Регистрация юридических лиц с иностранным капиталом. Режим регистрации компаний с иностранным капиталом в зарубежных странах и в россии

Для целенаправленного государственного регулирования иностранных инвестиций очень важна организация их регистрации. Осуществляя такую регистрацию, государство получает возможность защитить в необходимых масштабах национальный рынок и стимулировать приток иностранных инвестиций в приоритетные отрасли и регионы страны.

В России государственной регистрации подлежат все вновь создаваемые, реорганизуемые и ликвидируемые коммерческие и некоммерческие организации. При такой регистрации осуществляется проверка соответствия процедур создания, реорганизации или ликвидации юридических лиц действующему законодательству.

До недавнего времени функции регистрации коммерческих организаций осуществляла Государственная регистрационная палата,которая была создана на основе постановления Правительства РФ от 6 июня 1994 г на правах государственного учреждения при Министерстве экономики РФ, Впоследствии в 1998 г. она была передана в ведение Министерства юстиции РФ. Круг ее полномочий включал в себя следующие функции: государственная регистрация коммерческих организаций, в том числе и с иностранными инвестициями; регистрация изменений в учредительных документах, ликвидация коммерческих организаций, зарегистрированных Палатой; ведение Государственного реестра коммерческих организаций с
иностранными инвестициями, зарегистрированных на территории РФ; аккредитация представительств иностранных компаний на территории РФ и др.

Сама государственная регистрация регулировалась Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», причем предприятия, объем иностранных инвестиций, в которые превышал 100 миллионов руб., регистрировались только с разрешения Совета Министров РСФСР, в связи, с чем возникали различные спорные ситуации. Рассмотрим, например, ситуацию с уже упоминавшимся «АООТ «Холдинговая компания «Дальморепродукт», когда несоблюдение установленного порядка государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями привело к оспариванию ее статуса как коммерческой организации с иностранными инвестициями.



«Судом первой инстанции б ыл удовлетворен иск «АООТ «Холдинговая компания «Дальморепродукт» к Государственной налоговой инспекции по городу Владивостоку, по поводу неисполнения инкассового распоряжения на бесспорное списание недоимки по налогу на прибыль

«АООТ «Холдинговая компания «Дальморепродукт» б ыло освобождено от доплат ы налога на прибыль, т.к. б ыло признано предприятием с иностранными инвестициями.

В протесте заместителя Генерального прокурора РФ предлагалось решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. Суд не у чел,что в соответствии с законом РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» государственная регистрация предприятия с иностранными инвестициями осуществляется Министерством финансов РСФСР или иным уполномоченным на то государственным органом. Такое предприятие приобретает право юридического лица с момента его регистрации.

Из свидетельства о государственной регистрации.«АООТ «Холдинговая компания «Дальморепродукт» усматривается, что акционерное обществобыло зарегистрировано решением администрации города Владивостока, учредителями являются Государственный комитет Российской Федерациипо управлению государственным имуществом и восемь иностранных фирм.

Из свидетельства не следует, что компания зарегистрирована как предприятие с иностранными инвестициями.. Арбитражным судом также невыяснено, соблюден ли порядок регистрации приобретенных иностранными инвесторами. долей участия (паев, акций) и регистрации холдинговой компании как предприятия с иностранными инвестициями, а также правомерна ли регистрация компании администрацией города Владивостока..

Таким образом, решение суда вынесено по неполно выясненным обстоятельствам, а потому подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 713/97 от 7 мая 1997 г. // Вестник ВАС. 1997. № 7. ».

В настоящее время государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти - органами Федеральной налоговой службы.

Порядок создания коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами (например, Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. «Об акционерных обществах» или Федеральным законом от 8 февраля 1998 г «Об обществах с ограниченной ответственностью).

В соответствии со ст. 20 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, т.е. Федеральным Законом № 129 - ФЗ от 8 . 09. 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Коммерческие организации с иностранными инвестициями подлежат государственной регистрации в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности Ст. 8 ФЗ № 129 - ФЗ от 8 . 09. 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2001, № 33. Ст. 1431..

Это же правило соответственно касается и коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями обязана предоставить в регистрирующий орган следующие документы:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. Данным заявлением подтверждается, что:

Представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы;

Что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны;

Что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

2) решение о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

3) учредительные документы коммерческой организации с иностранными инвестициями (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

4) выписка из торгового реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя- иностранного инвестора.

5) документ об уплате государственной пошлины.

Сведения о вновь созданной коммерческой организации с иностранными инвестициями вносятся с единый государственный реестр юридических лиц. В настоящее время в нем содержатся сведения о более 26 тыс. организаций, зарегистрированных, начиная с 1987 г., как на федеральном уровне, так и во всех регионах стран. Только за 3 года в единый государственный реестр юридических лиц было внесено более 14.5 тыс. коммерческих организаций с иностранными инвестициями, учредителями которых являлись юридические и физические лица почти из 150 стран мира.

Коммерческим организациям с иностранными инвестициями зарегистрированным и внесенным в единый государственный реестр, выдаютсясвидетельства установленного образца. С момента регистрации коммерческие организации с иностранными инвестициями приобретают права российского юридического лица и возможность ведения хозяйственной деятельности на территории РФ в соответствии с учредительными документами. Любые изменения и дополнения в учредительных документах коммерческих организаций с иностранными инвестициями вступают в силу только после их регистрации и внесения в единый государственный реестр.

Регистрации и внесению в Государственный реестр подлежат также приобретения иностранными инвесторами долей участия (паев, акций) российских коммерческих организаций, которые тем самым приобретают статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

При ликвидации коммерческих организаций с иностранными инвестициями также делается запись в едином государственном реестре и выдается соответствующее свидетельство.

Отказ в государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями возможен в случае нарушения установленного законом порядка создания коммерческой организации, а также несоответствия ее учредительных документов требованиям законодательства РФ.

Коммерческим организаций с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации также в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями может обжаловать этот отказ в судебном порядке.

Деятельность незарегистрированных коммерческих организаций с иностранными инвестициями запрещается. Доходы, полученные незарегистрированными коммерческими организациями, взыскиваются через суд и направляются в государственный бюджет.

Таким образом, рассмотрев порядок регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями в Российской Федерации можно сказать, что он практически ничем не отличается от порядка регистрации коммерческих организаций, создаваемых без привлечения иностранных инвестиций. Этого не скажешь о регистрации КОИИ в зарубежных странах. Во многих из них существует особый порядок регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, который отвечает интересам как принимающих стран, так и иностранных инвесторов.

