Государственная регламентация образовательной деятельности не включает. Государственная регламентация образовательной деятельности

1. Государственная регламентация образовательной деятельности представляет собой систему требований осуществления образовательной деятельности по реализации основных и дополнительных образовательных программ, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - программ профессиональной подготовки, и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, данных требований.

2. Основными принципами осуществления государственной регламентации образовательной деятельности являются:

1) установление единых требований осуществления образовательной деятельности по реализации конкретной образовательной программы (программы профессиональной подготовки);

2) установление единых процедур государственной регламентации образовательной деятельности и условий их осуществления на территории Российской Федерации; 3) гласность и открытость процедур государственной регламентации образовательной деятельности; 4) соблюдение законности при осуществлении процедур государственной регламентации образовательной деятельности.

3. Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя следующие процедуры:

1) лицензирование образовательной деятельности;

2) государственную аккредитацию образовательных организаций и (или) реализуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом ими либо научными организациями

образовательных программ;

3) государственный контроль качества образования;

4) государственный надзор за соблюдением законодательства об образовании.

Процедуры государственной регламентации образовательной деятельности проводятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в сфере образования, и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, в пределах предоставленных им полномочий.

Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г.

№ 966 «О лицензировании образовательной деятельности»

Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование - это вид государственного контроля, направленного на обеспечение прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Лицензирование предусматривает осуществление мероприятий, связанных с предоставлением, переоформлением, приостановлением и аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

На кого распространяется: Положением устанавливается порядок лицензирования образовательной деятельности всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Кто осуществляет лицензирование: Лицензирование образовательной деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:

а) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки - в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования

Что лицензируется: Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Государственная регламентация образовательной деятельности:

  1. 26. Нормативная правовая регламентация образовательного процесса
  2. 18Правовая регламентация приема в образовательное учреждение
  3. Государственная аккредитация образовательной деятельности
  4. Вопрос 1. Особенности федерального государственного образовательного стандарта начальной и основной школы (сравнение с государственным образовательным стандартом первого поколения). Как изменились целевые установки в обучении иностранным языкам?
  5. 14. Государственный образовательный стандарт школы. Виды образовательных программ.
  6. Тема: Государственный образовательный стандарт. Образовательные программы педагогических училищ и колледжей.
  7. Международная регламентация внешнеэкономической деятельности.
  8. 59. Правовое регулирование в странах Европы признания образовательных кредитов, квалификаций и контроля качества образовательной деятельности.
  9. А) ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: НОД, СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ.
  10. 54. Понятие образовательной услуги. Платность дополнительных образовательных услуг в государственных и муниципальных учреждениях
  11. Конституционно-правовая регламентация системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Описание презентации ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Система по слайдам

Система образования ст. 10 Органы власти в сфере образования, консультативные, совещательные органы ФГОС ФГТ ОС ОП организации, осуществляющие образоват. деятельность, педагогические работники, обучающиеся, родители несовершеннолетних обучающихся. О б е сп е ч е н и е и о ц е н к а ч е ст в а (м о н и т о р и н г)

Ч. 2 ст. 90. Государственная регламентация образовательной деятельности 1) лицензирование образовательной деятельности; 2) государственная аккредитация образовательной деятельности; 3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.

Основные нормативно-правовые акты 1. Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. № 99 -ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294 -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 3. ФЗ № 273 от 29. 12 «Об образовании в РФ»

4. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174 «О лицензировании образовательной деятельности» утвержденное 5. Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»

6. Приказ Минобрнауки России от 11 декабря 2012 г. № 1032 г. Москва «Об утверждении форм заявлений о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам»

7. Приказ Минобрнауки России от 13 июня 2012 г. N 483 г. Москва «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательных учреждений»

8. Приказ Минобрнауки России от 20 февраля 2012 г. N 123 г. Москва «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций»

9. Приказ Минобрнауки России от 2 мая 2012 г. N 370 г. Москва «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования»

9. Постановление Губернатора Новосибирской области «Об ут верждении Административного регламента п редоставления министерством образования, науки и инновационной политики Новосиби рской области государственной услуги по лицензированию образовательной деятельно сти организаций, осуществляющих образова тельную деятельность на территории Новос ибирской области (за исключением организ аций, указанных в пункте 7 части 1 стать и 6 Федерального закона от 29. 12. 2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Феде рации»)»

Приложение к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации) , о подвидах дополнительного образования, адреса мест осуществления образовательной деятельности

