая же мера предусмотрена и для водителей, отказавшихся от прохождения наркологического освидетельствования. Пойманная повторно эта категория граждан отныне может на 2 года отправиться за решетку и уже не по административному, а по уголовному обвинению.

Брячак предложил скопировать эти меры наказания и законодательно обязать Главную инспекцию по маломерным судам МЧС России гоняться и нюхать рыбаков, туристов, скутеристов, отправлять их на освидетельствование и в суд. Пока это лишь позиция профильного комитета. Реального законопроекта пока нет. Идет, если так можно сказать, зондаж общественного мнения, но в осеннюю сессию такой законопроект может появиться.

Однако в МЧС уже отреагировали на эти предложения. И позиция спасателей несколько отличается от думской. Корреспонденту "РГ" в ведомстве подтвердили, что нынешние штрафы в полторы-две тысячи рублей за пьянку не всегда адекватны. Штурвал - это такой же руль, а маломерное судно - такое же средство повышенной опасности, как и автомобиль. Последствия от пьяного руления могут быть столь же трагическими, как и от пьяного вождения. Здесь позиции МЧС и депутатов идентичны. Несколько инцидентов на подмосковных водоемах, когда под винтами катеров гибли люди, укрепили инспекторов ГИМС в необходимости наказывать строже.

Для владельцев маломерных судов не должны действовать такие же наказания, как и для владельцев автотранспортных средств

Однако условия на водоемах все-таки отличаются от условий на трассе. На воде, особенно где-то на северах, судоходство не столь оживленное, как на дорогах. А вот рыбалкой занимается если не каждый, то каждый второй. И многовековые традиции таковы, что на холоде "без сугреву" ну никак. Да и уха без ста грамм - не уха. И такой рыбак "под мухой", который выплыл на закате на сто метров в плавни посидеть с удочкой, не представляет никакой угрозы никому.

Но если меры наказания приравняют к автомобильным, то у него есть реальный шанс стать уголовником. А у инспекторов ГИМС появится рычаг и большой соблазн к легкому обогащению. Причем, практически на ровном месте.

Другое дело - владельцы, так яхт и катеров, которые рассекают по внутренним мелким водам со скоростью ветра. Дело в том, что закон N 36 ФЗ от 2012 года определил понятия маломерного судна с ограничением по длине до 20 метров. То есть маломерным судном считается и лодка рыбака, и мощный корабль, который на мелководье поднимает такую волну, что нередко надувнушки рыбаков переворачиваются, а пляжники тонут. При этом все законно, виноватых нет. МЧС уже не единожды подавало депутатам тревожный сигнал - запретить использование таких судов на внутренних водоемах. Но воз и ныне там. МЧС остается неуслышанным. Как печально предполагают в инспекции по маломерным судам ГИМС МЧС России, это все от того, что среди владельцев мощных океанских катеров на Истре, в Завидово, в Серебряном Бору много влиятельных лоббистов.

Так что основная дискуссия по законодательным инициативам для маломерного флота еще впереди. В МЧС отмечают, что все-таки неплохо было бы и с ними посоветоваться, прежде чем выдвигать какие-либо инициативы.

Одна из причин серьезных происшествий на воде – управление маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения. Некоторые судоводители до сих пор полагают, что ГИМС благодушно настроен к умеренному употреблению алкоголя за штурвалом катера - что к тебе претензий как бы нет. Во всяком случае «вынюхивать» твои промиле инспектор ГИМС не будет.

Выпившего судоводителя ГИМС уже не отпустит

В 80х-90х годах так и было, но сейчас водкомоторный флот имеет совершенно другие катера - представляющие гораздо большую опастность, нежели ранее и всё довольно сильно изменилось. Теперь и инспекторы ГИМС имеют в своем распоряжении технические средства измерения концентрации алкоголя в выдыхаемом человеком воздухе как и ДПС.

Процедура освидетельствования судоводителя на состояние алкогольного опьянения

Эта процедура, в числе прочих аспектов деятельности ГИМС МЧС, расписана в Административном регламенте, утвержденным Приказом МЧС России от 18.10.2012 N 607

Инспектор ГИМС проводит освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, если у него имеются основания полагать, что вы пьяны. Регламент дает перечень признаков, на основании любого из которых сотрудник ГИМС может прийти к такому выводу. А именно:

  1. запах алкоголя изо рта;
  2. неустойчивость позы;
  3. нарушение речи;
  4. резкое изменение окраски кожных покровов лица;
  5. поведение, не соответствующее окружающей обстановке.

Иными словами, практически любого судоводителя трезв он или пьян, болтающегося в своем катере или лодке на воде под жарким солнцем или холодным ветром можно заподозрить и даже уличить в наличии данных признаков.

Освидетельствование проводится в присутствии двух понятых. Напомню, что понятые – это лица, незаинтересованные в исходе дела. Алкотестер должен уметь распечатывать результаты измерений , т.к. они прикладываются к протоколу.

В соответствии с нынешним законодательством, факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,16 мг на 1 л выдыхаемого воздуха. Что соответствует концентрации алкоголя в крови 0,352 г/л или 0,3 промилле.

В случае если у вас 0,3 промиле - по закону вы пьяны.

Алкотестер показал, что судоводитель нетрезв - что дальше?

Если алкотестер показал, что судоводитель нетрезв - составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Если прибор показал, что вы не пьяны - вас отпускают. Но это если только инспектор не решит что вы, несмотря на показания алкотестера, всё равно пребываете в состоянии опьянения. Тогда вас направляют на медицинское освидетельствование с составлением соответствующего протокола.

