Батычко международное право. Международное право


5. Международные морские перевозки
...
Полное содержание Подобный материал:
  • Конспект лекций 2011 г. Батычко В. Т. Семейное право. Конспект лекций. 2011 , 1718.16kb.
  • Конспект лекций Батычко Вик. Т таганрог 2011 , 2102.18kb.
  • Конспект лекций 2011 г. Батычко Вл. Т. Конституционное право зарубежных стран. Конспект , 2667.54kb.
  • Конспект лекций 2010 г. Батычко Вл. Т. Муниципальное право. Конспект лекций. 2010 , 2365.6kb.
  • Конспект лекций 2008 г. Батычко В. Т. Административное право. Конспект лекций. 2008 , 1389.57kb.
  • Конспект лекций Батычко Вик. Т. Таганрог 2011 , 3565.99kb.
  • Конспект лекций 2010 г. Батычко В. Т. Уголовное право. Общая часть. Конспект лекций. , 3144.81kb.
  • Конспект лекций Батычко Вик. Т таганрог 2009 , 2855.09kb.
  • Краткий конспект лекций 2009 г. Батычко В. Т. Прокурорский надзор. Конспект лекций. , 1859.8kb.
  • Конспект лекций по международному частному праву к ю. н. Чупанов Андрей Сергеевич Тема , 1420.03kb.

МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Батычко Вл.Т.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

Конспект лекций

2011 г.

Батычко Вл.Т. Международное частное право. Конспект лекций. 2011 г.

Конспект лекций написан в соответствии с программой курса международного частного права.

Международное частное право как учебная дисциплина имеет важное значение среди юридических дисциплин, так как Россия все больше интегрируется в мировое сообщество и его граждане и организации все чаще вступают в различные правоотношения, осложненные иностранным элементом. Знание и умение использовать как нормы международного права, так и нормы отечественного права при разрешении различных вопросов, возникающих в таких отношениях, повышает уровень юридического образования, качество предоставляемых юридических услуг.

Материал изложен в понятной общедоступной форме и предназначен для изучения международного частного права слушателями и студентами юридических вузов и факультетов.

ВВЕДЕНИЕ

Преподавание в высших учебных заведениях международного частного права связано с переходом нашего общества к большей открытости, углублением и расширении отношений российских граждан, организаций и предприятий с гражданами, предприятиями и фирмами других стран в самых различных сферах общественной жизни, экономики, культуры и науки.

Изучение международного частного права позволяет более полно уяснить процессы реализации правовых норм, в современной действительности, когда правоотношения не ограничиваются рамками одного лишь государства, а выходят за его границы. Умение определять, нормами права какой страны необходимо руководствоваться в том или ином случае показывает насколько грамотным является юрист и насколько профессиональной будет его деятельность.

Несмотря на то, что определенные вопросы международного частного права изучаются при освоении гражданского, семейного, трудового права и других юридических дисциплин, более полное представление студенты получают, осваивая эту дисциплину в комплексе, внутренней взаимосвязи. Международное частное право позволяет получить более глубокие знания о действии норм права в пространстве, пределов территориального действия законодательства, с основными принципами международного права и, конечно, с институтами гражданского, семейного, трудового права и гражданского процессуального права.

Конспект лекций написан в соответствии с программой курса «Международное частное право» и предназначен для изучения слушателями в системе профессиональной переподготовки. Конспект лекций призван не заменить собой учебную литературу по международному частному праву, а служит дополнением к ней. Вопросы, раскрываемые в темах конспекта лекций, в полной мере позволяют усвоить основы международного законодательства слушателями не имеющих специальных познаний в этой области. Для углубленного изучения этих вопросов необходимо использовать более обширный материал, содержащийся в учебной и научной литературе с учетом изменений, которые вносятся в международное законодательство.


    Лекция 1. Международное частное право в системе российского права
Вопросы: 1. Понятие, предмет и метод международного частного права

3. Система международного частного права

5. Наука международного частного права

…….6. Соотношение национального, международного публичного права с международным частным правом

1. Понятие, предмет и метод международного частного права

В настоящее время, которое часто называют эпохой глобализации международных экономических связей, все большее значение приобретает Международное частное право. Мнения различных специалистов в исследуемой области расходятся в определении является или нет международное частное право (МЧП) самостоятельной отраслью права. Одни авторы относят его самостоятельным отраслям российского права, другие считают его комплексной правовой системой, третьи вообще считают, что это не право, а чисто технические правила о выборе законодательства. Анализируя различные высказывания можно прийти к выводу, что все таки международное частное право относится скорее к комплексной правовой системе, в которую входят коллизионные и материально-правовые нормы нескольких отраслей частного права (гражданского, семейного, трудового и гражданского процесса).

Международное частное право (МЧП) - это комплексная правовая система, объединяющая нормы национального (внутригосударственного) законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, осложненные иностранным элементом (то есть отношения международ­ного характера), с помощью коллизионно-правового и материально-правового методов.

Международное частное право:

Регулирует частноправовые отношения (отношения гражданско-правового характера в широком смысле слова), возникающие в условиях международной жизни (осложненные иностранным элементом);

Имеет свой предмет и свой метод регулирования;

Является комплексной правовой системой, состоящей из коллизионных и материально-правовых норм нескольких отраслей права;

Объединяет институты, являющиеся своеобразным продолжением институтов частного (гражданского, семейного, трудового) права, в определенной мере производные от последних, они не сливаются с ними и не растворяются в них;

Тесно связано с международным публичным правом, но не является его частью.