Основания для возврата заявления лицензиату (ч. 12 ст. 91) 1) выходит за пределы компетенции лицензирующего органа; 2) соискатель лицензии или лицензиат в соответствии со ст. 23 не вправе реализовывать образовательные программы; 3) наличие у лицензиата неисполненного предписания

Действие выданных лицензий продолжается, а переоформление осуществляется до 01. 2016 г. (ч. 9 ст. 108)

Новеллы лицензирования деятельности ОО (ст. 91) 1. Н е указываются места осуществления для программ ДПО и профессионального обучения (ч. 4) 2. Основания для отказа в получении лицензии: наличие неисполненного предписания Рособрнадзора или органа, осуществляющего переданные полномочия (п. 3 ч. 12)

3. В лицензионных требованиях и условиях должны быть отражены: – сетевая форма реализации образовательных программ, – применение электронных форм обучения, ДОТ. 4. Индивидуальные предприниматели, привлекающие к осуществлению образовательной деятельности иных педагогических работников, должны получать лицензию (до 01. 2014, ч. 10 ст. 108)

Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия ФГОС образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.

Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам ФГОС

СРОКИ ДЕЙСТВИЯ АККРЕДИТАЦИОННЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ 1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам; 2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АККРЕДИТАЦИИ ОД УСТАНАВЛИВАЕТ 1) требования к заявлению о государственной аккредитации перечень включаемых в него сведений требования к документам, необходимым для проведения государственной аккредитации и прилагаемым к заявлению о государственной аккредитации их перечень;

2) порядок представления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, заявления о государственной аккредитации и документов, необходимых для проведения государственной аккредитации, порядок их приема аккредитационным органом;

3) порядок проведения аккредитационной экспертизы, в том числе порядок привлечения экспертов и (или) экспертных организаций к проведению аккредитационной экспертизы; 4) особенности проведения аккредитационной экспертизы при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности религиозных организаций, а также образовательной деятельности загранучреждений Министерства иностранных дел РФ

5) порядок принятия решения о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации; 6) порядок предоставления аккредитационным органом дубликата свидетельства о государственной аккредитации; 7) основания и порядок переоформления свидетельства о государственной аккредитации; 8) порядок приостановления, возобновления, прекращения и лишения государственной аккредитации;

9) особенности проведения аккредитационной экспертизы при проведении государственной аккредитации: а) образовательной деятельности образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы высшего образования в соответствии с самостоятельно установленными образовательными стандартами; б) образовательной деятельности по профессиональным образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, и профессиональным образовательным программам в области информационной безопасности.

Новеллы аккредитации деятельности ОО (ст. 92) 1. Отменена аккредитационная экспертиза по установлению типа и вида образовательной организации. 2. Определен предмет аккредитационной экспертизы: соответствие образовательной деятельности ФГОС. 3. Программы ДПО не подлежат аккредитации. Свидетельства об аккредитации в части этих программ утрачивают силу с 01. 09. 2013 (ч. 8 ст. 108) В остальном действие выданных свидетельств о государственной аккредитации продолжается, и переоформление осуществляется до 01. 2016 г. (ч. 9 ст. 108)

Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования федеральный государственный надзор в сфере образования

федеральный государственный контроль качества образования деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям ФГОС посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами власти и организациями требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований

Государственный контроль (надзор) в сфере образования (ст. 93) Установлены дополнительные основания для неплановых проверок (ч. 5 ст. 93): 1) выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании проведении государственной аккредитации образовательной деятельности; 2) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования

В случае нарушения (ч. 6 -8 ст. 93): 1. Предписание об устранении (в срок до 6 мес.) 2. В случае неисполнения предписания в срок: – составляется протокол в соответствии с Ко. АП – запрещается приём в данную организацию – выносится решение суда о привлечение к административной ответственности – повторное вынесение предписания и приостановление действия лицензии – АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ СУДОМ в случае дальнейшего неисполнения предписания.

Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ)

Статья 90. Государственная регламентация образовательной деятельности

Комментарий к статье 90

Данная статья является новацией образовательного законодательства и раскрывает элементы (направления) государственной регламентации образовательной деятельности. Целью такой регламентации является унификация требований к организации образовательного процесса в рамках реализации образовательными организациями образовательных программ, а также обеспечение единого механизма проверки соблюдения указанных требований.

Государственная регламентация образовательной деятельности реализуется непосредственно по трем самостоятельным направлениям, представляющим одновременно инструменты регламентации: лицензирование образовательной деятельности (см. комментарий к ст. 95 Закона), государственная аккредитация образовательной деятельности (см. комментарий к ст. 96 Закона) и государственный контроль (надзор) в области образования (см. комментарий к ст. 97 Закона).

