Структура особенной части административного права. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д

Введение

1. Понятие и признаки системы административного права

2. Административно-правовые институты и подотрасли

Общая и Особенная части административного права

Заключение

Список литературы

Введение

Административное право - очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От его состояния в немалой степени зависит построение аппарата исполнительной власти, эффективность и законность его функционирования, возможность реализации гражданами многих прав.

Причем административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено ее предметом, большим числом и разнообразием организационных отношений. А для юридического опосредования такого разнообразия нужны разные административно-правовые нормы.

Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер - обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, образовании, связи, энергетике - ее роль является решающей. И хотя сокращается значение административно-правового регулирования в экономике, договорные, гражданско-правовые отношения все более широко используются в системах образования, здравоохранения и даже при комплектовании вооруженных сил - роль исполнительной власти, административного права в этих отраслях очень велика. Для повышения эффективности и законности деятельности государственной администрации в многочисленных сферах общественной жизни необходимо большое количество административно-правовых норм.

Административное право регулирует широкий круг общественных отношений. Для обеспечения единства и одновременно с тем дифференциации административно-правовых норм, необходима их систематизация.

Система любой отрасли права, и административное не является исключением, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка однородных норм позволяет обеспечивать целостность системы отрасли права, обеспечивать практическую реализацию его норм.

Систематизация административного права имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Она помогает правильному пониманию содержания административно-правовых норм, способствует решению задачи унификации и кодификации административного права.

Всем изложенным и обусловлена актуальность рассматриваемой темы.

Целью данной курсовой работы является анализ системы административного права.

Для реализации указанной цели требуется решить следующие задачи :

) дать характеристику понятия и признаков системы административного права на основе концепций, сложившихся в специальной литературе;

) исследовать подотрасли и институты административного права;

1. Понятие и признаки системы административного права

Система права - объективное, обусловленное системой общественных отношений, многоуровневое внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями, подотраслями и институтами права.

Отрасль права - наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений и обычно требующие специфических средств правового воздействия. Каждая отрасль воплощает специфический режим правового регулирования, характеризуемый особыми приемами регулятивного воздействия: свой порядок возникновения прав и обязанностей субъектов права, их обеспечения и охраны, специфика мер государственного принуждения при нарушении норм соответствующей отрасли, особые принципы, общие положения, пронизывающие содержание ее норм.

Отрасль права обычно имеет многоуровневую структуру. В большинстве отраслей (в т.ч. в административном праве) выделяются общая и особенная части. Крупные по объему и сложные по структуре отрасли подразделяются на подотрасли права.

Отрасль права обычно делится на составные части, именуемые правовыми институтами. В правовой институт входит обособленная группа норм, регулирующих однородные отношения и отличающихся качественным единством. Для правового института характерны определенные общие положения, принципы, специфические юридические понятия, определяющие особый режим регулирования. Образующие его нормы обычно помещаются в особый раздел, главу или иное структурное подразделение нормативного акта либо формулируются в самостоятельном акте. Каждый правовой институт выполняет только ему присущие функции и специфичен по сравнению со всеми другими компонентами системы права.

Наряду с отраслевыми институтами существуют и так называемые межотраслевые (комплексные) институты, состоящие из норм различных отраслей права, но регулирующие взаимосвязанные родственные отношения. Например, так называемое морское право представляет собой комплексный институт, включающий в себя нормы гражданского, административного, финансового и ряда иных отраслей права.

Критериями разделения права на отдельные отрасли выступают предмет и метод правового регулирования. Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти. Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой - они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Дополнительным основанием деления права на отрасли является метод правового регулирования, т.е. совокупность приемов и способов регламентирования общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод - на вопрос, как осуществляется это регулирование. Административно-правовой (императивный) метод характеризуется созданием правоотношений, когда его участники находятся в отношениях власти и подчинения. Он свойствен административному праву. Нормы этой отрасли воздействуют на общественную жизнь путем установления властных предписаний, категорических требований, предъявляемых к участникам отношений, следовать определенным вариантам поведения.

Понятие «система права» следует отличать от понятия «правовая система», которое значительно шире по объему и включает в себя как законодательство, представляющее собой определенную органическую систему, так и иные явления юридической действительности: правовую практику и общественное правосознание, т.е. практически весь спектр существующих в обществе юридических явлений.

Административное право - одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений. Управление обороной и народным образованием значительно отличаются друг от друга, так же, как организация дорожного движения и работа с личным составом государственных органов, порядок наложения штрафов и процедура приватизации государственных предприятий. Для их юридического опосредования нужны разные административно-правовые нормы.

Административное право является одной из наиболее развитых и мощных отраслей права и законодательства. Оно охватывает обширный и очень разнообразный нормативный массив, позволяющий регулировать разные стороны государственной и общественной жизни. Административное право играет в правовой системе системообразующую роль и является фундаментальная базовая отрасль права. Оно служит своего рода «материнской отраслью» прежде всего для отраслей публичного права, «пропитывая» и поддерживая их своими подотраслями, институтами и нормами. Например, финансовое право со своими подотраслями бюджетного и налогового права впитывает нормы административного права о компетенции соответствующих органов исполнительной власти, об их взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, административно-правовых санкциях и др. Отрасли социального права, в частности экологическое право, насыщаются нормами административного права применительно к той сфере регулирования, где именно императивность дает наибольший эффект.

Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, на транспорте, в связи, энергетике - ее роль является решающей. И хотя уменьшается значение административно-правового регулирования в экономике, договорные, гражданско-правовые отношения все более широко используются в системах образования, здравоохранения и даже при комплектовании вооруженных сил, функции исполнительной власти, административного права в этих сферах весьма существенны.

Административное право - самая динамичная отрасль права. В административном праве почти ежедневно происходят изменения в структуре органов исполнительной власти, в текущем законодательстве.

Административное право - очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От его состояния в немалой степени зависит построение аппарата исполнительной власти, эффективность и законность его функционирования, возможность реализации гражданами своих прав.

Современное административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.). Тем самым административное право играет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, т.е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни.

Под регулирующее воздействие норм административного права подпадают те общественные связи, в которых непременным участником является государственная администрация, представляемая органами государственного управления отраслевого и регионального уровней. В связи с организацией государственно-властного механизма на основе теории разделения властей эти органы конституционно названы органами исполнительной власти. Это наименование означает, что осуществляемая ими деятельность подчинена назначению исполнительной власти, являющейся фундаментом административного права.

Совокупность административно-правовых норм составляет отрасль административного права. Как пишут С. Акимова и Т. Прудникова, «административное право - это совокупность правовых норм, с помощью которых государство регулирует общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти».

Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, поэтому общеотраслевой режим административного права носит публично-правовой характер. Это означает, прежде всего, опосредование публичных, общественных интересов. В качестве обязательного субъекта общественных отношений, регулируемых административным правом, выступает государство в лице своих институтов. К сожалению, ранее именно деятельность государства по осуществлению публичных интересов, ведению общих дел была абсолютизирована, коллективное довлело над индивидуальным. В настоящее время коренным образом меняется подход к целям и задачам административного права. И отправным пунктом выступают положения ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Главное место среди задач исполнительной власти занимает закрепление, соблюдение и защита прав и свобод человека.

Основные цели административного права можно определить так:

создание условий для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти;

обеспечение демократической организации государственной администрации;

создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод;

создание условий для развития экономики;

создание условий для реализации социальных программ;

обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия государственной администрации.