Предметом международного частного права является регулирование гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом.

Существенной особенностью международного частного права являются методы, с помощью которых происходит регулирование. Под методом правового регулирования понимается совокупность средств и способов, с помощью которых право воздействует на общественные отношения, регулируя их. В международном частном праве уникальный коллизионный метод сочетается с материально-правовым.

Коллизионному методу международное частное право обязано своим возникновением и дальнейшим развитием. При правоотношениях с иностранным элементом всегда возникает так называемый коллизионный вопрос: необходимо решить, какой из двух сталкивающихся законов подлежит применению - действующий на территории, где находится суд, рассмат­ривающий дело, или иностранный закон, то есть закон той страны, к которой относится иностранный элемент в рассматриваемом деле.

«Коллизия» - латинское слово, означающее «столкновение». Подразумевается несовпадение норм законов различных стран и необходимость выбора между ними при рассмотрении спорного правоотношения с иностранным элементом. В других отраслях права вопросы коллизии законов имеют второстепенное значение. В международном праве решение коллизионной проблемы - одна из основных целей.

Коллизия может быть устранена путем использования коллизионных норм, указывающих, какой закон подлежит применению в том или ином случае. Следовательно, сама коллизионная норма носит отсылочный характер к нормам материальным, она не решает по существу вопрос.

При помощи материально-правового метода происходит урегулирование уже непосредственно спорного материального правоотношения. При материально-правовом методе всегда применяется специальное регулирование, а при коллизионном - общее регулирование.

Объединение в составе международного частного права коллизионных и материально-правовых норм основывается на необходимости двумя различными методами регулировать однородные по своему характеру отношения.

Помимо материально-правовых норм международных соглашений международное частное право включает материально-правовые нормы внутреннего законодательства, специально предназначенные для регулирования гражданских отношений с иностранным элементом. К таким нормам относятся:

Нормы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность;

Нормы, определяющие правовое положение различных предприятий с иностранными инвестициями, учрежденных на территории России;

Нормы, касающиеся режима, инвестиций, инвестиционной деятельности российских организаций;

Нормы, определяющие статус граждан России за рубежом;

Нормы, определяющие права и обязанности иностранных граждан и организаций в России в сфере гражданского, семейного, трудового и процессуального права.

Если международный договор Российской Федерации содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается (ч. 3 ст. 1186 ГК РФ).

Формы осуществления методов международного частного права:

Национально-правовая - путем принятия государством коллизионных норм;

Национально-правовая - путем принятия государством материальных норм частного права;

Международно-правовая - посредством унифицированных коллизионных норм, принятых международными договорами;

Международно-правовая - путем создания одинаковых по содержанию гражданско-правовых норм, то есть унифицированных (единообразных) материальных норм.

^ Основные тенденции развития международного частного права:

Стремление к унификации правовых норм путем принятия международных договоров и типовых законов;

Появление коллизии между нормами международных договоров в области МЧП;

Совершенствование и кодификация норм МЧП на национальном уровне;

Возрастание роли принципа автономии воли сторон, переход к более гибким нормам коллизионного права;

Расширение сферы действия международного частного права (космическая деятельность, атомная энергетика, транспорт, средства связи и др.).

2. Понятие и виды правоотношений, осложненных иностранным элементов

Под правоотношением понимается общественное отношение урегулированное нормами права

Нормы международного частного права регулируют гражданско-право­вые, семейные и трудовые отношения с иностранным (или международ­ным) элементом, а также гражданско-процессуальные отношения, если возникает юридическая связь перечисленных от­ношений с правопорядками двух или более государств. Иностранный элемент может присутствовать в трех различных качествах, а именно:

1) в качестве субъекта (гражданин иностранного государства, иностранная организация или иностранное государство, которое только тогда является субъектом международного частного права, когда вступает в частные отношения с физическим или юридическим лицом);

2) в качестве объекта, который находится за границей;

3) в качестве события, юридического факта, произошедшего за границей (причинение вреда, заключение договора, смерть и т.д.).

При этом необходимо отметить, что в жизни указанные элементы могут встречаться в различных сочетаниях. Например, гражданин Израиля составляет завещание по месту жительства, оставляя свое имущество, находящееся во Франции гражданину России. Либо в Испании заключается договор перевозки из Греции в Россию, а в качестве перевозчика выступает юридическое лицо из Италии. Все это требует четкого определения, законодательством какого государства необходимо руководствоваться, чтобы соблюсти правомерность правоотношений.

Отвечая на вопрос, о каких отношениях, регулируемых нормами международного частного права, идет речь, обычно говорят о двух основных группах. Первая - экономические, хозяйственные, научно-технические и культурные отношения в той их части, которая подпадает под действие норм международного частного права. В данном случае задача международного частного права состоит в регулировании деловых связей организаций и фирм различных стран. Особое значение приобретает для России создание благоприятного климата для иностранных инвестиций, содействие экономической интеграции со странами СНГ.

