В чем заключается механизм прямого действия конституции. Прямое применение конституции рф

В результате изучения главы студент должен:

  • знать основные понятия, категории конституционного права как науки; задачи, систему и методологию науки конституционного права; виды источников конституционного права как науки; вклад ученых дореволюционного, советского и современного этапов развития науки конституционного права России в ее развитие;
  • уметь отграничивать предмет, методологию, систему и источники конституционного нрава как отрасли и науки; различать конституционное право как отрасль, науку и учебную дисциплину;
  • владеть способностью доказать значимость, роль и место конституционного права как науки в системе науки российского права, показать соотношение конституционного права как науки с другими отраслями российского права.

Понятие науки конституционного права: предмет, задачи, источники, система, методы

Конституционное право как наука представляет систему знаний о конституционном праве как отрасли права. Эти знания являются результатом творческой деятельности ученых, владеющих методологией исследования.

Предметом науки конституционного права являются конституционно-правовые нормы и регулируемые этими нормами конституционно-правовые отношения, а также основные закономерности возникновения и развития конституционно-правовых институтов с целью уяснения их значения и выявления закономерностей развития.

В отличие от конституционного права как отрасли конституционное право как наука строится не только в соответствии с предметом и методами исследования, но и в соответствии с задачами научного познания. В числе таких задач:

  • изучение и обобщение практики реализации норм конституционного права;
  • выявление проблем в практике реализации норм конституционного права и поиск путей их решения;
  • выдвижение предложений по дальнейшему совершенствованию норм конституционного права;
  • разработка определений понятий научных категорий, которыми пользуется наука конституционного права на современном этапе;
  • выявление эффективности научных исследований вопросов конституционного права;
  • прогнозирование развития конституционно-правовых норм и институтов;
  • разработка и подготовка учебных курсов конституционного права, преподаваемых студентам юридических факультетов и юридических вузов;
  • пропаганда конституционно-правовых знаний среди населения.

Перечисленные задачи, стоящие перед наукой конституционного права, определяют ее функции. Н. А. Михалева выделяет три функции конституционного права: познавательную, практическую, прогностическую .

Познавательная функция предполагает познание конституционно-правовых норм, отношений, институтов.

Практическая функция позволяет уяснить механизм реализации конституционно-правовых норм, конституционно-правовых институтов, проблемы, возникающие в процессе их реализации, причины их возникновения.

Прогностическая функция позволяет прогнозировать основные тенденции развития существующих ныне конституционно-правовых норм, конституционно-правовых институтов и отношений, предлагать возможные варианты решения существующих проблем реализации конституционно-правовых норм, пути их совершенствования.

Задачи и функции конституционного права как науки определяют круг ее источников. Круг источников конституционного права как науки значительно шире круга источников конституционного права как отрасли.

Прежде всего к кругу источников науки конституционного права относятся юридические источники, которыми являются нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, перечисленные в параграфе 1.4.

Помимо юридических наука конституционного права имеет и другие источники. Это политические и правовые учения философов, историков, юристов, социологов о роли народа, государства и общества, положении личности и характере ее взаимоотношений с государством и обществом, формах собственности, представительной и непосредственной демократии, разделении властей, социальной функции государства и т.п.

Источником науки конституционного права являются документы политических партий: программы, уставы, решения съездов, конференций и пленумов. В этих документах сформулировано видение политической партией путей развития Российского государства, развития экономической, политической системы, социальной основы российского общества. Будучи активным участником политического процесса, политические партии призваны претворять свои программы в ежедневной деятельности через депутатские фракции в парламентах, через своих представителей в Правительстве РФ.

Важным источником конституционного права как науки является практика реализации конституционно-правовых норм, строительства правового, демократического, социального, светского государства, развития местного самоуправления, осуществления политического и идеологического плюрализма, охраны и защиты конституционных прав, свобод, выполнения обязанностей гражданами России.

Непременной составной частью конституционного нрава как науки являются научные труды ученых-конституционалистов, исследователей смежных правовых наук и прежде всего теории государства и права, содержащие концепции ученых о личности, обществе, государстве, разделении властей, местном самоуправлении, судебной власти, парламентаризме.

Задачи и предмет науки конституционного права определяют систему науки, которая в основном совпадает с системой отрасли конституционного права, но не сводится только к ней. В системе науки конституционного права есть разделы, которых нет и не может быть в системе отрасли конституционного права. Однако без этих разделов немыслима наука конституционного права. Первым таким разделом системы науки конституционного права является раздел, посвященный конституционному праву как отрасли, ее предмету, конституционно-правовым нормам, конституционно-правовым отношениям, источникам конституционного права как отрасли. Кроме того, наука конституционного права призвана осмыслить собственный предмет и методы исследования, задачи науки, ее систему.

Второй раздел, характерный только для науки конституционного права, посвящен истории и теории Конституции России как основному закону Российского государства. Затем следуют разделы, представляющие совокупность теоретических положений относительно конституционно-правовых институтов, составляющих систему отрасли конституционного права.

Итак, система пауки конституционного права состоит из совокупности теоретических выводов, положений по следующим разделам.

Успешное решение наукой конституционного права стоящих перед ней задач зависит от совокупности методов познания в исследовании ее предмета.

Исторический метод предполагает исследование конституционно-правовых норм, отношений, явлений в их историческом развитии с целью выявления условий и закономерностей их развития и становления.

Статистический метод означает использование статистических данных для характеристики конституционно-правовых институтов и явлений. Статистические данные не только необходимы, но и незаменимы для характеристики выборов, представительной и непосредственной демократии.

Сравнительный метод используется для сравнения сходных конституционно-правовых норм, отношений, явлений, институтов. С его помощью выявляются общие, особенные, единичные признаки сравниваемых объектов исследования, что позволяет глубже их понять и изучить. Сравнительный метод незаменим при исследовании всех разделов конституционного права как отрасли и науки.

