План лекции по юриспруденции. Правоведение

Рецензенты:

С.Н. Цветков, судья пятой квалификационной категории районного суда ОАО г. Омска; В.А. Шеменев, преподаватель каф. «Экономика и управления недвижимостью» СИБАДИ,

Косьмин А.Д., Воропаева Т.Ю.

К71 Правоведение: Курс лекций. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006 – 68 с.

Работа представляет собой краткий конспект лекций по дисциплине «Правоведение», предназначенный для студентов вузов неюридического профиля всех специальностей, в том числе дистанционного обучения для специальностей: «Химическая технология органических веществ» и «Связи с общественностью». В кратком курсе лекций излагаются основные положения правовых знаний.

Печатается по решению редакционно-издательского совета ОмГТУ

© А.Д. Косьмин, Т.Ю. Воропаева, 2006 © Омский государственный технический университет, 2006

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их. Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение права, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Провозглашена ответственность государства за реализацию политических, экономических, социальных и иных возможностей личности, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Задачи курса «Правоведение»: выработать умение понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

- усвоить основные положения права, знание которых наиболее часто требуется в процессе гражданских, предпринимательских, административных, трудовых, семейных, образовательных и других правоотношений;

- обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, правовой и политической культурой, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности, уважать закон и бережно относиться к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина;

- понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Лекция 1. Общество и государство, политическая власть. Роль и значение

власти в обществе. Понятие государства и его признаки. Типы и формы государства. Формы правления, государственного устройства, политического режима. Государство и гражданское общество. Правовое государство: понятие и признаки.

Роль и значение власти в обществе

Власть – право и возможность управлять другими людьми, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, основанная одновременно на авторитете и на принуждении.

Власть в обществе выполняет следующие функции:

- установление единых общеобязательных правил поведения для всех членов общества;

- обеспечение согласованности индивидуальных действий членов общества;

- выявление и реализация общих интересов членов общества и др.

Понятие государства и его признаки

История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя. Общественное разделение труда явилось первой предпосылкой возникновения государства. С появлением частной собственности на средства производства появилась необходимость ее защиты. Образование моногамной семьи сыграло последнюю роль в разрушении первобытного строя и образования государства, решение общих дел населения.

Существует множество определений государства. Приведем одно из них. Государство – это политико-территориальная организация общества, осно-

ванная на экономических отношениях людей, которые характеризуются публичной властью, призванная решать общие дела населения с помощью аппарата принуждения и осуществляющая свою деятельность на собираемые с населения налоги.

Признаки государства:

1. Территория

2. Население

3. Публичная власть

4. Аппарат государственного принуждения

5. Единая система налогообложения и займа

6. Наличие инфраструктуры, действующей по единым правилам и др.

Типы государств:

1. Рабовладельческое

2. Феодальное

3. Капиталистическое

4. Социалистическое

Формы государства Форма государства – это такое устройство, которое выражается в характере

политических отношений между всеми субъектами государства в процессе управления, в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно - территориальном делении государства (форма государственного устройства).

Политический режим – совокупность приемов и методов осуществления власти. Выделяются два вида политических режимов – демократический и антидемократический. Демократический политический режим – отсутствие единой обязательной для всех идеологии. Характеризуется наличием многопартийности, реальных политических прав и свобод, допускает существование оппозиции. Для антидемократического режима характерно следующее: власть узкой правящей группировки или диктатора; сосредоточение государственной власти в одних руках; права и свободы человека установлены законом, но попираются государством; тотальный контроль государства за частной жизнью граждан, преследование оппозиции и инакомыслия; господство официальной идеологии; ограничение свободы слова. Виды антидемократического режима: тоталитарный, авторитарный и др.

Форма правления - организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Существуют две формы правления: монархия и республика.

Монархия – характеризуется тем, что у нее есть единый пожизненный носитель верховной власти. Власть монарха наследственная – эта власть не производна от власти народа. Виды монархии: абсолютная монархия и ограниченная (конституционная) монархия.

Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок. Виды республик: президентская, парламентская и смешанная.

Форма государственного устройства – это внутреннее деление государства,

правового положения его частей, их взаимоотношение друг с другом и с центральными органами власти.

Унитарное государственное устройство – это единое централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, подчиненных центральным органам власти.

Конфедерация – временный юридический союз государств, которые образуются для достижения конкретных целей.

Федерация – это союзное государство, объединяющее несколько государственных образований, каждое из которых имеет свои органы государственной власти.

Гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество – это совокупность относительно независимых от государственного регулирования общественных отношений (социальных, культурных, семейных, религиозных).

Правовым называютгосударство, которое в своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Признаки правового государства

1. Верховенство закона.

2. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Конституционно-правовой контроль.

4. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития.

5. Признание равенства, равноправия граждан.

6. Взаимная ответственность государства и личности.

7. Правовое государство – это суверенное государство.

8. Принцип плюрализма.

9. Правовое государство является социальным государством

Лекция 2. Право: понятие, нормы, отрасли

Понятие права, его признаки. Функции права. Норма права, ее структура. Формы (источники) права. Закон и подзаконные акты. Отрасли права: понятие и система.

Понятие права. Его признаки Право – это система установленных или санкционированных государством

общеобязательных, формально определенных правил общего характера (норм), обеспеченных государственной защитой.

Основные признаки права:

– Нормативность.

Формальная определенность.

Государственная гарантированность.

Общеобязательность.

– Системность.

Определенность (ясность, четкость).

Функции права:

– Экономическая

– Политическая

Социально-культурная

Правоохранительная ее цель – восстановление нарушенных прав и наказание лиц, допустивших такие нарушения.

Регулирующая функция – установление механизма реализации принадлежащих субъекту прав.

Норма права

Первичным элементом системы права выступают правовые нормы. Нормы права – это общеобязательные правила поведения участников общественных отношений, закрепленные государством.

Структура нормы права

Каждая юридическая норма является своеобразной микросистемой и состоит из трех взаимосвязанных структурных элементов: гипотезы, диспозиции и

Диспозиция – часть юридической нормы, которая указывает на суть и содержание самого правила поведения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство.

Гипотеза – часть юридической нормы, которая содержит перечень условий, при которых норма действует, а также очерчивает круг субъектов, к которым она адресована.

Санкция – часть юридической нормы, где называются поощрение или карательные меры, наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции.

Источники (формы) права

Под источником права понимается форма, по которой существуют правила поведения. Источники права – официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм.