Страны по-разному подходят к вопросу о необходимости предварительного разрешения на осуществление прямых инвестиций на их территории. В одних странах такое разрешение требуется только в некоторых случаях, в других -- для всех инвестиций

В некоторых странах действуют национальные органы, осуществляющие контроль за созданием и функционированием предприятий с иностранным участием. Эти функции могут выполнять центральный банк страны, министерства экономики, финансов или промышленности, а также специально созданные для этой цели органы. Так, в Финляндии этим занимается Совещательная комиссия по иностранным капиталовложениям при министерстве торговли и промышленности, в Португалии -- Институт торговли, туризма и инвестиций и т. д. В большинстве стран мира существуют специальные торговые реестры (регистры), в которых регистрируются все действующие в стране фирмы и предприятия, в том числе и с иностранными инвестициями.

Срок регистрации обычно составляет 1--3 месяца. За регистрацию взимается специальный сбор.

Заключение

Совместное предпринимательство, базирующееся на инвестиционном сотрудничестве, отличается большей устойчивостью, чем другие формы совместного предпринимательства. Совместное финансирование и освоение капиталовложений формируют более широкие и разнообразные возможности для межфирменного сотрудничества в международных масштабах.

Для иностранных инвестиций в России характерен высокий удельный вес ведущих стран - экспортеров капитала - США, Германии, Турции, Франции. Еще одной особенностью иностранных инвестиций является их концентрация в отдельных регионах России.

Процесс создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями состоит из ряда этапов, главными из которых являются выбор организационно-правовой формы предприятия и государственная регистрация коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями создаются в России в следующих формах:

· полное товарищество;

· товарищество на вере (коммандитное);

· общество с ограниченной ответственностью;

· общество с дополнительной ответственностью;

· акционерные общества: (закрытое акционерное общество и открытое акционерное общество).

Рассмотрев каждую из этих правовых форм организаций можно отметить, что для России наиболее приемлемой формой коммерческой организации с иностранными инвестициями оказалось акционерное общество.

Проведя анализ Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» можно сказать, что он содержит наиболее важные положения, регулирующие деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. В частности, он определяет:

1) кто может выступать в качестве иностранного инвестора (это иностранное юридическое лицо, иностранный гражданин, лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами Российской Федерации, международные организации);

2) каков правовой режим деятельности коммерческих организаций с иностранными инвестициями (режим их деятельности не может быть менее благоприятным, чем для российских инвесторов);

3) правовые гарантии деятельности коммерческих организаций с иностранными инвестициями (гарантии правовой защиты, гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации, гарантии перехода прав и обязанностей коммерческих организаций с иностранными инвестициями другому лицу, гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества коммерческих организаций с иностранными инвестициями и др.

Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется на основании Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствии с ним коммерческие организации с иностранными инвестициями подлежат государственной регистрации в органах Федеральной налоговой службы Российской Федерации в таком же порядке, как и российские юридические лица.

При регистрации в органы ФСН подается тот же пакет документов, что и российскими юридическими лицами (заявление о государственной регистрации, решение о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями, учредительные документы, выписку из реестра иностранного юридического лица, документ об уплате государственной пошлины). Помимо общих оснований отказа в государственной регистрации КОИИ, им может быть отказано в ней также в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. иностранный инвестиция коммерческий


Литература

Нормативные акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. - СПб.: Виктория плюс, 2001. - 480 с.

2. Федеральный Закон № 129 - ФЗ от 8 . 09. 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2001, № 33. Ст. 1431.

3. Федеральный закон № 208-Ф3 от 24 ноября 1995 г. «Об акционерных обществах» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 1; 2002. № 12. Ст. 1093.

4. Федеральный Закон № 160 - ФЗ от 09. 07. 99 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ 1999. № 29.

5. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 713/97 от 7 мая 1997 г. // Вестник ВАС. 1997. № 7.

Специальная литература

1. Бочарников А.П. Основы инвестиционной деятельности: Учебное пособие. - М.: Омега - Л., 2007. - 287с.

2. Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник для вузов. - М.: Дашков и К, 2005. - 379с.

3. Гражданское право: Учебник. Т.2. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2005. - 776 с.

4. Деева А.И. Инвестиции. Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2004. - 318с.