Всё указанное предъявляет повышенные требования к построению системы административного права.

Административное право имеет свою систему, которая характеризует внутреннее строение данной отрасли.

Система административного права определяется в литературе следующим образом:

«Система административного права - это совокупность правовых норм административного права, объединенных в правовые институты».

«Система административного права - это совокупность административно-правовых институтов и подотраслей».

«Система административного права - это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм».

«Система административного права - это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления».

«Система административного права - это внутреннее строение отрасли, которое отражает последовательное размещение элементов - институтов и норм, образующих ее, их единство и структурную взаимосвязь».

Признаки системы административного права:

обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;

представляет собой объективное правовое явление;

характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;

включает определенные элементы;

изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).

Необходимо различать систему административного права и систему административного законодательства. В основном они совпадают - по целевой ориентации, по принципам построения, по структурно-нормативным подразделениям. Система законодательства представляет структурно упорядоченный массив действующих административно-правовых актов. Система административного права, являясь отражением науки административного права, служит концептуально-нормативной ориентацией для системы законодательства.

Следует заметить, что правовые нормы часто живут дольше тех государств, в рамках которых они появились. Истории известны примеры бережного отношения к системе административного права в целом или ее основным элементам. Во Франции, несмотря на многократные изменения государственного строя, сохранились черты наполеоновской администрации на местах, административной юрисдикции. Германия также удерживала привычные административные структуры и учреждения, процедуры их деятельности на протяжении XX в.

Итак, система административного права - это единство и дифференциация административно-правовых норм, однородные группы которых образуют взаимосвязанные административно-правовые институты. То есть система административного права как отрасли права предполагает такое распределение нормативного материала, которое позволяет обеспечить единство и дифференциацию административно-правовых норм, их логическую последовательность.

. Административно-правовые институты и подотрасли

Единство правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, достигается путем их группировки в самостоятельные правовые институты. Административно-правовой институт - это система норм права, которые регулируют относительно однородные общественные отношения в сфере государственного управления.

Существуют следующие институты административного права:

принципов государственного управления;

административно-правового статуса граждан (физических лиц);

административно-правового статуса органов исполнительной власти;

административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;

административно-правовых режимов;

форм государственного управления;

методов государственного управления;

административной ответственности;

административного процесса;

обеспечения законности в государственном управлении;

административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);

административно-правовых основ управления в сфере экономики;

административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

Вместе с тем, правовые институты также можно группировать. Поскольку есть группы норм административного права, регулирующие управленческие отношения, связанные с особенностями какой-либо сферы деятельности государства и группы норм, устанавливающих общие принципы государственного управления и реализации исполнительной власти, характерные для всех административно-правовых отношений, то институты административного права можно систематизировать и по этому признаку.

Как известно из теории права, отрасль права иногда включает в себя подотрасли , которые состоят из совокупности отдельных правовых институтов. Подотрасли - это цельные по составу и предмету регулирования образования, которые регламентируют особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных той же или иной отраслью права.

В административном праве выделяют следующие подотрасли:

Служебное право

Политическое право

Образовательное право и т.д..

а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы);

б) органы исполнительной власти;

в) государственная служба;

г) административно-правовые режимы;

д) административный процесс, законность в управлении;

е) организация государственного управления в сферах и отраслях.

К подотраслям административного законодательства можно отнести:

а) «Органы исполнительной власти» с выделением институтов «Федеральные органы исполнительной власти (общие вопросы)», «Федеральные министерства», «Иные федеральные органы государственной власти», «Органы исполнительной власти субъектов РФ (общие вопросы)», «Виды исполнительных органов субъектов РФ». Заметим, что в соответствующих классификаторах республик, областей и др. возможны более дробные классификации их органов;

б) «Государственная служба (общие вопросы)» с выделением институтов «Государственная служба в федеральных государственных органах», «Государственная служба в государственных органах субъектов РФ», «Государственная служба в государственных учреждениях и предприятиях»;

в) «Административно-правовые режимы» с институтами «Чрезвычайное положение», «Военное положение», «Таможенный режим», «Функциональные режимы»;

г) «Регистрационно-легализующая деятельность» с институтами «Государственная регистрация», «Лицензирование», «Стандартизация» и т.п.;

д) «Государственное управление в сферах государственной жизни» с институтами «Разграничение функций между органами РФ и органами ее субъектов», «Компетенция органов исполнительной власти», «Принятие решений» и т.п.

Институты данной подотрасли воспроизводятся специфическим образом в рубриках классификатора, посвященного другим отраслям законодательства (в области экономики, охраны природы, образования, культуры, обороны и т.д.);

е) «Контрольно-надзорная деятельность» с институтами «Учет», «Контроль», «Надзор».

Целый ряд институтов административного права и законодательства может подразделяться на подинституты. Но и это деление для них не всегда совпадает.

В системе административного права можно выделить также такую подотрасль, как административно-процессуальное право. При этом следует отметить, что в теории административного права единого мнения на этот счет нет.

Большинство ученых-административистов считают, что административно-процессуальное право - это правовой институт административного права.

В противовес этой точке зрения ряд ученых считает, что развитие административного процессуального права как правового института достигло такого уровня, когда есть основания утверждать о возникновении и дальнейшем становлении административно-процессуального права как подотрасли административного права.

Одновременно необходимо отметить, что в последнее время все более распространенной становится точка зрения о развитии административного процессуального права как самостоятельной отрасли права, то есть речь идет о выделении административного процессуального права из системы административного права.

При этом в рамках административного права выделяемое админитративно-процессуальное законодательство делится на «Административные процедуры», «Процедуры обеспечения прав граждан в управлении», «Административное правонарушение и административная ответственность», «Производство по административным делам», «Административная юстиция» и иные соответствующие институты.

Механизм правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) или иных органов в целом не представляет собой единой совокупности административно-процессуальных норм и административно-процессуальных отношений. Фактически только юрисдикционные дела спорного характера да некоторые дела по применению принудительных мер процессуального обеспечения производства по административным правонарушениям имеют основательную регулирующую базу. Это Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), Налоговый кодекс РФ и Трудовой кодекс РФ. В этом же плане заслуживает внимания законодательство о судебном обжаловании неправомерных действий (решений) исполнительных органов (должностных лиц).

Существенное увеличение и развитие норм материального административного права, бесспорно, требует как кодификации процессуальных норм в этой сфере, так и формирования системы административно-процессуального законодательства. При этом не следует считать, что указанные нормы связаны исключительно с процедурой рассмотрения административных споров и правонарушений.

Отметим замечание С.Л. Симоняна при обсуждении проекта закона о Кодексе административного судопроизводства. Он, в частности, писал: «Особенностей, существенно отличающих административно-процессуальную форму защиты прав от гражданской процессуальной формы, в проекте нет. Те, которые имеются (специфика доказывания, сокращенные сроки рассмотрения дела и т.п.), недостаточны для создания качественно новой судебной процедуры». Однако недостатки обсуждаемого С.Л. Симоняном проекта закона, отмечавшиеся в литературе, не могут поколебать представлений о принципиальной разнице, самостоятельности административного процесса в сравнении с иными видами процессуальных правоотношений.

Таким образом, формирование системы административно-процессуального законодательства является закономерной тенденцией развития системы законодательства России.