Метод толкования норм конституционного права направлен на познание и разъяснение смысла правовой нормы с помощью различных способов толкования. В их числе: грамматический, логический, системный, историкополитический. Толкование также бывает: буквальное, расширительное и ограничительное.

Социологический метод необходим для изучения общественного мнения по поводу различных конституционно-правовых явлений. Он включает многообразные формы, способы, средства изучения общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права, и самих норм. Социологический метод включает: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ письменных источников.

Системный метод исследования основан па том, что каждое исследуемое явление представляет собой систему, являющуюся частью более общей системы. Изменения, происходящие в более общих системах, сказываются на всех сто подсистемах. Поэтому для глубокого изучения каждого явления нужно проследить связи, отношения как с более общей системой, так и его подсистемами.

Метод моделирования процессов, происходящих в обществе и государстве, предполагает создание модели, которая была бы аналогична исследуемому явлению, и наблюдение за его функционированием. Это позволяет выявить как положительные, так и отрицательные стороны исследуемого явления с тем, чтобы сделать вывод о целесообразности или нецелесообразности принятия, например, конституционно-правовой нормы, предусматривающей данное правило поведения в масштабе Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования.

Метод кибернетики (науки о законах управления сложными динамическими процессами в обществе) состоит в том, что позволяет исследовать соотношение количественных и качественных характеристик определенного явления, проследить, как по мере накопления определенных количественных характеристик изменится качество явления. Например, демократия перерастет в автократию.

Место науки конституционного нрава в системе юридических наук определяется местом конституционного права как отрасли российского права. Она занимает ведущее место в юридической науке, поскольку формулирует важнейшие исходные положения для других юридических наук.

  • 9. Основные черты, особенности структуры, функции Конституции Российской Федерации
  • 10. Основы конституционного строя Российской Федерации
  • 11. Формы осуществления народовластия в Российской Федерации
  • 12. Правовое государство как конституционное понятие
  • 13. Россия – социальное государство
  • 14. Россия – светское государство. Конституционно-правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации
  • 15. Экономические основы конституционного строя
  • 16. Конституционное закрепление принципа многопартийности и практика его реализации
  • 17. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации
  • 18. Конституционно-правовой статус Общественной палаты Российской Федерации
  • 19. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
  • 21. Конституционно-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Политическое убежище
  • 22. Понятие и классификация конституционных (основных) прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  • 23. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • 24. Конституционные личные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации
  • 25. Политические права и свободы гражданина Российской Федерации
  • 26. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина
  • 27. Конституционные гарантии свободы слова, печати и право граждан на информацию
  • 28. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  • 29. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
  • 30. Федеративное устройство России: понятие, принципы
  • 31. Россия – суверенное федеративное государство. Виды субъектов Российской Федерации, их конституционно-правовой статус
  • 32. Предметы исключительного ведения Российской Федерации
  • 33. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предметы ведения субъектов Российской Федерации
  • 34. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации
  • 35. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения, автономных образований как субъектов Российской Федерации
  • 36. Государственная символика Российской Федерации
  • 37. Правовое положение коренных малочисленных народов в Российской Федерации
  • 38. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие, принципы, порядок изменения
  • 39. Российская Федерация – член Содружества Независимых Государств
  • 40. Особенности государственно-территориального устройства Чувашской Республики
  • 41. Понятие и принципы избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации
  • 42. Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, порядок проведения
  • 43. Правовое регулирование выборов в Российской Федерации
  • 44. Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии
  • 45. Прямое избирательное право: понятие, гарантии
  • 46. Избирательные округа: их виды, порядок образования
  • 47. Система избирательных комиссий: их виды, порядок образования, полномочия
  • 48. Порядок выдвижения кандидатов, их права и обязанности
  • 49. Гарантии кандидата по российскому избирательному праву
  • 50. Порядок составления общефедерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания рф
  • 51. Порядок регистрации списка кандидатов по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания рф
  • 52. Финансирование выборов. Избирательные фонды кандидатов в депутаты, избирательных объединений, порядок их создания и расходования
  • 53. Определение результатов голосования по выборам Президента рф и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания рф
  • 54. Признание выборов несостоявшимися и недействительными. Повторное голосование и повторные выборы
  • 55. Контроль за соблюдением законодательства о выборах, формы ответственности за его нарушение. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
  • 56. Понятие, признаки и конституционные принципы организации органов государственной власти Российской Федерации
  • 57. Конституционно-правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации
  • 58. Президент Российской Федерации: порядок избрания и вступления в должность, компетенция, основания и порядок досрочного прекращения полномочий
  • 59. Юридическая природа актов Президента Российской Федерации
  • 60. Государственный Совет Российской Федерации: порядок формирования, полномочия
  • 61. Федеральное Собрание Российской Федерации: порядок формирования. Место в системе высших органов государства
  • 62. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура
  • 63. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок выборов, структура, основания и порядок роспуска
  • 64. Полномочия Совета Федерации
  • 65. Полномочия Государственной Думы
  • 66. Внутренняя структура палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • 67. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • 68. Регламентация порядка деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • 69. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, стадии
  • 70. Законодательная инициатива: понятие, субъекты, порядок реализации
  • 71. Виды законов в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон
  • 72. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации: состав, порядок формирования и отставки, компетенция, ответственность
  • 73. Общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 74. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации
  • 75. Конституционные основы системы судебной власти в Российской Федерации
  • 76. Конституционное правосудие в России. Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, состав, компетенция
  • 77. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: их виды, юридическая сила
  • 78. Местное самоуправление в Российской Федерации: понятие, система, принципы осуществления
  • 79. Органы местного самоуправления: понятие, виды, полномочия
  • 80. Предметы ведения органов местного самоуправления
  • 5. Понятие, предмет, методология, источники, функции и система науки конституционного права

    Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая в свою очередь входит в систему общественных наук.