Виды источников права:

Различают следующие формы права: правовой обычай, юридический прецедент, юридическая доктрина, нормативный правовой акт, нормативный договор.

1. Правовым обычаем называют санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате постоянного повторения людьми определенных действий.

2. Юридический прецедент (судебная или административная практика) – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает обязательное значение.

3. Юридическая доктрина представляет собой один из вспомогательных источников права. Труды ведущих юристов широко применялись в качестве источников права в Древнем Риме, в мусульманских странах, в Англии.

4. Одним из основных способов оформления юридических норм являются нормативные правовые акты . Нормативно-правовой акт – официальный государственный документ, принятый уполномоченным государственным органом, который содержит правила общего характера, обязательные для неопределенного круга лиц.

5. Нормативный договор – соглашение двух или более сторон, устанавливающее нормы права. Получил распространение как источник права в последнее время. Нормативный договор широко применяется в трудовом, гражданском и особенно в международном праве.

По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на за-

коны и подзаконные акты.

Закон – нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой.

Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Они принимаются на основе и во исполнение закона. Они призваны конкретизировать основные положения законов и не могут противоречить им.

Конституция РФ обладает наивысшей юридической силой, закрепляет основные права и свободы граждан, экономическую, социальную, политическую структуры общества.

Система права Система права – это внутреннее строение права, выражающееся в единстве,

согласованности всех действующих правовых норм. Система права состоит из взаимосвязанных элементов: норм права, институтов права, подотраслей права, отраслей права.

Предмет правового регулирования – это совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия и подвергающихся ему (семейные отношения, алиментные отношения).

Метод правового регулирования – это обусловленный предметом регулирования способ воздействия на общественные отношения (метод запрета, метод предписания).

Правовой институт – группа юридических норм, регулирующих отдельный подвид общественных отношений.

Отрасль права – совокупность юридических норм, регулирующих один и тот же вид общественных отношений при помощи определяемого им метода (гражданское право).

Подотрасль права – это совокупность правовых норм и институтов, регулирующих группу однородных общественных отношений.

Отрасли права

Можно выделить следующие отрасли права: конституционное (государственное), гражданское, административное, трудовое, уголовное, уголовнопроцессуальное, гражданско-процессуальное, гражданское, семейное, финансовое, земельное и др.

Конституционное (государственное)право – это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия. Главным источником государственного права является Конституция – Основной закон государства.

Административное право – отрасль права, которая состоит из норм, регулирующих общественные отношения и складывающихся в сфере административного управления. Нормы административного права закрепляют принципы государственного управления, регламентируют процедуру создания и правовой статус его органов, определяют порядок прохождения государственной службы, права и обязанности служащих государственного аппарата.

Гражданское право – наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы.

Трудовое право – отрасль права, которая регулирует трудовые отношения (заключение трудовых договоров, время труда и отдыха, различные гарантии рабочим и служащим, связанные с фактом заключения, изменения или расторжения трудового договора).

Земельное право – отрасль права, которая регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов и другие земельные правоотношения.

Семейное право – отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения.

Уголовное право представляет собой комплекс норм, регулирующих охрану общественных отношений от преступных посягательств.

Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства, порядок обжалования судебного решения.

Уголовно-процессуальное право – это отрасль права, которая регулирует основание и порядок производства по уголовным делам. Нормы уголовнопроцессуального права закрепляют права и обязанности участников уголовного процесса, порядок производства дознания и предварительного следствия, рассмотрения и разрешения уголовных дел в судах, процедуру обжалования и исполнения приговоров.

Международное право – система норм, выражающая согласованную волю различных государств. Оно возникло в результате международного разделения труда, формирования общего рынка, необходимости совместного решения глобальных проблем современности: обеспечения мира и безопасности, экологических проблем, борьбы с международной преступностью и др.

Основными источниками международного права являются международные договоры.

Международное право подразделяется на частное и публичное.

Частное право – совокупность отраслей права, призванных обеспечивать интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое, наследственное право). Они определяют взаимные юридические права и обязанности посредством договора.

Публичное право – совокупность отраслей права, призванных обеспечивать интересы государства и общества в целом (конституционное, административное, финансовое, уголовное, уголовно-процессуальное право).

В системе права принято выделять группы отраслей материального иот-

раслей процессуального права.

Материальное право представляет собой совокупность отраслей, непосредственно регулирующих общественные отношения. Их нормы содержат правила, являющиеся первичными для возникновения у субъектов соответствующих прав и обязанностей (конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное право).

Процессуальное право определяет порядок применения норм материального права при разрешении конкретных юридических дел. Его нормы в первую очередь регламентируют деятельность суда по защите и восстановлению нарушенных прав субъектов.

Лекция 3. Правоотношения и их участники

Понятие и состав правоотношения. Участники (субъекты) правоотношений. Физические и юридические лица, их правоспособность и дееспособность. Деликтоспособность. Субъективное право и юридическая обязанность. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.

Понятие правоотношения и его состав Правовые отношения – это индивидуализированные общественные отно-

шения, взаимное поведение участников которых юридически закреплено и обеспечивается государственным принуждением.

В состав правоотношений входят: субъекты правоотношения, объекты, содержание правоотношения.

Субъекты права

– Физические лица - индивидуальные субъекты права: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства.

Юридическое лицо – это организация, имеющая обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет и способное от своего имени приобретать права и выполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

– Государство.

Правоспособность – это способность субъекта иметь права и обязанности.Дееспособность – это способность лица своими действиями приобретать права

и выполнять возникшие у него обязанности. Дееспособность подразделяется на общую, отраслевую и специальную.

Общая – способность лица в пределах данной социально-политической системы быть субъектом права.

Отраслевая правосубъектность - способность лица быть субъектом правоотношений определенной отрасли права.

Специальная – способность лица быть субъектом определенных правоотношений, складывающихся внутри отдельной отрасли права.

Физические лица, как субъекты могут быть полностью дееспособными (с 18 лет); ограниченно дееспособными (с 14 до 18 лет); частично дееспособными (с 6 до 14 лет); ограниченные в дееспособности судом (лица, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотическими или токсическими веществами).

Деликтоспособность – способность лица отвечать за совершенные правонарушения.

Государство как субъект правоотношений имеет определенные особенности. Государство – субъект политический, властный, суверенный. Оно не зависит от других субъектов, само устанавливает свой юридический статус и статус всех участников правоотношений.

Государственный орган – основной структурный элемент аппарата государственной власти.