Между тем, пока что предложения ученых-административистов об отдельной систематизации административно-процессуальных норм, которые в настоящее время «растворены» в Общей и Особенной частях, т.е. о создании третьей части административного права - процессуальной, своего законодательного закрепления не нашли. Сегодня принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих лишь отдельные виды административных производств, другие подобные акты находятся в стадии разработки.

Итак, административно-правовой институт - комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права. Подотрасль - упорядоченная совокупность родственных институтов административного права.

административный право институт подотрасль

3. Общая и Особенная части административного права

Традиционным для большинства отраслей права является система из двух крупных взаимообусловленных блоков: общая часть и особенная часть. Для некоторых отраслей подобное устройство системы закреплено законодательно. Так, система уголовного права, базис которого - Уголовный кодекс РФ, состоит из двух четко оговоренных в нем частей: Общей, определяющей предмет отрасли, ее основные принципы, статус участников уголовно-правовых отношений, а также конкретизацию фундаментальных категорий уголовного права, таких как «преступление» и «наказание», и Особенной, содержащей исчерпывающий перечень деяний, признаваемых в качестве преступлений, а также систему наказаний в отношении каждого вида преступлений.

Разделение на общую и особенную части мы можем видеть у гражданского, семейного, трудового, а также налогового права. Отметим, что последняя отрасль является, по сути, дочерью административного права, с течением времени обретшей известную степень самостоятельности, но тем не менее не порвавшей связей с первоосновой.

По общепринятой в теории права тенденции, административное право состоит из двух частей: Общей и Особенной. Некоторые авторы, наряду с указанными частями выделяют и Специальную часть административного права.

Общая часть административного права включает в себя общие для государственной администрации регулятивные и охранительные нормы и поэтому в свою очередь делится на две группы норм: общерегулятивные и общеохранительные. По сложившейся в течение десятилетий традиции в рамках Общей части административного права выделяются нормы и институты, определяющие:

·предмет и метод правового регулирования отрасли;

·характеристику административно-правовых норм;

·особенности административно-правовых отношений;

·иерархию источников административного права;

·статус участников административно-правовых отношений;

·основу организации и деятельности органов исполнительной власти;

·формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;

·механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий;

·вопросы административной ответственности и административного принуждения.

административно-правовой статус индивидуальных субъектов;

административно-правовой статус государственных органов;

административно-правовой статус иных коллективных субъектов;

формы и методы государственного управления;

способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

административное принуждение;

административная ответственность;

административно-процессуальное право (в литературе по административному праву данный институт часто называют «административный процесс»).

Особенная часть состоит из специальных регулятивных и охранительных норм права, которые действуют в отдельных сферах функционирования административной власти. Структура Особенной части административного права обусловлена отдельными сферами государственного управления. В частности, выделяют:

·управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием; управление в области науки; управление в области культуры; управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.;

·управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны; управление в области безопасности; управление внутренними делами; управление в области юстиции.

Однако сформировавшуюся традицию подразделения административного права на Общую и Особенную части нельзя считать незыблемой: «Что же касается административного права, то множество принципиальных положений, в частности предмет правового регулирования, статус участников административно-правовых отношений, систематизированных в других отраслях права, в административном "раскиданы" по значительному количеству нормативных правовых актов различной юридической силы. Иными словами, в административном праве отсутствует законодательное ядро, которое могло бы именоваться административным кодексом. Соответственно, однозначное утверждение о возможности разделения системы административного права на общую и особенную части является, по нашему мнению, несколько преждевременным».

Ряд исследователей предлагают выделять в системе административного права три основные подсистемы, а именно:

) управленческое право;

) так называемое полицейское право;

) а также подсистему административной юстиции, регламентирующую одно из фундаментальных положений административного права - право на обжалование действий либо бездействия органов исполнительной власти и должностных лиц.

Одним из аргументов подобного разделения, как представляется, довольно обоснованным, является специфика охраны общественного порядка - деятельности, составляющей основу полицейского права. Соответственно, предполагается и законодательная база такого деления; необходимость принятия так называемого кодекса гражданской службы, условного полицейского кодекса (по сути, модифицированного КоАП РФ), а также кодекса административной юстиции.

Итак, административное право состоит из Общей и Особенной части. И Общая, и Особенная части административного права состоят из отдельных административно-правовых институтов. В Общую часть включены следующие институты: государственное управление, исполнительная власть, формы государственного управления, методы государственного управления, институт правовых актов, институт государственной службы, институт административного принуждения, институт административной ответственности, институт административного процесса. Особенная часть состоит из таких основных правовых институтов: управление в экономической сфере, управление в социально-культурной сфере, управление в административно-политической сфере. Таким образом, Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а Особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.

Заключение

Отрасль - главное подразделение системы права, совокупность юридических норм, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений и объединенных общим предметом и методом. Система административного права - это внутреннее строение отрасли, которое отражает последовательное размещение элементов - институтов и норм, образующих ее, их единство и структурную взаимосвязь.

Подотрасли - это цельные по составу и предмету регулирования образования, которые регламентируют особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных той же или иной отраслью права.

Институт права - обособленный комплекс юридических норм, которые являются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг однородных общественных отношений.

Система административного права складывается из двух частей: Общей и Особенной, что обусловлено сущностью и спецификой государственного управления, его многоотраслевым характером и необходимостью постоянного совершенствования. Иногда говорят о специальной части административного права.

Общая часть административного права объединяет нормы, которые закрепляют принципы государственного управления; правовое положение субъектов административного права (органов исполнительной власти, государственных служащих, граждан и др.); формы и методы исполнительной и распорядительной деятельности; административный процесс; способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Особенная часть административного права содержит нормы, которые регулируют управление промышленностью, агропромышленным комплексом, социально-культурной сферой (образованием, наукой и др.), административно-политической деятельностью (управление внутренними делами, управление юстицией), а также межотраслевое государственное управление в сферах статистики, стандартизации, ценообразования и т. п.

Содержание Общей и Особенной частей административного права является взаимозависимым и составляет единое целое. Нормы Общей части применяются ко всем институтам Особенной части. Например, общие правила, регулирующие порядок подготовки, издания, вступления в силу и действия актов государственного управления, реализуются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов управления во всех сферах с учетом их специфики.

Наряду с двумя основными частями (Общей и Особенной) система административного права состоит из административно-правовых институтов - групп норм, которые регулируют тесно связанные, однородные общественные отношения (например, государственной службы).

Необходимо руководствоваться достижением таких целей (цели административного права):

~ обеспечение устойчивой системы органов исполнительной власти и создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти;

~ эффективного регулирования общественных отношений с помощью функциональных режимов;

~ гарантирование реализации прав и свобод граждан при одновременной охране публичных интересов и общественного порядка;

~ защита граждан и общества от административного произвола.

Достижение указанных целей способствует в конечном итоге эффективному административно-правовому воздействию на общественные процессы и стабильности государственных институтов. Общественная практика и здесь служит критерием социальной эффективности отрасли права.

Требованием к системе административного права является необходимость ее строгой внутренней упорядоченности и согласованности. Системная целостность отрасли придает ей устойчивость.

В заключение подчеркнем, что административное право как одна из важных для цивилизованного существования российского общества отраслей права нуждается в скорейшей законодательной систематизации и в конечном счете кодификации. Необходимо внесение в рамки единого законодательного акта основных принципиальных положений административного права, своего рода первооснов этой отрасли. Данный законодательный акт должен прийти на смену множеству отдельных законов. Тем самым в какой-то степени будет решена одна из проблем российского административного права, выражающаяся в многообразии его источников и, как следствие, сложности практической реализации административных норм подавляющим большинством населения.