Вторая - отношения с участием иностранцев, затрагивающие их имущественные и личные неимущественные, семейные, трудовые и другие права частноправового характера. Речь идет, например, о создании гарантий и обеспечении прав в случаях заключения смешанных браков (а их число растет), и особенно защиты интересов усыновленных детей. Таким образом, нормы международного частного права определяют правовое положение иностранных граждан в России и российских граждан за рубежом. Для российского государства и его органов особую актуальность имеет использование норм и принципов международного частного права для защиты законных прав и интересов россиян, проживающих за рубежом. Известно, что всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом - это одна из основных целей внешней политики нашего государства. Нормы, регулирующие эти отношения, входят в состав международного частного права.

^ 3. Система международного частного права

Международное частное право, как и многие отрасли права, делится на две части: Общую и Особенную . В Общей части рассматриваются вопросы, которые имеют значение для международного частного права в целом, вопросы, которые могут быть, так сказать, вынесены за скобки при анализе норм и институтов, составляющих содержание отдельных тем Особенной части. Общую часть составляет рассмотрение источников международного частного права, ряда общих понятий и принципов, прежде всего методов регулирования, национального режима и режима наибольшего благоприятствования, принципа взаимности, правил о квалификации юридических понятий, об обратной отсылке и отсылке к закону третьей страны, об оговорке о публичном порядке, о действии так называемых сверхимперативных норм в международном частном праве. К Общей части следует отнести и рассмотрение правового положения субъектов гражданско-правовых отношений с иностранным элементом, государства как особого субъекта таких отношений, иностранных юридических лиц и иностранных граждан.

Особенная часть обычно состоит из следующих разделов: 1) право собственности; 2) обязательственное право, и прежде всего договор купли-продажи товаров и договор перевозки; 3) кредитные и расчетные отношения; 4) обязательства из правонарушений; 5) право интеллектуальной собственности; 6) семейное право; 7) наследственное право; 8) трудовые отношения; 9) международное гражданское процессуальное право; 10) рассмотрение споров в международных третейских судах. Вопросам международного процессуального права, в состав которого входят и проблемы трансграничного банкротства, а также третейскому разбирательству уделяется в Особенной части большое внимание. Это вопросы процессуального положения сторон, иностранных граждан и лиц без гражданства, юридических лиц иностранного государства, вопросы подсудности, исполнения судебных поручений, признания и исполнения иностранных судебных решений.

Господствующая точка зрения не относит нормы процессуального характера, регулирующие отношения сторон, к составу норм международного частного права, поскольку суд (имеются в виду только государственные суды) - это орган государства, и отношения суда со сторонами - это отношения публично-правового характера. Но в современных условиях все более существенное значение приобретает принцип состязательности и принцип господства сторон в споре (они часто определяют подсудность, играют значительную роль в представлении доказательств). В международных договорах о правовой помощи одновременно регулируются вопросы применения права к соответствующим отношениям (коллизионные вопросы) и вопросы подсудности, т.е. определения того, суд какого государства будет рассматривать спор. Это объясняется тем, что на практике в случае возникновения спора между сторонами определению применимого права всегда предшествует решение процессуальных вопросов, и прежде всего вопроса о подсудности. В этом проявляются связи коллизионных и процессуальных норм в данной сфере. Особенно ярко такая связь видна в широко распространенном в мировой практике обращении к третейскому суду как органу для рассмотрения спора. В этом случае властные отношения вообще отходят на второй план, поскольку орган для рассмотрения спора и, соответственно, порядок рассмотрения избираются сторонами.

Примером проявления этой тенденции является заключение государствами - членами Содружества Независимых Государств Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (Минская конвенция), а также новой редакции этой Конвенции (Кишиневская конвенция 2002 г.).

В этих Конвенциях разделы и части о личном статусе физических лиц, семейных делах, имущественных правоотношениях, наследовании содержат прежде всего положения о праве, подлежащем применению, а затем о том, суд (или иной орган) какого государства обладает компетенцией в соответствующем случае.

^ 4. Источники административного права

Источники права - это те формы, в которых находят свое выражение нормы права.

Для международного частного права характерны следующие основные источники:

Международные договоры;

Внутреннее законодательство;

Судебная и арбитражная практика;

Обычаи.

По российскому законодательству право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным эле­ментом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров РФ, Гражданского кодекса РФ и других законов, а также обычаев, признаваемых в Российской Федерации.

Особенности определения права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем, устанавливаются законом о международном коммерческом арбитраже (ч. 1 ст. 1186 ГК РФ).

Основная особенность источников международного частного права состоит в их двойственном характере. С одной стороны, источниками являются международные договоры и международные обычаи, а с другой - нормы законодательства и судебная практика отдельных государств и применяемые в них обычаи в области торговли и мореплавания.

Национальное законодательство в области международного частного права действует в пределах каждого отдельного государства и является результатом реализации нормотворческой функции государственных органов, которая воплощает в конечном счете цели и интересы различных слоев гражданского общества данного государства.

Международные договоры являются результатом согласования воли различных государств, принимающих участие в них, то есть представляют собой соглашение государств относительно признания норм в качестве юридически обязательных правил поведения. Международные соглашения в области международного частного права регулируют правоотношения с участием юридических и физических лиц - субъектов внутреннего права, но обязательства по договору возлагаются на государства, участвующие в нем, которые несут ответственность за приведение своего внутреннего права в соответствие со своими международными обязательствами. Государства-участники могут выполнить свои международные обязательства путем прямой инкорпорации международного договора в свое внутреннее право или же путем издания отдельных внутригосударственных актов на его основе.

Международные обычаи, основанные на последовательном и длительном применении одних и тех же правил, доктрина и практика рассматривают в качестве источников международного частного права.