5. Иностранные инвестиции: Учебное пособие/ Автор- составитель Л.А. Зубченко, М.: ИСЭ, 2004.- 144с.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В России государственной регистрации подлежат все вновь создаваемые, реорганизуемые и ликвидируемые коммерческие и некоммерческие организации. При такой регистрации осуществляется проверка соответствия процедур создания, реорганизации или ликвидации юридических лиц действующему законодательству.
За годы реформ процедура государственной регистрации предприятий с участием иностранного капитала менялась, как в калейдоскопе. Иностранным инвесторам довольно трудно было уследить за сменой полномочий российских государственных органов, контролирующих вложение иностранных капиталов в экономику страны. В самом начале 1990х годов государственным органом, осуществлявшим регистрацию предприятия с иностранными инвестициями, было Министерство финансов РСФСР или иные уполномоченные на это органы. Так, предприятия с объемом иностранных инвестиций свыше 100 млн руб. регистрировались Министерством финансов с разрешения правительства. В ноябре 1991 г. министерство разделило свою компетенцию с администрацией субъектов РФ. В мае 1992 г. функции по регистрации иностранных инвестиций были переданы Комитету по иностранным инвестициям при Минфине России. Позже этот комитет был расформирован, и было создано Российское агентство международного сотрудничества и развития, которое также было ликвидировано.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 июня 1994 г. № 655 при Министерстве экономики создана Государственная регистрационная палата. Ее наделили функциями регистрации предприятий с иностранными инвестициями, ведения государственного реестра таких предприятий. В этом органе должна была производиться государственная регистрация только двух типов предприятий с иностранными инвестициями: предприятий, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 млн руб., и предприятий топливноэнергетического комплекса (независимо от объема иностранных инвестиций). В других случаях регистрация производится уполномоченными органами республик, краев, областей. Таким образом, функции регистрации коммерческих организаций осуществляет Государственная регистрационная палата, которая была создана на основе постановления Правительства РФ от 6 июня 1994 г. па правах государственного учреждения при Министерстве экономики РФ. В сентябре 1998 г. она была передана в ведение Министерства юстиции РФ.
Сегодня круг полномочий Государственной регистрационной палаты включает следующие функции:
- государственная регистрация КОИИ, независимо от их объема и доли в уставном капитале, осуществляющих деятельность в нефтегазодобывающей, пефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отрасли народного хозяйства;
- государственная регистрация КОИИ, у которых объем иностранных инвестиций в уставном капитале превышает 100 тыс. руб.;
- регистрация изменений в учредительных документах КОИИ, зарегистрированных в субъектах РФ, в случае, если объем иностранных инвестиций в уставном капитале превышает 100 тыс. руб.;
- ликвидация КОИИ, зарегистрированных Палатой;
- ведение Государственного реестра коммерческих организаций с иностранными инвестициями, зарегистрированных на территории РФ;
- аккредитация представительств иностранных компаний на территории РФ;
- ведение Сводного государственного реестра аккредитованных на территории РФ представительств иностранных компаний;
- регистрация филиалов иностранных юридических лиц на территории РФ;
- ведение Государственного реестра филиалов иностранных юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ;
- регистрация российских инвестиций за рубежом;
- ведение Сводного государственного реестра российских инвестиций за рубежом;
- координация работы регистрационных органов на территории РФ по вопросам, входящим в компетенцию Палаты;
- выполнение справочноаналитической и информационной работы;
- предоставление выписок из государственных реестров;
- создание и эксплуатация информационной системы, обеспечивающей свободное предоставление информации из государственных реестров на платной основе.
При Государственной регистрационной палате на правах самостоятельных юридических лиц действуют Консалтингововизовая служба и Информационноконсультативный центр.
КОМИ, зарегистрированным и внесенным в Государственный реестр, выдаются свидетельства установленного образца. С момента регистрации КОИИ приобретает права российского юридического лица и возможность ведения хозяйственной деятельности на территории РФ в соответствии с учредительными документами. Любые изменения и допоиБеийя в учредительных докум^ягмс КОИИ вступают в силу только посте их регистрации и внесения ъ Государственный реестр
Регистрации и внесению в Государственный реестр подлежат также приобретения шгоэтраннкм» ийзе,;торак:й дся^й участи.« (паев, акций) российских коммерческих организаций, которые тем самым приобретают статус КОИИ, При ликвидации КОИИ также делается запись в Государственном реестре и выдается соответствующее свидетельство, Отказ в государственной регистрации КОИИ возможен в случае нарушения установленного законом порядка создания коммерческой организации, а также несоответствия ее учредительных документов требованиям законодательства РФ. КОИИ может быть отказано в государственной регистрации также в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. КОИИ может обжаловать этот отказ в судебном порядке.
Деятельность незарегистрированных коммерческих организаций запрещается. Доходы, полученные незарегистрированными коммерческими организациями, взыскиваются через суд и направляются в государственный бюджет.
По новому Закону об иностранных инвестициях юридические лица, являющиеся КОИИ, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение одного месяца со дня представления в соответствующий орган следующих документов.
Свидетельство о регистрации компании или выписка из Торгового реестра страны происхождеиия компании или иного документа, подтверждающего юридический статус иностранного инвестора.
Устав иностранной компании или иной документ, заменяющий устав.
Справка из банка о наличии открытого расчетного счета компании и ее платежеспособности.
Решение об учреждении предприятия с иностранными инвестициями в РФ.
Справка о присвоении номера налогоплательщика.
Квитанции об уплате регистрационного сбора.
Доверенность на лицо, представляющее интересы компании по регистрации.
Представляемые документы должны быть легализованы или иметь проставленный апостиль, а также переведены на русский язык и заверены нотариусом.
Головная (иностранная) организация, создающая филиал па территории РФ, представляет в федеральный орган положение о филиале иностранного юридического лица, в котором должны быть указаны:
- наименования филиала и его головной организации;
- цели создания и виды деятельности филиала;
- состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонде филиала;
- порядок управления филиалом.
В этот документ могут включаться и другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала.
Оценка вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица производится головной организацией на основе внутренних цен или мировых цен. Оценка осуществляется в валюте РФ. Величина стоимостной оценки должна быть указана в положении о филиале иностранного юридического лица.
Срок регистрации совместного предприятия составляет один месяц с момента поступления документов в соответствующий регистрирующий орган. В течение этого срока совместное предприятие должно быть зарегистрировано или же заявителю сообщается о причинах отказа. Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Инвестор может обжаловать отказ в судебном порядке. Отказ в государственной регистрации КОИИ возможен также в случае нарушения установленного действующим на территории РФ законодательством порядка образования такого предприятия либо несоответствия ему представленных документов.
Если представительство интересов иностранного юридического лица в России носит постоянный характер, оно может быть аккредитовано в России с целью получения определенных льгот и преимуществ.
Аккредитация - особое разрешение государственного органа РФ (либоуполномоченной государством организации) на открытие представительства иностранной фирмы в России.
Аккредитация иностранного юридического лица:
1) дает возможность иностранной фирме получить льготы по уплате НДС при аренде служебных и жилых помещений (неаккредитованные фирмы этой льготы не получают);
2) дает право иностранной фирме на аккредитацию в РФ ее иностранных сотрудников, что легализует их присутствие и трудовую деятельность в РФ;
3) позволяет фирме беспошлинно на время ввозить в РФ офисное оборудование (мебель, оргтехнику и т.д.) и автомобили, необходимые для осуществления своей деятельности.
В Москве представительство иностранной фирмы должно быть внесено в общегородской реестр. Процедура внесения в реестр включает следующие этапы:
- подача документов в соответствии с требованиями Московской регистрационной палаты;
-- получение временного свидетельства;
- заказ печати представительства;
- получение кодов в Государственном комитете по статистике (Госкомстате);
- постановка на учет в налоговой инспекции;
- постановка на учет в Фонде обязательного медицинского страхования:
- постановка на учет в Пенсионном фонде;
- постановка на учет в Фонде социального страхования;
- постановка на учет в Фонде занятости;
- нотариальное заверение карточек с подписями главы представительства и бухгалтера, подписание договора о банковском обслуживании;
-- открытие счета в банке;
- сдача комплекта документов для обмена временного свидетельства о регистрации на постоянное.

(далее СП) – это регистрация юридического лица с иностранными инвестициями (ООО, ЗАО, ОАО), где доля иностранного участника (акционера) составляет не менее 10 % уставного капитала. Учредителями при осуществлении такого мероприятия как регистрация совместного предприятия, могут выступать иностранные физические или юридические лица.

Регистрация совместного предприятия регламентируется законом «О государственной регистрации юридических лиц» и законом «Об иностранных инвестициях». В законодательстве четко определены формы для вложения иностранных инвестиций.
Для стран, подписавших с Россией договор о правовой взаимопомощи (Белоруссия, Украина, Литва, Латвия, Чехия, Югославия, Болгария и др.), достаточно как нотариально заверенных копий документов (перечисленных ниже) с переводом на русский язык, так и всех записей, выполненных нотариусами или уполномоченными лицами. Перевод документов должен быть также заверен нотариусом, о чем может свидетельствовать соответствующая запись на русском языке.