Современное административное право - право, основанное на непременном учете общественных (публичных) интересов. Оно должно быть правом, обеспечивающим эти интересы. Думается, что процесс коренного изменения системы административно-правового регулирования - очень длительный и зависит главным образом от степени развития соответствующего административного законодательства, наличия полезных правовых доктрин, правовой культуры, темпов и потребностей экономического развития страны, направлений и темпов политико-правового строительства, эффективности и качества публичного управления.

Список литературы

1.Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 21.11.2009.

2.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 31.01.2012) // СПС «Консультант-Плюс».

3.Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 03.12.2011). Часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) // СПС «Консультант-Плюс».

4.Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 22.11.2011, с изм. от 15.12.2011) // СПС «Консультант-Плюс».

.Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) // СПС «Консультант-Плюс».

.Федеральный закон от 21.12.2001 №178-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СПС «Консультант-Плюс».

.Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

.Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СПС «Консультант-Плюс».

9.Проект Федерального закона «Об административных процедурах»: [Электронный ресурс] // <#"justify">26.Мусин В.А. Применение норм морского права в практике МАК // Третейский суд. 2011. №2.

27.Ромашов Р.А. Общетеоретические аспекты восприятия предмета, метода и структуры административного права // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. №2(34).

.Саенко С.И. Норма административного права как культурный феномен // Государство и право. 2010. №6.

.Симонян С.Л. О проекте Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Административное право и процесс. 2006. №1.

.Смоленский М.Б. Административное право. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

.Талапина Э.В. Новые институты административного права // Государство и право. 2006. №5.

.Тимофеев Ю.А. О содержании предмета административного права // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2008. №2.

.Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2005.

И им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений".

Таким образом, норма административного права - это всегда правило поведение, установленное государством в лице уполномоченных органов или должностных лиц, выраженное в определенной форме, обязательное для неопределенного круга лиц, рассчитанное на многократное применение и санкционированное (т.е. защищенное от нарушения) принудительной силой государства. Кроме указанных общих с прочими нормами права черт, нормы административного права обладают определенными особенностями, связанными со спецификой регулируемых административным правом общественных отношений и метода правового воздействия на них.

Специалисты выделяют различные специфические черты административно-правовых норм. Так, Ю.Н. Старилов указывает, что административно-правовые нормы обладают следующими характерными чертами: обеспечение публичных интересов; организующее начало в системе регулирования управленческих отношений; одностороннее властвующее воздействие на субъекты права ; принудительность.

В то же время Ю.М. Козлов указывает на наличие гораздо более солидного перечня особенностей норм административного права:

  • нормы предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционных прав и свобод граждан в сфере государственного управления ;
  • имеют целью упорядочение организации и функционирования всей системы исполнительной власти ;
  • определяют порядок должного поведения в сфере государственного управления ;
  • выражают собой сущность исполнительной ветви государственной власти ;
  • служат интересам установления режима законности и государственной дисциплины;
  • имеют свои собственные средства юридической защиты (в виде институтов административной и дисциплинарной ответственности);
  • регулируют не только собственно управленческие, но также земельные, финансовые и т.п. отношения;
  • характеризуются созданием в процессе правоприменительного правотворчества ;
  • являются вторичными, подзаконными по отношению к нормам законодательства.

С нашей точки зрения, наиболее важными и достойными упоминания являются следующие особенности административно-правовых норм:

1. Административное право - публичная отрасль права . Нормы административного права также имеют публичный характер. Это означает, что в административно-правовых нормах находит выражение государственный (общественный) интерес. Нормы административного права связаны с организацией и деятельностью специально созданной системой государственного управления (в узком смысле этого слова), т.е. с функционированием системы органов исполнительной власти , являющейся выразителем, гарантом претворения в жизнь политики и решений законодательных и судебных органов государства . Таким образом, в нормах административного права находит выражение государственная политика в области обеспечения устойчивости существующего государственного строя, в том числе системы разделения властей . Иерархичность административно-правовых норм также предполагает, что каждая из них принята в соответствии с конкретной генеральной линией государственно-управленческой деятельности, базирующейся на учете общегосударственных, публичных интересов.

2. Нормы административного права отличаются своим императивным характером, который обусловлен спецификой административно-правового метода регулирования и заключается в безапелляционности (безусловности) предписания, содержащегося в нормах административного права. Административно-правовые нормы, в отличие от гражданско-правовых, характеризуются властным, однозначным, императивным характером, т.е. не допускают вариативности поведения на уровне воли правоприменителя. Указанная особенность норм административного права обусловливает их принудительность и односторонность властного воздействия управляющего субъекта на объект управления.

3. Административно-правовые нормы в большинстве своем принимаются на основании и во исполнение закона . Это ни в коем случае не означает, что административно-правовых норм нет в законодательных актах, принимаемых в Российской Федерации. Напротив, огромное множество федеральных законов, действующих в настоящее время на территории нашей страны, являются именно и, следовательно, содержат преимущественно административно-правовые нормы.

Однако, несмотря на это, нормы подзаконные составляют абсолютное, подавляющее большинство в числе норм административного права. И это естественно, поскольку сущность административно-правового регулирования заключается в обеспечении непосредственного государственного управления, как посредством регламентации самого процесса государственного управления, так и посредством нормативного закрепления конкретных управленческих режимов. Детализация режима невозможна на уровне законодателя, поскольку требует профессионального участия управленцев и других специалистов в той или иной области регулирования. Подзаконное нормотворчество в этой ситуации оказывается незаменимым инструментом административно-правового регулирования.

Структура административно-правовой нормы традиционна. В нее включаются гипотеза, отражающая совокупность условий, при наступлении которых вступает в действие норма права, диспозиция, составляющая формулировку правила поведения, а также санкция, обусловливающая неблагоприятные последствия нарушения диспозиции нормы права при наличии условий гипотезы данной нормы.

Существующая в теории права концепция, согласно которой норма права может не иметь одного из элементов структуры, представляется нам теоретически неверной, поскольку отсутствие хотя бы одного из указанных элементов приведет к недейственности, бесполезности нормы либо к невозможности ее реального применения. Тем не менее, следует иметь в виду, что часть норм права, в том числе и административно-правовых норм, рассредоточены в различных статьях одного или даже нескольких нормативно-правовых актов , что может создать иллюзию отсутствия у нормы гипотезы или санкции, поскольку представить себе норму без диспозиции попросту невозможно (хотя в уголовном праве существует и такая теория). Например, большинство санкций административно-правовых норм (и не только их) содержится в Кодексе РФ об административных правонарушениях , закрепляющем составы и меры ответственности за нарушения диспозиций норм административного права и других отраслей.

Виды норм административного права

В теории наблюдается огромное видовое разнообразие норм административного права . Так, прежде всего, выделяют материальные и процессуальные нормы административного права . Совмещение в рамках отрасли административного права норм материального и процессуального характера является одной из специфических особенностей данной отрасли, поскольку такие основные отрасли права , как уголовное и гражданское выделили из сферы своего регулирования отношения процессуального характера, предопределив таким образом создание специальных процессуальных отраслей гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права . Позитивный характер части процессуальных правоотношений , входящих в сферу влияния норм административного права, предполагает наличие значительных трудностей при вычленении процессуальных правоотношений из общей массы . Таким образом, нормы указанной отрасли могут носить как материальный, так и процессуальный характер.