    Правовые явления изучаются различными юридическими науками. Для каждой из них характерен своеобразный подход к изучаемому объекту; в каждой из них различны степень абстрактности, уровень познания на основе исторического анализа, метод изучения; у каждой из юридических наук свой особый предмет. С учетом этих факторов различают следующие юридические науки: общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые, прикладные.

    Наука конституционного права относится к отраслевым наукам, основной отличительный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Эти науки составляют наиболее многочисленную часть в системе юридических наук, равную числу отраслей права.

    Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Наука конституционного права раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

    Наука конституционного права изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Вот почему в предмет этой науки входят и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению. С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

    Предметом изучения науки конституционного права является вся сфера общественных отношений, подлежащих конституционно-правовому регулированию. На основе анализа общественных отношений наука должна давать теоретические обоснования пределов их правового регулирования, с тем, чтобы оно не было чрезмерным, не оправдываемым потребностями жизни, или слишком узким, оставляющим без правового воздействия те общественные отношения, которые требуют этого воздействия.

    Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества, его деформаций и противоречий.

    К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как проблемы народного представительства, государственного, национального и народного суверенитета, федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства в целом.

    Важное место занимают исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические выводы, связанные с познанием системы государственной власти и системы местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал.

    Изучение указанных выше проблем составляет предмет науки, сами же выводы и теоретические положения – ее содержание.

    Наука конституционного права, как и всякая иная наука, является системой знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, содержащих выводы, которые сделаны на основе познания сущности и закономерностей развития различных сторон регулируемых отраслью конституционного права общественных отношений. Эти теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении. Одни теоретические выводы и положения служат основой для других.

    Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.

    Эта система формируется не произвольно. В ее основе лежит структурность самого предмета научного познания. Поскольку таким предметом является одноименная отрасль права, естественно, что каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой науки. Однако перед наукой стоят задачи более сложные, чем познание каждой из составных частей отрасли в отдельности. Наука должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, особенности возникающих на основе данных норм конституционно-правовых отношений, источники отрасли, ее систему. Наука должна теоретически определить и свой собственный предмет, свои систему, методы исследования, источники.

    Совокупность теоретических выводов, положений, касающихся всех названных выше проблем, и составляет первый раздел в системе рассматриваемой науки, посвященный общей характеристике конституционного права и одноименной науки. Этот раздел является первым в силу того, что без познания охватываемых им проблем нельзя правильно понять связи, существующие между конституционно-правовыми институтами, а значит, и в полной мере раскрыть их функциональное назначение в общей системе правового регулирования.

    Поскольку наука конституционного права отраслевая, постольку ее задача заключается в познании сущности, юридических свойств, функций конституции – основного источника одноименной отрасли, который занимает особое место во всей правовой системе. Второй раздел системы науки конституционного права и составляют положения, обосновывающие теорию конституции, анализирующие конституционное развитие государства.

    Следующий раздел системы науки – комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания конституционно-правового института, регулирующего основы конституционного строя. Данный раздел охватывает большое число теорий, связанных с исследованием сущности Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления, системы общественных структур, участвующих в политической жизни общества. К этому разделу науки относятся и теоретические положения о конституционных принципах гражданского общества, экономических отношений, хозяйствования, о роли государства в условиях рыночной экономики.

    Относительно самостоятельным разделом науки конституционного права являются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей. Теоретические выводы по всем этим вопросам в системе науки, как и в системе отрасли, охватываются общим понятием «основы правового статуса человека и гражданина».

    Поскольку Россия является федерацией и в системе отрасли имеется большая совокупность правовых норм, регулирующих весь блок федеративных отношений, в одноименной науке тоже выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации, автономии.

    Еще один раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследования, относящиеся к проблемам организации и функционирования системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и конкретные формы реализации принципа разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представительных органов, избирательную систему, законодательный процесс и иные аспекты деятельности органов, связанные с конституционно-правовым регулированием. Предметом данной науки является и изучение конституционных основ местного самоуправления.

    Таким образом, система науки конституционного права в своей основе соответствует системе одноименной отрасли, однако является более широкой, ибо наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а изучает и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.

    Конкретный перечень проблем, исследуемых в том или ином разделе науки, не является раз и навсегда данным. С развитием государства, общества, изменением общественно-социальных условий возникают новые концепции, требующие своего теоретического обоснования, перестают быть актуальными старые.

    Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие исходные основы научного познания.

    К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения о проблемах, значимых для конституционно-правовой науки. Они очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общественного развития. Их критическое осмысление составляет важный этап в процессе научного познания, является предпосылкой обогащения науки достижениями всего мирового опыта развития цивилизации.

    Источниками науки конституционного права являются и нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, прежде всего Конституция Российской Федерации. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в нормативных правовых актах концепции, понятия, используемые в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

    Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому источником науки конституционного права является и конкретная практическая деятельность органов государственной власти, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права.

    В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Они разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др.

    Наука исследует все конституционно-правовые процессы в их историческом развитии. Это необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественного развития, о соответствии его тем социальным ценностям, которые и политически, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном этапе

    Вот почему наука конституционного права и изучает все правовые институты в историческом развитии, выявляя их связь с общественными процессами. Эта наука изучает историю развития конституций, текущего конституционно-правового законодательства.

    В настоящее время исторический метод познания расширяет свои границы. Наука конституционного права должна заново осмыслить историю развития государственного (конституционного) права дооктябрьской России.