и обязанности, составляющие содержание правоотношений.

Вещи и иные материальные блага.

Личные и материальные блага.

Интеллектуальная собственность.

Субъективное право – это мера свободы правомочного, которой соответствует правовая обязанность других лиц.

Юридической обязанностью называется юридическая мера должного поведения, которой следует обязанное лицо по требованию правомочного.

Понятие юридических фактов Юридические факты – это такие фактические обстоятельства, с которыми

закон связывает возникновение и применение или прекращение правоотношений.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Российский государственный аграрный заочный университет"

(ФГОУ ВПО РГАЗУ)

ПРАВОВЕДЕНИЕ

КУРСЛЕКЦИЙ

студентам 1 курса всех специальностей

Лекция 1 . ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА. ИСТОЧНИКИ ПРАВА. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАКОНОВ. КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ И ОБЫКНОВЕННЫЕ ЗАКОНЫ

1.1. Понятие права

1.4. Функции права

1.5. Принципы права

1.6. Понятие источника права. Виды источников права

1.7. Понятие и виды законов. Конституция, конституционные и обыкновенные законы

1.8. Подзаконные нормативные акты

1.9. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц

Лекция2. ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.2. Трудовые правоотношения

2.6. Трудовая дисциплина

Лекция 3. ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

3.1. Общая характеристика земельного законодательства РФ

3.2. Право собственности на землю и иные права

3.3. Плата за землю

3.4. Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

Лекция 4. ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

4.1. Понятие уголовного права, его предмет и система

4.2. Уголовный закон

4.3. Преступление

4.4. Наказание

Лекция 5. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

5.1. Понятие и определение экологического права

5.2. Экологическое право как отрасль права. Принципы экологического права

5.3. Экологический контроль

5.4. Ответственность за экологические правонарушения

Лекция 1 . ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА. ИСТОЧНИКИ ПРАВА. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАКОНОВ. КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ И ОБЫКНОВЕННЫЕ ЗАКОНЫ

1.1. Понятие права

1.2. Сущность и социальное назначение права

1.3. Соотношение государства и права

1.4. Функции права

1.5. Принципы права

1.6. Понятие и виды законов. Конституция, конституционные и обыкновенные законы

1.7. Понятие источника права. Виды источников права

1.8. Понятие и виды законов. Конституция, конституционные и обыкновенные законы

1.9. Подзаконные нормативные акты

1.10. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц

1.1. Понятие права

Право возникает объективно на определенном этапе развития человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношениях, в управлении обществом. Нормы права сложились в результате преобразования древних обычаев - так называемых мононорм , выражающих коллективную волю первобытной общины (см. более подробно гл. 3), в предписания, отражающие интересы и потребности социальных групп и слоев, стоящих у власти.

Право - это совокупность (система) норм, то есть правил поведения людей в обществе, которая представляет собой действенный регулятор общественных отношений; единая система норм, которые обязательны для всех лиц, находящихся на территории государства);» Право есть совокупность (система) норм , т.е. правил поведения людей в обществе . Это определенные эталоны, модели человеческого поведения, обеспеченные принудительным воздействием государства. Характерная черта права - тесная связь и взаимообусловленность всех действующих норм, неразрывное единство последних. Одни нормы могут развивать, дополнять и конкретизировать другие, сужать или расширять их смысл и сферу действия, устанавливать исключения из общих правил и т.д.

Право представляет собой действенный регулятор общественных отношений , средство установления порядка в обществе. Такое регулирование осуществляется в нескольких формах.

Во-первых, оно предоставляет, а также обеспечивает и охраняет определенные возможности поведения участников общественных отношений - субъективные права и свободы (право избирать и быть избранными, заключать договоры, вступать в брак, свобода слова и т.д.).

Во-вторых, устанавливает необходимость тех или иных действий позитивного характера - регулятивные обязанности (платить налоги, исполнять служебные обязанности, воинский долг и т.д.).

В-третьих, запрещает определенные деяния, которые вредны или опасны для общества, - негативные обязанности (хулиганство, служебный подлог, нарушение правил дорожного движения и т.д.).

Наконец, право предусматривает меры принудительного воздействия в случае нарушения предписаний правовых норм - юридические санкции .

В любом случае регулятивный характер права проявляется в установлении, обеспечении и охране существующих в неразрывном единстве прав и обязанностей отдельных лиц, их объединений, государственных органов, хозяйственных подразделений.

Нормы права принимаются либо санкционируются государством , не могут возникнуть и существовать без законодательного решения государственной власти. Другие же социальные нормы создаются обществом в целом (обычаи, мораль) либо какой-то его частью (корпоративные, религиозные нормы) без участия властных государственных структур. Право есть единая система норм, которые обязательны для всех, находящихся на территории государства, в то время как другие нормы обязательны лишь для отдельных социальных групп людей либо не являются властными, категорическими императивами для всех. Кроме того, юридические нормы формально определены , т.е. формулируются в официальных письменных документах (законы, указы, судебные прецеденты и др.), отличающихся наибольшей степенью четкости, определенности и конкретности по сравнению, например, с моралью, которая состоит, в первую очередь, из общих принципов поведения.

Наконец, характерная черта права проявляется в том, что его предписания обеспечиваются принудительной силой государства , применением юридических санкций в случае их нарушения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, разрешения споров и наказания правонарушителей, восстановления нарушенного порядка. Другие же социальные нормы охраняются от нарушений другими средствами. Так, мораль обеспечивается общественным мнением, реакцией коллектива, а также внутренними стимулами (честь, стыд, совесть).

1.2. Сущность и социальное назначение права

Если раньше, в предшествующие эпохи развития человечества, право представляло собой, в первую очередь, орудие господства определенной части общества, обладающей средствами производства (рабовладельцы, феодалы, промышленная и торговая буржуазия), то ныне в развитых цивилизованных странах оно выражает волю всего общества в целом и направлено на то, чтобы:

охранять и защищать интересы личности;

согласовывать потребности различных социальных слоев в государстве (предприниматели, интеллигенция, фермеры, расовые, национальные и иные общности и т.д.);

координировать их интересы, быть арбитром в разрешении конфликтов между людьми и их коллективами.

Это средство достижения оптимального согласования между общественными, групповыми и индивидуальными интересами, общенациональным благом и частными потребностями конкретного индивида.

Без права не может существовать современное общество, это объективно необходимый элемент мировой цивилизации. Прежде всего, оно является важным инструментом регулирования экономических отношений в обществе, обеспечения нормального функционирования хозяйственного механизма внутри страны, а также оптимальной организации международного экономического сотрудничества.