Материальные нормы административного права, как правило, закрепляют совокупность прав и обязанностей, а также ответственность субъектов административного права , т.е. служат созданию административно-правовых статусов. Процессуальные же нормы отражают правила осуществления тех или иных управленческих действий либо просто правила прохождения определенных процедур. Эти правила устанавливаются как для субъектов управленческой деятельности, так и для управляемых объектов. Значительная часть процессуальных норм носит юрисдикционный характер, т.е. связана с применением мер административного принуждения (в том числе мер административной ответственности). Другая часть (не менее значительная) - закрепляет различного рода позитивные процедуры в области правотворчества и правоприменения (в частности, процедуру принятия подзаконных нормативно-правовых и индивидуальных правовых актов, а также процедуры лицензирования , регистрации и т.п.).

По характеру правового воздействия нормы административного права могут быть охранительными, т.е. предусматривать правила, направленные на защиту прав и свобод человека , охрану правопорядка , государственной безопасности, обороны страны, окружающей природной среды и т.п., а могут быть регулятивными, т.е. регулировать деятельность физических и юридических лиц , органов государства и других субъектов в целях достижения позитивных управленческих результатов.

Административно-правовые нормы принимаются на различных уровнях власти Российской Федерации. В соответствии с федеративным устройством нашего государства нормы административного права могут быть федеральными (т.е. принимаемыми на уровне федеральных органов государственной власти), региональными (принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации) и местными (т.е. принимаемыми территориальными органами федеральных или региональных органов исполнительной власти либо органами местного самоуправления в пределах переданных им полномочий в области государственного управления).

В соответствии с юридическим содержанием административно-правовые нормы подразделяют на следующие виды:

  • обязывающие (предписывающее совершение определенных действий);
  • запретительные (устанавливающие запреты);
  • ограничительные (вводящие ограничения);
  • разрешительные или дозволительные нормы (разрешающие действовать по своему усмотрению);
  • уполномочивающие (доставляющие государственно-властные полномочия);
  • стимулирующие (направленные на стимулирование);
  • регистрационные или уведомительные нормы (касающиеся организации и проведения митингов, шествий; регистрации политических партий , общественных объединений и т.д.);
  • рекомендательные (не носящие обязательного характера).

Существует множество других классификационных критериев, позволяющих делить нормы административного права на различные виды. Например, по объему правого регулирования выделяют общие, межотраслевые и отраслевые нормы административного права, а по его направленности - внутренние (предназначенные для регулирования отношений внутри системы государственного управления) и внешние (определяющие права и обязанности управляемых объектов).

Система административного права

Следует отметить, что традиционное советское административное право в составе общей части административного права выделяло:

  • нормы, определяющие характерные черты и закрепляющие принципы советского государственного управления;
  • нормы, определяющие правовой статус органов государственного управления, формы их деятельности, особенно акты управления;
  • нормы, регулирующие государственную службу;
  • нормы, определяющие статус управляемых объектов (предприятий , учреждений и организаций, различных их составных частей);
  • нормы о правовом статусе общественных организаций и органов общественной самодеятельности;
  • нормы о правовом статусе граждан;
  • нормы о мерах убеждения и принуждения в государственном управлении, в том числе нормы об административной ответственности, производстве по делам об административных правонарушениях ;
  • нормы о способах обеспечения законности в советском государственном управлении.

Особенная часть административного права, по представлениям того периода, в значительной степени являющимся актуальными и на сегодняшний день, включает в себя:

  • нормы, регулирующие государственное управление в областях планирования , ценообразования , финансов , кредита , учета и других видов межотраслевой (функциональной) деятельности;
  • нормы, регулирующие государственное управление в отраслях и группах отраслей народного хозяйства, социально-культурного строительства и административно-политической деятельности.

Принципы систематизации норм административного права и, в частности, объединения норм в общую и особенную части у современных специалистов значительно различаются.

Так, Д.Н. Бахрах указывает, что общая часть включает в себя общие регулятивные и охранительные нормы и поэтому, в свою очередь, делится на две группы норм: общерегулятивные и общеохранительные. Особенная часть состоит из специальных регулятивных и охранительных норм права, которые действуют в отдельных сферах функционирования административной власти . В связи с этим автор включает в состав общей части две группы институтов, первая из которых состоит из институтов, регулирующих административно-правовые статусы индивидуальных субъектов права; административно-правовые статусы элементов государственной администрации (институт государственной службы и др.); административно-правовые статусы государственных предприятий, учреждений; административно-правовые статусы негосударственных организаций; формы и методы, способы властного воздействия государственной администрации на субъектов права. Вторая группа состоит из институтов, обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти ; регулирующих принуждение по административному праву (институт административной ответственности и др.).

В особенной части административного права Д.Н. Бахрах выделяет четыре подотрасли, объединяющие нормы, регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества , государства , административно-политическую деятельность, организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации, социально-культурную деятельность государственной администрации, осуществление ею социальных программ, деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский, со своей стороны, включают в общую часть административного права нормы о субъектах административного права, административно-правовых формах и методах деятельности органов исполнительной власти , институты административных правонарушений и административной ответственности, административно-правовые аспекты статуса судебной власти , Прокуратуры РФ, адвокатуры . Особенная часть, по мнению данных авторов, должна включать две подчасти, одна из которых объединяет нормы, направленные на правовое регулирование основ отраслевого управления (экономикой , в области социально-культурного строительства, в области административно-политической деятельности), а другая - нормы в сфере межотраслевого управления. Административно-процессуальное право выделено в специальную - третью - часть отрасли.

Н.М. Конин по масштабу действия нормы административного права делит на две большие группы. Одна группа норм действует в масштабе всей сферы реализации государственной исполнительной власти, всех отраслей и сфер государственного управления и устанавливает: общие правовые основания, условия и порядок формирования всех органов исполнительной власти, определение и закрепление их компетенции; общие правила поступления на государственную службу и ее прохождения; общие основания, условия и порядок привлечения соответствующих субъектов к дисциплинарной или административной ответственности и т.д. Другая группа административно-правовых норм действует только в конкретных отраслях и сферах реализации государственной исполнительной власти (государственного управления): особые правила организации и деятельности силовых министерств и ведомств в отличие от центральных органов исполнительной власти экономического и социально-культурного профиля; особые правила поступления на государственную службу в органы внутренних дел, налоговой полиции, таможенные органы и т.д.; специфические правила привлечения работников выше званных органов к дисциплинарной и административной ответственности и многие другие административно-правовые нормы отраслевого масштаба и характера.

Ю.А. Тихомиров вообще склоняется к мысли, что при определении предмета и системы административного права целесообразно отказаться от его традиционного деления на общую и особенную части ввиду их слабой нормативной структурированности. По его мнению, отрасль административного права возможно разделить на следующие подотрасли: а) нормативно-регулятивная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы, правонарушения); б) органы исполнительной власти; в) государственная служба; г) административно-правовые режимы ; д) административный процесс , законность в управлении; е) организация государственного управления; ж) информационное право; з); правовое регулирование нормативов.

Итак, из всего вышеприведенного следует, что систематизация норм административного права осуществляется в основном по двум основным критериям: по масштабу применения и по признаку единства предмета правового регулирования.