    Наука конституционного права широко использует и сравнительно-правовой метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах. Это важный инструмент в использовании положительного опыта, накопленного в данной области, в выявлении наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования.

    В сравнительном плане оцениваются нормативные правовые акты различных стран мира, государств, входивших в состав бывшего Союза ССР. Анализ конституционно-правового законодательства последних имеет особое значение в силу близости исходных основ, на которых начинали формироваться их самостоятельные правовые системы.

    В научных исследованиях необходим системный подход к предмету изучения. Уже отмечалось выше, что наука конституционного права рассматривает саму отрасль как систему, изучает ее структуру, составляющие ее элементы, их соотношение, взаимосвязи, анализирует и систему каждого правового института. Большое внимание уделяется и выделению места отрасли конституционного права в общей системе права Российской Федерации, соотношению с другими отраслями. Это способствует правильному определению предмета отрасли, отграничению конституционно-правовых отношений от правоотношений других видов, облегчает правоприменительную деятельность.

    Статистический метод помогает анализировать эффективность действия конституционно-правовых норм, их влияние на общественные процессы. Количественный фактор – важный показатель реальности демократических институтов, закрепляемых правовыми нормами. Поэтому наука конституционного права анализирует статистические данные, касающиеся всех сфер регулируемых одноименной отраслью общественных отношений и на основе этих данных делает выводы. Так, научный интерес имеют количественные показатели участия избирателей в выборах, уровня их активности, форм связи депутатов с избирателями и т.п.

    Обрабатывая данные подобного рода, наука конституционного права обосновывает правовые, политические и организационные меры, которые могут способствовать преодолению негативных явлений, снижающих потенциал, заложенный в демократических по форме правовых установлениях.

    Метод конкретно-социологических исследований используется наукой конституционного права для изучения социальной и политической сфер, в которых происходит реализация конституционно-правовых рорм. При этом выявляются условия, воздействующие на развитие общественного сознания, на формирование общественного мнения, определяющие поведенческие установки граждан в отношении содержания тех или иных конституционно-правовых норм.

    В задачу науки конституционного права входит и обработка результатов экспериментов, касающихся сферы конституционно-правовых отношений. В последнее время такие эксперименты получают некото-рое применение на практике.

    Наука конституционного права в современном ее понимании сложилась в XIX и XX столетиях.

    Во второй половине XIX — начале XX в. господствующее направление в науке конституционного права получила «юридическая школа». Ее представители, прежде всего Г. Еллинек, А. Эсмен, А. Дайси, В. Орландо, П. Лабанд, разработали основные понятия и категории конституционного права. Трудами именно этих ученых была создана классическая теория конституционного права, обоснованы конституционные доктрины демократического правового государства, разделения властей, парламентаризма и т. д.

    Предмет науки конституционного права

    Как известно, имеет четыре главные функции: познавательную, прогностическую (предсказание тенденций), прагматическую (совершенствование практики), воспитательную. Эти же задачи выполняет и наука конституционного права. Она изучает действующее , его историю, теорию, раскрывает закономерности российского конституционного права, выявляет тенденции развития, анализирует содержание его , методы конституционно-правового регулирования, создает правовые концепции, понятия и категории, предлагает формулировки правовых норм для совершенствования действующего законодательства, изучает эффективность действующего законодательства и правоприменительной практики.

    Предметом науки конституционного права является прежде всего сфера конституционно-правовых норм и отношений. Она изучает также фактические данные (экономические, социальные, политические, духовные), которые оказывают определяющее влияние на развитие конституционного права.

    Источники науки конституционного права

    Источниками знаний в данной отрасли науки служат (в них зачастую даются определения тех или иных понятий), решения судов, особенно конституционных (уставных), в которых имеются научные обоснования принимаемых решений, анализируется правоприменительная практика других органов государства, фактические и статистические данные (известно изречение: факты — это воздух ученого), официальные документы парламента, главы государства, правительства и др. Источниками науки являются труды отечественных и зарубежных конституционалистов, а также работы занимающихся этой или близкой проблематикой политологов, социологов, историков. Авторы используют различные методологические подходы, в дискуссиях нередко высказываются диаметрально противоположные оценки, но наука развивается прежде всего именно в борьбе мнений.

    Методы науки конституционного права

    Методология науки конституционного права охватывает понятийно-категориальный аппарат науки конституционного права. Понятия и категории конституционного права суть опорные точки научного познания, основа применения разнообразных методов исследования.

    Методология науки конституционного права включает общенаучные, специальные и частнонаучные методы, которые применяются с учетом специфики предмета познания.

    Каждый метод имеет собственное содержание, т. е. определенный набор принципов познания, правил, которые основываются на познанных объективных закономерностях и ориентируют исследователя на получение новых объективно-истинных знаний.

    Общенаучные методы — это анализ и синтез, абстрагирование, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, системно-структурный и функциональный методы; специальные методы - статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, связанные с использование данных других наук; частнонаучные методы — формально-догматический, методы толкования права, сравнительно-правовой. Все указанные методы находятся во взаимосвязи, дополняют друг друга.

    Использование указанных методов зависит от общего философского подхода исследователя к предмету познания. Так, диалектико-материалистичсский подход реализуется в требованиях объективности и всесторонности познания, конкретно- исторического подходов, познания отдельного явления через выделение его противоречивых сторон.

    Функции науки конституционного права

    Наука конституционного права имеет важное познавательное и практическое значение. Наиболее полно это значение раскрывается в функциях науки конституционного права.

    Основными функциями науки конституционного права являются: теоретико-познавательная, методологическая, духовно- идеологическая, воспитательная, практико-организационная, прогностическая.

    Теоретико-познавательная функция науки конституционного права выражается в разработке понятий и категорий конституционного права, в познании объективных закономерностей и тенденций развития конституционных отношений и конституционных установлений.