В социалистическом государстве экономика, основанная на государственной собственности на средства производства, практически полностью регулировалась правовыми средствами. Объем и направление производства определялись таким юридическим документом, как план. Законом определялись количество, ассортимент и цены выпускаемой продукции, адреса распределения, источники денежных и материальных ресурсов, заработная плата и т.д.

В условиях же рыночной экономики право, гарантируя свободу предпринимательства и частной собственности, суверенитет предпринимателя, выполняет иные функции. Оно определяет общие условия нормального функционирования хозяйственного механизма, обеспечивает ритмичную согласованную работу всех его звеньев.

Закон устанавливает и гарантирует:

равноправное существование различных форм собственности (частной, государственной, муниципальной и др.);

права и обязанности участников хозяйственного оборота;

порядок разрешения имущественных споров;

ценообразование;

защиту прав потребителей;

заботу о социально незащищенных слоях населения (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные и др.).

Он также устанавливает:

меры юридической ответственности за неисполнение договорных обязательств;

имущественный вред за порочные, вредные для общества и отдельной личности, формы ведения хозяйства (злоупотребление рекламой, товарным знаком, монополизация отдельных отраслей экономики, производство наркотиков и др.).

Наконец, без закона невозможна бюджетно-финансовая деятельность в государстве (налоговая политика, кредитование хозяйственной деятельности, банковское дело, составление государственного бюджета и контроль за его исполнением и т.д.).

1. Роль права объективно необходима также для обеспечения подлинного народовластия в стране, установления и охраны институтов демократии . Конституция и другие законы определяют порядок свободных выборов высшего представительного органа и президента страны, их полномочия и порядок деятельности, взаимоотношение законодательной и исполнительной властей, судебный и прокурорский контроль за исполнением законов, организацию деятельности всех звеньев механизма государства.

2. Без развернутой системы права невозможны также установление, обеспечение и эффективная охрана прав и свобод личности , забота о человеке, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

3. Не менее важна также роль права в регулировании трудовых, брачно-семейных отношений, в обеспечении рационального использования природных богатств и экологической безопасности .

4. Объективная потребность права связана также с необходимостью обеспечить дисциплину, без которой невозможно современное цивилизованное сообщество людей, ответственность граждан перед обществом и государством , решительно и эффективно бороться с деяниями, которые наносят ущерб общественным отношениям, правам и интересам личности, хозяйственным структурам, искоренить такое уродливое явление, как преступность и иные формы нарушения общественного порядка.

5. Наконец, не менее значительна роль права в современных условиях как действенного инструмента расширения экономического, политического, культурного и иного сотрудничества между государствами , обеспечения мира между народами, разоружения, предотвращения конфликтов в различных регионах земного шара, установления единого мирового порядка.

Объективной закономерностью современного мира является всемерное возрастание роли и значения права и законности во всех основных сферах общественной жизни. Связано это со все большим усложнением социальных отношений, возрастанием их числа и специализации, повышением уровня демократизма в экономической, политической и идеологической сферах, усилением заботы государства о личности, его благополучии и безопасности, об обеспечении и охране его прав и свобод, заботой о экологической безопасности человечества.

1.3. Соотношение государства и права

Право тесно связано с государством. Они одновременно возникают и параллельно развиваются. Именно государство создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от нарушений с помощью своего принудительного аппарата. С другой стороны, право упорядочивает деятельность государственного аппарата, ограничивает произвол чиновников, обеспечивает цивилизованные взаимоотношения между личностью и государством, господство закона в обществе. Функции государства, его управленческая деятельность не могут осуществляться вне и независимо от закона.

1.4. Функции права

Под ними обычно понимаются основные направления воздействия права на общественные отношения, которые предопределяются социальным назначением права в жизни общества.

1. Одна из основных функций - регулятивная , которая обеспечивает упорядочение общественных отношений, направлена на установление правил поведения людей позитивного свойства, не связанных с правонарушениями.

В свою очередь, она подразделяется на:

динамическую регулятивную функцию , обеспечивающую активное поведение людей, использование субъективных прав (избирательное право, право обращения в суд и т.д.) либо исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского долга и т.д.), и

статическую функцию , закрепляющую общественные связи и порядки (установление равноправия граждан перед законом и судом, закрепление права собственности и т.д.).

2. Охранительная функция направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту от нарушений прав личности и других субъектов права, обеспечение охраны законности в стране (профилактика и расследование правонарушений, разбирательство дел о правонарушениях, применение мер уголовной, административной и других видов юридической ответственности).

3. Воспитательная функция заключается в воздействии на волю и сознание людей в целях обеспечения атмосферы законопослушания, привития психологических установок и ценностных ориентаций на правомерное поведение, воспитания чувства уважения к закону, повышения авторитета права, а также в пропаганде идей гуманизма, справедливости, демократизма, приоритета прав и свобод личности, верховенства закона в правовой системе. Она направлена также на обеспечение знания людьми нормативных предписаний, правовое просвещение.

1.5. Принципы права

Это основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулирования. Они лежат в основе создания и реализации действующего права, ориентированы на дальнейшую демократизацию всех сфер общественной жизни, формирование правового государства.

Обычно различаются:

отраслевые принципы , характерные для одной отрасли права (так, трудовое право обеспечивает принцип материальной заинтересованности работников в результатах своего труда, гражданского - принцип полного возмещения имущественного вреда);

межотраслевые , проявляющиеся в двух или более отраслях (например, принцип состязательности в уголовном, гражданском и арбитражном процессе);

общеправовые принципы. Общеправовые принципы - это:

широкие социальные, этико-правовые начала правового регулирования (демократизм, установление, обеспечение и охрана прав личности, гуманизм, справедливость, законность, равноправие, обеспечение верховенства, ведущей роли закона среди всех источников права и др.);

сформулированные еще римскими юристами принципы, отражающие специфические черты права как социального регулятора отношений (например, недопустимость ссылок на незнание закона, придания ему обратной силы при установлении либо ужесточении наказания, злоупотребления правом, возможности быть судьей в собственном деле, презумпция невиновности, правила о том, что все сомнения трактуются в пользу обвиняемого, что не может быть преступления и наказания без закона и др.).

1. 6 Понятие и виды законов. Конституция, конституционные и обыкновенные законы

Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением народа путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения.);

Закон

Закон

федеративное устройство;

основы правосудия;

избирательную систему.