По первому из указанных критериев административно-правовые нормы подразделяются на две части: общую и особенную. Всякое выделение специальных и других дополнительных частей в структуре отрасли, на наш взгляд, является нарушением классификационного критерия, поскольку все нормы административного права действуют либо в масштабе всей отрасли, либо в одной из сфер регулируемых административным правом общественных отношений.

Второй критерий подразумевает объединение административно-правовых норм в институты и подотрасли административного права. В данном случае институт является наиболее дробной системной единицей отрасли после нормы права и объединяет такие нормы, которые регулирует какой-либо один достаточно частный спектр административно-правовых отношений .

Обращает на себя то обстоятельство, что институт административного права может содержать как нормы только одной из частей отрасли, так и нормы обеих частей административного права. Так, институт государственной службы следует причислять к числу последних, поскольку в рамках этого института содержатся как нормы, характеризующие правовой статус одного из видов субъектов административного права, так и нормы, определяющие режимную организацию управления в области взаимоотношений государства и его служащих.

Отдельные нормы и целые институты административного права могут объединяться по тому же признаку в целые подотрасли. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что традиционное институциональное деление норм особенной части административного права долгое время лишало советское административное право выделения самостоятельных подотраслей. Однако объективно существующие особенности принципов и методик правового регулирования отдельных блоков общественных отношений в рамках единого предмета административного права обусловили достаточно активное обособление норм и институтов особенной части отрасли в подотрасли, некоторые из которых в свое время стали прообразом некоторых новых комплексных отраслей российской системы права (например, финансового права , права социального обеспечения , земельного права , экологического права и т.д.).

Формирование подотраслей административного права не закончено, их наименование, а также индивидуализация предмета правового регулирования являются небесспорными, однако, неоднократные попытки создания самостоятельных учебных курсов по частным вопросам административного права свидетельствуют об объективном процессе дробления административного права на подотрасли.

Говоря о системе административного права, не следует смешивать ее с системой административного законодательства, еще более разрозненной и обширной. Объединяет эти системы многое, однако, в автоматического "наложения" одной системы на другую не происходит. Это связано с тем, что нормы права, системно объединяемые в институты и подотрасли либо части, закрепляются в самых разных .

Административное законодательство состоит из отдельных нормативно-правовых актов различной юридической силы и уровня, закрепляющих нормы административного права в произвольном, с точки зрения системы отрасли, порядке. Однако в работе с этим разрозненным материалом немалую помощь оказывают теоретические разработки в области форм административно-правового регулирования, в частности, понятие административно-правового режима. Как правило, логически и нормативно взаимосвязанная совокупность нормативно-правовых актов - это источники отдельного административно-правового режима.

Среди основных институтов административного права можно выделить следующие:

  • институт государственной службы;
  • институт органов государственного управления;
  • институт муниципального управления и муниципальной службы ;
  • институт административной ответственности;
  • институт охраны собственности административно-правовыми средствами;
  • множество предметных институтов особенной части (институт охраны государственной границы , институт адвокатуры и нотариата , институт исполнительного производства , институт приватизации , институт разрешительной системы и др.).

В структуре отрасли в настоящее время по-прежнему остаются такие крупные подотрасли, как:

Необходимо отметить, что значение систематизации норм отрасли права, и особенно административного права, огромно, поскольку позволяет не только методологически выстроить стройную систему взаимосвязанных норм отрасли, но и определить их иерархию, установить пропорции в становлении тех или иных сегментов системы, обеспечить гармоничность развития отрасли за счет введения новых и упразднения старых структурных элементов.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Каждой самостоятельной отрасли права присущи ее целостность, системность и структура. Эта черта довольно четко прослеживается в административном праве. Единый предмет и единственный метод правового опосредования реальных общественных отношений предопределили взаимосвязь образующих отрасль юридических норм.

Административное право - целостная система правовых норм, которые объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Эти нормы должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые принципы, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы: общих и специальных. А в целом отрасль создает специфический административно-правовой режим регулирования общественных отношений.

К числу основных принципов отрасли относятся: эффективность, законность, гуманизм, федерализм, взаимная ответственность государства и личности.

Основные цели административного права можно определить так:

1. создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти;

2. создание условий для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти;

3. правовое обеспечение демократических начал в деятельности публичной администрации;

4. создание условий для развития экономики, материальной базы существования общества и всех его институтов;

5. обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия публичной исполнительной власти.

Для существования и развития граждан и государства очень важно то, как административно-правовое регулирование способствует достижению названных целей.

Система административного права делится на общую включает общие для государственной администрации регулятивные и особенную части охранительные нормы и нормы, регулирующие административное судопроизводство.

Она, в свою очередь, делится на две группы норм: общерегулятивные и общеохранительные . Особенная часть состоит из специальных регулятивных и охранительных норм права, которые действуют в отдельных сферах функционирования публичной исполнительной власти.

Каждая из частей состоит из нескольких административно-правовых институтов. В общую часть входят две группы институтов.

Группа 1 - институты, регулирующие :

1. административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);

2. административно-правовые статусы органов и служащих публичной администрации;

3. административно-правовые статусы государственных и муниципальных организаций;

4. административно-правовые статусы частных организаций;

5. формы и методы воздействия государственных и муниципальных исполнительных органов.

Группа 2 - институты, регулирующие:

1. обеспечение законности деятельности органов исполнительной власти, муниципальных исполнительных органов, их должностных лиц;

2. принуждение по административному праву;

3. административное судопроизводство.

В особенной части административного права выделяются четыре подотрасли, объединяющие институты, регулирующие:

1. административно-политическую деятельность по обеспечению безопасности граждан;

2. организационно-хозяйственную деятельность государственной и муниципальной исполнительной власти;

3. социально-культурную деятельность, осуществление социальных программ государственной и муниципальной исполнительной властью;

4. деятельность государственных и муниципальных органов исполнительной власти по организации и осуществлению политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено ее предметом, большим числом и разнообразием организационных отношений с участием публичной администрации. Руководство обороной и образованием значительно отличаются друг от друга точно так же, как организация дорожного движения и работа с личным составом государственных органов, порядок наложения штрафов и процедура приватизации предприятий. А для юридического опосредования такого разнообразия нужны разные административно-правовые нормы.

Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы публичная администрация. А в ряде сфер - обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, образовании, связи, энергетике - ее роль решающая. И хотя сокращается значение административно-правового регулирования в экономике, договорные, гражданско-правовые отношения все более широко используются в системах образования, здравоохранения и даже при комплектовании вооруженных сил. Для повышения эффективности и законности деятельности государственной и муниципальной администрации в многочисленных сферах общественной жизни необходимо большое число административно-правовых норм.

Административное право - очень важная отрасль права, так как роль публичной администрации в России велика. От его состояния в немалой степени зависят построение аппарата исполнительной власти, эффективность и законность его функционирования, возможность реализации гражданами многих прав.

Административное, государственное, гражданское и ряд других отраслей права являются фундаментальными, профилирующими частями правовой системы, все вместе они образуют ее ядро. Как фундаментальная отрасль административное право имеет свой специфический и единый метод регулирования, определенный и достаточно строго выдержанный режим. В административном праве содержится исходная правовая материя, которая в той или иной степени используется в ряде других отраслей: финансовом, земельном, экологическом, трудовом.