Обычаи - это правила, которые сложились давно, систематически применяются, хотя и нигде не зафиксированы. Этим обычай отличается от нормы закона. Международные обычаи характеризуются тем, что носят неписаный характер, их нормативное содержание формируется в практике на протяжении более или менее длительного периода времени, служащего доказательством «всеобщей практики», отражающейся в правоприменительной практике: в решениях международных судебных и арбитражных органов, в резолюциях международных организаций. Данные документы выступают в качестве подтверждения существования международного обычая в целом или наличия его отдельных элементов.

Обычаи, в основе которых лежат принципы суверенитета и равенства государств, обязательны для всех стран; что же касается других обычаев, то они обязательны для того или иного государства в случае, если они им в какой-либо форме признаны.

Под судебной практикой понимаются проводимые в решениях взгляды судей на какой-либо правовой вопрос, имеющие руководящее значение при решении судами аналогичных вопросов в дальнейшем. Этот источник характерен для ряда государств, причем в некоторых из них он является основным источником права. Такое положение существует в Великобритании и частично в США. В Великобритании действует система судебных прецедентов, то есть вынесенных ранее руководящих судебных решений, выявляющих действующее право и формулирующих его. Система прецедентов в этих странах имеет, таким образом, решающее значение.

В России судебная практика вообще не рассматривается как источник права. Источником права в РФ является закон. Суд в России не создает правовых норм, поэтому судебная практика не является и источником международного частного права. В то же время для толкования юридических понятий и норм в процессе их применения значение судебной практики несомненно.

При определении права, подлежащего применению, толкование юридических понятий осуществляется в соответствии с российским правом, если иное не предусмотрено законом.

Если при определении права, подлежащего применению, юридические понятия, требующие квалификации, не известны российскому праву или известны в ином словесном обозначении либо с другим содержанием и не могут быть определены посредством толкования в соответствии с российским правом, то при их квалификации может применяться иностранное право (ст. 1187 ГК РФ).

При применении иностранного права суд устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.

В целях установления содержания норм иностранного права суд может обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснением в Министерство юстиции Российской Федерации и иные компетентные органы или организации в Российской Федерации и за границей либо привлечь экспертов.

Лица, участвующие в деле, могут представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду в установлении содержания этих норм.

По требованиям, связанным с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности, бремя доказывания содержания норм ино­странного права может быть возложено судом на стороны.

Императивные нормы законодательства Российской Федерации регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. При применении права какой-либо страны суд может принять во внимание императивные нормы права другой страны, имеющей тесную связь с отношением, если согласно праву этой страны такие нормы должны регулировать соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. При этом суд должен учитывать назначение и характер таких норм, а также последствия их применения или неприменения (ст. 1192 ГК РФ).

1. Понятие, предмет регулирования, функции, принципы и источники международного права.

2. Субъекты международного права. Правопреемство в международном праве.

1. Международное право можно определить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.

Межгосударственные - отношения между государствами, между государствами и нациями, борющимися за независимость. Международно-правовые нормы направлены, прежде всего, на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений - государствами.

Международное право регулирует и отношения немежгосу­дарственного характера - т.е. отношения, в которых государ­ство является лишь одним из участников либо вообще не уча­ствует. Отношения между государствами и международными организациями, между международными организациями, между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, а также между физическими и юридическими лицами.

Под функциями международного права понимают основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования. Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охра­нительную.

Стабилизирующая функция состоит в том, что междуна­родно-правовые нормы призваны организовывать мировое сооб­щество, устанавливать определенный международный правопо­рядок и стабилизировать его.

Важнейшей из функций международного права является регулятивная. Устанавливая международный правопорядок и соответствующим образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников междуна­родных отношений определенными правами и обязанностями.

Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении меж­дународных обязательств субъекты международных правоотно­шений вправе применить меры ответственности и санкции, пре­дусмотренные международным правом.

Основные принципы международного права:

1. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу, все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что все государства юридически равны и должны уважать правосубъектность других участников международных отношений. Все государства пользуются правами, присущими полному суверенитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях, организациях и международных договорах. Принцип суверенного равенства означает, что территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, а государственные границы могут меняться лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного права.

2. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозы силой все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств. Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются международным правом законными.

3. Согласно принципу мирного разрешения международных споров, государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами и таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами.

4. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства; не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

5. Принцип территориальной целостности государств предполагает, что государства должны уважать территориальную целостность друг друга. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного права. Никакая оккупация или приобретение территории, таким образом, не признаются законными.

6. В соответствии с принципом нерушимости границ государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории другого государства.

7. Одним из фундаментальных принципов международного права является принцип уважения прав человека, которые рассматриваются как составная часть всеобъемлющей системы международной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимым для дружественных отношений и сотрудничества.

8. Принцип права на самоопределение народов и наций означает, что все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение. Однако государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляющие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

9. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом. Развивая сотрудничество, государства должны содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.

Нормы международного права - это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов.

В сфере международных отношений отсутствуют специаль­ные нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими субъектами, прежде всего, государствами. Процесс создания норм международного права представляет собой согласование позиций государств, включающее две стадии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.

Нормы международного права зафиксированы в виде опре­деленных правовых источников. Источником международного права принято считать форму выражения и закрепления меж­дународно-правовой нормы.