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

Комментарий к статье 91

Вопросы лицензирования образовательной деятельности находили отражение в ст. 33.1 “Лицензирование образовательной деятельности” Закона N 3266-1, а отдельные нормы о лицензировании в сфере высшего профессионального образования – в Законе N 125-ФЗ. Между тем нормативные положения о лицензировании значительным образом переработаны и адаптированы под современную практику механизма лицензирования деятельности, осуществляемой на различных образовательных уровнях. Как и ранее, лицензирование образовательной деятельности осуществляется Рособрнадзором на основании заявлений соискателей лицензии (образовательных организаций), а также представления необходимых сопутствующих документов.

Более подробное регулирование получили вопросы порядка внесения изменений в лицензию, случаев необходимости переоформления лицензии, получения временной лицензии. Помимо общих причин, установленных законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, регламентированы специальные основания для возврата соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

Закреплена практика реализации механизма лицензирования религиозных образовательных организаций, загранучреждений, осуществляющих образовательную деятельность за рубежом, а также реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. В настоящее время механизм лицензирования образовательной деятельности урегулирован рядом документов, к которым можно отнести:

Положение о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 (ред. от 24.09.2012)) <1>;

——————————–

<1> СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1651.

Положение о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации и реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 837 (ред. от 24.09.2010)) <1>;

——————————–

<1> СЗ РФ. 2009. N 43. Ст. 5086.

Положение о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, реализующих военные профессиональные образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 N 49) <1>;

——————————–

<1> СЗ РФ. 2010. N 7. Ст. 757.

Положение о лицензировании образовательной деятельности федеральных университетов, университетов, в отношении которых установлена категория “национальный исследовательский университет”, других федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2011 N 626 (ред. от 24.09.2012)) <1>;

——————————–

<1> СЗ РФ. 2011. N 32. Ст. 4827.

Положение о лицензировании образовательной деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова” и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Санкт-Петербургский государственный университет” и Положение о государственной аккредитации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова” и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Санкт-Петербургский государственный университет (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2011 N 87 (ред. от 24.09.2012)) <1>.

——————————–

<1> СЗ РФ. 2011. N 8. Ст. 1128.

Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности

Комментарий к статье 92

Аналогичные нормы, посвященные государственным аккредитационным процедурам, содержала ст. 33.2 Закона N 3266-1. Законодатель воспроизвел ранее установленные инструменты процедуры государственной аккредитации, включая привлечение экспертов, проведение экспертизы и т.п. Статья сохраняет процедурный характер норм о государственной аккредитации, используя при этом более грамотную техническую систематизацию соответствующего правового материала. Впервые нашли отражение элементы государственной аккредитации духовных образовательных организаций.

Механизм проведения государственной аккредитации раскрывается более подробно в соответствующем Положении о государственной аккредитации, которое в настоящий момент утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.03.2011 N 184. Кроме того, отдельными документами предусмотрены особенности проведения государственной аккредитации в отношении некоторых образовательных организаций. В настоящий момент к таким документам можно отнести:

Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 414 (ред. от 21.03.2011));

Положение о государственной аккредитации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова” и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Санкт-Петербургский государственный университет” (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2011 N 87 (ред. от 24.09.2012)).

Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования

Комментарий к статье 93

В статье 38 Закона N 3266-1 предметно рассматривались вопросы контрольно-надзорного механизма в образовательной сфере. Однако положения комментируемой статьи значительным образом переработаны и адаптированы под современную практику. Раскрывается понятие контроля качества образования и надзора за деятельностью образовательных организаций. Как и ранее, контроль и надзор реализуются в форме проверок, которые могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Кроме того, закрепляются процедурные аспекты механизма проведения проверок, а также правовые последствия выявленных нарушений образовательного законодательства в части обеспечения качества ведения образовательного процесса.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется в соответствии с правилами, определенными в Положении о государственном контроле (надзоре) в сфере образования (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 N 164).

Статья 94. Педагогическая экспертиза

Комментарий к статье 94

Отдельная статья о педагогической экспертизе впервые нашла отражение в нормах образовательного законодательства. Сама экспертиза:

преследует цель выявления в нормативных актах федеральных органов исполнительной власти положений, затрагивающих права и ущемляющих положение субъектов образовательного процесса в части образовательной (воспитательной) составляющей;

может проводиться в отношении как уже принятых (действующих), так и готовящихся к принятию (проектов) нормативных актов;

организуется уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти и непосредственно проводится на общественных началах участниками образовательных отношений.