Для стран подписавших Гаагскую конвенцию 1961 г., документы для осуществления такого мероприятия, как регистрация совместного предприятия, легализуются путем апостилизации в порядке, предусмотренном нормативными актами данного иностранного государства. В российские организации могут быть предоставлены апостилизованные копии с нотариально заверенным переводом на русский язык (перевод заверяется с записями на русском языке).

Для стран, не подписавших Гаагскую конвенцию 1961 г., документы для прохождения такой процедуры как регистрация совместного предприятия, легализуются путем подтверждающих записей консульских служб РФ в этих государствах. Это консульское заверение осуществляется после отметки уполномоченных государственных структур (министерство иностранных дел, министерство Юстиции и т.п.) на основании нотариального заверения этих документов или их копий. Для российских государственных структур необходим перевод предоставляемых документов заверенных либо консульскими службами, либо российским нотариусом.

Апостиль – это штамп компетентных органов государства происхождения документов, удостоверяющий подлинность подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен предоставляемый документ. Апостиль проставляется на оригиналах документов уполномоченными органами государства происхождения этих документов (Министерство Юстиции, налоговые органы, судебные органы и т.п.).

Порядок регистрации СП схож с регистрацией ООО или регистрацией АО с Российскими учредителями, но однако всегда имеет свои особенности.

Например, особые специфические требования предъявлены к документам, представляемым иностранным инвестором:
– для нерезидентов физических лиц необходим нотариальный перевод паспорта на русском языке и также нужно указать место жительства нерезидента, так как он не указан в паспорте (можно указать регистрацию в РФ)
– для нерезидентов юридический лиц необходима выписка из торгового реестра (сертификат или свидетельство) государства, в котором зарегистрирован иностранный инвестор, либо другой документ, который подтверждает юридический статус иностранца. Все эти документы предоставляются в апостилированном или легализованном виде с обязательным нотариальным переводом, соответственно на русский язык.

В настоящий момент, отдельного определенного законодательством термина «Совместного предприятие» не существует, однако исходя из смысла и целей создания подобного юридического лица, можно сформулировать термин «Совместное предприятие», как слияние иностранного и российского капиталов для совместной деятельности и получения прибыли. При регистрации такового юридического лица следует руководствоваться действующим законодательством в зависимости от вида хозяйственного общества, в рамках которого создается СП и иным действующим законодательством. При создании совместного предприятия создается общая собственность с иностранными инвесторами на финансовые и материальные ресурсы. Совместное предприятие является самостоятельной экономической единицей, которое несет определенную законом РФ ответственность, а также обладает всеми правами и обязанностями наряду с иными хозяйственными обществами.

Совместное предприятие – относительно новая организационно -социальная форма международного предпринимательства. В международном праве, совместным предприятием принято называть такую форму хозяйственного и правового сотрудничества с иностранным партнером, при которой создается общая собственность на материальные и финансовые ресурсы, используемые для выполнения производственных, научно-технических, внешнеторговых и других функций. Характерной особенностью СП является и то, что производимые товары и услуги находятся в общей собственности отечественного и иностранного партнеров. Реализация всех видов продукции производится как в стране базирования СП, так и за рубежом. Итак, Совместное предприятие (СП) – это форма участия страны в международном разделении труда путем создания предприятия (юридического лица) на основе совместно внесённой собственности участниками из разных стран, совместного управления, совместного распределения прибыли и рисков. Является формой совместного предпринимательства в сфере международных экономических отношений.

Цели создания СП.

1. Более полное насыщение рынка страны – места нахождения СП товарами, услугами, являющимися предметом деятельности совместного предприятия.
2. Привлечение в страну передовых технологий, управленческого опыта, дополнительных материальных и финансовых ресурсов.
3. Расширение экспортной базы.
4. Сокращение импорта за счёт выпуска импортозамещающей продукции.
5. Расширение рынков сбыта.
6. Оптимизация налогообложения.
7. Другие цели и задачи участников совместного предприятия и страны – места нахождения СП.

Последовательность этапов по созданию СП.

1. Определение целей создания совместного предприятия.
2. Анализ показателей потенциального совместного предприятия: затраты, прибыль, рентабельность, окупаемость вложений и др.
3. Поиск и выбор иностранного партнёра или партнёров.
4. Подготовка и подписание протокола о намерениях.
5. Разработка технико-экономического обоснования создания СП.
6. Подготовка проектов учредительных документов.
7. Согласование предложений о создании совместного предприятия в органах государственной власти, если это необходимо по законодательству страны -местонахождения будущего СП.
8. Подписание учредительных документов о создании совместного предприятия.
9. Регистрация совместного предприятия в соответствии с законодательством страны-места нахождения СП.

Иностранный инвестор может создать юридическое лицо, как путем учреждения новой фирмы в соответствии с российским законодательством (самостоятельно или с российским партнером), так и приобрести доли (акции) в уже действующей российской фирме.

Организационно-правовые формы компаний с иностранными инвестициями (как с долевым участием иностранного капитала, так и со 100 % иностранными инвестициями) могут быть различны. В России никаких ограничений для иностранных инвесторов с точки зрения организационно-правовых форм не существует, компании могут быть зарегистрированы в любых формах, предусмотренных законодательством. При этом следует отметить, что наиболее распространенными организационно-правовыми формами предприятий с иностранными инвестициями являются хозяйственные товарищества и общества. Выбор организационно-правовой формы осуществляется в зависимости от того, какие цели преследуются при создании компании, какой вид бизнеса интересен для инвестора, от числа учредителей, размера уставного капитала и так далее.

Регистрация совместного предприятия регламентирована ФЗ-129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Следует уточнить, что кроме этого закона, необходимо руководствоваться нормами международного права.
На территории города Москвы регистрирующие действия осуществляет МИФНС № 46.

Перечень документов необходимых для регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями:
– заявление с просьбой о регистрации организации;
– устав организации (два экземпляра);
– учредительный договор организации (два экземпляра);
– протокол собрания учредителей (подписывается всеми учредителями).
От российского учредителя:
– нотариально заверенные копии учредительных документов (Устав, Учредительный договор, Свидетельство о регистрации);
– нотариально заверенную копию решения собственника имущества о создании (участии в) коммерческой организации с иностранными инвестициями или копию решения уполномоченного им органа;
От иностранного учредителя:
– документ о платёжеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком или иным кредитно – финансовым учреждением; -выписка из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (подлинник на иностранном языке, легализованный в Российском консульстве на территории иностранного инвестора, с заверенным нотариально переводом на русский язык);
– эскиз печати (два экземпляра). Основные требования к эскизу:
– полное юридическое наименование организации с указанием организационно-правовой формы Российская Федерация;
– город нахождения организации;
– свидетельство об уплате государственной пошлины;
– документ, подтверждающий оплату 50 % уставного капитала;

Кроме того, в случае, если основным направлением деятельности коммерческой организации с иностранными инвестициями является производственная деятельность, необходимо представить заключение соответствующих экспертиз в предусмотренных Законом случаях.