В настоящее время в практике международного общения выработаны четыре формы источников международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций.

2. Особенности международного права как особой системы права предопределяют специфику международной правосубъектности и в конечном итоге качественные характеристики субъектов международного права. Важнейшим признаком субъекта меж­дународного права является его право совершать самостоятель­ные международные действия, включая создание согласованных международно-правовых норм.

Международную правосубъектность можно определить как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. Соответственно существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).

Первичные субъекты международного права - государства и борющиеся нации - в силу присущего им государственного или национального суверенитета признаются носителями меж­дународно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (госу­дарственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет воз­можность самостоятельного участия в международных отно­шениях.

Юридическим источником правосубъектности для несуве­ренных субъектов международного права служат их учредитель­ные документы. Такими документами для международных орга­низаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами международного права (прежде всего, первичными) в форме международного договора.

Государства являются основными субъектами международного права. Международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъект­ность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли.

Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права. Международные межправительственные организации не об­ладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суве­ренными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетен­цией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе).

Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования. К данной категории субъектов относятся Ватикан и Мальтийский орден поскольку больше всего походят на мини-государства и имеют почти все признаки государства.

С проблемой международной правосубъектности тесно связаны вопросы признания. Признание в международном праве представляет собой международно-правовое действие субъекта международного права, которым он констатирует наличие юри­дически значимого события, факта или поведения субъекта меж­дународного права. Посредством акта признания государство соглашается с соответствующими изменениями в международном правопорядке и в международной правосубъектности. Признание, в частности, констатирует выход на международную арену нового государства или правительства и направлено на установление между признающим и признаваемым государствами правоотношений, характер и объем которых зависит от вида и формы признания. Признание как юридический факт является базой для всех последующих отношений между субъектами международного права. Дипломатические и консульские отношения устанавливаются после признания.

Существуют две формы признания: признание де-юре и признание де-факто.

Признание де-факто - это признание официальное, но не­полное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить поч­ву для установления отношений между государствами либо когда государство считает признание де-юре преждевременным. Се­годня признание де-факто встречается достаточно редко.

Признание де-юре - признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международ­ного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном при­знании и установлении дипломатических отношений.


2.1. Территория.

2.2. Население.

2.3. Международные договоры.

1. Характеристика международного права.

Международное право возникло в связи с появлением государств, которые осуществляли не только внутренние, но и внешние функции.

Международное право - система договорных и обычных норм и принципов, регулирующих международные отношения и выражающих относительно согласованную волю государств, обусловленную действием закономерностей общественного развития данной эпохи.

Соблюдение международного права обеспечивается индивидуальным или коллективным принуждением со стороны государств, пределы и формы которого определяются ими в процессе совместного нормотворчества.

Международное право представляет собой единство двух подсистем – международного публичного и международного частного права, отличающихся от национальных правовых систем кругом субъектов, объектов регулирования, способами нормотворчества, обеспечением выполнения действующих норм.

2. Международное публичное право (МПП).

Международное публичное право – это система юридических принципов и норм, которые создаются государствами и другими субъектами международного права, направленных на поддержание мира и безопасности. Особенностью МПП является наличие у него основного субъекта – суверенного государства.

Принуждение, ответственность, система санкций, применяемых в отношении нарушителей международно-правовых норм, имею следующие особенности: они всегда согласованы заранее, установлены Уставом ООН и применяются государствами по согласованию (например, порядок согласования в Совете Безопасности ООН, требующий единогласия постоянных членов Совета в случае применения вооружённой силы против государства-нарушителя).

Объектом регулирования МПП являются межгосударственные отношения. Круг объектов МПП имеет тенденцию к расширению за счёт передачи ряда вопросов из сферы национального регулирования в международную, например, в области борьбы с наркоманией, терроризмом, экологии, а также при решении других глобальных проблем.

Сущность современного МПП состоит в обеспечении прав и основных свобод человека, выживания человечества, сохранения планеты для будущих поколений.

Основные принципы современного МПП – это основополагающие, универсальные и общепризнанные правила поведения субъектов МПП.

В Уставе ООН (ст.1,2), Декларации о принципах международного права от 24 октября 1970 г. кодифицированы семь основных принципов современного публичного права:

1. Суверенное равенство. Элементы принципа:

Государства юридически равны;

Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

Каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

2. Неприменение силы или угрозы силой. Нормативное содержание принципа:

Запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права;

Запрещение предоставления государством своей территории другому государству, которое использует её для совершения агрессии против третьего государства;

Организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве; организация и поощрение организации вооружённых банд, иррегулярных сил, в частности наёмников, для вторжения на территорию другого государства.

3. Добросовестное выполнение международных обязательств.

4. Разрешение споров мирными средствами.

5. Невмешательство.

6. Равноправие и самоопределение народов.

7. Сотрудничество государств.

В систему основных принципов следует включить принцип разоружения, принцип международно-правовой ответственности.

По мере развития современного международного права перечень его основных принципов может дополняться и изменяться.

2.1. Территория.

В широком смысле под территорией в МПП понимают различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нём небесные тела.

По основным видам правового режима вся территория подразделяется следующим образом:

- государственная территория ;

- территория со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона);

- территория с международным режимом – лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств (например, открытое море, воздушное пространство над ним).

Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике по Договору 1959 г. Согласно этому договору Антарктика полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран.