По результатам проведения педагогической экспертизы экспертами составляется заключение, которое представляется в федеральный орган исполнительной власти, разработавший проект или принявший нормативный правовой акт. Правительство РФ устанавливает порядок (механизм) проведения педагогической экспертизы.

Статья 95. Независимая оценка качества образования

Комментарий к статье 95

Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства и посвящена независимой оценке качества образования, предоставляемого образовательными организациями. Развитие системы независимой оценки качества образования является задачей нескольких программных документов РФ, в числе которых: Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы <1>, Государственная программа Российской Федерации “Развитие образования на 2013 – 2020 годы” <2>, Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 – 2015 годов, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года <3>.

——————————–

<1> Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61.

<2> Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р.

<3> Утверждены Правительством Российской Федерации 31.01.2013.

Кроме того, Правительству РФ Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики” поручено до 1 апреля 2013 г. совместно с общественными организациями обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности <1>.

——————————–

<1> Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики”.

Во исполнение этого поручения Правительство РФ утвердило Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги <1>, а также План мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 – 2015 годы <2>.

——————————–

<1> Постановление Правительства РФ от 30.03.2013 N 286 “О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги”.

<2> Распоряжение Правительства РФ от 30.03.2013 N 487-р “Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 – 2015 годы”.

Минобрнауки России и Общероссийским объединением работодателей – РСПП утверждены Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования <1> и Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах <2>.

——————————–

<1> Утверждено Минобрнауки России, Общероссийским объединением работодателей – РСПП 31.07.2009 N АФ-318/03.

<2> Утверждено Минобрнауки России, РСПП 31.07.2009 N АФ-317/03.

Учитывая комментируемую статью и ст. 96 Закона N 273-ФЗ, можно сказать, что фундаментальные правовые основы для формирования независимой оценки качества образования, а также участия общественности и общественно-профессиональных сообществ в повышении качества образования созданы. Однако еще требуются целенаправленные усилия по формированию общего системного подхода к независимой оценке образования как основе целостной общероссийской системы оценки качества образования, необходима разработка технологий и процедур независимой оценки образования на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, школьном) и ступенях образования (дошкольное, начальное, основное, среднее общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское, дополнительное).

Часть 1 комментируемой статьи определяет объекты независимой оценки качества образования: образовательные организации и программы. Сутью независимой оценки является определение соответствия объектов независимой оценки потребностям лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность. Целями создания системы независимой оценки качества образования являются:

повышение уровня конкурентоспособности образовательных программ и образовательных организаций, их реализующих, как на российском, так и на международном уровне;

объективизация оценки качества российского образования;

повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве предоставляемого образования;

формирование общероссийской системы оценки качества образования.

Формами независимой оценки качества образования могут являться:

аккредитация образовательных программ и образовательных организаций, их предоставляющих;

сертификация выпускников;

мониторинг деятельности образовательных организаций.

Субъектов независимой оценки качества образования – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель – определяет ч. 2 статьи. Каких-либо требований к субъекту независимой оценки качества образования (кроме установления организационно-правового статуса) законодатель не предъявляет. Однако на подзаконном уровне они могут предъявляться, например, организации, претендующие на проведение независимой оценки качества образования, должны обладать такими признаками, как:

компетентность – перечень основных (внутренних и приглашенных) экспертов организации с приложением подробных данных на каждого из них, содержащий сведения о научных интересах и достижениях экспертов, их опыте образовательной или иной профессиональной деятельности (для представителей рынка труда), свидетельствующие о наличии у экспертов необходимой квалификации и профессионально-личностных данных;

репутация – их официальное признание компетентными органами в общеевропейском, российском пространстве высшего (или другого вида) образования как структур, ответственных за независимую оценку качества;

независимость – от образовательных организаций, органов управления образованием и других заинтересованных сторон в своей деятельности, суждениях и рекомендациях;

информационная открытость – процессы, процедуры и критерии, используемые организациями, должны быть заранее определены и опубликованы;

иные требования.