Перечень документов необходимых для регистрации филиала иностранного юридического лица:
– заявление с просьбой о регистрации;
– положение о филиале (представительстве), нотариальные копии (два экземпляра);
– решение о создании филиала;
– выписка из торгового реестра страны происхождения (головного предприятия) или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (подлинник на иностранном языке, легализованный в Российском консульстве на территории иностранного инвестора, с заверенным нотариально переводом на русский язык);
– документ о платёжеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком или иным кредитно – финансовым учреждением; – эскиз печати (два экземпляра).

При подготовке документов для регистрации необходимо обращать внимание на то что:
– заявление с просьбой о регистрации организации, должно быть подписано всеми учредителями или уполномоченными ими лицами (по доверенности, в которой это должно быть указано);
– устав организации или Положение о филиале (представительстве) должно быть надлежащим образом утверждено т.е., в правом верхнем углу титульного листа Устава или Положения должен быть штамп об утверждении этого документа. В штампе указывается номер и дата протокола, которым этот документ был принят и утверждён (соответственно сам протокол также прилагается и его номер, и дата составления должна соответствовать штампу на титульном листе);
– полное наименование организации указанное внутри Устава или Положения должно соответствовать, тому что написано на титульном листе этих документов, а также на других документах представленных для регистрации;
– протокол № 1 собрания учредителей должен соответствовать требованиям федерального законодательства, т.е. в нём указывается место проведения, дата проведения, кто присутствует, повестка дня, кто выступил и с какими предложениями, как проголосовали и какие решения приняли. Протокол № 1 подписывается всеми присутствующими;
– как легализация может быть принят штамп апостиль – это тоже форма легализации, но она касается только Государств подписавших Гаагскую Конвенцию от 05 октября 1961 года;
– справка об оплате 50 % уставного капитала, должна быть от банка, с печатями и подписями должностных лиц банка. Квитанции, платёжные поручение и т.п. документы приниматься не могут.

Информация необходимая для регистрации совместного предприятия.

Для регистрации СП клиенту необходимо предоставить следующую информацию:
– полное наименование Общества, которое обязательно должно быть на русском языке (дополнительно указать сокращенное наименование на русском языке и возможно указать на иностранном языке);
– размер уставного капитала, распределение долей между учредителями и порядок оплаты;
юридический адрес общества (если помещение находится на праве собственности, то необходимо представить копию свидетельства о праве собственности, если на праве аренды, то необходимо предоставить гарантийное письмо о предоставлении помещения + копия свидетельства на право собственности);
– система налогообложения (обычная или упрощенная);
– виды деятельности СП;
– состав учредителей и их данные:
а) если учредителями являются российские физические лица, то предоставляются – паспортные данные, Свидетельство ИНН;
б) если учредители российские юридические лица, то предоставляются реквизиты организации, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет, учредительные документы, решение (протокол) о назначении исполнительного органа, письмо Госкомстата о присвоении кодов статистики, выписка ЕГРЮЛ;
в) если учредителями являются иностранные физические лица, то предоставляются – копия паспорта, переведенная на русский язык и заверенная нотариально;
г) если учредителями являются иностранные юридические лица, то предоставляется следующий пакет документов:
а) выписка из торгового реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения (переведенная на русский язык и заверенная российским нотариусом) или равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
б) документ, подтверждающий факт регистрации иностранной организации (Свидетельство о регистрации, либо сертификат об инкорпорации);
в) устав (либо иной аналогичный документ, предусмотренной страной происхождения иностранной компании);
г) свидетельство либо справка о налоговой резиденции, подтверждающая налоговый номер иностранной организации;
д) документ, подтверждающий полномочия руководителя иностранной организации либо иного лица, имеющего право действовать от имени иностранной организации без доверенности и подписывать документы об учреждении совместного предприятия;
Иностранные документы для создания совместного предприятия должны быть представлены в виде копий, переведенных на русский язык и заверенные нотариально.
– сведения о единоличном исполнительном органе:
если российское физическое лицо, то предоставляются – паспортные данные лица, осуществляющего функции исполнительного органа и свидетельство ИНН (при наличии);
если иностранное физическое лицо, то предоставляются – копия паспорта переведенная на русский язык и заверенная нотариально.
Специалисты Юридического центра «Защита» готовы разработать проекты учредительных и иных необходимых документов, которые наилучшим образом учитывают Ваши права и интересы, в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. Обратившись к нам, Вы сможете быть уверены, что регистрация Вашей компании будет проведена грамотно и в срок. Позвоните по указанным на сайте телефонам прямо сейчас. Предварительная консультация предоставляется совершенно бесплатно.

Инвестиционное право. Учебник Гущин Василий Васильевич

§ 2. Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями

Особенности правового положения коммерческих организаций с иностранными инвестициями установлены положениями федерального закона. Согласно части 2 ст. 20 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом статьей 51 ГК РФ и главой III Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации».

Однако вопросы, которые возникают при создании юридического лица иностранными гражданами, очень похожи на проблемы, с которыми сталкиваются и российские предприниматели при регистрации компаний.

Организационно – правовые формы коммерческих организаций с иностранными инвестициями (как с долевым участием иностранного капитала, так и со 100 %-ными иностранными инвестициями) могут быть различны. Как было уже сказано, в России никаких ограничений для иностранных инвесторов с точки зрения организационно – правовых форм коммерческих организаций не существует. Компании с иностранным участием могут быть зарегистрированы в любых формах, предусмотренных гражданским законодательством России.

Разработка Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации» заняла пять долгих лет. Однако, к большому сожалению, в новом Законе не урегулированы некоторые актуальные вопросы создания юридических лиц, в том числе с участием иностранных инвесторов. Кроме того, принятый Закон содержит слишком много отсылочных норм, согласно которым регламентация соответствующих правоотношений будет производиться на уровне подзаконных актов.