На медицинское освидетельствование вас также отправят, если вы откажетесь дуть в алкотестер или не согласитесь с результатами освидетельствования.

Если медицинское освидетельствование выявит состояние алкогольного опьянения, - дальше все как в ГИБДД: изымаются «права», выдается «времянка», а лодка покачивается на специализированной стоянке, пока вы не протрезвеете. Затем суд и либо лишение «прав»(если таковые есть), либо штраф.

Стратегия выпивки за штурвалом катера и тактика

Стратегия простая – не пить за штурвалом, а потерпеть до возвращения на базу. Так же важно знать, что скорость алкоголя в организме 7-10 мл в час при весе человека 100 кг. Т.е. «стопку» организм судоводителя весом в 100 кг. будет нейтрализовывать 4-6ч. Употребление обильной или жирной пищи плюсует час к этому времени. Бутылка пива в среднем исчезнет без следа за 3ч. Бодрствование и двигательная активность способны убыстрять этот процесс. Соответственно, сон – замедлять. Пить в больших количествах воду и мочегонные, чтобы «протрезветь» почти бесполезно, т.к. этанолом, как все мы знаем, на 90% занимается печень.

Как вы, наверное, понимаете - все это приблизительно. Для уточнения возможностей борьбы с алкоголем именно вашего организма, наверное, был бы полезен хороший алкотестер.

Если всё же попался, есть три варианта действий:

  1. Послать всех подальше и никуда не дуть. За такое мировой судья лишит права управления маломерным судном на срок от одного года до двух лет.
  2. Пройти освидетельствование на месте, согласиться с его результатами и раскаяться в протоколе и на суде. Признание вины и раскаяние суд может признать обстоятельствами, смягчающими административную ответственность. В таком случае, если есть «права», можете отделаться только штрафом, на первый раз. Но гарантий, сами понимаете, никаких. Хотя судебные прецеденты есть.
  3. Тянуть время. Дуть в алкотестер, но потом не соглашаться с его показаниями в акте освидетельствования. Может «прокатить», если вы не сильно пьяны, а дорога до пункта медицинского освидетельствования долгая. Тогда, если вы немного или уже давно «приняли», можете по дороге и «протрезветь». Однако, если медицинское освидетельствование выявит лишние промилле, согласие и позднее раскаяние уже не помогут – будет лишение однозначно.

Конечно по штату и прочим ньюансам ГИМС пока не сравнить с ГИБДД. Однако с появлением документа, регламентирующего процедуру освидетельствования на состояние алкогольного опьянения сотрудниками ГИМС, появились в отчетностях данной структуры и дополнительные показатели. Любителям выпить за штурвалом катера теперь есть повод задуматься и начать привыкать к новым реалиям поведения на воде.

Примечание

Статья 11.9 КоАП РФ. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения

1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Комментарий к Ст. 11.9 КоАП РФ

1. Состояние опьянения длительное время рассматривалось действующим российским законодательством в качестве обстоятельства, отягчающего вину правонарушителя. В настоящее время данный факт не является ни смягчающим, ни отягчающим вину обстоятельством. Однако состояние опьянения при управлении судном не позволяет судоводителю должным образом оценивать ситуацию и принимать объективное решение, в связи с чем доля правонарушений, совершенных в состоянии опьянения, достаточно высока.

Объектом рассматриваемых административных правонарушений выступает безопасность плавания судов, общественный порядок, а также установленный порядок управления судами. Особенностью правового регулирования настоящей статьи является факт алкогольного опьянения судоводителя или иного лица, находящегося в состоянии опьянения, а также уклонение указанных лиц от прохождения медицинского освидетельствования.

Указывая на наличие опьянения, закон между тем не конкретизирует виды опьянения и причины его возникновения. В этой связи под данное определение подпадает в равной степени как алкогольное, так и наркотическое, токсическое и иные виды опьянения. Степень опьянения для квалификации правонарушения значения не имеет. Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения определен Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством». Следует заметить, что судоводителю предоставлено право отказаться от прохождения медицинского освидетельствования. В случае отказа судоводитель направляется в соответствующее медицинское учреждение для проведения освидетельствования по решению должностного лица уполномоченного органа государственной власти.

Объективная сторона деяния, установленного ч. 1 комментируемой статьи, выражается исключительно в форме действий — непосредственном управлении судном лицом, заведомо находящимся в состоянии опьянения, либо передаче управления судном лицу, в поведении которого присутствуют признаки опьянения, а именно запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, не соответствующее обстановке поведение (причем достаточно наличия хотя бы одного из указанных оснований).

Объективная сторона ч. 2 комментируемой статьи выражается в бездействии, которое заключается в уклонении судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Квалифицирующим признаком рассматриваемого правонарушения является факт опьянения.

2. Рассматриваемые составы характеризуются специальным субъектом — лицом, наделенным правом управления судном. К числу таких субъектов относятся судоводители и иные лица, которым судоводителем передано управление судном.

Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, характеризуется умышленной формой вины. Однако ч. 1 позволяет говорить об умышленной форме вины лишь в случае осведомленности лица, которое передает управление судном, о состоянии опьянения лица, которому такое управление передано.

Наряду с общими санкциями, характерными для нарушений правил плавания судов, нормы настоящей статьи предусматривают и специальную санкцию — лишение права управления судном на определенный срок — до двух лет. Нарушение установленных правил свидетельствует о недопустимости продолжения данного вида деятельности нарушителем. В этой связи лишение специального права позволит на определенный период времени исключить субъекта из числа судоводителей, что снижает степень риска безопасности движения судов.



Просмотров