Конституция

Конституционные законы

Обыкновенные законы

Кодификационный закон

Основы законодательства

кодекс

1.7. Понятие источника права. Виды источников права

Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.

1. Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст.5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

2. Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например, «общее право» Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутано и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.

3. Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

4. Религиозные тексты - это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран - собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда).

5. Доктринальные тексты - это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII-XIV веках труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.

6. Общие принципы права - это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст.6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона.

7. Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.

Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в механизме государства, а также характером самих актов.

Различаются:

конституция - основной закон государства;

конституционные законы;

обыкновенные законы;

подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).

1.8. Понятие и виды законов. Конституция, конституционные и обыкновенные законы

Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.

Как самостоятельный источник права закон сложился давно и пришел на смену правовому обычаю (законы Хаммурапи в древнем Вавилоне, законы XII таблиц в древнем Риме, Саксонское зерцало в средневековой Европе, Русская Правда на Руси и др.). В эпоху рабовладения и феодализма законы в основном служили формой обработки и систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов.

В период буржуазно-демократических революций, когда был провозглашен принцип сосредоточения законодательной власти в руках народного представительства (парламента), за законом, принимаемым парламентом, стала признаваться высшая юридическая сила, верховенство и непререкаемость по отношению к другим правовым актам государства.

Закон - высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.

Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган, кроме высшего органа законодательной власти, не может отменить или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер и не могут ему противоречить.

Закон всегда нормативен, т.е. содержит нормы права, для него характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: подготовка законопроекта, законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его обнародование.

Наивысшей юридической силой среди всего массива законов обладает Конституция, а также законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию.

Будучи основным законом государства, Конституция определяет и закрепляет:

организацию государственной власти;

закрепляет основы конституционного строя;

основные права и обязанности граждан;

федеративное устройство;

систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования;

основы правосудия;

избирательную систему.

Конституция - государственно-политический документ учредительного характера, основополагающее начало всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей правотворческой деятельности.

Конституционные законы (в некоторых зарубежных странах, например, во Франции, их называют органические законы) - это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно конституцией. Они являются своеобразным «продолжением» Конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия.

Обыкновенные законы , издающиеся в процессе текущей законодательной деятельности, составляют основную массу законов. Они, в свою очередь делятся, на кодификационные и текущие.

Кодификационный закон определяет нормативные основы отдельной отрасли (института) законодательства, регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, борьба с преступностью и т.д.). Он является единым внутренне связанным документом, включающим как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества.

Кодификационные законы могут выражаться в различных формах. Одна из них - это Основы законодательства - акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в иных актах Федерации и ее субъектов. В настоящее время в Российской Федерации действуют основы законодательства об охране труда, об охране здоровья граждан, о нотариате и некоторые другие.

Чаще всего используемый вид кодификационного закона - это кодекс . Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс) . В настоящее время во главе большинства отраслей российского федерального законодательства стоят кодексы, основная масса которых ныне подвергается существенной переработке. Кроме того, в современных условиях право принятия кодексов принадлежит также и субъектам Российской Федерации.

В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и т.д.

В последние годы в Российской Федерации развернулась интенсивная деятельность по подготовке и принятию новых законов. За период с начала 90-х годов и до настоящего времени было издано около полутора тысяч законов. Были приняты такие важнейшие законы, непосредственно отражающие проведение экономической реформы и демократизацию всех сфер жизни России, как Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Налоговый кодекс, законы о референдуме, о выборах и др. Роль закона в российском государстве неизмеримо возрастает. Он все более становится основным и решающим документом, определяющим основные направления регулирования общественных отношений, их охрану и защиту; неуклонно увеличивается удельный вес законов в общей системе нормативных актов.

В федеративном государстве законы могут издаваться как федеральными органами законодательной власти, так и органами законодательной власти субъектов Федерации.

1.9. Подзаконные нормативные акты

Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненности между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в общей иерархической системе органов государства.

В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, их можно разделить на общие, ведомственные, местные и локальные (внутриорганизационные).

1. Общие подзаконные акты издаются правотворческими органами общей компетенции. С их помощью осуществляется оперативное государственное руководство и координация экономической, политической и социально-культурной жизни страны.

Главное место в системе общих подзаконных актов принадлежит:

указам президента как главы государства, которые обладают наибольшей юридической силой после закона и регламентируют основные направления внутренней и внешней политики государства;

акты правительства (следующая ступень), принимаемые на основе и во исполнение законов и указов Президента и решающие оперативные вопросы управления экономикой, социально-культурным строительством, обороной страны и т.д.

2. Ведомственные нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции министерствами, госкомитетами и иными ведомствами, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующего ведомства (таможенные, транспортные, банковские отношения, вопросы организации образования, охраны здоровья и т.д.). Обычно такие акты издаются в форме приказов, инструкций, постановлений, распоряжений, положений, писем, указаний, уставов и др.

В ряде случаев министерствам и ведомствам предоставляется право издавать нормативные акты, действие которых распространяется и на неподчиненные непосредственно им объекты управления, а также на граждан. Такие акты принимаются в частности Министерством финансов РФ, Центральным Банком, Санэпидназором и т.д. Ныне установлен порядок регистрации нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Такая регистрация осуществляется Министерством юстиции РФ.

3. Местные нормативные акты принимаются представительными и исполнительными органами на местах (в районах, городах, поселках и т.д.). В Российской Федерации это органы местного самоуправления.

4. Локальные (внутриорганизационные) нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции администрацией предприятий, учреждений, организаций для регулирования их внутренней деятельности (организация труда, служебная дисциплина) и распространяют свое действие на работников (членов) соответствующих предприятий, учреждений, организаций. Таковы, например, Правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии.

1.10. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц

По общему правилу нормативный акт применяется к отношениям, имевшим место после его вступления в силу и до утраты им силы.

В Российской Федерации существуют следующие способы вступления нормативного акта в силу:

указание в самом акте либо в акте о вступлении его в силу календарной даты начала его действия (так, ныне действующий Уголовный кодекс РФ вступил в силу с 1 января 1997 г.);

указание определенного факта, события, с которыми связывается вступление акта в силу («с момента принятия», «с момента опубликования» и т.д.).

Если в принятом нормативном акте не определены такие дата, факт, событие, то применяются установленные законодательством общие правила вступления акта в силу. Так, законы РФ вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования. Имеющие нормативный характер акты Президента РФ вступают в силу на всей территории России по истечении семи дней после их опубликования в официальном источнике.