    Методологическая функция науки конституционного права обусловлена тем, что конституционное право в обобщенной форме выражает глубинную суть общественных отличий явлений и процессов, регулируемых всеми отраслями российского права.

    Наука конституционного права осуществляет духовно-идеологическую функцию , так как в конституционном праве находят закрепление основные общественные и индивидуальные ценности, принципы функционирования свободного гражданского общества и демократического социально-правового государства.

    Конституционное право осуществляет воспитательную функцию , которая обладает огромным духовно-нравственным потенциалом, оказывая воздействие на общественное массовое и индивидуальное сознание, формируя конституционно-правовое мировоззрение и конституционную культуру.

    В современных условиях весьма значимой является практике--организационная функция науки конституционного права. Научные выводы и обобщения в сфере конституционных отношений определяют практику развития и совершенствования всего текущего (отраслевого) законодательства, способствует повышению эффективности судебной, исполнительной, над- зорно-контрольной деятельности.

    Познание объективных закономерностей и тенденций развития предмета конституционного права обусловливает наличие прогностической функции науки конституционного права. Немаловажными для науки конституционного права являются прогнозы последствий реализации конституционных установлений, как позитивные, так и негативные, с тем чтобы была возможность предотвращать волюнтаризм и субъективизм в конституционном развитии, в воплощении в жизнь конституционных установлений.

    Конституционное право как учебная дисциплина

    Правоведение всегда и во всем мире считалось одной из фундаментальных областей гуманитарного образования. Конституционное право является одной из ведущих отраслей в . в ряду других отраслей права (соответственно юридических наук) обусловлено его значение в подготовке юристов.

    Как учебная дисциплина конституционное право представляет собой определенную совокупность знаний из области науки, которые посредством различных методических приемов доводятся до обучаемых в пределах, необходимых для специалистов юридического профиля.

    Наука конституционного права охватывает всю совокупность знаний, а учебная дисциплина содержит лишь ту их часть, которая необходима для подготовки юристов в области юриспруденции (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, юрисконсультов и др.). Если при ее изучении образуются пробелы, они не смогут быть восполнены в последующем при помощи какой-либо другой юридической дисциплины. Более того, без знания конституционного права изучение этих других юридических дисциплин становится проблематичным. Нельзя стать юристом, не имея представления о правовых основах гражданского общества, конституционном статусе личности, государственном устройстве или системе государственных органов. Отмеченным и объясняется тот факт, что конституционное право изучается первым среди других юридических дисциплин.

    В современных условиях конституционное право приобрело иное звучание, чем, скажем, 20 лет назад. Оно стало востребованным не только для определенной профессии. Без овладения конституционным правом невозможно реально участвовать в управлении государством, депутатской деятельности, различных демократических процессах.

    Конституционное право способствует повышению общей правовой и государствоведческой культуры юристов, помогает оценивать любые явления с позиций политика, устанавливать приоритеты при решении тех или иных правовых вопросов, наделяет знаниями, без которых невозможно исполнение любых юридических обязанностей, государственных, управленческих функций.

    Система конституционного права как учебной дисциплины практически идентична системе науки и выражается в соответствующей учебной программе, содержание которой распределяется по главам и разделам.

    Все разделы курса конституционного права Российской Федерации по-своему важны, каждый имеет свое особое назначение. Так, учение о Конституции дает понятие о законодательных ценностях, о главном законе государства, его свойствах, механизме реализации конституционных норм. Нельзя представить юридическую деятельность без знания правовых основ гражданского общества, прав, свобод и обязанностей граждан, вопросов территориальной организации государства и т. д. Иначе говоря, данная дисциплина призвана обеспечить будущих юристов фундаментальными знаниями, которые составят основу их деятельности в любой сфере.

    Структура учебной дисциплины определяется се программой и состоит из общей и особенной частей. В общей части раскрываются вопросы теории конституции и конституционного права, в особенной — институты конституционного права.

    Изучение учебной дисциплины «Конституционное право Российской Федерации» имеет своей целью усвоение установлений (положений, предписаний) Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, которые являются исходными для всех отраслей российского права, для судебной и иной правоприменительной практики.

    В достижении указанной цели решаются следующие задачи:

    • получение знаний относительно конституционно-нормативных основ конституционного строя России, основных прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства Российского государства, системы органов публичной власти — представительных (законодательных), исполнительных и судебных на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления;
    • овладение практическими навыками применения установлений конституционного права;
    • формирование у студентов конституционно-правового мировоззрения, конституционно-правовой культуры.

    Развитие современной науки конституционного права в России

    Наука конституционного права в России прошла не очень длительный, но весьма сложный путь развития. В условиях царизма, как известно, конституции не было (царский Манифест 1905 г. и Основные законы 1906 г. содержали лишь некоторые положения конституционного характера). Однако, несмотря на это, российские ученые проводили исследования и создавали учебники (последние обычно под названиями «Общее государственное право», «Русское государственное право»), где излагались начала конституционализма главным образом на основе западных моделей и работ западных авторов, а также характеризовалось государственное и административное право Российской империи.

    После революции 1905 г., когда в России появились отдельные элементы конституционализма (законосовещательный парламент, разрешены партии и др.), российскими учеными наряду с трудами по русскому государственному праву стали издаваться работы под названиями «Конституционное право», «Конституционное государство». Были опубликованы работы, посвященные анализу правового положения партий и основных прав граждан.

    После Октябрьской революции 1917 г. и принятия первой советской Конституции 1918 г. до 1980-1990-х гг. XX в. развитие отечественной науки государственного (конституционного) права происходило в рамках советской социалистической науки, в се основу были положены принципы марксизма-ленинизма (от имен немецких коммунистов К. Маркса и Ф. Энгельса, а также первого руководителя коммунистической партии и основателя советского государства в России В. И. Ленина).