В соответствии с Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. оно не подлежит национальному присвоению каким бы то ни было образом и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства.

2.2. Население.

Население – совокупность индивидов, проживающих в данный момент на территории того или иного государства. Население любого государства состоит из следующих категорий: граждан данного государства, иностранцев и лиц без гражданства.

Имеется ряд международно-правовых норм, прямо или косвенно относящихся к населению, в частности по вопросам гражданства, выдачи преступников, прав человека, режима пребывания иностранцев.

2.3. Международные договоры.

Международный договор – это регулируемое международным правом соглашение, заключённое государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух, нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Договоры могут классифицироваться по следующим основаниям:

По кругу участников (двусторонние и многосторонние (универсальные, т.е. для всех государств, и договоры с ограниченным числом участников));

По объектам регулирования (политические, экономические, научно-технические и иные договоры).

К структуре договора относятся его составные части: название договора, преамбула (цель), основная и заключительная части, подписи сторон.

Ратификация – это утверждение высшим органом государственной власти международного договора, придаёт договору юридическую силу; это международный акт.

2.4. Международные организации.

Отрасль права международных организаций – это совокупность норм, определяющих порядок создания, функционирования, ликвидации международных межправительственных организаций, характер их уставных документов, условий участия в них государств, их взаимоотношения с другими государствами и между собой.

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества. Международные организации возникли в XIX в. – Всемирный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.).

Межгосударственные организации имеют следующие признаки :

Членство государств;

Наличие учредительного м/н договора;

Постоянные органы;

Уважение суверенитета государств-участников.

Международная межправительственная организация – это объединение государств, учреждённое на основе м/н договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-участников при уважении их суверенитета. Такие организации являются субъектами международного права.

Виды м/н организаций:

- по кругу участников (универсальные и региональные);

- по компетенции (общей и специальной, т.е. в определённой области, компетенции);

- по характеру полномочий (межгосударственные и наднациональные, целью последних является интеграция (объединение), и их решения распространяются на граждан и ЮЛ государств-участников);

- по порядку вступления (открытые и закрытые).

2.5. Организация Объединённых Наций (ООН).

Международные организации образуют систему, в центе которой находится ООН. Это универсальная м/н организация, созданная в целях поддержания мира, м/н безопасности и развития сотрудничества между государствами.

Устав ООН – единственный международный документ, положения которого обязательны для всех государств. Он имеет большое значение в выработке своеобразного кодекса поведения государств в военной, политической, экономической, экологической и гуманитарной областях.

Главными органами ООН являются:

Генеральная Ассамблея;

Совет Безопасности;

Экономический и Социальный Совет;

Совет по опеке;

Секретариат;

Международный Суд.

Специализированные учреждения ООН – это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанных с ООН. Они подразделяются на:

Организации социального характера (МОТ – м/н организация труда; ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения);

Организации культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО – ООН по вопросам образования, науки, культуры; ВОИС – Всемирная организация интеллектуальной собственности);

Экономические организации (ЮНИДО – ООН по промышленному развитию);

Финансовые организации (МВФ – Международный валютный фонд);

Организации в области сельского хозяйства;

Организации в области транспорта и связи;

Организация в области метеорологии (ВМО – Всемирная метеорологическая организация).

Россия является участником около 500 м/н организаций.

3. Международное частное право (МЧП).

Международное частное право – это совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, которые имеют м/н характер. Международный характер этих правоотношений проявляется в том, что в них участвуют иностранные физические и юридические лица и иностранные государства; что они связаны с территорией двух или нескольких государств; что объектом таких правоотношений является вещь, находящаяся за границей.

Под гражданско-правовыми отношениями понимаются имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, а также отношения, регулируемые нормами семейного и/или трудового права.

В состав данного права входят нормы двух видов. В одних случаях норма содержит в себе прямое правило, устанавливающее права и обязанности (нормы прямого и непосредственного регулирования ). В других случаях норма лишь указывает, право какого государства должно быть применено к данному отношению, т.е. содержит отсылку к праву какого-либо государства (коллизионная норма ).

1. Правоведение: учебник / Под редакцией академика АПрН Украины, доктора юридических наук, профессора В.В. Копейчикова. – Киев – Харьков: Юринком Интер, 2002.

2. Основы государства и права / И.Я. Тодоров, С.В. Жрожжина. – Донецк: Центр подготовки абитуриентов, 2004.

3. Основы правовых знаний / В.И. Шкатулла, В.В. Надвикова, М.В. Сытинская. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

4. Правоведение: учебник / А.И. Берлач, С.С. Бычкова, Д.О. Карпенко, А.Г. Колодий, А.Ю. Олейник, В.И. Осадчий. - К.: Правовое единство, 2009.

Раздел I. Общая часть

Лекция 1. Понятие, сущность, источники, история возникновения и развития

международного права.

1.1 Понятие международного права.

Международное право представляет собой самостоятельный комплекс правовых норм, создаваемых государствами с целью регулирования отношений между собой и некоторыми другими субъектами международных отношений. В наиболее общем виде доктрина определяет международное право как систему юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения. При этом под международным правом обычно понимается международное публичное право как самостоятельная система права, отличная от права внутригосударственного и международного частного права, регулирующего международные негосударственные невластные отношения. В своей основе международное право является правом межгосударственным.