Нормы, регулирующие систему административных актов, административный процесс, административно-правовое принуждение обслуживают многие отрасли права. Последние активно используют и административно-правовые понятия органа исполнительной власти, государственной службы, административной ответственности, административного наказания и др.

Процессы, происходящие в современном обществе, требуют динамичного и стабильного правового регулирования, эффективность которого зависит от последовательности их реализации, форм и методов, процессов функционирования органов (государственных и местного самоуправления). Особое значение приобретает в данном случае административное право. Именно оно является основным инструментом регулирования отношений в обществе в области государственного управления.

Место административного права в системе права

Публичное право по сути своей представляет собой совокупность отраслей, которые в различной степени связаны с механизмом организации и процессами функционирования государства и его органов. В этот комплекс, помимо административного права, входит конституционное, уголовное, гражданское, финансовое, налоговое, процессуальное, международное публичное, а также судоустройство. Каждая из отраслей обладает своими собственным предметом, набором методов и структурой нормативного материала, которые вместе составляют ее систему. Право может быть публичным и частным. В первом случае оно защищает и обеспечивает охрану общих государственных интересов, а во втором – отдельных лиц.

Система административного права часто носит название управленческой. Ее механизм воздействия выполняет особую роль. Он выступает в роли инструмента, который управляет социальными процессами в нашем обществе. Наряду с ним в эту систему входит управленческая политика, учение об управлении и т. д. Говоря о предмете данной отрасли права, следует для лучшего восприятия дать его самое простое и наиболее правильное определение. Административное право уполномочено регулировать в области публичного (государственного) управления общественные отношения. То есть оно устанавливает порядок взаимодействия между государством и гражданами, которые попали в сферу его «внимания» при осуществлении административной деятельности.

Предмет: структура и содержание

В первую очередь стоит сказать, что предмет и система административного права взаимосвязаны как часть и целое. Как уже было указано выше про первое понятие, это отношения в обществе, которые формируются в области государственного управления, осуществляемого специализированными органами власти (исполнительной), также должностными лицами. Отрасль административного права в свою очередь является совокупностью слаженных правовых норм, которые призваны:

  • Регулировать отношения в области организации и действия государственного и местного самоуправления, действий органов исполнительной власти.
  • Определять порядок совершения действий и процедур управленческого характера. К примеру, составление административного протокола или договора и т. д.
  • Создавать гарантии правовой защиты не только физических, но и юридических лиц в суде от неправомерных действий (либо бездействия) государственных властных органов, должностных лиц, муниципальных служащих через административное судопроизводство.
  • Для обеспечения общественной безопасности и порядка устанавливать различного рода административно-правовые режимы.
  • Система административного права РФ, как и любая другая, должна определять виды административного принуждения за «отрицательные», неэффективные результаты управления, ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, совершение правонарушений и т. д.
  • Обеспечивать свободы и права, законные интересы юридических лиц и рядовых граждан.

Методология отрасли права

Для осуществления регулятивной функции административное право использует ряд средств (способов) воздействия. Их принято называть методами. Понятие это весьма емкое и состоящее из множества компонентов. Если сказать лаконично, то это совокупность процедур, способов, приемов и механизмов воздействия юридических правил и правовых норм на определенные общественные отношения.

Отметим, что система отрасли административного права использует все три метода (приема) правового регулирования: главным образом дозволение (при помощи управомочивающих норм), предписание и запрет (применяются наиболее часто, а потому известны).

Существует и другая классификация. Теория права выделяет два основополагающих метода регулирования, характерных для двух больших блоков правовых отраслей: публичного и частного.

Императивный метод

Данный метод и система административного права максимально взаимосвязаны. Этот способ правового регулирования осуществляется путем властных предписаний. Именно они характерны прежде всего для административного права. Метод характеризуется властно-императивными началами, отношениями субординации (подчинения), установлением для субъекта права определенного правового статуса. К примеру, правоохранительная или военная службы. Они включают в себя большое количество императивно-правовых характеристик, обуславливающих их функционирование, должностное построение. Отношения между сотрудниками в этих службах базируются на непосредственной подчиненности, централизации управления и распорядительности.

Диспозитивный метод

Его система административного права использует в наименьшей степени. Диспозитивный метод предполагает равенство между участниками правоотношений и свободу их волеизъявления. Юридическим фактом при этом чаще всего выступает договор, в котором его стороны самостоятельно определяют свои обязанности и права, а также ответственность за нарушение его пунктов. В определенных пределах он может использоваться и в системе административного права. Однако в большей степени он характерен для частных отраслей (трудовое, семейное, гражданское).

Понятие и система административного права

Рассматриваемая отрасль является составной неотъемлемой частью правовой системы России, при этом обладает собственной, оригинальной структурой, характеризующейся взаимосвязью входящих в нее подотраслей, институтов и норм. При этом необходимо понимать, что существуют две различные системы: административного права и законодательства. Обе они тесно взаимосвязаны и неразрывны. Их совместное совершенствование в дальнейшем определяет и обуславливает развитие механизма регулирования (административно-правового). В течении долгих лет многими учеными предлагается приблизительно одинаковая система адм. права, включающая две части: общую и особенную.

Характеристика общей части

В ней подлежат рассмотрению главные институты отрасли. Система административного права в общей части содержит такие структурные элементы, как понятие, предмет, система и методы отрасли, субъекты, правовые акты, правонарушения и ответственность и т. д. На основании всего этого целесообразно выделить четыре главных составляющих.

  1. Институты и нормы права, регулирующие отношения в области деятельности власти (исполнительной), а также системе государственного управления.
  2. Нормы права, регламентирующие и регулирующие управленческий процесс.
  3. Правовые нормы, которые регламентируют порядок защиты в суде свобод и прав граждан от решений и действий публичного управления (судопроизводство в соответствии с КоАП).
  4. Нормы и институты административно-деликтного права, регулирующие меры и виды принуждения, систему применения; определяют должностных лиц и органы, имеющих право рассматривать дела, касающиеся административных правонарушений.

Характеристика особенной части

С точки зрения структурно построения, она включает главы о государственной системе управления в трех наиболее важных сферах: социально-культурной, экономической, административно-политической. Таким образом, особенная часть подробно рассматривает вопросы регулирования. А именно: государственное управление и соотношение между компетенцией РФ и отдельными субъектами в этой области, межотраслевое управление и его формы организации, соотношение с государственным регулированием и т. д.

Современная система административного права предусматривает его деление на материальное и процессуальное. В первом случае оно устанавливает основные положения, определяет статус субъектов, их права и обязанности, ограничения и запреты, ответственность. Процессуальное право диктует порядок воплощения в жизнь материальных норм.

Об источниках административного права

Под источниками административного права подразумеваются его конкретные внешние формы выражения. Проще говоря, это нормативно-правовые акты, которые содержат определенные нормы, призванные регулировать конкретные общественные отношения. Они могут начать свое существование только в результате появления источника. Нормы права содержатся в достаточно многочисленных, действующих на территории РФ, законодательных и нормативных актах. На современном этапе система источников административного права значительно усложнена. Причиной тому - законодательные акты, принимаемые на уровне субъектов РФ и действующие только внутри них, однако не противоречащие общим принципам и стандартам.

Виды источников

Правовые источники не только административной, но и многих других отраслей принято делить на федеральные и региональные. Помимо этого, Конституция РФ в статье 15 определяет, что общепризнанные в области международного права принципы и нормы, а также международные договора России тоже являются составной частью ее правовой структуры. Они не стоят выше или ниже федеральных источников, а скорее выступают на одном уровне. Однако в случае, если в международном договоре, который РФ ратифицировала, указаны иные правила или положения, чем во внутреннем законодательстве, то необходимо применять именно их.