В части 3 статьи предусматривается право субъекта независимой оценки качества образования устанавливать виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты. Такие субъекты вначале выбирают форму независимой оценки (аккредитация, сертификация, составление рейтинга, мониторинг). Далее, пользуясь предоставленным правом, организации, осуществляющие независимую оценку качества образования, устанавливают собственную систему критериев ее оценки. При оценке качества образования проводятся специализированные экспертизы, при которых используются результаты независимой внешней оценки качества профессионального образования. Однако для этого необходимы:

формирование единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования и подходов к его измерению;

разработка стандартизированного, апробированного инструментария;

координация деятельности различных организаций, занимающихся проблемами качества образования;

разработка необходимого научно-методического обеспечения для объективного и надежного сбора информации;

подготовка квалифицированных кадров для проведения независимых экспертиз и др.

Указом Президента РФ от 07.05.2012 “О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки” Правительству РФ совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением ученых Российской академии наук и международных экспертов поручено к декабрю 2014 г. подготовить предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.

Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических или физических лиц (ч. 4 статьи). Причем используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах. Инициатором проведения независимой оценки качества образования может выступать как сама образовательная организация, так и любое лицо, интересующееся качеством образовательных услуг конкретной образовательной организации.

Основным источником информации для независимой оценки качества образования являются открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности образовательных организаций. Доступность к таким ресурсам обеспечивается образовательными организациями в силу ст. 29 Закона N 273-ФЗ посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Услуги экспертов при проведении независимой оценки качества образования предоставляются на возмездной основе в соответствии с гражданско-правовым договором.

Независимая оценка качества образования может осуществляться также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования (ч. 5 рассматриваемой статьи), которые проводятся, как правило, в сфере высшего профессионального образования. Основными формами оценки высшего образования, применяемыми в мировой практике, являются аудит, оценка, аккредитация:

аудит качества – степень достижения собственных целей. В российской оценочной практике по назначению совпадает с самообследованием образовательных организаций;

оценка – проверка организации высшего образования, результаты которой либо определяются в количественных величинах, либо обозначаются буквами алфавита в национальной системе оценки качества, принятой в той или иной стране. Однако все большее значение приобретают международные критерии и показатели, которые должны использоваться при проверке образовательных организаций;

аккредитация – оценка подтверждения соответствия учреждения высшего образования определенному статусу. В результате специализированной или профессиональной аккредитации образовательных программ выявляется и подтверждается, что после изучения учебной программы слушатели получают необходимую квалификацию для практической деятельности.

В настоящее время сложилась международная инфраструктура по оценке качества высшего образования, которая включает:

международную сеть агентств, гарантирующих качество высшего образования (International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education – INQAAHE), главная цель которой – сбор, анализ и распространение информации о современных теориях и практике оценки качества высшего образования;

европейскую сеть гарантии качества высшего образования (European Network for Quality Assurance in Higher Education – ENQA), цель которой – европейское сотрудничество в области гарантии качества в высшем образовании и соответствующих положений Болонской декларации;

Международный альянс по транснациональному образованию (Global Alliance for Transnational Education – GATE), основная цель деятельности которого – содействие в получении и совершенствовании высшего образования вне рамок каких-либо государств. В целях глобального управления транснациональным образованием GATE для административно-правового регулирования данного вида высшего образования разработал Принципы транснационального образования, являющиеся сводом международных норм-принципов, регулирующих развитие нового вида высшего образования. GATE разработал и внедрил сертификацию альянса в зоне транснационального образования как процедуру международного обеспечения качества высшего образования и профессиональной подготовки вне государственных границ;

Ассоциацию европейских университетов: Конференцию ректоров университетов (Association of European Universities – CRE), которая не сама осуществляет оценку, аккредитацию учреждений высшего образования и подтверждение результатов их собственной самооценки, а использует экспертов из зарубежных университетов, назначенных ассоциацией <1>.

——————————–

<1> Щербак Е.Н. Актуальные вопросы международной стандартизации нормативных требований к оценке качества высшего образования в рыночных условиях // Юридическое образование и наука. 2011. N 4. С. 27 – 29.

Последняя ч. 6 комментируемой статьи устанавливает, что результаты независимой оценки качества образования не влекут приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Указанная часть подчеркивает добровольный (необязательный) характер независимой оценки качества образования. Оценка качества образования, выраженная в какой-либо форме (рейтинг, профессиональная аккредитация и др.), оказывает определенное влияние (положительное или негативное) на престиж образовательной организации, ее конкурентоспособность, но не влечет каких-либо неблагоприятных правовых последствий.