    Несмотря на то что советский период был временем тоталитаризма и порабощения человека партийно-государственной машиной, нельзя не отметить, что советская наука (и ее часть — российская) внесла свою долю в развитие интернациональной науки конституционного права. Многие положения, базирующиеся на идеях социальной справедливости, регулирующей роли государства, прогнозирования и планирования экономического развития, положения о социально-экономических правах граждан, праве наций (этносов) на самоопределение, о возможности национализации частной собственности, защите прав трудящихся и некоторые другие включаются ныне в новейшие «социальные» конституции Европы, Азии, Америки, Африки (правда, в переосмысленном с гуманистических позиций значении); это делается не без влияния российской мысли и конституционных формулировок, содержавшихся в советских и зарубежных социалистических конституциях.

    В условиях социалистического тоталитарного государства СССР (и его части — РСФСР) многие из этих положений хотя и провозглашались, но не действовали. Их содержание было извращено, доминировали тоталитарные нормы и методы (диктатура пролетариата, примат государства по отношению к личности, руководящая роль единственной партии и др.). Гибель миллионов людей в ходе так называемого добровольного кооперирования крестьян, высылка из родных мест целых народов («репрессированные этносы»), массовые нарушения прав граждан, ГУЛАГ, «выборы без выборов» (с единственным кандидатом, рекомендованным коммунистической партией) — такова была «конституционная» практика, противоречившая общечеловеческим ценностям.

    «Перестройка», начатая по инициативе Генерального секретаря ЦК Коммунистической партии (КПСС) М. С. Горбачева в конце 1980-х гг., сохраняя сначала прежние принципиальные ориентиры («обновление социализма»), внесла некоторые коррективы в конституционное (государственное) право: из Конституции СССР 1977 г. были исключены положения о руководящей роли КПСС, возникли другие партии, была допущена, хотя и в ограниченных масштабах, частная хозяйственная инициатива и частная собственность, ликвидировано неравноправие форм собственности, введена конкуренция кандидатов на выборах представительных органов и др. Правда, в силу их кратковременности эти перемены недостаточно сказались на работах по конституционному праву того времени, они гораздо чаще находили отражение в публицистических выступлениях.

    После распада в 1991 г. тоталитарного социалистического государства — Союза Советских Социалистических Республик (последствия этого события имели катастрофический характер, причинили много бед бывшим советским, в том числе российским, гражданам и в корне изменили международную обстановку, в частности, дестабилизировав ее) — Россия, являвшаяся до этого союзной республикой в составе СССР, стала самостоятельным, суверенным государством. Сначала на основе поправок к советской Конституции РСФСР 1978 г. (они, по существу, принципиально изменили ее), а затем в результате принятия Конституции РФ 1993 г., которая ввела в конституционное право современные общечеловеческие ценности (власть народа, политический и идеологический плюрализм, демократическое, социальное, правовое государство, многообразие и равноправие форм собственности, права человека, разделение властей, местное самоуправление и др.), в российском конституционном праве утвердились новые принципы. Несмотря на то что отдельные из таких формулировок несовершенны, а другие современные общечеловеческие ценности (социально ориентированная рыночная экономика, социальная функция частной собственности, социальное партнерство, социальная справедливость и т. д.) по разным причинам (отсутствие необходимых условий, недостаток знаний международного опыта, спешка при подготовке текста и др.) в Конституции 1993 г. не названы, теперь развитие российского конституционного нрава происходит в общем потоке мировой цивилизации и культуры.

    Новым проблемам российского конституционного права посвящено много работ, причем оригинальные исследования опубликованы и в субъектах РФ.

    Существенный вклад в развитие российского конституционного права вносят ученые других специальностей, выступая, в частности, с публицистическими материалами, отстаивающими гуманистические принципы. Некоторые из них — юристы по образованию.

    Участвуют в развитии науки российского конституционного права и зарубежные ученые. Своей критикой тоталитаризма западные конституционалисты и советологи подготовили отказ от правовых норм, противоречащих гуманистическому сознанию народов, западные компаративисты предоставили необходимый правовой материал, выявили преимущества и недостатки различных систем конституционного регулирования. Их положения были использованы и в теоретических разработках ученых-конституционалистов современной России, и в практической деятельности, хотя не все выводы зарубежных конституционалистов и рекомендации западных экспертов были удачны.

    Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая, в свою очередь, входит в систему общественных наук.

    Наука конституционного права относится к отраслевым наукам, основной отличительный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Эти науки составляют наиболее многочисленную часть в системе юридических наук, равную числу отраслей права.

    Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Наука конституционного права раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

    Наука конституционного права изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Вот почему в предмет этой науки входят и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению. С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

    Предметом изучения науки конституционного права является вся сфера общественных отношений, связанных с предметом отрасли.

    На основе анализа общественных отношений наука должна давать теоретические обоснования пределов их правового регулирования, с тем чтобы оно не было чрезмерным, не оправдываемым потребностями жизни, или слишком узким, оставляющим без правового воздействия те общественные отношения, которые требуют этого воздействия.

    Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества, его деформаций и противоречий.

    К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как проблемы народного представительства, государственного, национального и народного суверенитета, федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства в целом.

    Важное место занимают исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические выводы, связанные с познанием системы государственной власти и системы местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал .

    Изучение указанных выше проблем составляет предмет науки, сами же выводы и теоретические положения - ее содержание.

    Наука конституционного права, как и всякая иная наука, является системой знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, содержащих выводы, которые сделаны на основе познания сущности и закономерностей развития различных сторон регулируемых отраслью конституционного права общественных отношений. Эти теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении. Одни теоретические выводы и положения служат основой для других.

    Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними, которые можно назвать научной подотраслью.

    Эта система формируется не произвольно. В ее основе лежит структурность самого предмета научного познания. Поскольку таким предметом является одноименная отрасль права, то каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой науки. Однако перед наукой стоят задачи более сложные, нежели познание каждой из составных частей отрасли в отдельности. Наука должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, особенности возникающих на основе данных норм конституционно-правовых отношений, источники отрасли, ее систему. Наука должна теоретически определить и свой собственный предмет, свои систему, методы исследования, источники.

    Совокупность теоретических выводов, положений, касающихся всех названных выше проблем, и составляет первый раздел в системе рассматриваемой науки, посвященный общей характеристике конституционного права и одноименной науки. Этот раздел является первым в силу того, что без познания охватываемых им проблем нельзя правильно понять связи, существующие между конституционно-правовыми институтами, а значит, и в полной мере раскрыть их функциональное назначение в общей системе правового регулирования.

    Поскольку наука конституционного права отраслевая, постольку ее задача заключается в познании сущности, юридических свойств, функций конституции - основного источника одноименной отрасли, который занимает особое место во всей правовой системе. Второй раздел системы науки конституционного права и составляют положения, обосновывающие теорию конституции, анализирующие конституционное развитие государства.

    Следующий раздел системы науки - комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания конституционно-правового института, регулирующего основы конституционного строя. Данный раздел охватывает большое число теорий, связанных с исследованием сущности Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления, системы общественных структур, участвующих в политической жизни общества. К этому разделу науки относятся и теоретические положения о конституционных принципах гражданского общества, экономических отношений, хозяйствования, о роли государства в условиях рыночной экономики.

    Относительно самостоятельным разделом науки конституционного права являются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей. Теоретические выводы по всем этим вопросам в системе науки, как и в системе отрасли, охватываются общим понятием «основы правового статуса личности».

    Поскольку Россия является федерацией и в системе отрасли имеется большая совокупность правовых норм, регулирующих весь блок федеративных отношений, в одноименной науке тоже выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации.

    Еще один раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследования, относящиеся к проблемам организации и функционирования системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и конкретные формы реализации принципа разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представительных органов, избирательную систему, законодательный процесс и иные аспекты деятельности органов, связанные с конституционно-правовым регулированием. Предметом данной науки является и изучение конституционных основ местного самоуправления.

    Таким образом, система науки конституционного права в своей основе соответствует системе одноименной отрасли, однако является более широкой, ибо наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а изучает и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.

    Конкретный перечень проблем, исследуемых в том или ином разделе науки, не является раз и навсегда данным. С развитием государства, общества, изменением общественно-социальных условий возникают новые концепции, требующие своего теоретического обоснования, перестают быть актуальными старые.

    Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие исходные основы научного познания.

    К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения о проблемах, значимых для конституционно-правовой науки. Они очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общественного развития. Их критическое осмысление составляет важный этап в процессе научного познания, является предпосылкой обогащения науки достижениями всего мирового опыта развития цивилизации.

    Источниками науки конституционного права являются и нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, прежде всего Конституция Российской Федерации. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в нормативных правовых актах концепции, понятия, используемые в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

    Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому источником науки конституционного права является и конкретная практическая деятельность органов государственной власти, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права .

    Наука конституционного права России последние почти три четверти века не существовала как самостоятельная, а входила в состав единой науки «советское государственное право». Все научные разработки государствоведов дооктябрьской России были полностью отброшены как не соответствующие новой, ставшей господствующей, идеологии - марксизму-ленинизму.

    В советский период сформировалась наука «социалистического типа», отправным постулатом которой стали основополагающие идеи марксистско-ленинского учения о праве, государстве, демократии. Только на их основе допускались, в частности, и конституционно-правовые исследования.

    Исходные положения и выводы, которые должны были венчать любые исследования, заключались в признании социалистического характера советского государства, где якобы утвердилось подлинное народовластие, ликвидирована эксплуатация человека человеком, достигнуто морально-политическое единство народа - новой исторической общности, отсутствуют условия для многопартийности, а закономерностью общественного развития является возрастание руководящей и направляющей роли КПСС - ядра всей политической системы. Все эти и другие идеологические установки марксизма-ленинизма имели директивный характер для государственно-правовой науки, являлись ее методологической основой. В условиях тоталитарного, репрессивного государства любое отступление от названных идей жестоко пресекалось, и наука могла развиваться только на их основе. Поэтому в методологическом плане научным исследованиям была свойственна заданность выводов, и они должны были служить подтверждением социалистических идеологических постулатов.

    Образование на месте бывшего Союза ССР независимых государств, формирование самостоятельных правовых систем в каждом из них знаменовали новый этап в развитии государственно-правовой науки. В России утверждается ее наименование - «наука конституционного права». Ее становление связано с отказом от названных выше социалистических приоритетов, от признания их безусловно истинными и незыблемыми .

    Используя теоретический потенциал предшествующего этапа развития науки государственного права, наука конституционного права освобождается от догматического подхода к исследованию проблем отрасли. Расширяется методологическая основа науки. Узкоклассовая трактовка государственно-правовых институтов, характерная для предшествующего этапа, не соответствует новым ориентирам, положенным в основу развития общества на современном этапе.

    Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимость формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, присущего социалистическому этапу развития страны, отказ от монополии марксистско-ленинской идеологии либо любой другой, от принципа однопартийности - отправные ориентиры современных конституционно-правовых исследований.

    Изменяются и подходы науки к трактовке правовых форм регулирования экономической жизни общества. Переход на рыночную форму хозяйствования, утверждение множественности форм собственности, в том числе частной собственности, требуют новых подходов к теоретическому анализу конституционных положений в этой сфере.