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее их официального опубликования. Иные постановления - со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Официальными изданиями, в которых публикуются указанные акты Российской Федерации, являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Законы РФ официально публикуются также в Парламентской газете.

Нормативные акты перестают действовать в силу различных обстоятельств. Акт временного действия теряет юридическую силу по истечении того срока, на который он был рассчитан (конкретная дата или наступление определенного события: отмена чрезвычайного положения, прекращение военных действий и т.д.). В иных случаях нормативный акт утрачивает силу в результате его официальной отмены. Кроме того, нормативный акт фактически утрачивает силу вследствие издания нового акта той же или вышестоящей юридической силы, содержание которого противоречит старому акту. Отсутствие официальной отмены в случае противоречия старого и нового акта в принципе ненормально, так как зачастую создает путаницу в правовом регулировании, споры и ошибки в юридической практике. Нормативный акт также фактически теряет свою силу, если он противоречит международному договору, заключенному Российской Федерацией, а также если он специальным решением Конституционного Суда признается неконституционным.

По общему правилу закон не имеет обратной силы, т.е. не действует на те факты, события, отношения, которые имели место до вступления его в силу. Он действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Правило запрета обратного действия закона, установленное еще в римском праве, обеспечивает правовую стабильность в обществе, уверенность граждан и юридических лиц в том, что они находятся под строгой опекой закона.

Юридическая практика выработала два типичных исключения из принципа «закон обратной силы не имеет».

Во-первых , он имеет обратную силу, если специально предусматривает применение своих норм к отношениям, возникшим до вступления этого закона в силу.

Во-вторых , имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие уголовную либо административную ответственность или иным способом улучшающие положение правонарушителя. В этом проявляется гуманная природа российского законодательства, его забота о личности.

По общему правилу нормативный акт действует на всей территории, на которую распространяет свои властные полномочия соответствующий правотворческий орган. Федеральные законы и иные нормативные акты действуют на всей территории Российской Федерации, нормативные акты ее субъектов распространяются на соответствующие республики, края, области, автономные округа, города федерального подчинения; акты местного самоуправления - на территорию соответствующих административных единиц (города, районы и т.д.).

В отдельных случаях нормативные акты могут иметь ограниченную сферу действия, то есть распространять свое действие только на определенную часть территории (районы Крайнего Севера, Дальний Восток, зона Чернобыльской аварии и т.д.).

На территории Российской Федерации законодательство действует на всех субъектов права, находящихся на ее территории - на граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов), на государственные органы, общественные организации, юридические лица. На граждан России ее законодательство распространяется и тогда, когда они находятся за рубежом. В ст.5 Закона о гражданстве от 23 ноября 1991 г. установлено, что российские граждане за пределами России пользуются ее защитой и покровительством. Российские граждане, совершившие преступления за рубежом, несут ответственность по уголовным законам России.

Многие законы распространяют свое действие не на всех граждан, а на их конкретную категорию, определяемую каким-либо общим признаком (студенты, пенсионеры, работники железнодорожного транспорта и т.д.). Из общего принципа равноправного правового положения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства есть определенные исключения, связанные с отсутствием российского гражданства у последних категорий лиц. Так, они не могут служить в Вооруженных силах страны, пользоваться избирательными правами, занимать ряд должностей в государственном аппарате. На иностранцев, обладающих дипломатическим иммунитетом (право экстерриториальности), в соответствии с действующим законом и международными договорами в случае совершения ими правонарушений не распространяется Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.

Лекция 2. ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.1. Понятие, предмет, метод, источники, принципы и функции трудового права

·2.2. Трудовые правоотношения

2.3. Коллективные договоры и соглашения

2.4. Трудовой договор. Порядок заключения и расторжения

2.5. Правовое регулирование существенных условий труда

2.6. Трудовая дисциплина

2.7. Порядок разрешения трудовых споров

2.1. Понятие, предмет, метод, источники, принципы и функции трудового права

Трудовое право - это отрасль права, которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, определяет режим совместного труда работников, устанавливает меру охраны труда и порядок рассмотрения трудовых споров. Нормы трудового права регулируют не технологические процессы, а социальные связи субъектов трудовых правоотношений, то есть общественные формы труда. С этой точки зрения труд ученого, изобретателя, писателя и другие индивидуальные формы труда не подлежат регуляции нормами трудового права, так как совершаются вне общественных отношений. Трудовое право регулирует общественные отношения, которые возникают по поводу применения и реализации способности к труду.

Предметом трудового права являются трудовые отношения, возникающие при применении работником своей способности к труду в процессе трудовой деятельности, а также другие общественные отношения, связанные с трудовыми.

К ним относятся:

отношения между работником и работодателем;

организационно-управленческие отношения профсоюзного органа, представляющего интересы трудового коллектива, с администрацией предприятия по поводу улучшения условий труда, быта и отдыха работников;

отношения по перераспределению рабочей силы;

отношения по поводу занятости и трудоустройства;

отношения, связанные с возмещением материального ущерба;

процессуальные отношения, возникающие при разрешении трудовых споров.

Метод трудового права имеет комплексный характер, так как сочетает в себе элементы диспозитивного и императивного воздействия на субъекты трудовых отношений.

Основные черты этого метода могут быть представлены в следующем виде:

1. Вовлечение граждан в общественное производство идет не с помощью директивного предписания, а на основе свободной заинтересованности , то есть путем предоставления участникам трудовых отношений договорной свободы. Добровольный и договорной характер трудовых отношений закреплен в ст. 37 Конституции РФ.

2. Трудовым отношениям, как и гражданско-правовым, присуще юридическое равенство сторон. Однако трудовые отношения помимо этого связаны с властно-распорядительными отношениями между работником и руководящими органами предприятия, что создает ситуацию неравенства сторон и сближает трудовые отношения с административными. В то же время трудовые отношения в гораздо большей степени строятся на гражданско-правовой основе, а юридическое неравенство сторон трудовых отношений проявляется...........

Страницы: | | | | | | | |

Предложенное учебное пособие ориентирует студентов неюридических специальностей на получение упорядоченных и концентрированных знаний и успешную сдачу экзамена по правоведению. Данная работа подготовлена с учетом опыта и достижений различных направлений отечественной юридической мысли, способствует изучению и познанию права. Существенное внимание уделено современным авторским подходам к определению места и роли права, правоотношению в механизме правового регулирования, правонарушениям, юридической ответственности и ее основаниям, основам конституционного, гражданского и трудового права. Материал соответствует федеральным государственным образовательным стандарту и учебным программам вуза по данной дисциплине.