Принципиально новым является то, что данным Законом введен уведомительный порядок регистрации юридических лиц, в том числе с иностранным участием. Теперь для создания юридического лица достаточно направить в адрес регистрирующего органа заявление с приложением необходимых документов. Ранее в соответствии со статьей 20 Закона об иностранных инвестициях юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежали государственной регистрации в органах юстиции. Причем с момента вступления в силу Закона о государственной регистрации юридических лиц (с 1 июля 2002 года) для указанных организаций сложилась следующая ситуация. Положения Закона фактически рассчитаны на их применение, в том числе при государственной регистрации юридических лиц с иностранными инвестициями при их создании (подп. «г» ст. 12). В то же время Закон содержит положение о том, что специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц может устанавливаться федеральными законами (ст. 10 Закона о государственной регистрации юридических лиц). Из этого следовало, что и после 1 июля 2002 года указанные организации подлежали государственной регистрации в органах юстиции в силу того, что специальные правила содержались в статье 20 Закона об иностранных инвестициях. Однако после изменений, внесенных Федеральным законом от 25 июля 2002 г., названная статья Закона об иностранных инвестициях специальных правил для указанных организаций не содержит.

Следовательно, теперь регистрационным органом становится Федеральная налоговая служба – правопреемник Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, которая не только регистрирует юридических лиц, но и ведет Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и предоставляет содержащиеся в нем сведения уполномоченным органам исполнительной власти (например, территориальным органам Федерального казначейства, таможенным органам, региональным отделениям Фонда социального страхования, Пенсионному фонду Российской Федерации) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» (в ред. постановления от 26 февраля 2004 г. № 110).

Процедура государственной регистрации создания коммерческой организации с иностранными инвестициями представляет собой совокупность последовательных действий учредителей и регистрирующего органа, имеющих протяженность во времени.

В соответствии с пунктом 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется в общем порядке – по местонахождению указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа. В случае отсутствия такого исполнительного органа – по местонахождению иного органа или лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности. Случаи, когда дела юридического лица ведет не постоянный исполнительный орган, а иные лица, предусмотрены, в частности, статьями 71, 84 (полное товарищество и товарищество на вере), пунктом 3 ст. 62 (ликвидационная комиссия) ГК РФ, статьей 42 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и частью 2 п. 1 ст. 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» (передача полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему). Согласно Гражданскому кодексу местонахождение юридического лица не может быть иным, чем место его государственной регистрации, т. е. местонахождение постоянно действующего исполнительного органа или иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Фактически место государственной регистрации – территориальные границы деятельности регистрирующего органа .

Порядок представления в регистрирующий орган документов отражен в пункте 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации». Заявитель может представить документы в регистрирующий орган непосредственно или путем направления почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения . Датой представления учредительных документов для регистрации юридического лица является день их получения регистрирующим органом, который фиксируется в так называемом журнале (книге) поступающих документов. В Законе также есть ссылка на иные способы представления документов в регистрирующий орган, которые могут определяться Правительством Российской Федерации, – здесь имеется в виду представление документов в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно пунктом 3 ст. 5 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», где предусмотрено, что юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью.

Сама процедура регистрации предприятий с иностранными инвестициями аналогична регистрации предприятий без иностранных инвестиций, однако имеет ряд особенностей, связанных с расширенным перечнем требуемых документов.

В статье 12 Закона о государственной регистрации содержится общий перечень документов, которые заявитель обязан представлять при регистрации создаваемого юридического лица: заявление; решение о создании; учредительные документы; документ об уплате государственной пошлины. Однако весь перечень документов, необходимых для регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями содержится в части 2 ст. 20 Закона об иностранных инвестициях.

Заявление о государственной регистрации юридического лица – официальное обращение заявителя в регистрирующий орган при создании организации путем учреждения. Для данного заявления установлена форма № Р11001, утвержденная постановлением Правительства № 439 в редакции постановления Правительства от 26 февраля 2004 г. № 110. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно – правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно – правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации.

Поскольку в регистрирующий орган представляются документы, имеющие юридическое значение, важно удостовериться в том, что заявление подписано именно тем лицом, от которого оно исходит. Поэтому Закон о государственной регистрации устанавливает, что подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена. В зависимости от видов осуществляемых регистрационных действий и организационно – правовой формы регистрируемой коммерческой организации уполномоченными лицами могут являться следующие физические лица:

– руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (управляющий) – данный заявитель может действовать в случаях государственной регистрации юридического лица при его реорганизации, а также при внесении изменений в их учредительные документы и внесении изменений в сведения об организации в ЕГРЮЛ;

– учредители юридического лица – физические лица, а также руководитель юридического лица, являющийся учредителем при создании организации путем учреждения, а также учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, при сообщении в уполномоченный регистрирующий орган о своем решении для внесения в единый ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК РФ);

– конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица (при этом в случае введения конкурсного управления, заявление о государственной регистрации ликвидации из?за несостоятельности (банкротства) должника в регистрирующий орган не подается);

– иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления (при принудительной реорганизации юридического лица в форме выделения или разделения это – внешний управляющий, для полного товарищества и товарищества на вере – члены товарищества, для унитарных предприятий – акт специального государственного органа или органа местного самоуправления).

Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Законом об иностранных инвестициях и Законом о государственной регистрации юридических лиц.

Государственной регистрации подлежат также изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы уже зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями и филиалов, сведения об их ликвидации.

Легализация документов не требуется в том случае, если иностранный инвестор представляет требующие легализации документы, заверенные апостилем, проставленным компетентным органом государства, в котором данный документ совершен в соответствии с Гаагской конвенцией, отменяющей требование легализации официальных иностранных документов.

Требования, предъявляемые к учредительным документам юридического лица, установлены Гражданским кодексом и законами, регулирующими деятельность юридических лиц соответствующего вида. Согласно статье 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава (для ООО, создаваемых одним учредителем, АО, для унитарных предприятий и производственных кооперативов), либо учредительного договора и устава (для ООО и ОДО), либо только учредительного договора (для полных и коммандитных товариществ).

Применительно к уставам конкретных коммерческих юридических лиц требуется содержание дополнительных условий деятельности организации. Например, устав производственного кооператива содержит сведения о характере и порядке трудового участия его членов в деятельности кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по личному трудовому участию; устав унитарного предприятия должен содержать перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов, цели деятельности, для которых создается предприятие, и иные условия .

Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон Владимирович

6. Коммерческие организации с иностранными инвестициями и обособленные подразделения иностранных юридических лиц как субъекты отношений, регулируемых российским законодательством об иностранных инвестициях Следующим важным вопросом следует признать определение

Из книги Банковское право. Шпаргалка автора Белоусов Данила С.