Развитие и функционирование международного права обусловлено многими факторами, к числу которых, в частности, относятся: характер отношений между государствами, происходящие в мире интеграционные процессы, научно-технический прогресс и социальные преобразования.

Международное право - постоянно развивающаяся система, которая способна органически впитывать в себя многовековой опыт межгосударственного общения и оперативно реагировать на конкретное ситуативное поведение своих субъектов.

Международное право и право внутригосударственное - суть два различных правопорядка, каждому из которых присущи свои характерные черты и особенности. Вместе с тем, они обладают одним общим внутренним качеством - и то, и другое представляет собой совокупность правовых норм.

К концу ХХ века международное право приобрело законченную структуру, сформированную в виде стройной системы взаимообусловленных и взаимозависимых норм. Современное международное право универсально и в большинстве случаев одинаково применимы для всех.

Международное право представляет собой результат процесса согласования волеизъявлений отдельных государств и производных от них субъектов. Межгосударственные отношения в большинстве своем носят правовой характер и попадают в сферу регулирования международного права.

Нормы международного права в зависимости от круга субъектов и характера регулируемых ими отношений делятся на виды. Большинство норм классического международного права было локальными или двусторонними. В дальнейшем же международное право приобрело статус универсального регулятора международных отношений. В результате длительного исторического развития своего нормативного содержания международное право стало отражать ценности, принятые всеми без исключения государствами мирового сообщества. Со второй половины ХIХ века значительное развитие получила многосторонняя форма договорного регулирования. Международно-правовое регулирование охватывает деятельность практически всех государств мира.

Сегодня в процессе реорганизации мировой общественной системы роль международного права существенно возрастает. Оно выдвигается сегодня на первый план в системе ценностей мирового сообщества, являясь необходимым инструментом поддержания порядка в сложной системе международных отношений. В основе этой тенденции лежит ряд объективных факторов общественно-политического, экономического и специально-юридического характера. В числе наиболее значимых из них можно назвать процесс глобализации, постепенно охватывающий все стороны жизни человечества, опосредуемую им интернационализацию внутригосударственных отношений, появление общечеловеческих проблем, требующих для своего решения совместных усилий всех государств мира, а также потребность в создании необходимых для достижения этих целей международных институциональных образований различного уровня.

Краткий конспект лекций по международному праву. Раскрываются определения понятий международного права, его предмета и системы, проводится анализ принципов международных отношений, раскрывается правовой статус субъектов международного права, а также ответственность и санкции в международном праве.

В конспекте уделено внимание таким правовым институтам как право международных договоров и право международных организаций, дипломатическое и консульское право, защита прав и свобод человека и др.

Во второй части приведены основы международного частного права.

Выходные данные работы:
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

Часть 1. Международное право

Лекция 1. История возникновения и развития международного права
1.1. Периодизация истории международного права
1.2. Международное право периода Древнего мира
1.3. Международное право Средних веков
1.4. Классическое международное право
1.5. Современное международное право

Лекция 2. Понятие, предмет и система международного права
2.1. Понятие и признаки международного права
2.2. Основные черты международного права
2.3. Соотношение внутригосударственного и международного права
2.4. Предмет и метод международного права
2.5. Система международного права


3.1. Понятие и виды источников международного права
3.2. Международный договор и обычай – основные источники международного права
3.3. Иные источники международного права
3.4. Кодификация международного права
3.5. Виды международно-правовых норм

Лекция 4. Основные принципы международного права
4.1. Понятие принципов международного права
4.2. Принцип суверенного равенства государств
4.3. Принцип неприменения силы и угрозы силой
4.4. Принцип нерушимости государственных границ
4.5. Принцип территориальной целостности (неприкосновенности) государств
4.6. Принцип мирного разрешения международных споров
4.7. Принцип невмешательства во внутренние дела
4.8. Принцип всеобщего уважения прав человека
4.9. Принцип самоопределения народов и наций
4.10. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
4.11. Принцип сотрудничества государств

Лекция 5. Субъекты международного права
5.1. Понятие и свойства субъектов международного права
5.2. Государства как основные субъекты международного права
5.3. Виды государств
5.4. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость
5.5. Правосубъектность международных организаций
5.6. Государственноподобные образования как субъекты международного права
5.7. Международно-правовое признание
5.8. Международно-правовое правопреемство государств
5.9. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации
5.10. Статус индивида в международном праве

Лекция 6. Право международных договоров
6.1. Понятие международных договоров
6.2. Стадии заключения международных договоров
6.3. Содержание и форма международных договоров
6.4. Виды международных договоров
6.5. Вступление договора в силу
6.6. Недействительность международных договоров. Основания, порядок прекращения и приостановления международных договоров

Лекция 7. Международные организации
7.1. Понятие и виды международных организаций
7.2. Организация Объединенных Наций

Лекция 8. Международная ответственность
8.1. Понятие и основания международной ответственности
8.2. Понятие и виды международных правонарушений
8.3. Виды и формы международной ответственности
8.4. Санкции в международном праве

Лекция 9. Международное право и права человека
9.1. Права человека в международных отношениях
9.2. Международно-правовые вопросы гражданства
9.3. Правовое положение иностранцев
9.4. Правовой статус беженцев и перемещенных лиц
9.5. Право убежища

Лекция 10. Территория в международном праве
10.1. Понятие территории в международном праве
10.2. Государственная территория
10.3. Государственные границы
10.4. Международная (негосударственная) территория
10.5. Международные и многонациональные реки
10.6. Правовой режим Арктики и Антарктики
10.7. Международные каналы и проливы, их правовой режим