Тема 1. ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

Тема 2. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Тема 3. СИСТЕМА ПРАВА

Тема 4. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА

Тема 5. НОРМЫ ПРАВА

Тема 6. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема 7. ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Тема 8. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Тема 9. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Тема 10. ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Тема 11. ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

Книги и учебники по дисциплине Правоведение, основы права:

  1. Бурдин, Василий Федорович.. Основы правовых знаний: учебное пособие: / В. Ф. Бурдин; М-во образования и науки, Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Ар­хангельск: КИРА,2016. - 157 с. - 2016 год
  2. Кононец А.Н., Листопадова Е.В., Мерецкая Н.А., Стрелкова Е.В., Туркулец С.Е., Филатов А.Е.. Правоведение: курс лекций / А.Н. Кононец, Е.В. Листопадова, Н.А. Мерецкая [и др.] ; под общ. ред. С.Е. Туркулец. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС,2013. - 202 с. - 2013 год
  3. Мухаев Раниш Тазитдинович. Правоведение. Учебник для студентов, обучающихся по неюридическим специальностям. M,2013. - 431 с. - 2013 год
  4. Гаврилов С. М.. Правоведение: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. I. Основы теории государства и права / С.М. Гаврилов. - Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та,2012. - 92 с. - 2012 год
  5. Низовцев В.В., Кетова Л.П., Реброва Н.М.. Правоведение: Учеб. пособие / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011. – 122 с. - 2011 год
  6. А.В. Карташов. Олимпиадные задания праву: сборник / сост.: А.В. Карташов; МО РМ, МРИО. - Саранск,2011. - 104 с. - 2011 год
  7. Аверченко Е.А., Шульмин А.В.. Правоведение: сборник тестовых заданий с эталонами ответов для студентов 3 курса факультета фундаментально медицинского образования, обучающихся по спец. 060101 - лечебное дело /сост. Аверченко Е.А., Шульмин А.В.- Красноярск: тип. КрасГМУ,2010.­85 с. - 2010 год
  8. Камышев Э.Н., Литвинцева Г.Ю., Литвинцева М.Ю.. Правоведение. Учебное пособие. - Томск: ТПУ,2009. - 112 с. - 2009 год
  9. А.В. КУДАШКИН. ПРАВОВАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО. СПРАВОЧНИК ПО ЖИЛИЩНЫМ ВОПРОСАМ ДЛЯ ЖИЛИЩНЫХ КОМИССИЙ, ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ. 2009 - 2009 год

Содержание:
Глава 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА
Тема 1. Теоретические основы теории государства.
1.1.Социальная организация первобытного общества. Понятие и признаки государства
1.2. Сущность государства
1.3. Функции государства
1.4. Теории происхождения государства
1.5. Гражданское общество и государство
1.6. Механизм государства
Тема 2. Форма государства
2.1. Формы правления государства
2.2. Форма государственного устройства
2.3. Политический режим
Глава 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА
Тема 3. Понятие, признаки, источники права.
3.1. Происхождение и понятие права, признаки права.
3.2. Теории происхождения права
3.3. Право в системе социальных норм
3.4. Структура и виды норм права
3.5. Источники права: понятие и виды
3.6. Правовая система
3.7. Система права: понятие и структурные элементы
3.8. Предмет и метод правового регулирования.
Тема 4. Правоотношения, правонарушения и юридическая ответственность в теории права
4.1. Правоотношение: понятие, структура, основания возникновения
4.2. Правонарушения: понятие, признаки. Виды. Состав.
4.3. Юридическая ответственность: понятие, основание и возникновение, виды.
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Тема 5. Теоретические основы конституционного права.
5.1.Понятие, предмет, метод конституционного права РФ
5.2. Конституция РФ как юридический документ
5.3. Основы конституционного строя
5.4. Классификация прав и свобод человека. Их гарантии и защита
5.5. Конституционные обязанности человека и гражданина
5.6. Гарантии прав и свобод личности.
Тема 6. Система органов государственной власти в РФ
6.1. Президент Российской Федерации
6.2. Федеральное Собрание РФ
6.3. Правительство Российской Федерации
6.4. Судебная власть
6.5. Местное самоуправление
ГЛАВА 3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Тема 7. Характеристика гражданского права как отрасли.
7.1. Понятие, предмет, метод, принципы гражданского права.
7.2. Источники и система гражданского права
Тема 8. Гражданские правоотношения
8.1. Лица как субъекты гражданских правоотношений.
8.2.Объекты гражданских правоотношений.
Тема 9. Основания возникновения гражданских правоотношений, осуществление и защита гражданских прав.
9.1. Основания возникновения гражданских прав. Сделки.
9.2. Осуществление гражданских прав через представителя
9.3. Защита гражданских прав
9.4.Сроки защиты гражданских прав.
Тема 10. Институты гражданского права
10.1. Право собственности
10.2. Гражданско-правовой договор: понятие, содержание и порядок заключения
10.3. Обязательственные отношения в гражданском праве.
10.4. Наследственное право как подотрасль гражданского права.
ГЛАВА 4. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Тема 11. Теоретические основы семейного права
11.1. Понятие, предмет, метод, система семейного права.
11.2. Источники семейного права
11.3. Порядок и условия заключения и расторжения брака
Тема 12. Брачно-семейные отношения
12.1. Права и обязанности супругов
12.2 Права и обязанности родителей и детей
12.3. Правовая защита детей
12.4. Алиментные обязательства
12.5. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
ГЛАВА 5. ТРУДОВОЕ ПРАВО
Тема 13. Теоретические основы трудового права
13.1. Понятие и предмет трудового права
13.2. Метод и система трудового права. Соотношение трудового права с другими отраслями права.
13.3.Источники и принципы трудового права
Тема 14. Роль и значение трудовых правоотношений в трудовом законодательстве.
14.1. Трудовые отношения: понятие, стороны, основания возникновения.
14.2. Основные права и обязанности работников
14.3. Основные права и обязанности работодателя
14.4. Трудовые споры: понятие, виды, порядок решения.
Тема 15. Трудовой договор в трудовом праве.
15.1. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание, виды.
15.2. Заключение трудового договора
15.3. Документы, предъявляемые при приеме на работу. Трудовая книжка.
15.4. Изменение и порядок расторжения трудового договора
Тема 16. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплина труда. Виды ответственности в трудовом праве.
16.1. Понятие и методы обеспечения дисциплины труда. Правила внутреннего трудового распорядка.
16.2. Поощрения и дисциплинарные взыскания.
16.3. Материальная ответственность: понятие, условия наступления, виды.
ГЛАВА 6. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Тема 17. Теоретические основы административного права
17.1. Понятие, предмет, метод, источники и задачи административного права
17.2. Административно-правового отношения
17.3. Административные правонарушения.
17.4. Административная ответственность
17.5. Административные взыскания
ГЛАВА 7. УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Тема 18. Теоретические основы уголовного права
18.1. Общая характеристика отрасли уголовного права: понятие, предмет, метод, задачи. Система, источники.
18.2. Понятие и виды преступлений
18.3. Уголовная ответственность
18.4. Уголовные наказания в РФ
18.5. Судимость