ГЛАВА 8. Группы коммерческих организаций (транснациональные

Из книги Аграрное право автора Завражных Максим Львович

2. Понятие и классификация групп коммерческих организаций, действующих на территории нескольких государств (транснациональных корпораций) Экономический рост капитала частных компаний, усиление конкуренции, необходимость захвата новых рынков сбыта и уменьшения

Из книги Регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним: правовые и налоговые аспекты автора Краснов М В

31. Особенности создания кредитной организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного банка В соответствии с законом кроме российских кредитных организаций, на территории РФ могут осуществлять банковскую деятельность кредитные организации с

Из книги Покупка и продажа квартиры: законодательство и практика, оформление и безопасность автора Брунгильд Аделина Геннадиевна

12. Государственная регистрация кооператива Государственная регистрация кооперативарегулируется ст. 9 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Кооператив подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации юридических лиц.Закон

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

Раздел IV. Государственная регистрация и налоговая политика налогоплательщиков (организаций и индивидуальных

Из книги Полный юридический справочник владельца квартиры, агента по недвижимости, покупателя жилья автора Бирюков Борис Михайлович

Государственная регистрация договора Договор купли-продажи земельного участка подлежит государственной регистрации в учреждениях юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на участок возникает с момента государственной

Из книги Коммерческое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

27. Государственная регистрация устава Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ. Любое новое муниципальное

Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий Васильевич

Государственная регистрация договора После того как все необходимые документы подписаны и удостоверены, их можно отдавать на регистрацию.Если граждане проводят сделку купли-продажи самостоятельно, то они лично сдают документы в регистрационную палату, адрес которой

Из книги Недвижимость: покупка, продажа, приватизация автора Филиппова Елена Михайловна

10. Разновидности коммерческих организаций Коммерческие организации принято разделять на два типа – универсальные и специализированные. Первые имеют общую, вторые – специальную правоспособность. Коммерческие организации с общей правоспособностью имеют право

Из книги Правовое обеспечение предпринимательства автора Шевчук Денис Александрович

Глава 6 Организационно-правовые формы предприятий с иностранными

Из книги Как разобраться в ЖКХ и не переплачивать автора Шефель Ольга Михайловна

§ 3. Лицензирование деятельности коммерческих организаций с иностранными инвестициями В соответствии с частью 3 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации с иностранными инвестициями могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для

Из книги Избранные труды по гражданскому праву автора Басин Юрий Григорьевич

Что такое государственная регистрация Особенность сделок по недвижимости заключается в том, что эта недвижимость переходит не просто из рук в руки, а в подавляющем большинстве случаев - от собственника к собственнику (исключая аренду). Но это совсем не означает, что

Из книги автора

Особенности отдельных форм коммерческих организаций Общие замечанияХозяйственные товарищества отличаются от хозяйственных обществ тем, что в товарищества объединяются лица (физические и/или юридические), а в общества – капиталы. Это означает, что участники обществ

Из книги автора

Государственная регистрация ТСЖ Протокол собрания с решением о создании ТСЖ и подписывают все, проголосовавшие «за» на собрании. Этот протокол является основным документом при дальнейшей подаче пакета документов для государственной регистрации ТСЖ. Помимо него, нужны

Из книги автора

Государственная регистрация юридических лиц Согласно статье 42 Гражданского кодекса юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Порядок государственной регистрации определяется законодательством.Нарушение установленного законом

Каждое лицо, которое имеет желание заняться бизнесом обязано зарегистрировать свою деятельность. Такая процедура регламентирована законодательством и имеет свои особенности в зависимости от формы организации бизнеса (учреждение юридического лица или индивидуального предпринимательства).

В последнее время возросло количество компаний, деятельность которых полностью или частично основывается на иностранном капитале. Учредитель — иностранная компания довольно частое явление в современном мире. Такие организации помимо особенностей самого ведения бизнеса имеют определенную специфичность в процессе регистрации.

Процедура предоставления юридического статуса бизнесу, который основывается на иностранных средствах – предусмотренный законодательством порядок внесения данных об организации для образования юридического лица. По сравнению с другими организациями, такая деятельность требует специального порядка государственного оформления.

Компании с иностранным капиталом

Прежде чем перейти к вопросу о непосредственной регистрации предприятия, которое основывается на иностранных вкладах, необходимо рассмотреть, какие именно организациям предоставляется статус такого рода и необходимость специального вида регистрации. Прежде всего, открытие предприятия, что основывается на иностранных капиталовложениях, предусматривает государственную регистрацию в России бизнеса, который учрежден гражданами другой страны или организациями, созданными вне территории нашей страны.

На сегодняшний день в число таких компаний входят организации, которые:

  • имеют учредителя — гражданина другой страны или организацию, созданную и зарегистрированную вне границ России, которые владеют всем учредительным капиталом компании;
  • имеют учредителя — гражданина другой страны или организацию, созданную и зарегистрированную вне границ России, которые имеют часть в денежном фонде организации наряду с гражданином России или юридическим лицом, учредители которого являются россиянами.

Сама процедура создания компании организации с иностранными инвестициями прописана в российской законодательной базе и имеет определенные отличия от открытия предприятий другого вида. Прежде всего, это проявляется в списке обязательных документов. Регистрационный процесс компаний с иностранными капиталовложениями состоит из обязательных действий, которые должны выполняется при открытии бизнеса, что не имеет иностранных учредителей. К тому же, для регистрации необходимо сформировать специальный уставной капитал компании.

Чаще всего встречаются коммерческие организации с иностранными инвестициями, то есть те, которые ориентированы на получение прибыли. Как показывает опыт, иностранцы предпочитают такую форму ведения бизнеса, нежели некоммерческий бизнес, который ориентирован, прежде всего, на осуществление гражданской и социальной работы.

Заграничному инвестору предоставляется право зарегистрировать свою компанию при помощи юридического оформления новообразованной фирмы (имея 100% собственную инвестицию или определенный процент в капитале совместно с отечественными партнерами), так же – выкупить вложения в ранее зарегистрированной российской организации.

Регистрация организации с иностранными инвестициями

Перейдем непосредственно к самому вопросу юридического закрепления такого бизнеса. Сам процесс регистрации компании с заграничным капиталовложением мало чем отличается от регистрации организации без таких капиталовложений. Но, при этом он имеет определенные особенности, что непосредственно связанны с количеством документов, которые нужно предоставить для самого процесса юридического оформления, а также процедурой составления уставного капитала.

Довольно важным этапом при государственном оформлении является выбор организационной формы ведения деятельности, что имеет заграничные вложения. На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуются общества хозяйственного типа, а именно – ООО и АО (как ОАО, так и ЗАО). Такая форма зависит от того, для каких целей создается само предприятие, какого рода деятельность предназначается для такой компании, сколько учредителей принимает участие в процессе и т.д.