Реальные правовые последствия несут только государственные разрешительные процедуры – лицензирование образовательных организаций и аккредитация образовательных программ. Сущность таких процедур состоит в санкционировании, официальном признании за конкретными субъектами возможности заниматься образовательной деятельностью, требующими профессионального выполнения специальных правил, а также в контроле за фактически осуществляемыми действиями. При проведении государственной аккредитации образовательные организации согласно ч. 8 ст. 96 Закона N 273-ФЗ представляют сведения об имеющейся у них общественной (общественно-профессиональной) аккредитации, которая рассматривается при госаккредитации. Для осуществления независимой оценки качества образования наличие лицензии и госаккредитации не оказывает никакого влияния на результат общественной экспертизы.

Please wait...

Зарегистрировано:__________________

______________________М.В. Шипилова

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Старооскольский филиал

(СОФ НИУ «БелГУ»)

Педагогический ФАКУЛЬТЕт

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ и физической культуры

ДОКЛАД

Регламентация образовательной деятельности, ее основные направления. Сущность, значение и содержание независимой оценки качества образования

Выполнил:

Студент 3 курса группы 230

Голощапова Мария

Старый Оскол 2013

Понятие регламентации образовательной деятельности и ее основные направления

Государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.

Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя:

1) лицензирование образовательной деятельности;

2) государственную аккредитацию образовательной деятельности;

3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.

Лицензирование образовательной деятельности

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, по подвидам дополнительного образования.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти.

Лицензирование – это процедура, которая устанавливает соответствие условий осуществления образовательного деятельности высшим учебным заведением, условиям, предусмотренным Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации. К данным условиям относятся: наличие учебных планов и образовательных программ по заявленным специальностям, установление объемов учебной нагрузки, комплектация профессорско-преподавательского состава, материальная и техническая оснащенность учебного процесса, наличие требуемых оборудованных учебных помещений и территорий. А так же, соблюдение строительных, санитарных и гигиенических норм и правил, выполнение условий обеспечения медицинским обслуживанием работников и учащихся.

Положительным результатом процедуры лицензирования является выдача государственной Лицензии на право осуществления образовательной деятельности.

Лицензия - это государственный документ, разрешающий высшему учебному заведению (или филиалу вуза) заниматься образовательной деятельностью в сфере высшего профессионального образования. Лицензия выдается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки сроком на 5 лет. Лицензия дает право высшему учебному заведению вести образовательную деятельность.

Государственная аккредитация образовательной деятельности

Аккредитация (лат. accredo, «доверять») - в общем случае это процесс, в результате которого организация приобретает официальное подтверждение соответствия качества предоставляемых услуг некоему стандарту.

Свидетельство о государственной аккредитации учебного заведения, подписанное руководителем Федеральной службы по надзору с сфере образования и науки, является подтверждением государственного статуса "институт", "академия" или "университет" и обеспечивает при успешном окончании учебы получение диплома государственного образца. Выдавая вузу это свидетельство, государство берет на себя ответственность за качество образования, в данном учебном заведении. Не имеющие государственной аккредитации вузы выдают диплом собственного образца.

Только аккредитованные учебные заведения имеют право выдавать выпускникам дипломы государственного образца, дающие право занимать штатные должности на государственной и бюджетной службе, поступать в аспирантуру. На время учебы только в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, учащимся предоставляется отсрочка от призыва на срочную военную службу.

Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования

Государственный контроль (надзор) представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных федеральными законами.

Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Независимая оценка качества образования

Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.

Независимая оценка качества образования осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - организация, осуществляющая оценку качества).

Организация, осуществляющая оценку качества, устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.

Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах.

Независимая оценка качества образования осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования.

В оценке качества образования, по нашему мнению, главным критерием является определение уровня учебных достижений учащихся в соответствии с принятыми государственными стандартами. Поэтому в современных условиях актуальной задачей становится разработка независимого эффективного измерительного инструмента, который мог бы «измерять» качество не только итоговой аттестацией при переходе со ступени на ступень, но и на всем периоде обучения школьников, независимо от типа и вида образовательной организации, региональных особенностей, местных условий.

Одним из таких инструментов является автоматизированная универсальная тестовая система диагностики качества образования «Дикобраз», в основу которой положены принципы сетевого взаимодействия участников образовательного процесса с использованием технологии дистанционного компьютерного Интернет-тестирования с автоматической обработкой результатов и их мгновенного отображения на страницах общероссийского специализированного образовательного Интернет–портала «Инновации в образовании».

Независимость процедуры Интернет–тестирования достигается за счёт использования единого закрытого банка тестовых заданий, скомплектованного независимой общественно–профессиональной структурой (краудсорсинг), формирования индивидуального теста автоматическим способом для каждого тестируемого и исключения из процесса оценивания результата выполнения теста заинтересованных лиц.