    Важными задачами науки конституционного права Российской Федерации являются теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование концепций российской Конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и общества, дала общую характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов.

    После принятия Конституции РФ 1993 года чрезвычайно возросли масштабы монографических исследований теоретических проблем конституционного права и расширилась их проблематика. В орбиту теоретических разработок включаются новые проблемы, не имевшие места в прошлом: о парламентаризме, о конституционном судопроизводстве, о конституционно-правовой ответственности, о местном самоуправлении, о новой российской модели федерализма и др.

    Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Это определяется прежде всего тем, что ядром этой отрасли, как и всего права в целом, является высший в системе права особый нормативный правовой акт, имеющий учредительный характер, - Конституция РФ. В ней устанавливаются основополагающие принципы устройства общества и государства, определяются общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, тем самым она дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

    По сути дела, во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные в нормах конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

    Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

    Все отрасли основываются на закрепленных в конституционном праве принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

    Все эти общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей права.

    Так, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права. Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы Российской Федерации, нормы конституционного права предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти, конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства, конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, ряда других отраслей.

    Конституционное право, как все право в целом, развивается и изменяется, отражая происходящие процессы в социальной, политической, экономической жизни общества.

    Стержневым направлением в формировании отрасли российского конституционного права явились разработка и принятие в 1993 г. новой Конституции РФ.

    Если в целом проанализировать основные тенденции развития отрасли конституционного права России в постсоветский период, то можно выделить следующие направления:

    • 1) правовое обеспечение подлинного суверенитета Российской Федерации, становление ее как самостоятельного, независимого государства;
    • 2) деидеологизация конституционно-правового законодательства. В Конституции РФ отсутствуют идеологические характеристики сущности государства, институтов общественного строя. Изменены название государства, символы его государственного суверенитета (флаг, герб, гимн). Конституционно закреплен принцип многопартийности и признано идеологическое многообразие;
    • 3) гуманизация всех государственно-правовых институтов, перенос центра тяжести на признание прав и свобод человека и гражданина, которые утверждаются как высшая ценность. Это означает пересмотр концепции взаимоотношения государства и гражданина: вместо приоритета общественных, государственных интересов над личными в основу кладется приоритет интересов личности, взаимной ответственности государства и личности;
    • 4) реализация принципа разделения властей, что выражается в признании этого принципа в качестве одной из основ конституционного строя, в тех многочисленных положениях Конституции, которые закрепили систему и компетенцию государственных органов, принципы разграничения между ними полномочий;
    • 5) существенная реорганизация федеративного устройства России. Эта тенденция развития конституционного права связана с преодолением немалых трудностей, с согласованием многих противоречивых интересов. Новые принципы федерации призваны обеспечить целостность и суверенитет России и одновременно необходимый уровень самостоятельности ее субъектов, возможность решения на местах широкого комплекса вопросов развития территорий с учетом их национальных, экономических интересов и особенностей;
    • 6) переход к рыночной системе хозяйствования, к рыночным отношениям в экономике. Конституционно закреплены многообразие форм собственности, равная защита со стороны государства всех ее форм.

    Конституционное право и на современном этапе активно развивается. Основными направлениями этого процесса являются: дальнейшее нормативное обеспечение процессов демократизации, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, расширение их гарантий; совершенствование избирательного законодательства; углубление сущности государства как правового и социального. Серьезное внимание уделяется формированию гражданского общества; совершенствованию принципов федеративного устройства России; административной реформе, которая должна более полно обеспечить единство, вертикаль государственной власти; проведение реформы местного самоуправления; укрепление судебной системы; искоренение недостатков в реализации конституционно-правового законодательства, которые пока еще весьма существенны.

    Конституционное право как наука – это наука, изучающая отрасль конституционного права и представляющая собой совокупность возникающих в связи с этим различных теорий, взглядов, идей.

    Наука конституционного права - составная часть всей правовой, юридической науки, входящей в систему общественных наук. Она относится к числу отраслевых наук, основное отличие которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права.

    Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Она раскрывает присущие ей закономерности, формулирует основные понятия и категории.

    Наука конституционного права изучает не только нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Поэтому к ее предмету относятся и конституционно-правовые отношения. С этой целью изучается деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

    Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества.

    К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как теория народного представительства, сущность государственного, народного и национального суверенитета, теория федерализма , форм государственного и территориального устройства.

    Важное место занимает исследование проблем правового статуса личности , прав человека и гражданина , взаимной связи государства и личности; исследование проблем принципа разделения властей и других начал, лежащих в их основе.

    Изучение этих проблем составляет предмет науки . Сами же выводы и теоретические положения - ее содержание.

    Система науки конституционного права представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.

    Основу данной системы составляет структурность самого предмета научного познания. В связи с тем, что указанным предметом является одноименная отрасль права, каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой теории. Наука должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, ее источники, систему.

    Совокупность теоретических выводов по всем перечисленным проблемам составляет первый раздел в системе науки, посвященной характеристике конституционного права и одноименной науки. Без уяснения этого раздела нельзя правильно понять связи, существующие между отдельными конституционно-правовыми институтами.

    Второй раздел системы науки составляют положения, обосновывающие теорию Конституции, дающие анализ конституционного развития государства.


    Третий раздел представляет собой комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания первого конституционно-правового института «Основы конституционного строя». В нем исследуется сущность Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления.

    Относительно самостоятельной частью науки становятся теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей.

    Поскольку Россия является федерацией, в науке выделяется пятый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации, автономии.

    Шестой раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследование по проблемам организации и функционирования систем государственной власти и

    местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и формы реализации, принципы разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представительных органов, избирательную систему.



    Просмотров