Стоит отметить особые требования, что предназначены по отношению к минимальному размеру уставного капитала таких компаний. Этот вопрос довольно важен, поскольку перед самим регистрационным процессом учредители должны внести на российский банковский счет определенную денежную сумму. Их размер зависит от минимальных капиталов, предназначенных для организаций, что осуществляют свою деятельность без иностранного денежного вмешательства:

  • организации с ограниченной ответственностью и закрытые акционерные общества – больше 586 500 рублей;
  • открытые акционерные общества — больше 5 865 000 рублей.

Следуя порядку регистрации компании, главным заданием станет собрать все необходимые документы. При этом, их перечень зависит от того, какую роль играет заграничный инвестор в создании капитала организации.

Документы для регистрации компании

Организациям, капиталовложения которых полностью сформированы из иностранного капиталовложения заграничных организаций необходимо подготовить:

В случаях, когда единым учредителем организации стает гражданин другой страны, готовятся:

  • копия документа, который подтверждает его личность. При этом, ее необходимо перевести и заверить у нотариуса;
  • отметку, о том, что гражданин другого государства имеет постоянную регистрацию в нашей стране.

Все документы иностранного образца исключительно после того, как на них будет поставлена специальная отметка в консульстве. Такая процедура может быть отменена в случае, когда двусторонний договор между Россией и странной иностранного гражданина отменяет эту процедуру. В таком случае достаточно будет нотариального заверения и перевода.

Также, для предоставления юридического статуса компании, в которой иностранные вложения самостоятельно формируют капитал, есть необходимость открыть счет в банке, который буден сформирован не только в рублях, но и иностранной валюте. Это правило используют для ООО для оплаты половины статутного капитала. К тому же, такой счет обязательно нужно открывать в российском банке. Если половина учредительного капитала была предоставлена банку в иностранной валюте, то осуществляется ее перевод в валюту России. Такие правила установлены для доказательства платежеспособности и подтверждения намерений осуществления деятельности.

Для регистрации компании, где учредитель иностранная компания вместе с русским гражданином или российской организацией потребуются:

  • специальную выписку, которую необходимо взять в торговом реестре, либо же регистрационное удостоверение организации – учредителя в государстве, где происходила его регистрация (свидетельство);
  • документы, которые подтвердят платежеспособность иностранного инвестора — учредителя (в основном — банковский документ о наличии счета);
  • документ, который станет подтверждением того, что иностранная компания платит налоги в своем государстве (документ, предоставленный налоговым органом);
  • документы, которые подтвердят права руководителя организации;
  • при условии, что пакет документации предоставляется не самим учредителем — доверенность на осуществление представительских функций другим гражданином.

Для юридического оформления компании, где капиталовложения имеет иностранный представитель — физлицо вместе с русскими гражданами или компаниями потребуется:

  • специальный сертификат бизнеса, предоставленный посольством, или же справка, выданная тем же органом;
  • банковская справка, подтверждающая открытие счета;
  • копия документа, который подтверждает личность. При этом, необходимо осуществить его перевод и заверить нотариально.

Кроме того, регистрация иностранных компаний требует документацию, что предоставляться всеми другими лицами при юридическом оформлении бизнеса, независимо от того, используют ли такие организации в своей деятельности иностранные средства. К ним относят:

  • устав новообразованного предприятия;
  • договор про создание юридического лица, которое имеет иностранные капиталовложения (при условии, что количество учредителей два и больше);
  • заявление специального образца о регистрации компании, которая основана на иностранном капиталовложении;
  • документ, который подтверждает оплату налога за осуществление регистрационных действий органами налоговой службы (банковская квитанция).

Если говорить о заявлении, то его заполнение зависит непосредственно от того, какую именно организационную форму выбрали учредители для своей компании. Скачать его образец можно взять в налоговой службе, найти на официальном сайте налогового органа или скачать здесь (образец ).

Заполнять такое заявление можно при помощи компьютера или вручную. Если вы используете второй вариант, то придерживайтесь основных правил: не выходите за линии, каждая буква и цифра должны быть написаны в отдельных специально предназначенных клеточках, используйте черную ручку и заглавные буквы печатного шрифта. При этом, заполняя заявление, не подписывайте его сразу. Такие действия необходимо осуществлять уже непосредственно при регистрации в присутствии налогового инспектора.

Оплата может осуществляться и не через банковское отделение. Современной развитие технологий позволяет осуществлять такие действия не выходя из дома. Для этого стоит воспользоваться специальной электронной системой банкинга. То, что у вас не будет квитанции, не может стать причиной в отказе регистрационных действий. Работник налогового органа может легко проверить осуществление платежа при помощи специальной системы.

Когда будет собрано весь необходимый пакет документов, необходимо обратится в налоговую службу. Выбирать такой орган необходимо исходя из территориального принципа: регистрация происходит в отделении, которое обслуживает район места нахождения компании, что указывается в заявлении.

Весь перечень подготовленных документов предоставляется налоговому сотруднику. Он проверяет их правильность и принимает для регистрации. Подавать документы можно как самостоятельно, так и при помощи доверенного лица. При первом варианте необходимо одному из учредителей иметь при себе оригинал документа, подтверждающего личность (паспорт). В случае, если подача осуществляется другим физическим лицом, существует необходимость иметь такому гражданину при себе паспорт и доверенность, которая подтверждает его право на представительство. При этом, само регистрационное заявление нужно подписать учредителям и заверить нотариально ранее, иначе в регистрации лицу будет отказано. После принятия документов лицу выдают расписка об их получении.

Далее, на протяжении пяти дней налоговая служба осуществляет непосредственно саму регистрацию. Стоит учесть, что в такое количество входят исключительно рабочие дни. По истечению этого срока необходимо обратится в налоговую службу, куда предоставлялись все документы, и на основе расписки и паспорта получить документ, свидетельствующий о регистрации предприятия – свидетельство.

Кроме того, получив такое Свидетельство необходимо осуществить еще ряд действий для того, чтобы в дальнейшем полноценно осуществлять свою деятельность. Прежде всего, необходимо будет изготовить печать компании. Для этого нужно обратиться в специальную фирму, которая занимается такими действиями. В большинстве, такие организации просят предоставить свидетельство и устав. Кроме того, если компания использует рабочую силу – необходимо зарегистрироваться в пенсионном фонде и фонде социального страхования. Пенсионный фонд на протяжении 15 – дневного срока получает ведомости от налогового органа о регистрации деятельности. Поэтому, в этот срок необходимо обратится в такой орган.



Просмотров