Данный инструмент позволяет образовательным организациям оперативно выполнить независимую диагностику учебных достижений своих учащихся по единым критериям и предъявить её результаты организациям, осуществляющим независимую оценку качества образования. Поскольку оценивание результатов осуществляется автоматизированной системой по единым критериям, эти организации совместно с органами управления образованием смогут выполнить сопоставительный анализ достигнутых результатов и использовать их для составления рейтингов образовательных организаций.

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рубрика (тематическая категория) Образование

Статья 89. Управление системой образования

1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителœей и педагогических работников образовательных организаций.

3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, осуществляет координацию деятельности в сфере образования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования.

Статья 90. Государственная регламентация образовательной деятельности

1. Государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.

2. Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя:

1) лицензирование образовательной деятельности;

2) государственную аккредитацию образовательной деятельности;

3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателœей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

3. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона.

4. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

5. Переоформление лицензии наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями осуществляется лицензирующим органом в случае:

1) реорганизации юридических лиц в форме присоединœения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица;

2) реорганизации юридических лиц в форме их слияния при наличии лицензии у одного реорганизованного юридического лица или лицензий у нескольких реорганизованных юридических лиц.

6. Переоформление лицензии исходя из основания ее переоформления осуществляется полностью или в части соответствующего приложения.

7. При реорганизации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме присоединœения к ней другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, переоформление лицензии осуществляется на основании лицензий таких организаций.

8. В целях обеспечения осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации лицензиата в форме разделœения или выделœения, лицензирующий орган предоставляет такой организации временную лицензию в соответствии с лицензией реорганизованного лицензиата. Срок действия временной лицензии составляет один год.

9. Заявление о предоставлении временной лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

10. Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении временной лицензии осуществляется в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления соискателя лицензии о предоставлении временной лицензии и прилагаемых к нему документов.

11. Форма заявления о предоставлении временной лицензии, а также перечень и формы документов, прилагаемых к нему, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

12. Лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями при наличии одного из следующих оснований:

1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата в соответствии с настоящим Федеральным законом не отнесено к компетенции лицензирующего органа;

2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе реализовывать;

3) наличие у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

13. Лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, осуществляется по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, в случае если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При лицензировании образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

14. Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет сбор и передачу в лицензирующий орган заявлений загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации как соискателœей лицензии или лицензиатов о предоставлении или переоформлении лицензий и прилагаемых к таким заявлениям документов.

15. Лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности:

1) подтверждения законных оснований пользования духовными образовательными организациями помещениями, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также образовательного ценза педагогических работников этих организаций;

2) требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям и территориям загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации, где осуществляется образовательная деятельность, а также к организации в них образовательной деятельности;

3) осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;

4) осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

16. Особенности лицензирования образовательной деятельности образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и находятся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по выработке государственной политики в сфере миграции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия их незаконному обороту, иных образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, определяются положением о лицензировании образовательной деятельности.

Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности

1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

2. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателœей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

3. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Государственная аккредитация образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, проводится по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, в случае если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При государственной аккредитации образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует проведение государственной аккредитации образовательной деятельности, осуществляемой в таких филиалах, во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.

7. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы. Основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и относятся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, являются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию.

8. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации всœе основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии обучающихся, завершающих обучение по этим образовательным программам в текущем учебном году.

9. Аккредитационный орган принимает отдельное решение о государственной аккредитации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации и реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в т.ч. в каждом ее филиале.

10. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы представляются в аккредитационный орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе направить в аккредитационный орган в форме электронного документа͵ подписанного электронной подписью. Формы указанных заявления и прилагаемых к нему документов, а также требования к их заполнению и оформлению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

11. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.

12. Предметом аккредитационной экспертизы является определœение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам (далее - аккредитационная экспертиза). При проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по образовательным программам, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов, аккредитационная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся не проводится.

13. В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных для государственной аккредитации базовых образовательных программ, и (или) экспертные организации, соответствующие установленным требованиям. Эксперты и экспертные организации не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательной деятельности такой организации.

14. Аккредитационный орган осуществляет аккредитацию экспертов и экспертных организаций и ведение на электронных носителях реестра экспертов и экспертных организаций. Указанный реестр размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

15. Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, порядок привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, порядок их аккредитации (в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

16. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы расходов производятся в порядке и в размерах, которые установлены Правительством Российской Федерации.

17. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в т.ч. заключение, составленное по результатам аккредитационной экспертизы, размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

18. Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным указанным в части 29 настоящей статьи положением.

19. При принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:

1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;

2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

20. Формы свидетельства о государственной аккредитации и приложения к нему, а также технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

21. При ликвидации образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращении деятельности образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, в результате реорганизации в форме слияния, разделœения или присоединœения действие государственной аккредитации прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателœей записи о ликвидации юридического лица, о прекращении его деятельности в результате реорганизации или о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

22. Организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникшей в результате реорганизации в форме слияния, разделœения или выделœения либо реорганизованной в форме присоединœения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией или реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию. Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации составляет один год.

23. Аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

1) выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) наличие отрицательного заключения, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.

24. Аккредитационный орган лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

1) аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности полностью или в отношении отдельных имеющих государственную аккредитацию образовательных программ;

2) повторное в течение срока действия государственной аккредитации нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца;

3) истечение срока приостановления действия государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия государственной аккредитации).

25. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии основания для лишения государственной аккредитации по одной или нескольким реализуемым ею основным профессиональным образовательным программам.

26. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление о проведении государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа в государственной аккредитации или лишения ее государственной аккредитации.

27. За выдачу свидетельства о государственной аккредитации, переоформление свидетельства о государственной аккредитации и выдачу временного свидетельства о государственной аккредитации уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

28. Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.

29. Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности устанавливаются:

1) требования к заявлению о государственной аккредитации, перечень включаемых в него сведений, требования к документам, необходимым для проведения государственной аккредитации и прилагаемым к заявлению о государственной аккредитации, и их перечень;

2) порядок представления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, заявления о государственной аккредитации и документов, необходимых для проведения государственной аккредитации, порядок их приема аккредитационным органом;

3) порядок проведения аккредитационной экспертизы, в т.ч. порядок привлечения экспертов и (или) экспертных организаций к проведению аккредитационной экспертизы;

4) особенности проведения аккредитационной экспертизы при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, в части подтверждения образовательного ценза педагогических работников таких образовательных организаций, а также образовательной деятельности загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации;

5) порядок принятия решения о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации;

6) порядок предоставления аккредитационным органом дубликата свидетельства о государственной аккредитации;

7) основания и порядок переоформления свидетельства о государственной аккредитации;

8) порядок приостановления, возобновления, прекращения и лишения государственной аккредитации;

9) особенности проведения аккредитационной экспертизы при проведении государственной аккредитации:

а) образовательной деятельности образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы высшего образования в соответствии с самостоятельно установленными образовательными стандартами;

б) образовательной деятельности по профессиональным образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, и профессиональным образовательным программам в области информационной безопасности.

Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования

1. Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее - органы по контролю и надзору в сфере образования).

2. Под федеральным государственным контролем качества образования принято понимать деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов.

3. Под федеральным государственным надзором в сфере образования принято понимать деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - органы и организации), требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.

4. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателœей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.

5. Основаниями для проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках федерального государственного надзора в сфере образования наряду с основаниями, предусмотренными Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателœей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются:

1) выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;

2) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании на базе данных мониторинга в системе образования, предусмотренного статьей 97 настоящего Федерального закона.

6. В случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.

7. В случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания, в т.ч. если представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, отчет не подтверждает исполнение этого предписания в установленный им срок или отчет о его исполнении до истечения срока его исполнения не представлен, орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и запрещает прием в данную организацию.

8. В случае вынесения судом решения о привлечении организации, должностных лиц органа или организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания орган по контролю и надзору в сфере образования вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения. При выдаче повторно организации, осуществляющей образовательную деятельность, предписания орган по контролю и надзору в сфере образования также приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично (в отношении отдельных видов образования, уровней образования, профессий, специальностей, направлений подготовки и (или) подвидов дополнительного образования, адресов мест осуществления образовательной деятельности) на срок исполнения выданного повторно предписания. До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. После получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации. Приостановленное действие лицензии организации, осуществляющей образовательную деятельность, возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания. В случае, в случае если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила нарушение требований законодательства об образовании, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии приостанавливается на период до вступления в законную силу решения суда. В случае, в случае если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, не устранил нарушение требований законодательства об образовании, орган по контролю и надзору в сфере образования направляет в вышестоящий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предложение о рассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или руководителя органа местного самоу

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" 2017, 2018.



Просмотров