Л. И. Малахова

Издательско-полиграфический центр

Воронежского государственного университета

Рецензент кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой уголовного процесса Ю. В. Астафьев

Правоведение: краткий курс лекций / сост. Л. И. Малахова; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012. - 270 с.

Краткий курс лекций подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом по курсу «Правоведение» для студентов экономического факультета. Материал излагается на основе действующего законодательства, а также практики его применения.

Рассматриваются правовые основы регулирования общественных отношений, конституционный механизм Российской Федерации, имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения, основы трудовых, административных, семейных, уголовно-правовых, гражданско-правовых, финансовых, налоговых, экологических правоотношений, а также правовые основы регулирования бухучета и аудита в РФ.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика», «Управление персоналом», а также другим неюридическим специальностям.

Список сокращений ________________________________________________6

Предисловие _____________________________________________________7

Глава 1. Предмет, метод и задачи курса «Правоведение» _______________8

1.1. Понятие, предмет и система дисциплины «Правоведение»______8

1.2. Государство и право, их роль в жизни общества______________9

Глава 2. Соотношение права с обществом и государством _____________12

2.1. Понятие, сущность и функции государства___________________12

2.2. Теории происхождения государства__________________________16

2.3. Форма государства________________________________________18

2.4. Правовое государство и гражданское общество________________25

Глава 3. Структура права __________________________________________27

3.1. Понятие, принципы и функции права_________________________27

3.2. Понятие, виды и структура нормы права______________________30

3.3. Источники права__________________________________________34

3.4. Понятие и виды законов____________________________________36

3.5. Система права____________________________________________39

3.6. Толкование правовых норм_________________________________40

3.7. Понятие и принципы законности____________________________42

3.8. Понятие и стадии законотворчества__________________________43

3.9. Понятие, состав, признаки и виды правонарушений_____________45

3.10. Понятие и виды юридической ответственности_____________47

Глава 4. Основы конституционного права РФ. Сущность и значение Конституции РФ. Конституционно-правовой статус личности _________48

4.1. Понятие, предмет и система конституционного права___________48

4.2. Источники конституционного права_________________________54

4.3.Общая характеристика Конституции РФ. Принципы конституционного строя___________________________________________56

4.4. Правовой статус человека и гражданина. Институт гражданства__62

4.5. Институт конституционных прав, свобод и обязанностей граждан РФ_____________________________________________________________69

Глава 5. Основы административного права_______________________ 74

5.1.Предмет, метод и источники административного права_________74

5.2. Административно-правовые нормы и отношения______________79

5.3. Субъекты административного права_________________________84

5.4. Административная ответственность и административное наказание_____________________________________________________86

5.5. Административное принуждение___________________________89

Глава 6. Основы уголовного права_________________________________ _90

6.1. Понятие и предмет уголовного права. Общая характеристика уголовного закона_________________________________________________90

6.2. Понятие и признаки преступления__________________________94

6.3. Состав преступления______________________________________95

6.4. Стадии совершения преступления__________________________103

6.5. Соучастие в преступлении_______________________________107

6.6. Понятие и виды наказаний________________________________109

6.7. Обстоятельства, исключающие преступность деяния___________111

Глава 7. Основы экологического права_____________________________ 116

7.1. Понятие, предмет и принципы экологического права___________116

7.2. Право природопользования_______________________________120

7.3. Экологическое нормирование_____________________________123

7.4. Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды_____125

7.5. Экологический контроль__________________________________127

Глава 8. Основы семейного права_________________________________ 128

8.1 Предмет и метод семейного права__________________________ 128

8.2. Правовые вопросы заключения и прекращения брака__________132

8.3. Права и обязанности супругов______________________________142

8. 4. Правоотношения родителей и детей________________________160

Глава 9. Основы гражданского права______________________________ 165

9.1. Предмет, метод и принципы гражданского права______________165

9.2. Граждане (физические лица)_______________________________168

9.3. Юридические лица_______________________________________175

9.4. Объекты гражданских прав________________________________180

9.5. Сделки________________________________________________185

9.6. Право собственности_____________________________________190

9.7. Обязательства___________________________________________199

9.8. Общие положения о договоре______________________________205

9.9. Понятие и основания наследования________________________212

Глава 10. Основы трудового права _________________________________215

10.1. Предмет, метод и источники трудового права______________215

10.2. Трудовые правоотношения______________________________218

10.3. Коллективные договоры и соглашения____________________219

10.4. Трудовой договор: порядок заключения и расторжения________221

10.5. Правовое регулирование существенных условий труда________228

10.6. Дисциплина труда_____________________________________231

10.7. Оплата труда__________________________________________232

10.8. Материальная ответственность___________________________234

10.9. Порядок разрешения трудовых споров_____________________236

Глава 11. Основы финансового, банковского права РФ и законодательства, регулирующего бухгалтерскую и аудиторскую деятельность________________________________________________ _242

11.1 Понятие, предмет и метод финансового права______________242

11.2. Финансовые правоотношения: особенности, виды, субъекты___244

11.3. Система финансового права_______________________________248

11.4. Финансово-правовые основы банковской деятельности в РФ___248

11.5. Правовое регулирование бухгалтерского учета_______________251

11.6 Правовое положение субъектов аудиторской деятельности_____253

Глава 12. Основы налогового и страхового права ________________256

12.1. Понятие и предмет налогового права_______________________256

12.2. Налоги и их функции__________________________________258

12.3. Предмет и система страхового права______________________259

12.4. Понятие и виды страхования____________________________260

12.5 Правовые основы защиты информации__________________262

12.6. Правовые основы защиты государственной тайны_________264

12.7. Коммерческая и служебная тайна________________________267

Список использованной литературы ______________________________269



Просмотров