К федеральным источникам административного права относятся (по иерархической лестнице):

  • Конституция РФ – основной документ страны.
  • Федеральные конституционные законы (имеют сложную процедуру принятия).
  • Законы федерального уровня.
  • Постановления ГД и Совета Федерации.
  • Указы президента страны.
  • Постановления правительства.
  • Нормативно-правовые акты, которые устанавливают статус министерств, служб и агентств федерального уровня.
  • Нормативные акты федеральных органов власти (исполнительной) и министерств.

Функции административного права

Определив, какое место занимает административное право в правовой системе, необходимо сказать и о функциях, которые оно призвано выполнять. Смысл данного понятия заключается в основных направлениях отраслевого правового воздействия в целом на общественные отношения. Традиционно принято выделять две основные функции: регулятивную и охранительную. Первая выражается в воздействии посредством установления обязанностей и прав, ограничений, запретов, компетенций и полномочий субъектов административного права на общественные отношения. Ее потенциал максимально реализуется посредством организационной, исполнительной, разрешительной, нормотворческой и контроль-надзорной деятельности.

Суть охранительной функции заключается в побуждающем воздействии административного права к соблюдению установленных государством норм в данной области. При этом используются меры принуждения, восстановительные санкции, принципы юридической ответственности.

Ведь административно-публичная деятельность, регулируемая нормами административного права , осуществляется во всех без исключения сферах жизнедеятельности государства и общества : политической, экономической, социально-культурной, правоохранительной. Имеются определенные особенности административно-правового воздействия на возникающие в каждой из этих сфер общественные отношения. Указанные особенности закрепляются нормами административного права, а следовательно, оказывают влияние и на построение этих норм, на их систему.

Итак, система административного права - это внутреннее строение данной отрасли права, подразделение ее на относительно самостоятельные группировки правовых норм, обусловленное спецификой предмета административно-правового регулирования .

В действующем административном законодательстве РФ система административного права четко не просматривается. Это связано с тем, что нормы административного права не сосредоточены, как, например, нормы гражданского или уголовного права в одном кодифицированном нормативном правовом акте, а разбросаны по различным федеральным законам, законам субъектов РФ и много-численным подзаконным нормативным правовым актам.

Система административного права как отрасль права может быть построена лишь теоретически - посредством логического подразделения большого массива действующих административно-правовых норм на определенные части, связанные между собой.

В административно-правовой науке в систему административного права традиционно включают общую и особенную части, которые, в свою очередь, подразделяются на определенные административно-правовые институты или иные образования.

Общая часть административного права включает в себя правовые нормы, определяющие наиболее общие, основные начала правового регулирования в административно-публичной сфере. В структуре общей части административного права теоретически можно выделить группы административно-правовых норм, определяющие:

  1. общие правовые начала (принципы) организации и осуществления административно-публичной деятельности, а именно исполнительной власти и исполнительно-распорядительной деятельности органов местного самоуправления ;
  2. основы административно-правового статуса физических лип, т.е. их наиболее общие права, обязанности и юридическую ответственность в административно-публичной сфере;
  3. основы административно-правового статуса организаций, т.е. их наиболее общие права, обязанности и юридическую ответственность в административно-публичной сфере;
  4. общие правовые основы построения и деятельности административных органов, в частности органов исполнительной власти ;
  5. основы правового статуса государственных служащих ;
  6. правовые формы осуществления административно-публичной деятельности;
  7. методы осуществления административно-публичной деятельности, в том числе основания и порядок привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности ;
  8. общие правовые процедуры осуществления административно-публичной деятельности, в том числе основы административного процесса .

Как отмечалось выше, все эти группы административно-правовых норм выделены нами условно, поскольку в действующем законодательстве они, как правило, не обособлены и содержатся в различных нормативных правовых актах, причем нередко вместе с нормами особенной части административного права.

Особенная часть административного права включает в себя правовые нормы, регулирующие особенности осуществления административно-публичной деятельности и порядок публичного взаимодействия физических лиц и организаций (административный правопорядок) в различных сферах жизнедеятельности государства и общества.

В структуре особенной части административного права в зависимости от сферы жизнедеятельности государства и общества, регулируемой административно-правовыми нормами, можно выделить группы норм, определяющие административный порядок в следующих сферах:

  1. экономики - промышленности , энергетики, сельского хозяйства , транспорта и связи, строительства , жилищно-коммунального хозяйства, торговли (их совокупность обобщенно может быть названа административно-экономическим правом);
  2. финансов - формирования и исполнения бюджетов всех уровней, налогообложения , денежного обращения , совершения валютных операций (их совокупность данных норм обобщенно может быть поименована административно-финансовым правом);
  3. социально-культурной - труда и социальной защиты населения , здравоохранения, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта, туризма и молодежной политики (их совокупность обобщенно может быть названа административно-социальным правом);
  4. обороны и функционирования вооруженных сил, иных войск и воинских формирований (их совокупность обобщенно может быть названа военно-административным правом);
  5. обеспечения государственной безопасности, т.е. безопасности конституционного строя , суверенитета и территориальной целостности государства (их совокупность может быть обозначена понятием «право государственной безопасности»;
  6. обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью , функционирования судебной власти (совокупность таких административно-правовых норм обобщенно может быть поименована понятием «административно-охранительное право»;
  7. иностранных дел, т.е. в сфере внешних сношений государства с другими государствами, иностранными и международными организациями (их совокупность обобщенно может быть названа административно-иностранным правом).

Указанные группы административно-правовых норм, составляющих особенную часть административного права, как правило, сосредоточены в отдельных федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах, регулирующих общественные отношения в соответствующей сфере жизнедеятельности государства и общества.

Четкая и стройная система административного права может быть построена лишь на основе соответствующей системы административного законодательства России , которая в настоящее время отсутствует.

Система административного законодательства, по нашему мнению, должна быть построена следующим образом:

  1. Административный кодекс РФ, объединяющий наиболее общие нормы административного права, определяющие, в частности, основы построения и деятельности системы административных органов, в том числе органов исполнительной власти, типичные правовые формы и методы их деятельности, основы административно-правового статуса индивидуальных субъектов и организаций;
  2. федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые на основе Административного кодекса РФ и содержащие специальные нормы административного права, регламентирующие основы построения и функционирования отдельных институтов общей части административного права (законы о государственной службе , об административных процедурах, об админи-стративной ответственности и т.п.);
  3. федеральные законы, в том числе кодифицированные, и подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые на основе Административного кодекса РФ и иных общеадминистративных федеральных законов и содержащие специальные нормы административного права, регламентирующие особенности административ-ного правопорядка в отдельных сферах жизнедеятельности государства и общества (Транспортный кодекс, Образовательный кодекс, Основы законодательства о здравоохранении, Санитарный кодекс, Основы законодательства о культуре, Основы организации и деятельности органов внутренних дел, Кодекс общественной безопасности, Исполнительный кодекс и др.).

На основе указанных выше федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, образующих остов федерального административного законодательства, субъекты Российской Федерации вправе в пределах своего ведения принимать (издавать) законы и подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы определения и обеспечения административного правопорядка на своей территории.



Просмотров