Лекция 11. Право внешних сношений
11.1. Органы внешних сношений государств
11.2. Дипломатические представительства и их функции
11.3. Глава и персонал дипломатических представительств
11.4. Дипломатические привилегии и иммунитеты
11.5. Торговые представительства
11.6. Консульские представительства
11.7. Консульские привилегии и иммунитеты
11.8. Постоянные представительства государств при международных организациях
11.9. Специальные миссии

Лекция 12. Международное морское право
12.1. Принципы международного морского права
12.2. Внутренние морские воды и их правовой режим
12.3. Территориальное море (территориальные воды и их правовой режим)
12.4. Открытое море и его правовой режим
12.5. Континентальный шельф
12.6. Исключительная экономическая зона

Лекция 13. Международное космическое, воздушное, экологическое и экономическое право
13.1. Международное воздушное право
13.2. Международное космическое право
13.3. Международное экологическое право
13.4. Международное экономическое право

Лекция 14. Право международной безопасности
14.1. Понятие права международной безопасности
14.2. Международное право в период вооруженных конфликтов
14.3. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
14.4. Международные споры, понятие и способы их разрешения
14.5. Международно-правовые средства разрешения международных споров

Часть 2. Международное частное право

Лекция 1. Международное частное право в системе российского права
1.1. Понятие, предмет и метод международного частного права
1.2. Понятие и виды правоотношений, осложненных иностранным элементов
1.3. Система международного частного права
1.4. Источники административного права
1.5. Наука международного частного права
1.6. Соотношение национального, международного публичного права с международным частным правом

Лекция 2. Принципы международного частного права
2.1. Понятие и классификация принципов международного частного права
2.2. Общие принципы международного частного права и их характеристика
2.3. Специальные принципы международного частного права и их характеристика

Лекция 3. Особенности норм международного частного права
3.1. Коллизионные нормы в международном частном праве
3.2. Оговорка о публичном порядке
3.3. Унификация норм международного частного права

Лекция 4. Субъекты международного частного права
4.1. Понятие субъектов международного частного права и их виды
4.2. Физические лица как субъекты международного частного права
4.3. Юридические лица как субъекты международного частного права
4.4. Государство в качестве субъекта международного частного права

Лекция 5. Право собственности в международном частном праве
5.1. Общие положения о праве собственности
5.2. Коллизионные вопросы права собственности
5.3. Применение законов о национализации

Лекция 6. Правовое регулирование иностранных инвестиций
6.1. Понятие иностранных инвестиций
6.2. Правовое регулирование иностранных инвестиций
6.3. Режим иностранных инвестиций

Лекция 7. Сделки в международном частном праве
7.1. Понятие, виды и формы внешнеэкономических сделок
7.2. Коллизионно-правовые вопросы внешнеэкономических сделок
7.3. Международные правила по толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС)

Лекция 8. Отдельные виды договоров
8.1. Договор международной купли-продажи
8.2. Договор международного финансового лизинга
8.3. Договоры подряда и технического содействия
8.4. Договоры в области научно-технического сотрудничества
8.5. Иные виды договоров в международном хозяйственном обороте

Лекция 9. Международные перевозки грузов и пассажиров
9.1. Понятие международных перевозок
9.2. Международные железнодорожные перевозки
9.3. Международные автомобильные перевозки
9.4. Международные воздушные перевозки
9.5. Международные морские перевозки

Лекция 10. Международные расчетные и кредитные отношения
10.1. Финансирование международных коммерческих операций
10.2. Валютное регулирование
10.3. Международные расчеты и кредитные отношения
10.4. Договор банковского счета

Лекция 11. Международные деликтные отношения
11.1. Понятие деликтных отношений
11.2. Коллизионные вопросы деликтных обязательств
11.3. Коллизионные вопросы защиты прав потребителя

Лекция 12. Право интеллектуальной собственности
12.1. Понятие интеллектуальной собственности
12.2. Авторское право и смежные права
12.3. Патентное право
12.4. Право на товарный знак, наименование места происхождения товаров и борьба с недобросовестной конкуренцией
12.5. Лицензионные соглашения на изобретения, ноу-хау и товарные знаки

Лекция 13. Семейные правоотношения в международном частном праве
13.1. Понятие семейных отношений
13.2. Заключение брака
13.3. Правоотношения между супругами
13.4. Расторжение брака
13.5. Правоотношения между родителями и детьми
13.6. Усыновление

Лекция 14. Наследственное право в международном частном праве
14.1. Понятие наследственных отношений
14.2. Коллизионные вопросы наследования
14.3. Наследование по завещанию
14.4. Выморочное имущество
14.5. Наследственные права российских граждан за границей
14.6. Производство по наследственным делам

Лекция 15. Трудовые правоотношения в международном частном праве
15.1. Понятие трудовых отношений в международном частном праве
15.2. Коллизионные вопросы в области трудовых отношений
15.3. Трудовые права иностранцев в Российской Федерации
15.4. Трудовые права российских граждан за рубежом
15.5. Социальное обеспечение

Лекция 16. Международный гражданский процесс
16.1. Понятие международного гражданского процесса
16.2. Право на судебную защиту в международном частном праве
16.3. Исполнение судебных поручений
16.4. Международный арбитраж



Просмотров